Время чтения:
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:
В статье рассказывается:
В связи с постоянным увеличением транспортных потоков в мегаполисах и даже небольших городах светофорное регулирование, как средство обеспечения безопасности на дорогах и регламентации интенсивности автомобильного движения, играет все большую роль.
Кроме того, и об этом мало кто задумывается, без необходимого количества светофоров на перекрестках ухудшается экологическая обстановка в населенном пункте. Большое скопление автомобилей в одном месте является причиной загрязнения окружающей среды продуктами неполного сгорания топлива.
Если на перекрестке нет пешеходного светофора
Последнее обновление: 23.08.2022
6 комментариев
- Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам
- Уступить дорогу пешеходу
- Уступить дорогу пешеходу вне перехода
- Если на перекрестке нет пешеходного светофора
- Трасса и регулируемый пешеходный переход
- Пешеходный переход за перекрестком
- Пункт 14.3 и требование уступить пешеходу
- Переход перекрестка без пешеходного перехода
- Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД
- Переход через дорогу на перекрестке
В предыдущих публикациях серии «Уступить дорогу пешеходу» был рассмотрен термин «уступить дорогу», применяемый в отношении пешеходов.
В статьях Уступить дорогу пешеходу и Уступить дорогу пешеходу вне перехода рассмотрены случаи, в которых водитель обязан уступить пешеходу, а в каких он этого делать не должен, точнее, не обязан уступать.
Там же перечислены места на проезжей части, в которых пешеходам разрешается переходить через дорогу в соответствии с ПДД.
Когда движение регулируется светофором, то и водителям, и пешеходам все понятно: красный сигнал — стой, зеленый сигнал — можно ехать (переходить дорогу).
Многие привыкли, что на городских перекрестках, регулируемых светофорами, напротив пешеходного перехода для пешеходов имеются специальные пешеходные светофоры.
Эти светофоры двухсекционные (красный и зеленый сигналы). Соответственно, пешеходам разрешается переходить дорогу только тогда, когда на пешеходном светофоре включится зеленый сигнал.
Встречаются перекрестки без пешеходного перехода, на которых установлен только транспортный светофор, а по причине отсутствия наземного пешеходного перехода пешеходного светофора на этом перекрестке нет (не установлен, и его там никогда не было).
Такое вполне объяснимо: если пешеходный трафик в этом районе маленький, например, на окраине населенного пункта, то нет особого смысла на регулируемом перекрестке устанавливать пешеходный светофор.
В таких местах, возможно, движение пешеходов предполагается небольшое, и там даже зебру (разметку 1.14.1) на дороге не рисуют.
Вполне вероятно, что если нет регулируемого пешеходного перехода на перекрестке, или в его близости, в относительно оживленном районе, это дело временное, но такое встречается.
Впрочем, причины отсутствия регулируемого пешеходного перехода на перекрестке могут быть разные, но факт остается:
перекресток регулируемый (транспортным светофором), пешеходный переход отсутствует, но есть пешеходы, желающие перейти дорогу, а пешеходного светофора на этом перекрестке, соответственно, нет.
В связи с этим возникает вопрос (кому-то может показаться странным, но этот вопрос не выдуманный):
Если на перекрестке нет пешеходного светофора, а установлен только транспортный светофор, обязан ли водитель, поворачивая направо или налево, пропустить пешехода (уступить пешеходу дорогу)?
Ответ. Да, обязан. На это указывает пункт 13.1 ПДД: При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Это требование для водителя обязательно, причем, независимо от того, есть светофор, или его нет (отсутствует или не работает).
Пешеходы, в свою очередь, имеют полное право переходить дорогу на перекрестке по линии тротуара или обочины (пункт 4.3 ПДД).
При этом, в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а если таковой отсутствует, тогда сигналами транспортного светофора (пункт 4.4 ПДД).
Если перекресток нерегулируемый, то переход дороги через него имеет свою особенность, см. статью Переход перекрестка без пешеходного перехода.
Подводим итог. Если на регулируемом перекрестке отсутствует пешеходный переход и, соответственно, нет пешеходного светофора, то пешеходам разрешается перейти дорогу по зеленому сигналу транспортного светофора.
Переход через дорогу на перекрестке разрешается при условии, что в зоне видимости отсутствует организованный (обозначенный знаками и (или) дорожной разметкой) пешеходный переход.
Водитель, совершая поворот направо или налево по зеленому сигналу на таком перекрестке, обязан пропустить пешехода, переходящего дорогу, на которую он поворачивает (т.е. обязан уступить пешеходу дорогу).
Штраф за то, что не пропустил пешехода, когда тот пользуется преимуществом в движении через дорогу, на дату публикации составляет 1500—2000 р. (ст.12.18 КоАП).
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Уступить дорогу пешеходу;
Уступить дорогу пешеходу вне перехода;
Переход перекрестка без пешеходного перехода;
Обгон по пешеходному переходу;
Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе;
Что такое ДТП и как его избежать.
Будьте внимательны за рулем.
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Светофоры. Назначение и классификация светофоров. Типы транспортных и пешеходных светофоров, области их применения. Индексация и условные обозначения светофоров. Сигналы светофоров. Нормативные документы, регламентирующие требования к светофорам. Правила, принципы размещения и способы установки светофоров. Требования к дальности видимости сигналов светофоров
Светофоры классифицируются по:
1) Функциональному назначению
2) Конструктивному исполнению
3) Роли выполняемой в процессе управления движением
В соответствии с гостом светофоры делятся на 2 группы:
Светофоры каждой группы подразделяются на типы и исполнения. В номерах первая буква обозначает группу, цифра обозначает тип светофора и последние буквы обозначают его исполнение.(Т1, Т2 и т.д. П1, П» и т.д.)
П – с правой дополнительной секцией
Л – с левой дополнительной секцией
П, Л – с правой и левой доп. Секцией
Г – с горизонтальным расположением сигналов
Ж – с дополнительной секцией желтого цвета
Д – с двойным сигналом
Стандарт предусматривает 10 типов транспортных светофоров и 2 типа пешеходных.
Транспортные светофоры Т1 без учета дополнительной секции имеет 3 сигнала круглой формы, диаметром 200 или 300мм, располагается вертикально. Как исключение для светофоров Т1 допускается горизонтальное расположение сигналов.
Последовательность расположения сигналов с верху в низ (с лева на право красный-желтый-зеленый).
Доп. секции применяют только со светофорами Т1 с вертикальным расположением сигналов. Этот сигнал имеет вид стрелки На черном фоне круглой формы. Доп. секции необходимы только в тех случаях, когда организация движения предусматривает неодновременный пропуск право или левоповоротных транспортных потоков с транспортным потоком прямого направления.
Для лучшего распознавания дополнительных секций в темное время суток на рассеиватели основного зеленого сигнала наносят контур стрелок, они указывают разрешенные направления движения.
С этой же целью при наличии доп. Секций светофор оборудуют большим прямоугольным экраном.
Светофоры типа 1 применяют для регулирования всех направлений движения на перекрестке.
Допускается их использование:
– перед ж/д переездами городах
– перед пересечением с трамвайными и троллейбусными маршрутами
– перед сужением П.Ч.
Светофоры типа 2 применяют для регулирования движения только в определенных направлениях, указанных на рассеивателях стрелками и только в тех случаях, когда транспортный поток в этих направлениях не имеет пересечений или слияний с другими транспортными или пешеходными потоками.
При достаточно широкой проезжей части (ПЧ) с числом полос на подходе к перекрестку более 4х целесообразно светофоры типа2 использовать для регулирования движения по полосам.
Светофоры типа 3 применяются в качестве повторителей сигналов светофоров типа1. По внешнему виду похожи на светофоры типа 1, но они имеют меньшие габариты, размеры и диаметр сигнала 100мм.
Если основной светофор типа 1 имеет дополнительные секции то светофор – повторитель так же оборудуется доп. Секцией уменьшенного размера. Светофор типа 3 размещают под основным светофором на высоте 1.5-2.0м. от ПЧ, если затруднена видимость сигналов основного светофора для водителя остановившегося у стоп линии.
Светофоры типа 3 могут применяться для управления велосипедным движением, в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой. В этом случае под ними укрепляют табличку белого цвета с изображением символа велосипеда. Светофоры типа 4 применяют для управления въездами на отдельные полосы движения. Такая необходимость возникает при организации реверсивного движения.
Светофоры этого типа устанавливают над каждой полосой в начале. Они имеют горизонтальное расположение сигналов. Слева – сигнал в виде зелёной стрелки.
Оба сигнала выполнены на чёрном фоне прямоугольной формы. Габаритные размеры 450*450мм.
Светофоры типа 4 могут применяться вместе со светофорами типа 1 или реверсивное движение организованно не по всей ширине проезжей части.
Светофоры типа 5 имеют 4 сигнала бело-лунного цвета круглой формы, диаметром 100мм. Эти светофоры применяют в случаях бесконфликтного пропуска маршрутных ТС, движущихся по специально выделенным полосам. При отсутствии специально выделенных полос для МТС применении светофоров типа 5 становится бесполезным.
Управление движением осуществляется только светофорами типа 1 или типа 2. Светофоры типа 6 имеют 2, а реже 1 сигнал красный круглой формы, работают в режиме попеременного мигания. При разрешённом движении ТС сигналы выключаются.
Светофоры этого типа ставят:
– на ж/д переездах
– перед разводными мостами
– у причалов паромных переправ
Светофоры типа 7 имеют один сигнал жёлтого цвета. Он постоянно работает в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых перекрёстках повышенной опасности.
Светофоры типа 8 имеют 2 расположенных вертикально сигнала красного и зелёного цветов, диаметром 200 или 300мм.
– при временном сужении проезжей части, когда организуют попеременное движение по одной полосе
– для управления малоинтенсивным движением на внутренних территориях гаражей, предприятий и организаций, где введены ограничения скорости.
Светофор типа 9 имеет 3 сигнала круглой формы красного, жёлтого и зелёного цветов с нанесёнными на рассеиватели сигналов контурами велосипедов.
Их применяют для регулирования движения велосипедистов, в местах пересечения велосипедной дорожки с п/ч или регулируемым пешеходным переходом.
Светофор типа 10 имеет 1 сигнал круглой формы белолунного цвета и может применяться со светофорами типа Т6 в период их работы светофор Т10 выключен.
Пешеходные светофоры имеют 2 вертикально расположенных сигнала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 или 300мм.
Верхний сигнал – красный силуэт стоящего пешехода, нижний – зелёный силуэт идущего пешехода. Оба силуэта выполнены на чёрном фоне. Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы на управляемом светофорами перекрёстке или регулируемом пешеходном переходе.
Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок УДС, а также для обозначения опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:
– в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);
– по полосам, где направление движения может меняться на противоположное (реверсивное движение);
– на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;
– при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;
– для управления движением МТС.
В зависимости от назначения светофоры по ГОСТ Р 52282 – 2004 подразделяются на две группы:
Т – транспортные;
П – пешеходные.
В каждой группе светофоры подразделяются на типы и исполнения. Светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра – типу светофора, последующие буквы – его исполнению, следующая цифра – варианту конструкции.
Обозначения исполнения светофора:
п – с правой дополнительной секцией;
л – то же, с левой;
пл – с правой и левой дополнительными секциями;
г – с горизонтальным расположением сигналов;
ж – с дополнительным сигналом желтого цвета;
д – с двойным сигналом.
Например, Т.1.п – транспортный светофор типа 1 с правой дополнительной секцией. Стандарт предусматривает десять типов транспортных светофоров и два типа пешеходных (см. рисунки 21 – 40).
Транспортные светофоры типов 1 (без учета сигналов дополнительных секций) и 2 имеют три сигнала круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных вертикально (допускается горизонтальное расположение для типа 1).
Дополнительные секции применяются только со светофорами типа 1 с вертикальным расположением сигналов и имеют сигнал в виде стрелки на черном фоне круглой формы. Для улучшения распознавания водителем дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала светофора наносят контуры стрел, указывающих разрешенных этим сигналом направления движения. С этой же целью при наличии дополнительных секций светофор оборудуют белым прямоугольным экраном, выступающим за габариты светофора.
Светофоры типа 1 применяют для регулирования всех направлений движения на перекрестке.
Рисунок 21 – Светофор транспортный Т.1
Рисунок 22 – Светофор транспортный Т.1.п
Рисунок 23 – Светофор транспортный Т.1.л
Рисунок 24 – Светофор транспортный Т.1.пл
Рисунок 25 – Светофор транспортный Т.1.г
Для транспортных светофоров типа 2 стрелки, указывающие разрешенное (запрещенное) направление движения, наносят на всех рассеивателях.
Светофоры типа 2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях и только в тех случаях, когда транспортный поток в этих направлениях не имеет пересечений или слияний с другими транспортными или пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). При достаточно широкой проезжей части с числом полос на подходе к перекрестку более четырех целесообразно светофоры этого типа использовать для регулирования движения по полосам.
Рисунок 26 – Светофор транспортный Т.2
Транспортные светофоры типа 3 применяют в качестве повторителей сигналов светофоров типа 1. По своему внешнему виду они напоминают светофоры этого типа, однако в отличие от них имеют меньшие габаритные размеры и диаметры сигналов 100 мм. Светофор типа 3 размещают под основным светофором на высоте 1,5 – 2 м от проезжей части, если затруднена видимость сигналов основного светофора для водителя, остановившегося у стоп-линии. Светофоры этого типа могут применяться также для управления велосипедным движением в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой. В этом случае под ними укрепляют табличку белого цвета с изображением символа велосипеда.
Рисунок 27 – Светофор транспортный Т.3
Рисунок 28 – Светофор транспортный Т.3.п
Рисунок 29 – Светофор транспортный Т.3.л
Транспортные светофоры типа 4 применяют для управления въездами на отдельные полосы движения (при организации реверсивного движения). Светофоры этого типа устанавливают над каждой полосой в ее начале. Символы (красный крест, зеленая стрелка вниз и желтая наклонная стрелка) выполняются на черном фоне. Габаритные размеры каждого символа 450х500 мм. Светофоры типа 4 могут применяться вместе со светофорами типа 1, если реверсивное движение организовано не по всей ширине проезжей части. В этом случае действие светофоров типа 1 не распространяется на полосы с реверсивным движением.
Рисунок 30 – Светофор транспортный Т.4
Рисунок 31 – Светофор транспортный Т.4.Ж
Транспортный светофор типа 5 имеет четыре сигнала бело-лунного цвета круглой формы диаметром 100 мм. Данный светофор применяют в случаях бесконфликтного регулирования движения МТС, движущихся по специально выделенной полосе.
Рисунок 32 – Светофор транспортный Т.5
Транспортные светофоры типа 6 имеют два (реже один) красных сигнала круглой формы, расположенных горизонтально и работающих в режиме попеременного мигания. При разрешении движения транспортных средств сигналы выключаются. Светофоры данного типа устанавливают перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ.
Рисунок 33 – Светофор транспортный Т.6
Рисунок 34 – Светофор транспортный Т.6. Д
Светофор типа 7 имеет один сигнал желтого цвета, постоянно работающий в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых перекрестках повышенной опасности.
Рисунок 35 – Светофор транспортный Т.7
Транспортные светофоры типа 8 имеют два расположенных вертикально сигнала красного и зеленого цветов круглой формы диаметром 200 или 300 мм. Их применяют при временном сужении проезжей части, когда организуют попеременное движение по одной полосе. Кроме того, светофоры типа 8 применяют также для управления малоинтенсивным движением на внутренних территориях предприятий, организаций и т.д.
Рисунок 36 – Светофор транспортный Т.8
Светофоры типа 9 имеют три сигнала круглой формы красного, желтого и зеленого цветов с нанесенными на рассеиватели сигналов контурами велосипедов. Их применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.
Рисунок 37 – Светофор транспортный Т.9
Светофор типа 10 имеет один сигнал круглой формы бело-лунного цвета и может применяться со светофорами Т.6. В период их работы светофор Т.10 выключен.
Рисунок 38 – Светофор транспортный Т.10
Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сигнала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 или 300 мм. Верхний сигнал – красный силуэт стоящего пешехода, нижний – зеленый силуэт идущего пешехода. Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы на управляемом светофорами перекрестке или регулируемом пешеходном переходе.
Рисунок 39 – Светофор пешеходный П.1
Рисунок 40 – Светофор пешеходный П.2
Задачи светофорного регулирования
Системы светофорного регулирования ─ это крайне эффективный способ контроля дорожного движения. Светофоры выполняют ряд важнейших функций: повышают уровень безопасности на дорогах и улучшают качество движения, положительно влияют на экологические показатели. Давайте подробно изучим каждую из этих функций.
- Безопасность
Чтобы повысить уровень безопасности на дорогах, светофорное регулирование движения необходимо использовать в ситуациях, когда на том или ином участке пути прогнозируются либо уже происходят ДТП, которые можно было бы предотвратить, будь на данном отрезке установлен светофор. Кроме того, светофоры используют в случаях, когда иные меры безопасности (к примеру, регулировка скорости движения, запрет обгона и пр.) не показывают должной эффективности. Так, светофорное регулирование снижает риск аварий при следующих обстоятельствах:
- Концентрация ДТП из-за несоблюдения правил приоритета проезда пересечения из-за слишком большой интенсивности или слишком высокой скорости движения по главной дороге вследствие условий ограниченной видимости на пересечении или невозможности определения водителем правил приоритета на пересечении, в результате недостаточной пропускной способности пересечения.
- Концентрация ДТП между автомобилями, поворачивающими налево, и встречным потоком транспортных средств.
- Концентрация ДТП между автомобилями и пересекающими дорогу велосипедистами или пешеходами.
- Качество движения
Качество движения как во всей транспортной сети, так и на отдельных её участках (перекрёстках, перегонах и т.п.) существенно возрастает при условии введения светофорного регулирования. Ко всему прочему, светофоры применяются для контроля над въездом со следующими целями:
- Освободить участки улиц и дорог, чтобы обеспечить приоритетное движение общественных транспортных средств.
- Освободить участки улиц, на которых не предусмотрено активное движение моторизованного транспорта, от заполняющих их автомобилей.
- Предотвратить возникновение пробок и перегрузки на определённых участках улиц и дорог, а кроме того, в целых районах транспортной сети.
Светофоры значительно улучшают качество движения как общественных транспортных средств, так и немоторизованных участников дорожного движения, будь то велосипедисты или пешеходы. Для этого достаточно правильно настроить светофорный цикл регулирования на перекрёстках.
Если говорить об автотрассах высших категорий, т.е. дорогах, рассчитанных на высокую интенсивность движения, то в данной ситуации светофорное регулирование используется для того, чтобы ограничить въезд и облегчить условия выезда.
Когда нагрузка по разным направлениям движения на одной дороге серьёзно меняется (к примеру, в утренние часы большое количество автомобилей движется в центр города, в вечерние ─ наоборот), установка светофора также может повысить качество движения. В этом случае потребуется устройство полос с реверсивным движением.
Кроме того, организация светофорного регулирования нередко позволяет существенно сократить площадь, занимаемую объектами транспортной инфраструктуры. В частности, это может быть замена кольцевого пересечения на перекрёсток с соответствующим сокращением площади и увеличением пропускных возможностей.
- Экологическая ситуация
На экологические показатели благоприятно влияет весь комплекс мер, обеспечивающих одинаковую скорость потока транспортных средств, сокращающих количество остановок и способствующих равномерному движению через несколько пересечений. Это могут быть дополнительные светофоры, так называемая «зелёная волна» или же адаптивное светофорное регулирование. Благодаря этим мероприятиям сокращается расход топлива, снижается уровень шума от транспортных средств, уменьшаются объёмы выделяемых в окружающую среду выхлопных газов.
Особенности конструкции светофоров
В светофорах имеется несколько раздельных секций. Каждая секция подаёт конкретный сигнал. У разных типов светофоров секции имеют различные конструктивные характеристики, такие как форма и размеры сигнала, особенности символа, источники света и т.п. Каждая секция, вне зависимости от своего типа, оснащена оптическим устройством. Бывают также односекционные светофоры.
Секции соединяются при помощи резьбовых полых втулок, через втулки пропускаются электрические провода. Сама секция выполняется в виде корпуса, оснащённого крышкой и солнцезащитным козырьком. В крышку устанавливается оптическое устройство. Оно состоит из отражателя, цветного светофильтра, уплотняющего кольца из резины и подвижного стакана с электрической лампой. Когда стакан перемещается, нить лампы устанавливается в фокусе отражателя.
Источниками света выступают лампы накаливания общего или специального назначения. Также существуют модели светофоров, в которых в качестве источника света применяют газосветные трубки или излучающие диоды, встречаются и галогенные лампы. Последние особенно эффективны, поскольку имеют небольшие размеры и высокие показатели удельной светоотдачи, оснащены компактной нитью и отлично фокусируются. Тем не менее, галогенные лампы не пользуются большой популярностью по той простой причине, что дорого стоят и нуждаются в использовании повышающих трансформаторов.
Светофоры оснащаются специальными рассеивающими светофильтрами и светофильтрами-линзами. Рассеиватели нужны для того, чтобы световой поток равномерно распределялся в пространстве. На их внутреннюю поверхность наносится специальный рисунок, выполненный в форме ромба, капли, призмы или имеющий узорчатую структуру. Особое значение уделяется углу, под которым рассеивается свет: это наибольший угол, в пределах которого сила света уменьшается в два раза по отношению к её осевому значению.
Светофильтры-линзы, в свою очередь, делают световой поток концентрированным. Применяя их, можно не устанавливать отражатель и уменьшить размер сигнала.
В настоящее время стандартные модели светофоров претерпевают ряд изменений. В частности, усовершенствуются составляющие светооптической системы: источники света, световые фильтры, отражатели. Кроме того, изготовители работают над тем, чтобы повысить надёжность всей конструкции в целом.
Роль детекторов транспорта в светофорном регулировании
Детекторы транспорта используются для обнаружения транспортных средств, также они определяют параметры транспортных потоков. Полученная с помощью детекторов информация требуется для реализации программ гибкого светофорного регулирования, расчёта или автоматического выбора режима управления дорожным движением.
Детекторы транспорта подразделяются на категории в зависимости от назначения, принципа работы чувствительного элемента и специализации (какой именно параметр они измеряют).
По назначению детекторы транспорта бывают:
- Проходные. Они выдают фиксированные по продолжительности сигналы при въезде транспортного средства на определённый участок дороги, контролируемый детектором. Параметры сигнала не зависят от того, как долго ТС будет находиться на данном участке. Отсюда становится понятно, что проходные детекторы фиксируют сам факт появления автомобиля ─ это требуется для реализации алгоритма поиска разрыва в потоке.
- Детекторы присутствия. Выдают сигнал на протяжении всего времени, которое автомобиль проводит в зоне, контролируемой детектором. Этот вид детекторов используется реже, поскольку применяется преимущественно для обнаружения предзаторовых и заторовых состояний транспортного потока.
По принципу действия чувствительные элементы детекторов транспорта подразделяются на три типа:
- контактный тип: электромеханические, пневмоэлектрические, пьезоэлектрические;
- излучения: фотоэлектрические, радарные, ультразвуковые;
- изменения параметров электромагнитных систем: магнитные, индуктивные.
Эффективность адаптивного управления во многом зависит от того, где именно монтируется чувствительный элемент ДК. Место расположения элемента, в свою очередь, определяется перечнем задач, решаемых в рамках локального и системного управления. При локальном управлении чувствительный элемент устанавливают на подходе к перекрёстку, чтобы обеспечить реализацию алгоритма местного гибкого управления. При системном же управлении детекторы предназначаются для автоматического выбора нужного режима координации по транспортной ситуации в целом районе, определения скорости движения и обнаружения заторов.
Грамотно используя все перечисленные технические средства, можно обеспечить координированное управление дорожным движением. Под координированным управлением подразумевается согласованная работа нескольких светофоров, которая позволяет сократить издержки ТС. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку наблюдается серьёзный прирост общего количества транспортных средств.
Значение дорожных контроллеров в управлении движением
Дорожные контроллеры (ДК) необходимы для переключения сигналов светофоров и символов управляемых дорожных знаков. Также, в зависимости от особенностей конкретной конструкции, дорожные контроллеры могут подавать сигнал о выполнении команд, поступающих из управляющего центра, сообщать о том, что непосредственно сам контроллер находится в исправном состоянии, выполнять роль командного устройства для группы других контроллеров, когда несколько перекрёстков объединяются в одну систему управления.
ДК бывают локальными и системными. Первые управляют светофорной сигнализацией, которая учитывает только условия движения на конкретном участке дороги. Локальные контроллеры не позволяют обмениваться информацией с контроллерами, расположенными на других перекрёстках, и с пунктом управления.
Локальные ДК, в свою очередь, подразделяются на три вида:
- Контроллеры жёсткого управления. У них фиксированная продолжительность фаз или разрешающих сигналов по тем или иным направлениям перекрёстка. Сигналы чередуются по одному или нескольким заранее заданным режимам. Контроллеры жёсткого управления используются для светофорного регулирования дорожного движения на перекрёстках, где интенсивность потока транспортных средств практически не изменяется на протяжении суток.
- Вызывные устройства. С их помощью осуществляется переключение светофорных сигналов по вызову пешеходами или водителями транспортных средств. Такие контроллеры нужны для ситуационного управления движением пешеходов или моторизованных транспортных средств по направлениям, которые пересекают магистраль. Продолжительность разрешающего сигнала, как и у контроллеров жёсткого управления, является фиксированной.
- Контроллеры адаптивного управления. Посредством этих ДК достигается непостоянная продолжительность разрешающих сигналов. Адаптивные контроллеры требуются для светофорного регулирования на перекрёстках, где нагрузка транспортного потока часто меняется на протяжении дня.
Системные ДК обеспечивают переключение светофорных сигналов по командам, поступающим из пункта управления или от какого-либо другого контроллера, подключенного к общей сети и выполняющего координирующую функцию. Системные контроллеры также бывают трёх видов:
- Программные контроллеры жёсткого управления. Движение регулируется посредством одного или нескольких временных режимов с заранее заданными параметрами.
- Контроллеры непосредственного подчинения жёсткого и адаптивного управления. Каждый контроллер снабжён отдельным каналом связи с управляющим центром. Момент активации и продолжительность сигналов определяются командами, поступающими из центра управления.
- Контроллеры для переключения символов управляемых дорожных знаков и указателей рекомендуемой скорости. Такие ДК в большинстве своём используются в рамках АСУД, поэтому относятся к категории системных.
Кроме рассмотренной классификации, все дорожные контроллеры делятся на две группы:
- ДК, которые осуществляют только пофазное управление (продолжительность разрешающих сигналов для всех направлений конкретной фазы является одинаковой);
- ДК, обеспечивающие как пофазное управление, так и управление по отдельным направлениям перекрёстка. Именно они встречаются чаще всего, поскольку являются более эффективными и гибкими.
Виды светофорного регулирования
Светофоры подразделяются на несколько категорий на основании определённых признаков:
- по функциональному назначению: транспортные, пешеходные;
- по конструкционным особенностям: выполненные из одной, двух или трёх секций, а также трёхсекционные с дополнительными секциями;
- по функции, которую они выполняют в ходе регулирования движения: основные, дублёры и повторители.
Бывают также постоянные светофоры. Их особенность состоит в том, что фазы светофорного регулирования не изменяются вообще либо меняются достаточно редко, например, на протяжении суток или в зависимости от дня недели.
Отдельно стоит рассмотреть адаптивное светофорное регулирование. Оно подразумевает два варианта:
- Регулирование частично определяется транспортным потоком, в зависимости от которого меняются такие показатели, как длительность одной фазы, последовательность фаз или их количество.
- Регулирование полностью определяется транспортным потоком. Соответствующие показатели изменяются аналогичным образом.
Также необходимо упомянуть режим сетевой координации светофоров категории “зелёная волна”. Реализовать её можно только при условии правильного сочетания двух режимов: режима постоянного и режима адаптивного светофорного регулирования с изменяющейся продолжительностью фаз.
Понятие светофорного регулирования
Светофорное регулирование дорожного движения обеспечивает поочерёдный проезд транспортных средств через конкретный отрезок улично-дорожной сети, а кроме того, предупреждает водителей об аварийно опасных участках пути. Светофоры, регулирующие движение, обязательно должны устанавливаться в следующих местах:
- на дорожных полосах, где возможно изменение направления движения на противоположное;
- на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах и переправах;
- в точках, где транспортные средства различных экстренных и специальных служб выезжают на дорогу с активным движением;
- на участках пути, где имеется несколько разных конфликтующих транспортных и пешеходных потоков (дорожные перекрёстки, пешеходные переходы);
- в местах, где необходим контроль над движением общественного транспорта.
Схема светофорного регулирования, действующая в Российской Федерации, отвечает всем стандартам международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Внешний вид сигналов, их значение, последовательность чередования должен знать каждый участник дорожного движения.