4 Основные положения
4.1 Автомобильные дороги классифицируют по административному и функциональному назначению.
4.2 Автомобильные дороги в зависимости от потребительских свойств и условий доступа следует подразделять в соответствии с ГОСТ 33382-2015 (подраздел 3.1).
4.3 В зависимости от административного назначения автомобильные дороги общего пользования подразделяют следующим образом:
– автомобильные дороги федерального значения;
– автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
– автомобильные дороги местного значения;
– частные автомобильные дороги.
4.4 По характеру обслуживаемых связей автомобильные дороги следует классифицировать по функциональному назначению.
Утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2020 г. N 119-пнст
Предварительный национальный стандарт ПНСТ 502-2020
“ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ”
Automobile roads of general use. Functional classification
Срок действия – с 1 февраля 2021 г.
до 1 февраля 2024 г.
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 “Дорожное хозяйство”.
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2020 г. N 119-пнст
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
2) защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
3) искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
4) – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;
5) элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
6) – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
7) владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания “Российские автомобильные дороги” в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;
8) пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;
9) реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
11) ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
13) объекты дорожного сервиса – здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
14) платная автомобильная дорога – автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Информация об изменениях
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14.1
14.1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, – автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также – платный участок автомобильной дороги);
15) полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
16) придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17
17) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18
18) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19
19) – груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20
20) сохранность автомобильной дороги – состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;
Статья 3 дополнена пунктом 23 с 12 марта 2020 г. – Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ
23) – груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации;
Статья 3 дополнена пунктом 24 с 17 января 2021 г. – Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ
24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств – участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;
Статья 3 дополнена пунктом 25 с 17 января 2021 г. – Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ
25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств – расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи.
Автомобильные дороги Российской Федерации делятся на:
- дороги общего пользования;
- дороги ведомственные.
Автомобильные дороги общего пользования должны обеспечивать движение АТС имеющих предельные габариты и весовые параметры (ГОСТ 9314-79 «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты»),Дороги общего пользования находятся на балансе государственных дорожных организаций. Ведомственные автомобильные дороги находятся на балансе предприятий и ведомств. Эти дороги предназначаются для производственно-технологического обслуживания предприятий и обеспечения связи с дорогами общей сети. Соответственно, они проектируются по ведомственным нормам в расчете на параметры транспортных средств (габариты, осевые нагрузки, общий вес транспортного средства и груза), эксплуатируемых данным ведомством.В настоящее время дорожная сеть Российской Федерации
включает в себя автомобильные дороги обшей протяженностью около 909,5 тыс. км, в том числе автомобильные дороги общего пользования-538,1 тыс.км.Протяженность автомобильных дорог общего пользования I технической категории составляет 4,7 тыс, км, из них 3,7 тыс. км приходится на федеральные автомагистрали. Основная доля федеральной дорожной сети это автодороги П н III технических категорий, общей протяженностью около 40 тыс. км.Федеральные автомобильные дороги составляют примерно 5,2% от обшей протяженности дорог, но при этом на них приходится почти половина всей транспортной работы (грузооборота и пассажирооборота), выполняемой автомобильным транспортом предприятий и населения, а также практически 100 % транспортной работы, связанной с обслуживанием внешнеторгового оборота. Количество и протяженность мостовых сооружений на дорогах России соответственно составляет:
- на федеральных автомобильных дорогах – 5603/-340 км, в том числе капитального типа 5530/338,1 км;
- на территориальных автомобильных дорогах -36747/-1343 км, с том числе капитального типа 29259/1220,7 км.
Перечень федеральных дорог утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства транспорта Российской Федерации. Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991г. 62 Перечень федеральных дорог (с изменением на 24 октября 2003 года) включает перечень магистральных дорог и прочих федеральных дорог.
Сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования в основном состоит из дорог IV технической категории (316 тыс. км), а протяженность дорог III и V категорий составляет соответственно 89,1 и 78,6 тыс. км. Свыше трети территориальных дорог требуют реконструкции, на таких трассах до сих пор находятся в эксплуатации 72 деревянных моста и две паромные переправы.Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 тыс. км2 за последние 10 лет повысилась с 38 до 44 км, для сравнения в США плотность составляет 600 км; Канаде – 88 км; Финляндии-230; Белоруссии-241 км; Франции-1645 км; Германии 1800 км. Протяженность автомобильных дорог по отношению к численности населения в России составляет 5,3 км/1000 жителей для сравнения в Казахстане 5,0 км, в Финляндии – 10 км, в США – 13 км, во Франции – 15,1 км.
Малая пропускная способность федеральных автодорог крайне негативно влияет на экономику страны, обеспечение межрегиональных и международных связей. Из-за резкого роста интенсивности движения скорость перемещения грузов снижается до 300 км/сутки, в то время как в странах Европы подобная величина составляет 1000 км/сутки. Стали обычным явлением частые заторы на дорогах, особенно на подходах к большим городам, что увеличивает стоимость перевозок, снижает конкурентоспособность отечественных товаров и увеличивает их цены на внутреннем и внешнем рынке.8 последнее десятилетие на развитие и ремонт этих важнейших дляэкономики страны артерий выделялось ежегодно не более 25% средств бюджета дорожных фондов.
Из 538 тыс. км. магистралей общего пользования около 10% не имеют твердого покрытия. Кроме того, в стране насчитывается еще порядка 325 тыс. км ведомственных автодорог, построенных за счет различных министерств н ведомств, промышленных предприятий и колхозов. Почти половина этих дорог обеспечивает транспортные связи с населенными пунктами, то есть выполняет функции дорог общего пользования, другая часть относится к технологическим дорогам, обеспечивающим потребности различных производств. С началом процесса приватизации предприятий зги дороги оказались практически бесхозными и, не имея служб содержания и ремонта.Дорожная сеть имеет ярко выраженную радиальную структуру относительно крупных городов, дополненную небольшим количеством хордовых дорог. В то же время появились новые транспортные связи между регионами, а также с ближним н дальним зарубежьем. Сложившаяся конфигурация сети не позволяет выбрать альтернативный маршрут, который позволит избежать заезда в Москву и другие крупные города. К тому же значительная часть автомобильных дорог на подходах к крупным городам и транспортным узлам исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки, обусловленной резким ростом парка автомобилей. Все это приводит к значительным перепробегам автотранспорта.
Из-за недостаточного учета таких факторов как бурная автомобилизация и резкий рост объемов международных автоперевозок, было ослаблено внимание к развитию основных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.Абсолютное большинство из них не отвечает требованиям, предъявляемым к скоростным магистралям. Нет разделительных полос, не обустроены пересечения в одном уровне, не хватает транспортных развязок в разных уровнях, недостаточна обеспеченность барьерными ограждениями, дорожной разметкой и освещением.
Значительное количество существующих многополосных дорог не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным скоростным автомагистралям. Часть из них не обеспечивает реализацию скоростных характеристик и грузоподъемности современных автомобилей. Более трети нуждаются в реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий. Около половины – в усилении дорожных °дежд. Магистрали первой категории с четырьмя и более полосами Движения составляют менее 0,3% от общего протяжения автомо-бильных дорог, что не сопоставимо с удельным весом аналогичных автомагистралей в дорожной сети развитых зарубежных стран.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33382-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
СП 34.13330 “СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги”
СП 243.1326000 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает функциональную классификацию автомобильных дорог общего пользования при планировании новых сетей и проектировании развития отдельных автомобильных дорог общего пользования на федеральном, региональном и местном уровнях.
Настоящий стандарт не распространяется на улицы и дороги населенных пунктов.
5 Функциональная классификация автомобильных дорог
5.1 Дорожная сеть должна состоять из системы взаимосвязанных автомобильных дорог, каждая из которых выполняет определенную транспортную функцию:
– обеспечение передвижения интенсивных транспортных потоков без обеспечения подъезда к прилегающим территориям;
– обеспечение подъезда к прилегающим территориям (конечной точки маршрута);
– обеспечение перераспределения транспортных потоков между автомобильными дорогами.
Соотношение между указанными транспортными функциями автомобильной дороги и ролью, которую автомобильная дорога играет в обеспечении перевозок по сети автомобильных дорог, определяет функциональный класс автомобильной дороги.
5.2 Функциональная классификация должна предусматривать объединение автомобильных дорог в функциональные классы в зависимости от роли автомобильной дороги в составе сети автомобильных дорог:
– основные и второстепенные магистральные автомобильные дороги обеспечивают поездки на дальние расстояния;
– основные распределительные автомобильные дороги, распределительные автомобильные дороги регионального значения обеспечивают перераспределение транспортных потоков между магистральными и местными автомобильными дорогами;
– местные автомобильные дороги обеспечивают подъезд к прилегающим территориям.
5.3 Автомобильные дороги следует классифицировать как основные магистральные автомобильные дороги в соответствии с таблицей 1.
Автомобильные дороги следует классифицировать как второстепенные магистральные автомобильные дороги в соответствии с таблицей 1 при условии, что доля пробега (расчетная интенсивность движения) транспортных средств по автомобильной дороге в межрегиональном и международном сообщениях превышает одну треть и вместе с пробегом (расчетной интенсивностью движения) во внутрирегиональном межмуниципальном сообщении они превышают две трети от общего пробега (расчетной интенсивности движения) по автомобильной дороге.
При соответствующем обосновании к второстепенным магистральным автомобильным дорогам могут быть отнесены и другие дороги, соответствующие приведенному условию по доле пробега (расчетной интенсивности движения) транспортных средств.
5.4 Автомобильные дороги следует классифицировать как основные распределительные автомобильные дороги, распределительные автомобильные дороги регионального значения в соответствии с таблицей 1 при условии, что доля пробега (расчетная интенсивность движения) во внутрирегиональном межмуниципальном сообщении превышает одну треть, а вместе с пробегом (расчетной интенсивностью движения) в межрегиональном сообщении они превышают две трети от общего пробега (расчетной интенсивности движения) по автомобильной дороге.
5.5 В случаях, не оговоренных в 5.3 и 5.4, автомобильные дороги следует классифицировать как местные.
Таблица 1 – Функциональная классификация автомобильных дорог
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
доступ на автомобильную дорогу: Предусмотренная проектной документацией возможность въезда транспортных средств на автомобильную дорогу с пересекаемых или примыкающих автомобильных дорог и съезда с нее на указанные дороги.
3.2 участок сети автомобильных дорог: Элемент дорожной сети (автомобильной дороги) определенной протяженности, функционального класса и категории.
3.3 функциональная классификация автомобильных дорог: Процесс, посредством которого автомобильные дороги группируют по функциональным классам в дорожной сети в соответствии с транспортной функцией, которую они выполняют.
3.4 функциональный класс автомобильной дороги: Элемент функциональной системы в иерархии дорожной сети, обеспечивающий определенную транспортную функцию.
3.5 транспортная функция: Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почты и иного имущества от места посадки (погрузки) к месту высадки (выгрузки) или перегрузки, а также технологические процессы, которые ее обеспечивают.
3.6 объект тяготения: Территории или сооружения, которые обслуживает дорожная сеть.
6 Соответствие функциональной классификации допустимым уровням обслуживания, категориям и классам автомобильных дорог
6.1 Категории и уровни обслуживания движения проектируемых автомобильных дорог должны соответствовать требованиям таблицы 2, устанавливающей соотношение между функциональными классами автомобильных дорог, классами автомобильных дорог по ГОСТ 33382, категориями автомобильных дорог в соответствии с СП 34.13330, СП 243.1326000 и допустимыми на автомобильных дорогах уровнями обслуживания по ГОСТ 33100.
Таблица 2 – Соответствие функционального класса автомобильных дорог классам и категориям автомобильных дорог, допустимым уровням обслуживания движения
6.2 Назначение категории автомобильной дороги следует определять согласно функциональной классификации (см. таблицу 1), функциональному классу (см. таблицу 2) и расчетной интенсивности движения транспортных средств в соответствии с СП 34.13330, СП 243.1326000.