Если человек использует велосипед не только для отдыха, но и в качестве транспортного средства, то ему пригодятся хотя бы базовые знания по его устройству. Названия деталей и представления об их работе позволят корректно сообщить мастеру о неполадке или самостоятельно починить ее.
Двухколесные транспортные средства сегодня получили широкое распространение. Это связано с тем, что конструкции универсальны, неприхотливы в обслуживании, ездят без топлива. Каждый пользователь должен знать устройство велосипеда, чтобы при необходимости быстро распознать и устранить возможные поломки. Все байки состоят из стандартного набора элементов, дополнительных приспособлений, но у разных моделей есть некоторые отличия.
Дорожные велосипеды появились раньше, чем спортивные, горные и все остальные. Они считаются самыми надежными, простыми в эксплуатации и недорогими. Неудивительно, что число таких транспортных средств на дорогах ежегодно увеличивается. Кто-то использует дорожные велосипеды как средство передвижения, кто-то – в целях транспортировки груза. В любом случае устройство дорожного велосипеда должно быть знакомо каждому владельцу «железного коня». Именно этой теме и посвящена наша сегодняшняя статья.
Велосипед для большинства его пользователей – не просто средство передвижения, а почти член семьи. И неудивительно: он практически вездеходный, неприхотливый в обслуживании, бензина не требует. А еще велосипедные прогулки – ни с чем не сравнимое удовольствие и сплошная польза для организма.
Знать, из чего состоит велосипед, необходимо любому его пользователю: новичку – чтобы поближе познакомиться, опытному велосипедисту – чтобы суметь вылечить внезапно захворавшего железного друга. Хотите восполнить этот информационный пробел? Внимательно ознакомьтесь с этой статьей: из нее вы узнаете, как называются составные части велосипеда и каковы характеристики каждой из них.
Итак, вы решили пополнить ряды велосипедистов, проштудировали множество статей с описанием преимуществ того или иного варианта, и вот, наконец, определились. Конечно, это горный велосипед – наиболее популярный, комфортный, маневренный и доступный по сравнению со своими собратьями.
Наверное, каждому знакомо это не самое приятное чувство, когда продавец в магазине задает какие-то вопросы, касающиеся технических характеристик товара, а вы не понимаете, о чем идет речь. Чтобы не выглядеть абсолютным “чайником” в глазах специалистов или товарищей, мы советуем заранее изучить, как устроен горный велосипед, и при случае блеснуть полученными знаниями. В этой статье мы расскажем обо всех основных комплектующих горного велосипеда, главное – читайте внимательнее!
Основные составляющие дорожного велосипеда
Стандартная схема дорожного велосипеда выглядит следующим образом. Различия заключаются только в наличии или отсутствии ручных тормозов, ручного насоса, звонка и бардачка для инструментов:
Рассмотрим все эти компоненты подробнее. Начнем с руля. Он фиксируется к рулевой колонке с помощью затяжного болта и прокладок. Эти два компоненты могут износиться достаточно быстро. Поэтому желательно беречь руль от воды и пыли, которые отрицательно сказываются на системе.
Поскольку дорожный велосипед бывает двух типов – шоссейный и городской – руль может иметь различную форму. От типа велосипеда также зависит наличие ручек для переключения передач или ручных тормозов.
Рулевая колонка функционирует благодаря сложной конструкции: контргайки, кронштейнов тормоза, конуса и подшипников, нижней и верхней чаши. Они отвечают за своевременный и легкий поворот руля.
Второй важный элемент велосипеда – это каретка. Именно от нее зависит, сколько усилий приложит велосипедист, чтобы устройство ехало. На каретке держится цепь. Структура каретки следующая: контргаечное кольцо, левая и правая чашка, обойма для шариков, собственно шарики.
В некоторых моделях могут быть дополнительные прокладки. Зачастую, чтобы добраться до каретки, велосипедисту нужно снять ось шатуна, выбив два клинка. Шатун должен быть всегда смазанным.
Цепь отвечает за скорость движения велосипеда, своевременное торможение. Цепь натягивается с учётом параметров скорости и мягкости движения. Если она сильно загрязнена или вытянута, владелец велосипеда должен обратить особое внимание на это устройство дорожного велосипеда – и провести ремонт или очистку. Укорачивают цепь путем удаления одного звена. Применяют для этого гайку и молоток. Смазывают цепь керосином, автолом.
Педали – следующая составная часть дорожного велосипеда. Они могут иметь различную форму: овальную, квадратную, прямоугольную. Педаль дорожного велосипеда должна свободно вращаться. Она закрепляется на шатуне и фиксируется благодаря резьбе. Правая педаль имеет правую резьбу, а левая – левую. Именно это отличие позволяет не перепутать педали во время монтажа.
Следующее составное устройство дорожного велосипеда – это седло, которое фиксируется к подседельной трубе с помощью замка. Мягкость седла зависит не только от материала, но и от качества амортизирующих пружин. Они должны быть прочными и выдерживать вес человека. В шоссейных велосипедах седла могут встречаться без пружин.
Любая схема дорожного велосипеда включает в свой состав щитки для колес. Они крепятся к раме и втулке с помощью гайки. Главная задача щитка – защитить велосипедиста от воды, грязи, пыли и камней, которые могут отскочить от колес.
Теперь поговорим про переднее и заднее колеса. Это два одинаковых и в то же время отличимых друг от друга компонентов дорожного велосипеда. Изначально рассмотрим саму конструкцию колеса. В ее составе – следующие компоненты:
Простая втулка имеет следующую конструкцию. Она изготавливается из титана, алюминия и стали.
Передняя втулка – самая простая. На неё отводится минимум нагрузки. Задняя втулка имеет дополнительный барабан для тормозного ротора. Поэтому переднее и заднее колесо отличаются друг от друга, хотя количество спиц, камера и покрышки могут быть одинаковыми.
Покрышки для дорожных велосипедов имеют стандартный размер – 28 дюймов. Некоторые шоссейные модели могут иметь 29-дюймовые покрышки.
Все остальные компоненты, которые не учтены в обзоре, имеют те же характеристики, что и в других типах велосипедов (например, горных) и должны быть изучены при покупке конкретной модели.
Основные детали
Конструкция современного велосипеда функциональна, но довольно проста. В ее состав входят следующие элементы:
Каждая деталь имеет свои особенности и назначение. Информация о том, как устроен велосипед, будет полезна начинающим велосипедистам и опытным райдерам, которые часто совершают длительные поездки.
Рама
Рама представляет собой основу велосипеда, на которую фиксируют другие компоненты: руль, седло, колеса. Состоит деталь из перьев либо трубок, формирующих 2 треугольника — спереди и сзади. Последний раздваивается, образуя заднюю вилку и крепления для обода. Именно такая конфигурация обеспечивает достаточную жесткость конструкции, несмотря на легкий вес. Существует две разновидности элементов:
Рамы классифицируют по материалу изготовления. Стальные тяжелые, но прочные, алюминиевые имеют легкий вес, поэтому актуальны для гоночных велосипедов. Модели из магния удобны, но подвержены коррозии, из титана — практически вечные, из карбона — практичные, долговечные, дорогостоящие, но требуют бережного обращения.
Сегодня большинство байков оснащают алюминиевой рамой. Для скоростного велосипеда актуальны карбоновые модели. Магний, титан, скандий используют редко.
Руль и вынос руля
Управление велосипедом не может осуществляться без руля. Встречаются варианты с разной формой:
Для городских прогулок отлично подходят компоненты с изгибом, езда по пересеченной местности будет максимально удобной при использовании прямой формы. Руль спортивных байков обычно дополняют выносом. Подобные детали позволяют менять посадку с вертикальной (прогулочной) на более низкую (скоростную).
Неотъемлемым элементом системы управления велосипедом являются грипсы. Это специальные ручки, дополняющие руль, служат для улучшения сцепления с ладонями райдера. Производят их из резины, поролона и других материалов.
Рулевая колонка и вилка
Главная функция рулевой колонки — обеспечение вращения велосипедной вилки в головной раме. В состав конструкции входят упорные кольца, пара подшипников, чашки, верхняя и нижняя. Существует 2 типа компонентов:
Вилка может быть жесткой либо мягкой. Первый вариант актуален для скоростных байков. Второй — неотъемлемый компонент устройства горных велосипедов. Задний амортизатор обычно встречается в «двухколесниках», предназначенных для туризма, преодоления сложных маршрутов. Этот элемент делает конструкцию более тяжелой и маневренной, экономит силы райдера.
Безрезьбовая рулевая колонка
Колеса
Два наиболее популярных размера велосипедного колеса — 26 и 28 дюймов. Состоит оно из следующих компонентов:
Каждое колесо состоит из металлического обода, который при помощи спиц соединяется со втулкой, шиной. У горных велосипедов самые широкие протекторы. Они сокращают тормозной путь, предотвращают пробой камеры при движении по асфальтированным трассам.
Седло и подседельный штырь
Велосипедное седло обеспечивает комфорт во время поездки. Встречаются мужские и женские модели. Изделия имеют покрытия из натуральной кожи или кожзама. Специалисты не рекомендуют выбирать аксессуары с широкой мягкой поверхностью. На практике они не такие удобные, как кажутся на первый взгляд.
Подседельный штырь служит для регулировки высоты поднятия седла. В зависимости от назначения велосипеда используются жесткие либо амортизационные варианты. Второе название этого компонента — глагол.
Система переключения передач
Прогулки на велосипеде всегда будут приятными и безопасными, если скорость находится под контролем. Схема системы переключения передач включает следующие элементы:
Цепь считается одним из основных компонентов велосипеда. Нуждается в регулярном уходе, обслуживании. Если длина полотна увеличивается, необходимо заменить его новым.
Тормоза и трансмиссия
Устройство велосипеда невозможно представить без тормозной системы, которая придает уверенность при быстрой езде. Существует несколько видов этих элементов:
Дисковые тормоза считаются самыми надежными. Система, состоящая из вращающегося диска, пары неподвижных колодок, цапфы, обеспечивает безопасность езды, дарит уверенность пользователю.
Отличия в зависимости от модели
Конструкция современного велосипеда всегда состоит из одних и тех же запчастей. Несмотря на это у байков в зависимости от модели наблюдаются некоторые отличия:
Зная, из чего состоит гоночный, городской, горный или трюковой велосипед, можно быстро определить неисправность и устранить ее. Особенно важны такие навыки в длительных поездках, когда невозможно обратиться за помощью к специалистам.
Из чего состоит горный велосипед
Чего только не придумывают производители, чтобы усовершенствовать горный велосипед – добавляют новые детали, либо, наоборот, максимально “облегчают” его, убирая то, без чего можно обойтись. Ликбез по наиболее модернизированным моделям новичку точно не понадобится, поэтому логичнее будет рассказать вам, как выглядит стандартная конструкция горного велосипеда – совокупность тех компонентов, которые в нем обязательно должны быть.
Итак, из каких деталей состоит горный велосипед:
Во-первых, это, конечно же, рама. О наличии рамы в велосипеде знают даже те люди, которые к нему близко не подходили. И неудивительно, потому что это “костяк” любого велосипеда, главная его часть.
Рамы делятся на несколько разновидностей, согласно особенностям конструкции и материалу, из которого они были изготовлены.
Типы рам горных велосипедов:
Для изготовления самой главной части горного велосипеда используются разные материалы: алюминий, сталь и карбон. На каком из них остановить выбор, зависит скорее от величины бюджета: сталь используется для производства самых дешевых велосипедов, алюминий дороже, но лучше по характеристикам, а карбон – наиболее прочный и высокотехнологичный из всех, но по стоимости дороже остальных. Существуют еще всякие экзотические варианты рам, например, титановые, но новичку такая разновидность ни к чему, да и вряд ли по карману.
При покупке «железного коня» не забудьте обратить внимание на ростовку горного велосипеда (длину верхней трубы рамы). Этот параметр нужно подбирать, ориентируясь на рост покупателя.
Рама и тормоза горного велосипеда
Не будем забывать о такой детали горного велосипеда, как тормоза, ведь своевременная остановка порой даже важнее удачного старта.
Тормоза на горных велосипедах бывают следующих видов:
Составные части горного велосипеда, без которых его использование становится невозможным – это колеса. Они бывают двух размеров: 26 и 28 дюймов, и состоят из следующих частей:
Этот переключатель скоростей “сотрудничает” с системой передних звезд, которых насчитывается три штуки. Соединение между собой и вращение звезд происходит благодаря шатунам, на которые также крепятся педали горного велосипеда. Чтобы шатуны держались на раме, придумана “каретка” – специальный механизм для крепления.
Система передних звезд, шатун, каретка
В зависимости от того, из чего изготавливаются вышеперечисленные детали, определяется, сколько весит горный велосипед. Оптимальный вес для горного велосипеда – от 8 до 12 кг. Стоит учесть, что вес не является решающим параметром при выборе велосипеда – намного важнее его надежность и безопасность.
Все вышеперечисленное – это то, что составляет основную схему горного велосипеда. А все остальное обязательно изучится в процессе катания, главное – искренне этого желать!
Дополнительные элементы
Основные части велосипеда считаются самыми важными. Однако в конструкции любого велосипеда присутствуют дополнительные элементы:
Флягодержатель из карбона весит около 20 г, что особенно важно для профессиональных велосипедистов.
Описание дополнительных элементов для велосипедов поможет райдерам усовершенствовать собственные транспортные средства. Использование светоотражателей, звукового сигнала, зеркала заднего вида повысят уровень безопасности езды, практичный флягодержатель обеспечит комфорт в длительных поездках.
Зеркало заднего вида
Устройство современного велосипеда
Модернизация коснулась всего, что нас окружает, в том числе и велосипедов. Мы не будем говорить о модных девайсах и последних фишках, мы рассмотрим, из каких деталей состоит современный велосипед, и расскажем о составных частях, которые в нем должны быть по умолчанию.
Все о главной части велосипеда и ее окружении
Рама в велосипеде выполняет те же функции, что и скелет для человека: на ней все держится. Любую испорченную деталь “железного коня” можно заменить, но только не раму – проще сразу купить новый велосипед.
Рама бывает двух типов:
Рамы бывают также из разных материалов: алюминия, стали, карбона, магния, титана, молибдена. Характеристики у каждого из них разные:
Подробнее о системе управления
Важные узлы велосипеда, без которых он бы стал неуправляемым – это, разумеется, рулевая колонка. Что же эта система включает в себя?
Для того, чтобы велосипедные прогулки приносили удовольствие, необходимо научиться контролировать скорость передвижения. Вот основные детали, предусмотренные в конструкции велосипеда для этих целей:
“Система”, с которой работает передний переключатель, состоит из одной, двух или, чаще всего, трех звезд и шатунов, которые являются посредниками между звездами и педалями. Педали бывают контактные (со специальным креплением для велотуфлей) и бесконтактные (для любой обуви). Для контактного педалирования необходим определенный опыт, но зато такой способ положительно сказывается на скорости и технике.
Кассета, “коллега” заднего переключателя, – это набор звездочек в количестве от 6 до 10. Чем больше количество звезд – тем шире возможности велосипедиста, тем доступнее крутые подъемы и спуски.
Еще в основные части велосипеда входит цепь, которая тоже относится к “системе”. Эта деталь требует заботы и тщательного ухода, а менять цепь нужно тогда, когда ее длина значительно увеличится. При покупке стоит обратить внимание на ее цвет: матовые серые – показатель надежности, никелированные – среднего качества, а вот те, что с желтым отливом или черными боковыми пластинами, считаются продуктом низшего сорта.
Как суметь вовремя остановиться
Как называются детали велосипеда, которые прибавляют нам уверенности даже при быстрой езде? Правильно, тормоза. Какие они бывают?
Все о том, как сгладить неровности
Описание деталей велосипеда не обходится без того, чтобы упомянуть в нем амортизаторы. Система амортизации включает в себя:
Незаменимы, как ни крути
Из каких же еще частей состоит велосипед? Колеса – вот еще один из основных узлов нашего железного друга. Существуют два основных размера колес: 26 и 28 дюймов.
Не забываем о комфорте
Мы перечислили еще не все детали велосипеда: стандартная схема этого транспортного средства невозможна без одной из важнейших частей – седла. Причем “сидение” – это название неверное, поэтому если хотите говорить правильным велосипедным языком, не перепутайте.
Итак, мы выяснили, из чего состоит велосипед. Но схема строения, помимо деталей, необходимых непосредственно для движения этого транспортного средства, насчитывает еще несколько, созданных для удобства велосипедиста. Вот они:
Теперь стандартная схема устройства велосипеда вам известна, а познать мелочи и тонкости можно лишь со временем. Поэтому не откладывайте общение с железным другом в долгий ящик – оно непременно подарит вам заряд положительных эмоций!
Строение велосипеда
Такое транспортное средство имеет упрощенную конструкцию, поскольку представляет из себя каркас с дополнительными деталями, приводящими велосипед в движение силой мышц. Есть основные названия деталей, из которых состоит транспортное средство, но особенности и внешний вид ТС меняются в зависимости от производителя.
Есть обязательные элементы конструкции, без которых невозможно представить устройство велосипеда. Чтобы лучше разбираться в этом, стоит рассмотреть их особенности и расположение.
Эта часть велосипеда считается основой транспортного средства, поскольку она обеспечивает функционирование остальных комплектующих. Рама состоит из трубы и нескольких образующих треугольников. Такая форма позволяет при минимальном весе обеспечивать самую высокую жесткость.
Эта деталь велосипеда бывает нескольких типов: с верхней трубой и без нее. Модели без установленной сверху детали считаются женскими, поскольку на них удобней садиться и спешиваться. Рама без верхней трубы тяжелее, поэтому такой велосипед покупают только когда на него неудобно садиться.
Комфорт во время поездки, скорость разгона и остальные характеристики во многом зависят от мягкости каркаса и выбранного материала. Например, мягкие конструкции почти не передают вибрацию и мягче едут на неровной дороге, а велосипеды с жесткой рамой быстрее разгоняются и лучше передают энергию от колес.
Конструкции изготавливают из титана, стали, алюминия или карбона. У каждого из них есть свой уровень жесткости. По надежности и износостойкости лучшим считается карбон.
Совет! Раму для велосипеда выбирают в зависимости от роста, веса водителя и предпочитаемого стиля езды.
Это еще один основной узел, без которого невозможно представить рабочий велосипед. Обычно колеса выпускают на 26 и 28 дюймов, но сейчас появляется все больше разных видов покрышек, которые предназначены для трассы, города, леса и пр. Велосипедисты выбирают их в зависимости от своих потребностей и того, для чего им нужно ТС.
Колеса велосипеда тоже состоят из нескольких составных частей:
Совет! При выборе колес смотрят не только на диаметр и то, из чего они состоят, но еще и прочность, сбалансированность конструкции. Именно от этого зависит комфорт во время езды.
Система управления
В рулевом управлении основными элементами считаются вилка и руль. Некоторые производители добавляют туда обмотку, лежак или другие детали для дополнительной фиксации. На скоростные модели ставят еще коробку переключения передач и передние тормоза.
На руль велосипеда приходится часть нагрузки и производители учитывают это при выборе материала. С учетом того, что для разного стиля езды требуется смена положений, сейчас есть более 100 разных форм руля. Чаще всего используется в виде бабочки, бараньих рогов и городской.
Внимание! Для удобства на руль крепят навигатор, а также звонок и светоотражатели. При движении по дороге их наличие необходимо, иначе велосипедист нарушит правила ПДД.
Амортизатор
Он стоит в каждом велосипеде для более комфортной езды. Без амортизаторов на мышцы идет более сильная нагрузка, поэтому их наличие обязательно. Компенсация происходит с помощью:
Благодаря этой детали передается усилие от мышц человека на колеса. Для этого на велосипеде установлен специальный механизм, в составе которого есть металлическая цепь, привод, переключатель скорости, рычаг, манетки.
При выборе велосипеда в большей степени смотрят на состояние цепи, а при ее использовании деталь регулярно смазывают, промывают и меняют, когда она начинает провисать.
Самыми долговечными и при этом устойчивыми считаются матовые цепи, модели с желтым отливом или черными вкраплениями низкокачественные. Никелированные цепи тоже подходят для конструкции велосипеда.
Оно располагается над задним колесом велосипеда и принимает на себя основную нагрузку. Люди, которые каждый день по несколько часов проводят на этом транспорте, выдвигают особые требования к седлу, поскольку иначе появится сильный дискомфорт во время поездки.
Есть спортивные, горные, а также женские и мужские виды седла. Последние учитывают анатомические особенности и считаются более комфортными, но горные больше подходят для крутого спуска или подъема на гору.
В скоростных велосипедах обычно стоит довольно жесткое седло, поэтому его смягчают специальной гелевой накладкой. Также решают проблему с неудобными деталями, поскольку накладки приобретают удобную велосипедисту форму.
Помимо передних тормозов есть дисковые, педальные, роллерные и ободные. Дисковые меньше всего изнашиваются, у них самый большой срок службы, а также они не ломаются даже при экстремальных температурах или сильном перепаде.
Педальные периодически выходят из строя и не так легко регулируются. Если они выйдут из строя, то новичок не сможет их починить. Ободные считаются самыми дешевыми и легкими, но при попадании жидкости или грязи они быстро ломаются. Роллерные тормоза просто зажимают колеса, поэтому они исправно работают даже при плохой геометрии велосипеда или искривленных колесах.
https://youtube.com/watch?v=GAIrzEOtJhg%3Ffeature%3Doembed
Помимо основных деталей велосипеда есть и дополнительные элементы, без которых невозможно передвижение транспорта, но набор этих деталей меняется в зависимости от типа устройства и самого производителя.
Видео
https://youtube.com/watch?v=8L45nD-Ro4g%3Ffeature%3Doembed
https://youtube.com/watch?v=GAIrzEOtJhg%3Ffeature%3Doembed