Типы дорог по назначению

Автомобильные
дороги в зависимости от назначения
классифицируются следующим образом:
общего пользования, городские дороги
и улицы, подъездные промышленных и
сельскохозяйственных предприятий.

Дороги I
категории с многополосной проезжей
частью предназначены для скоростных
перевозок грузов и пассажиров, связывают
основные экономические районы страны
и крупнейшие города. Они составляют
основу дорожной сети страны – 11,7 % от
общего протяжения дорог.

Федеральные и
региональные дороги II
– III
категорий служат для дальних автомобильных
сообщений между отдельными объектами
РФ и составляют 27,8 % от общего протяжения
дорог.

Дороги IV
– V
категорий, в свою очередь, представляют
собой основу сети дорог, по которым
выполняется основной объем перевозок
в пределах области или района – 71 % от
общей протяженности дорожной сети.

– это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Как установили археологи, первые дороги появились в Древнем Египте 5000 лет назад. Это через одно тысячелетие после изобретения человеком колесных повозок. Сначала это были обыкновенные тропинки, протоптанные ногами древних пешеходов и охотников. А с появлением колесных повозок появились и первые рукотворные дороги. Они были без какого нибудь покрытия с утрамбованным грунтом  и очищенные от деревьев и камней. Со временем, в зависимости от назначения, дорожное покрытие усовершенствовалось ширина дороги увеличивалась. Дороги стали классифицировать. Какие бывают категории дорог и чем они отличаются друг от друга? Как определить какая категория дорог в населенных пунктах и за их пределами.

Типы дорог по назначению

Разделение дорог по категориям рассмотрено в следующих нормативных документах:

Согласно статье 3 п.1 ФЗ-№257 от 08.11.2007:

п.1. автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

Согласно разделу 3 СП 34.13330.2012:

п.3.3 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

п.3.9 категория автомобильной дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги.

Согласно разделу 3  СП 42.13330.2016:

п.3.37. улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

п.3.36. улица, площадь: Территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города.

Рассмотрим деление автомобильных дорог и улично-дорожной сети по категориям.

Понятие дорог общего пользования и какой тип дорог можно к ним отнести приведено в Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Понятие термина «дороги общего пользования» приведено в Статье 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007.

Согласно п.2 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на:

В соответствии с п.3 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно п.5 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Согласно п.6 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей РФ — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Согласно п.7 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.

Согласно разделу 4 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*:

п.4.7. Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей — до 12 м и автопоездов — до 20 м, по ширине — до 2,55 м, по высоте — до 4 м для дорог категорий I-IV и до 3,8 м для дорог категории V.

Категории автомобильных дорог и улично-дорожной сети по ФЗ и СП

Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Информация об изменениях

Статья 5 дополнена частью 10.1 с 24 июня 2023 г. – Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 240-ФЗ

10.1. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа.

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14-16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767″О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от

11 июня 2021 г.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 61 “О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации” (СП РФ, 1992, N 7, ст. 33);

пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1428 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190);

пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1513 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5601);

пункт 1 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 209 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1747) в части утверждения изменений, которые вносятся в постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 61.

28 сентября 2009 г.

Правилаклассификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог(утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767)

1. Настоящие Правила определяют порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации (далее – автомобильная дорога) и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Для автомобильной дороги класса “автомагистраль” устанавливается IА категория.

Для автомобильной дороги класса “скоростная автомобильная дорога” устанавливается IБ категория.

Для автомобильной дороги класса “обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)” могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

4. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения;

б) ширины полосы движения;

г) наличия и ширины разделительной полосы;

д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.

Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

6. Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации:

а) в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения – Федеральным дорожным агентством;

б) в отношении автомобильной дороги необщего пользования федерального значения – федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанная автомобильная дорога;

в) в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) в отношении автомобильной дороги местного значения – органом местного самоуправления;

д) в отношении частной автомобильной дороги – собственником частной автомобильной дороги.

7. Классификация и отнесение автомобильной дороги федерального значения к категории автомобильной дороги осуществляется в течение 30 дней со дня приемки результатов работ по оценке технического состояния автомобильной дороги.

Приложениек Правилам классификации автомобильных дорогв Российской Федерации и их отнесения к категориямавтомобильных дорог

Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог

1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра – для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра – для дорог III, IV и V категорий.

2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).

3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.

4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.

5. На автомобильных дорогах категории II с четырьмя полосами движения при устройстве тросовых ограждений или барьерных ограждений с отделяющейся балкой без консоли допускается уменьшение ширины разделительной полосы до 1 метра (без учета ширины ограждения по оси дороги).

6. На эксплуатируемых автомобильных дорогах категории II с четырьмя полосами движения (участках таких автомобильных дорог) допускается отсутствие разделительной полосы на период до капитального ремонта, реконструкции указанной автомобильной дороги (участка такой автомобильной дороги) в случае невозможности ее устройства в рамках работ по ремонту или содержанию такой автомобильной дороги (участка такой автомобильной дороги) и при условии реализации компенсационных мероприятий, предусмотренных проектом организации дорожного движения.

В 2007 г. был принят Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В связи с этим утверждена новая классификация автомобильных дорог (взамен принятой в 1991 г.).

Автодороги разделяются на классы и категории.

В зависимости от условий движения и доступа к ним выделяются следующие классы автомобильных дорог: автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная (нескоростная) автомобильная дорога.

Отнесение автодороги к той или иной категории осуществляется в соответствии с основными показателями ее транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств. Они приведены в приложении.

При определении категории автодороги учитываются общее число и ширина полос движения, ширина обочины и разделительной полосы. Значение имеет тип пересечения с автодорогой и доступа к ней.

Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории осуществляются по результатам оценки ее технического состояния.

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767 “О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации”

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 40 (часть II ) ст. 4703

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2021 г. N 899

Изменения вступают в силу с 24 июня 2021 г.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

2) защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

4) – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

6) – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания “Российские автомобильные дороги” в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;

8) пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

13) объекты дорожного сервиса – здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

14) платная автомобильная дорога – автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14.1

14.1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, – автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также – платный участок автомобильной дороги);

15) полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

17) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, установленные Правительством Российской Федерации, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

18) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19

19) – груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20

20) сохранность автомобильной дороги – состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;

Статья 3 дополнена пунктом 23 с 12 марта 2020 г. – Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ

23) – груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации;

Статья 3 дополнена пунктом 24 с 17 января 2021 г. – Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств – участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;

Статья 3 дополнена пунктом 25 с 17 января 2021 г. – Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств – расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи;

Статья 3 дополнена пунктом 27 с 28 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 172-ФЗ

27) – предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной продольной оси проезжей части автомобильной дороги, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы сооружений или расположенных на них устройств.

Какие бывают категории дорог и чем они отличаются

Дорожное сообщение играет важную роль в развитии промышленности и и социальной жизни любого государства. Дорога — это важнейшая часть экономики любой страны в том числе и России. От бесперебойного движения транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико значение дорог в развитии внешнеэкономических связей, в обороноспособности страны и в освоении новых экономических районов.

Для  определения уровня качества и пропускной способности разработана классификация автомобильных дорог по категориям. Категории автомобильных дорог в разных странах мира различаются.

Но, если обобщить их, можно составить примерно такой перечень:

Как делятся автомобильные дороги по значению

В России, согласно законодательства, в зависимости от значения автомобильные дороги подразделяются на:

Классы дорог. Как определить

Для автомобильной дороги класса Автомагистраль установлена  категория .

Скоростная автомобильная дорога

Для автомобильной дороги класса Скоростная автомобильная дорога установлена категория .

Обычная автомобильная дорога

К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не относящиеся к автомагистралям и скоростным автомобильным дорогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Для автомобильной дороги класса Обычная автомобильная дорога (нескоростная) установлены категории 1В, II, III, IV и V.

Категория дорог Как определить

Автомобильные дороги по своим эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

Таблица 1. Какие бывают категории дорог и чем они отличаются

Категория дорог Как определить в населенных пунктах

В населенных пунктах дороги так же имеют свою классификацию. Какие бывают категории дорог и чем они отличаются для населенных пунктов отображены в таблицах.

Категория дорог Как определить в населенных пунктах  смотрите таблицы по видам городов.

Типы дорог по назначению

Крупнейшие, крупные и большие города. Категория дорог Как определить в населенных пунктах

Талица 2. Категория дорог Как определить в населенных пунктах. Крупнейшие, крупные и большие города

Классы и категории улиц и дорог для средних и малых городов

Типы дорог по назначению

Талица 3. Категория дорог Как определить в населенных пунктах. Средние и малые города

Еда на природе. Рецепты

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ НА КОСТРЕ КРОМЕ ШАШЛЫКА. Кликните по картинке!

Типы дорог по назначению

Категории автомобильных дорог

18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно данному постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»:

п.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

п.3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007.

п.5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.

Приложение пост. Прав. РФ №767 от 28.09.2009.

Приложение к Правилам классификации
автомобильных дорог в РФ и их отнесения
к категориям автомобильных дорог

1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра — для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра — для дорог III, IV и V категорий.

2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).

3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.

4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.

Согласно разделу 4 и 5 СП 34. 13330. 2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2. 02-85*

(Данный свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.)

Категории автомобильных дорог (ГОСТ 33382) в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.

Количество и размеры параметров элементов автодороги в зависимости от ее категории приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 — Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории

Категории улично-дорожной сети

п.11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1.

Категории улиц и дорог городов

п.11.6 Классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.

Классификация улиц и дорог сельских поселений

п. 11.7 Проектирование парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах 11.5 и 11.6.

Дороги общего пользования по ФЗ-№257 и СП 34.13330

Типы дорог по назначению

Типы дорог по назначению

Типы дорог по назначению

Типы дорог по назначению

Пересечение
4-полосной дороги категории II с аналогичной
осуществляется в разных уровнях. Другие
варианты пересечения дорог категории
II с дорогами категорий II и III могут
осуществляться как в разных уровнях,
так и в одном (при условии светофорного
регулирования, «отнесенных» левых
поворотов или пересечения кольцевого
типа).

За расчетную
интенсивность движения принимают
полученную на основе данных экономических
обследований среднегодовую суточную
интенсивность движения, суммарную в
обоих направлениях, приведенную к
легковому автомобилю.

где Ki
– коэффициенты приведения, определяемые
по табл. 1.4.

Расчетная
интенсивность движения назначается на
перспективу 20 лет. За начальный год
расчетного периода принимают год
завершения разработки проекта дороги.

Соседние файлы в папке АД 3 осень

Конструкции дорожных одежд с различными типами покрытий

I
– Усовершенствованные покрытия
капитального типа:

а) 1
– двухслойный асфальтобетон; 2 – ще­бень;
3
– гравий;
4

грунт полотна дороги во всех конструкциях;
б)
1 – прочный
щебень подобранного состава, обработанный
вязким битумом в смесителе; 2 – щебень
или гравий; 3

грунт или местные малопрочные материа­лы,
укрепленные вяжущими; в) 1 – мостовая из
брусчатки или мозаики; 2 – бетон; 3

гра­вий, доменный шлак или песок.

II
– Усовершенствованные покрытия
облег­ченного типа:

а) 1 –
щебень или гравий, об­работанный
органическими вяжущими; 2 – щебень; 3
– гравий
или щебень меньшей прочности и большей
крупности; б) 1 – хо­лодный асфальтобетон;
2 – щебень с про­питкой; 3
–грунт,
или гравий, обработанные битумом или
дегтем смешением на дороге; в)
1 – грунт,
обработанный вязким битумом в установке
с поверхностной обработкой; 2 – грунт,
обработанный жидким битумом или
дегтем
смешением на дороге.

III
– Переходные покрытия:

а) 1
– щебень, шлак или гравий; 2 – то же более
крупных фракций; б) 1 – грунт или местные
слабые минеральные материалы, обработанные
жид­кими органическими вяжущими; 2 –
местные минеральные материалы – щебень,
гравий, жерства, слабые известняки,
шлак; в) 1 – мостовая из булыжного или
колотого камня;
2
– шлак, гравий или песок

IV
– Низшие покрытия:

а) 1 –
грунт,
укреп­ленный добавками песка, цемента
или изве­сти; б)
1
– грунт, укрепленный добавками шлака
или ракушки; в)
1
– грунт, укреплен­ный добавками
малопрочного щебня, гравия,
жерствы
и других материалов.

1.2.2Построение
продольного профиля дорог

Конструктивные
слои дорожной одежды:

Типы дорог по назначению

1 – покрытие; 2 –
основание покрытия; 3 – дополнительный
слой основания; 4 – грунт полотна.

Поперечные
профили дорожных одежд:

Типы дорог по назначению

а) серповидный; б)
полукрытый; в) крытый.

Конструкции
переходных укрепительных полос:

Типы дорог по назначению

а) бетонные плиты
на слое щебня; б) гравий или грунт,
укреплённый битумом; в) гравий или мелкий
щебень; г) асфальтобетон; д) мостовая.

Элементы
поперечного профиля автомобильной
дороги:

Типы дорог по назначению

Колейная
автомобильная дорога из сборных
железобетонных

плит
с ездой в одну сторону:

Типы дорог по назначению

а –
профиль дороги на дренирующем грунте;
б – профиль дороги на недренирующем
грунте;
в – укладка плит автомобильным краном.

Поперечные
профили земляного полотна в выемках:

Типы дорог по назначению

а) –
при устройстве кавальеров;

б) – в
сухих лессовых грунтах;

в) – в
слоистых грунтах;

г) –
раскрытая мелкая
выемка в снегозаноснмых местах;

д) –
выемка,
разделанная под насыпь

Поперечные
профили земляного полотна в насыпях:

Типы дорог по назначению

а) – в
песчаных и супесчаных грунтах с
треугольными кюветами;

б) – с
кюветами – резервами;

в) – с
резервами;

г) –
в высокой насыпи;

д) –
на
косогоре

Элементы
поперечного профиля дороги:

Типы дорог по назначению

а
– с одной проезжей частью; б

с
двумя проезжими
частями и
разделительной
поло­сой; 1 – внешний
откос канавы; 2
– укрепленная полоса обочины; 3
– ось дороги; 4
-кромка
проезжей части; 5 – бровка насыпи; 5
– внутренний откос; 7 – обочина; 8
– проез­жая
часть;
9
– земляное полотно; 10

ось
проезжен части; 11
– откос насыпи; 12
– разделительная полоса.

Классификация дорог по назначению

В генеральных
планах строительства и реконструкции
городов при проектировании схемы
магистральных улиц, их пересечений, при
расчете пропускной способности всей
сети улиц необходимо предусматривать
создание достаточных по вместимости
автомо­бильных стоянок, пересечения
в разных уровнях и другие планиро­вочные
решения, способные обеспечить бесперебойное
движение транспорта.

Ширину
улиц в пределах красных линий следует
принимать не менее: магистральных улиц
общегородского значения – 45 м,
районного
значения – 35 м, улиц местного движения
при многоэтаж­ной застройке – 25 м,
при
малоэтажной застройке – 15 м.
При
этом необходимо соблюдать установленные
санитарные разрывы.

Типы дорог по назначению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *