Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Первое знакомство –
“Подводные камни” Кипра

Во время отдыха на Кипре многие туристы задаются вопросом, почему здесь левостороннее движение. Туристам предлагают тщательно изучать правила перед тем, как брать авто для проката. Необходимо учитывать местные требования к ремням безопасности и к употреблению алкоголя за рулем. Вождение по незнакомой местности осуществляется с учетом особенностей острова: улицы здесь очень узкие.

Если говорить по-простому, то это дело привычки, законодательной привычки. Которая вышла с другой привычки, человеческой. Ну а почем это и австралийская привычка? Могу объяснить.

Колония Англии

Начнем с того что сейчас в Австралии все еще доминирует влияние Англии , которое насаживалось на континент еще с конца 18 века. Когда Австралия была Английской колонией – местом отбывания заключения для преступников со всей Великобритании. Ну а так как в самом королевстве было принято ездить с левой стороны (причину этого трудно указать, есть много теорий, от удобства боя для рыцарей до эффективности перевозки бочек на телеге) то и в Австралии, после того как она обрела независимость тоже осталось правило/закон о левостороннем движении.

Англия

В самой же королевстве «где никогда не садиться солнце» первый закон о левостороннем движении принят еще в 1756 году. И он касался только движения телег и карат по Лондонскому мосту. При невыполнении закона с водителя брали штраф один серебряный фунт (как и сейчас, только сумма изменилась). В результате чего проблемы на мосту почти пропали и через тридцать лет это правило стало законом уже для всех дорог Великобритании, а значит и для ее колоний. И как следствии в той же Австралии (как английской колонии) тоже по закону левостороннее движение с той поры.

В мире

Кстати влияние Английской империи оказалось весьма весомым, так как почти во всех ее бывших колониях теперь именно левосторонние движения. И даже Япония под влиянием Англии приняла закон с аналогичным положением. Исключением разве что стали США, которые так сильно хотели отделиться от Короны, что приняли закон о правостороннем движении. На зло британцам. Это были последние крупные изменения в соотношении левосторонних водителей к правосторонним. С той поры числа почти не изменились, сейчас это 66%/34% правосторонних к левосторонним соответственно. И как легко заметить на карте «леваки» остались в все тех же английский колониях.

Большую часть этих стран объединяет статус бывшей британской колонии, так что разумно предположить, что это как-то связано с англичанами. Что же в британском королевстве пошло не так?

На самом деле, корни правого руля уходят глубоко в Средневековье. Дело в том, при езде верхом на лошади — основном средстве передвижения в тем времена — ножны с мечом располагаются на левом боку. Так всаднику удобнее вытаскивать меч правой рукой. К тому же, садиться на лошадь верхом удобнее, стоя справа от нее — опять же так не мешает меч.

В США привычное нам правостороннее движение утвердилось в конце XVIII века из-за того, что людям, передвигавшимся в каретах, стало не хватать скорости. Поэтому в кареты, которые также становились все тяжелее из-за декора и комфорта, начали запрягать четверку лошадей. Кучер располагался в таком случае на задней левой лошади, чтобы хлыстом, который он держал в правой руке, доставать до всех лошадей. Ну и да, дело определенно было в ощущении независимости от британской короны.

Во Франции «моду» на правостороннее движение ввели, как ни странно, крестьяне, которые предпочитали передвигаться на своих повозках и телегах именно так. Французская буржуазия во времена Великой Французской революции вторила их манере, чтобы буквально не выделяться из толпы.

Позднее это законодательно закрепил Наполеон Бонапарт, предписавший военным передвигаться именно по правой стороне дороги. В этот ход была вложена и политическая повестка — страны-союзницы Франции тоже стали «правосторонними». Британия, как мы видим и сегодня, осталась при своем.

Но не все страны были точно уверены в том, по какой стороне дороги передвигаться «правильнее». Канадцы до 1920-х годов не могли определиться — в разных провинциях был свой порядок.

Швеция перешла на привычное нам правостороннее движение лишь в 1967 году. Четыре года специальная комиссия разрабатывала комплекс мер. В итоге в ночь на 3 сентября с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение транспорта, кроме экстренных служб. За это время местные дорожники должны были расчехлить и включить новые светофоры и знаки, а старые — либо закрыть, либо демонтировать.

В каких странах правостороннее движение, а в каких — левостороннее

Вот и ответ на вопрос, откуда все эти сотни идиотов, которые мчатся по встречной.

Шутки о дорожном движении в Англии, где автомобили двигаются по левой стороне вместо правой, как во всех нормальных странах, уже давно стали общим местом. Тем не менее стран с левосторонним движением значительно больше, чем многие могли бы подумать. Если быть точными, то их 75. А с правосторонним — всего в два раза больше: 165. Другими словами, 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% — по левой, в первую очередь за счет населения Индии, Индонезии, Пакистана; 72% всех дорог правосторонние, 28% — левосторонние.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Объясняется это историческими факторами. Большинство людей в мире — правши. Поэтому в зависимости от способа движения по дороге удобнее то движение по правой стороне дороги, то по левой. Для пешехода с тяжелым грузом (например, с мешком зерна) удобнее правостороннее движение, так как груз будет находиться на правом плече и не будет мешать остальным участникам движения.

А вот для вооруженного всадника предпочтительнее левостороннее движение, так как рука с оружием будет находиться справа и, соответственно, сподручнее разить им врага, если он двигается навстречу тебе справа.

В Древнем Риме было левостороннее движение, в России в Средние века — правостороннее. В Англии, как уже говорилось выше, — левостороннее, и она считается главным распространителем этого принципа: во всех колониях — Индии, Пакистане, Австралии, странах Африки — левостороннее движение.

Хотя некоторые страны, например Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана, после обретения независимости поменяли движение на правостороннее. А вот Мозамбик — наоборот. А еще меняли направление движения Швеция, Португалия и Южная Корея.

Сервис аренды автомобилей Rhinocarhire сделал карту, на которой показал, в каких странах правостороннее дорожное движение, а в каких — левостороннее.

Страны с левосторонним движением

В Европе: Великобритания, Мальта, Ирландия, Кипр.

В Азии: Бангладеш, Бруней, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланка, Восточный Тимор.

В Африке: Ботсвана, Кения, Лесото, Маврикий, Мозамбик. Намибия, Сейшельские острова, Южноафриканская Республика, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве.

В Южной Америке: Гайана, Суринам.

В Океании: Австралия, Фиджи, Республика Кирибати, Республика Науру, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Королевство Тонга, Тувалу.

Помимо этого левостороннее движение на Багамских островах, на Малых Антильских островах, на Виргинских островах и на Ямайке.

Почему в Японии у большинства автомобилей правый руль?

Если присмотреться к транспортным средствам на улицах этой страны, то можно отметить, что в Японии правый руль у подавляющего большинства автомобилей. Почему в данном государстве преобладают именно такие машины?

Руль – правый, а движение – левое

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Дело в том, что Япония относится к странам с левосторонним движением. Местные автопроизводители выпускают машины с рулем, который расположен справа: так удобнее ездить и маневрировать при обгоне. При этом исследователи не могут дать точный ответ, почему японцы выбрали именно такой способ разъезда.
Одна из версий связана с английскими колонизаторами, которые попали в эту страну в 19 веке. Кроме своих традиций и товаров, они принесли и левостороннее движение. Этому правилу следовали экипажи и путники. Если бы место англичан заняли, к примеру, немцы или французы, возможно, движение в государстве стало бы правосторонним.
Левой стороны придерживались первые паровозы и трамваи на лошадиной тяге. Даже когда животных заменили на электропривод, все равно прежний распорядок трогать не стали.
Кстати, на законодательном уровне эти правила не были прописаны на протяжении нескольких десятков лет. Разве что полицейская управа Токио выпустила распоряжение о том, что автомобили и лошади должны следовать по левой стороне, но при встрече с военными отрядами – с правой. Да, японская армия до 1924 года соблюдала свои устои. А вот власти Осаки решили проявить самостоятельность и повелели, чтобы конные и автоэкипажи двигались по правой стороне. В стране возникла неразбериха: в одном городе надо двигаться так, в другом – эдак.
Путаница продолжалась до 20-х годов прошлого века, пока японское руководство не приняло волевое решение и установило по всей Японии левостороннее движение. Неразбериха прекратилась, что стало особенно важным с развитием промышленности в стране и увеличением количества транспортных средств.

Как на левостороннее движение могли повлиять самураи

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет. Универсальный ответ – так сложилось исторически.

Почему в России правостороннее движение?

В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение. У нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.

Продолжение истории после рекламы

В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее. В 1756 году всех на дорогах в королевстве обязали придерживаться левой стороны. Штраф за нарушение был весьма внушительным – фунт серебра.

Вопрос в другом – почему решили ездить по левой стороне?

Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания – островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.

Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания – это остров, там левостороннее движение так и осталось.

Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.

Почему в Австралии левостороннее движение?

С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.

Почему в Японии левостороннее движение?

Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?

Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.

Новости из мира авто: Названы самые популярные в России цвета автомобилей

Еще до изобретения автомобиля человек заметил, что соблюдение общей договоренности осуществлять движение по одной стороне дороги способствует уменьшению столкновений транспортных средств и пробок. После того как распространённым стало передвижение на машинах, правительства большинства стран приняли соглашение о том, чтобы водители придерживались правостороннего движения. Однако некоторые государства, в силу различных особенностей, предпочли левостороннюю езду. Детальнее о том, сколько стран приняли такое решение и почему, — в нашем обзорном материале.

Что влияет на выбор направления в разных странах

Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита.

Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.

Важно! Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД.

Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра.

Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.

Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.

Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия.

Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца . Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.

Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.

Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне.

Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.

Знаете ли вы? Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День “Н”»: от швед. «högertrafik» —« правостороннее движение».

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств

На заре автопрома не было чёткого размещения руля слева либо справа — выпускались машины с разным его размещением. Однако со временем традиция расположения руля слева закрепилась — так было удобнее высаживать пассажиров такси при правостороннем движении и комфортнее осуществлять обзор, когда идёшь на обгон.

Кроме собственно размещения руля и водительского кресла, в автомобилях имеются и другие конструкционные отличия, на которые оказал влияние этот факт. Так, отличается устройство дворников, отвечающих за очистку лобового стекла. В машинах с левым рулём в состоянии покоя они сложены в правую сторону, в машинах с правым рулём — в левую. Переключатель дворников в леворульных средствах передвижения располагается на правой стороне рулевой колонки.

Что касается переключателей поворотов, то сегодня они во всех машинах располагаются одинаково (хотя до недавнего времени встречались модели, где они находились слева).

Узнайте, что делать, если перестали работать поворотники.

Необходимо отметить, что производители современных машин для массового покупателя не идут на поводу у водителей, привыкших к левостороннему передвижению, и для экономии себестоимости авто выпускают модели лишь с одним отличием — расположением водительского кресла. Остальные же параметры у леворульных и праворульных машин, как правило, одинаковы (за исключением отдельных марок).

Знаете ли вы? Производитель спортивных каров McLaren в 1992-1998 годах выпускал модель под названием McLaren F1, в которой руль и кресло водителя располагались по центру салона. В 1993-2005 годах это была самая быстрая машина в мире.

Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год

Ниже приведён актуальный перечень держав, где законодательно зафиксировано только левостороннее движение.

Страны, отмеченные зелёным на карте – с правосторонним движением, жёлтым – с левосторонним

Среди европейских государств осталось всего лишь 4 ярых представителя с узаконенной левосторонней ездой:

Рекомендуем узнать, с какой скоростью можно двигаться в населенно пункте на авто.

Довольно много стран в Азии, где передвигаются по левому краю автодорог. К ним относятся:

На африканском континенте так же, как и в Азии, насчитывается 13 держав и островных государств, придерживающихся «левизны» при передвижении на авто.

Среди них такие:

Ботсвана;Кения;Лесото;Маврикий;Мозамбик;Намибия;Сейшельские острова;Южно-Африканская республика;Свазиленд;Танзания;Уганда;Замбия;Зимбабве.

На южноамериканском континенте в абсолютном большинстве держав действуют правила, предписывающие придерживание правой стороны при езде на автомобилях.

И лишь 2 страны предпочитают передвижение по левому краю дороги:

Важно! Если человек, отправляющийся в путешествие, планирует передвигаться в других державах на собственном авто либо брать машину на прокат, то ему необходимо предварительно ознакомиться с направлением движения в тех местностях, которые он собирается посетить.

Среди государств и островов Океании левой стороны при езде на автострадах придерживаются:

Австралия; Фиджи; Республика Кирибати; Республика Науру; Новая Зеландия; Папуа-Новая Гвинея; Самоа; Соломоновы острова; Королевство Тонга; Тувалу.

Кроме того, по левому краю дороги осуществляют езду на Багамских островах, на Малых Антильских островах: в Антигуа, Доминике, на Барбадосе, в Гренаде, в Сент-Китс и Невис, в Сент-Винсенте, а также в Республике Тринидад и Тобаго, на Виргинских островах, в Сент-Люсии и на Ямайке.

Таким образом, разные исторические причины повлияли на то, по какой половине дороги передвигаются в той либо иной стране мира. Левой стороны движения на автомобильных дорогах придерживаются жители 53 стран. Традиционным же считается правостороннее движение. Соответственно, и леворульных автомобилей выпускается намного больше. Если человек планирует путешествие в другое государство на авто, то ему обязательно нужно ознакомиться с ПДД, действующими на его территории. Перейти на «противоположный» руль непросто — нужно ещё поменять и дорожные знаки.

Парковки на острове

Особенность курортов — это невозможность найти место для парковки бесплатно. Такая ситуация сохраняется не только в крупных городах, но и небольших поселках курортного типа.

Совет! Чтобы своевременно и быстро оплатить парковку, необходимо иметь при себе разменные монеты.

Это объясняется тем, что на Кипре большинство улиц узкие и извилистые. Остановить машину в удобном месте очень сложно. Местные жители занимают парковочные места заранее, так как хорошо изучили территорию. Туристам, которые находятся за рулем несколько дней, сложно определить, где остановить автомобиль. Можно оставлять машину в расположении платной стоянки, отметка «паркинг» подскажет, где ее найти.

Отличия парковок острова:

  • муниципальные стоянки принимают оплату в автоматах;
  • частные парковки предоставляют дежурного для приёма платежей.

Соблюдение ПДД сделает передвижения по острову быстрыми и безопасными.

Узкие места

Дороги на Кипре хороши! И не только скоростные, а даже самые обычные и горные в том числе. Но может оказаться, чтобы попасть на нужную дорогу вам придётся свернуть в какой-нибудь деревне и проехать по ней. И что делать, если тебе навстречу идёт другая машина? Нам так в Лефкаре “повезло” пару раз. Да и потом неоднократно попадали в подобную ситуацию.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Но помните, что у вас красные номера! Это значит, что вы едете на арендованной машине, и скорее всего вы гость Кипра. В таких ситуациях киприоты всегда сами сдавали назад, уворачиваясь в какие-то известные им лазы, а мы спокойно проезжали.

Но одно дело “столкнуться с препятствием” в населённом пункте, а совсем другое − на узкой горной дороге. Давайте рассмотрим и такой вариант. Горные дороги в основном широкие, где спокойно могут разъезжаться автомобили, даже не притормаживая. Но бывают и исключения. Например, подъезды к некоторым достопримечательностям. Проезжая в очередной раз по подобной “тропе”, решили заснять какими бывают дороги Кипра. Лена вышла из авто, чтобы сделать пару фоток, как в этот момент “вовремя” подскочила KIA, наверно специально, чтобы нам удалось сделать такое учебное пособие.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Мне уже было не до съёмок, поскольку приходилось решать совсем другую задачу. Во-первых, не надо паниковать. Если вы считаете, что на этой дорожке двоим не разъехаться, совсем не значит, что это невозможно. Ваша задача обеспечить максимальное пространство для проезда встречному автомобилю, со стороны которого горный склон. Его водитель понимает, что вы турист, да и привык уже к подобным ситуациям.

Итак, оба остановились. Теперь максимально близко “прижмитесь” к краю. В данном случае мне пришлось прижиматься влево, поближе к “стенке”. Надо это делать спокойно, не допуская механических повреждений на авто в виде царапин и прочей радости – нам потом ещё сдавать эту машину. Можно ещё сложить зеркало со стороны помехи, чего я в тот момент не догадался сделать. А дальше махнуть рукой встречному − мол теперь твоя очередь. 🙂 И будьте уверены, что он справится с такой задачей!

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Правила дорожного движения

Здесь особых проблем нет − правила похожи на наши. Также действует правило “помехи справа”, хотя и движение не в ту сторону. Есть небольшой нюанс с круговым движением. На Кипре много перекрёстков сделаны в виде кольца, в которое утыкаются улочки с разных направлений. Действует общее правило: кто на кольце, тот и главный. Подъехав к такой развязке, нужно остановиться и пропустить всех, кто едет по кольцу. А едут они все справа. Как только попали на кольцо, то уже двигайтесь смело. Даже если вдруг свой съезд ненароком пропустите, то ничего страшного, на следующем круге попадёте.

И ещё одно существенное замечание.

Перед круговой развязкой обычно бывает несколько полос. Если вам надо повернуть налево, то занимайте заранее крайнюю левую. Если надо проехать в прямом направлении, то держитесь в центральном ряду. А если повернуть направо, то на подъезде перестройтесь на самую правую полосу.

На скоростных трассах при приближении к кольцу наносят жёлтую разметку. Такая же разметка встречается и на обычных загородных дорогах в местах, где нужно сбросить скорость. Во-первых, она хорошо видна издалека. А за счет того, что краска несколько выступает над асфальтом, при движении по ней возникает чувство езды по стиральной доске. Тряска и гул обеспечены. Небольшие, конечно, но достаточные, чтобы “разбудить” водителя.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

В городах обычно разрешено ехать не более 50 км/ч, на скоростных трасах − 100, а на загородных дорогах − 80. Лучше не нарушать, ну разве что совсем чуть-чуть.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Большие штрафы также и за не пристёгнутый ремень, за разговор во время движения по мобильнику, даже за выбрасывание мусора на дорогу. А если вдруг увидят, что непотушенную сигарету из окна выкинул, то сразу расстрел на месте. Шучу, конечно, но мало не покажется. Летом на Кипре засуха и часты лесные пожары, поэтому к огню отношение строгое. Мы для себя сразу решили вообще не курить в машине, только на остановках. А лучше бы было вообще не курить.

Особенности

Левостороннее движение утверждено на территории некоторых стран мира, их общее количество составляет 34 процента, поэтому европейцам, которые впервые приехали в этот регион, приходится приспосабливаться к новым условиям.

В середине прошлого столетия остров являлся имперской колонией Британии. Английское законодательство зафиксировало движение с левой стороны в восемнадцатом веке и распространило на свои подданства.

По одной из теорий, римляне, которые завоевали Британские острова, держали оружие справа, поэтому при встрече правильнее было придерживаться противоположной стороны дороги.

По другой теории, установленные дорожные правила связаны с морскими. Судна обходили друг друга только справа.

Распространение левостороннего движения на Кипре имеет в своей основе колониальный фактор. После того, как остров был территориально поделен, а одна его часть вышла из-под эгиды Британии, правила решили сохранить.

ПДД при езде слева не отличаются от обычных. Существуют некоторые нарушения, которые строго наказываются, об этом необходимо знать заранее:

  • запрещено курить за рулем при нахождении рядом с водителем детей или подростков до 16 лет;
  • штраф положен тем, кто ест, пьёт или разговаривает по телефону за рулем.

Особенности ПДД касаются и пешеходов. Чтобы не попасть в опасную ситуацию, необходимо соблюдать рекомендации:

  • при переходе дороги смотрят сначала налево, а не направо;
  • на перекрестке пешеходы смотрят направо и назад.

Неудобством для европейцев становится размещение в машинах, особенно тогда, когда необходимо быстро сесть. Место рядом с водителем оказывается с непривычной стороны.

Туристам, которые арендуют машину, дают несколько советов:

  • рекомендуют пользоваться машинами с автоматической коробкой передач;
  • не путать включение поворотников с включением дворников;
  • запомнить, что при повороте налево дорожная разметка не пересекается;
  • запомнить, что при повороте направо дорожная разметка пересекается.

Одна из особенностей «левосторонности» для водителя – это ощущение габаритов машины. Для тех, кто привык, что автомобиль находится справа от водителя, нелегко быстро перестроиться. Посадка с другой стороны меняет восприятие обзора, поэтому владельцы прокатов предлагают к услугам небольшие малолитражные машины.

Фоторяд

Ну и, конечно, у нас не могло не накопиться кучи фотографий, которые сделаны во время движения. В основном их Лена делала − я то за рулём обычно сижу. Такие фотографии трудно куда-то вписать в тему очередного рассказа, но и выбрасывать жалко, так как очень много среди них интересных снимков получилось. В итоге пришла идея собрать их в отдельный фотоальбом. Нам думается, что его интересно будет посмотреть тем, кто планирует самостоятельно поездить по Кипру. Для “затравки” покажем фото из него.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

А вот и сам альбом.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Надеемся, что получив автомобиль, вы уже давно распланировали какие интересные места Кипра на нём собираетесь посетить?

Если думаете, что можно просто ехать по скоростной трассе и поглядывать на указатели, а потом сворачивать, повстречав какое-то знакомое название, то это будет “бензин на ветер”.

Так делать не стоит. Ещё до аренды автомобиля вы должны составить чёткий план поездок по острову, и вот тогда от этих самых поездок у вас останутся только самые хорошие воспоминания. Поэтому советуем ознакомиться ещё со следующими разделами:

Как правильно составить маршрут самостоятельного путешествия

Помощь в разработке маршрутов самостоятельных поездок по Кипру

Удачи на кипрских дорогах!

Знакомство с машиной

Обычно тот, кто выдает машину, сам покажет вам нюансы управления, если они есть. Например, ручной тормоз может оказаться ножным, как в Nissan Tiida. Либо, переключив рукоятку в положение Drive, на некоторых машинах надо ещё убедиться, что на дисплее горит Auto, а не 1, а то так и будете на первой передаче ехать.

Полезно также заранее ознакомиться с какой стороны расположены поворотники, а с какой включение “дворников”. Ну это я всё равно потом постоянно путал, так как попадались машины с разным их расположением. Найдите как открыть лючок бензобака, хотя это и не столь важно − ежели что заправщик сам отыщет и нужный бензин зальёт.

Если вам про марку бензина ничего не сказали, то значит надо лить 95-й, а не 98-й (92-го бензина на заправках нет).  А вот где включаются фары лучше посмотреть сразу, чем пытаться потом найти выключатели на трассе в момент наступления сумерек. Ну вот вроде и всё, трогаемся.

Особенности заправки автомобиля

Заправка автомобиля имеет свои особенности. Поздним вечером и ночью большинство из автозаправочных станций работают в автоматическом режиме. Туристам рекомендуют соблюдать несколько поэтапных действий:

  • Для заправки останавливают машину возле колонки с топливом, заглушают двигатель.
  • В устройство для приема денег вставляют купюры.
  • Нажимают кнопку, которая указывает номер колонки (мерцание свидетельствует о готовности подачи топлива).
  • Снимают заправочный пистолет.
  • Вставляют в топливный бак, нажимают рычаг, при этом автоматически рассчитывается стоимость, работает счётчик.
  • С помощью автомата получают чек об окончании процедуры.

Нередко случается, что турист оплачивает стоимость топлива по максимуму. Разницу между оплатой и тем объемом, который вошел в топливный бак, можно вернуть днем, обратившись к обслуживающему персоналу.

Видеоряд

Для того, чтобы уже почувствовать себя почти кипрским водителем предлагаю посмотреть пару видеоподборок о дорогах Кипра. Только сразу скажем, не стоит рассматривать эти видео, как высокохудожественные произведения.

Здесь цель стоит другая, чисто демонстрационная.

Первое видео составлено из фрагментов, отснятых весной 2008 года. Мы как раз только-только стали брать машину напрокат и самостоятельно изучать Кипр. Глубину этих знаний вы почувствуете, когда услышите из уст Лены фразу, что мы едем в какую-то “деревню Махера”. Ну как можно было так обозвать один из известнейших монастырей Кипра, монастырь Махерас? Ээх! В общем смотрите.

Ну а если у вас остались силы и порядка 12-ти минут времени, то предлагаю зарисовку кипрских дорог, отснятую 8 мая 2010 года. Она состоит из трёх частей. В первой будет просто пятиминутный релакс − непрерывное движение по извилистой дороге от монастыря Киккос. Во второй части вы послушаете как нами руководит “девушка” из навигатора, а в третьей части немного проедем по Лимасолу. Итак, смотрим.

Переходим дорогу

Переход дороги в неположенном месте очень чреват, особенно если дорога, как вам показалось, пуста. Вы ведь по инерции будете смотреть сначала налево, а смотреть-то здесь надо (чуть не сказал было) направо. А к этому не сразу привыкнешь.

Поэтому первая заповедь – переходите улицы только в положенном месте, то есть там, где обозначен переход и рядом установлены светофоры.

Чтобы перейти дорогу надо нажать кнопку на столбике у перехода, тогда загорится зелёный. Иногда почти сразу загорается, но если кто-то перед вами только что прошел, и зелёный погас, то может пройти секунд 30, пока снова не загорится. Кнопка расположена так, что повернувшись к ней вы как раз и будете смотреть в ту сторону, откуда могут идти машины. Типичный переход на прибрежной улице представляет собой небольшой лабиринт, чтобы не было соблазна перескочить через всю дорогу одним махом. Да и управление светофорами раздельное для каждой полосы. То бишь кнопку нажимать придётся дважды.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Но бывает ситуация, когда надо перейти улицу, а светофоров нет. Такое встречается на “менее центральных” улочках.

Здесь вступает в силу вторая заповедь − крутите головой в обе стороны, пока не поймёте с какой стороны подстерегает опасность.

К чести кипрских водителей надо сказать, что они очень вежливо относятся к пешеходам. Завидев пешехода, который только ещё собрался перейти дорогу, они частенько начинают притормаживать. А если ступил на неё, то и вовсе остановятся и даже помигают, мол проходи. Но уповать на это я бы не стал. К тому же бывают ещё и “сумасшедшие” мотоциклисты, которые любят гонять на большой скорости по улице, идущей вдоль моря. Правда и слышно их, при этом, за версту.

Ну и ещё напоследок темы случай расскажу. Нажал я кнопку светофора и жду, когда он мне разрешит идти. В это время проезжает мимо полицейская машина. Она сбросила скорость примерно до 5 км в час, и из окна мне полицейский жестами стал показывать, мол нажми там. Видимо он не видел, что я уже нажал. Я долго пытался перенести эту ситуацию в родной Питер и представить, возможно ли такое у нас. Но у меня так и не получилось.

Будем считать, что как кипрский пешеход вы состоялись. Теперь можно учиться и правильно машину водить в таких условиях. Но это уже отдельная тема.

А пока познакомимся с другими неприятностями.

Скоростной режим на дорогах

Существуют следующие ограничения по скорости:

  • в черте города скорость ограничена показателем 50 километров в час;
  • при выезде из города скорость можно повысить до 80 километров;
  • скоростные трассы предусматривают разгон до 100 километров, здесь же введено ограничение по нижнему пределу скорости: нельзя ехать медленнее 65 километров.

Превышение скорости облагается штрафом, формула его расчета зависит от процентного соотношения превышения скорости к разрешённому лимиту.

Киприоты имеют возможность водить автомобиль после употребления алкоголя, норма алкоголя регламентируется законодательством. Она составляет 0,22 промилле, это приравнено к двум бокалам сухого вина.

Информация! Если уровень алкоголя превышен, штраф за такое нарушение колеблется от 200-300 евро и выше.

При отказе проверить показатели алкоголя с помощью специального прибора выписывают штраф и отправляют сведения для разбирательств в суд.

Полицейские проводят проверки содержания алкоголя в крови, начиная с 10 часов вечера. Это время, когда закрываются бары и рестораны, посетители отправляются по домам. Ночью также регламентируется скоростной режим.

К разряду так называемых «безопасных нарушений» относят выезд на встречную полосу. Многие считают, что это связано с туристическим потоком, большинство из гостей острова не сразу привыкают к левостороннему движению.

Берём азимут

Сначала мы ездили по Кипру, ориентируясь по бесплатной карте, которые встречаются в любом отеле. По мере изучения Кипра стали понимать, что та карта недостаточно подробна. Например, мы нашли дорогу соединяющую две деревни, которая на этой карте отмечена и не была. После чего пошли в магазин и купили уже нормальную карту. Специально посмотрел перед покупкой, там эта дорога присутствовала.

Перед поездкой наметьте маршрут, чтобы примерно представлять где и куда свернуть. Надо отдать должное киприотам − различных указателей понатыкано везде, трудно проехать мимо. Единственное, что так и осталась пока, это двойственность в названиях населённых пунктов. То они так его напишут, то так обзовут. За примером далеко ходить не надо. Тот же Лимасол может быть обозначен на английский манер как Limassol, а может на их кипрский − Lemesos. Но тут надо просто быть готовым к таким казусам.

Ну и совсем здорово будет, если вы захватите с собой навигатор, предварительно “залив” в него карту Кипра. Вы этим сильно упростите себе жизнь. Мы в своих рассказах постоянно указываем координаты тех или иных мест. Можете и сами их “добыть”, например” из гугловской программы “Планета Земля” (Google Earth). Достаточно их ввести в навигатор, и “девушка” сама вам подскажет куда дальше ехать.

Перекрестки с движениями по кругу

«Кольца» выведены на нерегулируемые перекрестки:

  • преимущество на круговых перекрестках имеют автомобили, которые въехали ранее;
  • последние въехавшие машины пропускают впереди идущий транспорт;
  • при въезде на круг включают правый поворотник, при выезде из него включают левый поворотник;
  • движение по кругу осуществляется по часовой стрелке;
  • для удобства водителей на асфальте обозначены подсказки (перевод с английского обозначает: «посмотри направо», «поверни направо», «держитесь левой стороны»).

Водителям рекомендуют оставаться на той полосе, с которой планируется съезд, то есть крайняя полоса слева станет первым съездом, следующая полоса за ней – вторым съездом.

Особенность острова – это почти полное отсутствие дорожных знаков. Основная информация для водителей размещена на асфальте, поэтому туристам рекомендуют особенно внимательно присматриваться к разметке.

Выезжаем со двора

Обычно машина стоит на площадке во дворе или даже прямо на тротуаре перед дорогой. Вот он, самый ответственный момент − мы впервые выезжаем на проезжую часть. Я специально подобрал фото, чтобы сразу понятно было, куда надо ехать.

Движение в Австралии правостороннее или левостороннее? Что их устраивает и что им остается

Да, только налево! Если такого разделителя нет, то просто, не выезжая, дождитесь машин, благо ждать долго не придётся. Они вам помогут правильно сориентироваться. Итак, не торопясь, повернули налево и начинаем движение в прямом направлении.

За многие годы “правильного” вождения мы привыкаем, что слева от нас никого нет, и соответствующим образом ориентируем машину на дороге. В данном случае слева от вас будет пассажирское сидение. Поэтому запоминаем простое правило. Держите машину поближе к разделительной линии, которая будет находиться справа от вас, в противном случае вы рискуете зацепить левым боком что-нибудь, стоящее у дороги.

Меня об этом никто не предупреждал, поэтому Лене приходилось частенько подсказывать, что я слишком близко притираюсь к обочине. Даже однажды цепанул чуть-чуть левым зеркалом за жёлтый мусорный бак. Их киприоты щедро понаставили на внутренних улочках. Зеркало не пострадало, но краску от бака пришлось с него стирать. С тех пор стал ездить поближе к осевой.

Левостороннее движение на Кипре

Да, на Кипре ездят не по той полосе, как у нас. И руль у машин, даже у прокатных, расположен справа. Это киприотам досталось в наследство от англичан-колонизаторов. А мы теперь мучайся.

Если вы запланировали по прилёту на Кипр взять такси, то скорее всего вы совершите свою “первую оплошность” − попытаетесь сесть на место водителя. Я, например, это постоянно делаю. Трудно сразу переключиться на “наоборот”. Но таксисты к этому готовы. Часто и шутят типа “Вы хотите повести машину?”. Но это всё цветочки. Ягодки начнутся, когда вы самостоятельно захотите перейти проезжую часть, чтобы попасть во-о-он в тот магазин на другой стороне улицы.

Движение по полосам и на светофоре

Дороги состоят из одной или двух полос в обе стороны, но перед светофором часто пристраивается полоса для поворотов. Она используется для съезда с основной дороги.

Отличительная черта при повороте под светофором – это поворот при любом сигнале. Перед маневром осуществляют необходимый пропуск встречных автомобилей.

Наказания, которые предусмотрены законодательством, – это внесение штрафов в государственную казну.

В республике строго запрещено вождение автомобиля во время еды или разговоров. Такое нарушение обойдется туристам в 85 евро.

При отсутствии ремней безопасности полицейские выписывают штраф, равный 90 евро. Полицейская машина может появиться на трассе неожиданно, об этом туристам всегда стоит помнить. По узким городским улицам Кипра полицейские предпочитают передвигаться с помощью мотоциклов.

Небольшие уроки по вождению автомобиля на Кипре

Ну вот и свершилось, машина в ваших руках! Поехали? Нет, постойте ещё немного, сначала запомним немного полезного, а потом уже в путь. Для начала садимся в авто. Если вы после этого не увидели перед собой руля, то это значит, что вы сели на место пассажира. Привыкайте, что место водителя справа. Слава Богу, что англичанам не пришло в голову поставить педали зеркально! Поэтому здесь проблем не будет, всё привычно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *