Зима безопасность на дорогах

Несколько раз в год из-за сезонных изменений погоды в России случается “день жестянщика”. Поздней осенью множество мелких, а иногда и крупных аварий происходит, как только наступают первые заморозки, а большинство автомобилистов при этом не успели поменять летнюю резину на зимнюю и не изменили манеру вождения. И новичку, и опытному водителю в начале каждой зимы нелишним будет повторить правила “езды по стеклу”. О том, как ездить в гололед безопасно, – в материале РЕН ТВ.

Переход на “зимний” режим

Переход на “зимний” режим не всегда проходит гладко. Еще совсем недавно, ведя автомобиль по сухому асфальту, автомобилисты и не думали о сцеплении с дорогой, но выпал первый снег, лужи покрылись тонкой коркой льда, и управлять автомобилем как раньше стало небезопасно.

Проезжая по запорошенным снегом участкам, не все водители успевают вовремя сориентироваться и продолжают выжимать газ или давить на тормоз в тот момент, когда машина вдруг начинает вилять. Автомобиль закручивает вследствие разницы в коэффициентах сцепления, когда под правыми колесами уже ледяная корка, а под левыми еще сухой асфальт.

Массовые ДТП в Москве

Первые заморозки и первый снег в Москве уже привели к массовым ДТП. 30 октября 2022 года произошло несколько аварий с участием 54 автомобилей, мотоцикла и автобуса. Пострадали пять человек, в том числе ребенок.

Зима безопасность на дорогах

Из-за непростых погодных условий утром 31 октября на МКАД произошли три аварии: на 61-м километре на развязке перед Рублевским шоссе – по данным РЕН ТВ, в ДТП попали 11 автомобилей, пострадал один человек; затем массово столкнулись автомобили на 44-м километре перед развязкой с Киевским шоссе и наконец на 68-м километре на развязке с Волоколамкой.

Гидрометцентр предупреждает

Начальный период перехода на “зимнее” время продлится в московском регионе как минимум до 2 ноября, ожидаются осадки в виде мокрого снега и дождя. Об этом РЕН ТВ сообщил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, напомнив и об опасности гололедицы.

“Гололедица – это явление скольжения, которое связано именно с ситуацией, когда температура близка к нулевым значениям. Ночью 31 октября, днем 1 ноября и в последующие сутки такой температурный фон и будет. Гололедица прогнозируется до тех пор, пока не растает снежок. Нужно учесть, что гололедица будет наиболее заметна 31 октября днем и ночью, потому что помимо осадков и невысокой температуры ожидается еще и сильный ветер. А при сильном ветре происходит обледенение дорог, открытых участков, на которых сильно сказывается ветер. Гололедица – явление достаточно опасное, это первый признак зимнего прогноза”, – рассказал синоптик.

Зима безопасность на дорогах

Основные правила езды в гололед

Зимняя резина, обладающая соответствующими “противоледовыми” свойствами, при первых заморозках должна стоять по умолчанию. Лучше брать шины с такими протекторами, рисунок на которых мелкий и густо нанесенный. Для зимы самый правильный вариант – покрышки с шипами. Они идеальны для снеговой каши и снижают риск потерять сцепление в момент, когда машина начнет скользить. Для мокрого асфальта лучше подходят фрикционные шины –”на липучках”.

Как правильно трогаться с места

При гололеде авария может случиться даже в момент, когда водитель только пытается выехать с парковки. Авто тронулось, и на скользкой дороге его может повести и откинуть на близстоящие машины. Эксперты напоминают, что все движения при трогании с места на такой поверхности должны быть максимально плавными. Главная задача – не допустить пробуксовки. Поэтому заводиться следует плавно и в случае гололедицы – трогаться на более высокой передаче.

Действия при подъеме в горку

Специалисты отмечают, что переход на повышенную передачу в гололед особенно важен перед подъемом в горку.

“Перед водителем стоит задача быстро переключить передачу, потому что неопытные выпускники автошкол могут долго переключать, пока машина теряет разгон. Нужно максимально разогнаться на первой передаче, после чего мгновенно перейти на вторую и продолжать движение”, – говорит мастер спорта по автомобильному спорту Сергей Лапицкий.

При подъеме с уклоном автогонщик не рекомендует останавливаться. В таком случае вновь тронуться с места будет очень сложно. Более того, автомобиль может утягивать вниз.

Дистанция и боковой интервал

На трассе необходимо обязательно определить оптимальное расстояние между водителем и автомобилем, который идет впереди. Должно оставаться столько места, сколько потребуется, чтобы вырулить в случае дорожного происшествия.

Зима безопасность на дорогах

Также стоит не забывать следить за боковым интервалом – в “снегодождь” обзорность ухудшается, и автомобилист рискует попасть в “мертвую зону” для другого водителя. Кроме этого, следует выработать правило в скользких поворотах двигаться в шахматном порядке. Если соседний автомобиль сорвется в занос, то останется пространство и время для маневра.

