Устройство проезжей части

«Устройство проезжей части».

Дать  детям представление  об основных элементах улицы: тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности».    Закреплять у детей знания о видах транспорта: грузовой , легковой, пассажирский, специального назначения. Расширять знания  о правилах  дорожного движения, дорожных знаках ,уметь находить их с помощью загадки. Воспитывать желание знать и соблюдать правила дорожного движения.

Дорожная разметка, сигналы светофора, тротуар, пешеходы, проезжая  часть,  осевая  линия , пешеходный   переход , «зебра», «островок безопасности».

Макет улицы города, деревья, домадорожные знаки ,фигурки человечков.

Воспитатель приглашает детей в «Школу безопасности»:

Сегодня, ребята,  в нашей «Школе безопасности»  мы с вами  узнаем  как устроена проезжая часть улицы.

Перед вами улица большого города. Посередине улицы проходит дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов. Как называются дорожки для пешеходов?

Тротуар это «дорога для пешеходов».

Как называют людей, которые идут по тротуару?

И вот по тротуарам пошли люди.

Вдоль улицы стоят многоэтажные дома , магазины ,автобусные остановки , газетные киоски и т.д. Перед домами растут деревья.

А теперь внимательно посмотрите  на улицу, чего еще на ней не хватает?

Какие виды транспорта вы знаете?

Какие машины относятся к грузовому  транспорту?

Назовите машины специального назначения.

Чем оснащены машины специального назначения?

На какой сигнал светофора они могут ехать?

Д/и «Назови вид транспорта».

Воспитатель показывает детям картинки с видами транспорта, дети  называют.

Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства , называют проезжей частью. Где движется транспорт?

Видите белую линию на дороге? Она разделяет дорогу на две части и называется осевой. По этой части дороги машины едут в одну сторону, по этой в другую . Как называется линия, которая делит дорогу на две части?

Где идут люди? Где едет транспорт?

Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы, того и  гляди  голова   кругом пойдет .

Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицы ,когда машины движутся нескончаемым потоком?  А на перекрестке и совсем пропадешь!

Игра « Светофор»:

Ведущий поднимает красный кружок .

(Игра повторяется несколько раз.)

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

А вот пешеходный переход , который носит название животного. Какого?

Ребята, а как вы думаете, что общего у пешеходного перехода и настоящей зебры?

Зебра – это участок, по которому  пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями. Где нужно переходить дорогу?

На улице нашей машины, машины ,

Машины – малютки ,

Эй, машины, полный ход!

Я – примерный пешеход,

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

В больших городах, на широких улицах, посередине есть «островок безопасности». Он  расположен посередине проезжей части улицы и обозначается белыми сплошными линиями. Если пешеход, начавший переходить дорогу на зеленый сигнал светофора , не успевает перейти ее до конца, так как загорается красный  сигнал, ему следует остановиться на «островке безопасности» и ждать зеленого сигнала. И только после этого завершить переход улицы.

Для чего нужен «островок безопасности»?

Дети, а чего еще не хватает на нашем макете?

Что за знак дорожный: красный крест на белом? Днем и ночью можно обращаться смело! Врач повяжет голову белою косынкою и окажет первую помощь медицинскую.

Знак ребят предупреждает, от несчастья ограждает «Переезд»! Вовсю глядите, за шлагбаумом следите.

И зайчишку и Маришку, и соседского мальчишку, четко знак оповещает  – въезд машинам запрещает!

Вот мы и построили с вами улицу, теперь можно будет на ней играть.

Дети вам понравилось в «Школе безопасности»? Покажите на макете  тротуар, проезжую часть, осевую линию, пешеходный переход, «островок безопасности». Мы с вами вспомнили виды транспорта, поговорили о правилах перехода улицы.

На прощание  я хочу вручить вам удостоверения юного пешехода.

Пешеходы .(Дети ставят на макет пешеходов.)

Не хватает транспорта.

Грузовой, легковой, пассажирский, машины специального назначения.

Машины, которые перевозят грузы (грузовик, «газель», рефрежератор)

Автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Скорая помощь, пожарная машина, полиция.

Визуальной и звуковой сиреной.

По проезжей части.

Осевая. (Дети ставят на макет транспорт.)

Начинаем разговор про трехглазый светофор. Он не зря горит над нами разноцветными огнями.

Дети стоят на месте.

Хлопают в ладоши.

Ходьба на месте.

Зебра в Африке живет, полосата очень, воду пьет , траву жует, порезвиться хочет. А у нас на улице, здесь у перекрестка, точно  зебра, в самый раз переход в полоску.

По пешеходному переходу, по «зебре».

Идут по кругу, останавливаются.

Встают, поднимают руки вверх.

Быстро идут по кругу, останавливаются. Прижимают ладони к груди. Поворачивают голову вправо – влево , разводят руки в стороны , наклоняясь вперед.

Островок вот на асфальте белой краской нанесен.         Это зона пешехода,                  Безопасным назван он.

Чтобы остановиться и дождаться зеленого сигнала светофора.

Пункт медицинской помощи.

Дети ставят на макет дорожные знаки.

Правила дорожные не такие сложные. Ты всегда их твердо знай, на дороге соблюдай!

Конспект занятия в старшей группе

Цели и задачи:

дорожная разметка, сигналы светофора, тротуар,  пешеходы,  проезжая часть,  осевая линия, пешеходный переход, «зебра»,  «островок безопасности».

макет, машины, куклы,  деревья, дома, дорожные знаки.

– Сегодня в нашей «Школе безопасности», я хочу рассказать и показать вам устройство проезжей части улицы.

Беседа «Устройство проезжей части»

Рассказ воспитателя с использованием макета.

– Перед вами улица большого города. Посреди улицы проходит – дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов.

– Как называются дорожки для пешеходов?

– Тротуар – это «дорога для пешеходов».

– Как называют людей, которые идут по тротуару?

(Дети ставят на макет пешеходов)

–  И вот по тротуарам пошли люди.

– Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т.д. Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы.

– А теперь внимательно посмотрите на улицу, чего ещё не хватает на ней?  (Не хватает транспорта).

– Какие виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский, легковой, машины специального назначения)

– Какие машины относятся к грузовому транспорту? Пассажирскому? Легковому?

– Назовите машины специального назначения. (Скорая помощь, пожарная машина, милиция).

– Чем оснащены машины специального назначения? (визуальной и звуковой сиреной).

–  На какой сигнал светофора они могут ехать?

Проводится дидактическая игра «Назови вид транспорта»

– Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства,  называют проезжей частью.

– Где движется транспорт?

– Видите белую линию на дороге? Она разделяет дорогу на две части и называется осевой. По этой части дороги машины едут в одну сторону, по этой – в другую. Как называется линия, которая делит дорогу на две части? (Дети ставят на макет транспорт).

– Где идут люди, где едет транспорт?

– Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы, того и гляди голова кругом пойдет. Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицы, когда машины движутся нескончаемым потоком? А на перекрестке совсем пропадешь!

Воспитатель загадывает загадку

Начинаем разговорПро трехглазый светофор.Он не зря горит над намиРазноцветными огнями.

Проводится игра «Светофор» (Ведущий поднимает красный кружок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — ходьба на месте. Игра повторяется несколько раз).

– На какой сигнал светофора, можно переходить дорогу?

– А вот пешеходный переход, который носит название животного. Какого? (зебра). (Показ иллюстрации животного).

– Ребята, как вы думаете, что общего у пешеходного перехода и настоящей зебры?

Зебра в Африке живет, полосата очень.Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет.А у нас на улице, здесь у перекресткаТочно зебра, в самый раз, переход в полоску.

– «Зебра» – это участок, по которому пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями.

– Где нужно переходить дорогу?

На улице нашей машины, машины (идут по кругу, останавливаются).

(встают, поднимают руки вверх).

Эй, машины, полный ход! (быстро идут по кругу, останавливаются).

Я — примерный пешеход (прижимают ладони к груди),

Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо-влево)

Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперед).

–  В больших городах, на широких улицах, посредине есть «островок безопасности». Островок безопасности расположен посредине проезжей части улицы и обозначается белыми сплошными линиями. Если пешеход, начавший переходить улицу на зеленый сигнал светофора, не успевает перейти её до конца, т.к. загорается красный сигнал, ему следует остановиться на островке безопасности и ждать зеленого сигнала. И только после этого завершить переход улицы.

Островок вот на асфальтеБелой краской нанесён.Это зона пешехода,Безопасным назван он.

– Для чего нужен «островок безопасности»?

– Дети, чего не хватает на нашем макете?

Воспитатель предлагает ребенку найти нужный знак

– Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?

– Вот мы и построили с вами улицу. После занятия вы поиграете на этом макете.

– Дети, вам понравилось в «Школе безопасности»?

– Покажите на макете: тротуар, проезжую часть,  осевую  линию, пешеходный переход, «зебру»,  «островок безопасности» и расскажите о их назначении.

– Мы с вами закрепили виды транспорта: грузовой, легковой,  пассажирский, машины специального назначения,  поговорили о правилах перехода  улицы.

Не такие сложные.Ты всегда их твердо знай,На дороге соблюдай!

– На прощание, я хочу вручить вам удостоверения юного пешехода.

МДОУ «Д/с №10 комбинированного вида»

Воспитатель: Симкина Валентина Николаевна

Проводится игра «Светофор» (Ведущий поднимает красный кружок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — ходьба на месте. Игра повторяется несколько раз).

Общие положения. Дорога и ее элементы

Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.

Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.

И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.

Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных родственными признаками.

Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.

Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).

Устройство проезжей части

А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).

Устройство проезжей части

Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.

Устройство проезжей части

Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.

Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.

Устройство проезжей части

А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:

Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.

Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).

Устройство проезжей части

Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.

Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

Устройство проезжей части

Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.

Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.

Устройство проезжей части

И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.

Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.

Устройство проезжей части

Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.

Устройство проезжей части

Устройство проезжей части

Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.

Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.

Устройство проезжей части

Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.

Устройство проезжей части

В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.

Устройство проезжей части

Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.

Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.

Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.

Подведем еще один предварительный итог.

Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.

Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Устройство проезжей части

Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).

В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.

Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

Устройство проезжей части

Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.

Устройство проезжей части

Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.

Устройство проезжей части

Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.

Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Устройство проезжей части

Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.

Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.

Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.

Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.

Устройство проезжей части

Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.

Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.

Устройство проезжей части

Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.

На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.

Устройство проезжей части

Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.

Устройство проезжей части

А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.

Устройство проезжей части

Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.

Устройство проезжей части

Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?

И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:

Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).

А сейчас давайте зададимся конкретным примером.

Устройство проезжей части

Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).

Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).

ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.

Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.

Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *