Урок-игра по правилам дорожного движения
1- 4 классы
Попова Алла Юрьевна,
учитель начальных классов.
МКОУ Старочигольская СОШ
Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения
-закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;
-развивать умение детей распознавать дорожные знаки;
-развивать мышление, память, внимание;
-воспитывать общую культуру поведения на улице
1. Орг. момент
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
2. Постановка целей урока:
Учитель: Почти каждое утро вы выходите из дома и идете в школу. Сегодня мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.
– Для чего нам надо знать правила дорожного движения? (чтобы не попасть под машину, не погибнуть)
Ты вышел из дома
В таком настроении,
Что птицам завидно в саду!
Но если не знаешь ты правил движенья –
Недолго попасть и в беду!
3. Актуализация знаний:
– Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. — -Давайте вспомним эти правила правила:
– Правило 1: пешеходы должны ходить только по тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.
– Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут навстречу транспорту.
– Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а потом направо.
4. Повторение изученного:
5. Игра «Светофор»:
У вас на партах лежат зелёные, красные, жёлтые кружки. У первого ряда- красные, у второго ряда-желтые, а у третьего ряда-зеленые. Необходимо в процессе чтения стихов реагировать соответствующими сигналами светофора. Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день и ночь- Зеленый, желтый, красный! (Дети понимают кружки) Наш домик –светофор, Мы три родные брата, Мы светим с давних пор В дороге всем ребятам. Мы три чудесных цвета, Ты часто видишь нас, Но нашего совета Не слушаешь подчас. Самый строгий –красный свет. (Дети 1 ряда поднимают красные кружки) Если он горит: «Стой! Дороги дальше нет. Путь для всех закрыт». Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: «Жди! Увидишь скоро желтый (Дети 2 ряда поднимают желтые кружки) В середине свет». А за ним зеленый свет (Дети 3 ряда поднимают зеленые кружки) Вспыхнет впереди, Скажет он: «Препятствий нет, Смело в путь иди!». Коли выполнишь без спора Указанья светофора, Попадешь домой и в школу, Ты, конечно, очень скоро!
-Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, пошли на месте.
7. Игра в мяч «Правила дорожного движения».
8. Игра «Говорящие знаки»
Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках и показать знак на плакате.
А под этим знаком ни за что на свете Не катайтесь, дети, на велосипеде. (Движение на велосипеде запрещено)
Затихают все моторы, И внимательны шоферы, Если знаки говорят: «Близко школа! Детский сад!» (Дети)
Если нужно вызвать маму, Позвонить гиппопотаму, По пути связаться с другом – Этот знак к твоим услугам! (Телефон)
Чудо-конь – велосипед. Можно ехать или нет? Странный этот синий знак. Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт (Пешеходный переход).
Видно строить будут дом – Кирпичи висят кругом. Но у нашего двора Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен)
Белый круг с каемкой красной – Значит, ехать не опасно. Может, и висит он зря? Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети.
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети.
Только на велосипеде. («Велосипедная дорожка»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он –
В этом месте телефон.
Это что же? Ой-ой-ой!
Переход здесь под землёй.
Так смелей иди вперёд!
Трусишь ты напрасно,
Посмотрите, знак опасный –
Человек в кружочке красном
Виноват он, дети, сам.
Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
По дороге здесь, друзья,
Никому ходить нельзя.
(«Движение пешеходов запрещено»)
Белый круг с каемкой красной – Значит, ехать не опасно. Может, и висит он зря? Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено).
9. Конкурс — викторина
1.Какое в России движение: лево- или правостороннее? (Правостороннее).
2.Можно ли идти пешеходу, если загорелся желтый свет? (Нет, необходимо стоять)
3.Где можно переходить проезжую часть? (На светофоре, там, где установлен знак «пешеходный переход», есть дорожная разметка пешеходного перехода (зебра), по подземному переходу).
4.Если на переходе горит светофор и инспектор ГИБДД также руководит движением, то чьи сигналы вы будете слушать? (Инспектора ГИБДД).
5.Для чего служит «островок безопасности»?
6.По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?
7.Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
8.Кто отвечает за порядок на дорогах?
9.С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?
10.Для чего служит проезжая часть дороги?
11.Для кого предназначен тротуар?
12.Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для остановки автомобилей и движения пешеходов?
13.Устройство для движения велосипедистов?
14.Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
15.Что означает зеленый сигнал светофора?
16.В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
17.Для чего служит посадочная площадка?
18.Кому дает команды пешеходный светофор?
19.Что означает красный сигнал светофора?
20.Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?
21.Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?
22.Сколько колес у легкового автомобиля?
23.В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети!».
24.Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?
25.Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?
26.Место посадки и высадки пассажиров?
27.Для чего транспортные средства оборудуют сигналами светофора?
28.Пешеход, нарушивший правила дорожного движения?
– Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали, справились с большинством вопросов викторины.
– Чтоб не оказаться в опасности на дороге, нужно знать и знаки светофора, и правила дорожного движения.
Я надеюсь, что вы подружились с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, и дороги для вас станут с этими знаниями безопасными.
11. Рефлексия проведенного занятия.
– Учитель предлагает, используя смайлики, лежащие на столе у каждого учащегося, оценить работу на занятии.
Если вам сегодня было интересно – покажите веселого смайлика, если нет – грустного.
МБОУ КР ОО
«Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 4 классе
Сыромятникова Е. И.
с. Кривчиково, 2019 год
- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
- правил водителей велосипедов;
- пользование общественным транспортом;
- воспитывать у учащихся культуру поведения.
- Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
- Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.
- Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.
- Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.
- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
- Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?
Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.
1. Введение (вступительное слово классного руководителя).
2. Выступления учащихся.
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
Классный руководитель подводит итог.
Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).
Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
3. Выступление учащихся.
Немного об истории правил дорожного движения.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Учитель: Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).
Учитель: Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.
Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
4. Выступление учащихся:
О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов
Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.
Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
5. Предлагается блиц-опрос по теме.
Встало с краю улицы в длинном сапоге Чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).
Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).
Место ожидания автобуса. (Остановка).
Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
Номер телефона скорой помощи. (03).
Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).
Трехглазый постовой. (Светофор).
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).
Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо).
Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет).
6. Выступление учащихся (выносятся знаки, нарисованные на плакате).
О дорожных знаках: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.
7. Подводится итог мероприятия: учащиеся на плакате оформляют выводы по теме классного часа.
Внеклассное мероприятие «Клуб знатоков правил дорожного движения» в 4 классе
Цель: совершенствовать знания детей по правилам дорожного движения.
Задачи: Расширить знания детей о правилах дорожного движения;
Развивать творческие способности детей; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Личностный: Осознают важность знания ПДД и их соблюдения.
Метапредметный: проявляют личностные УУД (осуществляют самоопределение к теме классного часа, оценивают усваиваемое содержание; осуществляют самооценку); регулятивные УУД (саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; обучающиеся осуществляют самоконтроль); коммуникативные УУД(высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли; умение работать в коллективе );познавательные УУД(формулируют цель, анализируют предложенную информацию, осуществляют поиск и выделение информации); логические УУД(анализируют, обобщают).
Предметный: демонстрируют знание правил дорожного движения и умение применять их в жизни; знают сигналы светофора и знаки дорожного движения.
Оборудование: карточки с числами от 1 до 30, 3 круга: красный, жёлтый, зелёный; дорожные знаки.
Ход классного часа
Организационный момент. Минутка создания хорошего настроения ( в парах). Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
– Желаю (большой)
– Успеха (указательный)
– Большого (средний)
– Во всём (безымянный)
– И везде (мизинец)
– Здравствуй! (вся ладошка)
Сообщение темы и целей классного часа
(Ученик читает стихотворение)
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
– На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
– Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
– Где захочу, там перейду!
Шофёр глядит во все глаза:
Нажми скорей на тормоза –
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!» –
И как попало ездить стал?
Ушёл бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Где ты ходить привык,
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик – постовой,
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр!
– Какая же тема нашего классного часа?
– С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Очень много! Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
– Приветствую вас в клубе знатоков дорожного движения.
Работа по теме мероприятия
– Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко», слушайте внимательно и говорите хором пропущенное слово.
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой,
Не цепляйся за трамвай
Помни, Петя, Толя, Сева,
Как дойдешь до середины,
То отсюда с половины.
Помни, Таня, Юра, Клава,
Ты спешишь на стадион,
Не цепляйся за вагон,
За троллейбусом не мчись,
Конкурс- экзамен “Знаете ли вы?”
Каждый ученик берёт карточку с номером вопроса, ведущий зачитывает вопрос, ученик отвечает на него.
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
15. Кого мы называем “участниками дорожного движения”? (пешеходы, водители, пассажиры).
16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется “зебра” на дороге? (пешеходный переход).
20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).
– Отгадайте загадки.
– А сейчас послушайте интересные факты.
(Подготовленное сообщение учеников)
• Правостороннее движение в России было введено в 1812 году для экипажей и повозок.
• Первый светофор был установлен в Москве в 1924 году (угол Петровки и Кузнецкого моста).
• В 1924 году для регулировки дорожного движения на улицах Москвы стал применяться жезл.
• Первые предупреждающие знаки: «Перекресток», «Крутой поворот», «Железнодорожный переезд», «Неровная дорога» появились в 1926 году.
• «Островки безопасности» для пешеходов появились в 1933 году.
• До конца XIX века на Руси ямщиками называли возниц, кучеров на почтовом тракте.
• Лошадиными силами измеряют силу двигателя автомобиля.
Игра «Перейди улицу»
(Ведущий держит в руках 3 кружка: красный, жёлтый, зелёный. Игроки встают у одной из параллельных линий – это улица. Ведущий поднимает зелёный кружок – игроки делают шаг вперёд, красный – шаг назад, жёлтый – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Побеждает тот, кто первым перейдёт улицу.)
Конкурс «Дорожная академия»
– Определите знак по описанию.
Можно встретить знак такой На дороге скоростной, Где больших размеров яма, И ходить опасно прямо, Там где строится район, Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)
Если ты устал в дороге, Если ехать далеко, Отдохни шофер немного, Место здесь отведено. (Место отдыха)
На дороге знак стоит Строгим тоном говорит Сюда машинам не подъехать Запрещается проехать! (Проезд запрещен, кирпич)
Эй, водитель, осторожно, Ехать быстро невозможно, Знают люди все на свете В этом месте ходят (Дети)
Всем знакомые полоски Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет – (Пешеходный переход)
Ты не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи, Хорошо, что рядом пункт (Медицинской помощи)
Что мне делать? Нужно срочно позвонить, Должен знать и ты, и он В этом месте (Телефон)
Футбол – хорошая игра Пусть каждый тренируется На стадионах, во дворах, Но только не на улицах. (Жилая зона)
– Найдите лишний знак. Работаем в группах. Среди нескольких знаков, лежащих перед вами, нужно найти лишний, сказать, как он называется и к какой группе знаков относится.
– Сложите знак.(Работа в парах)
Каждой паре предлагается собрать из разрезной мозаики дорожный знак и определить, к какому типу знаков он относится и что обозначает.
Постовой стоит упрямый (дети шагают на месте) Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (руки перед собой) Пешеход, ты погоди! (руки в стороны) Посмотрите – улыбнулся, (руки на пояс) Приглашает нас идти! (шагаем на месте). – Вы, машины, не спешите, (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).
– Сегодня у нас в гостях инспектор пропаганды ГИБДД старший лейтенант полиции Ольга Николаевна Лозовская. (Выступление сотрудника полиции, просмотр ролика, вопросы детей)
Мы частушки вам споем, Вы нам помогайте, Если чуточку соврем, Вы нас не ругайте.
К переходу шли мы с Сеней, Посмотрели мы налево, Хорошо, что посмотрели, А иначе б здесь не пели!
Как шофер не тормозит,
А машина все скользит,
На колесах, как на лыжах,
Ближе, ближе, ближе,ближе.
Есть глаза у нас и ушки:
По дороге мы идем,
Все читаем и поём.
Ехал Ваня на мопеде, Не смотрел, кто рядом едет, Лечит Ваня перелом, Сдан мопед в металлолом.
Шел Никита как-то в школу, Пил из горла пепси-колу, Не смотрел он на машины, А сейчас он носит шину.
Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз- осторожность
Жизнь свою побереги:
Перед машиной не беги.
Дорогие вы подружки,
Наш послушайте совет:
Ведь дорога – не читальня,
И не место для бесед.
– Вы, ребята молодцы! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Ребята, никогда не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.
Игра «Да или нет»
Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте «Да» или «Нет».
Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?
Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?
Сел в трамвай, не взяв билет. Так поступать полагается?
Старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?
ЗНАКИ СЕРВИСА (Рисунок_4)
Тема «Добрая дорога детства»
1.Довести до сознания детей, что их поведение на дороге должно соответствовать всем требованиям дорожной ситуации.
2.Сформировать у учащихся представление о том, что тормозной и остановочный путь автомобиля складывается из большого числа составляющих (реакции водителя, условий на дороге, работы тормозов и т.д.) проследить взаимосвязь между условиями на дороге и длиной тормозного пути
3. Формировать информационную грамотность учащихся по ПДД путём обзора детских периодических изданий «Добрая дорога детства», «Путешествие на зелёный свет».
( Конкретно издания, рассказывающие о поведении на дорогах в зимнее время, об особенностях тормозного пути автотранспорта.)
4. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и уважение к правилам поведения на дороге в зимний период.
-формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части в условиях недостаточной видимости, зимой.
– рассмотреть и проанализировать причины ДТП по вине пешеходов :
-игры вблизи дороги,
– переход дороги перед близко идущим транспортом;
– особенности тормозного пути автотранспорта в разных климатических условиях;
Оборудование: мультимедийная установка, выставка периодических изданий «Добрая дорога детства». «путешествие на зелёный свет»
Как вы думаете, почему тема сегодняшнего классного часа называется «Добрая дорога детства»? Когда для детей дорога бывает доброй? (Когда на ней не происходит ничего плохого).
А что необходимо знать, чтобы ваша дорога всегда была доброй?
(Правила дорожного движения)
2. Актуализация знаний.
Какие советы вы можете дать по ПДД?
(Советы в четверостишиях читают учащиеся)
Предлагаю рассмотреть проблемную ситуацию, которая возникла на одной из дорог.
Февраль был тёплый, как апрель,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется –
Ребята – школьники гурьбой
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой – от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
На мостовой шалить на льду,
Учитель- Почему так волновался водитель, завидев детей?
Что могло произойти в таком случае?
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
(Об опасностях на дороге в зимнее время, о скользких дорогах, о тормозном пути и т.д.)
Учитель -А почему именно сейчас возникла необходимость провести такую беседу?
Учитель – Зимой много опасностей на проезжей части. Синоптики в конце января обещают похолодание. Да и сейчас по утрам бывает мороз. А так как в нашем крае в дневное время снег тает, а в ночное- температура понижается, возникает неблагоприятная ситуация на дорогах – гололёд. Хотя, детям часто это природное явление доставляет радость. Где ещё в посёлке можно найти лучший каток, как не на скользкой дороге? Вы ведь любите кататься на льду? Где можно этим заниматься? (Ответы детей)
Ни одно даже самое важное дело не стоит вашей жизни.
К сожалению, не все дети это понимают. И катание по скользкой проезжей части нередко заканчивается печально.
Ошибку в тетради можно легко исправить, а дорога ошибок не прощает.
Задача взрослых – предостеречь детей от беды. Вы каждое утро выходите на улицу и становитесь пешеходами. Интенсивность дорожного ежедневно движения увеличивается даже на дорогах посёлка. Анализ данных о количестве ДТП в крае свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, в том числе и дети. Для предотвращения происшествий на дорогах мы с вами проводим беседы, инспектора ГИБДД выезжают в школы для встречи с учениками, периодические издания призывают ребят беречь свою жизнь. Каждый год в школах края первоклассникам дарят светоотражатели. Они сейчас так кстати, ведь зимой по утрам темно.
Всё делается для того, чтобы наши дети были живы, здоровы и счастливы!
Давайте подробнее рассмотрим, какие же опасности поджидают нас в зимнее время на проезжей части? (Предположения детей)
Учитель- Сегодня разобраться в поставленном вопросе нам помогут детские периодические издания. Мы уже рассматривали некоторые из них. Это-журнал «Путешествие на зелёный свет» и газета «Добрая дорога детства»
(Сообщения учащихся о ситуациях на дорогах и правилах поведения у проезжей части, взятые из названных периодических изданий)
1. Лыжи, санки и коньки. Где безопасно на них кататься.
2. Об особенностях тормозного пути и о встречающихся опасностях при переходе проезжей части.
3. О пользе светоотражателей.
(Беседа по содержанию сообщений учащихся)
Предлагаю подробнее рассмотреть особенности тормозного пути.
Учитель – Так что же такое тормозной путь? Всё ли мы знаем о нём?
Давайте вспомним определение (слайд)
Участок, который проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки – тормозной путь.
Формирование представлений о тормозном пути
Учитель- Все мы учим правила дорожного движения, чтобы движение на улице было безопасным. И водитель каждой машины заботится об этом же. Самое главное для него – хорошее техническое состояние машины. Водитель всегда следит, чтобы его автомобиль был в порядке. Но самое главное для него – надежная работа тормозов. Они спасут его в том случае, если на дорогу внезапно выбежит пешеход. Подумайте, может ли автомобиль остановиться сразу? Почему?
Задание. Разложите карточки в верном порядке для ситуации,
когда водитель заметил пешехода и останавливает автомобиль:
Нажал на педаль
Вы видите, что ни одна машина не может остановиться сразу.
Думаю, надо вспомнить составляющие остановочного пути.
Все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки- остановочный путь автомобиля.
Остановочный путь состоит из двух частей:
расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.
Время реакции водителя.
Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с.
– А на время реакции водителя влияют его личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.
Поэтому, кроме всех других причин, тормозное расстояние и остановочный путь зависят ещё и от реакции водителя.
– Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время.
– Сколько метров проезжает автомобиль по сухому асфальту после торможения при скорости 60 км/ч? (40 м)
Для этого автомобилю потребуется целых 3 секунды.
– А вот при гололёде автомобиль проезжает 155 метров и ему уже потребуется целых 10 секунд.
– Какую роль играют эти секунды на дороге?
– Что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью?
– Какие ещё условия могут повлиять на длину тормозного пути?
Даже самый опытный водитель не может мгновенно остановить транспорт, особенно на мокрой или скользкой дороге.
– Как вы думаете, что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью?
Давайте рассмотрим таблицу, показывающую зависимость тормозного пути от скорости автомобиля.
“Не перебегай улиц и дорог перед близко движущимся транспортом – это очень опасно для жизни”.
(Дети зачитывают памятки)
Будь внимателен при неблагоприятных погодных условиях:
1.Во время гололеда
-После теплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: по скользкой дороге автомобиль остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колесами.
-Каток на тротуаре, пешеходной дорожке и особенно проезжей части может привести к серьезной травме. Ледяные горки рядом с дорогой очень опасны. Возрастает вероятность заноса автомобиля на скользкой дороге, его тормозной путь увеличивается, а пешеходу труднее остановиться мгновенно. Наиболее опасен буксующий транспорт; из-под него камни летят, и вырваться из плена он может в любую сторону.
2. В дождливый день
На улице дождь. Дорога скользкая. Стекла машины покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителям трудно работать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не спешите перебегать улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход.
3. При тумане.
На улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не движется автомобиль. В тумане надо быть особенно осторожным, так как расстояние до предмета воспринимается дальше, а скорость транспорта кажется меньше, чем на самом деле.
4.В морозную погоду
На улице холодно. Стекла автомобилей покрывают изморозью, и водителям очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, в мороз же, когда видимость у водителя ограничена, а сугробы сужают проезжую часть и затрудняют движение, тем более следует быть осторожным. И чтобы с вами не случилось беды, не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого можно переходить проезжую часть.
Учитель -Думаю, ещё один фактор может привести к ДТП.
Как вы понимаете слова?
«Умей не только видеть, но и слышать улицу»
Учитель – Подростки часто ходят по дорогам с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень мешает восприятию окружающей действительности. Поэтому важно запомнить ещё одно правило:
Старайся не ходить в наушниках по проезжей части. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.)
1.Почему улицу надо переходить только по пешеходному переходу?
2.Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
4.Может ли водитель мгновенно остановить автомобиль?
5.Почему недостаточно один раз посмотреть на проезжую часть дороги при переходе?
8.Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
10. Можно ли играть на дороге?
III. Итог занятия. Рефлексия.
4. Домашнее задание.
Запомни: Ошибку в тетради можно легко исправить, а дорога ошибок не прощает. Сделай свою дорогу –доброй дорогой детства!