ПДД – пешеходный переход: знак, разметка, правила проезда
- 15 Ноября, 2018
- Автомобильное право
Согласно официальной статистике, причиной возникновения большинства дорожно-транспортных происшествий в РФ является грубое игнорирование ПДД на пешеходных переходах. В 2018 году взаимоотношения обеих категорий лиц претерпели изменения. Отныне и пешеходы, и водители наделены дополнительным рядом обязанностей, соблюдение которых позволит значительно сократить количество ДТП в России.
Определения
Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой. Данная зона предназначена для безопасного перемещения прохожих через дорогу. Если пешеходный переход не обозначен разметкой, его шириной считается расстояние между знаками.
Для водителей движение по данному участку дороги является весьма опасным. Это обусловлено тем, что пешеходы априори уверены в своей правоте. Вопреки распространенному мнению, это ошибочное умозаключение.
Согласно ПДД, пешеход – это человек, который перемещается по дороге вне автомобиля или иного транспортного средства и не осуществляет на ней ремонтных работ. Любой прохожий перед пересечением проезжей части обязан удостовериться в безопасности планируемого действия.
Типы пешеходных переходов
В ПДД указано, что данный участок дороги должен быть оснащен знаками, разметкой и специальной звуковой сигнализацией. При отсутствии данных обозначений пересекать проезжую часть категорически запрещено.
Существует 2 типа пешеходных переходов:
- Регулируемые. Участок оснащен знаками, зеброй и светофором. Задачей последнего является регулирование движения на пешеходном переходе. Если светофор неисправен или постоянно мигает желтым цветом, данный участок дороги относится ко второму типу.
- Нерегулируемые. О наличии перехода свидетельствует нанесенная на дорожное покрытие зебра.
На данных участках проезжей части водителям запрещено подавать звуковой сигнал, чтобы ускорить движение прохожих.
Знак и разметка
Обозначения пешеходного перехода строго регламентированы. Знак 5.19.1 выглядит как синий квадрат с заключенным в нем равносторонним треугольником белого цвета. В последнем схематически изображен человек, который шагает по зебре.
Знак «Пешеходный переход» отвечает требованиям видимости. На дальнем расстоянии его легко разглядеть как водителям, так и прохожим.
Независимо от наличия светофора и знака «Пешеходный переход», на дорогу наносится разметка, называемая зеброй. Она представлена несколькими равномерно широкими полосами белого или желтого цвета. Они расположены параллельно проезжей части. Несколько лет назад в России стали наносить зебру бело-желтого цвета, то есть без пустых промежутков между полосами. Подобная разметка наиболее заметна и значительно сокращает риск возникновения ДТП.
Новые правила проезда
Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход – это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Согласно ПДД и Закону о пешеходах, если прохожий стоит непосредственно перед зеброй и разговаривает по мобильному телефону, водитель не обязан уступать ему дорогу. Уполномоченные лица объяснили это нововведение необходимостью стимулирования быстрого пересечения проезжей части по зебре. Они считают, что подобное изменение значительно сократит количество заторов на дорогах.
Последнее не являются редкостью ни в мегаполисах, ни в малонаселенных пунктах. В связи с этим водители иногда останавливаются непосредственно на зебре. С вступлением в силу нововведений это запрещено. Согласно новой редакции, правила дорожного движения на пешеходном переходе следующие: во время затора водитель должен предотвратить остановку на зебре. Как это сделать? Водитель должен проанализировать, имеется ли хотя бы минимальный риск того, что ему придется затормозить на переходе. При наличии такой вероятности он должен остановить транспортное средство перед зеброй. Водитель может продолжить движение при отсутствии прохожих и при наличии достаточного места за переходом.
Если же управляющий автомобилем человек не смог предотвратить данную ситуацию, ему придется понести наказание. Это обусловлено следующими факторами:
- Транспортное средство, которое остановилось непосредственно на зебре, создает помеху для пешеходов. Последние будут вынуждены изменить траекторию движения.
- Автомобиль, остановившийся на зебре, значительно снижает степень видимости для других участников дорожного движения. Из-за этого другие транспортные средства могут начать ехать, не заметив переходящих по разметке людей.
В обоих перечисленных случаях существенно повышается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием прохожих.
Кроме того, водители обязаны уступать дорогу прохожим, если они встретились во время выезда или въезда на прилегающую территорию. Во всех ситуациях преимущество имеют слепые пешеходы. Уступить дорогу необходимо и людям, направляющимся к маршрутному транспортному средству со стороны дверей на автобусную остановку.
Запрещенные маневры
Для водителей пешеходный переход всегда был участком с высоким уровнем опасности. Помимо вышеперечисленного, человек, управляющий транспортным средством, не должен:
- Останавливаться на зебре.
- Совершать движение задним ходом.
- Оставлять автомобиль на зебре.
- Совершать разворот.
Не редкостью является ситуация, когда степень видимости снижена из-за находящегося впереди транспортного средства. В подобных случаях легко не заметить пешехода на зебре. ПДД регулирует этот вопрос следующим образом: если участок нерегулируемый и перед ним остановился или уменьшил скорость находящийся впереди автомобиль, остальные участники движения должны сделать то же самое. Таким образом, выезд на зебру при ограниченной видимости запрещен.
Обгон
Согласно Правилам, для водителей пешеходный переход является участком с повышенной опасностью. Совершать обгон транспортного средства на нем запрещено. Данное правило регламентируется пунктом 11.4 ПДД. В действовавшей ранее редакции было написано, что совершение маневра запрещено только при отсутствии людей, проходящих по зебре. В настоящее же время действует абсолютный запрет на обгон. Нарушать его недопустимо даже при отсутствии пешеходов вблизи зебры.
Таким образом, нововведение стало не только строгим, но и простым. Водителям важно запомнить, что обгон на пешеходном переходе запрещен. Из этого правила исключений нет.
Если переход пересекает трамвайные пути
До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.
Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.
Правила проезда зебры на перекрестках
Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.
Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.
При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.
Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.
Штрафные санкции
Регламентируются пунктом 12.18 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данному документу, денежный штраф накладывается на водителей, которые не предоставили преимущественное право пересечения проезжей части по зебре пешеходам и велосипедистам. Ранее его размер составлял от 500 до 2500 рублей. В настоящее время – от 1500 до 2500 рублей.
Штраф накладывает инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение. Он же и осуществляет выбор размера компенсации из вышеупомянутого диапазона с учетом как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.
Например, если обзор нарушителю закрывало впереди движущееся транспортное средство, которое не уступило дорогу прохожему, размер штрафа можно не только уменьшить, но и вовсе его избежать. Для этого необходимо ссылаться на пункт 14.2 ПДД. В нем сказано, что при ограниченной видимости, водитель обязан уменьшать скорость движения перед зеброй, если такой же маневр совершает находящееся впереди транспортное средство. В подобной ситуации невиновность можно доказать фактом неоповещенности водителя относительно наличия людей на пешеходном переходе.
Если же видимость ничем не ограничена, но при этом управляющий автомобилем человек не уступил дорогу прохожим, находящимся на зебре, на него накладывается штраф в размере 2500 рублей.
Если водитель совершил нарушение впервые, это может расцениваться инспектором ГИБДД как смягчающее обстоятельство. В этом случае размер штрафа может составлять 1500 рублей.
В заключение
Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу. В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.
Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу». Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен. Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него. В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу.
Пешеходный переход – виды, требования к размещению, правила проезда (прохода)
Что такое пешеходный переход
– это участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой либо искусственное сооружение, обеспечивающее возможность пешеходам попасть на противоположную сторону дороги без движения по проезжей части.
На дороге переход обозначается знаком «Пешеходный переход». Знак «Пешеходный переход» представлен в двух основных вариантах. На одном из них (5.19.1) пешеход двигается справа налево, а на другом (5.19.2) – слева направо.
Требования к типам и обустройству пешеходных переходов России закреплены в ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования».
Когда пешеходный переход необходим
Необходимость обустройства пешеходного перехода обусловлена следующими предельными показателями интенсивности движения транспорта и пешеходов: в течение любых 8 ч рабочего дня недели интенсивность движения транспорта равна или более 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой 1000 ед./ч) по главной дороге в двух направлениях и равна или более 150 пешеходов, пересекающих проезжую часть в одном наиболее загруженном направлении. в каждый из тех же 8 ч.
Устройство наземных пешеходных переходов с обозначением их дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой осуществляется в местах установившихся пешеходных связей и на перекрестках при интенсивности движения транспорта более 50 ед./ч и интенсивности движения пешеходов более 150 чел./ч. При интенсивности движения транспорта и пешеходов менее данного показателя пешеходные
переходы не устраиваются.
Кроме того, создавать пешеходные переходы в населенных пунктах необходимо, когда за последние 12 мес на перекрестке совершено не менее трех ДТП, связанных с наездами транспортных средств на переходящих дорогу пешеходов, которые могли бы быть предотвращены при наличии пешеходного перехода.
В этом случае решение об устройстве светофорного объекта принимают владельцы автомобильных дорог по согласованию с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел.
Виды пешеходных переходов
В зависимости от способа пересечения пешеходами проезжей части дороги, расположения на дороге, уровню пропуска транспорта и пешеходов, пешеходные переходы бывают:
- Нерегулируемый наземный пешеходный переход – участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.
- Регулируемый пешеходный переход – наземный пешеходный переход, оборудованный светофорным регулированием.
- Пешеходный переход в разных уровнях – искусственное сооружение, обеспечивающее
возможность пешеходам попасть на противоположную сторону дороги без движения по проезжей части (подземные и наземные переходы).
Переходы по наличию островка безопасности бывают:
- без островка безопасности;
- с конструктивно выделенным островком безопасности и сквозной траекторией движения пешеходов;
- с конструктивно выделенным островком безопасности и искривленной (Z-обраэной) траекторией движения пешеходов.
Регулируемые пешеходные переходы по уровню ликвидации конфликтов подразделяются на:
- регулируемые пешеходные переходы с конфликтной схемой регулирования пешеходного движения (при включении пешеходам зеленого сигнала одновременно разрешается движение правоповоротных и (или) левоповоротных транспортных средств, водители которых должны уступить дорогу пешеходам);
- регулируемые пешеходные переходы с бесконфликтной схемой регулирования пешеходного движения (при движении на зеленый сигнал пешеходы не имеют конфликтов с транспортными потоками). Вариантом бесконфликтной схемы являются пешеходные переходы с полной пешеходной фазой (при движении пешеходов на зеленый сигнал все транспортные потоки остановлены).
Места расположения пешеходных переходов
Обозначенные пешеходные переходы не должны располагаться напротив расположенных вблизи проезжей части дверей магазинов, проходных предприятий, калиток школ или иных детских учреждений. Необходимо на их пути устроить ограждение второй группы и повернуть пешеходный поток по тротуару на 20—30 м. предпочтительнее против движения транспорта (смотрите схему ниже).
Не допускается расположение переходов на участках автомобильных дорог и улиц с необеспеченной нормативной видимостью встречного автомобиля на кривых в плане и выпуклых кривых в профиле. В случае невозможности выполнения этих требований скорость движения транспортных средств должна быть ограничена.
В местах, где движение пешеходов происходит по разделительной полосе (бульвару), следует устраивать «Z-образные» (разделенные) переходы посредством устройства пешеходных направляющих ограждений, которые обеспечивают движение пешеходов навстречу движению транспортных потоков
Перспективные методы обустройства наземных переходов
В сложившихся неблагоприятных условиях для движения пешеходов (на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, вблизи детских учреждений и т. п.) возможно введение поэтапного совершенствования организации дорожного движения, включающее в себя:
- обозначение пешеходного перехода дорожным знаком на флуоресцентном фоновом экране желтого цвета;
- обозначение пешеходного перехода с применением светодиодного дорожного знака с мерцающим изображением пешехода;
- дополнительное обустройство пешеходного перехода шумовыми полосами;
- дополнительное обустройство пешеходного перехода шумовыми полосами и искусственными неровностями;
- установку на обозначенных пешеходных переходах транспортных светофоров, работающих в постоянном режиме желтого мигания.
Правила перехода пешеходами пешеходных переходов
Правила перехода пешеходами пешеходных переходов установлены в Правилах дорожного движения (ПДД).
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметка «зебра», обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны (пункт 4.3 ПДД).
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств (пункт 4.5 ПДД).
Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика) (пункт 4.6 ПДД).
При переходе дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств (пункт 4.1 ПДД).
В случае нарушения пешеходом ПДД предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.29 КоАП России. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Правила проезда пешеходных переходов водителями транспортных средств
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода (пункт 14.1 ПДД).
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость (пункт 14.2 ПДД).
Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью (пункт 4.5 ПДД).
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления (пункт 14.3 ПДД).
Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней (пункт 14.6 ПДД).
Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе (пункт 14.4 ПДД).
Велосипедистам и водителям мопедов запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам (пункт 24.8 ПДД).
На пешеходных переходах запрещены:
- разворот;
- обгон;
- остановка (остановка запрещена также на расстоянии ближе 5 м перед пешеходными переходам);
Ответственность за нарушения правил проезда пешеходных переходов
За нарушения ПДД в области дорожного движения сумма штрафа исчисляется в твердой сумме, установленной в соответствующей статье КоАП РФ.
За невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения предусмотрена административная ответственность по ст. 12.18 КоАП России и влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей.
Штраф за непропуск пешехода ннарушение перевозки детей составляет 3 000 рублей. Обратите внимание, что штраф по ст. 12.18 КоАП РФ можно оплатить со скидкой в размере 50 %, то есть заплатить не 1,5 тысячи рублей, а всего 750 рублей.
О правилах вынесения постановления ГИБДД при нарушении водителем ПДД можно прочитать в статье по ссылке.
За остановку или стоянку автомобилей на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним наступает ответственность по ч. 3 ст. 12.19 КоАП России. Предусмотрен штраф – в размере 1 000 рублей.
Подготовлено “Персональные права.ру”
Внеуличные пешеходные переходы
- Внеуличные пешеходные переходы
2.1. Внеуличные пешеходные переходы – все виды пешеходных переходов, за исключением переходов через проезжую часть улиц в уровне дневной поверхности (уличных наземных переходов).
Смотри также родственные термины:
2.2. Внеуличные пешеходные переходы закрытого типа – внеуличные пешеходные переходы, имеющие полное наружное ограждение:
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
.
Смотреть что такое “Внеуличные пешеходные переходы” в других словарях:
Пешеходный переход в Перми
знаменитый пешеходный переход на Abbey Road в Лондоне
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части либо искусственное сооружение над или под проезжей частью, предназначенное для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги.
Пешеходные переходы обычно устраивают на перекрёстках улиц, у остановок общественного транспорта и в других местах интенсивных пешеходных потоков.
Классификация пешеходных переходов
Пешеходный переход, со встроенной системой освещения зоны перехода
Наземный пешеходный переход — область дороги, используемая пешеходами для перехода на другую сторону проезжей части. Обозначается разметкой “зебра“, а также другими способами в зависимости от типа и положения.
Нерегулируемые пешеходные переходы — самые простые и дешёвые. На таких переходах водители автомобилей и других транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам. Нерегулируемые переходы делаются на небольших улицах, где поток автомобилей сравнительно невелик. В России такие переходы обозначаются знаками 5.19 «Пешеходный переход».
Пешеходный переход может находиться не только в одном уровне с дорогой, но и в разных. В этом случае различают подземные и надземные пешеходные переходы. Их строительство — дело дорогое, а потому подземные и надземные пешеходные переходы строят на улицах с большим потоком транспорта, где организация наземных переходов привела бы к недопустимому снижению пропускной способности трассы.
Если на пешеходном переходе отсутствует либо не работает светофор, то, согласно п. 14.1. правил дорожного движения России (ПДД РФ), водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть.
При наличии пешеходного светофора или автомобильного светофора, находящегося напротив пешехода, через пешеходный переход проезжую часть пересекают только на зелёный свет.
Согласно п. 13.1. ПДД РФ, водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим через проезжую часть, на которую он поворачивает.