Юные участники дорожного движения

50 лет назад в СССР появились первые отряды юных инспекторов движения (ЮИД). За это время они стали одним из самых массовых и популярных детско-юношеских объединений не только в России, но и в других странах. Именно поэтому ЮИД отводится одна из ключевых задач по повышению безопасности дорожного движения. Об истории и перспективах движения — в материале «Известий».

Что это? Отряд ЮИД в школе – это объединение, в которое входят школьники. Они занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют безопасное дорожное движение и помогают сотрудникам ГАИ в организации просветительской работы.

Для чего? Создание и руководство отрядом ЮИД в школе являются важными направлениями воспитательной работы. Руководитель не только ведет документацию, но и направляет деятельность отряда, обучает детей и вместе с ними принимает участие в различных Всероссийских конкурсах.

Практически каждый третий ребенок, пострадавший в ДТП, передвигался в качестве пешехода. Частой причиной дорожных происшествий с детьми становится невнимательность юных участников дорожного движения и, как следствие, нарушения правил дорожного движения. Многие происшествия напрямую связаны с использованием гаджетов — как пешеходами, так и водителями. В чем особенности работы механизмов внимания детей и какие подходы можно применить для воспитания у ребенка правильного поведения на дороге, разбирались «Известия».

Проект «ЮИД в движении» пройдет в регионах страны

С июля по сентябрь в десяти регионах России проходит проект «ЮИД в движении», призванный в том числе сформировать у юных велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности культуру безопасного взаимодействия с другими участниками дорожного движения и расширить их познания о родном городе, о значимых событиях в его истории и достопримечательностях.

Юные участники дорожного движения

3 июля мероприятие проекта «ЮИД в движении» состоялось в Москве: ребята из отрядов юных инспекторов движения приняли участие в экскурсионной прогулке на велосипедах и самокатах. Они прошли инструктаж, получили световозвращающие жилеты и буклеты с маршрутом экскурсии, обсудили правила поведения на проезжей части, алгоритмы пересечения регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов.

Маршрут первой экскурсии был проложен по специально оборудованным велосипедным дорожкам и проходил через территорию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а завершился на смотровой площадке Воробьевых гор.

В «Артеке» проходят обучение управленческие команды школ разных регионов России

Финалистами Всероссийского конкурса «Первый учитель» стали 30 педагогов

Определены финалисты первого Всероссийского конкурса для учителей начальных классов «Первый учитель». По итогам второго тура отборочного финала, который проходил в онлайн-формате с 5 по 30 июня, жюри выбрало 30 педагогов, которые приедут на очный финал.

Начало пути

Днем рождения ЮИД считается 6 марта 1973 года. Именно в этот день было принято совместное постановление секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР и коллегии Министерства просвещения СССР, которое утвердило положение «О создании отрядов юных инспекторов движения».

Отряды рекомендовалось организовывать в школах, домах пионеров, клубах и даже в ЖЭКах. Главная задача, или, как сказали бы теперь, миссия, — активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков и обучение навыкам безопасного поведения на дороге.

Впрочем, работа с детьми, касающаяся безопасного поведения на улице, началась гораздо раньше. Еще в 1960-е годы в парках и скверах по всей стране стали появляться оборудованные детские площадки, имитирующие уличное движение. А школьники самостоятельно объединялись в группы «юных дружинников», «юных друзей милиции», «юных друзей ГАИ». Движение уже наметилось, но пока существовало в статусе социального тренда. Поддержка МВД и Минпросвещения СССР позволила систематизировать и объединить эти группы и дала мощный импульс развитию движения. Именно с этого момента работа с детьми стала одним из важнейших направлений деятельности отделов пропаганды во всех подразделениях ГАИ. И тут самое время вспомнить основательницу движения ЮИД — подполковника милиции в отставке Ларису Николаевну Овчаренко. Активность, с которой набирало обороты новое движение, его популярность среди ребят, та атмосфера братства, осознания собственной значимости, которую они получали, становясь членами отрядов, — это во многом личная заслуга Ларисы Николаевны, признание ее педагогического таланта.

Стартовал уникальный социальный проект “ЮИД в движении. Россия – моя страна”

Впервые в России запускается уникальный образовательно-просветительский проект “ЮИД в движении. Россия – моя страна”, направленный на глубокое изучение великой национальной культуры и достижений российского общества. Проект позволит детям, подросткам и их родителям не только почувствовать себя частью сильной державы с многовековой историей, но и сделать существенный вклад  в сохранение здоровья и жизней её граждан через получение необходимых знаний и навыков по безопасности дорожного движения. Ведь ценность России – в каждом человеке.

Юные участники дорожного движения

Подобный проект проводится впервые. Он будет реализован с июля по сентябрь 2023 года в 10 субъектах РФ. Открывающим регионом стала Москва. Здесь проект стартовал 3 июля, в профессиональный праздник сотрудников Госавтоинспекции –  День ГИБДД МВД РФ.

Мероприятия прошли в формате экскурсионной прогулки на электросамокатах и велосипедах с отрядами ЮИД по историческим достопримечательностям и памятным местам столицы. Волонтеры ЮИД раздали гостям подарочные световозвращающие жилеты и лифлеты с маршрутом экскурсии, рассказали о средствах индивидуальной защиты, важных правилах передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) и велосипеде, о взаимодействии с пешеходами. Большое внимание уделили детской безопасности и правилам пересечения регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов.

Юные участники дорожного движения

После инструктажа участники отправились в культурно-познавательное путешествие по Москве с профессиональным экскурсоводом. Маршрут первой экскурсии был проложен по специально оборудованным велосипедным дорожкам и проходил через такие значимые культурные объекты, как Главное здание МГУ, памятники русскому государственному деятелю И.И. Шувалову и первому русскому ученому-естествоиспытателю М.В. Ломоносову. Экскурсия завершилась на смотровой площадке Воробьевых гор, где участникам мероприятия открылся невероятный вид на церковь Живоначальной Троицы и Международный деловой центр Москва-Сити.

“ЮИД в движении” – это уникальный проект, который совмещает в себе изучение нашей страны и освоение Правил дорожного движения для средств микромобильности, которые так полюбились молодому поколению. Развлекательно-интеллектуальная концепция мероприятий позволит не только сформировать среди пользователей СИМ и велосипедов культуру безопасного взаимодействия с другими участниками дорожного движения, но и расширить их познания об исторических местах, достопримечательностях родного города и значимых событиях в истории России. Гости мероприятия, несомненно, проникнутся чувством гордости за богатое прошлое и настоящее своей Родины”, – подчеркнула председатель ООДЮО “ЮИД” Валентина Кульбицкая.

Организаторами выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Госавтоинспекция России и Общероссийская общественная детско-юношеская организация по пропаганде безопасности дорожного движения “Юные инспекторы движения” при организационно-методическом сопровождении Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий и координационной поддержке региональных отделений ЮИД.

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.Товары и услуги подлежат обязательной сертификации

Особенности организации работы отряда ЮИД

Все направления деятельности отряда ЮИД можно рассматривать как внеклассную работу в рамках воспитательно-образовательного процесса внутри школы. Его характер и формы имеет значительное отличие от обычного урока. При реализации внеклассной деятельности отряда ЮИД в школе необходимо соблюдать основные требования по ее организации, прописанные в ФГОС начального общего образования.

Юные участники дорожного движения

Ниже перечислены некоторые особенности дополнительного образования детей в условиях работы отряда ЮИД:

Юные участники дорожного движения

Для того чтобы обеспечить эффективную деятельность отрядов ЮИД, необходимо принимать во внимание образовательные потребности детей и возможности самого учебного учреждения. Так, деятельность отряда ЮИД может проводиться на базе других образовательных учреждений, например, в детском саду, в доме культуры или творчества, в спортивном учреждении.

Возможно чередование учебной программы и внеклассной деятельности отрядов ЮИД в процессе реализации основной образовательной программы начального общего образования. В таком случае уроки в младшей школе могут проводить участники отряда. А во внеурочное время могут быть организованы викторины, состязания и другие мероприятия.

Особенно востребована работа отрядов ЮИД в каникулярный период, когда растет количество ДТП с травмами у детей по причине частого отсутствия присмотра со стороны взрослых.

При разработке программы деятельности отрядов ЮИД, подразумевающей под собой описание содержания и форм реализации, важно в первую очередь продумать предположительные образовательные достижения:

Юные участники дорожного движения

К критериям качества социальной деятельности отрядов ЮИД относятся:

Документация отряда ЮИД в школе

Для того чтобы организовать отряд ЮИД, важно разработать локальные нормативные акты, которые будут регулировать его деятельность на уровне образовательного учреждения. Первым административным документом, обосновывающим и поддерживающим организацию подразделения, является Распоряжение или Приказ о создании отряда ЮИД. В нем, как правило, содержатся:

Главный законодательным документом, регулирующим нормы создания, прав и обязанностей, добросовестность в организации деятельности отряда (руководителя или другого лица, отвечающего за выполнение установленного круга обязанностей) и сотрудничестве с другими подразделениями и руководителями, является Положение об организации и регламенте деятельности отряда ЮИД в образовательном учреждении.

Приблизительная структура Положения:

Материал основан на следующих источниках:

Когда деревья были большими.

Свободная от учебного процесса жизнь советского подростка протекала главным образом в границах дворовой территории и не баловала разнообразием впечатлений. А в ЮИД перед тобой открываются захватывающие перспективы — возможность поучаствовать в настоящем автопробеге или поехать на слет в лучший детский лагерь страны. Прибавьте сюда атмосферу братства, защищенности и ощущение собственной значимости, в котором так нуждается любой подросток, переживающий классический кризис идентичности. Ну и, конечно, романтическая атрибутика: свой флаг, своя символика, нарядная форма с аксельбантами и шевронами. Неудивительно, что движение быстро завоевывало популярность у школьников, ширилось, набирало обороты.

Уже осенью 1975 года в пионерском лагере «Орленок» прошел первый Всероссийский слет юидовцев, в котором приняли участие 870 школьников, ставших победителями игры «Светофор», областных и районных слетов. А в 1978 году в Ростове-на-Дону состоялся уже Всесоюзный слет отрядов, в котором приняли участие дети из всех республик СССР. Союза уже нет, а традиция жива. И сегодня такие слеты ежегодно проводятся во всероссийских детских центрах «Орленок», «Смена», «Океан» и в других детских оздоровительных лагерях.

Вместе — сила

Сегодня движение ЮИД насчитывает более 465 тыс. детей, которые объединены в 35 тыс. отрядов, работающих в школах и детских досуговых учреждениях по всей стране. Это самое массовое детское движение. Территория его деятельности давно вышла за пределы России: отряды юных инспекторов движения действуют в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и ряде других стран.

Не прекращается работа отрядов ЮИД и в новых регионах, вошедших в состав России в прошлом году, — Луганской и Донецкой народных республиках (ЛНР и ДНР), а также Херсонской и Запорожской областях. Например, в ЛНР действуют девять отрядов юных инспекторов движения.

— Они принимают активное участие в проведении различных мероприятий по профилактике аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде ПДД среди жителей республики, своих сверстников, а также воспитанников дошкольных учреждений, — отметили в Госавтоинспекции региона.

В соседней Донецкой Народной Республике ситуация пока не позволяет проводить работу в привычном формате. Однако это не означает, что она не ведется.

— Работа отрядов ЮИД пока проходит в дистанционном формате. Ребята продолжают изучать ПДД, педагоги-руководители совместно с автоинспекторами проводят в этом направлении последовательную работу, — сообщили «Известиям» в Госавтоинспекции ДНР.

Несмотря на определенные сложности, юидовцы из ЛНР и ДНР уже трижды приняли участие в общероссийских слетах и конкурсах.

Внимание к кадрам

Опыт и навыки педагогов, направляющих движение, безусловно, имеют огромное значение. Подготовка кадров является одним из направлений работы Минпросвещения России. По данным ведомства, в 2022 году для 5 тыс. преподавателей проведены курсы повышения квалификации по безопасности дорожного движения.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлии Костыряченко, ведомством разработаны рабочие тетради для различных возрастных групп участников отрядов ЮИД: от 7 до 9 лет, от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет. Это даст педагогам дополнительный алгоритм для проведения занятий с детьми с учетом таких современных реалий, как средства индивидуальной мобильности, использование световозвращающих элементов и т.д.

Узнал сам — расскажи другим

Главные задачи движения ЮИД — это профилактика детского травматизма на дорогах и воспитание ответственных и законопослушных участников дорожного движения, пешеходов и будущих водителей.

Конечный результат во многом зависит от того, будут ли занятия доступными и интересными. Для каждой возрастной группы существуют различные методики преподавания. Если для детей занятия проходят в игровой форме, то для подростков предусмотрены более серьезные формы обучения, включающие в себя разбор задач на знание ПДД, а также практические упражнения. Именно подростки становятся главными помощниками преподавателей и наставниками для младших товарищей.

Вообще, наставничеству в ЮИД отводится особая роль. По словам члена координационного совета детских и молодежных общественных объединений при Министерстве просвещения России, председателя движения «Юные инспекторы движения» Валентины Кульбицкой, в этом году большое внимание будет уделяться развитию многоуровневой системы наставничества.

— Ребята обучаются основам безопасности дорожного движения под руководством взрослых наставников, своих старших товарищей. В то же время отряды взаимодействуют, перенимают лучший опыт, учатся друг у друга. Через определенное время ребята становятся авторитетными экспертами в области безопасности дорожного движения и уже сами могут быть наставниками для младших. Таким образом, выстраивается многоуровневая система наставничества и обеспечивается непрерывность образования в области безопасности дорожного движения, — считает Валентина Кульбицкая.

— Юидовцы обучаются основам безопасности дорожного движения у своих старших товарищей, перенимая их лучший опыт. В то же время наши ребята и сами являются авторитетными экспертами в этой сфере. Мы запланировали мероприятия по поддержке самых юных участников дорожного движения силами отрядов ЮИД. Таким образом, будет выстроена многоуровневая система наставничества и обеспечена непрерывность образования в области безопасности дорожного движения, — говорит Валентина Кульбицкая.

Модели организации отрядов ЮИД

Основывается на территории начальной школы или в рамках одного класса. Роль руководителя отряда ЮИД может взять на себя педагог начальной школы или преподаватель отделения дополнительного образования.

К достоинствам одноступенчатой модели можно отнести раннее освоение детьми правил дорожного движения.

Недостатком можно считать сложности с организацией непрерывного обучения детей.

Юные участники дорожного движения

Многоступенчатая модель

Эта модель лучше всего подходит для организации непрерывности и последовательности при усвоении детьми норм и правил поведения на улице и дорогах. Основываются отряды ЮИД на разных ступенях обучения (с 1 по 11 класс) либо массово, либо поэтапно (если действующий отряд переходит на старшую ступень обучения, то на предыдущем этапе создается новое подразделение ЮИД).

В условиях данной модели руководителем отряда назначается учитель общеобразовательного учреждения.

Достоинства модели: разновозрастные отряды ЮИД, обширный выбор вопросов для освещения на занятиях и мероприятиях.

Недостатки: требуется больше педагогов для реализации и регулярной актуализации учебной программы.

Разновозрастная модель

Эта форма идеально подходит для небольших общеобразовательных учреждений. В отряд входят ученики разных возрастных категорий. Могут быть объединены учащиеся с 1 по 5 класс и с 6 по 11. Руководителем может быть назначен любой педагог школы.

Юные участники дорожного движения

К достоинствам этой модели можно отнести осуществимость этого проекта, независимо от малого количества учащихся одного возраста, возможность диссеминации опыта и шефства.

Отрицательной стороной этой модели является то, что не существует единой образовательной программы для каждой возрастной группы. Программа корректируется, учитывая преобладающий возрастной состав отряда ЮИД и не включает в себя специфические темы, которые необходимо изучать на других возрастных этапах.

Интегрированная модель

Представленная модель удобна для реализации в поселениях с малым количеством образовательных учреждений. Может быть задействована несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность по разным уровням учебной программы.

К примеру, могут объединиться 1-3 ступени отряда школы и 4-5 ступени отряда на базе среднего профессионального учреждения. В роли руководителя может быть педагог школы или преподаватель учреждения среднего профессионального образования.

Достоинства: сотрудничество с учреждением, реализующим среднее специальное образование, развитие деятельности подразделений ЮИД.

Недостатки: сложность в разработке локальных актов, регулирующих работу отряда ЮИД.

Клубная (комплексная) модель

Отряды ЮИД создаются на базе отделений дополнительного образования для детей разного возраста. Руководителем, как правило, является педагог учреждения дополнительного образования.

Достоинства модели в том, что она создает возможность создания единого информационно-образовательного пространства, в котором на равных участвуют педагоги, родители и дети.

Недостатки: разный график занятости членов отряда затрудняет организацию их совместной деятельности, сложность в создании локальных актов, регламентирующих деятельность отрядов ЮИД.

На аварийном положении

За семь месяцев 2021 года в России произошло 8916 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, следует из данных Госавтоинспекции. Около 40% детей, которые стали участниками ДТП, были пешеходами.

Существенная доля аварий с участием детей, по словам экспертов, происходит из-за невнимательности при переходе через дорогу, переходе проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора или вовсе переход вне пешеходных переходов, а также при выходе из-за припаркованного транспорта или деревьев и иных сооружений.

Нередки случаи, когда дети устраивают игры около проезжей части дороги и, заигравшись, выскакивают на проезжую часть дороги, рассказал председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. А подростки часто и вовсе намеренно идут на риск, выходя на проезжую часть дороги ради эффектных фотографий и видео, отметил он.

Порой тому, чтобы ребенок нарушал правила безопасности, к сожалению, способствуют и сами родители, отметил генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.

— Родители переходят дорогу с детьми на запрещающий сигнал светофора, потому что торопятся. Или, будучи водителями транспортного средства, нарушают скоростной режим, когда ребенок в машине. Дети начинают копировать поведение взрослых, — отметил он.

Нескольких часов в год, отведенных в школе на изучение материала по ПДД, недостаточно, считает Владимир Соколов.

— Самое главное в таком деле — это практика. А по школьному учебнику практических знаний не наберешься. У нас практические знания дают такие организации, как ЮИД («Юные инспекторы движения»). И хорошо бы эту практику расширить, — отметил он.

Отряды ЮИД («Юные инспекторы движения») — это объединение школьников, которые стремятся к безопасному и осознанному участию в дорожном движении. ЮИД включает в себя уже около 430 тыс. участников, объединенных более чем в 33 тыс. отрядов ЮИД по всей России.

На страже безопасности

В Госавтоинспекции признают огромную роль отрядов ЮИД в повышении безопасности на дорогах. Юные инспекторы активно участвуют в проведении социальных кампаний и акций, касающихся правил перевозки детей, безопасности пешеходов и т.д. Бывает, и улицы патрулируют совместно со старшими товарищами — экипажами ДПС. Зачастую напоминания о необходимости соблюдения ПДД от юных инспекторов действуют на участников дорожного движения эффективнее, чем беседы с сотрудниками полиции.

— Деятельность отрядов ЮИД позволяет воспитать подрастающее поколение на основе уважения к правилам дорожного движения и безусловного соблюдения их требований во время участия в дорожном движении, — считает заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин.

Работа по поддержке отрядов ЮИД будет продолжена, отмечают в ГУОБДД МВД России. В этом году по всей стране пройдут различные конкурсы и социальные кампании, посвященные 50-летию образования отрядов юных инспекторов движения.

Деятельность отряда ЮИД в школе

Вот уже более 40 лет в нашей стране ведут активную деятельность отряды Юных инспекторов движения (ЮИД). В начале своего существования в отряды вступали ученики школ, Домов пионеров и других образовательных организаций. Главное предназначение отрядов ЮИД заключается в воспитании высококультурного человека, соблюдающего закон и этические нормы, уважающего старшее поколение и любую другую, пусть и отличающуюся от него личность.

Юные участники дорожного движения

В наше время отряд ЮИД представляет собой группы учащихся, объединённые с целью создания условий для развития у них гражданской сознательности, навыков правомерного поведения на дорогах и улицах населенного пункта, согласованности в общей деятельности и интереса к профессиям.

Благодаря отрядам ЮИД дети дошкольного возраста и школьники получают информацию практического характера о правилах безопасного поведения на дороге в доступной для них форме.

Содержание деятельности юных инспекторов движения регулируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который гласит: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст. 29).

Отряды ЮИД ставят перед собой следующие задачи:

Система деятельности отряда ЮИД включает в себя разные направления работы: просветительская, агитационная, наставническая и другие.

Агитационное направление реализует консультативно-разъяснительную работу среди дошкольников и учащихся школ по теме безопасного поведения на дороге и улице путём организации экскурсий, игр, бесед, викторин, состязаний, КВН, праздников и утренников, и театральных постановок.

Также для этой цели разрабатываются и применяются средства визуальной пропаганды безопасного поведения и организуются окружные профилактические мероприятия.

Юные участники дорожного движения

Просветительское направление создаёт доступную информационную среду для всех участников образовательного процесса и сообщества, которая освещает проблемы детского травматизма на дорогах и возможности снижения риска, путём освоения правил безопасного поведения.

Ее функция реализуется путём трансляций школьных радиорепортажей, рассказывающих о результатах деятельности отряда ЮИД, проектирования стендов и стенгазет по направлениям работы юных инспекторов движения, листовок с практическими рекомендациями «За безопасное движение», ведение раздела на сайте школы, наполняемого важной тематической информацией.

Отряд ЮИД ведёт свою документацию, в которую обычно входят: журнал фиксации патрулирования, планирование деятельности и отчетная папка «Что запланировано, то выполнено», карта границ, охватываемых отрядом ЮИД, паспорт и другие.

Юные участники дорожного движения

Наставническая деятельность включает в себя пропаганду безопасного поведения на улице и правил дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях, школах и внешкольных организациях. Проводится она путём, например, организации выставки рисунков детей дошкольного и школьного возраста, демонстрации лэпбуков по теме безопасности участников дорожного движения, разучивания литературных произведений и песен.

Также это реализуется через поддержку в организации тематических экскурсий, обустройстве простой автоплощадки на территории дошкольного учреждения или в создании студии «На все руки» для изготовления обучающих иллюстративных пособий по нормам и требованиям дорожного движения для детей.

Патрульное направление подразумевает рейды и обход улиц с участием взрослых для профилактики неправомерного поведения на дороге со стороны детей и старших школьников.

Сюда же входит создание «молний», рассказывающих об итогах патрульной деятельности и рейдов, донесение до законных представителей информации о нарушениях ПДД, разъяснительная деятельность с юными любителями велосипедных прогулок, вахты на перекрёстках рядом со школами, организация отрядом ЮИД мероприятий с практическими играми и упражнениями на базе автогородков безопасности дорожного движения и автоплощадок в школах.

Неявное и явное

Дети в силу особенностей своего механизма внимания воспринимают дорожные ситуации через призму избегания опасности, а не анализа угроз, объясняет методист экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Каминская.

— Детям сложно поставить себя на место водителя или другого участника дорожного движения, — отметила она. — Восприятие ребенком дорожной ситуации субъективно: «Я же есть, как меня может быть не видно?» Их мотив поведения на дороге сводится к тому, чтобы быстрее избежать некомфортной ситуации. То есть быстрее пересечь проезжую часть дороги — бегом или вприпрыжку. Это происходит потому, что дети не привыкли к постоянно высокому уровню внимания. У них нет сформированного чувства опасности и бдительности.

— При этом уровень бдительности пешехода в принципе значительно ниже, чем у водителя. У него ниже скорость перемещения, а вот отвлекающих внимание факторов намного больше, — подчеркнула Наталья Каминская.

— Прежде всего внимание сосредотачивается на факторах, имеющих явную угрозу жизни. Затем внимание привлекают неявные угрозы. Способность предугадать развитие ситуации и того, что потенциальные угрозы станут явными, развивается с возрастом. Поэтому детям сложно быстро и верно оценить неявную угрозу и вовремя среагировать на опасную ситуацию, — считает эксперт.

Психологи полагают, что существует несколько видов внимания. Первый вид — зрительный. Нужно увидеть происходящее и оценить угрозу. Второй — аудиальный. Как правило, человеку недостаточно информации, поступившей этим путем. И он стремится получить зрительный контакт с источником звука: то есть сначала услышать, затем увидеть, после принять решение. То есть аудиальный путь принятия решения имеет большее значение по времени. Третий и четвертый виды внимания — тактильный и вкусовой — как правило, не используются людьми для анализа ситуаций на дороге.

— Пешеходы, как и водители, при разговоре по мобильному телефону, читая сообщения или слушая музыку, отвлекаются и не способны должным образом контролировать окружающую обстановку, в результате чего могут не заметить приближающееся транспортное средство, — считает Наталья Каминская.

К тому же следует помнить о том, что в холодную погоду многие надевают капюшоны, которые ограничивают обзор. Поэтому, подходя к проезжей части дороги, до того как ступить на нее, нужно закончить разговор, отключить музыку, снять капюшон, отвлечься от переписки, и внимательно осмотреться по сторонам. В отрядах ЮИД детей, в частности, научат фокусировать внимание на анализе дорожной ситуации, а также дадут интересные упражнения, которые помогут избавиться от «гаджетовой зависимости» при переходе проезжей части дороги, — заключила она.

Детям рекомендуется пользоваться алгоритмом из пяти шагов, который в большей части случаев может спасти жизнь:

1. СТОЙ! — дай время осмотреться водителю и себе.

2. СЛУШАЙ! — если автомобиль не виден — не значит, что его нет! Иногда его можно услышать.

3. СМОТРИ! — прежде чем начать переход проезжей части дороги, посмотри несколько раз по сторонам: налево — направо — налево.

4. ДУМАЙ! — убедись в том, что все автомобили остановились и опасности больше нет.

5. И только после этого ИДИ, не забывая продолжать смотреть по сторонам.

Научиться правильно вести себя на дороге может, например, участие ребенка в деятельности отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).

Эпоха возрождения

Непростая ситуация, переживаемая страной в 1990-е, разумеется, повлияла и на деятельность ЮИД. Слеты и конкурсы стали проводиться реже, многие детские досуговые учреждения, в которых работали отряды, и вовсе закрылись. Однако движение юных инспекторов продолжало жить. Держались главным образом на энтузиазме педагогов и автоинспекторов, которые сквозь дым эпохи ясно видели цель и перспективу своей работы. Автопарк страны активно прирастал, одновременно росло и количество аварий на дорогах. Дети нуждались в защите. Прежде всего их надо было уберечь от гибели под колесами какого-нибудь лихача. Ну и, конечно, воспитать из них новых участников дорожного движения — грамотных, ответственных, уважающих закон.

Эпоха возрождения для ЮИД началась уже на излете 1990-х. Инициатором снова выступила Госавтоинспекция. В 1998 году в честь 25-летия образования движения в «Орленке» провели всероссийский финал соревнования юных велосипедистов. А в 2002-м отряд ЮИД представлял нашу страну на XVII Европейском образовательном конкурсе для детей по ПДД. В том же году более 300 участников из 80 регионов страны и команда из Белоруссии приняли участие в финале всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», который прошел в Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *