Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

В справочнике ПДД можно найти множество определений понятий, с которым автомобилисты сталкиваются ежедневно. Проезжая часть — это один из главных элементов в системе дорожного движения, который предназначен для движения транспортных средств. Поезжая часть дороги может быть разделена на несколько частей, чаще всего их две или четыре, но в крупных мегаполисах их количество может быть существенно увеличено. Сегодня команда издания «АвтоФемида» ближе познакомит вас с этим понятием. Читайте следующую статью, и вы узнаете определение проезжей части по ПДД.

Проезжая часть

Проезжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств. Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения.

Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки. Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.

Проезжая часть в ПДД

Проезжая часть предназначена для движения безрельсовых ТС. На ней могут размещаться трамвайные пути. Они, как правило, автомобилями не могут использоваться. В ПДД есть пункт 9.6. Он позволяет выезд на трамвайные пути при развороте, повороте налево, но при условии выполнения пункта 8.5 Правил.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Дорога должна проектироваться и содержаться в условиях, обеспечивающих выполнение требования правил градостроительства СП 42.13330.2011. Расстояние от края проезжей части скоростной трассы до границы жилой застройки не должно быть меньше 100 м.

Стандарт обязывает застройщиков устраивать озеленительные полосы шириной не менее 10 метров. Много полезной информации есть и в документе СНиП 2.07.01-89, раздел 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть», пункты 11.1-11.4. В стандарте есть условие — высокоскоростные дороги должны иметь подземные и надземные пешеходные переходы. Устраивать на автомагистралях наземные переходы запрещено.

Границы проезжая части дороги определяют полосы движения. Они выделяются разметкой и знаками (пункт 9.1 ПДД). Пересекать прерывистую разметку разрешено только при перестроении.

Если разметки нет, ширина полосы выбирается водителем самостоятельно с учетом габаритных размеров автомобиля и ТС, проезжающих рядом. Обязательно должен приниматься во внимание и интервал между ними.

На проезжей части выделяются дополнительные полосы в местах подъема на эстакады и специальные для общественного транспорта. Водитель не должен занимать крайнюю левую полосу, если свободна полоса, расположенная справа.

Светофор

Что же нужно тебе знать из этих правил? На помощь участникам движения часто приходит светофор.

Светофор – греч. «носитель света».

Рис. 6. Светофор ()

Чаще всего светофор «несет» красный, желтый и зеленый свет. Красный цвет – цвет опасности, он хорошо виден при любой погоде и в любое время суток. Он говорит нам – стой, движение запрещено. Зеленый цвет резко отличается от красного, поэтому их невозможно перепутать. Зеленый цвет разрешает движение. Между красным и зеленым расположен желтый цвет. Он говорит водителю – внимание.

Бывают также светофоры для пешеходов. На них только 2 сигнала – красный и зеленый. На зеленом сигнале человечек идет, значит, и ты можешь переходить дорогу. Красный человечек стоит, значит, и ты должен стоять.

Рис. 7. Пешеходный светофор ()

Транспортные потоки на проезжей части по ПДД

Разделительные полосы устанавливают для обеспечения безопасного движения по многополосным дорогам противоположного направления. На федеральных и межгосударственных автомагистралях они могут разделять транспортные потоки попутного направления. Ширина определяется ГОСТом Р 52399-2005.

Допустимая ширина — шесть метров, внутри может располагаться газон. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина — 2 метра. На двухполосные дороги второй категории разделительные ограждения не устанавливают. Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий.

Дорога и её составные части

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Итак, дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.

Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.

Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.

Все они дороги из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром. Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства. Проезжая часть предназначена только для транспортных средств.

Зато для пешеходов предназначается тротуар. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает «дорога для пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.

Тротуары немного приподняты над проезжей частью дороги. Делается это для того, чтобы любой пешеход мог чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром. Обозначают эту границу специальными камнями, которые образуют поребрик. На тех улицах, где особенно много пешеходов и машин, тротуары от проезжей части отделяются не поребриком, а металлическими ограждениями.

Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам.

Правила обхода общественного транспорта

Когда ты выходишь из транспорта, важно помнить, что автобус или троллейбус обходят только сзади, а трамвай – спереди. Обходя трамвай спереди, ты увидишь, далеко ли встречный трамвай. Обходя автобус или троллейбус сзади, ты увидишь, не обгоняет ли его другое транспортное средство. Идеальный вариант — если ты дождешься пока транспорт, на котором ты приехал, уедет.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис. 18. Обходи трамвай спереди (

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис. 19. Обходи автобус сзади ()

Проезжая часть дороги

Правила движения определяют проезжую часть как элемент дороги, предназначенный для движения безрельсового транспорта. Трамвай к таковому не относится. Проезжая часть является лишь составляющей частью дороги. Она может быть покрыта асфальтом, гравием, щебнем, брусчаткой. Дорога, в свою очередь, включает в себя проезжую часть, тротуары и обочины. Основное ее предназначение — это передвижение транспортных средств.

Количество полос для движения по проезжей части определяется с помощью нанесенной разметки. При ее отсутствии водитель должен управлять транспортом, двигаясь по своей полосе и не создавая помех другим автомобилям. Левая сторона проезжей части на дорогах с двухсторонним движением считается встречной. Выезд на нее допустим только в случае совершения обгона.

Дорога что это

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Главное назначение дороги — обеспечить движение транспортных средств и пешеходов. В ПДД используется обобщенный термин «дорога», который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

При этом понятием «дорога» охватываются:

  • специально построенные сооружения (искусственные поверхности);
  • приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы, «зимники» и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки.

Дорога как техническое сооружение состоит из целого ряда элементов, однако не все они применительно к ПДД объединяются термином «дорога».

Из всех элементов в понятие «дорога» применительно к Правилам входят:

  • тротуары и обочины;
  • проезжая часть;
  • разделительная полоса.

Дорога может также включать в себя трамвайные пути. На дорогах, где для движения в одном направлении существуют две и более полосы, выезжать на крайнюю левую допускается только в том случае, если все остальные полосы заняты. Так обычно происходит при интенсивном потоке транспорта.

Кроме того, автомобили, не способные развивать большую скорость, должны двигаться только по крайней, правой полосе проезжей части. Иное расположение транспортных средств допустимо при обгоне, перестроении, объезде.

Правила передвижения за городом

За пределами города тоже нужно соблюдать правила дорожного движения. За городом, как правило, проезжая часть есть, а тротуара нет. В таком случае нужно идти по обочине, лучше друг за другом и обязательно навстречу движущемуся транспорту. Водитель ты, пассажир или пешеход, тебе всегда необходимо помнить, что дорога требует к себе серьезного отношения.

Список рекомендованной литературы

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  • Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  • Фестиваль педагогических идей (Источник).
  • Социальная сеть работников образования (Источник).
  • Scshurma.narod.ru (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • С. 18-25, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  • Нарисуй маршрут, по которому ты ходишь в школу. Какие дорожные знаки тебе встречаются по пути? Соблюдаешь ли ты все правила дорожного движения?
  • Найди сборник всех дорожных знаков. Рассмотри их. Какие из них ты уже встречал ранее? Выучи их названия.

Какие бывают дороги

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин? Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части. Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

ПДД дорога

Дорога это полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств.

Дорога может состоять из следующих элементов:

  • проезжая часть , состоящая из полос движения ;
  • трамвайные пути;
  • обочины ;
  • тротуары;
  • разделительные полосы .

Проезжая часть это элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами. Если дорога имеет разделительную полосу , то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.

Разделительная полоса дороги

Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств.

При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.

Полоса движения дороги

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд.

По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.

Тротуар и обочина дороги

Элемент дороги тротуар который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.

Элемент дороги обочина который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2 .

Ширина полосы движения

«Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.

Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Похожие по теме записи

Центральным понятием ПДД является дорога. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога. Искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.

Она включает в себя следующие основные элементы:

  • проезжую часть: элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
  • полоса движения: любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
  • разделительная полоса: элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств;
  • обочина: элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами;
  • тротуар: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Количество полос на проезжей части для движения не рельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16, 5.17.1, 5.17.2, а при их отсутствии – самими водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.

Продольная полоса

И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Элементы городских улиц и дорог

Элементами
городской улицы являются одна или
несколько проезжих частей, предохранительные
полосы, тротуары,
пешеходные дороги, велодорожки, трамвайные
пути, полосы зеленых насаждений,
центральные разделительные
полосы между проезжими частями встречных
направлений движения,
разделительные полосы между центральной
проезжей частью и боковыми проездами, между
тротуаром и проезжими частями, откосы
насыпей и выемок, подпорные стенки,
технические полосы, резервные полосы,
остановочные и конечные площадки
общественного транспорта и т.д.

Автостоянки, расположенные в
границах красных линий, входят
как элемент в городскую улицу или дорогу.
Автостоянки,
размещаемые
вне красных линий, в городскую улицу не
входят, но являются составным элементом
улично-дорожной сети.

Важным
элементом
городской улицы является проезжая
часть. Ширину
проезжей части назначают
в зависимости от перспективной
интенсивности движения в часы пик и
пропускной способности одной полосы,
определяемой с учетом категории улицы,
расстояния между перекрестками и их
пропускной способности.

Края
проезжей части улиц располагают так,
чтобы они находились не далее 25 м от
красных линий или чтобы между красной
линией и проезжей частью оставалась
свободная спланированная полоса шириной
не менее 6 м для проезда пожарных машин,
расположенная не ближе 5 м от линии
застройки. Тупиковые проезды должны
заканчиваться кольцевыми объездами
радиусом 10 м или площадками 12х12 м.

Ширину
тротуаров
устанавливают в зависимости от категории
улицы, характера застройки и количества
пешеходов, считая, что пешеход придвижении
занимает полосу шириной 0,75 м.

Пропускная
способность одной полосы тротуара
составляет 600-1000 пешеходов в 1ч. Минимальная
ширина тротуара 1,5 и лишь в районах с
индивидуальной застройкой может быть
снижена до 1м. У вокзалов, театров, станций
метро тротуары уширяют за счет удлинения
застройки от красных линий внутрь
квартала.

В
зависимости от общей ширины улицы, тротуары
можно располагать рядом
с проезжей частью; между полосами зелёных
насаждений, отделяющими тротуар от
проезжей части и от линий зданий; рядом
с линией застройки, но с отделением от
проезжей части полосой зелёных насаждений.

Большое
значение для украшения улиц и улучшения
их санитарно-гигиенических условий
имеют зелёные
насаждения.
Разделительные зелёные полосы повышают
безопасность движения. При установлении
типа посадок учитывают общую ширину
улицы, тротуара, расположение подземных
коммуникаций и линий трамвайного
движения.

Под
улицей размещаются подземные коммуникации:
кабели электрического тока,
телефонно-телеграфные линии, водопровод,
газопровод, канализация и т. д. В больших
городах для удобства эксплуатации
подземные сети размещают в общих бетонных
коллекторах-тоннелях

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.20.
Типовые поперечные профили скоростных
дорог

А – вне застройки; Б – в промышленно-складских
районах; 1 –
основная проезжая часть; 2 –
местные и боковые проезды; 3 –
предохранительные и краевые полосы; 4 –
тротуары; 5 – разделительные
полосы и полосы озеленения; 6 –
предохранительный
брус; 7 –
ограждения пешеходов; 8 – кабели
освещения и связи

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.21.
Типовой поперечный профиль скоростной
дороги в выемке

1 – основная проезжая
часть; 2 –
местные и боковые проезды; 3 –
предохранительные и краевые полосы; 4 –
тротуары; 5 –
разделительные
полосы и полосы озеленения; 6 –
предохранительный брус; 7 –
кабели освещения и связи

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.
22. Типовой поперечный профиль общегородской
магистрали непрерывного движения

1 –
основная
проезжая часть; 2 –
боковые
и местные проезды; 3 – предохранительные
полосы; 4 – тротуары; 5 – разделительные
полосы и полосы озеленения; 6 – ограждения
пешеходов; Т – телефонные
кабели; В –
водопровод; В-К – водопровод
и канализация; К – канализация; КС – кабели
связи; КО –
кабели освещения; ГНД –
газопровод низкого давления; ГСД –
газопровод
среднего давления; ККТ –
коллектор электрических и телефонных
кабелей

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.23
Типовой поперечный профиль общегородской
магистрали регулируемого движения

А – без
трамвая; Б –
с трамваем; 1 – основная
проезжая часть; 2 –
боковые и местные проезды; 3 – предохранительные
полосы; 4 –
тротуары; 5 –
разделительные
полосы и полосы озеленения; Т –
телефонные
кабели; В –
водопровод; В-К –
водопровод
и канализация; К –
канализация; ЭК –
электрокабели; КС –
кабели связи; КО –
кабели освещения; ГНД –
газопровод
низкого давления; ГСД –
газопровод
среднего давления; ККТ –
коллектор электрических
и телефонных кабелей

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.24.
Типовые поперечные профили магистралей
районного значения

А –
без трамвая; Б –
с трамваем; 1 –
основная проезжая часть; 2 –
тротуары; 3 –
полосы озеленения; Т – телефонные
кабели; КС –
кабели связи; ЭК -электрокабели; В –
водопровод; К – канализация; В-К –
водопровод и канализация; КО –
кабели освещения; ГНД –
газопровод низкого давления; ГСД –
газопровод среднего давления

Границами городских
улиц и дорог и окружающей территории
(застройка, парки, скверы, различные
сооружения и пр.) являются красные
линии, расстояние между
которыми определяет ширину улицы
(дороги) в красных линиях.

Ширину
улиц и дорог следует устанавливать с
учетом их категории и в зависимости от
расчетной интенсивности движения
транспорта и пешеходов; типа застройки;
рельефа местности; требований защиты
населения от шума, пыли, выхлопных газов
автомобилей, способов отвода дождевых
и талых вод; размещения подземных
инженерных сетей, зеленых насаждений,
оросительных каналов и др.

Многообразие
факторов, влияющих на ширину улиц одних
и тех же категорий, позволяет рекомендовать
только типовые решения поперечного
профиля (см. рис. 1-9),
которые в дальнейшем уточняются для
конкретных случаев проектирования.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.25.
Типовые поперечные профили дорог
грузового движения

А –
вне застройки; Б –
в застройке; 1 –
основная проезжая часть; 2 –
тротуары; 3 –
полосы озеленения; 4 –
центральная разделительная полоса; Т –
телефонные кабели; КС –
кабели связи; ЭК – электрокабели; В –
водопровод; К –
канализация; В-К – водопровод
и канализация; КО – кабели
освещения;ГНД –
газопровод низкого давления; ГСД –
газопровод среднего давления

2.9. При
решении отдельных элементов городских
улиц и дорог рекомендуется:


трамвайные пути предусматривать на МРД
и РМ и размещать на обособленном полотне
или в одном уровне с проезжей частью по
оси проезжей части или с одной из двух
сторон проезжей части;


полосы зеленых насаждений использовать
для разделения различных элементов
улицы: проезжей части от тротуаров,
тротуаров от застройки и т.д.;


технические полосы, разделительные
островки и полосы озеленения использовать
для прокладки подземных инженерных
сетей;


резервные полосы предусматривать для
последующего устройства проезжих
частей, трамвайных линий, прокладки
инженерных подземных сетей, строительства
метрополитена и т.д.


направляющие и регулирующие движение
островки выполнять конструктивно
поднятыми над проезжей частью или в
одном уровне с выделением разметкой;


велодорожки устраивать
на отдельной полосе вне
проезжей части.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.26.
Типовые поперечные профили жилых улиц
и микрорайонных проездов

А –
жилые улицы; Б –
главные проезды; В –
основные проезды; Г –
подъезды к отдельным зданиям; 1 –

проезжая
часть; 2 –
тротуары; 3 – газоны; ГНД –
газопровод низкого давления; КО – кабели
освещения; КС –
кабели связи; ЭК – электрокабели; В – водопровод; К –
канализация

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.27.
Типовые поперечные профили дорог и улиц
местного значения

А –
дороги
промышленных и коммунально-складских
зон; Б – поселковые
улицы в многоэтажной застройке; В –
поселковые улицы в малоэтажной
застройке; Г –
поселковые улицы в усадебной застройке; 1 –
проезжая часть; 2 –
тротуары; 3 –
газоны; В-К – водопровод и
канализация; ГСД –
газопровод среднего
давления; КО – кабели освещения; КС – кабели
связи; ЭК – электрокабели; В – водопровод; К – канализация

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.28.
Типовые поперечные профили поселковых
дорог

При
расположении различных элементов
городских
улиц и дорог в разных уровнях по отношению
друг к
другу их сопряжение достигается с
помощью откосов или подпорных стенок.
Конструктивным элементом сопряжения
проезжих частей с газонами и тротуарами
является бордюрный (бортовой) камень.

На
основной проезжей части городских улиц
и дорог не следует предусматривать
более четырех полос движения в одном
направлении. Если перспективная
интенсивность движения превышает
пропускную способность четырехполосной
проезжей части, необходимо предусмотреть
боковой проезд или дублер.

Двухполосные
проезды с двусторонним
движением: троллейбусов на первую
очередь строительства, а для малых и
средних городов на расчетный срок,
должны иметь ширину проезжей части 10,5
м, т.е. две полосы по 5,25 м; автобусов – 9
м. Для проездов с числом полос более
двух это требование отпадает.

Основными элементами
городских дорог являются проезжие
части, а улиц – проезжие части и тротуары.
Кроме того, элементами являются
озеленение, освещение и водоотводящие
устройства.

Территория, в
пределах которой должны размещаться
все элементы автомобильных дорог,
называется полосой отвода. Участки
за пределами земляного полотна носят
название обрезов. Они служат для
размещения пешеходных дорожек, озеленения,
строительных и эксплутационных целей.
Проектные границы улиц, в пределах
которых должны размещаться все их
элементы, носят названиекрасных
линий. Здания и сооружения размещают
вдоль красных линий или же строят,
отступя от них в глубь микрорайонов. В
красных линиях ширину магистральных
улиц общегородского значения назначают
не менее 45м, районного значения – 35м,
улиц местного значения – 25м (при
многоэтажном строительстве), при
малоэтажном – 15м. Проезжим частям придают
поперечные уклоны в стороны лотков,
кюветов, приёмных колодцев ливневой
канализации. Отдельные элементы улиц
и дорог рекомендуется отделять друг от
друга полосами зелёных насаждений.
Тротуары от зданий, как правило, отделяют
газонами. Назначение зелёных насаждений:
декоративное, гигиеническое; они служат
барьерами, препятствующими распространению
шума, пыли, выхлопных газов автомобилей
со стороны проезжей части. Вдоль улиц
устраивают также бульвары, пешеходные
аллеи. Полосы зеленых насаждений
используют для отделения тротуаров от
проезжей части, разделения проезжих
частей для движения различных видов и
направлений. В пределах улиц размещают
трамвайные пути, пешеходные дорожки
(рис. 1.2, 1.3).

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.1.2.
Поперечный
профиль магистральной улицы общегородского
значения: 1.-Проезжая часть скоростного
движения; 2.- Проезжая часть смешанного
движения; 3.- Проезжая часть местного
движения; 4.- Тротуары, аллеи, пешеходные
дорожки; 5.- Полосы зелёных насаждений;
9.- Трамвайные пути; 10.- Отмостки у зданий;
11.- Разделительная полоса.

Движение по данной
улице может быть непрерывным или же
регулируемым. В первом случае пересечение
с другими улицами или дорогами
осуществляется в разных уровнях путём
устройства тоннелей, путепроводов,
эстакад.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.
1.3. Профиль
улицы с трамвайными путями.

Ширину отдельных
элементов и дорог принимают в соответствии
с нормами проектирования. Ширину проезжей
части и тротуаров устанавливают расчетом
с учетом характера и размеров движения.

Проезжие части

Проезжая часть
должна быть ровной, нескользкой, прочной,
способной выдержать нагрузки от
транспортных средств, обеспечивая
возможность их движения с расчётными
скоростями. Для этого на проезжей части
устраивается несущая конструкция,
именуемая дорожной одеждой. Дорожные
одежды состоят из одного или нескольких
слоёв. Верхний конструктивный слой
дорожной одежды называетсяпокрытием.
Покрытие подвержено непосредственному
воздействию проходящего транспорта.
Значительный вес, динамичность и
многократность воздействий нагрузок,
большие касательные усилия при торможении
предъявляют высокие требования к
материалу дорожных покрытий: стойкость
к температурно-влажностным воздействиям,
сопротивление истиранию и износу,
сдвигу. Для повышения долговечности,
коэффициента сцепления с шинами колёс
автомобиля устраивают слой износа,
восстанавливаемый по мере его истирания.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.
1. 4. Классификация
дорожных одежд.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис.
1.5. Конструкции
дорожных одежд: а – капитального типа;
б – переходного типа: 1 – мелкозернистый
асфальтебетон; 2 – крупнозернистый
асфальтобетон; 3 – щебеночное основание;
4 – песчаный подстилающий слой; 5 –
поверхностная обработка; 6 – гравий,
обработанный минеральным вяжущим.

На рис. 1.4, 1.5
представлена классификация дорожных
одежд и типовые конструкции.
Усовершенствованные дорожные одежды
выполняют из цементобетона, асфальтобетона,
брусчатки и др. (рис. 1.5. а). Облегченные
дорожные одежды выполняют из холодного
асфальтобетона, битумоминеральных
смесей и др. Дорожные одежды переходного
типа используют при двухстадийном
строительстве (рис. 1.5 б). на второй стадии
их используют в качестве оснований для
усовершенствованных покрытий. Низшие
дорожные одежды используют на местных
дорогах. Они состоят из укрепленных
минеральными вяжущими щебня, гравия,
шлака, грунта.

Количество полос,
ширина их, а также ширина полос безопасности
(предохранительных полос) в соответствии
со СНиП П-60-75* приведены в табл. 13.

Ширину проезжей
части городских улиц и дорог в одном
направлении движения 5, м, определяют,
исходя из расчетной перспективной
интенсивности движения транспорта и
пропускной способности одной полосы,
по формуле

где А
— расчетная
интенсивность (перспективная) движения,
привел. авт/ч( N
— пропускная
способность одной полосы движения на
перегоне, привел. авт/ч(

/г и — число полос;
у — коэффициент многополосности; „ —
коэффициент, учитывающий влияние
многополосности на пропускную способность:
при одной по-

2 3 лосе
он равен 1; при двух полосах “г’03
1,052; при 3 полосах п—,
— 1,11; при
че-

4 ‘ А1г
тырех полосах
о-е- = 1,143; Величина тг- округляется до
целого числа полос; Ь

ширина одной полосы
движения, м; п
— ширина
предохранительной
полосы (полосы
безопасности), м.

Полосы безопасности
устраиваются только на городских
скоростных дорогах и магистральных
улицах общегородского значения, поэтому
для остальных категорий улиц и дорог
последний член этой формулы исключается.

Величину расчетной
перспективной интенсивности движения
определяют при проектировании генплана
и ПДП и уточняют на стадии разработки
проекта планировки магистрали, улицы
и площади. Для стадии разработки проекта(
технического) городской улицы или дороги
эти данные должны содержаться в задании
на проектирование.

Ширина проезжих
частей боковых проездов определяется
по той же формуле, но в качестве расчетной
интенсивности движения принимается та
часть перспективной интенсивности,
которая превышает пропускную способность
основной проезжей части.

Боковые проезды
предназначаются для одностороннего
движения (общественного, грузового и
местного транспорта), и ширина их проезжей
части должна быть не меньше двух полос,
т. е. 7,5 м. Такая наименьшая ширина
диктуется необходимостью пропуска
общественного транспорта с остановками
для посадки и высадки пассажиров и для
остановок местного транспорта у подъездов
зданий и для въездов в квартал.

Местные проезды
вдоль магистральных улиц служат только
для обслуживания прилегающей застройки.
Вдоль магистральных улиц общегородского
значения их следует проектировать при
наличии жилой застройки, независимо от
величины расчетной интенсивности
движения. Разумеется, если жилая или
другой вид застройки не имеет входов в
здания с проектируемой улицы и заезды
в квартал примыкают к другим улицам
(параллельным или перпендикулярным к
проектируемой), необходимость в устройстве
местных проездов отпадает. Исключением
из этого правила может служить лишь
частое примыкание жилых улиц к
магистральным улицам общегородского
значения. В этих случаях чтобы уменьшить
частоту этих примыканий, также следует
проектировать местные проезды.

Вдоль магистральных
улиц районного значения местные проезды
как
правило, не проектируются. Движение
местного, обслуживающего застройку
транспорта, осуществляется с проезжей
части районной магистрали. Однако
возможны случаи, когда интенсивность
движения не обеспечивается пропускной
способностью центральной проезжей
части тогда в целях уменьшения этой
расчетной интенсивности, а также лик-

видации задержек
из-за остановок местного транспорта у
застройка проектируются местные проезды.

Ширина местных
проездов, как правило, не превышает двух
полоо от
3,5 до 3 м каждая в зависимости от местных
условий. В городах, расположенных в
климатических районах, где отсутствуют
значительные снегопады, и в случаях,
когда необходим подъезд только легковым
автомобилям, полосы принимаются шириной
по 3 м. В городах, расположенных в районах
со значительным снегопадом, а также в
тех случаях, когда необходим подъезд
грузового транспорта (магазины, торговые
центры, промпредприятия и т.
д.), ширина
полос принимается 3.5 м.

Таким образом
определяется ширина проезжей части
городских улиц и дорог в обычных условиях.
На отдельных участках улиц из-за ряда
местных условий производится уширение
проезжей части, К таким условиям относятся
длительные затяжные подъемы, кривые
малых радиусов, подходы к перекресткам,
климатические районы со значительным
снегопадом, размещение остановок
общественного транспорта, большая
интенсивность движения общественного
или грузового транспорта, примыкания
и съезды и т. д.

При затяжных
подъемах на двухполосных городских
улицах и дорогах на участках длиной
более 300м, при продольном уклоне 40и/оо
проезжая часть уширяется в сторону
подъема на одну полосу движения, т. е.
на 3,75 м. Такое же уширение выполняется
также при продольном уклоне 30°/оо и
длине участка 1 км.

Длина участка зоны
перехода от двухполосной проезжей части
к трехполосной должна быть не менее 70
м, а длина участка уширения после
окончания подъема в зависимости от
интенсивности движения назначается от
50 до 200 м.

В климатических
подрайонах 1Б, 1Г из-за значительных
снегопадов предусматривается уширение
проезжей части на 3 м для укладки
сметаемого снега

На скоростных и
грузовых дорогах, проходящих вне
территории застройки и на территориях,
не подлежащих застройке, где проектируются
обочины и кюветы, дополнительные полосы
для складирования снега предусматривать
не надо, так как в этих условиях снег
перебрасывается за кювет

В IV климатической
зоне при наличии арыков на районных
магистральных улицах и дорогах, не
имеющих бортового окаймления, следует
уширять проезжую часть на 0,5—0,75 м для
создания дополнительной полосы
безопасности Поперечные профили такого
типа довольно часто встречаются в
городах республик Средней Азии, однако
проектировать новые улицы и реконструировать
старые, сохраняя такой профиль, очевидно,
нецелесообразно Мелиоративную канаву-арык
не следует использовать для отвода
поверхностных вод. Для этой цели
параллельно с арыками надо прокладывать
ливневую канализацию

Для обеспечения
нормальных условий движения при въездах
и съездах на скоростные дороги и
общегородские магистрали с непрерывным
движением устраивают уширения проезжих
частей для разгона (нч въезде) и для
торможения (на съезде), чтобы исключить
помехи для основного потока Такие полосы
называются иереходно-скоростными.
Наиболее часто они устраиваются на
подходах к транспортным пересечениям
в разных уровнях

СНиП 11-60 75* для
городских условий предписывают устройство
переходно-скоростных полос только для
скоростных дорог, где расчетная скорость
движения составляет 120 км/ч. Однако надо
считать целесообразным и необходимым
устройство их в крупных и крупнейших
городах и на магистральных улицах
общегородского значения с непрерывным
режимом движения транспорта, где
расчетная скорость ра;зна 100 км/ч

Переходно-скоростная
полоса слагается из двух частей (рис.
13):

участка с полной
ее шириной (5р или 5^) и участка, где
проезжая часть постепенно уширяется
до полной ширины Этот участок называется
отгоном полосы (5ш)

На рис. 13 приведены
схемы устройства переходно-скоростных
полос- а—в
зоне остановок; б—на пересечениях; е—на
съездах и въездах В зависимости от
расчетной скорости движения на остальной
магистрали и ее продольного уклона
длину переходно-скоростных полос и
длину участка отгона следует принимать
по табл. 14.

Переходно-скоростные
полосы полной ширины отделяются от
основной проезжей части разделительной
полосой шириной не менее 0,75 м.

При движении по
улице маршрутных автобусов и троллейбусов
90 ед/ч и выше следует выделять для них
пециальную полосу проезжей части. В
ряде случаев для ликвидации или снижения
задержек

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рис. 13. Схема
переходно-скоростных полос

в местах расположения
остановок общественного транспорта
иногда устраивают местные уширения
проезжей части, так называемые «карманы».
Различают карманы двух типов: закрытые
и открыгые. Закрытые карманы отделены
от основной проезжей части поднятой
разделительной полосой (рефюжем) или
полосой с разметкой шириной 2 м. Открытые
карманы отделяются от основной проезжей
части голько пунктирной размегкой.

Ширина проезжей
части в закрытом кармане должна быть
не менее 7 м, чтобы в случае необходимости
идущий сзади автобус (троллейбус) мог
бы объехать остановившийся впереди. В
открытом кармане ширина проезжей части
3,5 м и объезд осуществляется благодаря
увеличению общей ширины проезжей части.

Закрытые карманы,
как правило, могут быть рекомендованы
для применения только на поселковых
дорогах. Открытые карманы допу-

скаются лишь на
поселковых улицах и поселковых и грузовых
дорогах, а также, как исключение, на
улицах и дорогах местного значения.

При реконструкции
улиц и дорог в старых городах, а также
на I очередь строительства, т. е. когда
интенсивность движения еще не достигла
перспективных расчетных размеров, общую
ширину городских улиц и дорог допускается
уменьшать до 10,5 м при двустороннем
движении троллейбусов, до 9 м при
двустороннем движении автобусов.

В местах расположения
углов поворота трассы городской улицы
или дороги, сопрягаемых горизонтальными
кривыми, при малых радиусах этих кривых
необходимо увеличить ширину проезжей
части (см.
§ 7 настоящей главы).

$
4. ТРОТУАРЫ, ПЕШЕХОДНЫЕ И ВЕЛОСИПЕДНЫЕ
ДОРОЖКИ

Тротуары, как
правило, проектируют параллельно
проезжей части, а пешеходные дорожки
могут иметь самостоятельное направление.
Ширину тротуаров и пешеходных дорожек
следует назначать в зависимости от
размеров пешеходного движения с учетом
категории городской улицы. Полоса
движения на тротуарах всех типов
принимается равной 0,75 м, пропускная
способность полосы тротуаров разных
типов приведена ниже:

Пропускная
способность одной полосы Тип тротуара
движения чел.-ч

Тротуар в пределах
зеленых насаждений улиц и

В условиях
реконструкции городских улиц встречается
еще один вид тротуара, когда он
непосредственно примыкает к зданиям,
не имеющим магазинов. Разумеется, при
новом строительстве располагать тротуары
таким образом не следует и пешеходов
необходимо отделять от окон жилых и
служебных (учебных, лечебных и т. д.)
помещений полосой хотя бы с посадкой
кустарника. В условиях реконструкции
• это не всегда удается. Пропускную
способность таких тротуаров следует
принимать порядка 700—750 пешеходов в 1 ч
на одну полосу. Если нет магазинов в
первых этажах домов, наименьшее расстояние
тротуаров от застройки рекомендуется
принимать 10 м.

Установив тип
проектируемого тротуара и соответствующую
пропускную способность, определяют
ширину тротуара по формуле

где 0 — расчетная
интенсивность движения пешеходов в час
пик; N —
пропускная способность одной полосы
пешеходов в час; Ь
— ширина
одной полосы, равная 0,75 м.

Данные о расчетной
интенсивности пешеходного движения,
как правило,
должны содержаться в задании на
проектирование

Нормируемая СНиП
П-60-75* ширина тротуаров приведена в в
табл 15 Эти размеры относятся к так
называемой ходовой или рабочей части
тротуара Мачты освещения, опоры контактной
сети, опоры различных указателей и
знаков надо размещать за ее пределами.
В условиях реконструкции допускается
размещать их на тротуарах на расстоянии
0,35—0,50 м от бордюрного камня, увеличивая
в этом случае общую ширину тротуара на
0,5—1,2 м.

У объектов массового
посещения (театры, кинотеатры, рынки,
вокзалы, станции метрополитена и т. п.)
необходимо предусматривагь местные
уширения тротуаров с учетом наибольшего
возможного скопления пешеходов из
расчета 0,15 ^
на 1 чел При этом особенно важно учесть
период эвакуации, когда интенсивность
пешеходного движения будет наибольшей
Для периода эвакуации посетителей из
театров, кинотеатров, стадионов пропускную
способность одной полосы движения
пешеходов принимают 1000 чел.-ч.

Скамьи, рекламные
и газетные стенды, всевозможные киоски
следует размещать на специальных
уширениях с таким расчетом, чтобы
остановившиеся возле них пешеходы
оказались вне ходовой ширины тротуара.
При посадке на тротуарах деревьев в
лунках с приствольными решетками полоса,
занятая деревьями, также не включается
в ходовую (рабочую) ширину тротуара.

На поселковых
улицах и пешеходных дорожках в тех
случаях,
когда
интенсивность движения пешеходов не
превышает 100 чел.-ч, допускается устройство
тротуаров шириной 1 м

В местностях с
большим снегопереносом наименьшую
ширину
тротуаров
следует принимать 3 м

При кюветном
водоотводе на городских дорогах и
поселковых улицах тротуар следует
располагать за кюветом, предусматривая
между краем кювета и тротуара берму не
менее 0,5 м. Для перехода через кюветы
устраивают пешеходные мостики или в
кювет укладывают перепускную 1рубу и
засыпают его грунтом.

Нормативы для
определения ширины пешеходных улиц при
новом строительстве в настоящее время
отсутствуют. При расчете ее рекомендуется
принимать пропускную способность полосы
не более 400
чел.-ч.

На пешеходных
улицах обязательно должна быть
предусмотрена возможность для проезда
транспорта специального назначения
(аварийный, пожарный, медицинской помощи
и т. п.).

Велосипедный
транспорт у нас в стране не имеет
значительного распространения. В
прибалтийских республиках уровень
использования велосипедного транспорта
несколько выше, чем в целом по Союзу, но
также невысок. Причинами этого явления
служат, вероятно, неблагоприятные для
велосипедного движения климатические
условия, сложившиеся издавна традиции,
а также отсутствие специальных
велосипедных дорожек.

В современных
условиях велосипед во всем мире переживает
как бы второе
рождение. В нем справедливо видят не
только средство, компенсирующее
недостаток движения у современного
горожанина, но и средство, уменьшающее
транспортную нагрузку на улицах города
и снижающее отрицательное воздействие
транспорта на окружающую среду.

В связи с этим при
проектировании городских улиц и дорог
требуется уделять серьезное внимание
велосипедному транспорту.

На основе тщательного
изучения передвижения населения с
учетом климатических и других местных
условий необходимо проектировать
специальные велосипедные маршруты.
Такими маршрутами могут быть направления,
соединяющие селитебную территорию
города с местами приложения труда, с
зонами отдыха, с торговыми и
культурно-общественными центрами. Эти
маршруты должны быть оборудованы
удобными стоянками для хранения
велосипедов.

Велосипедные
дорожки следует проекгировать, как
правило, для .одностороннего движения.
Они должны быть отделены разделительными
полосами от проезжих частей, предназначенных
для других видов транспорта, и от
тротуаров. Ширину велосипедной дорожки
рекомендуется принимав для одностороннего
движения 1,5—2 м; для двустороннего —
2,5— Зм.

Расчетная скорость
движения велосипедов принимается 25
км/ч, радиус горизонтальных кривых без
виража — не менее 150 м, а с виражом — 50
м. Расстояние от стоянок, зеленых
насаждений и других элементов до края
велосипедной дорожки должно быть
не менее 0,5
м.

Расчетную пропускную
способность одной
полосы
движения на
велосипедной
дорожке СНиП нормируют 300 ед/ч.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Акцент в этом термине на безрельсовые транспортные средства.

Трамвайные пути — не являются проезжей частью.

По трамвайным путям в особых случаях разрешено движение безрельсовых транспортных средств, но они для этих целей не предназначены. Трамвайные пути находятся  не «на» проезжей части, а «слева от» — в случаях, когда допускается движение по ним.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Рельсы слева от проезжей части»

Полоса проезжей части

Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.

Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.

Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.

на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил

С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки. Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами. В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли. На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.

Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.

Обозначенная или не обозначенная разметкой

Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться. Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится. На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф. На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии. Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Профиль проезжей части с продольной полосой

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Продольная полоса  проезжей части

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос  — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.

Уличное покрытие также 1. 3. Устройства и сооружения городских улиц, дорог. Структурные поперечные профили

Добавление полосы движения за счет сужения других полос

Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *