Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Ежедневно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 3 тыс. человек и около 100 тыс. получает серьезные травмы, причем большая часть из них – молодые люди.

Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией в 2005 году утвердила Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, который проходит каждое третье воскресенье ноября.

Цель этого события в том, чтобы почтить память погибших и пострадавших, выразить соболезнование их семьям, а также напомнить правительствам о необходимости обеспечить безопасность дорожного движения для всех граждан.

Продолжение истории после рекламы

По статистике ООН, за год в ДТП погибает 1,25 млн людей, еще 20-50 млн получают различные травмы. Аварии часто становятся причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет, среди которых половина – это мотоциклисты, пешеходы и велосипедисты.

Как сообщает статистика, чаще всего ДТП происходят из-за превышения скорости, нетрезвого вождения, отсутствия программ техосмотра и устройств, которые обеспечивают безопасность водителей и пассажиров.

Власти стран мира обращаются ко Дню памяти жертв ДТП, чтобы провести различные мероприятия и напомнить общественности о последствиях дорожных происшествий.

Рейтинг стран по уровню смертности в ДТП

Уровень смертности на дорогах среди стран мира — одна из сфер пристального изучения современной науки. В ряде стран смертность от автомобильных аварий является одной из главных причин уменьшения населения. Статистика смертности в ДТП ведется Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization), которая каждые 3-5 лет выпускает специальный отчет под названием «Доклад о безопасности дорожного движения в мире» («Global Status Report on Road Safety»). В данном отчете приводятся данные о среднем уровне смертности за год на 100 тысяч населения. Этот метод подсчета позволяет абстрагироваться от абсолютного количества населения в стране и случаев аварий. Систематизацией данных занимается Всемирный банк, который также публикует эти данные у себя в отчете Mortality caused by road traffic injury (per 100,000 people).

Как показывает статистика, высокая смертность от ДТП наблюдается в бедных странах. Эксперты отмечают, что это связано с неразвитой инфраструктурой, плохими дорогами и некачественным уровнем медицинского обслуживания, которое оказывается пострадавшим в ДТП людям. В тоже время, в списке стран с наибольшей смертностью на дорогах нельзя найти экономически развитых стран, которые, очевидно, обеспечивают надлежащие условия для движения авто и максимально уделяют внимания безопасности на дорогах. В среднем ежегодно в мире от ДТП погибает более миллиона человек. Последняя версия отчета, выпущенная ВОЗ, отображает итоги 2019 года. За этот год всего по миру умирало в среднем 17 человек на 100 тыс. населения.

За десять лет наполовину сократить число ДТП

28 октября 2021

Ежедневно на дорогах по всему миру гибнут 3,5 тыс. человек, это –1,3 млн жертв ДТП в год. Еще 50 млн жителей планеты каждый год получают в дорожно-транспортных происшествиях травмы и увечья. Эти беды можно предотвратить.

Всемирная организация здравоохранения предлагает план, реализация которого позволит в ближайшие десять лет сократить число дорожно-транспортных происшествий как минимум на 50 процентов.

В ВОЗ убеждены, что если действовать разумно, за десять лет можно уберечь от преждевременной смерти 13 млн человек, в том числе молодых людей и детей, для которых аварии на дорогах – первая причина смертности.

«Смерть, потеря средств к существованию, инвалидность, трагедия и боль, финансовые последствия – дорожно-транспортные происшествия наносят семье и обществу огромный ущерб, – говорит Гендиректор ВОЗ д-р Тедрос Гебрейесус. – Эти страдания можно предотвратить, если сделать более безопасными дороги и машины, а также просвещать пешеходов и продвигать использование велосипедов вместо общественного транспорта».

C того времени, как человек начал пользоваться автомобилем, аварии на дорогах унесли 50 млн жизней. «Безопасные улицы и дороги – один из лучших способов улучшить жизнь людей и спасти жизни», – считает бывший мэр Нью-Йорка, Глобальный посол ВОЗ по вопросам неинфекционных заболеваний и травм Майкл Блумберг.

Итак, максимально коротко о том, что предлагается: обезопасить проезжую и пешеходную части улиц, создать условия для велосипедистов, просвещать население, чтобы изменить поведение водителей и пешеходов, а также улучшить качество чрезвычайной медицинской помощи.

♦ Загружайте приложение для мобильных устройств:

♦ Для устройств iOS

Место издания (русс.):

Всемирная организация здравоохранения. Женева

Место издания (англ.):

World Health Organization. Geneva

В новом докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что смертность в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) продолжает расти, составляя 1,35 миллиона случаев смерти в год, в том числе являясь основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет.
В Докладе ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 г. указывается, что несмотря на рост общего числа случаев смерти, коэффициенты смертности по отношению к численности населения мира за последние годы стабилизировались. Это позволяет предполагать, что меры, принимаемые в некоторых странах со средним и высоким уровнем дохода, способствуют смягчению ситуации.
В странах, где был достигнут прогресс, успехи были в значительной мере обусловлены улучшением законов по борьбе с такими ключевыми факторами риска, как превышение скорости, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии и неиспользование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов и детских удерживающих устройств, а также усилением безопасности инфраструктуры, например, путем сооружения тротуаров и дорожек для велосипедистов и мотоциклистов; улучшением стандартов на транспортные средства, например, путем обязательного требования электронной системы безопасности и антиблокировочной тормозной системы; и улучшением медицинской помощи после аварий.
В докладе отмечается, что эти меры способствовали сокращению смертности в результате ДТП в 48 странах со средним и высоким уровнем дохода. Вместе с тем, ни в одной стране с низким уровнем дохода общая смертность не снизилась, что в значительной мере объясняется отсутствием таких мер.

Не испортите себе праздники дорожными авариями

25 декабря 2018

С наступлением рождественских и новогодних праздников во Всемирной организации здравоохранения призывают проявлять осторожность на дорогах и дают несколько полезных советов.

Обязательно пристегивайтесь!

Если вы попадете в аварию, то ремень безопасности может спасти вам жизнь: у тех, кто пристегивается, вероятность гибели сокращается на 60 процентов. Причем в ВОЗ призывают пристегиваться не только водителей, но и всех пассажиров, включая тех, кто сидит на заднем сидении, – даже на короткие поездки. Ну, и обязательно позаботьтесь о детях: малышей и детей до 10 лет нужно возить в специальных креслах.

Осторожнее с алкоголем!

Алкоголь – главный фактор риска дорожного травматизма. Даже небольшое количество алкоголя в крови опасно и для водителей, и для велосипедистов, и для пешеходов. Так что даже там, где можно выпить перед тем, как сесть за руль, лучше совсем этого не делать и уж во всяком случае строго соблюдать установленные нормы. Можно также договориться с каким-то членом семьи или компании, что он или она не будет пить и развезет остальных по домам после вечеринки, ужина в ресторане или из гостей.

Велосипедисты и мотоциклисты – всегда надевайте шлем!

В страных с низким и средним доходом велосипедицсты и мотоциклисты составляют более половины погибших или пострадавших в дорожных авариях, причин главная причина смерти у них – травмы головы. А шлем снижает опасность гибели на 40 процентов. Важно подобрать шлем по размеру и правильно его застегнуть.

Не лихачьте на дорогах!

Превышение скорости становится причиной трети всех смертельных случаев. Чем выше скорость, тем больше опасность. При скорости 80 км/час она в 20 раз выше, чем при 30 км/час. Так что не спешите, соблюдайте правила и ограничение скорости!

Отложите в сторону телефон!

Водителя может отвлекать множество вещей, но сегодня все больше аварий происходит из-за мобильных телефонов. Их использование во время движения повышает вероятность аварии в четыре раза. Даже если вы пользуетесь системой hands-free, телефонный разговор все равно будет отвлекать вас от дороги. А уж посылать СМС-сообщения совсем не годится – в этом случае риск повышается в 20 раз.

Всем – хороших и безопасных праздников!

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Сотрудница полиции Южного Судана и миротворец ООН используют радар.

Основная причина смертности молодых людей в возрасте 5-29 лет

По данным Доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире в 2018 году, опубликованном ВОЗ в декабре 2018 года, каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1,35 миллиона человек. Такие аварии являются основной причиной смерти молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. Половина всех случаев смерти в дорожно-транспортных происшествиях приходится на пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов.

В докладе также указывается, что нынешние тенденции негативно сказываются на прогрессе в ходе реализации цели 3.6 в области устойчивого развития, которая предусматривает снижение смертности в результате ДТП на 50% к 2020 году.

Половина всех случаев смерти в результате ДТП происходит среди уязвимых пользователей дорог. Пешеходы, велосипедисты, а также водители моторизованных двухколесных транспортных средств и их пассажиры, вместе взятые, известны как «уязвимые пользователи дорог». Доля случаев смерти в результате ДТП среди уязвимых пользователей дорог в странах с низким уровнем дохода выше, чем в странах с высоким уровнем дохода.

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Выражая свою озабоченность по поводу того, что во всем мире, особенно в развивающихся странах, продолжает расти число людей, которые погибают или получают травмы в результате дорожно-транспортных происшествий, Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, приветствующую предложение объявить третье воскресенье ноября Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

После провозглашения (резолюция 60/5) Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, все большее число стран мира стали проводить различные мероприятия в рамках программы этого Дня.

День памяти стал важным инструментом в контексте глобальных усилий по сокращению числа жертв дорожно-транспортных происшествий. Он обеспечивает возможность обратить внимание на масштабы эмоциональных страданий и экономических потерь, сопряженных с дорожно-транспортными происшествиями, и должным образом оценить страдания жертв дорожно-транспортных происшествий, а также работу служб поддержки и спасения.

Существует специальный веб-сайт для распространения информации об этом дне и для установления связей между странами посредством обмена общими целями и проведения мемориальных мероприятий в память тех, кто погиб и получил травмы в результате дорожно-транспортных происшествий.

В сентябре 2020 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/74/299 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», провозгласив Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2021-2030 гг. с амбициозной целью предотвратить по меньшей мере 50% смертей и травм в результате ДТП к 2030 году. ВОЗ и региональные комиссии ООН, в сотрудничестве с другими партнерами по Сотрудничеству ООН в области безопасности дорожного движения, разработали Глобальный план для Десятилетия действий.

Кроме того, для привлечения внимания к проблеме детского травматизма и смертности на дорогах мира и улучшения дорожной безопасности, ООН проводит глобальную неделю безопасности дорожного движения

Помним. Поддерживаем. Действуем.

Организаторы мероприятий по случаю Дня ставят своими целями:

  • отдать дань памяти всем людям, погибшим или получившим серьезные травмы на дорогах;
  • признать критически важную работу аварийно-спасательных служб;
  • привлечь внимание к неэффективному правовому реагированию на случаи смерти и травматизма на дорогах;
  • выступать за более эффективную поддержку жертв дорожно-транспортных происшествий и семей жертв;
  • содействовать принятию научно обоснованных мер по предотвращению и, в конечном счете, прекращению дальнейшего роста смертности и травматизма в результате ДТП.

В 2022 году мы обращаем внимание на вопросы правосудия. Соблюдение правил дорожного движения, тщательное расследование после аварии для выяснения того, было ли совершено преступление, профилактика повторных ДТП, уголовное преследование в случае необходимости и гражданская компенсация — все это часть системы правосудия. Когда такая система работает, она позволяет жертвам дорожно-транспортных происшествий, которые получили травмы или у которых погибли члены семьи в результате чьего-то нарушения закона или халатности, получить компенсацию. Система правосудия также представляет собой основной фактор профилактики, а это означает, что из ДТП извлекаются уроки с тем, чтобы такие трагедии не повторялись в будущем.

Ежегодно на дорогах мира погибает от 20 тысяч до 25 тысяч детей в возрасте младше 15 лет.

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Ресурсы

  • Московская декларация, принятая по итогам Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения
  • Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг.
  • Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2021-2030 гг.
  • Декларация молодежи по безопасности дорожного движения
  • Конвенции ООН по транспорту
  • Повышение безопасности дорожного движения во всем мире (A/RES/74/299, A/RES/72/271, A/RES/70/260, A/RES/68/269, A/RES/66/260, A/RES/64/255, A/RES/62/244, A/RES/60/5, A/RES/58/289)
  • Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения (A/RES/58/9, A/RES/57/309)
  • Записка Генерального секретаря «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» (A/66/389)
  • Доклад о повышении безопасности дорожного движения во всем мире, подготовленный ВОЗ в консультации с региональными комиссиями и другими партнерами по «Сотрудничеству в рамках ООН в области безопасности дорожного движения» (A/64/266, A/62/257)
  • Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения (A/60/181, A/58/228)

Публикации

  • Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма
  • Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения
  • Дорога в будущее: бюллетень ВОЗ по безопасности дорожного движения: Выпуск 3, Выпуск 4, Выпуск 5
  • Дорожная безопасность для детей и молодежи в Европе
  • Первая Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН

Система ООН

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортные травмы

Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных травм, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения, а также с утраченной продуктивностью тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода за родственниками, получившими травмы. ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Глобальный доклад о дорожной безопасности

В докладе о положении дел в области безопасности дорожного движения во всем мире за 2018 год, представленном ВОЗ в декабре 2018 года, говорится о том, что цена, уплачиваемая за мобильность, слишком высока, учитывая, что существуют доказавшие свою эффективность меры. Необходимы решительные действия по реализации этих мер для достижения цели спасения жизни людей.

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Зачем нужны международные дни?

Международные дни являются поводом для просвещения широкой общественности по вопросам, вызывающим озабоченность, для мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем, а также для прославления и укрепления достижений человечества. Существование международных дней предшествовало учреждению Организации, но ООН восприняла их как мощный инструмент повышения информированности о тех или иных вопросах. Узнать о днях можно здесь.

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Май 2019 г.

Тема номера – Пятая Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН1

6-12 мая 2019 г. в мире проходила Пятая Глобальная неделя безопасности дорожного движения Организации Объединенных Наций. Пятая Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН признает, что для обеспечения безопасности дорожного движения в странах и общинах и достижения соответствующей цели в области устойчивого развития и других глобальных целей необходимо сильное лидерство.

  • Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий умирает около 1,35 миллиона человек. От 20 до 50 миллионов человек получают несмертельные травмы, многие из которых приводят к инвалидности.
  • В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. сформулирована масштабная задача: к 2020 г. вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате ДТП.
  • Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.
  • Более половины умирающих на дорогах мира принадлежат к «уязвимым группам на дорогах» — пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам.
  • 93% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем доходов, хотя на эти страны приходится примерно 60% всех транспортных средств в мире.
  • Дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5–29 лет.

Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения, а также с утраченной работоспособностью тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода за родственниками, получившими травмы. ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.

Кто подвергается риску?

Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов. Наиболее высоки показатели смертности от дорожно-транспортных травм в Африканском регионе. Даже в странах с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет.

Мужчины, начиная с молодого возраста, с большей вероятностью попадают в ДТП, чем женщины. Около трех четвертей (73%) всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий происходит среди молодых мужчин в возрасте до 25 лет, у которых вероятность погибнуть в автомобильной аварии почти в три раза превышает аналогичный показатель среди молодых женщин.

Безопасный системный подход: учет человеческого фактора

«Безопасный системный подход» к дорожному движению направлен на создание безаварийной системы передвижения для всех пользователей дорог. Такой подход учитывает уязвимость людей к получению тяжелых травм в результате дорожно-транспортных аварий и исходит из того, что система должна проектироваться с допуском на человеческую ошибку. Важнейшими принципами такого подхода являются безопасные дороги и обочины, безопасные скорости, безопасные транспортные средства и безопасные пользователи дороги — все эти аспекты должны быть обеспечены для ликвидации ДТП с летальным исходом и сокращения тяжелого травматизма.

  • Превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.
  • Риск смерти пешеходов, сбитых машиной, быстро возрастает (риск при скорости 65 км/час в 4,5 раза превышает аналогичный показатель при скорости 50 км/час).
  • Риск смерти водителей и пассажиров в результате боковых ударов машин при скорости 65 км/час составляет 85%.

Вождение под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ

  • Вождение под воздействием алкоголя и любых психоактивных веществ или наркотиков повышает риск аварии, приводящей к смерти или тяжелым травмам.
  • При вождении в нетрезвом виде риск попадания в аварию на дороге возникает при низком уровне содержания алкоголя в крови и резко возрастает, если этот показатель у водителя составляет 0,04 г/дл и выше.
  • При вождении под воздействием наркотиков риск совершения аварии возрастает в различной степени в зависимости от употребленного психоактивного вещества. Например, у лица, употребившего амфетамины, риск попадания в аварию со смертельным исходом возрастает примерно в пять раз по сравнению с тем, кто их не употреблял.

Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств

  • Правильное использование шлемов может способствовать снижению риска смертельных травм на 42% и риска травм головы на 69%.
  • Пристегивание ремнями безопасности снижает риск смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 45-50% и риск смерти и тяжелых травм среди пассажиров, сидящих на заднем сидении, на 25%.

Существует много отвлекающих внимание факторов, которые могут негативно сказываться на вождении. Все большую обеспокоенность с точки зрения безопасности на дорогах вызывает отвлечение внимания на мобильные телефоны.

  • Вероятность попадания в аварию водителей, пользующихся мобильными телефонами, примерно в четыре раза выше, чем у водителей, которые ими не пользуются. Использование телефона при вождении приводит к замедлению реакции (в первую очередь, при торможении, но и при реагировании на указатели дорожного движения), к нарушению способности держаться в правильном ряду и сохранять дистанцию между транспортными средствами.
  • Телефоны системы «свободные руки» не намного безопаснее, чем телефоны, которые необходимо держать в руке, а обмен текстовыми сообщениями значительно повышает риск аварии.

Небезопасная дорожная инфраструктура

Устройство дорог может значительно влиять на их безопасность. В идеальном случае дороги должны проектироваться исходя из требования безопасности всех участников движения. Для этого они должны надлежащим образом оборудоваться для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Такие элементы, как пешеходные дорожки, велосипедные трассы, безопасные переходы и другие средства замедления движения транспорта, могут иметь важнейшее значение для уменьшения риска травматизма среди этих участников движения.

Что можно сделать для борьбы с дорожно-транспортным травматизмом

Дорожно-транспортный травматизм можно предупреждать. Правительствам необходимо принимать меры для обеспечения безопасности на дорогах на основе целостного подхода. Он требует участия широкого круга секторов, таких как транспорт, полиция, здравоохранение, образование, а также мероприятий по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников движения.

Эффективные меры включают в себя проектирование более безопасной инфраструктуры и обеспечение учета требований к безопасности дорожного движения в ходе территориального и транспортного планирования, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение оказания помощи жертвам дорожных аварий, принятие законодательства в отношении ключевых рисков и контроль его исполнения, а также повышение информированности общественности.

Предоставление технической поддержки странам

ВОЗ ведет работу с широким кругом стран, применяя межсекторальный подход в партнерстве с национальными заинтересованными сторонами из различных секторов. Ее цель состоит в оказании поддержки государствам-членам в планировании, реализации и оценке политики и в области дорожной безопасности.

Кроме того, ВОЗ взаимодействует с партнерами для оказания технической поддержки странам. Например, в настоящее время ВОЗ сотрудничает с Инициативой Блумберга по обеспечению безопасности дорожного движения во всем мире (BIGRS) в 2015–2019 гг. в целях сокращения смертности и травматизма в результате ДТП в отдельных странах и городах с низким и средним уровнем доходов.

Координация Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения

ВОЗ является ведущей организацией — в сотрудничестве с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций — в области безопасности дорожного движения в рамках системы ООН. ВОЗ также является председателем Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения и выполняет функции секретариата Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 годов. Десятилетие действий было провозглашено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и началось в мае 2011 г. в более чем 100 странах в целях спасения миллионов человеческих жизней путем осуществления Глобального плана для Десятилетия действий.

ВОЗ играет также ключевую роль в направлении глобальных усилий, продолжая проводить информационно-разъяснительную работу на самых высоких политических уровнях с целью обеспечения безопасности дорожного движения; собирая и распространяя информацию о передовых методах профилактики травматизма, сбора информации и оказания травматологической помощи; предоставляя общественности информацию о рисках и способах снижения этих рисков; и привлекая внимание к необходимости дополнительного финансирования.

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

В Докладе ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 г. указывается, что, несмотря на рост общего числа случаев смерти, коэффициенты смертности по отношению к численности населения мира за последние годы стабилизировались. Это позволяет предполагать, что меры, принимаемые в некоторых странах со средним и высоким уровнем дохода, способствуют смягчению ситуации.

В странах, где достигнут прогресс, успехи были в значительной мере обусловлены улучшением законов по борьбе с такими ключевыми факторами риска, как превышение скорости, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии и неиспользование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов и детских удерживающих устройств, а также усилением безопасности инфраструктуры, например, путем сооружения тротуаров и дорожек для велосипедистов и мотоциклистов; улучшением стандартов на транспортные средства, например, путем обязательного требования электронной системы безопасности и антиблокировочной тормозной системы; и улучшением медицинской помощи после аварий.

Полный текст Доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

Пресс-релиз на русском языке:

В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ: пакет технических мер по безопасности дорожного движения», в котором обобщаются основанные на фактических данных меры, с помощью которых можно значительно сократить смертность и травматизм в результате ДТП. Основное внимание в пакете мер «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ» уделяется регулированию скорости движения, вопросам руководства, проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения и выживанию лиц, попавших в ДТП.

В пакете мер выделено шесть стратегий и 22 мероприятия по противодействию указанным выше факторам риска, а также приводятся рекомендации для государств-членов по их реализации и выполнению задачи по обеспечению безопасности на дорогах и двойному сокращению во всем мире числа смертей и травм в результате ДТП к 2020 году.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

Системы дорожного движения вносят огромный вклад в модернизацию и экономический рост большинства стран в мире. Расширяя возможности людей, связанные с доступом к образованию, трудоустройству и услугам здравоохранения, а также возможности компаний в более короткие сроки поставлять населению товары и услуги, системы дорожного движения приносят обществу целый ряд преимуществ и, как правило, стимулируют экономическую производительность и развитие.

Тем не менее, расширение дорожной сети и ее более интенсивное использование влекут за собой и ряд негативных последствий как экономического, так и социального характера. Ускоренная автомобилизация нередко сопровождается соответствующим ростом смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, а многие городские районы в настоящее время сталкиваются с дополнительными проблемами – высоким уровнем загрязнения воздуха и вызванной им распространенностью респираторных заболеваний, а также все большей перегруженностью дорог, которая, в свою очередь, влечет за собой снижение физической активности и соответствующие последствия для здоровья.

Скорость положительно сказывается на мобильности, так как сокращает время на перевозки, но играет резко отрицательную роль при ДТП, повышая как вероятность аварии, так и тяжесть последствий. Кроме того, скорость усиливает загрязнение окружающей среды и шум, а также неблагоприятно влияет на условия жизни в городских районах. За последние десять лет наряду с повышенным вниманием, которое уделялось во всем мире снижению скорости в рамках усилий по сокращению дорожно-транспортного травматизма, все больше заявляет о себе общественное движение (нередко опирающееся на местную инициативу), отстаивающее стратегии регулирования скорости в общинах и потенциальные положительные последствия такого регулирования для уличной безопасности, условий жизни и окружающей среды.

В настоящей публикации представлены профили стран, содержащиеся в Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2015 г. и охватывающие 52 из 53 государств-членов в Европейском регионе ВОЗ. Она дополняет региональные данные, представленные в публикации “Европейские факты и Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире, 2015 г.”.

Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире содержит информацию о ситуации на страновом уровне, чтобы дать возможность отдельным странам:

– оценить свою собственную ситуацию в отношении показателей смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и показателей политики в области безопасности дорожного движения;

– рассмотреть вопрос о комплексности национального законодательства в отношении установленных поведенческих факторов риска, таких как нарушение скоростного режима, вождение в нетрезвом виде, а также неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и специальных средств для пристегивания детей;

– оценить результаты проверки безопасности дорог, политику в отношении способов передвижения и стандартов безопасности транспортных средств;

– подытожить прогресс на пути к обеспечению безопасности дорожного движения для всех его участников.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

Во многих странах мира все более увеличивается применение двух- и трехколесных транспортных средств. Эти средства становятся одним из основных способов транспортировки, как людей, так и товаров, и привлекают все большее число различных пользователей. Однако, водители двух- и трехколесных транспортных средств все чаще становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Число таких смертей превышает 286 000 ежегодно, что составляет около 23% всех смертельных случаев от ДТП.

Важной частью усилий по предотвращению дорожно-транспортного травматизма является обеспечение безопасности двух- и трехколесных транспортных средств. Аварии такого транспорта, также как и другие ДТП, не следует рассматривать как неизбежные – они являются предсказуемыми и предотвратимыми. Эффективное обеспечение безопасности такого транспорта требует тщательного изучения факторов риска и потенциальных решений для различных ситуаций.

В данном руководстве представлена информация, которую полезно использовать при разработке и реализации комплексных мер для повышения безопасности двух- и трехколесного транспорта. В ней рассмотрены вопросы:

– число случаев смерти и травматизма среди водителей двух- и трехколесных транспортных средств;

– основные факторы риска; как оценить ситуацию с безопасностью двух- и трехколесного транспорта;

– как выбрать, разработать, внедрить и оценить эффективные вмешательства.

Руководство предназначено для междисциплинарной аудитории во всех странах мира, включая инженеров, специалистов по планированию, профессионалов и преподавателей в области общественного здравоохранения, а также для органов полиции. Особое значение оно может иметь для лиц, принимающих решения, и практических работников в странах с низким и средним уровнем дохода.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

В соответствии с Резолюцией 64/255 (2010 г.) Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Декада действий по безопасности дорожного движения, целью которой является ускорение международных действий, направленных на сокращение числа смертельных случаев при ДТП. Повестка дня в области Устойчивого развития на период до 2030 года недавно подтвердила этот приоритет и установила в качестве целевого показателя сокращение числа смертельных случаев и травм при ДТП на 50% к 2020 году.

Лица, оставшиеся в живых, и семьи пострадавших в ДТП, имеют определенные физические, психологические и юридические потребности. Последствиями аварий могут быть физические травмы и инвалидность, психологические травмы, которые могут затруднить реинтеграцию в рабочую среду и семейную жизнь, а также экономические и правовые последствия. Широкий и комплексный подход к оказанию помощи пострадавшим в ДТП может облегчить краткосрочные и долгосрочные последствия ДТП и помочь им вернуться к самостоятельному функционированию в домашней и рабочей среде. Для эффективной помощи после аварии требуются интегрированные действия служб травматологической помощи и охраны психического здоровья, а также законодательная поддержка и данные об авариях и травмах.

Основная задача оказания помощи при ДТП возлагается на службу скорой и неотложной помощи. Для эффективной помощи пострадавшим необходимы своевременные действия, оказываемые на месте происшествия, при транспортировке и в медицинском учреждении. Кроме того, необходимы ранняя и долгосрочная реабилитация, которая позволит снизить психологическое и физическое воздействие травм, а также улучшить результаты лечения.

Настоящий доклад содержит современную информацию о влиянии потребления наркотиков на дорожную безопасность для принятия решений по разработке политики в области дорожной безопасности в странах-членах ВОЗ. На основе изучения большого объема данных, накопленных за последние десятилетия, авторы рассматривают влияние потребления наркотиков на безопасность на дорогах и предлагают решения, как снизить число аварий, травм и смертельных случаев от ДТП.

Кампании в средствах массовой информации являются важной частью национальных и местных стратегий по безопасности дорожного движения. В рамках Глобальной программы безопасности дорожного движения Bloomberg Philanthropies, ВОЗ и ее партнеры разработали более 30 программ для СМИ в 9 странах. Основное внимание уделялось 5 поведенческим факторам риска – превышению скорости, вождению в нетрезвом виде, отказу от использования мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и специальных детских удерживающих сидений.

В представленном руководстве «Кампании в СМИ по безопасности дорожного движения: инструментарий» рассмотрены результаты и извлеченные уроки из проделанной работы. Руководство будет способствовать практической реализации аналогичных кампаний в странах с низким и среднем уровнем дохода, где бремя дорожно-транспортных происшествий высоко. Руководство предназначено для лиц, контролирующих проведение кампаний в СМИ по повышению осведомленности населения о правилах безопасности дорожного движения и необходимости их соблюдения.

В рамках Повестки дня в области Устойчивого развития на период до 2020 года страны-члены ВОЗ приняли обязательства сократить вдвое к 2020 году число смертельных случаев и травм в результате ДТП в мире. Для эффективного решения этих задач необходимо иметь надежные и точные данные о безопасности дорожного движения, что позволит точно определить проблему, факторы риска, приоритетные области действий, а также разработать стратегии, определить цели и оценить результаты. Для достижения этих целей данные о безопасности дорожного движения, собираемые ежедневно в большинстве стран, должны быть закодированы, введены в систему, обработаны, проанализированы, распространены и использованы. Учебный инструментарий «Усовершенствование международной системы данных по безопасности дорожного движения», разработанный Национальной администрацией по безопасности дорожного движения США совместно с ВОЗ, включает в себя ряд документов – руководство, рабочую тетрадь участника и приложение. Эти документы могут быть использованы при планировании, проведении и оценки программ обучения в области безопасности дорожного движения. Документы разработаны на основе руководства «Системы данных: руководство по безопасности дорожного движения для лиц, принимающих решения, и практиков», которое было опубликовано совместно ВОЗ, Всемирным банком, Глобальным партнерством по безопасности дорожного движения и Фондом FIA в 2010 году.

Полный текст руководства на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11,

ФГБУ «Центральный НИИ организации и

информатизации здравоохранения Минздрава РФ»

Кайгородова Татьяна Вадимовна,

руководитель Документационного центра ВОЗ

Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

Всемирная организация здравоохранения проанализировала состояние безопасности дорожного движения в Европейском регионе

В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась презентация доклада Всемирной организации здравоохранения о состоянии безопасности дорожного движения в Европейском регионе ВОЗ в 2019 году. В мероприятии приняли участие руководитель российской Госавтоинспекции Михаил Черников, руководитель офиса ВОЗ в Российской Федерации доктор Мелита Вуйнович, представители ГУОБДД МВД России, Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, Минздрава России. По видеосвязи из Копенгагена презентацию доклада провел руководитель программы по предупреждению насилия и травматизма Европейского регионального бюро ВОЗ Джонатан Пассмор. К трансляции также были подключены руководители Госавтоинспекции из всех российских регионов. Открывая мероприятие, Михаил Черников отметил, что МВД России является головным органом, разрабатывающим и реализующим государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения. Он выразил признательность представителям ВОЗ за конструктивную совместную работу при подготовке доклада, что позволило обеспечить адекватное представление российских результатов на международном уровне, продемонстрировав, что Россия оказалась близка к выполнению цели первого Десятилетия действий по безопасности дорожного движения, – по сравнению с 2010 годом зарегистрировано сокращение смертности в результате ДТП в 2 раза. Руководитель российской Госавтоинспекции также подчеркнул особую роль мероприятия в контексте Шестой Глобальной недели безопасности дорожного движения, которая проходит в эти дни в соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН. Неделя посвящена проблеме обеспечения безопасного скоростного режима в местах, где пешеходы наиболее часто взаимодействуют с транспортными средствами. Михаил Черников отметил, что для России это является очень актуальной темой, поскольку несоблюдение скоростного режима, как и во всем мире, признано в стране одним из основных факторов риска смертности на дорогах. В этой связи в рамках Недели в России проходит ряд общественно-просветительских мероприятий, направленных соблюдение скоростного режима, главным образом в населенных пунктах. В своем докладе ВОЗ проанализировала состояние аварийности в более чем 50 странах Европейского региона. В частности, в докладе отмечается, что показатели дорожно-транспортной смертности в Европейском регионе существенно ниже, чем в любом другом из регионов ВОЗ, и в 2,1 раза ниже среднего общемирового показателя – 8,8 летальных случаев на 100 тысяч человек в сравнении с 18,2 случаев на 100 тысяч человек в мире. Вместе с тем, внутри региона наблюдается большой разброс показателей смертности – в стране с наиболее высоким показателем он в 6,7 раз выше, чем в стране с наиболее низким показателем. Самый низкий уровень летальности в результате ДТП, по данным ВОЗ, наблюдается в Швейцарии и Норвегии. Самый высокий – в Таджикистане. Как отмечается в докладе, если бы все страны смогли достичь того же уровня безопасности дорожного движения, что и Швейцария с Норвегией, ежегодно было бы спасено более 55 тысяч жизней. Наиболее высокому риску дорожно-транспортного травматизма подвержены мужчины всех возрастов, – порядка 75% среди погибших на дорогах. Наиболее высокие показатели наблюдаются в возрастной группе от 15 до 29 лет, а также среди пожилых людей старше 70 лет. В Европейском регионе ВОЗ на дорогах ежедневно гибнут более 220 человек. Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является ведущей причиной летальности детей в возрастной группе 5-14 лет и второй из основных причин смертности молодежи в возрасте 15-29 лет, отмечается в докладе ВОЗ. По отчетам стран, принявших участие в подготовке доклада, экономические издержки в результате ДТП составляют от 0,4% до 4,1% ВВП. Также в докладе проанализировано законодательство стран Европейского региона в отношении основных факторов риска – превышения скорости, управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, игнорирования ремней безопасности, детских удерживающих устройств и мотоциклетных шлемов. Рассмотрены такие аспекты, как стандарты безопасности транспортных средств и дорожной инфраструктуры, национальные стратегии по повышению безопасности дорожного движения, оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В целом участники мероприятия сошлись во мнении, что Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения станет действенным инструментом при разработке дальнейших мероприятий по повышению безопасности дорожного движения как на национальном, так и на международном уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *