Конспект занятия “История правил дорожного движения”план-конспект занятия

История правил дорожного движения в России

История российских правил дорожного движения началась при Иване III (годы правления 1462-1505), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволявшими быстро преодолевать большие расстояния.В 1683 году Петр I запретил быструю езду по городским улицам, езду без возниц и на невзнузданных лошадях. Кучерам запрещалось бить прохожих хлыстами. В 1719 году указом первого российского императора были созданы полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения.В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима – любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу. С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии. В 1883 году была издана “Инструкция городовым Московской полиции”, которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам. В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения “номера” извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила – управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением “конки” появилось новое правило проезда перекрестков – преимущество тяжелых “вагонов” перед другими транспортными средствами.Появление первых автомобилей в XIX веке значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. В 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение “самодвижущихся экипажей”, а в 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас. Автомобиль должен был быть зарегистрирован, оснащен номерными знаками спереди и сзади и исправен, что подтверждалось ежегодным обязательным осмотром специальной комиссией. Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знавший грамоту и русский язык, соответствовавший требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имевший разрешение на управление.В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. В 1911 году в России начали устанавливать знаки, принятые первой международной конвенцией в Париже в 1909 году, установившей международные правила дорожного движения.Первыми знаками были – “неровная дорога”, “опасный поворот”, “пересечение равнозначных дорог” и “железнодорожный переезд со шлагбаумом”.Первым советским документом, связанным с безопасностью дорожного движения, была “Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям”, утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года. Следом за ней в 1920 году был опубликован подписанный Владимиром Лениным Декрет “Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)”, установивший ограничение скорости для легковых автомобилей 25 верст в час, а для грузовых – 15 верст в час, при перемещении ночью – 10 верст в час. Здесь же были определены требования к состоянию автомобилей, их регистрации, номерным знакам, наличию у водителей документов – прав, удостоверения личности, путевых листов и требованиям к их оформлению, определялся круг лиц, отвечающих за нарушение ПДД.В 1920-х годах на улицах Москвы появились первые установки для регулирования дорожного движения. В 1927 году на Страстной (ныне Пушкинской) площади установили два светофора с поворачивающимися крыльями. С помощью ручек регулировщик вручную поворачивал вокруг оси на 90° крылья семафора и таким образом закрывал или открывал движение через перекресток. В 1930-х годах в Москве устанавливали светофоры в виде циферблата, разделенного на красные и зеленые сектора.Специальным приказом по милиции от 29 ноября 1922 года сотрудники патрульно-постовой службы экипировались жезлом регулировщика длиной 11 вершков (около 50 сантиметров) красного цвета с желтой ручкой. Его предписывалось носить на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура – ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам – указательные, предупреждающие и предписывающие.20 марта 1932 года Советом народных комиссаров РСФСР было принято постановление “О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции”. С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) работа в направлении безопасности дорожного движения не прекращалась, например, в 1944 году в Москве приняли новые ПДД, повысившие требования к водителям и пешеходам, а 30 марта 1945 года появились акты, регламентирующие требования к внешнему виду автомобилей в Москве.В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении, принятой в 1949 году, и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. В том же году началась разработка единых Правил дорожного движения. С 1 января 1961 года первые в истории страны единые Правила дорожного движения (ПДД) стали обязательными для всего СССР. До 1961 года в регионах Советского Союза действовали собственные правила дорожного движения. В Москве максимально разрешенная скорость равнялась 60 километрам в час, в Калужской области – 50 километрам в час, в Тульской – 30 километрам в час. Отличались светофоры и их сигналы, правила проезда перекрестков, технические требования к автомобилям.1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 “Знаки и указатели дорожные”, а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении.Начиная с 1968 года в рамках борьбы за понижение количества ДТП было введено повсеместное изучение ПДД в общеобразовательных школах и профтехучилищах, с 1971 года такие занятия начали проводить в старших группах дошкольных учреждений, а в дальнейшем в рамках борьбы за безопасность дорожного движения и снижение травматизма среди детей в повсеместную практику вошли различные слеты, совещания и семинары для юных участников дорожного движения. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при Всероссийском научно-исследовательском институте министерства охраны общественного порядка (ВНИИ МООП) и МВД СССР, была введена в Москве первая ЭВМ для регулирования движения одновременно на семи перекрестках.В 1968 году Советский Союз присоединился к Венской конвенции о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах. В 1973 году после ратификации Советским Союзом новых конвенций вступили в действие новые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. В последующие годы в правила неоднократно вносились изменения. Эти документы изменили раздел дорожных знаков, требования к техническому состоянию эксплуатируемых транспортных средств, порядок использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применение противотуманных фар, ввели ограничение скорости движения в городах – 60 километров в час, а на дорогах страны – 90 километров в час для легковых автомобилей и 70 километров в час для грузовых автомобилей, ввели предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями, регламентировали порядок движения транспорта со специальными световыми и звуковыми сигналами.Ныне действующие Правила дорожного движения были утверждены правительством РФ 23 октября 1993 года. На рубеже 1990-х – 2000-х годов работа над безопасностью дорожного движения велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения. В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме.В настоящее время продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, усиливается ответственность за наиболее опасные правонарушения, дополнительно регламентируется деятельность собственников дорог, внедряются новые требования к обустройству пешеходных переходов, развивается система видеофиксации нарушений правил дорожного движения.8 января 2018 года распоряжением правительства РФ утверждена “Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы”.Целями стратегии определены повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска (число лиц, погибших в ДТП на 100 тысяч населения.), составляющий не более четырех погибших на 100 тысяч населения.Материал подготовлен на основе информации открытых источников

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

История создания правил дорожного движения.

педагог-организатор МБУДО г.Иркутска ДДТ №1

Цель:знакомство с историей создания системы регулирования дорожного движения от древних времен до наших дней..

Как вы думаете, когда могли появиться первые дорожные знаки?

Для кого они предназначались и о чём говорили?

Правила дорожного движения существуют уже около 2050 лет. Еще в древние времена, когда шли одинокие путники и проезжали редкие экипажи, дороги и улицы были гораздо более узкими, извилистыми и ухабистыми, во время движения постоянно возникали конфликты между всадниками, возничими экипажей и пешеходами. Это привело к тому, что контролировать безопасность дорожного движения стало государство – в результате и появились первые правила дорожного движения, а вместе с ними и специальные службы по надзору и контролю за их исполнением.

Один из самых первых законов о городском движении, известия о котором дошли до нашего времени, был принят более 2 тысяч лет назад в Древнем Риме.

Император Гай Юлий Цезарь запретил повозкам и колесницам с восхода солнца и до вечера въезжать в город. При нём появились улицы с односторонним движением. Так же в Древнем Риме запрещали ездить на частных колесницах по улицам города в рабочее время, а иного­родние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой, а сами двигаться дальше пешком или в так­си – паланкине.

В Древнем Риме вдоль дорог через определенное расстояние устанавливали каменные столбы – указатели, а в самом Риме у здания Форума стоял позолоченный камень, от которого расходились дороги во все стороны света. От этого камня велся счет расстояний всех главных дорог по столбам.

Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года. Именно в этом году в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском с механическим управлением. Изобрел этот семафор Джон Пик Найт – специалист по семафором того времени.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначал соответствующие сигналы:

горизонтальное положение – движение запрещено;

положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности;

К семафору поставили слугу в шикарной ливрее, который поднимал и опускал стрелу. В тёмное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский.

В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт использования таких светофоров показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху.

Со временем во всем мире вводились новые и уточнялись уже существующие правила дорожного движения. Так, например, в распоряжениях администрации одного из европейских городов в конце века можно найти следующие указания:«Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждений не учинить или с кем не съехаться, а на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, на­против, порядочно и не скоро».

Правительство Англии с появлением паровых автомобилей приняло ряд правил для них, в том числе:

«Правило первое. Впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55 метров должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками он обязан предупреждать о том, что за ним следует паровик.

Правило второе. Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.

Правило третье. Скорость движения паровика не должна превышать в деревне 6 км/ч, а в городе – 3 км/ч».

И вот, стали появляться первые дорожные знаки, которые должны были предупреждать водителей об опасности. В то время знаки ставились параллельно дороге, они имели надписи, и не было четких правил их установки.

В конце 19 века, в Лондоне, на Международной лиге союзов туризма было решено, что знаки по их виду, назначению и месту установки должны отвечать общим требованиям, и в 1900 году, в Париже, было принято решение, что на знаках вместо надписей должны указываться символы, которые были бы понятны даже малограмотным людям и туристам.

Только после этого в Европе были установлены первые настоящие стандартные дорожные знаки, утвержденные на международной конференции в 1909 году.

Знаки решили устанавливать с правой стороны дороги, по ходу движения, за 250 метров от начала опасного участка перпендикулярно дороге. Знаки были круглой формы, но цвет не был строго регламентирован.

Россия так же имела многовековые традиции поддержания порядка на улицах. Правильно выбрать направление движения в лесистых местах вдоль дорог помогали вешки из сучьев деревьев, затесы на стволах, а в степи – камни или столбы вдоль дорог. На перекрестках укрепляли каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Определенные требования к движению были написаны в именном указе царей Иоанна и Петра Алексеевичей, изданном в 1683 году, который гласил: “Великим государям ведомо учинилось, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить, а ездить с возницами по-прежнему обычаю”. От извозчиков требовалось править лошадьми, сидя верхом на лошади, а не из экипажа.

С созданием в Санкт-Петербурге в 1718 году полицейских ор­ганов, контроль за соблюдением установленных правил до­рожного движения был возложен на них.

Крутой нравом русский царь Петр 1 по-своему решил прекратить безобразие на дорогах.

Его Указ, принятый в 1724 году, гласил: «Ежели и впредь будут так несмирно ездить и кнутами людей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».

На больших дорогах появились верстовые столбы, окрашенные полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были издалека видны всем проезжающим и проходящим.

Их вкапывали в землю через каждую версту (1066,8 метра) между Москвой и селом Коломенским. Эти высокие столбы в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же о высоких людях стали говорить: «Высок, как верста коломенская».

Продолжила вводить ограничение скорости императрица Анна Иоанновна (1730 год). Основной параграф ее указа звучал примерно так: “Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданных со всяким опасением и осторожностью, смирно”.

Для нарушителей правил уличного движения была разработана суровая система наказания. Причем предусматривалась возможность для виновного осознать свой поступок, впредь ездить более осмотрительно, не дожидаясь более строгого возмездия. Так на первый раз лихача ожидали “кошки” (разновидность кнута), в случае рецидива – кнут обычный и только на третий раз, как неисправимого нарушителя отправляли на каторгу.

Однако бороться с лихачами оказалось не так-то просто. “И какой же русский не любит быстрой езды!” – это качество, тонко подмеченное классиком, никак не укладывалось в рамки древнейших правил уличного движения.

Вот почему 25 июня 1732 года был издан еще более суровый указ, где говорилось: “А ежели кто впредь в противность сего Ея императорского Величества указа дерзнет так резво и несмирно ездить и люди их необыкновенно перед ними скакать и плетьми кого бить и санями и лошадьми давить, таким по состоянию вины, чинено будет жестокое наказание или смертная казнь”.

Но даже такой свирепый “штраф”, как смертная казнь, не произвел впечатления на лихачей. В 1737 году в указе правительствующему сенату “дабы никто неведением не отговаривался, снова подтверждалось, что нарушителей правил движения будут нещадно сечь, а владельцев их штрафовать”.

Вскоре после этого на одной из московских улиц дышлом пароконных саней чуть не убило фельдмаршала Миниха. Так появилось новое правило – генерал – полицмейстер города Салтыкова запретил употреблять в санях дышла.

Как видно деятельность организации и регулирования уличного движения осуществлялась на высшем государственном уровне. Каждый новый царь (или царица) развивали и конкретизировали положения своих предшественников.

Своеобразный оттенок в борьбу с лихачеством на улицах столицы внесла императрица Елизавета Петровна. В 1742 году сенат повелел:“Ежели кто на резвых лошадях ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей их отсылать в конюшню государыни”. Видимо угроза конфискации личного имущества оказалась более действенной мерой, чем смертная казнь, судя по дальнейшим указам, лихачи присмирели.

Выдающееся место в формировании правил уличного движения занимает императрица Екатерина II (1762-1796 гг.). Яркий свет фар, как известно, ослепляет и пешехода и водителя встречного транспорта, а поскольку тогда роль фар играли факелы, то появилась угроза другого порядка – пожар. Екатерина II запретила ездить по улицам с зажженными факелами, заменив их фонарями, а также отменила звуковые сигналы при езде в ночное время, чтобы не нарушать тишины. За отсутствием гудков в то время водители экипажей попросту свистели.

Следующая веха в истории регулирования движения была положена в марте 1800 года (период правления Павла I, сына Екатерины II). Дело в том, что люди не сразу пришли к мысли о том, что нужно ездить только по мостовой, не заезжая на тротуар. Сегодня это правило кажется элементарным, но оно рождалось в многолетней борьбе с неукротимым лихачеством. Первоначальный документ в этой области имел следующую формулировку: “Почтальонам, ездовым и курьерам запретить именно каждому во время их езды верхом ездить по набережным и тротуарам”.

Более 200 лет тому назад в России были приняты следующие правила дорожного движения:

В городе и предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить.

Когда случиться подъезжать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы убедиться, кому поврежденья не учинить или с кем не съехаться.

На мостах через реки карету не обгонять, а ехать напротив порядочно, не скоро.

В 1812 году в России повсеместно ввели правостороннее движение, номерные знаки, ограничение скорости, места стоянок экипажей, а в 1835 году московский генерал-губернатор издал постановление “О движении извозчиков по улицам”, где предписывалось “исполнять распоряжения скорости езды и останавливаться по первому требованию полиции”. За нарушение – штраф 500 рублей и арест до 3-х месяцев.

Уточнение правил продолжалось и в 19 веке. В«Инструкции городовым московской полиции», изданной в 1883 году были рас­писаны действия городовых на все случаи жизни. Для примера возьмем всего один – § 44. В нем предписано: «Наблюдать, чтобы при езде по улицам правящим лошадьми:

а) не ездили вперегонку.

б) при спуске под гору, на перекрестках, а равно перед пе­реезжающими и переходящими улицу сдерживали лошадей;

в) уступали дорогу крестным ходам, похоронным и дру­гим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям;

г) не ездили на лошадях невзнузданных;

д) зимою не ездили на санях без подрезов, препятствующих раскату».

Первые дорожные знаки появились еще до первой мировой войны, но их было мало, как впрочем, и автомобилей.

В 1926 году Россия берет на себя обязательства устанавливать дорожные знаки стандартной формы и символики. В 30-х годах в нашей стране действовало 20 дорожных знаков и с каждым годом их количество возрастало.

В настоящее время все дорожные знаки поделены на 8 групп: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Их форма, цвет, место и способ установки, условия применения строго определены Государственными стандартами. В силу исторических традиций предупреждающие знаки стали иметь форму равностороннего треугольника, запрещающие и предписывающие – круга, информационно-указательные и сервиса – квадрата и прямоугольника.

Для лучшей видимости знаков в темное время суток для их изготовления используется светоотражающая краска: знаки в темноте светятся от света фар автомобиля.

В современных Правилах дорожного движения установлен единый порядок движения на территории Российской Федерации, оговорены общие обязанности для водителей, пассажиров и пешеходов, определены требования к транспортным средствам, правила движения по дорогам, правила по выполнению маневров, по перевозке людей и грузов, также оговаривается ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Подведение итогов работы: составление вывода занятия

– Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии.

– Какой вывод мы с вами можем сделать?

«Прочитайте и обсудите». Хотя многие страны, подписав международные конвенции, обязались применять только утвержденные знаки, на дорогах мира встречаются самые удивительные знаки. Обсудите дорожные знаки, которые могут встретиться в других странах.

«Прочитайте самостоятельно: левостороннее или правостороннее движение?».

Почему примерно 34% жителей Земли предпочитают в своих странах ездить по левой стороне, а остальные 66% – по правой, точно не знает никто, хотя в догадках недостатка нет.

Об организации дорожного движения в древности мы знаем совсем мало. Римские предки современных водителей оставили несколько свидетельств о левосторонних предпочтениях (левая колея на каменоломне, разбитая сильнее по сравнению с правой, изображения разъезжающихся всадников на динариях), также часть историков ориентируется на левосторонний метод разъезда воинов.

С другой стороны, дорожная система развивалась, количество лошадиных сил в экипажах росло, и на дорогах стало формироваться правостороннее движение – большинству людей, как правшам, удобнее направить экипаж более сильной правой рукой.

Любопытно проследить историю возникновения правостороннего движения в мире. Дело в том, что в далеком прошлом путнику приходилось передвигаться, в большинстве своем, вооруженным. При встрече с прохожим человек уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность действовать свободной правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. Именно по этой причине в большинстве стран мира традиционно установилось и правостороннее движение для экипажей.

Однако британцы, во всем имевшие свое собственное мнение, пошли своим путем, организовав левостороннее движение. Согласно ему, в средневековой Англии рыцари предпочитали ездить по левой стороне улицы, чтобы удобнее было пожать правую руку едущему навстречу рыцарю, или сразиться с ним.

Их привычку переняли бывшие колонии и доминионы Британской империи и отдельные независимые страны. Сегодня более миллиарда автомобилистов на Кипре, в Бирме, Индии, Индонезии, Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Малайзии, Таиланде, Ямайке, Тринидаде, Эфиопии, Гане, Нигерии, Уганде, Сомали, Судане, Танганьики, Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии, а также Японии движутся по левой стороне дорожного полотна.

В «правосторонних» США тоже есть собственная историческая версия приверженности правостороннему движению. Согласно ей, повозки американских первопоселенцев во время путешествий по бескрайним прериям запрягались «цугом» – попарно в два или даже в три ряда, и на передней левой лошади сидел кучер – форейтор, ему там было удобнее и управлять упряжкой, и садиться на лошадь, и слезать с неё. Соответственно, движение было правосторонним.

В России движение по дорогам и улицам традиционно было правосторонним, а в 1752 эта традиция была официально закреплена указом императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор Россия выдержала два нашествия праворульных автомобилей – в 10-х годах ХХ века (из Австро-Венгрии и Англии) и, в недавних 90-х (преимущественно из Японии), но от устоявшейся традиции и принятого стандарта не отступила.

В отличие, скажем от Швеции, которая в 1967 году перешла «с левой стороны на правую», чтобы соответствовать стандарту большинства стран Европы. Единственное известное в России санкционированное отступление от принятого стандарта – церемония приема парада 9 мая на Красной площади, когда два автомобиля ЗИЛ двигаются в левостороннем режиме.

Естественно, при поездках в страны с левосторонним движением у наших соотечественников могут возникать трудности, в основном психологического плана. Все большее число российских туристов отдают предпочтение путешествиям на арендованном в стране посещения автомобиле.

Вот здесь, если в стране посещения режим движения – левосторонний, и возникают те самые трудности. Главная из них – необходимость переключать передачу «другой» (непривычной) рукой – теряет актуальность, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач. Но остаются еще кнопки указателей поворотов и другие кнопки управления – все они в праворульном автомобиле расположены в непривычных российскому водителю местах, вплоть до регулятора громкости на магнитоле. Со временем эти проблемы уходят, но на первых порах нужно быть предельно внимательным.

Левостороннее движение создает проблемы и обычным, «пешим» туристам. Непривычно переходить улицу, оглядываясь сначала налево, а дойдя до середины – направо. К тому же «левосторонность» отнюдь не зеркальна «правосторонности», она имеет свои особенности. Так, например, движение водного транспорта во всех странах, в том числе и с левосторонним автомобильным движением – правостороннее. Поэтому туристу из «правосторонней» страны остается одно – внимательно изучать правила и сложившиеся традиции движения в странах посещения и неукоснительно их соблюдать.

«Ответь на вопросы».

Какой самый первый дорожный знак ты можешь назвать?

Почему первые дорожные знаки появились задолго до появления автомобилей?

Почему возникла необходимость создания единой международной системы дорожных знаков?

«Новый знак». Придумать и нарисовать собственный знак, описать его назначение и место установки.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

«История появления Правил дорожного движения»

Раздел 3. История автомобилестроения. Тема 3.2. История автомобилестроения в СССР, в России.

К образовательной программе

Возрастной состав обучающихся: 14-17 лет

Славная Алина Яковлевна

Конспект занятия «История появления Правил дорожного движения к образовательной программе «Юный водитель»

: Славная А.Я.

: ДД(Ю)Т Московского района ИУЦ «Автоград»

: объединение «Юный водитель»

: «История автомобилестроения в СССР, в России»

: Создать условия для формирования интереса к автомобилизму в процессе обучения в объединении «Юный водитель».

– Знакомство с историей появления дорог, транспорта

– Знакомство с историей появления ПДД

– Создание условий для развития внимания, способности анализировать, логически мыслить, как качества личности необходимые будущему автомобилисту;

-Развитие культуры межличностных отношений в совместной коллективной деятельности обучающихся.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, ЭОР: Презентация  «История ПДД»

: Теоретическое занятие

: овладение обучающимися начальными знаниями по истории ПДД.

Занятие рассчитано на 2 учебных часа (90 минут).

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПДД. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ.

Добрый день, ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие по истории. Наверное, вы удивились: какое отношение имеет история к правилам дорожного движения? Дело в том, что мы сегодня будем говорить не об истории, как науке о развитии общества и природы, а об истории правил дорожного движения. Ведь именно знание и выполнение всех необходимых правил безопасности на дороге и за ее пределами и сделает ваше лето безопасным.

Мы с вами отправляемся в далекое прошлое, в то время, когда еще только появлялись первые дороги, зарождалось дорожное движение, а вместе с ним и первые транспортные средства, правила, дорожные знаки и средства регулирования дорожного движения. Итак, начинаем!

Давайте сперва разберемся, для чего нужен такой нормативный документ, как ПДД вообще и в России в частности? На основании какого закона он написан? Правила дорожного движения РФ устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Этот нормативный документ составлен на основании Федерального закона “О безопасности дорожного движения”. Все участники дорожного движения (водители, пешеходы и пассажиры) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Знаете ли вы когда и где появились первые правила дорожного движения? Не трудно догадаться, что там, где и первые дороги – в Древнем Риме. Как же это произошло? Регулирование дорожного движения – это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так же требовало регулирования.

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

История Правил дорожного движения берет свое начало в Древнем Риме. Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен. Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города.

Уже в то время существовала служба надзора, следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных, в обязанности которых входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов для их беспрепятственного проезда к месту назначения.

Долгое время дорожное движение в России регулировалось царскими указами.

  • Во времена правления на Руси Ивана III (XV век) были известны общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло на перекладных лошадях довольно быстро преодолевать большие расстояния
  • В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 13 января 1683 года. Указ предупреждал извозчиков, что бы они ездили осторожно, не давили пеших людей. Был издан именной указ, «сказанный разных чинов людям», который категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью сидя на ней верхом.
  • Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу».
  • В 1752 году Указом императрицы Елизаветы Петровны на улицах российских городов было введено  для карет и извозчиков. Впервые в правовой практике государства вводилось требование уступить дорогу. Транспортным средствам предписывалось «не ездить слишком шибко».
  • А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

С 1794 года извозчикам стали выдавать жетоны, из белой жести, с указанными на них масляной краской двумя номерами.

В специальном манифесте определен тип экипажа и число лошадей для чиновников различных классов.

Полиция смотрит, чтоб упражняющиеся в извозе имели исправные кареты, коляски, сани и одноколки; следит за вежливым обращением к пассажирам.

1. «В городе и в предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить».

2. «Когда случится подъехать к перекрёстку, тогда ехать ещё тише и осматриваться во все стороны, дабы ни с кем не съехаться».

3. «На мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро».

4. «Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные. Конным на оных камнях отнюдь не становиться, тож и подле самих стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком».

Была введена дифференцированная ответственность за нарушение Правил: «Виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую – кнутом, за третью будут сосланы на каторгу».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55 метров должен идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников о том, что за ним следует паровик. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов.

Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая 14 августа 1893 года префектом полиции Парижа Луи Лепином ныне       неизвестному французскому автомобилисту.

В России первый автомобиль отечественного производства появился в 1896 г. Его сконструировали инженеры Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе. В этом же году были разработаны и первые официальные правила перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах. А в 1900 г. было утверждено “Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по г. Санкт-Петербургу на автомобилях”. Эти правила в дальнейшем постоянно совершенствовались и утверждались заново.

Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

В 1931 году в Женеве была принята “Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах”, к которой присоединился и Советский Союз.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностях». Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общее ПДД для всего союза, которое редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР был введены в 1961 году. «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения — 8 ноября 1968 года. В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в Правила дорожного движения постоянно вводятся корректировки и дополнения.

А теперь мы, как обычно, посмотрим несколько видеофильмов и, закрепляя полученные знания, ответим на вопросы тестов:

1. Дозорные Дорог История Правил:

2. История появления ПДД:

3. Мировая история правил дорожного движения.  История ПДД:

Тесты по истории ПДД

Вопрос № 1 Как звали самого первого на Земле пешехода?

Вопрос № 2 При каком русском царе впервые стали устанавливаться верстовые столбы?

При Петре I При Иване Грозном При Алексее Михайловиче При Александре I

Вопрос № 4 Где появился первый светофор для пешеходов?

Вопрос № 5 Кто «запряг» в телегу пар?

Вопрос № 6 Где появился первый регулировщик дорожного движения?

Вопрос № 7Как называется двухколёсный велосипед, у которого переднее колесо значительно больше заднего?

Вопрос № 8В каком году были введены в действие первые правила дорожного движения?

Вопрос № 9В каком году в России появился первый светофор?

Вопрос № 10Где впервые была произведена разметка дорог?

Какой фирмы был автомобиль, кузов которого напоминал майского жука?

Кто впервые построил автомобиль с карданной передачей и рулевым колесом?

Вопрос № 13 В какой стране были построены первые серийные автомобили с дизельным двигателем?

Вопрос № 14При каком русском царе появилось выражение “коломенская верста”? при Иване Грозномпри Алексее Михайловичепри Петре Iпри Николае II

Вопрос № 15Где произошло первое дорожное происшествие в мире?

Вопрос № 16Когда Швеция перешла на правосторонее движение?

Показать все события и расставить их в хронологическом порядке

На ленте времени вам необходимо соотнести исторические события с датами, когда они произошли. Если задание будет сделано правильно, откроется очередное кодовое слово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *