Ольга Гордеева Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)
Елена Шарипова Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковая модель слова»
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Основы грамоты и письма.
Тема: «Звуковая модель слова»
Цель: Подбирать слова к звуковой модели.
Задачи: закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; учить подбирать слова к звуковой модели; самостоятельно находить слова с определенными звуками; развивать память, сообразительность, воспитывать усидчивость.
Романова Анна Романовна Обучение детей звуко — буквенному анализу слова
Звуко – буквенный анализ слова – это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Как правильно составить звуковую схему слова
в 1 классе
Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:
– для обозначения гласных звуков,
для обозначения твёрдых согласных,
для обозначения мягких согласных.
В русском языке
обозначающих гласные звуки:
А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;
Я, Е, Ё, обозначают мягкость впереди стоящих согласных;
(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).
Я Е Ё Ю
обозначающая согласные звуки:
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.
Ъ и Ь – звуков не обозначают.
Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Учимся составлять звуковую схему слова
Уважаемые родители, для ребят, которые идут в первый класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.
Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.
Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.
Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.
Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.
Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.
Подумайте, как заинтересовать ребёнка.
Может вы, научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?
Или будете отгадывать загадки, и составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в
Очень хорошо, если вы придумали, что-то интересное и появился стимул к работе.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
Можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.
Помним, что надо придумать что-то интересное, чтобы выбрать слово для анализа.
Уважаемые родители, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводить слова, его высказывания становится содержательнее, выразительнее и точнее. Желаю успеха.
Учитель-логопед: Мельникова Нина Сергеевна
Публикация «Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей,» размещена в разделах
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :
1. Выделим голосом первый звук :
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м – второй звук О – он
гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук :
до –ммм – третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку : Д О М.
Напишем слово буквами :ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки :
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки :
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» – звук звонкий. Если «не звенит» – глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Родители могут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.
Публикация «Обучение детей звуко — буквенному анализу слова» размещена в разделах
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:
1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов : у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Звуковой анализ слов (способ действия – алгоритм)
1. Произнести слово и послушать себя.
2. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий – глухой, твёрдый – мягкий.
4. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.
2. «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т. д., в названиях которых есть тот или иной звук.
4 «Начало, середина, конец» : взрослый произносит слова с определённым звуком (например, С, а ребёнок определяет его позицию в слове.
5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
6. Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.
7.«Цепочка слов» : каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
8.«Собери слово» : взрослый произносит слово по звукам, например Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.
9. Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.
10. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.
11* «Выложи слово»
Взрослый произносит слог (слово, а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.
Примерные слоги и слова для звукового анализа :
– Слова из двух звуков : УМ, УС, АХ, ОХ.
– Слова из трех звуков : МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
– Слова из четырёх звуков : МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
– Слова из пяти звуков : СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т. д.
Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:
• Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
• Уметь отличать букву от звука;
• Уметь выделять звуки в словах;
• Уметь определять место звука в слове;
• Уметь подбирать слова с заданным звуком.
Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!
Характеристика гласных и согласных
При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:
Основное различие в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.
Гласные
В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:
Раздвоение появляется в определенных условиях:
В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.
Гласные можно разделить на две группы.
Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.
Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.
Согласные
В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:
Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.
Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.
Практические упражнения
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Алгоритм проведения анализа
Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:
Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам, затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.
Пример. Фонетический разбор слова «все»
Всё – 1 слог
3 б. 3 зв.
Фонетический разбор слова юла.
Фонетический разбор слова «лазер», пример
Ла-зер – 2 слога
5 б. 5 зв.
Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.
Слух помогает при обучении ораторскому искусству, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
Внимание! Порядок разбора со временем меняется.
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
https://youtube.com/watch?v=jTLWY780KWs
Уроки русского. Звуки и буквы
Алгоритм фонетического разбора
Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.
Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:
Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.
Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.
Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.
Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:
Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:
Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:
Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуковая модель слова“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: картинки – колесо, птица, машина, самолет, корзина, молоко, тарелка, чайник, бусы, кит, мяч, лук, лист, дыня, утюг, шуба, роза, игла, лиса, мак.
Билингвальный компонент: звук –дыбыс, слово –сз, интересное задание –ызыты тапсырма.
Ход занятия.
Мотивационно- побудительный этап.
Управленческая деятельность воспитателя.
Круг радости. Гласные согласные.
Игра с картинками «Назови первый звук»
Цель: определить первый звук, дифференцировать гласные и согласные звуки.
Какие бывают звуки?
Какие бывают согласные звуки?
Цель: повторить пройденный материал о звуках.
Сюрпризный момент. Гость Алдар –Косе.
– сегодня к нам в гости пришел Алдар- Косе. Он принес нам конверт с интересными заданиями.
Давайте заглянем в конверт и узнаем, что лежит в нем. Алдар – Косе сказал: что задания его интересные, надо их решить и отгадать слова, которые он задумал.
Дети определяют первый звук на картинке, называют гласный или согласный.
Проявляют радость гостю, интерес к заданиям.
1 Работа со звуками. Технология ТРИЗ.
Дидактическая игра «Звук потерялся»
Цель: назвать пропущенный звук.
Деление на центры.
«Найди свой слог» (у детей картинки, на столе слоги»)
Цель: прочитать слог, найти картинку по смыслу.
Алдар –Косе принёс картинки слова, которые начинаются на слог ма, на, до
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
2 Звуковая модель слова.
Работа со звуковыми схемами по карточкам и схемам.
Цель: подобрать слово к схеме.
Дети средней группы слова из трёх звуков.
Дети старшей группы слова из четырёх звуков.
-Следующее задание Алдар –Косе просит нас выполнить и подобрать к каждой звуковой схеме – слово.
У каждого центра свой свои карточки и схемы
(Звуковая модель слова). Каждый звук обозначен соответствующей фишкой. Вам необходимо внимательно посчитать количество звуков, определить какие это звуки : гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Когда вы определите все звуки- подберите к этой модели слово, в котором все звуки будут совпадать с отмеченными фишками.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
И замок получаем,
А потом их разжимаем
И сначала начинаем.
И замок мы получаем.
3 Работа в тетради: с. 48-49.
Понимают задание. Дети называют слова : мама, машина, мало, малина, магазин.
Называют слова : булка, булавка, бумага, бусы, бутылка, букет, букашка.
Дети придумывают и называют слова : дом, доктор, доска, дорога, добро, доброта, дочка, доярка.
Выполняют. Подбирают слова к звуковым схемам : бусы, кит, мяч, лук, лист, дыня, утюг, шуба, роза, игла, мак, лиса, жук.
Выполняют работу в соответствии с заданием.
Рефлексивно – корригирующий этап.
-Какие задания нам принес Алдар –Косе?
-Какое задание было для вас лёгким, а каком вы затруднялись?
Прощание с Алдаром –Косе.
Алдар –Косе очень обрадовался, что вы хорошо выполнили его задания, он говорит вам «спасибо» и прощается с вами до следующей встречи.
то слова состоят из звуков.
Понимают: значение работы в коллективе, представление о гласных, твердых и мягких согласных звуках.
Применяют: умение подбирать слова по звуковой модели.
Схематическая модель
При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:
Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.
Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.
Классификация звуков
В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:
Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.
Виды гласных
Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:
Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:
В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).
https://youtube.com/watch?v=tBLq1LLD3iE
Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:
Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).
Группы согласных
Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:
При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:
Особенности фонетики
Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка. Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:
Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать.
Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков. Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:
Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова.
Особенности разбора
Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:
Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:
Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:
Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.
Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:
Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать. При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко. Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.
Таблица звуко-буквенного разбора слова.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Термины и группы фонетики
Наука далеко зашла в изучении русского языка. Отдельный упор был сделан на раздел фонетики — изучения письменного отображения звуков. Специалистами была собрана статистика звучности человеческого языка:
Два главных инструмента фонетики — буквы и звуки. Важно знать особенности каждой группы и их отличия:
Сложность разбора состоит в том, что произношение слова может значительно отличаться от его написания. Например, количество одной из групп элементов (букв или звуков) может быть больше/меньше другой. В ином случае количество может оставаться одинаковым, но письменное отображение будет не совпадать со слышимым. Обусловливается это правилами орфографии и орфоэпии.
Однако, фонетика включает в себя только аспекты произношения. К ним относятся:
Все вышеуказанные термины имеют индивидуальные свойства, но вместе они составляют характеристику звучания слова — фонетический анализ.
План урока
Фонетический разбор – что это такое?
Цветовая схема слова
Число букв и звуков в словах
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Принципы и правила
Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:
Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:
В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:
Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.
Фонетический разбор слова пример.
Заключение
Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух, укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.