ГАЛИНА НИКИТИНА Сценарий выступления ЮИД воспитанников старшей группы «Безопасная дорога»
Цель: Способствовать формированию системы знаний дошкольников о правилах перехода через проезжую часть дороги, дорожных знаках. Развивать навыки безопасного поведения на дороге, любознательность, внимание, Воспитывать культуру поведения на дороге.
Что это? Отряд ЮИД в школе – это объединение, в которое входят школьники. Они занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют безопасное дорожное движение и помогают сотрудникам ГАИ в организации просветительской работы.
Для чего? Создание и руководство отрядом ЮИД в школе являются важными направлениями воспитательной работы. Руководитель не только ведет документацию, но и направляет деятельность отряда, обучает детей и вместе с ними принимает участие в различных Всероссийских конкурсах.
Мантурова Диана Рабочая программа ЮИД по правилам дорожного движения «Весёлый светофорчик»
1. Целевой раздел программы ЮИД.
1.1 Пояснительная записка
Дети ценнейшее достояние общества, так всегда было, есть и будет. И
во все времена сохранение жизни и здоровья детей стояло на приоритетом
месте в жизни общества, как залог его дальнейшего благополучия.
Сегодня федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено
на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах
Деятельность отряда ЮИД в школе
Вот уже более 40 лет в нашей стране ведут активную деятельность отряды Юных инспекторов движения (ЮИД). В начале своего существования в отряды вступали ученики школ, Домов пионеров и других образовательных организаций. Главное предназначение отрядов ЮИД заключается в воспитании высококультурного человека, соблюдающего закон и этические нормы, уважающего старшее поколение и любую другую, пусть и отличающуюся от него личность.
В наше время отряд ЮИД представляет собой группы учащихся, объединённые с целью создания условий для развития у них гражданской сознательности, навыков правомерного поведения на дорогах и улицах населенного пункта, согласованности в общей деятельности и интереса к профессиям.
Благодаря отрядам ЮИД дети дошкольного возраста и школьники получают информацию практического характера о правилах безопасного поведения на дороге в доступной для них форме.
Содержание деятельности юных инспекторов движения регулируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который гласит: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст. 29).
Отряды ЮИД ставят перед собой следующие задачи:
Система деятельности отряда ЮИД включает в себя разные направления работы: просветительская, агитационная, наставническая и другие.
Агитационное направление реализует консультативно-разъяснительную работу среди дошкольников и учащихся школ по теме безопасного поведения на дороге и улице путём организации экскурсий, игр, бесед, викторин, состязаний, КВН, праздников и утренников, и театральных постановок.
Также для этой цели разрабатываются и применяются средства визуальной пропаганды безопасного поведения и организуются окружные профилактические мероприятия.
Просветительское направление создаёт доступную информационную среду для всех участников образовательного процесса и сообщества, которая освещает проблемы детского травматизма на дорогах и возможности снижения риска, путём освоения правил безопасного поведения.
Ее функция реализуется путём трансляций школьных радиорепортажей, рассказывающих о результатах деятельности отряда ЮИД, проектирования стендов и стенгазет по направлениям работы юных инспекторов движения, листовок с практическими рекомендациями «За безопасное движение», ведение раздела на сайте школы, наполняемого важной тематической информацией.
Отряд ЮИД ведёт свою документацию, в которую обычно входят: журнал фиксации патрулирования, планирование деятельности и отчетная папка «Что запланировано, то выполнено», карта границ, охватываемых отрядом ЮИД, паспорт и другие.
Наставническая деятельность включает в себя пропаганду безопасного поведения на улице и правил дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях, школах и внешкольных организациях. Проводится она путём, например, организации выставки рисунков детей дошкольного и школьного возраста, демонстрации лэпбуков по теме безопасности участников дорожного движения, разучивания литературных произведений и песен.
Также это реализуется через поддержку в организации тематических экскурсий, обустройстве простой автоплощадки на территории дошкольного учреждения или в создании студии «На все руки» для изготовления обучающих иллюстративных пособий по нормам и требованиям дорожного движения для детей.
Патрульное направление подразумевает рейды и обход улиц с участием взрослых для профилактики неправомерного поведения на дороге со стороны детей и старших школьников.
Сюда же входит создание «молний», рассказывающих об итогах патрульной деятельности и рейдов, донесение до законных представителей информации о нарушениях ПДД, разъяснительная деятельность с юными любителями велосипедных прогулок, вахты на перекрёстках рядом со школами, организация отрядом ЮИД мероприятий с практическими играми и упражнениями на базе автогородков безопасности дорожного движения и автоплощадок в школах.
Публикация «Рабочая программа ЮИД по правилам дорожного движения „Весёлый светофорчик“» размещена в разделах
человека, семьи, общества и государства. Являя собой первую ступень
образования, детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам
качественное универсальное образование, обеспечить высокий уровень
общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Таким образом
дошкольное образование ставит перед собой задачу подготовить ребенка-
дошкольника к переходу к новой ступени самостоятельности, подготовить
его к взаимодействию с социумом, где он будет на ровне со взрослыми
участником жизни города, общества и дорожного движения. И то, на сколько
ребенок будет подготовлен на прямую зависит сохранность его жизни и
значительная роль в организации работы по формированию у
дошкольников навыков безопасного поведения на улицах принадлежит
психологическим аспектам воспитания и обучения.
Содержание, методы и приемы обучения дошкольников основам
безопасного поведения на улицах и дорогах должны быть ориентированы на
их возрастные психологические особенности. При организации работы с
дошкольниками важно учитывать следующие их характеристики: неумение
быстро принимать решения, формировать пространственные программы
движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем
расстоянием, на котором этот автомобиль от них находится, сразу
предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Находясь на
улице, ребенок получает много новых впечатлений, он переполняется
эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не
обращает внимания на опасности дорожной среды.
В подготовительной группе знания детей о правилах дорожного
движения уже систематизируются. На занятиях знакомят детей с новыми для
них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу
только по пешеходному или подземному переходу, идти шагом, быть
внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на
посадочных площадках; уступать места пожилым и малышам и т. д.). Дети не
только готовы воспринимать и классифицировать информацию, они готовы
применять ее на практике и делится своим опытом с другими детьми и
Таким образов педагоги и родители привлекая детей старшего
дошкольного возраста к пропаганде правил ПДД, не только ориентируют их
на усвоение практических знаний и навыков поведения на дороге, но и
прививают чувство ответственности за свои поступки, на которые, в свою
очередь, опираются более младшие дошкольники. Деятельность отряда старших дошкольников в первую очередь ориентирована на повышение компетенции самих детей в правилах поведения на дороге, а также в оказании информационной помощи младшим дошкольникам своего детского сада, принимая участия в различных образовательных мероприятиях (выступления на утренниках, беседы и игры с малышами в группе).
Выходя из детского сада в школу, ребенок не только открывает для
себя новую ступень образования, он делает большой шаг в самостоятельную
жизнь, где роль взрослого постепенно переходит на второй план, уступая
место детской самостоятельности. Поэтому так важно подготовить ребенка к
встречи с окружающем социумом, развивая в нем умения самостоятельно
принимать решения, от которых зависит его жизнь и здоровье.
1.2. Цели и задачи реализации программы ЮИД
Программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к взаимодействию с различными социальными ситуациями, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», формирование волонтерских навыков.
Цель программы : формирование ответственного и сознательного
отношения дошкольников и их родителей к дорожной безопасности, путем
создания дошкольного отряда ЮИДД.
– Формирование ответственного и сознательного отношения дошкольников и
– Активизировать старших дошкольников к пропаганде безопасности дорожного движения среди младших воспитанников, а также среди родителей, и социума;
– Привлечение внимания общественности к важности формирования основ
безопасности и жизнедеятельности еще в старшем дошкольном возрасте
– Создание постоянно действующего отряд дошкольников ЮИД на базе
– Развивать патриотические навыки дошкольников через просветительскую
работу в вопросах безопасности дорожного движения.
Программа направлена на развитие детского волонтерского движения в
форме отряда ЮИД. Особенностью построения работы по программе
является ее реализация с детьми старшего дошкольного возраста, опираясь
на взаимодействие с педагогами ДОУ, и семьями воспитанников, а также
включение пропагандистской работы сотрудников ГИБДД.
Основными задачами программы является подготовить ребенка к
самостоятельному школьному этапу взросления, где он будет осознавать
свою ответственность не только за собственную жизнь, или жизнь и
здоровье младших членов семьи, но и принимать решения для избежание
опасных ситуаций, как на дорогах, так и в общественном транспорте.
Программа поможет воспитать в ребенке способность в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения опираясь на собственные знания и четкую жизненную позицию.
Разработанные ранее программы по обучению детей дорожной безопасности, направленны в основном на пассивное получение дошкольниками знаний (в виде досугов, занятий, конкурсов рисунков и т. д.).Дети не вовлечены в процесс передачи информации другим. В основе же данной программы лежит формирование у дошкольников волонтерских навыков, желания нести ответственность за свои действия перед другими детьми, активизации личной позиции ребенка в вопросах дорожной безопасности. В итоге работы по программе воспитанники отряда «Веселый светофорчик» – полноправные субъекты просветительской работы по вопросам безопасности дорожного движения своего ДОУ.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
детей, занимающихся в объединении, позволила выстроить подходы в
работе, опираясь на их возрастные особенности и имеющиеся социальные
К завершению этапа дошкольного возраста
ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс
развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка
способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности
определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в
• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают
основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но
нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
• дети шести- семилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и
по ней выполнять задание, но даже если поставлена цель и четкая задача
действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично,
методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного
действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по
инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или
изменение вида деятельности,
• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом
ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам
безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить
рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы,
задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова,
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации
и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным
объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире,
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные интересы;
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка
становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести – семи
лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной
секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые
сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к
поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и
даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая
настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться
в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой,
выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы ЮИД.
Дошкольники на всех этапах реализации образовательной программы
дошкольного учреждения знакомятся с правилами безопасного поведения на
дороге, в транспорте, на площадке, таким образом, степень предварительной
подготовки в вопросах безопасности нельзя считать нулевым. Дошкольники
легко ориентируются в световых сигналах светофора, знают правила перехода проезжей части, ориентируются в некоторых дорожных
обозначениях. Одной из эффективных форм участия самих детей в работе по
обеспечению безопасности движения является деятельность отрядов ЮИД.
Но в виду важность привлечения внимания общественности к обеспечению
сохранности жизни и здоровья детей дошкольников, необходимо привлекать
их и родителей к пропагандисткой работе уже со старшего дошкольного
возраста, т. к. именно родители и социум лежат в основе отношения
собственной безопасности ребенка на дороге. Отряд юных инспекторов движения «Веселый светофорчик», кружковое объединение дошкольников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста дошкольного возраста, а также активизации гражданской позиции семей воспитанников.
Отряд формируется из воспитанников старшего дошкольного возраста не младше 6-7 лет, с письменного согласия родителей (законных представителей) на вступления воспитанника в отряд. Занятия проводится на территории учреждения, в установленное программой время и внутренним расписанием ДОУ. Программа кружка утверждается на педагогическом совете дошкольной организации. Программа и план учебных занятий и мероприятий проводимых отрядов помещается на сайте учреждения. Составляется положение о деятельности группы в ДОУ. По окончании обучения юные инспекторы сдают отчет в форме открытого мероприятия, и им вручаются дипломы. Срок реализации программы 1 год. Занятия проходят 1 раза в месяц по 30 минут.
В работу отряда включены три общих сбора отряда с агитационным выступлением (согласно разделам программы). Ответственной организатор выбирает двух капитанов отряда (мальчик и девочка, из числа активных воспитанников, обладающих лидерскими качествами, умеющими четко отдавать команды.
Основными задачами дошкольного отряда ЮИД являются:
– изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах,
-установление у дошкольников твердой жизненной позиций, как непосредственного участника дорожного движения;
– овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного
движения и организации этой работы среди детей младшего возраста;
– активное взаимодействие с детским садом, школьным ЮИД, и инспекторами ГОСАВТО инспекции в организации мероприятий направленных на пропаганду ПДД среди населения.
Администрация образовательной организации, подбирает ответственного организатора работы с отрядом ЮИД из числа педагогов
детского сада (ответственного за безопасность, а также сотрудников ГИБДД,
закрепленных за учреждением, для организации работа с детьми. Руководитель отряда, утвержденный заведующим ДОУ, должен обладать
твердой жизненной позицией, быть примеров для подрастающего поколения
в организации пропагандисткой работы по соблюдению правил безопасности
на дорогах, перевозке детей, активно сотрудничать с местными органами.
Основные направления работы отряда «Дошкольник – ЮИД» :
– углубленное изучение правил дорожного движения,
– проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в детском саду на открытых мероприятиях, родительских собраниях, акциях;
– участие в творческих конкурсах по изучению и пропаганде правил
безопасности на дороге;
– организация работы по привлечению родители и семей воспитанников к
добровольным акциям отряда.
2.2. Ожидаемые образовательные результаты освоения программы ЮИД.
Результат освоения программы направлен на :
– приобретение детьми практических навыков поведения на дороге, как участников дорожного движения, для успешного перехода в школу;
-активизировано ответственное отношение родителей к безопасности своих
детей на дороге;
– активизировано желание старших дошкольников к пропаганде важности
безопасности дорожного движения среди младших воспитанников;
– налажено социальное взаимодействие с инспекторами местного отделения
дорожной инспекции и социальными институтами по работе с
общественностью, направленной на пропаганду ПДД;
2.3. Формы, методы и средства реализации программы ЮИД
Подбор эффективных форм взаимодействия членов отряда ЮИД с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях осуществляется на основе деятельностного подхода, который определяется изменением направленности
на организацию разных видов деятельности (игровой, коммуникативной,
двигательной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения). Интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающей состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, целостность образовательного процесса по реализации задач
формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно- транспортных ситуация. Совместная деятельность
детей и взрослых характеризуется общей мотивацией, общей целью, единым
пространством взаимодействия участников.
Возможные формы работы :
– выпуск стенгазет и листков «ЮИД сообщает»,
– распространение листовок, памяток, плакатов и другой наглядной
– выступления агитбригад, участие в целевых профилактических
мероприятиях «Внимание – дети», «Каникулы»,
– акциях «Ребенок в машине», «Светлячок»;
– участие в детских творческих конкурсах поделок и рисунков с тематикой безопасности движения;
– пропаганда правил дорожного движения среди младших воспитанников.
– демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей,
– просмотр видеоматериалов, презентаций,
-решение задач, кроссвордов,
Формы организации занятия:
– игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; спортивные игры;
– открытые мероприятия
– волонтерские акции
– технология проектной деятельности (поиск проблемы и пути ее решения,
анализ конкретной ситуации, подбор материалов и т. п. ,
– ИКТ технологии (просмотр презентаций, выпусков телепередач, участие в
интернет акциях по ПДД,
– технологии здоровьесберегающие (организация двигательной активности
воспитанников о время занятия, физминутки, спортивные мероприятия по
– личностно-ориентированные технологии (их применение позволяет
выделить личностные особенности каждого участника команды в
организации совместной деятельности).
Отчетная документация отряда:
– Паспорт отряда ЮИД
– Методические разработки (игры, кроссворды, шаблоны листовок, сценарии
мероприятий и т. д.)
– Информационный стенд.
Программа состоит из 3 разделов:
– Что мы знаем о дорожной безопасности.
– Ребенок и дорога.
– Правила безопасности для всех.
3. Организационный раздел.
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и материально-техническое оснащение
– конспекты занятий и мероприятий;
– комплект выносного оборудования «Автоплощадка»;
– комплект для организации сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение»;
– наборы дидактических и настольных игр;
Особенностью организации образовательного процесса можно выделить
возраст обучающихся в кружковом объединении. Т. к., программа
предназначена для работы с дошкольниками, то и работа строится для детей
6-7 лет. Это определяет характерные формы организации занятий (описаны
выше) ориентированные на дошкольный возраст. Также неотъемлемой
частью организации работы с дошкольниками является взаимосвязь с
родителями и вовлечение их в образовательный процесс, в форме совместных мероприятий (спортивные праздники, акции). Кадровое обеспечение программы подразумевает тесное взаимодействие в работе ответственного организатора по работе с отрядом (руководителя кружка) с ответственным за дорожную безопасность учреждения, музыкального руководителя, родительского комитета.
– наличие музыкального зала;
– помещение для занятий кружка (столы и стулья для практических занятий
воспитанников, шкаф педагога для дидактических пособий, магнитная
– уличная и выносная площадки по дорожной безопасности (дорожные знаки
напольные, игрушечный автотранспорт, зебра выносная, светофор)
– оборудование для работы с аудио и видео материалами;
3.2. Календарно-тематическое планирование
Период Тема Цель
Сентябрь Вводное. Для чего нужны правила дорожного движения? Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Октябрь «Улицы на нашем города».Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Ноябрь «Берегись автомобиля» Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Декабрь «Улица полна неожиданностей» Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.
2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
5. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
6. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
Январь Светофор повторить правила дорожного движения; научить пользоваться «Светофором» для выражения своего согласия или несогласия; развивать речь, внимание; развивать мелкие движения руки, координацию движений.
Оборудование: карточка «Светофор» (воспитатель); и тетрадь, ручка, карточка «Светофор» (ученики). Сигнальные карточки «Светофор» по образцу воспитателя (с одной стороны — красная, с другой — зеленая).
Февраль Правила поведения на проезжей части. Что такое тротуар? Расширить знания детей об улице: дорога делиться на две части – проезжую и тротуар. Закрепить знания о ПДД на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу идущему транспорту.
Март «Машины на улице». Учить изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину.
Апрель «Пешеход на улице» Организовать развлечения при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения
Май «Дорожные знаки помни всегда!» Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках. Воспитывать умение использовать свои знания в повседневной жизни.
3.3. Итоговые мероприятия
Январь Стенгазета «Безопасность на дороге»
Февраль Викторина «Азбука Знаков»
Документация отряда ЮИД в школе
Для того чтобы организовать отряд ЮИД, важно разработать локальные нормативные акты, которые будут регулировать его деятельность на уровне образовательного учреждения. Первым административным документом, обосновывающим и поддерживающим организацию подразделения, является Распоряжение или Приказ о создании отряда ЮИД. В нем, как правило, содержатся:
Главный законодательным документом, регулирующим нормы создания, прав и обязанностей, добросовестность в организации деятельности отряда (руководителя или другого лица, отвечающего за выполнение установленного круга обязанностей) и сотрудничестве с другими подразделениями и руководителями, является Положение об организации и регламенте деятельности отряда ЮИД в образовательном учреждении.
Приблизительная структура Положения:
Материал основан на следующих источниках:
Особенности организации работы отряда ЮИД
Все направления деятельности отряда ЮИД можно рассматривать как внеклассную работу в рамках воспитательно-образовательного процесса внутри школы. Его характер и формы имеет значительное отличие от обычного урока. При реализации внеклассной деятельности отряда ЮИД в школе необходимо соблюдать основные требования по ее организации, прописанные в ФГОС начального общего образования.
Ниже перечислены некоторые особенности дополнительного образования детей в условиях работы отряда ЮИД:
Для того чтобы обеспечить эффективную деятельность отрядов ЮИД, необходимо принимать во внимание образовательные потребности детей и возможности самого учебного учреждения. Так, деятельность отряда ЮИД может проводиться на базе других образовательных учреждений, например, в детском саду, в доме культуры или творчества, в спортивном учреждении.
Возможно чередование учебной программы и внеклассной деятельности отрядов ЮИД в процессе реализации основной образовательной программы начального общего образования. В таком случае уроки в младшей школе могут проводить участники отряда. А во внеурочное время могут быть организованы викторины, состязания и другие мероприятия.
Особенно востребована работа отрядов ЮИД в каникулярный период, когда растет количество ДТП с травмами у детей по причине частого отсутствия присмотра со стороны взрослых.
При разработке программы деятельности отрядов ЮИД, подразумевающей под собой описание содержания и форм реализации, важно в первую очередь продумать предположительные образовательные достижения:
К критериям качества социальной деятельности отрядов ЮИД относятся:
ЮИД. Юные инспектора движения
В отряды юных инспекторов движения принимают только тех ребят, кто хорошо знает «дорожную азбуку», всегда выполняет правила движения, и может научить этим полезным навыкам других. Юный инспектор – это помощник настоящих дорожных полицейских, и они относятся к нему с доверием и уважением. ЮИДовцев приглашают на совместные акции с полицейскими, на разные смотры и фестивали, где юные инспектора получают разные призы.
ЮИД. Юные инспектора движения – Проект с командой юных помощников инспекторов движения в период подготовки к конкурсу «Волшебное колесо»
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
ЮИД. Юные инспектора движения – Сценарий выступления отряда ЮИД «Светофорик»
18 мая 1973 года в Советском Союзе впервые были образованы школьные отряды юных инспекторов движения (ЮИД).
Поделитесь с коллегами и друзьями тематической подборкой образовательных материалов «ЮИД. Юные инспектора движения»!
Модели организации отрядов ЮИД
Основывается на территории начальной школы или в рамках одного класса. Роль руководителя отряда ЮИД может взять на себя педагог начальной школы или преподаватель отделения дополнительного образования.
К достоинствам одноступенчатой модели можно отнести раннее освоение детьми правил дорожного движения.
Недостатком можно считать сложности с организацией непрерывного обучения детей.
Многоступенчатая модель
Эта модель лучше всего подходит для организации непрерывности и последовательности при усвоении детьми норм и правил поведения на улице и дорогах. Основываются отряды ЮИД на разных ступенях обучения (с 1 по 11 класс) либо массово, либо поэтапно (если действующий отряд переходит на старшую ступень обучения, то на предыдущем этапе создается новое подразделение ЮИД).
В условиях данной модели руководителем отряда назначается учитель общеобразовательного учреждения.
Достоинства модели: разновозрастные отряды ЮИД, обширный выбор вопросов для освещения на занятиях и мероприятиях.
Недостатки: требуется больше педагогов для реализации и регулярной актуализации учебной программы.
Разновозрастная модель
Эта форма идеально подходит для небольших общеобразовательных учреждений. В отряд входят ученики разных возрастных категорий. Могут быть объединены учащиеся с 1 по 5 класс и с 6 по 11. Руководителем может быть назначен любой педагог школы.
К достоинствам этой модели можно отнести осуществимость этого проекта, независимо от малого количества учащихся одного возраста, возможность диссеминации опыта и шефства.
Отрицательной стороной этой модели является то, что не существует единой образовательной программы для каждой возрастной группы. Программа корректируется, учитывая преобладающий возрастной состав отряда ЮИД и не включает в себя специфические темы, которые необходимо изучать на других возрастных этапах.
Интегрированная модель
Представленная модель удобна для реализации в поселениях с малым количеством образовательных учреждений. Может быть задействована несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность по разным уровням учебной программы.
К примеру, могут объединиться 1-3 ступени отряда школы и 4-5 ступени отряда на базе среднего профессионального учреждения. В роли руководителя может быть педагог школы или преподаватель учреждения среднего профессионального образования.
Достоинства: сотрудничество с учреждением, реализующим среднее специальное образование, развитие деятельности подразделений ЮИД.
Недостатки: сложность в разработке локальных актов, регулирующих работу отряда ЮИД.
Клубная (комплексная) модель
Отряды ЮИД создаются на базе отделений дополнительного образования для детей разного возраста. Руководителем, как правило, является педагог учреждения дополнительного образования.
Достоинства модели в том, что она создает возможность создания единого информационно-образовательного пространства, в котором на равных участвуют педагоги, родители и дети.
Недостатки: разный график занятости членов отряда затрудняет организацию их совместной деятельности, сложность в создании локальных актов, регламентирующих деятельность отрядов ЮИД.
Знатоки «дорожной азбуки»
Содержится в разделах:
Фотоотчет о конкурсе «Родительский патруль». Юпид и ЮИД выбирают безопасность»
Фотоотчет о конкурсе «Родительский патруль», ЮПИД и ЮИД выбирают безопасность» В рамках реализации федерального и регионального проекта «Безопасность дорожного движения» главная цель которого
Публикация «Сценарий выступления ЮИД воспитанников старшей группы „Безопасная дорога“» размещена в разделах
Вход участников под композицию «Мы по улицам друзья ходим без опаски!» (музыка В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»)
Командир: Здравствуйте, девочки,
Задорно горят огоньки ваших глаз.
Хором: Команда – ЮИД приветствует вас!
ЮИД – значит – Юный Инспектор Движения!
1. ПДД мы изучаем и ребятам объясняем.
Что такое переход,
Знать, что должен пешеход.
Командир: Наш отряд
Хором: – “Светофор”.
Знайте «Светофором» зовётся наш
и правила движения исполнить каждый рад!
Командир: Наш девиз:
Хором: Светофор наш лучший друг – это знают все вокруг!
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – Стой!
Жёлтый вспыхнул – Подожди!
А зелёный свет – Иди!
Светофора зоркий глаз
От беды спасает нас.
Хором: – Детям знать положено
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
«Правила дорожного движения» (Я. Пишумов)
2. Раньше счёта и письма,
Всем ребятам нужно знать
3. Транспорт разный на дороге :
Легковой и грузовой,
Государственный и частный,
(Имитация движения ст. 4, 5)
4. По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
В нашей действует в стране.
5. Люди по обочине
С левой стороны.
( Показ знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход»
6. Переход через дорогу
Мы с тобой всегда найдё м:
Нарисована на нём.
7. Рядом знак дорожный ставят :
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.
8. Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.
9. Перекресток переехать
И дорогу перейти
Всем нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.
Командир: Регулирует движенье
Под названьем СВЕТОФОР.
– Показ цветных сигналов светофора по ходу стихотворения.
10. Загорелся Красный Свет,
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»
11. Если Желтый Свет горит,
Подождать он нам велит.
А когда горит зелёный,
Ясно всем, определенно
Светофор тот говорит:
«Переход для вас открыт!»
( Участники демонстрируют действия при переходе: ст. 12, 13.)
12. Если светофора
Нет на переходе,
Прежде, чем пойдёте.
А потом идите.
Командир: При переходе через дорогу ты должен видеть и слышать все вокруг!
13. Чтоб дорогу перейти
Ты наушники сними,
Мешает видеть капюшон,
Убери и телефон!
( Два участника демонстрируют эти действия при переходе: снимают наушники, капюшон, убирают в карман телефон.)
14. Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.
15. Грузовик или автобус
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.
(Демонстрация правил перехода каждого сюжета)
16. Чтоб дорогу видеть слева
И машины пропустить,
Надо сзади обходить.
17. Спереди трамвай обходят
Что опасность им грозит
От встречного трамвая.
– Демонстрация знака «Жилая зона» :
18. Во дворе играют дети,
По дороге транспорт едет.
Не случилась, чтоб беда,
Не ходи играть туда.
19. И всегда в любой игре
Оставайтесь во дворе.
Может быть несчастье.
20. Чтоб не случилась с тобою беда. Ты у дорог не играй никогда!
Командир: Заявляем твёрдо мы,
Скажем без сомненья:
Хором: Очень в жизни нам нужны Правила движенья.
Командир: Помнить правила движения
Хором: Все должны без исключения!