Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
.
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Руководитель пионерского отряда или пионерской дружины», 7 букв (первая – в, последняя – й):
Датой рождения Пионерской организации считается 19 мая 1922. Имя В.И. Ленина присвоено 23 января 1924 года. Пионерская организация возникла, когда
после гражданской войны более 7 миллионов детей стали сиротами. Бездомные дети начали организовывать группы со своими правилами и привычками. После выхода закона запрещающего эксплуатацию детей
они не могли найти себе какую-либо работу. В это время дети страдали от болезней вызванных плохими социальными условиями (процветали тиф, туберкулез). Пионерская организация возникла в
противостоянии с существовавшей в России еще до революции скаутской организацией. В годы гражданской войны скауты помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и
оказывали социальную помощь. Они стремились забыть о классах и войне сословий и хотели помочь новому государству. Но новая власть использовала скаутов только во время гражданской войны. В мирное
временя, власти решили оградить детей от влияния буржуазной организации (повлияло то, что в России скаутская организация возникла как монархическая детская организация, несмотря на то, что
идеологическое воспитание не являлось основным направлением её деятельности), так как, состоя в рядах такой организации, дети могут забыть об идее мировой революции и постановили, что детские
организации должны контролироваться Комсомольской организацией. Н.К. Крупская и другие руководители Советского государства видели в Пионерской организации форму воспитания нового человека.
Пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, беспризорности и др. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в Пионерской организации позитивные стороны скаутского движения.
Именно он предложил назвать детскую организацию пионерской, ввести девиз «Будь готов!», развивать игровые формы воспитательной работы с детьми и пр.
Основной организационной формой пионерской организации является пионерская дружина. Термин «пионерская дружина» вошёл в жизнь пионерской организации
в 1942 как символ героизма боевых дружин 1905-07. Пионерская дружина создаётся в общеобразовательной школе, школе-интернате, в суворовском, нахимовском училищах, детском доме; в период школьных
каникул – во всех типах пионерских лагерей. Обычно пионерская дружина объединяет несколько сот пионеров.
В 1971 во Всесоюзной пионерской организации было около 120 тыс. пионерских дружин (23 млн. пионеров). Высшим органом пионерской дружины является
пионерский сбор. Для повседневного руководства избирается коллективный орган самоуправления – совет пионерской дружины, который руководит отрядами пионеров и группами октябрят, создаёт в школе и
по месту жительства школьников отряды, клубы, кружки, спортивные секции и др. объединения по интересам
В структуре пионерской дружины основное место занимают отряды, которые обычно объединяют пионеров одного класса и состоят из звеньев. Каждая
пионерская дружина имеет своё Красное знамя, отряд – Красный флаг. Пионерская дружина строит работу в соответствии с «Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации им. В. И.
Ленина». Пионерские дружины действуют под руководством комсомола и в контакте с педагогическим коллективом и общественностью; внеклассная работа с учащимися 1-8-х классов проводится в основном
через пионерскую дружину По рекомендации совета пионерской дружины лучших пионеров принимают в ВЛКСМ. При пионерской дружине создаются советы друзей из представителей заводов, учреждений,
совхозов, колхозов и др. По поручению ВЛКСМ пионерской дружиной руководит старший пионервожатый. Пионерские дружины объединяются в районную, городскую организацию во главе с органом коллективного
руководства – советом пионерской организации.
Систематически проводятся всесоюзные и республиканские соревнования пионерских дружин, смотры их работы. Наиболее отличившимся пионерским дружинам и
отрядам вручаются памятные комсомольские знамена и почётные грамоты, они заносятся в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации. Во главе дружин и отрядов стоят избираемые пионерами советы.
Совет пионерской организации, организационно-методический центр воспитательной работы с пионерами и октябрятами. Советы пионерской организации созданы по постановлению 8-го пленума ЦК ВЛКСМ
(1957). Действуют на общественных началах (при соответствующих комитетах ВЛКСМ): Центральный совет Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, республиканские, краевые, областные,
городские, районные советы. В состав совета пионерской организации входят пионерские и комсомольские работники, педагоги, представители общественных организаций, учреждений здравоохранения,
культуры и др. Совет пионерской организации руководит повседневной деятельностью пионерских дружин, совместно с органами народного образования осуществляет подготовку и повышение квалификации
пионервожатых, оказывает им методическую помощь, изучает и распространяет лучший опыт пионерской работы. Во многих городах и районах открыты дворцы и дома пионеров и школьников, создана
специальная пионерская печать, в 1962 выходило 25 пионерских газет и 34 детских журналов. Более 8 млн. ребят ежегодно проводят свои каникулы в пионерских лагерях, туристских базах и
санаториях.
Особую роль играли всесоюзный пионерский лагерь «Артек» (основанный в 1925 в Крыму, близ Гурзуфа; ныне международный детский центр на территории
Украины) и всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (основанный в 1960 на Кавказе, близ Туапсе; ныне методический центр дополнительного образования). Наиболее распространённый тип лагерей –
загородный лагерь, размещаемый, как правило, в специальных зданиях и располагающий спортивными сооружениями, игровыми комплексами и т.п. Для детей, остающихся во время каникул в городе, создаются
городские лагеря на базе школ, учреждений дополнительного образования и т.п. Организуются также профильные лагеря (например, спортивные, художественного творчества и др.), санаторного типа
(совмещающие отдых детей с лечением) и пр.
Первые Дворцы и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923-24 в Москве. В 30-е гг. Дворцы и дома пионеров и школьников организованы в
Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и других городах и районах страны. В 1971 в СССР работало свыше 3,5 тыс. Дворцов и домов пионеров и школьников. Кружки, секции, клубы и другие
детские творческие коллективы создаются и работают в Дворцах и домах пионеров и школьников с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, местных условий, специфики развития народного
хозяйства данного района, города, села и др. Учебно-воспитательная работа (политико-массовая, культурно-просветительная, в области технического и художественного творчества,
туристско-краеведческая, экскурсионная, юннатская, военно-спортивная) направлена на воспитание любви и интереса к труду, знаниям, на развитие творческих способностей подростков, на
профессиональную ориентацию детей, на развитие самодеятельности и общественной активности школьников.
В 1932 постановлением ЦК ВКП(б) Пионерская организация была реорганизована, а пионерская деятельность фактически превратилась в составную часть
воспитательной школьной работы. В годы Великой Отечественной войны важную роль в деятельности Пионерской организации сыграло Тимуровское движение. Затем на протяжении нескольких десятилетий
Всесоюзная пионерская организация СССР имени В.И. Ленина решала задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Её деятельность приобрела массовый централизованный характер,
сопровождалась общесоюзными кампаниями, смотрами, военизированными играми «Зарница», «Орлёнок», «Марши пионерских отрядов» («Моя Родина – СССР») и во многом отличалась формализмом и
декларативностью. Вместе с тем в Пионерской организации накоплен позитивный опыт внешкольной воспитательной работы с детьми (например, деятельность ряда дворцов и домов пионеров, пионерских
лагерей, в том числе всесоюзного пионерского лагеря «Артек» и всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» и др.).
С середины 80-х годов предпринимались попытки реформировать Пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не
была создана. С октября 1990 преемником Пионерской организации является Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов.
Союз Пионерских Организаций – Федерация Детских Организаций (СПО-ФДО), международный добровольный независимый союз, объединяющий детские
общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. Создан в 1990 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992) как
негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений. Штаб-квартира в Москве. Правопреемник Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Высший орган
– ассамблея (не реже одного раза в три года). Между ассамблеями организацией руководит Совет во главе с председателем. В состав Совета входит по одному представителю от каждой организации-члена.
Членство коллективное. В 2000-ом году в составе СПО-ФДО насчитывалось 65 членов (организации стран СНГ, республик Российской Федерации, региональные организации, профильные объединения по
интересам).
Определение 1
ВОЖА́ТЫЙ,
-ого, мужской род
2.
Руководитель пионерского отряда или дружины в школе, детском доме.
— Ты будешь вожатым —, наметишь звеньевых, выберете совет отряда. Гайдар, Военная тайна.
3. Вагоновожатый.
Вожатый ударил в ножной колокол, вагон дернуло, и за окном снова поплыли мутные фонари. С. Антонов, В трамвае.
Определение 2
ВОЖА́К,
-а́, мужской род
3.
Тот, кто увлекает за собой других, побуждая к деятельности.
Массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идет первым. Бек, Волоколамское шоссе. Вяткин обладал такими качествами, которые вполне естественно всюду делали его умелым и умным вожаком. Поповкин, Семья Рубанюк.
Вожа́тый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в пионерском лагере.
Должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).