30 декабря 2020
Президент РФ подписал закон, согласно которому молодыми людьми считаются россияне в возрасте до 35 лет.
Президент России Владимир Путин подписал закон о молодежной политике в РФ, который в том числе повышает возраст молодежи до 35 лет включительно.
В документе, который размещен на официальном портале правовой информации РФ отмечается что молодыми людьми считаются россияне в возрасте от 14 до 35 лет включительно (раньше до 30 лет). Таким образом, законодательно молодость в России теперь длится 22 года.
Поправка увеличивает численность молодежи в стране на 12 миллионов человек, доводя общее число до 41 миллиона. Она принята для того, чтобы больше россиян смогли бы воспользоваться мерами государственной поддержки.
Законодательная инициатива также разъясняет такие понятия, как “молодежь”, “молодая семья”, “молодой специалист” и направлена на воспитание патриотизма, преемственности традиций, а также развития гражданственности юного поколения.
22 декабря проект во втором чтении приняла Госдума РФ.
Авторами являются сенаторы Галина Карелова, Инна Святенко и Александр Варфоломеев, а также депутаты Вячеслав Фетисов, Рима Баталова, Антон Шипулин, Дмитрий Вяткин и Борис Пайкин. Работа над законом началась в 2019 году, в 2020-м в него вносили доработки, предложенные представителями субъектов РФ, а также молодежных и детских организаций страны.
Жизнь человека можно разделить на периоды в соответствии с градацией возраста по годам. Каждому из них соответствуют особенности развития психики, мировоззрения и взглядов. Знание тонкостей, присущих возрастным категориям людей по годам, поможет лучше разобраться в себе и понимать поведение окружающих.
Периоды возраста человека по годам
Существуют разные варианты возрастной градации. Из-за постоянно меняющейся продолжительности жизни, в определённые исторические периоды существовали отличные друг от друга системы. К примеру, несколько веков назад 35-летнего человека причисляли к пожилым. В настоящее время этот возраст относят молодости.
Одним из первых жизнь на периоды разделил Пифагор. Он выделял 4 отрезка:
✔️ до 20 лет — весна (детство);
✔️ с 20 до 40 — лето (юность);
✔️ с 40 до 60 — осень (зрелость);
✔️ с 60 лет — зима (старость).
В Древнем Китае делили жизнь на семь временных отрезков, соответствующих надлежащей деятельности. Например, возраст до 40 лет назывался возрастом исполнения общественных обязанностей, а с 40 до 50 лет человек должен заниматься осознанием собственных ложных мыслей.
Сейчас принято ориентироваться на шкалу возраста человека, утверждённую ВОЗ:
✔️ детство — до 18 лет;
✔️ молодость — с 18 до 44 лет;
✔️ зрелость — с 45 до 59;
✔️ пожилой — с 60 до 74;
✔️ старость — с 75 до 90;
✔️ после 90 лет начинается период долголетия.
Детство и молодость причисляют к импульсивным периодам, которым характерны эмоциональность, напористость. Зрелость отмечается спокойствием, гибкостью мышления. Старость называют критичным периодом с появлением в характере строгости и придирчивости.
Детский возраст
Детство — беззаботный на первый взгляд период. Но ему больше всего внимания уделяют психологи и нейропсихологи. В это время закладывается будущий характер человека, образуются прочные нейронные связи, определяющие модель поведения. В контексте формирования личности время идёт на максимальной скорости. За один из самых коротких возрастных отрезков, мозг проходит большую часть пути развития.
Выделяют отдельную классификацию детского возраста:
1. Новорождённый — 1-й месяц жизни. Период сразу после рождения связан со стрессом, пережитым ребёнком во время родов. Малыш беззащитен, во всём зависит от родителей. Он пока не ощущает себя отдельным человеком и даже не осознаёт границ своего тела.
2. Грудной — с 1 до 12 месяцев. Продолжается этап зависимости, но постепенно ребёнок начинает понимать, что он отдельный человек. Появляются первые социальные навыки. Развитие идёт быстро: каждый месяц родители наблюдают новые свершения. Высокая активность нервной системы провоцирует бурную реакцию на неприятные события и неудачи.
3. Предшкольный — от 1 до 3 лет. Научившись ходить, малыш начинает активно познавать мир. Его стремления порой приводит к досадным последствиям. Но ребёнок такого возраста способен быстро утешиться в объятиях мамы и отправиться делать новые попытки изучения окружающего пространства. Ближе к 3 годам наступает первый кризис сепарации. Малыш хочет делать всё сам, отвергая помощь со стороны. Он активно отстаивает собственные границы и желания, стремится доказать независимость.
4. Дошкольный — от 3 до 7. Отстояв право самостоятельных действий, ребёнок принимается за познание социума. Появляется тяга к общению, осознание норм поведения в обществе. Дошкольник задаёт множество вопросов родителям, желая понять устройство жизни. Но основной путь познания мира в этом возрасте происходит через игру.
5. Младший школьный — от 7 до 11–13 лет. Ребёнок проходит искусственно созданный кризис семилетия, связанный с началом школьной жизни. Психика ребёнка остаётся неустойчивой, вынужденное нахождение за партой даётся тяжело. Постепенно наступает понимание необходимости дисциплины, осознанность последствия своих действий. Школьник приобретает новые навыки, формируется логическое мышление.
Понятие детства, как и других периодов, отличается в зависимости от общества и традиций. Государства и семьи внутри них, имеющие довольно высокий уровень жизни, могут обеспечить прохождения всех возрастных периодов у детей. В то время как в бедных странах, детство вынужденно заканчивается гораздо раньше 13 лет.
Подростковый возраст
В зависимости скорости развития, ребёнок считается подростком начиная с 11–13 лет. С физиологической точки зрения период можно сравнить с первым годом жизни. Детские черты меняются на угловатые, тело резко вытягивается, появляются вторичные половые признаки. Психологическая сторона похожа на кризис трёх лет. Подросток также показывает самостоятельность, но теперь в ход могут идти даже оскорбления родителей. Он хочет жить самостоятельной жизнью, чувствуя в себе серьёзные изменения. Осознавать зависимость невыносимо. Единственным способом защиты является сокрушение родительского авторитета.
Подросток — это возраст, который принято связывать с агрессией, какой не было ранее. Но чаще всего она выливается только на родителей. Принятие компании сверстников, наоборот, является желанным. Они оказывают большее влияние и вызывают уважение. Их отвержение может чрезвычайно ранить, оставить серьёзную психологическую травму.
Юношеский возраст
Периодом юношеского возраста считается время с 17 до 22 года. Когда заканчиваются подростковые бунты, и необходимость доказывать самостоятельность отдаёт, начинается пора самоопределения. Юношеский возраст — это романтичный период, воспетый в романах. Поиск собственного предназначения, появление крепких дружеских связей, зарождение серьёзных чувств.
Если же в юный ум поселится разрушительная идея, или он окажется под влиянием культуры низкой нравственности, это может губительно сказаться на личности. Негативное внешнее социальное воздействие, напряжённая обстановка семье часто становятся фактором, сбивающим вектор поиска себя.
Взрослый возраст
Во взрослый возраст человек вступает после самоидентичности. Как правило, это наступает к концу окончания учёбы в ВУЗе. Возраст 23 лет до 40 принимают за взрослый. В начале периода людям ещё характерна некоторая категоричность и эмоциональность, но постепенно они сменяются на уступчивость, лояльный взгляд на мир.
В 30 лет человек на пике творческих и интеллектуальных способностей. Он придирчиво осматривает прошлые успехи и неудачи, требуя от себя постоянного достижения результата. Появляется желание достичь все поставленные цели. Остро стоит вопрос создания семьи. Если не удаётся добиться желаемого, или к 30 годам не оказалось никаких значительных свершений, человека поджидает кризис переоценки ценностей.
Современные реалии таковы, что сложно определить, со скольких лет человек считается взрослым с психологической точки зрения. Увеличение продолжительности жизни отодвигает наступление взрослого возраста. Многие тридцатилетние люди только начинают брать ответственность за свою судьбу. А к желанию завести семью и готовности отвечать за других приходят гораздо позже.
Зрелый возраст
Зрелые годы — это промежуток от 40 до 60 лет. Сорокалетний рубеж характеризуется кризисом. Когда прожита половина жизни, начинают посещать мысли о правильности выбранного пути, упущенных возможностях. Одни испытывают профессиональное истощение и меняют сферу деятельности. Другие уходят из семьи. Есть те, кто пытается ухватиться за ускользающую молодость и совершают безрассудные поступки.
Для женщин возраст от 40-50 лет называется «бальзаковским». Хотя ранее этот термин применяли к тридцатилетним, сейчас границы несколько сместились. Бальзаковский возраст — это возможность пережить вторую молодость, вновь ощутить вкус жизни. Не только женщины, но и мужчины зрелого возраста, после преодоления кризиса начинают ценить спокойствие периода. Приобретя значительный опыт, ошибок становится меньше, жизнь стабильнее.
Пожилой возраст
В России ответ на вопрос, с какого возраста человек считается пожилым, не так давно изменился. Теперь пожилыми принято считать людей после 60 лет. Основными заботами становятся проблемы со здоровьем, которому приходится уделять больше внимания.
Пожилые люди становятся склонными к нравоучениям, ставя в пример свой опыт. Такое поведение вызывает раздражение и отдаление детей. Отрешение от семьи может ранить пожилого человека, чувствующего себя всё более одиноким. Поэтому люди за 60 начинают сильнее тянуться к внукам, стремясь завоевать их любовь.
Старческий возраст
Возраст от 75 до 90 называют старостью. Старикам характерен эгоизм, осторожность и критичностью. Многие начинают жить обособленно, разрывая социальные контакты. Общение выстраивается тяжело, мысли старого человека обращены в себя. Ближе к 85 годам старческий возраст считается наиболее сентиментальным. Приближение смерти заставляет придавать большее значение происходящим событиям.
Долгожители
Люди старше 90 лет — долгожители. Наступает период несамостоятельности, тяжёлый для стариков и близких. Возраст от 90 до 99 лет для большинства — время неизлечимыми болезнями, превращающих остаток лет в ожидание смерти.
Не так важно, в каком возрасте человек считается старым или молодым. Периоды жизни — это условное деление. Каждый из них знаменуется переходом на новый этап. Но никто не запрещает задержаться в юности или зрелости, отсрочив следующий период.
Юность – период жизни после отрочества
до взросления. Возрастные границы этого
периода достаточно условны – от 15 лет
до 21-25 лет. В этот отрезок времени человек
проходит путь от неуверенного,
непоследовательного и претендующего
на взрослость отрока, до действительно
взрослого человека. Главной проблемой
юности является проблема выбора жизненных
ценностей, а центральным новообразованиемэтого возраста становитсясамоопределение,включающее внутреннюю позицию взрослого
человека, осознание себя в качестве
члена общества, понимание своего
назначения. Вместе с тем, юность может
ничего не дать человеку в плане развития
рефлексии и духовности и, прожив этот
период, взрослый человек может навсегда
остаться в психологическом статусе
подростка.
15 (или 14-16) лет – переходный период между
подростковым и юношеским возрастом.
Это время приходится на 9 класс школы,
когда решается вопрос о дальнейшей
жизни: продолжить обучение в школе,
пойти в училище или работать? По существу,
от юноши общество требует первоначального
профессионального самоопределения. Он
должен разобраться в собственных
способностях и склонностях, иметь
представление о будущей профессии и о
конкретных способах достижения
профессионального мастерства в избранной
области. Это крайне сложная задача. Она
еще более усложняется в настоящий
исторический период, когда рушатся
выработанные предыдущими поколениями
стереотипы, ценности, в том числе и
представления о значимости образования
и престижности той или иной профессии.
В
это время усиливается значимость
собственных ценностей. В связи с развитием
самосознания усложняется отношение к
себе. Если раньше подростки судили о
себе категорично, достаточно прямолинейно,
то юноши теперь делают это более тонко.
Появляются неопределенные, амбивалентные
оценочные суждения типа: «Я не хуже, но
и не лучше других». «У меня плохой
характер, но он меня устраивает».
В
этом возрасте сохраняется тревожность,
связанная с самооценкой. Дети чаще
воспринимают относительно нейтральные
ситуации как содержащие угрозу их
представлениям о себе и из-за этого
переживают сильное волнение.
Часто
юность считают бурной, объединяя ее в
один период с подростковым возрастом.
Поиски смысла жизни, своего места в этом
мире могут стать особенно напряженными.
Возникают новые потребности
интеллектуального и социального порядка,
удовлетворение которых станет возможным
только в будущем. Иногда это сопровождается
внутриличностными конфликтами и
трудностями в отношениях с окружающими.
Но
не у всех этот период оказывается
напряженным. Наоборот, некоторые
старшеклассники плавно и постепенно
продвигаются к переломному моменту в
своей жизни, а затем относительно легко
включаются в новую систему отношений.
Им не свойственны романтические порывы,
обычно ассоциирующиеся с юностью, их
радует спокойный, упорядоченный уклад
жизни. Они больше интересуются
общепринятыми ценностями, в большей
степени ориентируются на оценку
окружающих, опираются на авторитет. У
них, как правило, хорошие отношения с
родителями, а учителям они практически
не доставляют хлопот. Тем не менее, при
таком благополучном протекании ранней
юности существуют и некоторые минусы
в личностном развитии. Такие юноши менее
самостоятельны, более пассивны, а иногда
и более поверхностны в своих привязанностях
и увлечениях. Вообще считается, что к
полноценному становлению личности
приводят поиски и сомнения, характерные
для юношеского возраста. Те, кто прошел
через них, обычно в большей мере
независимы, творчески относятся к делу,
обладают более гибким мышлением,
позволяющим принимать самостоятельные
решения в сложных ситуациях, в сравнении
с теми, у кого процесс формирования
личности проходил в это время легко.
Встречаются
и другие варианты развития. Это могут
быть быстрые, скачкообразные изменения,
которые, благодаря высокому уровню
саморегуляции, хорошо контролируются,
не вызывая резких эмоциональных срывов.
Юноши рано определяют свои жизненные
цели и настойчиво стремятся к их
достижению. Однако, при высокой
произвольности и самодисциплине у них
слабее развиты рефлексия и эмоциональная
сфера. Другой вариант развития связан
с особенно мучительными поисками своего
пути. Такие юноши не уверены в себе и
плохо себя понимают. Недостаточное
развитие рефлексии, отсутствие глубокого
самопознания в этом случае не компенсируется
высокой произвольностью. Юноши становятся
импульсивными, непоследовательными в
поступках и отношениях, недостаточно
ответственными. Они часто отвергают
ценности родителей, но вместо этого не
в состоянии предложить ничего своего,
влившись во взрослую жизнь, они продолжают
метаться и долго остаются неприкаянными.
Динамика
развития в ранней юности зависит от
ряда условий. Прежде всего, это особенности
общения со значимыми людьми, существенно
влияющие на процесс самоопределения.
Уже в переходный период от подростничества
к юности у молодых людей возникает
особый интерес к общению
с взрослыми.
В старших классах эта тенденция
усиливается.
При
благоприятном стиле отношений в семье
после подросткового возраста с его
этапом эмансипации от взрослых – обычно
восстанавливаются эмоциональные
контакты с родителями, причем на более
высоком, сознательном уровне. При всем
своем стремлении к самостоятельности
юноши нуждаются в жизненном опыте и
помощи старших; семья остается тем
местом, где они чувствуют себя наиболее
спокойно и уверенно. С родителями
обсуждаются в это время жизненные
перспективы, главным образом,
профессиональные. Жизненные планы юноши
могут обсуждать и с учителями, и со
своими взрослыми знакомыми, чье мнение
для них важно. Старшеклассник относится
к близкому взрослому как к идеалу. В
разных людях он ценит разные их качества,
они выступают для него как эталоны в
разных сферах – в области человеческих
отношений, моральных норм, в разных
видах деятельности. К ним он как бы
примеривает свое идеальное «Я» – каким
он хочет стать и будет во взрослой жизни.
Отношения
с взрослыми, хотя и становятся
доверительными, сохраняют определенную
дистанцию. Кроме того, в общении с
взрослыми им не обязательно достигать
глубокого самораскрытия, чувствовать
реальную психологическую близость. Те
мнения и ценности, которые они получают
от взрослых, затем фильтруются, могут
отбираться и проверяться в общении со
сверстниками — общении «на равных».
Общение
со сверстниками
тоже необходимо для становления
самоопределения в ранней юности, но оно
имеет другие функции. Если к доверительному
общению с взрослым старшеклассник
прибегает, в основном, в проблемных
ситуациях, когда он сам затрудняется
принять решение, связанное с его планами
на будущее, то общение с друзьями остается
интимно-личностным, исповедальным. Он
так же, как и в подростковом возрасте,
приобщает другого к своему внутреннему
миру – к своим чувствам, мыслям, интересам,
увлечениям. С лучшим другом или подругой
обсуждаются случаи наибольших
разочарований, переживаемых в настоящее
время, отношения со сверстниками –
представителями противоположного пола
(помимо вопросов проведения свободного
времени, о чем говорят и с менее близкими
друзьями). Содержание такого общения —
реальная жизнь, а не жизненные перспективы;
передаваемая другу информация достаточно
секретна. Общение требует взаимопонимания,
внутренней близости, откровенности.
Оно основано на отношении к другому как
к самому себе, в нем раскрывается
собственное реальное «Я». Оно поддерживает
самопринятие, самоуважение. Юношеская
дружба уникальна, она занимает
исключительное положение в ряду других
привязанностей. Однако потребность в
интимности в это время практически
ненасыщаема, удовлетворить ее крайне
трудно. Повышаются требования к дружбе,
усложняются ее критерии. Юность считается
привилегированным возрастом дружбы,
но сами старшеклассники считают настоящую
дружбу редкой.
Эмоциональная
напряженность дружбы снижается при
появлении любви. Юношеская любовь
предполагает большую степень интимности,
чем дружба, и она как бы включает в себя
дружбу. После наигранных, как правило,
увлечений в подростковом возрасте (хотя
и тогда могут быть очень серьезные
исключения), может появиться первая
настоящая влюбленность.
Старшеклассники,
представляя себе, какими они будут в
близкой уже взрослой жизни, ожидают
прихода глубокого, яркого чувства.
Юношеские мечты о любви отражают, прежде
всего, потребность в эмоциональном
тепле, понимании, душевной близости. В
это время часто не совпадают потребность
в самораскрытии, человеческой близости
и чувственность, связанная с физическим
взрослением. Как пишет И.С. Кон, мальчик
не любит женщину, к которой его влечет,
и его не влечет к женщине, которую он
любит.
Противопоставление
любви как высокого чувства и биологической
сексуальной потребности особенно резко
выражено у мальчиков. Влюбляясь, они
могут называть дружбой зарождающуюся
привязанность, и в то же время испытывают
сильный, лишенный тонкого психологического
содержания, эротизм. Мальчики часто
преувеличивают физические аспекты
сексуальности, а некоторые пытаются от
этого отгородиться. Обычно в таких
случаях психологической защитой служат
аскетизм или интеллектуализм. Вместо
того, чтобы научиться контролировать
проявления своей чувственности, они
стремятся их полностью подавить: аскеты
– потому, что чувственность «грязна», а
интеллектуалы – потому, что она
«неинтересна». Старшеклассники так же,
как и подростки, склонны подражать друг
другу и самоутверждаться в глазах
сверстников с помощью действительных
или мнимых «побед». Не только в средних,
но и в старших классах легкие влюбленности
напоминают эпидемии: как только появляется
одна пара, тут же влюбляются все остальные.
Причем многие увлекаются одновременно
одной и той же наиболее популярной в
классе девочкой (или мальчиком).
Способность к интимной юношеской дружбе
и романтической любви, возникающая в
этот период, скажется в будущей взрослой
жизни. Эти наиболее глубокие отношения
определят важные стороны развития
личности, моральное самоопределение и
то, кого и как будет любить уже взрослый
человек.
Для
ранней юности характерна устремленность
в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально
не изменилась, и старший подросток
остался в школе, он тем самым отсрочил
на два года выход во взрослую жизнь и,
как правило, сам выбор дальнейшего нуги.
В этот относительно короткий срок
необходимо создать жизненный план —
решить вопросы, кем быть (профессиональное
самоопределение) и каким быть (личностное
или моральное самоопределение). Жизненный
план – не то же самое, что туманные мечты
о будущем у подростка. Старшеклассник
должен не просто представлять себе свое
будущее в общих чертах, а осознавать
способы достижения поставленных
жизненных целей. В выпускном классе
дети сосредоточиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает
самоограничение, отказ от подростковых
фантазий, в которых ребенок мог стать
представителем любой, самой привлекательной
профессии. Старшекласснику приходится
ориентироваться в различных профессиях,
что совсем не просто, поскольку в основе
отношения к профессиям лежит не свой
собственный, а чужой опыт. Этот опыт
обычно абстрактен, не пережит, не
выстрадан ребенком. Кроме того, нужно
верно оценить свои объективные возможности
– уровень учебной подготовки, здоровье,
материальные условия семьи и, главное,
свои способности и склонности. Сейчас,
видимо, одним из наиболее важных
становится материальный фактор –
возможность много зарабатывать в
будущем. То, насколько престижной
окажется выбранная профессия или вуз,
в который ребенок собирается поступать,
зависит от его уровня притязаний.
Существует четкая тенденция, проявляющаяся
на протяжении старших классов: чем ближе
школьный выпуск, тем чаще пересмотры
своих жизненных планов, ниже уровень
притязаний. Это может быть следствием
разумного отказа от беспочвенных надежд,
но может быть и проявлением малодушия,
страха перед решительным шагом.
Самоопределение, как профессиональное,
так и личностное, становится центральным
новообразованием ранней юности. Это
новая внутренняя позиция, включающая
осознание себя как члена общества,
принятие своего места в нем. Самоопределение
связано с новым восприятием времени –
соотнесением прошлого и будущего,
восприятием настоящего с точки зрения
будущего. В детстве время осознанно не
воспринималось и не переживалось, теперь
осознается временная перспектива: «Я»
охватывает принадлежащее ему прошлое
и устремляется в будущее. Но восприятие
времени противоречиво. Чувство
необратимости времени часто сочетается
с представлениями о том, что время
остановилось. Старшеклассник чувствует
себя то очень молодым, даже совсем
маленьким, то, наоборот, совсем старым
и все испытавшим. Лишь постепенно
устанавливается связь между «мной как
ребенком» и «тем взрослым, которым я
стану», преемственность настоящего и
будущего, что важно для личностного
развития.
Устремленность
в будущее только тогда благотворно
влияет на формирование личности, когда
есть удовлетворенность настоящим. При
благоприятных условиях развития
старшеклассник стремится в будущее не
потому, что ему плохо в настоящем, а
потому, что впереди будет еще лучше.
Осознание временной перспективы и
построение жизненных планов требуют
уверенности в себе, в своих силах и
возможностях.
После
15 лет самоуважение снова возрастает,
не только компенсируя «потери»
подросткового периода, но и превосходя
уровень самоуважения младших школьников.
В российских школах была выявлена
интересная динамика развития самооценки.
Типично юношеские особенности характерны
для самооценки десятиклассников — она
относительно устойчива, высока,
сравнительно бесконфликтна, адекватна.
Дети именно в это время отличаются
оптимистичным взглядом на себя, свои
возможности и не слишком тревожны. Все
это, безусловно, связано с формированием
«Я-концепции» и необходимостью
самоопределения.
В
выпускном классе ситуация становится
более напряженной. Жизненный выбор,
который в прошлом году был достаточно
абстрактным, становится реальностью.
Часть старшеклассников и сейчас сохраняет
«оптимистичную» самооценку. Она не
слишком высока, в ней гармонично
соотносятся желания, притязания и оценка
собственных возможностей. У других же
самооценка высока и глобальна – охватывает
все стороны жизни; смешивается желаемое
и реально достижимое. Еще одна группа
детей отличается, напротив, неуверенностью
в себе, переживанием того разрыва между
притязаниями и возможностями, который
ими ясно осознается. Их самооценка
низка, конфликтна. В связи с изменениями
в самооценке к окончанию школьного
обучения повышается тревожность.
Самооценка конкретного ученика старшего
класса зависит не только от общей
ситуации, но и от индивидуальных
ценностных ориентаций, определяющих
оценочный компонент «Я-концепции»,
который включает не только интеллектуальные
качества, но и общительность, умение
поддерживать дружеские отношения.
Несмотря
на некоторые колебания в уровнях
самооценки и тревожности и разнообразие
вариантов личностного развития, можно
говорить об общей стабилизации личности
в этот период, начавшейся с формирования
«Я-концепции» на границе подросткового
и старшего школьного возрастов.
Старшеклассники в большей степени
принимают себя, чем подростки, их
самоуважение в целом выше. Интенсивно
развивается саморегуляция, повышается
контроль над своим поведением, проявлением
эмоций. Настроение в ранней юности
становится более устойчивым и осознанным.
Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента,
выглядят более сдержанными, уравновешенными,
чем в 11-15. В это время начинает развиваться
и нравственная устойчивость личности.
В своем поведении старшеклассник все
больше ориентируется на собственные
взгляды, убеждения, которые формируются
на основе приобретенных знаний и своего,
пусть не очень большого, жизненного
опыта. Знания об окружающем мире и нормах
морали объединяются в его сознании в
единую картину. Благодаря этому
нравственная саморегуляция становится
более полной и осмысленной. Самоопределение,
стабилизация личности в ранней юности
связаны с выработкой мировоззрения.
Старшеклассники пишут: «Трудный возраст
(т.е. подростковый) обозначает, скорее,
период физических перемен, тогда как
кризис юности означает ряд моральных
или философских проблем».
Интеллектуальное
развитие,
сопровождающееся накоплением и
систематизацией знаний о мире, и интерес
к личности, рефлексия, оказываются в
ранней юности той основой, на которой
строятся мировоззренческие взгляды.
Сам процесс познания окружающего мира
имеет свою специфику в разные возрастные
периоды. Подросток идет к познанию
действительности во многом «от себя»,
через свои переживания. Старшеклассник,
наоборот, познавая окружающее, возвращается
к себе и задается мировоззренческими
вопросами: «А что я значу в этом мире?»
«Какое место я занимаю в нем?» «Каковы
мои возможности?» «Какой я?» Он ищет
четких, определенных ответов и в своих
взглядах категоричен, недостаточно
гибок. Недаром говорят о юношеском
максимализме. Следует иметь в виду, что
мировоззренческие проблемы не решаются
один раз в жизни, раз и навсегда.
Последующие повороты жизни приведут к
пересмотру юношеских позиций. Взрослый
человек будет возвращаться к этим
«вечным» вопросам, отказываясь от своих
прежних решений или упрочиваясь в своем
мнении, но уже на другом, более высоком
уровне. Безусловно, не у всех старшеклассников
вырабатывается мировоззрение — система
ясных, устойчивых убеждений. В связи с
этим полезно вспомнить положение Э.
Эриксона о необходимости мировоззренческого
выбора в юности. Отсутствие этого выбора,
смешение ценностей не позволяет личности
найти свое место в мире человеческих
отношений и не способствует ее психическому
здоровью.
Еще
один момент, связанный с самоопределением,
— изменение учебной мотивации.
Старшеклассники, ведущую
деятельность
которых обычно называют учебно-профессиональной,
начинают рассматривать учебу как
необходимую базу, предпосылку будущей
профессиональной деятельности. Их
интересуют, главным образом, те предметы,
которые им будут нужны в дальнейшем, их
снова начинает волновать успеваемость
(если они решили продолжить образование).
Отсюда и недостаточное внимание к
«ненужным» учебным дисциплинам, часто
гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто
пренебрежительного отношения к отметкам,
которое было принято среди подростков.
Когнитивное развитие юношей заключается
не столько в накоплении знаний и умений,
сколько в формировании индивидуального
стиля умственной деятельности.
Вообще
юность является периодом стабилизации
личности. В это время складывается
система устойчивых взглядов на мир и
свое место в нем — мировоззрение.
Известны связанные с этим юношеский
максимализм в оценках, страстность в
отстаивании своей точки зрения.
Центральным же новообразованием периода
становится самоопределение, профессиональное
и личностное.
Кризис юношеского возрастанапоминает кризисы 1 года (речевая
регуляция поведения) и 7 лет (нормативная
регуляция). В 17 лет происходитценностно-смысловая саморегуляция
поведения. Если человек научится
объяснять, а, следовательно, регулировать
свои действия, то потребность объяснить
свое поведение приводит к подчинению
этих действий новым законодательным
схемам.
У молодого человека наблюдается
философская интоксикация сознания, он
оказывается поверженным в сомнения,
раздумья, мешающие его активной деятельной
позиции. Иногда подобное состояние
переходит в ценностный релятивизм
(относительность всех ценностей).
Вопросы для самоконтроля:
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –
М., 1994 - Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология:
Учебник. – М.:Медицина, 2004. - Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П.
Медицинская психология с элементами
общей психологии: – СПб.: СпецЛит, 2005. - Грановская Р.М. Элементы практической
психологии. – Л., 1988 - Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая
психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - Психология человека от рождения до
смерти. Полный курс психологии развития.-
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
Соседние файлы в папке Психология