Никакого лихачества

Даже при идеальном техническом состоянии автомобиля многое на скользкой дороге зависит именно от техники вождения автомобиля. Для многих водителей гололед – очень серьезное испытание на прочность.

Главное напоминание тут только одно: наступающая зима – не время для лихачества, скорости и гонок на дороге. Самая опасная ситуация – это потеря сцепления с дорогой. Чтобы этого не случилось, необходимо двигаться со средней скоростью потока автомобилей, перед поворотом сбавлять скорость до минимальной, поворачивать плавно, не делая резких движений рулем.

“Многие новички, садясь за руль в гололед, начинают паниковать, почувствовав, что автомобиль стал менее управляемым. Неумение справляться с волнением может привести к неприятным последствиям. Еще хуже, когда водитель слишком самоуверен и думает, что его опыт позволяет лихачить даже в условиях гололеда. Как правило, подобные автовладельцы становятся виновниками крупных ДТП”, – напоминает инструктор по вождению Алексей Федоров.

Как выйти из заноса

Самое опасное на скользкой дороге – это заносы, когда машина берет больший радиус поворота, чем было задано рулем (или радиус, наоборот, может быть меньше, чем нужно). Вероятность заносов возрастает при обгоне, во время объезда и поворота.

Зима безопасность на дорогах

При типичной ситуации с поворотом специалисты советуют действовать так: приближаясь к перекрестку, заблаговременно сбросить газ или слегка притормозить. Нажимать на педаль нужно плавно, а лучше тормозить двигателем. На машине с автоматической коробкой выполнять эти предписания гораздо проще. “Если у вас механика, повысьте передачу, это поможет снизить нагрузку на колеса”, – рекомендуют эксперты. В тот момент, когда нагрузка перейдет к передним колесам, обеспечив лучшее сцепление с дорогой, необходимо повернуть и плавно нажать газ. Если автомобиль не реагирует на руль, не следует выворачивать его еще больше. Необходимо вернуть руль в изначальное положение и повторить попытку.

Что зависит от привода

Автомобиль с передним приводом в силу конструктивных особенностей показывает себя более стабильно при движении по прямой, а на скользкой дороге позволяет быстрее набрать скорость.

Чтобы выйти из заноса на переднеприводной машине, нужно аккуратно прибавить газ и выровнять руль, на заднеприводной с точностью наоборот – сначала притормозить и повернуть в сторону заноса. Небольшого поворота достаточно, чтобы стабилизировать автомобиль.

Пробуксовка колес на полном приводе наступает позднее, нежели на машинах другого типа, что позволяет таким автомобилям быстрее разгоняться и увереннее чувствовать себя на скользкой дороге. Но в момент заноса неопытным водителям полноприводных автомобилей сложнее предугадать реакцию машины. В этом случае специалисты советуют входить в поворот с равномерной скоростью, без добавления газа.

Как тормозить в гололед

На скользкой дороге нужно научиться грамотно тормозить. Если машина “поплыла”, то не стоит вжимать тормоза в пол, но и не надо отпускать педаль. И то, и другое действие может только усугубить ситуацию. Здесь нужно совместить торможение при помощи двигателя и прерывистое педалирование. Так можно аккуратно сбросить скорость и выровнять машину. Также при торможении не стоит выворачивать “баранку”.

Зима безопасность на дорогах

Кстати, о “баранке”. Независимо от того, тормозит водитель или продолжает движение, во время гололеда он всегда должен крепко держать руль. Правильное расположение рук позволяет хорошо чувствовать машину и вовремя предпринимать необходимые маневры. Рулить следует обеими руками, держа большие пальцы на ободке руля.

Важно также хорошо отрегулировать сиденье, чтобы руки водителя были вытянуты вперед на небольшом от руля расстоянии.

Если застрял на парковке

Что делать, если из-за большого количества снега, выпавшего за ночь, невозможно выехать с парковки? В этом случае эксперты рекомендуют трогаться со второй или третьей передачи. Если это не помогло, можно использовать метод “раскачки”, двигаясь вперед-назад. В этот момент важно не допустить пробуксовки, иначе машина “зароется” еще больше.

Раскачивать автомобиль с автоматической коробкой сложнее, поскольку система долго переключает передачи с драйва на реверс. Здесь важно поймать нужный момент: как только машина достигнет верхней точки, следует тут же нажать на тормоз и переключиться на задний ход, то есть затормозить без сброса газа, не допустив произвольного скатывания. Когда амплитуды увеличатся, выехать станет проще.

Езда в колее

Большая проблема даже для опытного водителя – колея. Когда водитель едет по “протоптанной дорожке”, машину может начать вести в сторону даже на небольшой скорости. При езде по зимней колее ни в коем случае не следует не держать руки в напряжении.

Зима безопасность на дорогах

Залог успеха на колее – так называемое “уступающее руление”. Нужно позволять машине немного “болтаться” вправо-влево, но при этом продолжать контролировать руль.

Если на переднеприводном автомобиле в колее стало заносить заднюю часть, ни в коем случае нельзя тормозить – лучше немного прибавить газу. Если то же самое происходит на машине с задним приводом, необходимо, наоборот, слегка снизить скорость.

“День жестянщика”

Внезапно наступившие заморозки, обильный снегопад после дождя или оттепели – главные причины для наступления “дня жестянщика”. Характерно, что жестянщики или мастера по кузовным работам – не виновники торжества, а те, кому в этот день приходиться работать больше всех. Именно к ним в этот день спешат попавшие в ДТП водители, чтобы избавиться от вмятин на своих машинах. Жестянщики занимаются ремонтом кузовов автомобилей, проводят сварочные работы, готовят поверхности под покраску.

В “день жестянщика” водителям лучше отказаться от поездок. Даже если они подготовились и поменяли заранее резину, есть риск при проезде рядом с другими менее опытными или недальновидными автолюбителями. Небезопасным также может быть движение из-за коммунальщиков, которые не успеют почистить трассы из-за обильного снегопада.

Что нужно сделать накануне зимнего сезона

Но наука зимнего вождения вполне по силам каждому. Главное – не гонять, не торопиться, не отвлекаться и запомнить несколько несложных правил.

Готовим автомобиль

Никогда не выезжайте (особенно на дальние расстояния) на автомобиле, в котором есть какая-то неисправность или почти пустой бак. Надежда на то, что “авось пронесет” зимой может стать губительной. Заклинивший руль, масло, непригодное для низких температур, не сработавшие тормоза, покрышки с протекторами разной изношенности или летняя резина могут стать причиной ДТП. Да и менять колесо на морозе, под завывание вьюги, на пустой трассе – удовольствие невеликое.

Опытные водители советуют снизить давление в шинах до 1,5 атмосфер. Не забудьте проверить, лежит ли в багажнике НЗ: буксировочный трос, знак аварийной остановки, антиобледенитель для лобового стекла или “народный” аналог – мешочек из ткани с солью, удобные для ремонтных работ перчатки. И, конечно, всегда берите с собой мобильный телефон, чтобы, в случае ЧП, набрать три заветных цифры и вызвать спасателей.

Готовимся сами

Боитесь выезжать зимой на трассу? Потренируйтесь в городе. Поездите на неоживленных дорогах или, что еще лучше, на полигонах. Прочувствуйте поведение вашей машины в гололед и сильный снег. Проверьте, как автомобиль тормозит, отработайте заносы, попробуйте из них вырулить.

В специальной памятке МЧС указаны главные правила для зимней езды.

Соблюдайте дистанцию – она должна быть гораздо больше той, чем вы привыкли летом.

Совершайте обгоны без резких маневров. Главное правило для автомобилистов зимой – плавность и неторопливость. Забудьте про резкий разгон и торможение.

Соблюдайте скоростной режим. Это, конечно же, нужно делать всегда, но зимой особенно. Снизьте свою обычную среднюю скорость на 10 километров в час. И запомните, что тормозить перед перекрестком теперь нужно начинать раньше.

Обязательно следите за условиями окружающей среды и качеством дороги. Гололед на эстакадах, неожиданная ямка, от которой вы решили увернуться, внезапно начавшийся снег – все это усложняет езду зимой. Но если вы начеку, никакие погодные явления не страшны.

Будьте вежливы с другими участниками движения. Не нервничайте, заметив на дороге неопытного водителя. Помогайте другим. В сложной ситуации кто-то поможет и вам.

Главные опасности

Какие сложности могут ждать водителя на зимней дороге?

Занос – настоящий ужас как для новичков, так уже и для опытных водителей. Можно много читать, как именно вести себя в этот момент. Но, как показывает практика, водители обычно действуют интуитивно (здесь-то и пригодятся наработанный на полигоне опыт!).

Правила таковы: не тормозить резко (если начали, то тихонько, плавно), закрутить руль в сторону заноса (а не обратно). Смотреть в точку, куда вы хотите вырулить автомобиль (а не куда вас заносит). Попробовать перейти на повышенную передачу, если ездите на механике. После этого на переднем приводе чуть прибавить газа, а на заднеприводном автомобиле, напротив, несколько раз, прерывисто нажать на тормоз.

Помните: наиболее часто автомобили заносит при выходе из колеи, обгонах и перестроении назад в полосу.

Также автомобили часто буксуют, особенно во время езды в горку. В этом случае попробуйте переключиться на повышенную передачу, трогаться на наполовину поднятом ручном тормозе.

Наиболее опасные места на дорогах – хорошо продуваемые, а также те, где скапливается во время оттепели вода. Это эстакады, мосты, обочины, тоннели, низины.

Что делать во время ДТП?

Если аварии не избежать – увы, такое бывает часто – помните главное правило: сохраняйте самообладание до последнего. Не бросайте руль: важно управлять машиной до последнего.

Какие советы дает МЧС?

Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля. Важно: при столкновении с неподвижным предметом ударить автомобиль левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

Защитите голову. На малой скорости вдавитесь в сиденье спиной, напрягите мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же автомобиль едет быстрее 60 километров в час, а вы еще и не пристегнуты ремнем безопасности (надеемся, такого не будет никогда), рекомендовано прижаться грудью к рулевой колонке.

Пассажиру, который едет на переднем сиденье, нужно закрыть голову руками и завалиться на бок, на сиденье. Те, кто сзади, могут упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После удара определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, нет ли пожара, не протек ли бензин. Если двери заклинило, разбейте окна любыми тяжелыми предметами. Оказавшись на улице, отбегите от машины подальше. И вызывайте спасателей.

Если вы не можете выбраться из машины, позвоните по номеру 112 и сообщите максимально подробную информацию о месте ДТП, повреждениях автомобиля и вашем состоянии.

Как оказать первую помощь пострадавшим

Если автомобиль не горит, угрозы пожара и взрыва нет, первую помощь пострадавшему в ДТП можно оказать прямо на месте. Остановите кровотечение (если оно имеется), наложите шину из подручных материалов на поврежденную конечность.

Если вы считаете, что пострадавшего можно транспортировать самостоятельно, и этим ему не сделаете хуже, аккуратно перенесите его в защищенное место. И дожидайтесь помощи. Она обязательно придет.

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Института воспитания рекомендует в зимнее время года быть особенно аккуратными на дороге, ведь на улице появляются дополнительные преграды: снегопады и сугробы, лёд, а также ухудшается видимость и снижается обзор.

В зимнее время года одним из доступных и простых способов обеспечения собственной безопасности является использование световозвращающих элементов
(СВЭ). О других правилах безопасности при переходе проезжей части дороги и пользовании общественным транспортом зимой читайте в этой памятке.

Опасности в зимнее время года

Правила безопасности на дорогах

При переходе проезжей части будьте очень внимательны и осторожны:

В общественном транспорте:

Памятка для родителей

Правила поведения на улицах и дорогах в зимний период

Главное правило поведения на дороге зимой – удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дети редко акцентируют внимание на специфические «зимние» опасности, поэтому объясните ребенку, почему на зимней дороге необходимо особое внимание!

1. Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому напоминайте детям, что в сумерках надо быть особенно внимательными. Покупайте одежду со световозвращающими элементами (нашивки на курточке, элементы рюкзака), что позволит водителю с большей вероятностью увидеть вашего ребенка в тёмное время суток.

Дети на пешеходном переходе

2. В снегопады заметно ухудшается видимость, появляются заносы,ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается. Яркое солнце, как ни странно тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому надо быть крайне внимательными.

3. В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и самое главное – непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное безопасное расстояние для пешехода до машины надо увеличить в несколько раз.

4. Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт: сугробы на обочине сужение дороги из-за неубранного снега; стоящая заснеженная машина.

5. Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Вы уже заметили, что верхняя одежда с капюшоном ограничивает поле зрения. Поэтому без особой нужды не надевайте детям капюшон. Если на улице ветрено, холодно и укутаться необходимо, сопроводите детей при переходе через дорогу. По возможности одевайтесь удобно, тепло, но безопасно. Например, в гололед лучше носить обувь с ребристой подошвой.

6. Объясняйте ребенку, что не стоит стоять рядом с буксующей машиной. Из под колес могут вылететь куски льда и камни. А главное – машина может неожиданно вырваться из снежного плена и рвануть в любую сторону.

7. Обратите внимание школьников на особенности пользования пассажирским транспортом. Скользкие подходы к остановкам общественного транспорта – источник повышенной опасности.

Осторожно, скользко!Находясь на дороге со своими детьми, применяйте некоторые методы, которые помогут вам и вашему ребёнку сформировать навыки безопасного поведения:

1. Никогда не спешите на проезжей части.

2. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

3. При выходе из автобуса, такси, личного автомобиля, помните, что вы должны сделать это первыми.

Дети на горке

4. Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги.

5. Не разговаривайте при переходе дороги.

6. Никогда не переходите дорогу по диагонали.

7. Постоянно обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации на дорогах, указывая на скрытую опасность.

Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит прежде всего от вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *