Садясь на байк, каждый велосипедист становится участником дорожного движения. Поэтому для собственной безопасности, лучше знать правила, которые его регулируют. В этой статье мы расскажем о них.
По закону велосипед считается «транспортным средством», и к велосипедистам применимы все правила, затрагивающие ТС и их водителей. Но большая часть правил, касающихся велосипедистов, находится в 24-ом пункте ПДД.
Поездка на велосипеде в первую очередь должна быть безопасной, а только потом комфортной и приносить удовольствие. Это связано с тем, что данный транспорт не имеет встроенных, внешних сигналов, в отличие от автомобиля. Поэтому велосипедисты используют условные сигналы (жесты), различные светоотражающие элементы и фонари. При правильном и своевременном использовании жестов, можно избежать травмы или крупной аварии. Поэтому нужно знать условные сигналы, подаваемые велосипедистом. Данная информация касается правил дорожного движения для велорайдеров. Поэтому даже если вы в основном катаетесь на велосипеде в пределах своего района, не выезжая на крупные автомагистрали или проезжую часть, то не стоит недооценивать знание правил дорожного движения (ПДД).
Общая информация о ПДД
Согласно правилам дорожного движения, велосипед относится к транспортному средству, а сам велосипедист является водителем. Но не нужно относить велобайк, оснащенный электродвигателем (мощностью 0,25 кВт) к механическому транспортному средству, при условии, что он не развивает скорость более 25 км/час. Так как различие заключается в том, что велосипед приводится в движение при педалировании, а автомобиль для этого имеет двигатель. Но если скорость электровелосипеда будет больше, чем было ранее указанно, то он попадает под определение транспортного средства – мопед (ПДД п. 1.2).
В связи с этим, изучая правила, стоит понимать отличия между велорайдером, который едет на двухколесном транспорте и ведет его рядом. Так как во втором случае он относится к пешеходу. Однако в правилах существуют отличия, если велорайдер ведет велосипед по проезжей части вне населенного пункта, то он должен двигаться по ходу движения автомобилей (ПДД п.4.1). Но пешеход в этом случае должен двигаться навстречу движению транспорта.
ПДД для велосипедистов в РФ более просты и менее требовательны, чем для автомобилистов, но проработаны довольно плохо. Катаясь на велосипеде, в 99% случаев вы что-нибудь нарушаете, возможно и не догадываясь об этом. Но даже, если вы полностью выполняете требования правил дорожного движения, это не гарантирует вашу безопасность.
С 2004 года я проехал на велосипеде по городу более 60000 км (+ под 200000 на автомобиле и сколько-то на скутере, правда в основном по странам Азии) и неоднократно был участником или свидетелем различного рода ДТП (к счастью, относительно лёгких). Поэтому в статье я хочу рассказать не только о правилах езды на велосипеде, но и о том, как они работают на практике, что грозит за их нарушение и как ездить, чтобы минимизировать риски причинения вреда себе или окружающим.
Правила езды для детей/подростков (до 14 лет)
Дети младше 7 лет могут ездить только в местах, предназначенных для движения пешеходов (тротуар, пешеходные дорожки и зоны). От 7 до 14 лет – дополнительно к этому могут ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Также если взрослый (старше 14 лет) сопровождает велосипедиста до 14 лет или перевозит ребёнка до 7 лет, то имеет право ехать по тротуару или пешеходной дорожке.
Что делать велосипедисту при ДТП
Даже если вы знаете все правила дорожного движения от А до Я и соблюдаете их, на дороге можно попасть в ДТП не по своей вине. Что же делать в такой ситуации?
В первую очередь оцените свое состояние. При любой аварии велосипедист подвергается бОльшему риску для жизни и здоровья, чем водитель автомобиля. Если чувствуете сильный ушиб, не вставайте до приезда скорой помощи.
Дальнейшие действия зависят от степени тяжести аварии:
Если вы часто ездите по автомобильным дорогам, есть смысл купить велосипедный регистратор, чтобы иметь доказательства в спорных случаях. Это устройство крепится на руль (иногда на подседельный штырь), работает от аккумулятора и записывает на видео всю вашу поездку.
ДТП и опасные ситуации на велосипеде
Разберём несколько типичных ситуаций, которые приводят к ДТП или опасным моментам при езде на велосипеде.
А вообще процедура решения правовых вопросов в случае ДТП с велосипедом достаточно непростая. Все водители автомобилей в обязательном порядке имеют страховку (полис ОСАГО), покрывающую ущерб пострадавшей стороне, когда водитель стал виновником ДТП. Это материальный ущерб и лечение, в случае причинения вреда здоровью. Но чтобы получить выплату за повреждение велосипеда, у вас должны быть на него документы, а сумма, которую страховая согласится возместить, может быть сильно заниженной (особенно в случае с дорогими байками). В таком случае нужно обращаться в суд, проводить экспертизу, которая будет принята, а с этим всё очень сложно. Вот, например, подобный случай:
Велосипедист же, даже если бы захотел, получить ОСАГО не сможет. Поэтому когда он является виновником аварии, то должен возмещать ущерб сам по решению суда или по договорённости в досудебном порядке.
На этом всё, если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом – напишите в комментариях.
Требования к оснащению велосипеда
Прежде чем выезжать на проезжую часть, хорошо бы запомнить все знаки, касающиеся езды на велосипеде, и разобраться с дорожной разметкой.
Велосипедная дорожка обозначается знаком с нарисованным велосипедом:
Перечеркнутая красная полоса означает, что далее знак не действует, т.е. дорожка закончилась.
А вот велосипед в красном круге означает, что движение велосипедистам запрещено:
Если увидите впереди один из этих знаков, маршрут тоже придется перестроить:
Въезд запрещен, Движение запрещено, Автомагистраль и Дорога для автомобилей
Велопешеходные дорожки (с совместным и раздельным движением) обозначаются следующими знаками:
Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением/ с совместным движением
Выделенные полосы для велосипедов имеют знаки:
Полоса для велосипедистов, Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов
По таким полосам разрешено двигаться исключительно велосипедам и мопедам. Они появятся на дорогах в 2023 году.
Для обозначения велосипедной зоны используется знак:
В таких зонах велосипедисты могут ехать по всей полосе, а не только по правому краю. Пешеходы, могут переходить дорогу в любом месте, но должны уступать велосипедистам.
Знаки, обозначающие начало и конец пешеходной зоны:
Движение по пешеходной зоне разрешено только для велосипедистов младше 14 лет.
Следующий знак сообщает, что впереди выделенная полоса для общественного транспорта. Велосипедистам можно передвигаться по ней, если нет дополнительных запрещающих знаков.
Полоса для маршрутных транспортных средств, Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств
«Желтый ромб» означает, что вы имеете приоритетное право проезда. Только убедитесь, что автомобилисты вас пропускают. «Перевернутый треугольник» наоборот говорит о том, что вам необходимо уступить дорогу другим участникам движения.
Главная дорога и Уступите дорогу.
Условные сигналы, которые используют велосипедисты
Нужно понимать, что для использования жестов как условных сигналов, райдеру нужно уметь управлять транспортом при помощи одной руки. Поэтому если вы не уверены в своих силах, то не стоит рисковать и подвергать опасности себя и окружающих вас участников движения. В данном случае можно предупредить остальных голосом.
Условные сигналы велосипедистов во время движения:
Предупреждать нужно заблаговременно и прекращать указывать повернув в нужную сторону,
Что запрещается
В дополнительных требованиях к велосипедистам содержатся следующие запреты:
Помимо этого, нельзя выезжать на автомагистрали (знак 5.1) и дороги для автомобилей (знак 5.3), а также ехать в зоне действия знака 3.9 («Движение на велосипедах запрещено»).
ПДД для велосипедистов до 14 лет
Отдельно выделим правила, которые касаются детей и тех, кто ездит вместе с ними:
Где можно ездить велосипедисту
Основные запреты, за несоблюдение которых можно получить штраф:
Правила езды в городе
Прежде всего определимся, что в ПДД понимается под велосипедом:
Важные моменты здесь:
Что касается требований к велосипеду, то в соответствии с ПДД он должен быть оснащён:
Но помимо этого, если строго следовать букве правил дорожного движения, то при движении на велосипеде должен быть включен фонарь. Причём не только ночью, но и днём тоже:
Конечно же практически никто не ездит в светлое время суток с включенным фонарём. Да и зачастую на велосипеде вообще нет ни фонаря, ни катафотов, ни звукового сигнала.
С точки зрения безопасности – чем заметнее велосипедист, тем лучше. И в этом плане для езды в вечернее и ночное время очень желательны красный фонарь сзади и белый спереди, включенные в режиме стробоскопа (быстрое мигание). Только направлять луч фонаря нужно вниз, в нескольких метрах перед велосипедом, иначе он будет попросту всех слепить и может спровоцировать аварию. Катафоты, светоотражающие элементы на одежде и рюкзаке тоже очень хорошо обозначают вас на дороге в темноте.
По поводу звукового сигнала – обычный велосипедный звонок хорошо подходит только для езды по тротуару, т.к. обладает характерным звуком, который сразу же правильно ассоциируется пешеходами. Для езды по проезжей части он практически бесполезен и желательно иметь что-то более мощное, что будет слышно водителям внутри машины, например, пневматический клаксон.
Движение по проезжей части или тротуару
Согласно 24-му разделу ПДД велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по нижеприведённым элементам дороги в порядке приоритета (если элемент отсутствует или возможности ехать по нему нет, то выбирается следующий пункт):
Для понимания о чём идёт речь:
Если с остальными элементами дороги в целом всё понятно, то что имелось в виду под «правым краем проезжей части» остаётся только догадываться, т.к. определения этого понятия в ПДД РФ нет. Зато есть горизонтальная разметка 1.2, которая «обозначает край проезжей части», из чего можно сделать вывод что сама линия и есть «край проезжей части» (т.к. слева от неё располагается полоса движения, а справа – обочина).
Но очевидно, что ехать непосредственно по самой линии сложно, небезопасно (уменьшается сцепление с дорожным покрытием, особенно в мокрую погоду), линия от этого будет стираться быстрее, да и разметка 1.2 есть далеко не везде. Поэтому видимо под краем проезжей части имелось в виду что-то другое, вероятно какая-то условная полоса проезжей части с правой стороны. Косвенно это подтверждается в пункте 18.2, где велосипедистам разрешается ездить по полосам для маршрутных транспортных средств (если над полосой не висит знак 3.1 «Въезд запрещён» или в простонародье – «Кирпич»).
Но всё равно это оставляет ряд вопросов. Где заканчивается правый край? Что такое «отсутствие возможности двигаться» по правому краю? Припаркованные машины или плохой асфальт сдвигают этот условный край левее или делают движение по нему невозможным? Ну и т.д. В общем, некоторые формулировки в ПДД весьма неоднозначны и трактовать их можно по-разному.
Так как велосипедная инфраструктура (полосы, дорожки, зоны) у нас развита очень плохо, то обычно выбор стоит только между тротуаром и проезжей частью, и на практике: лучше ехать там, где на ваш взгляд безопаснее или проще проехать.
Чисто гипотетически, сотрудники ГИБДД могут докопаться, если вы едете по тротуару, но в реальности это, наверное, может быть только в случае какого-то показательного рейда. И если вы будете это оспаривать, требовать указать в ПДД, что такое «край проезжей части» и «отсутствие возможности двигаться» по нему или обочине, то скорее всего от вас просто отстанут. В худшем случае – выпишут штраф 800 руб., но если у вас нет с собой документов (а вы не обязаны иметь их при себе), то чтобы составить протокол, нужно будет доставлять вас в отделение, а это долго и сложно из-за велосипеда, проще отпустить.
Если вы будете ездить по проезжей части дороги, то помимо дорожных знаков, которые относятся непосредственно к велосипедистам, вам нужно будет знать и некоторые другие, чтобы понимать логику движения автомобилей. Мы рассмотрим их в очень общих чертах, не углубляясь в детали.
Знаки приоритета указывают у кого есть преимущество при проезде нерегулируемых перекрёстков (когда отсутствует или не работает светофор и нет регулировщика). Если для вас висит знак 2.1 «Главная дорога» или знаки пересечения/примыкания второстепенной дороги (2.3.1 – 2.3.7), то по ПДД у вас есть преимущество и вас должны пропускать. Если знак 2.4 “Уступите дорогу» – вам нужно пропускать тех, кто движется по главной дороге. При повороте налево, нужно пропускать тех, кто движется во встречном направлении прямо или направо (для них).
Также под знаками «Главная дорога» и «Уступите дорогу» может быть установлена табличка 8.13, показывающая траекторию главной дороги, когда та поворачивает. В этом случае по отношению к транспортным средствам, находящимся на равнозначных дорогах (главная-главная или второстепенная-второстепенная) действует так называемое правило «помеха справа» (нужно пропускать того, кто находится справа). Когда на перекрёстке нет светофоров и знаков, то тоже нужно руководствоваться правилом «помеха справа», если же это пересечение асфальтовой и грунтовой дороги, то грунтовая – всегда второстепенная.
Но на велосипеде всегда нужно быть готовым, что вас могут не пропустить, даже если по правилам у вас преимущество. И лучше пропустить «дурака», чем пострадать в аварии, будучи правым. Большинство аварий происходит именно из-за несоблюдения очерёдности проезда.
Помимо этого, есть ещё запрещающие и предписывающие знаки, назначение которых должно быть понятно из названий:
Сигналы велосипедиста на дороге
В пунктах 8.1 и 8.2 ПДД РФ описано в каких случаях и как именно подаются сигналы руками:
Применительно к велосипедистам это выглядит так:
Но в реальности всё работает несколько иначе. Чаще всего велосипедисты вообще не используют сигналы руками, а если используют, то в основном – это вытянутая в сторону левая рука для поворота налево, перестроения левее или иногда – для проезда на перекрёстке прямо. Дело в том, что даже если вы ничего не показываете, то некоторые автомобилисты едущие сзади могут посчитать, что вы собираетесь повернуть направо (особенно если на этом перекрёстке большая часть машин поворачивает). Поэтому в некоторых случаях лучше явно обозначить, что направо вам не нужно.
У меня был такой случай, когда лихой кавказский водитель на «шестёрке» при въезде на перекрёсток догнал меня, поравнялся и начал поворачивать, снося меня вправо. К счастью, обошлось без падения и после моих ругательств и невнятного мычания горе-водителя в ответ, я поехал дальше.
Вообще подобные ситуации довольно опасны и бывает заканчиваются трагически, поэтому мы разберём это подробнее немного позже в разделе про ДТП, а пока вернёмся к сигналам (жестам).
Вытягивать руку так далеко, как на картинке выше,совсем не обязательно (и нельзя это делать не глядя, иначе можно зацепить обгоняющую вас машину или другого велосипедиста). Например, можно показывать как-то так (но только по отношению к автомобилистам, потому что если вы едете в группе велосипедистов, то жесты 2 и 3 на картинке ниже могут быть истолкованы другими как какая-то опасность на дороге – яма, битое стекло и т.п.):
Главное, чтобы ваш сигнал увидели и поняли какой манёвр вы планируете совершить. Для этого перед поворотом нужно повернуть голову, убедиться, что вы находитесь в зоне видимости водителя сзади, показать рукой сигнал поворота, убрать руку на руль и приступить к повороту (или другому манёвру). При этом желательно периодически посматривать краем глаза, что происходит сзади (т.к. сигнал поворота не даёт вам преимущества, а только информирует других участников дорожного движения), но не слишком увлекаться, потому что машины спереди могут неожиданно остановиться.
Что касается других сигналов, то они практически не используются, если говорить о езде среди автомобилей. Более того, сигналы поворота когда рука согнута в локте лучше вообще не применять, т.к. их могут не понять. Они были придуманы, чтобы водитель автомобиля мог показывать все сигналы одной рукой, высунутой в окно, если на машине нет или не работают поворотники и стоп-сигналы. Но сейчас у всех всё работает и подобных жесты водители видят только в экзаменационных билетах ПДД, а потом всё благополучно забывается.
При езде в велоколонне сигналы поворотов и торможения используются, так же, как и ряд других, но в данной статье разбирать их мы не будем.
Как пересекать перекрёстки
Правила проезда перекрёстков регулируются разделом 13 ПДД, но с некоторыми нюансами в отношении велосипедов:
Разберём несколько примеров, как по правилам нужно проезжать перекрёстки.
На перекрёстках с одной полосой движения в вашем направлении вы можете ехать прямо или поворачивать в любую сторону (если это не запрещено знаком). На регулируемом перекрёстке (со светофором) при повороте налево нужно пропускать встречные транспортные средства, которые едут прямо или направо, и соответственно если вы едете прямо или направо – у вас преимущество.
Само собой, подразумевается, что везде нужно ещё пропускать пешеходов, пересекающих проезжую часть.
На нерегулируемых перекрёстках всё немного сложнее. Если висит знак «Уступите дорогу» – нужно сначала пропустить тех, кто на главной, если «Главная дорога» – порядок проезда будет такой:
Если на перекрёстке нет знаков приоритета, то преимущество имеет транспортное средство справа («Помеха справа»):
Часто перекрёстки бывают более сложные и с большим количеством полос, в таком случае поворачивать налево нельзя (кроме случаев, когда из крайней правой полосы поворот налево разрешён). А бывает даже, что из правой полосы запрещено ехать прямо, как на рисунке ниже. В таком случае по правилам нужно спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу.
Или, если с нарушением правил, то проехать.
На практике ездить по всем правилам не всегда возможно или рационально, поэтому в каких-то случаях имеет смысл от них отступать, главное не делать это бездумно и учитывать возможные последствия.
Проезд по пешеходному переходу
По правилам вы не можете ехать по пешеходному переходу, а должны спешиться и перейти проезжую часть дороги ведя велосипед рядом.
В реальной жизни большинство велосипедистов преспокойно переезжает дорогу по переходу, хотя значительная часть ДТП с участием велосипедистов происходит именно на «зебре».
Из своего опыта могу сказать, что если делать всё «правильно», то риски при переезде не больше (а может и меньше), чем при пересечении дороги пешком. Но если всё-таки произойдёт ДТП с автомобилем или пешеходом, то в этом случае вы будете виновником, поэтому если не уверены, то лучше спешиться.
Чтобы «правильно» (в моём понимании) пересечь дорогу по переходу нужно:
Меня один раз сбивали на переходе при переезде лет 12 назад, потому что водитель ехал вперёд не глядя (смотрел налево, чтобы там не было машин), а я не убедился, что он меня видит. И один раз чуть не сбили, когда я переходил пешком, примерно в то же время. А вообще в 99% случаев я переезжаю дорогу верхом.
По статистике количество велосипедистов сбитых при переезде пешеходного перехода (зафиксированных случаев) примерно в 2 раза больше, чем тех, кто шёл пешком и вёл велосипед рядом.
Езда без шлема
По ПДД вы не обязаны ездить в шлеме или какой-то специальной экипировке.
Нужно ли надевать шлем с точки зрения безопасности – вопрос далеко не однозначный. Полноценные исследования на эту тему не проводились, а по тем которые были, можно сделать следующие заключения:
Но в то же время, в случае удара головой, риск получения тяжёлой травмы или летального исхода в шлеме существенно снижается. Хоть и повышается сама вероятность удара, т.к. шлем увеличивает габариты, массу головы (её сложнее удержать и не удариться при падении) и может уменьшать обзор.
В общем, на мой взгляд, для обычных городских поездок (без экстрима или выполнения каких-то трюков) вполне можно обойтись и без шлема, но выбор только за вами.
Езда в состоянии алкогольного опьянения
Согласно ПДД велосипедистам (как водителям транспортных средств) запрещено ездить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Наказания непосредственно за езду в пьяном виде не предусмотрено, но в случае нарушения ПДД, это влечёт увеличение размера штрафа (1000-1500 вместо 800 руб.). Если же велосипед попадает под категорию мопедов, то управление им в состоянии опьянения грозит штрафом 30000 руб. и лишением водительского удостоверения (а в случае отсутствия права управления – арестом до 15 суток).
Правила езды на велосипеде по автомобильным дорогам
Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций, нужно информировать других водителей о любых маневрах на дороге. На велосипеде нет «повороток», поэтому знаки придется подавать руками:
Техническое оснащение необходимое для катания
Кроме того что велосипедист должен знать условные сигналы, он также обязан перед каждым выездом проверять исправность тормозной системы, трансмиссии и других составляющих велосипеда.
Также велосипед должен быть оборудован специальными световыми и звуковыми элементами. К первым относят фонари с белой и красной световой индикацией, которые могут также работать в режиме проблескового маяка (мигалки), прикрепляемые сзади, а так же любые другие световые и светоотражающие элементы, которые помогают другим транспортным средствам заметить наездника. Кроме этого на велосипеде должны быть установлены катафоты (светоотражатель) по периметру велотранспорта.
Особенности движения
Согласно законам, движение на велосипеде по велопешеходной и велосипедной дорожкам, а также по полосе для велосипедистов могут осуществлять лица старше 14 лет (ПДД п.24.1).
Дети младше 7 лет катаются только по велодорожкам, пешеходным дорожкам и тротуару (ПДД п.24.4).
При отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек или полосы для велотранспорта, водитель старше 14 лет осуществляет передвижение по правой части дороги или по обочине. Если райдер может создавать помехи, то обязан спешиться и «перейти» из категории велосипедиста в категорию пешехода. (ПДД п.24).
Велорайдер может ехать по пешеходной дорожке или тротуару, если они вместе с ребенком младше 14 лет катаются на велосипеде, а также если перевозит на специально оборудованном кресле или прицепе малыша младше 7 лет (ПДД п.24.1).
Движение по тротуару на велосипеде запрещено (ПДД п.9.9). От данного правила можно отступить, так как пешеходы снисходительно относятся к велосипедистам, если те, в свою очередь, не гоняют на высокой скорости.
При большом количестве «водителей» велосипедов, их движение по дороге возможно, если колонна будет двигаться в один ряд или два ряда попарно не более десяти человек. При условии, что расстояние будет позволять обгон, то есть расстояние будет 80-100 м (ПДД п.24.5).
Штрафы
В отношении велосипедистов (которые не на мопедах) в случае нарушений ПДД обычно применяются статьи 12.29 и 12.30 кодекса об административных правонарушениях (КоАП):
Но штрафуют крайне редко. Я далеко не всегда езжу по правилам (хотя и делаю это по возможности безопасно), тем не менее за всё время меня ни разу даже не останавливали, правда 1 раз попытка была.
Запреты
При правильном использовании условных сигналов и соблюдении правил дорожного движения, нужно также помнить о некоторых запретах для велосипедистов:
Штрафы для велосипедистов не соблюдающих законы
Так как кодекс по административным правонарушениям не относит велосипеды к транспортным средствам, то наказание отличается. Для велосипедистов применяется статья 12.29 КоАП РФ. Где указаны штрафы за несоблюдения правил дорожного движения.
К примеру, нарушение правил движения велорайдером повлечет за собой оплату штрафа в размере 500 рублей. Если велосипедист находился в нетрезвом состоянии, тогда штраф увеличивается до 1000 — 1500 рублей (КоАП ст.12.29 п.2,3).
Правила езды на велосипеде по пешеходным дорожкам
На тротуарах и пешеходных зонах нужно помнить, что главный здесь — пешеход. Движение велосипеда не должно угрожать безопасности или ещё каким-либо образом мешать пешеходам. Поэтому, если вы едите по участку, где слишком много людей, будет правильнее остановится и пройти этот участок пешком, катя велосипед рядом с собой. В таком случае, вы уже считаетесь пешеходом.
Итоги
Знание велосипедистом основных правил дорожного движения помогут на первых порах при езде на велосипедной дорожке, но со временем стоит полностью изучить свои права и обязанности, для того чтобы избежать проблем и аварий. Кроме соблюдения правил нужно ориентироваться в условных сигналах, которые используют велосипедисты. Стоит отметить, что в статье написаны основные условные сигналы, так как от различных факторов они могут варьироваться и дополняться. И перед тем как участвовать в заезде с большим числом участников, поинтересуйтесь о тех сигналах, которые они используют и о которых вам стоит знать. Также необходимо учитывать то, что законодательство относительно водителей велотранспорта со временем меняется и дополняется, а значит могут вводиться новые правила и обязанности, которых нужно придерживаться.