Вера калмыков

.
.

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

См. также Буддизм в Калмыкии.

Калмыцкая конница принимала участие во многих войнах как нерегулярная часть российской армии (См. Полтавская битва, Отечественная война 1812 года).

Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг (Ясное письмо) был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.

Краткая история калмыков

Религия 

Праздники

Известные калмыки

Калмыки — единственный народ Европы, который по праву может быть отнесен к буддистам и кочевникам. Они до сих пор служат предметом обсуждения среди историков, лингвистов, антропологов и религиоведов. Несмотря на то что на территории Российской Федерации калмыков насчитывается всего 183 тысячи человек, их влияние на культуру невозможно переоценить.

Вера калмыков

Калмыки сохранили в своих традициях остатки шаманизма, который повлиял на формирование их национального эпоса и на весь образ жизни. Издавна этот народ соседствовал с русскими и другими этносами России, участвовал в войнах и походах, а также пополнял собой ряды русского дворянства. Калмыки широко известны и за пределами страны как искусные ремесленники, музыканты и поэты — искусство прекрасного у них стоит на первом месте.

Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает «оставшиеся». Так западные тюрки называли своих соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. В русских письменных источниках этноним калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Калмыки известны в русском языке также как ойраты (искаженное самоназвание калмыков – “Өөрд”; этноним ойраты, использовался до 1948 в отношении алтайцев, которые традиционно назывались русскими как белые калмыки), джунгары, западные монголы, калмыки, а в других языках как Kalmouks, Calmoucs, Calmucks, Kalmyks.

Калмыки (европейская часть ойратов) называют себя хальмг (что означает «отделившиеся»), Өөрд (oyirad – написание на ойратском литературном языке) или Дөрвн Өөрд, что означает «четверо близких», «четыре союзника» (одна из версий, есть и другие). Ойраты КНР ойраты также называют себя монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных ветви, или поколения, как называли их русские в XVI веке — торгоут (торгуд), дербет (дёрвюд), хошоут (хошуд), зvvнгар. На европейской территории сформировалась новая ветвь “бузава” (донские калмыки). Ранее так называлась часть торгоутов, дербетов и зvvнгар, живших на Дону рядом с донскими казаками. Но в данный момент бузава составляют третью по численности группу калмыков и имеют отличные от других особенности культуры (свои танцы, песни и др.).

Вера калмыков

Распространение ойратских диалектов в Китае и Монголии

Калмыки (дорвюды (дербеты), торгоуты, хошоуты, бузавы) проживают в Республике Калмыкия — 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002 года.

Большие группы ойратов (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района; провинция Цинхай) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) — около 150 тыс. человек.

Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» — в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.)

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. — 131 тыс., 1937 г. — 127 тыс., 1939 г. — 134 тыс., 1959 г. — 106 тыс., 1970 г. — 137 тыс., 1979 г. — 147 тыс., 1989 г. — 174 тыс.чел.; из них в Республике Калмыкия (Хальмг Танhч) — 166 тыс.чел. По данным переписи 2002 г. в России проживает 178 тыс. калмыков, из них в Калмыкии – 164 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

Вера калмыков

Голова калмыка. Художник: И. Репин (1871)

До настоящего времени для калмыков характерно наличие группировок — дорвюдов (дэрбэтов), торгоутов, хошеутов и бузава. С середины 20 в. происходит активное смешение различных групп и формирование единой калмыцкой нации.

Маркерные доски – это оборудование, которое требуется во время презентаций или для отображения материала, который нужно наглядно представить. Поверхность таких досок позволяет наносить на них рисунки и тексты различными цветными маркерами, после чего тексты или рисунки легко можно удалить при помощи специальной губки или сухого очистителя. Помимо этого, на поверхность можно прикрепить дополнительные материалы при помощи магнитов, непосредственно во время докладов или презентации. Еще одной не маловажной функцией является использование белой маркерной доски в качестве интерактивного экрана проектора.

Вера калмыков

Магнитно маркерные доски могут быть нескольких видов, подходящих как для школы, так и для офиса или домашнего использования. В основном они различаются по различному типу покрытия. В некоторых из них используется высококачественная эмаль, в других же видах специальная полимерная краска. Эти 2 вида имеют как положительные стороны, так и отрицательные.

При производстве, эмаль, покрывающая доску, при высоких температурах становится стеклоподобной. Это покрытие выдерживает легкие удары и нажимы маркером. Но при использовании острых инструментов, такая поверхность может дать скол, тем не менее реставрация такой поверхности не составляет труда. Эмалевое покрытие довольно долговечно, оно легко очищается от рисунков и надписей. Доски, покрытые полимерной краской, со временем становятся немного матовыми. Это происходит потому, что в микроскопические отверстия покрытия со временем забиваются частички краски маркера.

При визуальном осмотре определить какая доска лучше практически невозможно. Поэтому следует обратить внимание на производителя данной продукции.

Маркерные магнитные доски, в основном, изготавливаются из стекла, металла или пластика, по форме могут быть как на колесиках, на треногах или переворачивающиеся. В основном маркерные доски выпускаются в рамках из алюминия или древесины. Конечно же, металлически – это наиболее лучший вариант, к ним при помощи магнитов можно крепить необходимые дополнительные материалы (схемы, рисунки, графики).

Для больших аудиторий лучше всего приобретать комбинированные распашные или откидные доски, которые могут быть как магнитными, так и пластиковыми.

Доски для маркеров – это незаменимые помощники не только в школьных классах или университетских аудиториях, но и для использования в офисах, а также для домашнего помещения. Дома такие доски могут стать отличным пособием для дошкольников и детей младших классов.

Качественной должна быть не только маркерная доска, но и маркеры. Не стоит экономить на его качестве, ведь от этого будет зависеть эффективность работы преподавателя в школе и университете или руководителя и работника организации. На сегодняшний день, в любом канцелярском магазине, можно выбрать маркер по различной стоимости и от разных производителей.

Хорошие чернила не обладают резким запахом. Поэтому помните это при выборе и покупке маркера. Резкий запах чернил маркера является некачественным товаром или подделкой.

При приобретении маркерной доски или маркера проверяйте их на качество. Следует внимательно осмотреть поверхность доски. На ней не должно быть царапин, разводом, а тем более сколов. При покупке обязательно потребуйте от продавца сертификат на данную продукцию и гарантийный срок.

Конспект развлечения по правилам дорожного движения

В игровой форме закрепить у дошкольников знания правил безопасного поведения на дорогах.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Закреплять представления детей об уже известных им дорожных знаках.

Воспитывать ответственность за свою безопасность, объяснить, что соблюдение ПДД означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей.

Вызвать интерес у детей и доброе отношение друг другу, желание помочь.

. Набор дорожных знаков, велосипеды или самокаты, кегли, кубики¸2 бинта, на каждую команду – картинки, где изображены различные дорожные ситуации.

Дети делятся на две команды

Все команды «едут» на автобусе, или на трамвае, или на троллейбусе. Представители команд должны показать, как правильно входить,

выходить из данного транспорта, с какой стороны положено обходить его, объясняют, почему.

Например, в трамвай надо входить с задней площадки или в среднюю дверь. Выходить с передней площадки. Трамвай надо обходить спереди,

так как трамвайные пути находятся близко друг от друга и вагоны по ним идут в разных направлениях. Если мы будем обходить вагон спереди, то увидим трамвай, который приближается к остановке, и вожатый нас тоже увидит.

Жюри подводит итоги и объявляет оценки за конкурс (максимальная оценка – 5 баллов).

Задание выполняют капита­ны команд. Для выполнения этого задания подбираются кар­тинки с вопросами или просто вопросы. Капитаны команд по­лучают по одному вопросу и в течение одной минуты обдумы­вают ответ. При этом можно со­ветоваться с командой.

что такое «островок безопасности» и для чего он предназначен;

чем отличается движение транспорта и людей зимой от движения летом;

почему нельзя перебегать дорогу перед движущимся транспортом;

как надо вести себя в городском транспорте;

почему велосипедист в отличие от води­теля автомобиля подвергается при ДТП боль­шей опасности.

Жюри подводит итоги.

Для выполнения этого задания заранее за­готавливаются наборы дорожных знаков. Каждый набор должен состоять из шести зна­ков, относящихся к различным группам. Команда должна назвать знак и указать, к ка­кой группе он относится.

Если позволяют размеры зала и есть в на­личии велосипед или самокат, проводится ве­лосипедная эстафета. Для ее проведения необ­ходимы кубики, дощечки, кегли, листы бумаги. Эстафета выполняется одним представителем от команды (по очереди).

При выполнении эстафеты ведущий каж­дому из участников показывает тот или иной дорожный знак. Участник эстафеты должен объяснить, что это за знак, и выполнить указа­ния данного знака.

Каждое задание велосипедной эстафеты оценивается 10 баллами. Штрафные баллы на­числяются, если проехал мимо, сбил кегли, до­пустил касание.

Для выполнения этого задания каждая команда имеет при себе один бинт. По жере­бьевке определяют, какой команде и как ока­зывать медицинскую помощь. Например: перевязать голову; перевязать колено; пере­вязать руку; перевязать палец, перевязать ступню.

Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

Чудо-дворник перед нами

За одну минуту сгреб

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

Вот утюг так утюг!

Ах какой огромный!

Он прошел —

Стала гладкой, ровной.

Держусь я только на ходу,

А если встану — упаду.

Длинной шеей поверчу —

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут — положу,

Человеку я служу.

Среди нив петляя,

Без конца и края.

Ни ее порвать,

Ни в клубок смотать.

Командам раздаются картинки, где изображены различные дорожные ситуации. Необходимо объяснить создавшуюся ситуацию и найти решение. Например: правильно «включить» светофор на перекрестке, расставить знаки

Жюри подводит итоги по пятибалльной системе.

Каждой команде раздается таблица, на которой изображены в первом ряду велосипед, во втором ряду – троллейбус, в третьем ряду – пожарная машина. Затем раздается набор с картинками типов транспортных средств: караван-прицеп, джип, мотоцикл, трамвай и т.д. Участники игры должны заполнить ряды и объяснить, почему они так распределили транспорт.

Первый ряд: велосипед, караван-прицеп, мотоцикл – двухколесный транспорт.

Второй ряд: троллейбус, автобус, трамвай – пассажирский транспорт.

Третий ряд: пожарная машина, скорая помощь, снегоуборочная машина – специальный транспорт.

Максимальная оценка – 6 баллов.

Председатель жюри объявляет окончательные итоги с учетом очков, говорит напутственные слова. Определяются победители и награждаются участники игры.

Викторина по ПДД «Зеленый огонек»

в подготовительной группе

кв.кат. Хорошева Наталья Алексеевна

Систематизировать знания детей об основах безопасного поведения на улице

– обобщить и систематизировать знания детей по правилам дорожного движения;

– закрепить модель поведения детей на проезжей части, во дворе, в транспортном средстве;

– закрепить знания детьми дорожных знаков и их значение;

– формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

– обогащать словарный запас у детей.

развить у дошкольников психофизиологические способности восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, зрительно ­ двигательной координации, мышления)

– развивать речь детей.

-воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

– воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им;

– воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

воспитывать у детей умение работать в команде;

: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

отличительные атрибуты командам; раздаточный материал для подсчета баллов, дорожные знаки, карточки со стихами о дорожных знаках, пазл светофор (2 вида), красные и зеленые карточки для игры «Разрешается/Запрещается».

– Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие – викторина по правилам дорожного движения. Соревноваться между собой будут 2 команды. Послушайте внимательно: за каждый правильный ответ участники будут получать жетоны, побеждает та команда, которая соберет больше всех жетонов.

Поделимся на две команды с помощью считалки:

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз глядит в упор-

Это строгий светофор!

-Нашу викторину мы проводим под девизом:

«Правила дорожные знать каждому положено!»

А сейчас я вас проверю, И игру для вас затею. Вам задам сейчас вопросы – Отвечать на них не просто.

Вы отвечаете «да» или «нет».

Красный свет – проезда нет? (Да)

Каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет)

Если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

Мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)

Мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет)

На знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

На круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

Задание №1. «Узнай дорожные знаки»

Внимание! Внимание! Первое задание.

Он укажет поворот

В жизни, в пути не однажды

Знак тебе встретится каждый,

Требуют знаки дорожные:

Будьте всегда осторожными.

– Сейчас мы проверим, как наши ребята знают дорожные знаки. Перед каждой командой лежат дорожные знаки. Я читаю вам загадку, а вы должны её отгадав, поднять карточку с дорожным знаком. Кто первый поднял руку, та команда и отвечает.

Знак «Пешеходный переход».

Что за знак такой стоит?

Стоп – машинам он велит.

Пешеход, идите смело

По полоскам черно-белым.

Знак «Движение пешеходов запрещено».

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутного такси)»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак «Осторожно дети»».

Это очень важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимателен, шофёр!

Рядом садик, школьный двор.

Знак «Дорожные работы».

Кто-то яму раскопал –

Прямо на дороге.

Весь асфальт переломал –

И водитель должен знать,

Что идут работы –

Знак увидел – объезжать,

Дальше без заботы!

Знак «Пункт первой медицинской помощи»

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут,

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше, скажут.

Знак «Подземный переход»

Знак «Неровная дорога»

Это что за чудо-юдо,

Два горба, как у верблюда?

Треугольный этот знак

Называется он как?

Знак «Опасный поворот»

Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь зигзаг,

И впереди машину ждёт

Знак «Движение на велосипеде запрещено»

Посмотрите, мальчик Федя

Едет на велосипеде

Отгадайте, отчего же

Недовольство у прохожих?

Знак «Велосипедная дорожка»

Покажите знак дорожный,

Где кататься Феде можно.

Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Вот так знак!

Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

(Если дети не знают, подсказываю

Оказалось, этот знак

Говорит шоферу так:

Здесь шлагбаум, переезд.

Подожди – пройдет экспресс.)

Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать! Надо знаки уважать!

Задание №2 – конкурс капитанов. «Собери пазл» (светофор)

Капитаны, вам нужно собрать пазл, который будет отгадкой к загадке:

Вот стоит на улице

В черном сапоге –

На одной ноге.

Задание №3. «Запрещается – разрешается

Задание для команд. В порядке очередности каждая команда заканчавает мои предложения с помощью круглых карточек зеленого и красного цвета. Зеленый означает «Разрешается», красный – «Запрещается». У какой команды будет больше верных ответов, та и победила.

– Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания!

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Как знатоки правил движения, предлагаю произнести клятву и в последующем ей следовать.

Клянусь добросовестно соблюдать Правила дорожного движения! — Клянусь переходить улицу только на зеленый свет светофора!

При отсутствии светофора пользоваться только пешеходным переходом!

Клянусь не играть на проезжей части!

Обходить автобус— сзади! Ожидать общественный транспорт только в указанных местах!

Вот и подошла к концу наша викторина.

Не оставляйте без внимания

Эти правила, самые важные!

Путь домой не будет страшен вам,

Если точно, без сомнения

Соблюдать правила дорожного движения.

– Ребята, за вашу игру, мы хотим вас наградить раскрасками по правилам дорожного движения.

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз — широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной аристократии, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления — шаманизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями. Этот праздник до сих пор почитаем у калмыков.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.

Йорял – один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких как: рождение ребенка, вручение подарков и др.

Религия

Во многом религиозная жизнь калмыков связана с буддизмом, но некоторые традиции берут свое начало из более давних времен.

Шаманизм

Еще четыреста лет тому назад большинство калмыков придерживалось традиционной религии — шаманизма, — который связан с поклонением Вечному синему небу и Земле как мужскому и женскому началам. Эта религия носила название тенгрианства. Позднее функции шаманов перешли к лекарям и другим «знающим» людям, которые официально считали себя приверженцами дхармической религии Будды Шакьямуни. Говоря об остатках верований, следует упомянуть культ Солнца, чье изображение является одним из самых популярных в традиционном орнаменте. Также считается, что древние предки калмыков любили числовую магию, упоминание о которой встречается в эпосе «Джангар». Определенным смыслом наделялись и калмыцкие тамги — знаки, которыми ойраты помечали свою собственность. Внешне эти символы походили на руны.

Если говорить о строении мира, то калмыки, в отличие от большинства современных народов, на место Мирового древа помещали фигуру Белого старца — Цаган Авва. Именно его стоящая фигура связывала верхний, средний и нижний миры. Интересно, что подобный образ есть и у монголов, и у бурят. Правда в этих культурах старец изображается сидящим.

Вера калмыков

Источник sportishka.com // Город Элиста Республика Калмыкия

Буддизм

Буддизм в России появился в первой трети XVII века. Его проникновение на территорию страны связано с калмыцкими племенами, появившимися в Нижнем Поволжье и на Дону. Предки калмыков — ойратские племена дербетов и торгоутов — приняли буддизм еще в конце XVI века. Именно это послужило одной из причин их ухода с территории Джунгарии на запад. В 1609 году у ойратов, принявших подданство Российского государства, было несколько кибиток-молелен. А уже около 1616 года калмыки построили первый стационарный хурул на берегу Иртыша. Он назывался Дархан-Доржин-кит, что означает «Семь палат». Позднее именно в его честь был назван город Семипалатинск. По большей части калмыки являлись приверженцами тибетской школы Гелуг, однако известно, что их прародители ойраты принимали посвящения от «красношапочной» школы буддизма. Некоторая часть населения продолжала придерживаться старых обычаев. По этой причине калмыцкий буддизм принято называть шара-улан-шаджин, или желто-красная вера. Во время существования полунезависимого Калмыцкого ханства население напрямую подчинялось Тибету и Далай-ламе.

Под контролем империи

К концу XVIII века из-за откочевки большей части населения в связи с упразднением ханства у калмыков осталось только 14 стационарных монастырей. В 1834 году по «Положению об управлении калмыцким народом» буддистское духовенство было подчинено царской администрации. Кандидатура ламы — верховного духовного лидера народа — должна была выдвигаться астраханским губернатором и утверждаться императорским указом. Все это сделало калмыцкое духовенство полностью подконтрольным правительству, которое следило за учреждением новых хурулов с целью ограничения их количества. Тем не менее, в 1907 году была открыта первая высшая «чойра» — своеобразный университет для подготовки духовенства, —  а через год еще одна. К 1917-му году в Калмыцкой степи насчитывалось уже две тысячи служителей культа. После распада Советского Союза буддизм, никогда не терявший своих позиций среди населения, начал возрождаться. Так, в 2005 году в Элисте, столице республики, был построен величественный хурул, названный Золотой обителью Будды Шакьямуни. Строительство этого сооружения благословил лично Далай-Лама XIV, посетивший Калмыкию с пастырским визитом.

Вера калмыков

Источник tegrk.ru // Далай-лама 14 в Элисте, Калмыкия

Этногенез и этническая история

Калмыки которые поселились в Кыргызстане, а точнее на Иссык-Куле являются мусульманами т.е. исповедуют ислам. Есть целая сельская управа где есть населенные пункты как Челпек, Борю-баш и др. где живут калмыки.

Краткая история калмыков

Как народ калмыки сформировались довольно поздно, в XVI веке.

Ойраты

Произошли калмыки от ойратских племен, населявших Джунгарское ханство, некогда объединявшее земли Восточного Казахстана, Северо-Западного Китая, Монголии и Южной Сибири. Часть западных монголов, называвшихся ойратами, отделилась от остальной массы населения, спасаясь от междоусобиц. Другой возможной причиной того, почему ойраты решили поселиться в низовьях Волги и на Урале, можно назвать нехватку плодородных пастбищ. Как бы то ни было, на новом месте у предков калмыков также были неспокойные отношения с соседями: казахами, ногаями и башкирами. Кстати, «калмыками» ойратов называли тюрки, которые вытесняли этот народ на запад. В переводе с тюркского это название означает «отколоться». Но поскольку для монголов оно было непривычным, ойраты стали называть себя «хальмг». Однако существует и другая теория, которая объясняет название народа как ушедшего от исконных традиций предков-шаманистов и ставшего целиком буддистским.

Знакомство с русскими

Впоследствии калмыки познакомились с русскими. Эту первоначальную встречу также омрачили конфликты. Тем не менее, представителям народа было разрешено торговать на территории Русского царства, а также поступать на военную службу. В 1609 году калмыки вошли в состав России, назначив себе особенные условия. Так, они были согласны стать русскими подданными без выплаты дани и несения прочих повинностей. Их единственной обязанностью была охрана юго-восточных границ от Каспия до Причерноморья, где их воинству приходилось временами противостоять туркам и татарам. Русские нуждались в знаменитой калмыцкой коннице, которая тогда насчитывала 70 тысяч лошадей. Таким образом, этот народ принял участие в событиях Смутного времени, когда его земля стала заслоном от иноземных завоевателей. Впоследствии они защищали нашу страну и в других военных операциях.

Вера калмыков

Источник kartinkin.net // Золотая обитель Будды Шакьямуни Элиста

Калмыцкое ханство

Со второй половины XVII века на территории расселения калмыков было образовано Калмыцкое ханство. Жители этого государства считались российскими подданными. Особым указом в 1655 году калмыкам было дано право кочевать вдоль берегов Волги, хотя царское правительство иногда просило ханов и их подданных возвращаться обратно на прежние кочевья. До 1677 года, когда Калмыкия полностью стала частью Русского государства, ханы управляли народом при помощи «Цааджин-Бичик» или «Их Цааз» — древнего ойратского свода законов, источниками которого являлись традиционные калмыцкие установления, или законы. Позднее в него внесли определенные изменения, а затем он и вовсе был отменен.

О Чингисхане и его потомках можно узнать из статьи “Загадочные Чингизиды”.

В XVIII веке Россия попыталась ограничить внутреннее самоуправление калмыков. Их законы к тому времени сильно устарели, поскольку были основаны на феодальных нормах. В 1715 году был учрежден представительный орган, носивший название Калмыцкие дела. Это ведомство должно было заниматься делами исполнительной власти, в сочетании с административным управлением. А с 1730-х годов титулы калмыцких ханов присваивались российскими императорами, что почти полностью подчинило этот народ России.

Подданные Российской империи

19 октября 1771 года Екатерина II издала рескрипт, который пересматривал положение калмыков в составе Российской империи. Отныне вся местная знать должна была подчиняться астраханскому губернатору. В улусах вводились назначаемые из центра приставы. Также в XVIII веке в калмыцкие земли начало проникать христианство. Его многие из калмыков приняли, продолжая исповедовать более привычный им буддизм ламаистского толка. Все это не могло не вызвать противодействие, в итоге которого 70 тысяч кибиток перекочевало обратно в Джунгарию. В итоге этого похода, который длился семь месяцев и был прерываем набегами казахов, до Маньчжурской территории добрались только 20 тысяч из 180 тысяч населения. Оставшиеся калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Позднее их потомки принимали участие в войне 1812 года и заграничном походе русской армии. Там эти жители степей удивили и поразили французов, долго распространявших о них самые невероятные истории.

Вера калмыков

Источники illustrators.ru, pinimg.com // калмыки в Отечественной войне 1812 года

Советская Калмыкия

В XX веке калмыки начали массово переходить к оседлому образу жизни. Что касается грамотности, то для калмыцкого языка были испробованы как латиница, так и кириллица, в итоге было решено остановиться на последней. Территория Калмыкии в годы революции и Гражданской войны претерпела немало невзгод, будучи зажатой между Красной армией с одной стороны и белогвардейскими войсками Краснова и Деникина с другой. Впоследствии калмыцкий народ пострадал от голода, вызванного принудительными реквизициями: сначала в 1921-1924 годах, а затем в 1932-1934 годах. В результате этих событий, а также многих других, численность калмыков резко сократилась. Если в 1897 году в Калмыкии проживало 190 тысяч человек, то в 1989 году только 174 тысячи. Одним из самых тяжелых испытаний для народа была депортация его представителей в Сибирь, известная как операция НКВД «Улусы». Постановление об этой операции было подписано 28 декабря 1943 года. В ходе нее численность калмыков сократилась как минимум на треть, а по другим подсчетам, и вовсе наполовину. Только в марте 1956 года переселенцев реабилитировали и позволили вернуться на родину, а в 1991 году их признали жертвами геноцида.

Калмыки в годы Великой Отечественной войны

Несмотря на все преследования, в составе Красной армии в годы Великой Отечественной войны было калмыцкое соединение — 110-я кавалерийская дивизия, созданная в 1941 году. Она проявила себя при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942 года в ней начались случаи дезертирства. Некоторые из солдат возвращались в Калмыкию и вступали в ряды коллаборационистов, сотрудничавших с оккупировавшими землю нацистами. Более того, в Берлине было создано правительство, называвшееся Калмыцким национальным комитетом. Существовало и воинское соединение, воевавшее под руководством нацистов. Это было Калмыцкое соединение доктора Долля — четыре эскадрона калмыков, общее руководство которыми осуществлял немецкий офицер абвера под псевдонимом «доктор Отто Долль». Калмыкам, перешедшим на сторону Рейха, противостояли другие представители народа. Это были разведчики, добровольно внедрившиеся на оккупированную вермахтом территорию зимой 1942 года. Так, в 1943 году звания Героя Советского Союза был посмертно удостоен Эрдни Деликов, оборонявший переправу через Дон и смертельно раненый в 1942 году.

Вера калмыков

Источники ekgazeta.ru,edu.jourcsu.ru // Калмыки в годы Великой Отечественной войны

Современность

Среди национальных территорий СССР Калмыкия получила автономию одной из последних. Первый опыт самоуправления в будущей республике состоялся в 1920 году. Тогда это государственное образование было названо Калмыцкой автономной областью, а позже преобразовано в автономную социалистическую республику. Конец этой республике положила депортация населения. Только в 1957 году Калмыкия вновь стала автономной областью в составе Ставропольского края, а в 1958 году ей было присвоено наименование АССР. В 1992 году территория стала Республикой Калмыкия, которая ныне включает в себя три города — Элисту, Лагань и Городовиковск — и 13 административных районов. В основном экономика республики существует за счет добычи природных ископаемых, машиностроения, выращивания зерновых культур и животноводства.

Праздники

В основном праздники калмыков связаны с буддизмом, но есть и те, которые не относятся к религии.

Необычные даты

Существуют многочисленные памятные даты, которые являются официальными, но известны только в пределах Республики Калмыкия. Например, широко известен День поэзии, отмечаемый 13 марта. А каждую третью субботу мая тут празднуют День калмыцкого чая. 15 апреля в Калмыкии известен как День степи. Это памятная дата, посвященная защите окружающей среды и в особенности тюльпанам, которые составляют одну из самых красивых природных особенностей Калмыкии. На фестивале тюльпанов можно принять участие в различных конкурсах. Здесь проходят соревнования по борьбе и стрельбе из лука, а также гонки на верблюдах и дегустация блюд национальной кухни.

Цаган Сар

Если говорить о праздниках, имеющих народное значение, то на первое место можно поставить Цаган Сар, или «Белый месяц». Это калмыцкий новый год. Он знаменует собой окончание зимнего периода и приход весны. Дата праздника вычисляется по лунному календарю. До наступления этого важного дня калмыки прибираются в доме, готовят кушанья и наряжаются. Особым элементом женского костюма являются черные бархатные чехлы для волос. В ходе праздника мужчины забивают барана, а во время праздничного застолья калмыки пьют традиционный чай, поздравляют друг друга и произносят благословения — йорялы.

День рождения Чингисхана

Точная дата рождения на свет мальчика Тэмуджина, будущего великого объединителя монгольских племен, неизвестна. Считается, что Чингисхан появился на свет в первый день первого месяца по лунному календарю в 1162 году. Помимо Калмыкии, эта дата считается праздничной и в Монголии. Там этот праздник с 2012 года является государственным и называется «Днем гордости Монголии». Что касается Калмыкии, то в этот день в Элисте обычно проходят лекции, посвященные знаменитому правителю, а также интерактивные выставки, доступные для всех желающих.

Буддистские праздники

Пожалуй, самым главным днем для калмыков, придерживающихся буддизма, является Зул. Этот праздник объявлен в республике национальным. В этот день зажигаются костры, которые символизируют собой уход в вечность Цзонхавы, одного из важнейших учителей этого вероучения. В 2023 году Зул будет отмечаться 7 декабря, то есть на 25-е сутки десятого лунного месяца.

Также существует День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Этот день празднуется в марте и связан с победой основателя буддизма над представителями лжеучений. 29 мая отмечается день рождения, просветления и ухода в паранирвану принца Гаутамы, позже ставшего Буддой. Верующие калмыки собираются в храмах на молитву во время Первого поворота колеса учения. Эту дату определяют по лунному календарю в июле.

Вера калмыков

Источник tegrk.ru // День рождения Будды в Калмыкии

Лхабаб Дуйсэн — праздник, который также очень важен для калмыков. Считается, что в этот день Будда снизошел на землю с неба Тушита, предназначенного для праведников, для того чтобы воплотиться в последний раз. В нынешнем году этот праздник будут отмечать 4 ноября.

И, наконец, самая новая дата среди всех памятных дней — день рождения Далай-Ламы 6-го июля. Это единственный буддистский праздник, который отмечается по европейскому календарю и связан с молитвами о здоровье и долгой жизни лидера школы Гелуг, родившемуся в 1935 году.

Известные калмыки

Многие представители калмыцкой аристократии со временем стали аристократией российской, причем значительная часть потомков ханов обрусела и в конечном счете забыла о своем происхождении. Так, калмыком по происхождению был князь Александр Михайлович Дондуков-Корсаков. Он участвовал в Кавказских походах и Крымской войне, а также стоял у истоков болгарской государственности. А знаменитый участник Белого движения Лавр Георгиевич Корнилов имел предков — алтайских калмыков. Его политического противника Владимира Ильича Ульянова-Ленина некоторые исследователи также считают потомком калмыцкого народа.

Рассказать будущим поколениям о своих славных предках, поделиться семейным рецептом и традициями празднования памятных дат стало еще проще с цифровой капсулой времени. С её помощью вы легко запишете свой рассказ, составите родословное древо и проиллюстрируете их фотографиями. Из капсулы правнуки смогут узнать о вашей жизни самое главное, минуя долгие поиски в архивах.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки — монголоиды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *