Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Световозвращающие материалы (СВМ) , в виде элементов (светлячки / светляки, светилки, фликеры, фликерсмайлы, глимы, катафоты / уголковые отражатели, светоотражающие подвески) различной геометрической формы – узких лент, широких плёнок, стикеров-наклеек, кулонов, брелков или значков, которые отражают почти весь свет, падающий на них. Они приклеиваются, крепятся с помощью булавки, шнурка, карабина, на липучку или на резинку. Термонаклейки наносятся на ткань одежды с помощью утюга. Упругие скручивающиеся полоски и браслеты – накручиваются на руку, на ногу или на сумку. Использование фликеров – снижает риск ДТП, более чем на 80 процентов. Обратный луч направлен на источник освещения, например, на автомобиль с включёнными фарами.

Обычно в бытовой речи, поисковых запросах и даже статьях фигурирует название «светоотражающие» – светоотражающие материалы, светоотражающие ленты, светоотражающие пленки, просто “светоотражатели” а также различные сокращенные варианты этого слова, например СОП (светоотражающая полоса) и т.п. Однако правильно называть эти материалы световозвращающими и вот почему.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Дело в том, что свет отражает всё и всё свет поглащает, но с разной степенью. Из школьного курса физики известно, что для зеркального отражения «угол падения луча на поверхность равен углу отражения», Углы равны, но! При падении луча на поверхность под углом отличным от прямого, свет отражается («улетает») в противоположную сторону от источника света. Свет отражается, но не возвращается, при этом поглощается, т.е. слабеет.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Пирамиды или шары, являющиеся структурной основой световозвращающего материала, пропуская через себя свет, преломляют его таким образом, что он возвращается отразившись.Вот почему в свете фар светятся глаза животных. Даже идеальное зеркало не дает эффекта возврата луча он отражается («улетает») – эффект солнечного зайчика.

Световозвращающие материалы могут быть различных цветов, даже черного, однако, чем темнее цвет, тем сильнее поглощение, т.к. возвращенный свет слабеет.

В дорожной ситуации световозвращающий материал «работает» в направлении движущегося на него автомобиля, вне зависимости от угла падения света на его поверхность. Т.е. с точки зрения водителя , едущего по дороге– если он видит в свете фар «светящийся» объект, значит он находится в направлении его движения.. Если бы материалы были светоотражающими, то эффект безопасности на дороге был бы весьма сомнителен.

Эффект световозвращения последнее время стали использовать военные и спецслужбы в оптических приборах для антиснайперской борьбы (индикаторы оптических объектов “Луч-1, “Самурай”, “Алмаз”)

Как еще называют световозвращающие материалы:

· СВМ – СветоВозвращающие Материалы -правильное сокращение, введенное в оборот «АМИ группой»

· СОП – СветоОтражающая Полоса, неправильное, но достаточно часто используемое название световозвращающих лент

· СВП – СветоВозвращающая Полоса. Можно признать это название световозвращающих лент условно правильным

· Рефлекторы (или даже рефлективные материалы ) – от английского “Reflector” – отражатель

· Фликеры – от английского ( flicker – вспышка, мерцание, мерцать) весьма употребительное слово, применяется в основном для обозначения изделий из световозварщающих материалов, СВ – наклеек (брелоки, подвесные светилки и проч.). Особое распространение этот термин получил в Республике Беларусь

Новые правила дорожного движения (ПДД) предписывают пешеходам, находящимся на проезжей части или по обочинам дорог, в тёмное время суток, правильно обозначить себя световозвращающими ( СВ ) элементами безопасности. Невыполнение этого требования – может создать аварийную ситуацию на дороге. Вне населенных пунктов, за нарушение – штраф или предупреждение, а в городах и других населенных пунктах – данная норма останется рекомендательной. Данные изменения в ПДД – вступят в силу с 1 июля 2015 года.
При изготовлении световозвращающих материалов, для получения эффекта обратного отражения – используются мелкие стеклянные шарики-микролинзы, сферические или плоско-призматические поверхности-рефлекторы. Угол освещения, при котором есть достаточное отражение от фликера, может быть, приблизительно, 40 градусов (обычные, имеют – от 20°, широкоугольные – не менее 50°). При боковом луче – яркого блика уже не будет, поэтому СВ-элементы должны быть распределёны равномерно вокруг торса человека.
В луче автомобильных фар, пешеход, одетый в светоотражающую одежду, становится заметно видимым на достаточно большом расстоянии. “Светящийся человечек”, носящий на себе фликеры, должен быть виден с дистанции 300-400 метров, в дальнем свете фар и 130-150 м. – в ближнем. Благодаря этому, обеспечивается возможность водителю – вовремя заметить человека, объект, и безаварийно затормозить. Высоким, считается удельный коэффициент световозвращения (силы отражённого света) – свыше 330 кд/лкм2 (кандела / (люкс на кв.метр).
Используя светоотражающие элементы, их нужно закрепить на одежде, разместить на теле так, чтобы они отсвечивали, были хорошо видны со всех сторон.
Норма площади СВМ , для подростковой одежды (без учёта аксессуаров) детей школьного возраста – около двух метров ленты, пятисантиметровой ширины или вставок, с той же суммарной площадью. Схема расположения фликеров, по ГОСТ Р 51835-2001- показана на рисунках 2 и 3. Допускается использование блестящих сигнальных элементов в виде прерывистых полос, надписей и логотипов, шевронов, вырезанных из СВ-плёнки аппликаций произвольной формы, по собственному вкусу и по моде. Единичный сигнальный элемент верхней одежды, должен иметь площадь – не менее 25 квадратных сантиметров (иначе, он будет менее заметен на больших расстояниях).
Фликеры могут располагаться, так же, на ранцах и сумках, рукавицах и обуви, на шарфах и головных уборах, в волосах и т.д. Светилки-отражатели в виде брелков и подвесок – достаются наружу из боковых карманов, на время нахождения на проезжей части, перехода через дорогу, и располагаются так, чтобы их хорошо видели водители проезжающих авто. Светоотражатели, расположенные повыше (на куртках и шапках) – будут намного заметнее, издалека и на неровной дороге, чем размещённые на обуви. Должно быть, как минимум, два фликера (например, на левой и на правой руке), чтобы их было видно шоферам с двух полос движения. Оптимальное количество – четыре широкие полосы, по стандартной схеме расположения, с правой и с левой стороны. Иначе, если пешеход сплошь обклеется и весь обвешается тучей мелких светилок, он может стать похожим на сверкающую новогоднюю ёлку.
На одежде должны присутствовать и несъёмные, пришитые или приклеенные светоотражающие элементы, так как съёмные могут быть случайно забыты и потеряются.
Клеящиеся СВ-ленты (лайт-скотч) необходимо наклеить на все поверхности экипировки и багажа, детских колясок и санок. Сильно выступающие части – окантовываются светляками по краям и периметру. Дополнительно, к ремню и рюкзаку, на замки и застёжки – навешиваются светоотражающие брелки-подвески на карабине. Велосипед (раму, руль, колёса и багажник), скейтборд и ролики – их тоже надо обклеить отражателями с четырех сторон. На спицы надеваются скручивающиеся фликеры. Велосипедист может одеть светоотражающий жилет

, пояс и V-образные подтяжки.
Всепогодными считаются качественные СВМ на хлопчатобумажной и полиэстерной основе – их эксплуатационные характеристики гораздо выше, чем у дешевого нейлона. Цветные материалы имеют намного меньший отражательный эффект, чем светло-серого, лимонного и белого цветов.
Стандартная ширина световозвращающих лент, пригодных для самостоятельного оформления своих вещей, одежды -12, 25 и 50 миллиметров. Производители светоотражающих элементов – предлагают обширный ассортимент продукции любых типоразмеров, цветовой гаммы, декора, дизайна, и в широком ценовом диапазоне, но чтобы их купить, придётся искать и спрашивать (если находиться не в Москве). Быстро и без проблем их можно найти только в Интернет-магазинах, где в каталогах есть фотографии наборов и подробные технические характеристики, куда можно позвонить, задать интересующие вопросы, проконсультироваться. Возможно, что в будущем, данный товар появится, в достаточных количествах, на торговых прилавках, в тех отделах, где продают ткани, швейные изделия, отделочные материалы и фурнитуру.
По индивидуальному заказу, на светоизлучающие материалы возможно нанесение полноцветных брендированных изображений, светознаков различной тематики, корпоративной символики и т.д. Пошив может быть как по стандартному фасону, так и по фирменному стилу. Возможен выбор различной комплектации спецодежды – жилеты

, костюмы

, комбинезоны

и т.д.
Осуществление и реализация эффекта подсвечивания, независимого от внешних источников света, можно осуществить несколькими способами – с помощью флуоресцентной краски с люминофором, лампочек или светодиодов на батарейках (зимой, для этого, понадобятся специальные, морозоустойчивые литиевые или серебряно-цинковые элементы электропитания).
На слабо освещённой улице – поможет и самодельный фликкер, из подручных материалов, например, белый

лист обычной писчей или глянцевой бумаги, поднятый повыше (чтобы было видно с любой стороны), сумка

поярче или цветастый целофановый пакет, посветлее. При наличии и возможности, на сигнальные поверхности, заранее наносится световозвращающая краска-спрей (из баллончиков), самоклеющаяся плёнка или производится печать люминесцентным красителем.
В школах уже проводят классные часы

, учителя и приглашённые сотрудники ГАИ – рассказывают о необходимости обеспечивать свою безопасность на проезжей части дорог с помощью световозвращающих сигнальных элементов. Сейчас, дети знают по этой теме, даже больше, чем их родители и большинство взрослых.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Примеры расположения сигнальных элементов (фликеров,
светоотражающих нашивок и наклеек / лайтскотча) на верхней одежде.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Крепление сигнальных светоотражающих элементов на сумки

, рюкзаки

, головные уборы

, обувь

, лямки и нарукавные повязки.

Безопасность на дороге

Выдержка из новых ПДД п.4.1:
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов – пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Зарубежные и отечественные производители будут обязаны поставлять школьную форму, детскую и подростковую одежду только с использованием световозвращающих элементов.

Эксперты отмечают, что если авто едет с ближним светом, то водитель способен заметить человека только на расстоянии 25-30 метров. А вот если на одежде пешехода будет светоотражающая лента, то его будет заметно намного дальше.

После проведенных международных исследований выяснились, что в среднем шофер способен отреагировать на помеху за 2 секунды, а за это время машина уже успеет проехать до 50 м.

Следовательно, плохая освещенность и отсутствие опознавательных знаков на человеке может привести к плачевным последствиям.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Кроме того, согласно ПДД РФ, пешеходы обязаны носить светоотражающие элементы в тех случаях, когда они передвигаются вне пределов населенного пункта в темное время. Если же светоотражающие ленты будут отсутствовать на одежде, то может наступать административная ответственность по ст. 12.29. В данной статье установлен штраф в размере 500 рублей. Такая норма была введена с 1 июля 2015 года.

На проезжей части запрещено применять узконаправленные лазерные указки(особенно опасен для зрения – луч зелёного цвета) и чрезмерно мощные электрические фонари

, которые могут временно ослепить и отвлечь водителя, за рулём движущегося автомобиля, или пешехода, переходящего через дорогу в этот момент.
“За границей”, в Европе и Америке, бытовые лазеры относятся к нелетальному оружию, если их выходная пиковая мощность превышает определённое значение (более 5 милливатт, то есть – выше первого класса лазербезопасности). Тамошние полицейские отбирают и конфискуют у местных “джедаев” их китайские мечи с кустарными гиперболоидами и реально судят, как взрослых.
В нашей стране, начиная с 2011 года, после ряда случаев ослепления лазерными хулиганами пилотов летящих самолётов, в СМИ, по телевидению – неоднократно поднимался вопрос о существенном ограничении или полном запрете свободного ношения и использования лазерных указок. За хулиганские действия, представляющие угрозу безопасности транспортных средств (авто и авиа) и их пассажиров, по новому законопроекту, последует штраф или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения правонарушения. Если световое ослепление приведёт к аварии и человеческим жертвам, это повлечёт за собой уголовную ответственность и тюремный срок.
Для защиты глаз от прямой атаки лазерными лучами и от бликов (отражений), потребуется одеть специальные защитные очки

(стёкла-светофильтры подбираются под конкретные виды излучения – в зелёной, синей или красной части светового спектра). В качестве простейшего светозащитного приспособления – может использоваться налобная повязка, изготовленная из световозвращающего материала, в форме ленты.

Основные нормативные документы и регулирующие правила

Качество световозвращающих материалов, производимых, реализуемых и используемых на территории России, должно соответствовать ГОСТ Р 12.4.219-99

. На изделия требуется действующий сертификат соответствия.

ГОСТ Р 51835-2001 Световозвращающие элементы детской и подростковой одежды. Общие технические требования.

Руководители предприятий и организаций, чьи сотрудники могут, из-за графика или расположения места работы, идти по проезжей части дороги в темное время суток – должны принять меры к обеспечению своего персонала светоотражающими браслетами и спецодеждой.

специальная сигнальная повышенной видимости

Настоящий стандарт распространяется на специальную сигнальную одежду повышенной видимости. Настоящий стандарт распространяется прежде всего на специальную одежду для пользователей, выполняющих дорожные работы и аналогичные виды деятельности, где работающие должны быть заблаговременно замечены водителями транспортных средств.
Стандарт устанавливает технические требования к материалам, предназначенным для изготовления спецодежды, минимальную рабочую площадь сигнальных элементов и размещение их на изделиях. Повышение видимости достигается путем повышения контраста между специальной одеждой и фоном, а также посредством увеличения рабочей площади сигнальных элементов.
Стандартом предусмотрены три класса сигнальной одежды в зависимости от рабочей площади укрепленных на ней сигнальных элементов. Площадь сигнальных элементов зависит от вида одежды и ее размера.
Стандарт устанавливает три основных цвета фоновых материалов для изготовления сигнальной специальной одежды, каждый из которых обеспечивает оптимальную видимость при дневном освещении на фоне практически любого городского или сельского ландшафта. Окончательный выбор цвета осуществляет пользователь, который должен учитывать превалирующий окружающий фон, при котором должна выполняться защита, и выбирать цвета, дающие наибольший контраст.
Стандарт устанавливает технические требования к двум классам световозвращающих материалов по их световозвращающей способности. Высокий уровень световозвращения обеспечивает лучшую видимость сигнальной одежды при свете фар в темноте.
Ресурс СВ-материалов – ограничен, так как, в процессе эксплуатации, снижается прозрачность ламината плёнки и отражающая способность. Основные повреждающие факторы: неблагоприятные климатические условия, царапины, загрязнение пылью и грязью, выцветание от УФ (ультрафиолетового излучения) краски, механические повреждения. Срок службы: у недорогих изделий – около 5 лет, у дорогих, с ячеистой (сотовой / матричной) структурой – порядка 10лет. Световозвращающая ткань имеет ограничение по количеству стирок.
Чтобы пешеход был заметен заранее, до его выхода на проезжую часть, нужна автономная подсветка, независимая от внешних источников света – светодиодная, неоновая (от батареек и аккумуляторов) или из люминесцентного материала.
На автомобилях ставят световозвращающие катафоты (обычно, красного цвета) – специальные приспособления на багажник и задний бампер, на боковины и двери.
Законодательство многих европейских стран (Франции, Италии, Норвегии, Испании, Австрии, Бельгии, Финляндии, Болгарии, Португалии, Сербии, Словакии и Словении требует, чтобы каждое транспортное средство, находящееся на дороге, было снабжено светоотражающим жилетом для использования в случае чрезвычайных ситуаций и при плохой видимости, когда водитель или пассажиры вынуждены будут выйти из автомобиля на проезжую часть.
Световозвращающие материалы должны быть сертифицированы и соответствовать экологическим нормам (не радиоактивны, не токсичны, безопасны для человека). Стандартный ассортимент СВ-элементов: лента, тесьма и различные фликеры, исполненные в виде светоотражающих наклеек, значков и брелков. В магазине, СВ-ленту можно купить целым рулоном или заплатив только за погонный метр. С лета 2015 года, покупательский спрос на фликеры – увеличится, в связи с началом действия изменений (касательно применения световозвращающих сигнальных элементов) в новых правилах ПДД.

Светоотражающие элементы могут быть такой ширины:

Например, лента шириной в 25 мм в основном используется для жилетов, которые надевают работники дорожных служб. Такой элемент пришивают также к одежде сотрудников ДПС

Также вставки-светоотражатели нашивают и на спортивную одежду, на детскую одежду и рюкзаки

. Для таких целей используют ленты шириной в 50 мм.

Лента же толщиной в 12 мм используется больше для украшения, нежели является средством безопасности.

Молодые люди чаще всего выбирают узкие полоски, их немного меньше заметно в темноте, но они тоже отлично работают.

Есть и специальная самоклеющаяся лента. Ее очень удобно применять, так как ее можно быстро прикреплять и снимать. Кроме того, на вещах никаких следов от ленты не остается. Можно потом повторно ее приклеить, но в таком случае уже придется использовать клей. Такие ленты чаще всего используются в промышленности, но ее в последнее время начали использовать и скейтеры, роллеры, паркурщики, велосипедисты. Самые распространенные цвета лент – красный

и желтый

Для своей же безопасности есть смысл приобрести светоотражающую ленту, даже если не ходите в
не населенных пунктов. Светоотражающую ленту еще называют «катафот». Ее изготавливают из текстиля со специальным полимером или специальным покрытием. Чаще всего такая лента представляет собой полиэстер

со светоотражающей поверхностью.

Текстильная лента может быть самых различных цветов и обладает такими преимуществами:

Тем не менее, светоотражающие ленты могут иметь разный коэффициент светоотражения. Следовательно, чем этот показатель больше, тем выше будет отражающая способность.

Не только на людей, но и на домашних животных (особенно, на кошек и собак), перед выходом с ними на улицу, вечернее время, надо надевать свето-сигнальные элементы (отражатели света, светодиодные LED лампочки или электролюминисцентные ленты) – ярко светящиеся ошейники, подсвеченные накидки и комбинезоны

. В зимний сезон, если мороз сильнее 20 градусов, для питания электрической LED-подсветки – придётся ставить холодоустойчивые литиевые или серебряно-цинковые батарейки (фирменные блоки питания, по экономичной схеме). При мигании, длительность работы – увеличивается, почти, вдвое, по сравнению с режимом постоянного свечения. Можно привязать к ошейнику маячок – “моргающий разноцветный светодиод” (в диод встроена микросхема генератора).
Размеры светящихся светодиодных собачьих ошейников (длина):
XS 31-34 сантиметров
S 35-39 сантиметров
M 40-45 см.
L 47-53 см.
XL 54-62 см.
EN 471:2003- европейский стандарт маркировки для светоотражающих материалов, подразумевает 3 класса защиты:
Класс 1 (низкий уровень видимости), например, отражающие браслеты и брелоки.
Класс 2 (средний) – жилеты

со световозвращающими полосами.
Класс 3 (высокий уровень видимости) – спецодежда

с СВ-полосами вокруг тела, рук и на плечах.
Видимость сверху, в темноте – может обеспечиваться эполетами на плечах, в виде зеркальных или фасетнозеркальных (множество плоских граней) полусфер, по краям которых располагаются, с частичным перекрытием, светоотражающие и световозвращающие ленты. Данная модель является перспективной, не только в качестве спецодежды для специальных служб ( МЧС

, пожарники), монтажников-высотников и строителей, но и в качестве повседневной одежды. Такой дизайн и применение СВ-материалов – сделают внешность любого человека заметнее и оригинальнее.
Для передвижения ночью на велосипеде или пешком, по обочине дороги, нужно предусмотреть светоотражающие сигнальные элементы (фликеры), для их крепления к раме велика, к верхней одежде и снаряжению. По новым правилам дорожного движения, за отсутствие световозвращающих элементов у пешеходов, находящихся на проезжей части или по обочинам дорог, в тёмное время суток – инспектор ГАИ может оштрафовать нарушителя. Для обозначения себя в условиях недостаточной видимости, чтобы водители транспортных средств могли вовремя вас заметить – можно использовать маломощные фонарики, переключённые из режима постоянного свечения в прерывистый (мигающий) режим работы.
Правильная, официально принятая терминология – ” световозвращающие сигнальные элементы безопасности “, но, в разговорной речи и во многих СМИ (в прессе, по радио и TV), часто употребляется название – ” светоотражающий фликер “. Катафоты – это жёсткие материалы и конструкции, обычно, с ячеистой структурой световозвращателя, выполненного в виде уголковых отражателей.

На что нужно обратить внимание при выборе светоотражающей одежды:
Коэффициент световозвращения. Эффект светоотражения достигается с помощью стеклянных микросфер, которые улавливают и возвращают световые лучи.
При низком значении коэффициента, отражаемый свет будет бледным, что грозит человеку как минимум травмами.

Световозвращающие ленты представляют собой основу с нанесённым на неё светоотражающим слоем. Лента используется в пошиве спецодежды для тех случаях, когда работы ведутся в условиях плохого освещения, например, ночные дорожные работы.

Кроме ленты, в целях безопасности для пошива спецодежды используется светоотражающий кант. Обычно он вставляется в швы. Преимущество пришивных лент и кантов в прочности их крепления. Так, плёнки и наклейки

даже при использовании клея высокого качества не выдерживают длительной эксплуатации и чистки.

Еще одна важная характеристика — способность ленты отражать свет независимо от угла, под которым он падает на материал.

Технология световозвращения имеет очевидное преимущество перед флуоресцентными материалами. Последним требуется «световая подзарядка». Светоотражающие материалы выполняют свою функцию всякий раз, когда на них попадает свет.
Износоустойчивость и устойчивость к механическим воздействиям. Светоотражающая лента может полноценно выполнять свое назначение только при условии целостности верхнего световозвращающего слоя. Некачественный материал быстро истирается, особенно учитывая специфику использования спецодежды.
От износоустойчивости светоотражающей ленты будет завесить, какой срок она прослужит, исправно выполняя свою функцию.
Большое значение имеет термо- и устойчивость ленты к химическим веществам. Спецодежда

, как правило, подвергается загрязнению и требует интенсивной чистки. Например, когда речь идёт о ГСМ, потребуется химическая чистка или стирка в воде при температуре не менее 60 градусов.
Светоотражающие материалы должны выдерживать и низкие температуры — не ломаться и не крошиться в мороз.
Если лента не соответствует нормам качества, она потеряет свои световозвращающие свойства уже после нескольких стирок и потребует замены. Теплоустойчивость важна и для пошива спецодежды в отраслях, представители которых работают под воздействием больших температур. Основа. От качества основы также зависят эксплуатационные характеристики светоотражающей ленты. Так, основа, которая усаживается после стирки, дождя или снега, приведёт всю ленту в негодность.
Кроме того, она должны быть достаточно прочной на разрыв, эластичной.

В первую очередь надо оценить внешний вид этих элементов. Поверхность материала, из которого они сделаны, должна быть ровной и однородной, без трещин и царапин. Попробуйте, достаточно ли лента гибка и мягка на ощупь.

Уважающие себя производители добротных «световозвращающих» материалов дают швейникам строгие технологические рекомендации. Вот одна из них: прострачивать ленту нужно на расстоянии 2-3 миллиметра от ее края, не меньше. Иначе элемент безопасности долго не проживет – механически не выдержит многократной стирки или химчистки, будет повреждена сама основа материала.

Перед тем, как купить светоотражающие элементы, сначала определяемся с тем, какой вид ленты вам необходим. Они также могут быть из различных материалов: хлопковые, синтетические, комбинированные и т.д. Есть и еще один вид лент для одежды, которые выполнены из ПВХ

. Они отличаются большим коэффициентом световозвращения и они намного ярче светятся в темноте. Очень просты в использовании и ленты с функцией термопереноса. Такие элементы легко переносить на ткань при помощи утюга или пресса.

Часто можно видеть то, как люди, следящие за модой, ходят в куртках, похожих на форму дорожных рабочих. Это позитивная тенденция: рефлективные предметы одежды спасают жизни. Расскажем, как они работают.

Почему пешеходу надо переодеться (особенно осенью)

Всем нам иногда приходится передвигаться в темное время суток. Это опаснее, чем вы думаете, — водитель может просто не увидеть человека на обочине. По статистике, треть всех ДТП приходится именно на сумерки и темное время суток, при этом тяжесть аварий в это время вдвое выше, чем в светлое время.

Один из самых простых способов не попасть в эту статистику — правильно одеваться.

Худшим вариантом выбора гардероба для осенней прогулки будет полностью черный лук. Даже автопилоты с кучей датчиков и сенсоров окажутся бессильны: последний такой случай был с автопилотом Uber, который сбил женщину, ночью толкавшую велосипед перед собой.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Одежда контрастных цветов поможет стать более заметным на дороге: при ближнем свете фар водитель увидит такого пешехода за 25-40 метров и успеет среагировать.

Но лучшее решение — все равно световозвращающие элементы. Научный центр безопасности дорожного движения МВД России в исследовании подтвердил: световозвращающие изделия в 6,5 раз снижают риск наезда на пешехода ночью.

Если автомобиль движется с фарами ближнего света, то водитель увидит пешехода со световозвращающим элементом, в среднем, за 150 метров, если с дальним светом — за 300 метров.

Прочувствуйте разницу: человека в обычной одежде водитель разглядит всего за 50-60 метров.

Чтобы стало совсем наглядно: автомобиль со скоростью 90 км/ч пролетает 50 метров за две секунды, а его тормозной путь — 69 метров.

Как работает световозвращающая ткань

Принцип работы основан на возвращении луча света. База ткани покрыта пленкой из множества микроскопических стеклянных сфер, каждая из которых является крошечным отражателем. Когда луч падает на такую сферу, то он дважды преломляется внутри нее и отражается в обратном направлении. Поэтому не важно, под каким углом падает свет на поверхность — он всегда возвращается в обратную сторону и при этом не рассеивается.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Это создает интересный визуальный эффект, который можно наблюдать в плохую погоду и темное время суток — когда свет фары попадает на такую ткань, она как бы начинает светиться, и объект хорошо отделяется от общего фона. Это позволяет не только повысить безопасность, но и создать модный эффект, которым пользуются бренды вроде Stone Island и Balenciaga.

Вся ли световозвращающая одежда одинаково эффективна?

Ученые выяснили, какой рефлективный предмет гардероба работает лучше всего. Авторы исследования взяли на тест мешок для обуви с блестками, рюкзак со световозвращающей нашивкой, гибкие браслеты на руки, световозвращающий жилет и куртку со световозвращающими элементами. При этом освещали все эти элементы они дальним светом фар, и результаты исследования получились несколько неожиданными.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Хуже всего себя показал обувной мешок для детей. Он незначительно увеличивает дальность определения пешехода — всего на 30 метров по сравнению с обычной одеждой. Самым эффективным в полевых испытаниях была признана куртка с рефлективными элементами, а не специальный жилет. Куртку удалось разглядеть с расстояния 355 метров, а жилет — с 300 метров.

Не очень удачно показали себя гибкие браслеты, которые дети обычно крепят на рюкзаки и рукава курток. Авторы исследования говорят, что эффективны такие будут только в паре — на правую и левую руку. Но, как показывает практика, дети часто теряют их из-за того, что они не жестко закрепляются на одежде.

Что говорится в законодательстве о рефлективных элементах

В Правилах дорожного движения есть пункт, который регулирует этот вопрос, и за его нарушение даже можно получить штраф. Использование световозвращающих элементов в одежде описывается пунктом 4 ПДД, в котором говорится, что у пешехода на одежде должны быть световозвращающие элементы при двух одновременных условиях:

Однако эти условия должны соблюдаться, только если пешеход передвигается за пределами города. В городских условиях применение световозвращающих элементов носит рекомендательный характер. Но если случилось так, что вы двигались в темное время суток вне города без световозвращающих элементов, то рискуете получить штраф в размере 500 рублей на основании ст. 12.29 КоАП РФ.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Лучше заранее озаботиться вопросом наличия световозвращающих элементов на вашей одежде — это не только поможет сэкономить деньги, но и гарантирует дополнительную безопасность. Тем более рефлектив — модный тренд.

Материал разработан в рамках социальной кампании «Твой ход! Пешеход».

Только за девять месяцев 2014 года на дорогах России по собственной вине погибло около 3200 пешеходов. По статистике, каждое третье ДТП с участием пешехода происходит в темное время суток. При этом по степени тяжести ночные аварии значительно превосходят дневные.

20141127_011

Наезд на пешехода – второй по распространенности вид ДТП. Пытаемся разобраться, как можно исправить печальную статистику.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток. Свою лепту вносит традиционная любовь россиян к темной одежде. В состоянии ли водитель увидеть вышедших на проезжую часть или бредущих по обочине людей, если они одеты в темные джинсы, куртки, пальто и шапки? Вот и закономерен печальный итог: за первые девять месяцев 2014 года с участием пешеходов произошло 38,8 тысячи ДТП, в которых погибли 4,7 тысячи человек и еще 35,8 тысячи получили ранения.

Чтобы хоть как-то изменить эту тенденцию, требуются серьезные усилия. В первую очередь на государственном уровне. Нужно продолжать инженерное обустройство дорог и улиц – строить подземные и надземные переходы, барьерные ограждения на трассах, заниматься освещением улиц. Необходимо вести пропаганду законопослушного поведения на дорогах среди людей всех возрастов – начиная с детского сада. Однако всё это требует времени (за день и даже за несколько лет всех не отучишь перебегать улицу, где захочется) и колоссальных, миллиардных вложений. Но есть вариант простой и недорогой, который уже сегодня позволит сократить число пострадавших. Это не новость и не открытие – почти каждый знает, что есть такие приметные вещи, как светоотражатели для пешеходов.

Пока одежду со светоотражательными элементами увидишь разве что на дорожных рабочих да сотрудниках ГИБДД. Для них ношение заметной на дороге униформы обязательно, да и вряд ли кто-то в трезвом уме начнет устанавливать барьерное ограждение на трассе, облачившись в черную фуфайку (хотя пару десятков лет назад именно так и было). А вот выйти с ребенком на темную улицу в темной же одежде (чтобы быть незаметнее, что ли?) для нас обычное дело.

Между тем в Европе передвижение пешеходов по дороге в темное время суток без светоотражателей запрещено, за это можно схлопотать серьезный штраф – в некоторых странах до 300 евро. А если вдруг ночью произошло ДТП с участием пешехода, на одежде которого не было светоотражающих элементов, водителя запросто могут признать невиновным. Сделает свои выводы и страховая компания. Впрочем, зачем далеко ходить за примером? Даже в близкой Белоруссии пешеходы обязаны использовать световозвращающие элементы в темное время суток при движении по краю проезжей части, а также при пересечении дороги вне установленных мест. Об этом прямо говорит пункт 17.1 Правил дорожного движения Республики Беларусь.

Вы удивитесь, но аналогичная норма существует и в России – пункт 4.1 появился в ПДД еще в 2006 году. Правда, норма имеет лишь рекомендательный характер и никакого наказания за ее игнорирование не предусмотрено.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

ЗАСВЕТИСЬ!

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Исследования, которые неоднократно проводились как за рубежом, так и в России (в том числе и нашим журналом), показали: светоотражатели примерно в шесть раз снижают риск наезда на человека в темное время суток. Водитель обнаруживает пешехода с гораздо большего расстояния, чем обычно, – примерно со 150 м (а в дальнем свете фар и вовсе с расстояния до 400 м) – и успевает быстро среагировать. Для сравнения: пешеход в темной одежде в схожих условиях «проявляется», когда до него остается всего 30–40 м, – при скорости автомобиля 50 км/ч да на скользкой дороге избежать наезда едва ли удастся.

Как рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов, идеи по внедрению светоотражающих элементов в качестве деталей одежды или аксессуаров поддержаны на всех уровнях управления. Правда, пока нет законов и положений, которые обязывали бы производителей хотя бы детской одежды использовать световозвращающие элементы, однако это вопрос ближайшего будущего. Но как изменить сознание самих людей, вырвать их из «серой массы», заставить «засветиться»? Особенно тех, кто «до 16» и «после 60»? Это две самые уязвимые возрастные категории!

Генерал Нилов считает, что если родители, собираясь одеть ребенка, принимают во внимание погоду, то следующим пунктом они должны учесть дорожную обстановку. Если ребенок уходит в школу рано утром, когда еще темно, и возвращается после захода солнца, то однозначно он должен быть заметен на дороге. И об этом в первую очередь должны думать его родители.

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

БЕЗОПАСНОСТЬ РАДИ ЖИЗНИ

В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» проводится комплекс мероприятий, направленных на использование различных световозвращающих элементов. Зимой, в условиях плохой освещенности, приспособления, отражающие свет фар, делают пешехода заметным, повышают уровень безопасности граждан, помогают снизить количество ДТП. В рамках выполнения мероприятий ФЦП практически во всех субъектах Российской Федерации проходят акции, призванные обеспечить безопасность самых маленьких участников дорожного движения и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

КАК КРЕПИТЬ СВЕТООТРАЖАТЕЛИ

(советы опытных педагогов)

Виктор НИЛОВ,

начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ

Световозвращающий элемент который позволяет водителю увидеть пешехода

Сейчас будут изменены требования в Правилах дорожного движения, Минпромторг дал поручение о разработке стандартов. Но главное – это восприятие проблемы. Мы неоднократно разбирали ее и пришли к выводу, что одномоментно, щелчком пальцев проблему не решить. Если мы начнем сразу всех наказывать, правильно ли это будет? Нужно идти с нескольких сторон – разъяснение, объяснение, обучение и только потом наказание.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта «За рулем» и Госавтоинспекции МВД России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *