X образный светофор

Парадоксально, но светофоры придумали еще до создания автомобиля. Первый был установлен в Лондоне в середине XIX века и делал более безопасным переход пешеходов через улицу, где активно разъезжали конные повозки.

Впрочем, устройство просуществовало недолго – через несколько месяцев оно взорвалось, ранив полицейского, и идея регулирования движения исчезла аж на полвека!

X образный светофор

В XX веке светофоры стали больше напоминать современные устройства: они были оснащены фонарями красного и зеленого цвета. И лишь спустя несколько лет туда добавили желтый предупреждающий сигнал.

С историей появления светофоров познакомились, перейдем к современности.

Классический светофор имеет вертикальное расположение сигналов – красный, желтый, зеленый.

X образный светофор

Для всеобщего удобства располагается он, как правило, с правой стороны дороги перед перекрестком.

Но если дорога многополосная или же с ограниченной видимостью, водителю в левом ряду бывает довольно сложно заметить светофор, расположенный на обочине (например, за движущейся по правой полосе фурой).

X образный светофор

В таких случаях иногда применяют светофор с горизонтально расположенными сигналами. Устройство вывешивают над центральной частью дороги, и тут уж никому не отвертеться: мол, не увидел.

Кстати, сигналы светофоров бывают не только круглые. Иногда на них наносят изображения в виде стрелок, силуэтов пешехода или велосипеда (нетрудно догадаться, зачем).

Стрелочки на зеленом сигнале светофора говорят о том, что на таком устройстве есть дополнительная секция. А может и не одна.

X образный светофор

X образный светофор

X образный светофор

X образный светофор

Перед железнодорожными переездами размещают светофоры, мигающие красным или бело-лунным.

Перейдем к сигналам светофора.

X образный светофор

Зеленый – разрешает движение. А значит, ехать можно.

Только и в этом случае существует вероятность попасть в ДТП. И даже стать его виновником. Например, если вы не уступили дорогу «Скорой помощи» с включенными спецсигналами, пешеходу или другому автомобилю, движущемуся на красный свет, но завершающему маневр. Подробнее эти ситуации разберем чуть ниже.

Мигающий зеленый все еще разрешает продолжать движение, но указывает на то, что остались считанные секунды до запрещающего сигнала.

X образный светофор

Иногда рядом со светофором устанавливают световое табло, информирующее, сколько времени осталось до переключения сигнала. Водитель сможет сориентироваться, успевает он проехать или ему пора притормозить.

Желтый сигнал появился около ста лет назад, когда количество транспортных средств на дорогах значительно увеличилось. Ведь если на многополосном перекрестке с интенсивным потоком машин в один миг переключить одно направление движение на перпендикулярное, то возникнет хаос. Именно поэтому нужен некий временной буфер для остановки одного потока и подготовки другого к движению. Желтый сигнал как раз и является таким буфером.

X образный светофор

Желтый сигнал запрещает движение. Однако если водитель въехал на перекресток при разрешающем сигнале, и желтый застал его в процессе, то он обязан закончить свой маневр. А другие водители обязаны пропустить его даже, если у них загорелся разрешающий сигнал.

Наш совет категоричен: никогда не надо выгадывать эти секунды на перекрестке. Себе дороже. Как говорится, тише едешь – дальше будешь!

Желтый мигающий сигнал светофора означает отнюдь не перебои с электричеством или поломку устройства. Это особой режим, говорящий водителям о том, что перекресток стал нерегулируемым.

Включают желтый мигающий сигнал обычно вечером, когда движение на дорогах становится малоинтенсивным. Таким образом предотвращается соблазн водителей проехать на красный, когда машин или пешеходов в поперечном направлении нет. Ехать на мигающий желтый можно, но с осторожностью, как и на любом другом нерегулируемом перекрестке. А вот ждать, пока загорится зеленый, на таком перекрестке не стоит – так и до утра можно простоять.

Красный свет – проезда нет. Это знают даже дети. Но что делать, если красный попеременно мигает (на переезде)? Подобная ситуация ставила в ступор ни одного водителя, поэтому даже в экзаменационные вопросы ее включили.

Что означают красный мигающий сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала светофора, установленного на железнодорожном переезде?

1. Движение разрешается с особой осторожностью.
2. Движение запрещено.
3. Светофорная сигнализация неисправна.

X образный светофор

X образный светофор

Если стоп-линия отсутствует, то останавливаемся на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью не создавая помех пешеходам.

Помним, что пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

X образный светофор

X образный светофор

В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии и (или) знака 2.5. Если их нет – не ближе 5 метров от шлагбаума или светофора, а при отсутствии шлагбаума или светофора – не ближе 10 метров до ближайшего рельса.

Ну и наконец, сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении разрешающего сигнала.

X образный светофор

Так что на экзамене в ГИБДД (да и в жизни) трогаться кроме как на зеленый не рекомендуем. Иначе либо прав не дождетесь, либо на штраф нарветесь.

Теперь поговорим о дополнительных секциях.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

X образный светофор

X образный светофор

То же самое и с отдельной секцией слева. Но с одним лишь дополнением: если стрелка разрешает поворот налево, то она разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком, и вы находитесь в крайней левой полосе.

Если же стрелка на дополнительной секции не включена, то ехать в данном направлении запрещено. Даже если основной светофор горит зеленым.

А если наоборот?

X образный светофор

Допустим, дополнительная секция направо дает разрешающий сигнал. А сигнал основного светофора – красный. Движение направо разрешено. Но здесь возникает неувязочка. Если для водителя с зеленой стрелкой горит красный основного светофора, то для поперечного направления горит зеленый основной. И вот поперечный поток мчится в ту же сторону, что и вы. Кто же должен уступить? Распространяется ли здесь правило «помехи справа»? Нет.

Согласно ПДД, если водитель едет на «зеленую стрелку» при красном сигнале основного светофора, он уступает всем.

X образный светофор

Обязаны ли Вы при повороте направо уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот?

1. Обязаны.
2. Не обязаны.

У вас горит зеленая стрелка, но основной сигнал светофора – красный. Это значит, что придется уступить остальным участникам дорожного движения. Правильный ответ – 1.

В светлое время, когда дополнительные секции видны, особых проблем с чтением сигналов светофора у водителей не возникает. Другое дело – ночью. Основной сигнал светофора может гореть зеленым. А вот есть ли дополнительная секция? И можно ли в этом случае делать поворот?..

X образный светофор

Дорожники вышли из ситуации, нанеся на основные сигналы светофора контурные стрелки.

Если горит только одна стрелочка прямо, то дополнительные секции расположены и слева, и справа, то можно двигаться только в прямом направлении. Поворот налево или направо совершать нельзя – ждем, когда загорится сигнал соответствующей стрелки.

Если на основные сигналы светофора нанесены стрелки прямо и направо, то это говорит о том, что у светофора есть дополнительная секция только слева. Поэтому поворот налево и разворот можно делать только при разрешающем сигнале этой допсекции.

Аналогично и с допсекцией справа. В этом случае на основной сигнал светофора нанесут стрелки прямо и налево.

Однако на наших дорогах встречаются светофоры с дополнительной секцией, на основной сигнал которых не нанесена контурная стрелка.

Если водитель не заметил дополнительную секцию (скажем, из-за ограниченной видимости ночью), а его привлекают по ч. 1 ст. 12.12 КоАП «Проезд на запрещающий сигнал светофора», он может опираться на ГОСТ 52282-2004 и апеллировать, что дорожные службы недостаточно информативно оборудовали сигналы светофора на данном перекрестке. Но придется доказать, что дело тут не в невнимательности водителя. Если же водитель видел допсекцию, но просто ее проигнорировал, то это нарушение. И ему придется за него отвечать.

X образный светофор

X образный светофор

Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что:

1. На пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам.
2. На пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, запрещающий движение пешеходам.
3. Он поворачивает в направлении пешеходного перехода.

Верный ответ – 1.

Для трамваев и маршрутных транспортных средств, движущихся по «выделенке», чиновники придумали особенные светофоры.

X образный светофор

Они представляют собой четыре круглых сигнала бело-лунного цвета, расположенные в виде буквы «Т».

Резонный вопрос: зачем обычным водителям знать про этот светофор, если он предназначен исключительно для трамваев и другого общественного транспорта.

Все просто! Трамвай, как вы помните, при равных условиях всегда имеет преимущество.

X образный светофор

Если ему горит разрешающий сигнал, то водитель обязан уступить. Если запрещающий, но при этом классических светофор разрешает движение, то нам можно ехать.

Поэтому давайте разберемся с сигналами этого светофора.

X образный светофор

Сигналы этого светофора похожи на стрелки. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо.

Если с нижней секцией включены сразу несколько верхних сигналов, то движение разрешено в нескольких направлениях, кроме разворота. Ведь для этого трамваю необходимо специальное разворотное кольцо, расположенное на конечных станциях маршрута.

X образный светофор

X образный светофор

Или другой пример. У трамвая на его светофоре горят только горизонтальные сигналы, что означает запрет дальнейшего движения. А у автомобилистов – свой светофор. И он горит зеленым. Значит, трамвай стоит, а «легковушка» едет, даже если ее траектория движения пересекает траекторию трамвая.

Для регулирования движения по реверсивным полосам, где движение меняется туда-сюда по несколько раз за день, придумали реверсивные светофоры.

X образный светофор

Если горит зеленый сигнал, движение по реверсивным полосам разрешено.

Если загорелась желтая стрелка, необходимо перестроиться на другую полосу в направлении стрелки.

Если включился красный сигнал, движение запрещено.

Если же реверсивные светофоры выключены, то мысленно меняйте разметку 1.9 (сдвоенные длинные штрихи) на сдвоенную сплошную. И ни в коем случае ее не пересекайте.

X образный светофор

Имейте в виду, что реверсивный светофор действует исключительно на полосу, над которой он установлен, а не на всю проезжую часть.

Круглый бело-лунный мигающий сигнал устанавливают перед железнодорожным переездом.

Ранее у него были зеленый и красный сигналы. Сейчас же разрешающий сигнал вместо зеленого в соответствии с международным обозначением назван романтично «бело-лунный». Днем он не очень хорошо заметен, поэтому его сделали мигающим.

X образный светофор

X образный светофор

Красных сигналов на этом светофоре два. Они загораются попеременно. Некоторым водителям одного мало. Именно для таких и сделали два. Чтобы понятнее было: движение запрещено. Да еще и звуковой сигнал добавили для «слепых». Ведь с поездами шутки плохи.

Движение пешеходом и велосипедистов регулируют специальные светофоры.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

X образный светофор

Лица на СИМ (средствах индивидуальной мобильности – «электросамокатчики») должны руководствоваться сигналами светофора:
– для пешеходов, если СИМ едет по тротуару или пешеходной дорожке;
– для велосипедистов, если СИМ едет по велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов.

Ну и напоследок важное сообщение.

Сигналы светофора отменяют знаки приоритета.

X образный светофор

Вы намерены повернуть налево. Кому Вы должны уступить дорогу?

1. Только пешеходам.
2. Только автобусу.
3. Автобусу и пешеходам.

На перекрестке работает светофор, а значит знаки приоритета «не работают». Поворачивая налево, уступим автобусу, который двигается в прямом направлении. Так же, как и пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете. Верный ответ – 3.

В регулировании дорожного движения особое место отводится светофорам. Перекрёстки, где они устанавливаются, считаются регулируемыми. Именно сигналами светофора должны руководствоваться водители, в том числе и когда они противоречат знакам приоритета (например, 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» и другие). Однако если на дорогу выходит регулировщик, то тогда уже его указания должны выполнять водители и пешеходы вне зависимости от сигналов светофора, разметки или дорожных знаков. Подробнее об этом в проекте РИА «ТОП68» «Тамбов: дороги без опасности».

Сигналы светофора могут предупреждать участников дорожного движения, а также запрещать либо разрешать проезд или переход.

Круглый зелёный сигнал разрешает движение, мигающий зелёный — также разрешает движение, но и одновременно информирует, что вскоре включится запрещающий сигнал.

Жёлтый круглый запрещает движение и предупреждает о смене сигналов. Когда такой сигнал включился, а водитель не может остановиться в предписанных ПДД местах, не применив при этом экстренного торможения, то ему разрешается продолжить движение. Пешеходы, которые находились на проезжей части, при включении жёлтого сигнала должны незамедлительно покинуть её. Если такой возможности нет, то, согласно ПДД, нужно остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки.

А вот жёлтый мигающий сигнал светофора движение не запрещает. Он предупреждает, что перекрёсток стал нерегулируемым. То есть водители здесь должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. Также жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о пешеходном переходе, предупреждает об опасности.

Красный круглый сигнал светофора, в том числе и мигающий, запрещает движение. Если красный и жёлтый сигналы включились одновременно, то ехать нельзя. Одновременно это информирует о включении зелёного сигнала.

Сигналы светофоров в виде стрелок зелёного, жёлтого или красного цвета имеют те же значения, что и круглые. Однако их действия распространяются именно на те направления, которые показаны стрелкой.

Если стрелка разрешает поворот налево, то она допускает и разворот. В этом случае манёвр не должен запрещать дорожный знак.

Зелёная стрелка в дополнительной секции имеет такое же значение. Если дополнительная секция есть, но стрелка в ней не загорелась или загорелась красным, то ехать в указанном направлении нельзя.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта человека, то он распространяется на пешехода.

Для регулирования движения по полосам, в том числе тем, на которых направление может меняться на противоположенное, применяются реверсивные светофоры. Это светофоры с красным X-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Они соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой располагаются.

Жёлтая стрелка, направленная по диагонали вниз направо или налево, может дополнять такие светофоры. Она показывает, на какую полосу надо перестроиться, так как вскоре сменится сигнал светофора.

Если полоса обозначается разметкой 1.9. и над ней выключен сигнал реверсивного светофора, то движение по ней запрещается.

Светофор на железнодорожном переезде

Круглый бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение транспорта через переезд. Если на переезде светофор выключен и поблизости нет поезда, локомотива или дрезины, то движение также допускается.

Чтобы водителям было легче запомнить сигналы регулировщика, придуман стишок: «палка вверх устремлена — всем стоять велит она. Если палка смотрит вправо — ехать не имеешь права. Если палка смотрит в рот — делай правый поворот. Если палка смотрит влево — поезжай как королева.  «Голые» грудь и спина — для водителя стена».

А теперь по порядку. Когда регулировщик поднял руку вверх, и водителям, и пешеходам движение запрещается (кроме тех исключений, которые действуют при включении жёлтого сигнала светофора). При этом не имеет значения, каким боком инспектор находится по отношению к участникам дорожного движения.

Когда инспектор вытянул правую руку вперёд, то со стороны его левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях («палка смотрит влево»), со стороны груди («палка смотрит в рот») — разрешается ехать направо, со стороны правого бока («палка смотрит вправо») и спины — ехать никуда нельзя. Пешеходы при этом могут перейти дорогу за спиной регулировщика.

Если инспектор вытянул руки в стороны или опустил их, то со стороны боков безрельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и направо. Пешеходы могут перейти проезжую часть. Со стороны груди и спины движение запрещается и пешеходам, и транспорту.

Порой, чтобы и водителям, и пешеходам было понятнее, регулировщик может применять и другие сигналы. Жезл или диск с красным сигналом он может задействовать для лучшей видимости. Чтобы привлечь внимание, может использоваться свисток.

Где остановитьсяКогда загорелся запрещающий сигнал светофора (кроме реверсивного) или регулировщик подал соответствующий сигнал, надо остановиться перед стоп-линией (знак 6.16). Если её нет, то на перекрёстке — перед пересекаемой проезжей частью; перед железнодорожным переездом — перед знаком 2.5  или светофором (если и их нет, то не ближе 5 м от шлагбаума, при его отсутствии — не ближе 10 м до ближайшего рельса); в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех другим участникам дорожного движения. Стоит отметить, что в первом случае надо помнить: водитель, который въехал на перекресток на разрешающий сигнал должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

— Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора, — уточняется в ПДД.

2.5. «Движение без остановки запрещено»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *