Состав автодорог

Параметры автомобильной дороги регламентируются законом Российской Федерации № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации изложены в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» от 27 декабря 2002 года.

Данные стандарты распространяются не только на все построенные и функционирующие дороги, но также и на те, которые находятся на стадии проектирования. Кроме того, в соответствии с законом устанавливается техническая классификация автомобильных дорог. Сегодня поговорим про это подробнее.

Классификация автомобильных дорог

По виду разрешенного использования все автодороги можно разделить на 2 группы следующим образом:

По тому, какое значение имеют автодороги, они классифицируются на 2 вида.

Состав автодорог

Автомобильные дороги федерального значения

Их собственником является Российская Федерация; финансирование этого типа дорог производится из средств государственного бюджета.

К автодорогам, имеющим федеральное значение и предоставленным в общее пользование, относятся:

Кроме того, автомобильными дорогами федерального уровня, предоставленными в общее пользование, могут являться:

Состав автодорог

Автомобильные дороги федерального значения

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Владельцами данного вида автодорог являются субъекты РФ; средства для обслуживания выделяются из их собственных бюджетов. Существуют критерии, определенные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, по которым автодороги, предоставленные в общее пользование, можно отнести к автодорогам общего пользования на уровне регионов или муниципалитетов. В список последних нельзя включать федеральные автодороги общего пользования или какие-либо их участки.

Собственниками являются муниципалитеты; финансирование производится за счет их собственных средств бюджета. Сюда относятся дороги, принадлежащие городским округам, муниципальным районам и прочим населенным пунктам.

Эта группа дорог находится в собственности у частных лиц. Речь идет о частных автомобильных дорогах, по которым доступно и открыто движение транспортных средств, принадлежащих неограниченному кругу лиц. В ином случае объекты являются частными дорогами необщего пользования.

3 класса автомобильных дорог по условиям движения

Все автодороги можно разделить на 3 класса, каждый из которых характеризуется определенными способами доступа на них и условиями организации движения:

Перечислим основные параметры такой автомобильной дороги, как автомагистраль:

Состав автодорог

3 класса автомобильных дорог по условиям движения

Скоростным автомобильным дорогам присущи следующие характеристики:

К дорогам обычного типа относятся дороги, не являющиеся автомагистралями и скоростными; они характеризуются следующим образом:

Технические характеристики и параметры автомобильных дорог

Определение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог производится в соответствии с различными техническими параметрами и характеристиками, в частности:

Говоря о перечисленных геометрических параметрах автомобильных дорог, следует отметить важность их соответствия установленным нормам в рамках конкретной категории автодороги или ее отдельного участка. Допустимы некоторые отклонения в фактических размерах, которые регламентированы специальными нормативными документами.

Требуемый показатель прочности дорожной одежды зависит от необходимости пропуска без каких-либо препятствий автотранспортных средств в расчетный период: для автодорог I–IV категорий осевая нагрузка составляет до 10 тс (100 кН); для автодорог с твердыми покрытиями V категории осевая нагрузка составляет до 6 тс (60 кН).

Покрытия проезжей части автодороги, краевой укрепительной и остановочной полосы обочины следует эксплуатировать при наличии заранее спроектированных продольных и поперечных уклонов для успешного стока поверхностных вод.

Состав автодорог

Технические характеристики и параметры автомобильных дорог

Важно поддерживать ровность кромок дорожного покрытия, их четкие и правильные контуры, а также следить за тем, чтобы они не подвергались каким-либо деформациям или разрушениям.

В процессе использования автодорог фактические показатели продольной ровности должны находиться в пределах допустимых значений, обозначенных в таблице 1.4.

Еще один из параметров, по которому оценивается состояние покрытия автомобильной дороги, – наличие колеи и ее допустимая глубина. Покрытие проезжей части не должно иметь колеи, так как она создает опасность при движении и мешает производить очистку дорог от снега и наледи.

Глубина колеи имеет границы допустимых и предельно допустимых значений, которые различаются в зависимости от выбранного способа их измерения двухметровой рейкой: согласно первому упрощенному способу рейка кладется на дорожное покрытие или гребни выпора; второй способ – это вертикальные отметки, при помощи которых ведут отсчет от рейки, уложенной в горизонтальном положении (таблица 1.5).

Если глубина колеи на определенных участках автодорог превышает предельно допустимые значения, проводятся специальные работы с целью устранить колею. Кроме того, важно тщательно следить за тем, чтобы не образовывались уступы там, где проезжая часть переходит в укрепительную краевую полосу или укрепительную и остановочную полосу обочины.

В случае неукрепленной обочины и разделительной полосы, которые не отделены бордюром от проезжей части, не следует доводить состояние дорожного покрытия до образования колеи там, где они стыкуются с проезжей частью автодороги – при этом если интенсивность движения составляет более 6000 легковых автотранспортных средств, отметка уровня колеи не должна опускаться ниже чем на 3 сантиметра по отношению к уровню поверхности проезжей части, в случае менее интенсивного движения разница уровней должна составлять не более 4 сантиметров.

Величина коэффициента сцепления колес автотранспортного средства с дорожным покрытием, указанная в ГОСТ 50597-93, отражающем требуемые параметры эксплуатационного состояния автомобильных дорог, должна быть обеспечена шероховатостью и состоянием дорожной одежды проезжей части и не быть ниже 0,3 для шин без рисунка протектора и 0,4 для шин с рисунком протектора.

Состав автодорог

Величина коэффициента сцепления колес ГОСТ 50597-93

У фактической величины коэффициента сцепления по ширине проезжей части допустимая разница с требуемой величиной составляет не больше чем 0,1. Фактическое значение коэффициента сцепления покрытия проезжей части дороги и укрепленной части обочины не должно расходиться с требуемой величиной более чем на 0,15.

Покрытие проезжей части автодороги должно быть ровным – не допускаются выбоины, проломы и просадки размерами 15 * 60 * 5 сантиметров и более; мелкие повреждения и деформации в период с весны по осень не могут присутствовать в количестве более, чем указано в таблице 1.6. Сроки устранения всех перечисленных разрушений и дефектов при их выявлении регламентированы стандартом ГОСТ 50597-93.

Укрепительные полосы при появлении дефектов должны иметь состояние, соответствующее установленным требованиям для покрытий проезжей части. Требования, приведенные в таблице 1.6., распространяются и на укрепленные и неукрепленные полосы для остановки.

Дорожные обочины должны быть укреплены при помощи прочных конструкций, также необходимо соблюдать поперечные уклоны, играющие важную роль в оперативном отводе вод с поверхности дороги.

Очень важна устойчивость откосов насыпей и выемок к различным природным и климатическим воздействиям, они также не должны препятствовать быстрому отводу вод с поверхности дороги. Их укрепление необходимо производить в соответствии с существующими регламентами. Кроме того, откосы высоких насыпей и глубоких выемок обустраивают таким образом, чтобы обеспечить их общую устойчивость.

Не менее важным параметром автомобильной дороги является ее чистота, при этом речь идет как о покрытиях проезжей части дороги и ее обочин, разделительных полос, откосов, так и о выделенных площадках для посадки у остановок общественного транспорта, площадках для отдыха, пунктах весового контроля, пунктах учета движения. Кроме того, если дорожные отрезки проходят через поселения, то чистоту поддерживать необходимо и на поверхности тротуаров, велосипедных и пешеходных зон.

Какая-либо растительность или травяной покров выше 15 см недопустим на поверхностях неукрепленных обочин и разделительных полос.

Полосы отвода автодорог, пролегающих через IV и V дорожно-климатические зоны, и участки автодорог, проходящие через лесные массивы прочих дорожно-климатических зон, могут иметь некоторую растительность, если она не образует препятствий для обеспечения видимости по соответствующим нормативам.

С целью эффективного и быстрого отвода поверхностных вод с дорожного покрытия важно соблюдать работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем, в частности, речь идет о колодцах, кюветах, водоотводных канавах и так далее.

Состав автодорог

Допустимы некоторые отдельные нарушения по длине в профиле канав для отвода вод, которые приводят к снижению пропускной способности менее чем на 20 %, – их суммарный показатель не должен быть выше 10 % от всей длины выделенного участка автодорог I, II, III категорий и не выше 20 % в случае дорог IV и V категорий.

Запрещены несанкционированные попытки организовать примыкание к трассам любой категории. Автодороги, на которых интенсивность движения составляет до 1 000 автомобилей в сутки, могут иметь временные технологические съезды, пролегающие через сельскохозяйственные территории, для применения спецтехники, также такие съезды могут иметь отрезки автодорог, проходящие через лесные массивы, – ими пользуются во время пожаров.

Идентификационный номер автомобильной дороги как отдельный параметр

Автомобильной дороге присваивается определенный идентификационный номер, состоящий из 4 разрядов. Разряды составляют заглавные буквы русского алфавита и/или арабские цифры, они могут быть разделены при помощи дефиса. Для определения автодороги зачастую прибегают к использованию исключительно четвертого разряда.

В соответствии с первым разрядом автодороги идентифицируются по тому, в чьей собственности они находятся. Разряд обозначается 2–8 знаками, которые могут составлять от 1 до 3 групп:

  • первый разряд идентификационного номера для автодорог, находящихся во владении Российской Федерации, включает только первую группу знаков – 00;
  • первый разряд для автодорог, находящихся во владении субъектов страны, включает первую группу знаков, указывающую код объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру для Краснодарского края – 03;

В соответствии со вторым разрядом автодорогу идентифицируют согласно видам разрешенного пользования. Разряд обозначается двумя буквами:

В соответствии с третьим разрядом автомобильные дороги классифицируются по своему значению. Разряд также обозначается двумя буквами:

В соответствии с четвертым разрядом автодороге присваивается учетный номер, образованный заглавными буквами русского алфавита и/или арабскими цифрами, при этом в нем через дефис отображается порядковый номер автодороги:

Итак, в учетных номерах автомобильных дорог региональных и межмуниципальных уровней сначала стоит группа знаков по коду объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру: для Краснодарского края – 03К-ХХХ или 03Н-ХХХ (ХХХ отражает порядковый номер автодороги).

В идентификационном номере автодороги, входящей в состав международных маршрутов, через дефис в скобках номером международного маршрута отражается четвертый разряд, к примеру: автодорога общего пользования федерального уровня М-3 «Украина» имеет следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-3-(Е101). Четвертым разрядом пользуются, когда наносят обозначения автодорог на дорожные указатели, знаки, а также с целью отобразить их на картах.

В процессе развития экономической и социальной жизни любой страны транспортной системе отведена огромная роль. В Российской Федерации с каждым годом происходит все большее расширение транспортной системы, что благотворно влияет на текущую ситуацию в стране и открывает большие возможности для дальнейшего развития. Безусловно, с увеличением транспортного потока важно требовательно и внимательно походить к дорожному вопросу. В настоящее время стали более тщательно следить за соблюдением требуемых параметров автомобильных дорог, нежели раньше, что, несомненно, является огромным плюсом.

Проектирование
дороги осуществляется
в трех проекциях: поперечном профиле,
плане и продольном профиле.

Состав автодорог

Рис.8
Изображение
автомобильной дороги: а)  поперечный
профиль (проекция на вертикальную
плоскость перпендикулярно к оси дороги);
б)  продольный профиль (проекция на
вертикальную плоскость параллельно
к
оси дороги); в) план (проекция на
горизонтальную плоскость)

План
трассы дороги
— это графическое изображение ее
проекции на горизонтальную плоскость,
выполненное в уменьшенном масштабе.

Положение
геометрической оси дороги на земной
поверхности называют трассой.
Трасса в плане и профиле является
пространственной линией, так как она
меняет свое направление при обходе
различных препятствий (населенных
пунктов, озер, рек, болот, оврагов и др.)
(рис.11.)

Состав автодорог

Рис
11. Ось дороги как пространственная
кривая: а – вид полотна дороги в
аксонометрии; б – план дороги;

в
– продольный профиль.

Масштаб
плана трассы принимается: для равнинной
и пересеченной местности 1:10000, для горной
1:5000. На план трассу наносят сплошной
основной линией с разбивкой на километры
и пикеты (пикет — расстояние, равное 100
м).

Состав автодорог

Рис.10
План трассы дороги

На
плане трассы указывают номера углов
поворота, которые характеризуют каждое
изменение ее направления. В местах
изменения направления трассы вписывают
круговые
кривые,
основными элементами которых являются
(рис.12):
радиус R; длина кривой К. тангенс Т —
длина касательной, т. е. расстояние от
вер шины угла поворота а до начала или
конца кривой; биссектриса Б — расстояние
от вершины угла поворота до середины
кривой. Данные об элементах кривых можно
определять по специальным таблицам.

С
целью обеспечения безопасности движения
автомобилей с расчетными скоростями
радиусы кривых в плане необходимо
назначать возможно большими: от 3000
м и более дорог I категории и от 2000
м и более для дорог остальных категорий.
При таких радиусах кривых обеспечивается
безопасность движения автомобилей с
расчетной скоростью, так как влияние
центробежной силы на них невелико.

Однако
назначение больших радиусов в плане не
везде и не всегда возможно, а поэтому
разрешается принимать их минимально
допускаемые    значения   
(согласно СНиП 2.05.02-85):

Категория
дороги       Ia        
Iб        11        
III       IV      
V

Радиусы, 
м  .    .    .1200     
800     800     600    
300    150

Все
элементы кривых, а также пикетажное
положение вершин углов поворота указывают
в отдельных таблицах на плане трассы (
рис10).

Состав автодорог

Рис.
12. Основные элементы круговой кривой:

ИК
– начало кривой; КК – конец кривой; К
– радиус; К – кривая;

Т
– тангенс; Б –  биссектриса; а – угол
поворота

По
обе стороны от трассы условными знаками
и обозначениями изображают основные
элементы рельефа, населенные пункты,
земельные угодья,    пути   
сообщения, водотоки, водоемы, а также
указывают границы землепользователей
и их наименование.

При   
проложении    трассы   
необходимо    применять
ландшафтное   проектирование,  
задачей которого  является 
обеспечение плавного  включения
дороги в ландшафт окружающей среды,   
что имеет    не только эстетическое
значение, но и повышает удобство и
безопасность движения. Оно преследует
две цели: обеспечивает наилучшее
сочетание дороги с окружающим ландшафтом,
дополняет и улучшает его.

Дорога,
вписанная в окружающий ландшафт,
обеспечивает постоянный или плавный
переменный режим движения, способствует
работоспособности водителей и создает
хорошее настроение у проезжающих.

На
кривых с радиусами менее 2000 м в
целях безопасности и комфортабельности
движения при высоких расчетных скоростях
с обоих концов круговой кривой устраивают
переходные
кривые,
обеспечивающие плавное изменение
направления движения автомобиля от
прямолинейного к движению по круговой
кривой. Переходные кривые представляют
собой кривые переменного радиуса (рис.13
).

Состав автодорог

Рис.
13 План переходной кривой. НПК –
начало переходной кривой. КПК —
конец переходной кривой

В
зависимости от радиуса круговой кривой
длина переходных кривых назначается в
пределах 30—120 м. При вписывании переходных
кривых круговая кривая смещается к
центру кривой на величину сдвижки р.
Пользуясь таблицами, составленными В.
И. Ксенодоховым, можно получить все
разбивочные элементы переходных кривых.

В
целях обеспечения удобства и безопасности
движения автомобилей с расчетной
скоростью на кривых с радиусами менее 3000
м на дорогах I категории и менее 2000
м на дорогах остальных категорий
устраивают виражи
— участки кривой с односкатным поперечным
профилем и уклоном проезжей части к
центру кривой (рис.14).

Односкатный
поперечный профиль устраивают на всем
протяжении основной круговой кривой.
Поперечный уклон проезжей части на
вираже
i
В необходимо принимать не менее
поперечного уклона покрытия на участках
с двускатным профилем в зависимости от
радиуса кривой в плане (табл.5).

Состав автодорог

Поперечный
уклон обочин на вираже тот же, что и
уклон проезжей части.

Переход
от двускатного поперечного профиля к
односкатному и обратно осуществляется
плавно на участках, примыкающих к
круговой кривой, называемых отгонами
виража, длина которых зависит от
поперечного уклона виража и колеблется
от 10 до 30 м.(Рис.15)

Состав автодорог

Рис15.
Схема перехода от двускатного поперечного
профиля проезжей части к односкатному
на отгоне виража

На
протяжении этих участков устраивают и
переходные кривые. Переход от нормального
уклона обочин при двускатном профиле
к уклону проезжей части выполняется на
протяжении 10 м до начала отгона
виража.

Переход
от двускатного поперечного профиля к
односкатному осуществляется в пределах
отгона виража «вращением» внешней
половины проезжей части и внешней
обочины относительно оси дороги. После
достижения односкатного поперечного
профиля с уклоном, равным уклону
двускатного профиля, всю проезжую часть
и внешнюю обочину вращают относительно
внутренней кромки проезжей части до
получения соответствующего уклона
виража.

На
кривых в плане при радиусах 1000 м и
менее предусматривают уширение
проезжей
части с внутренней стороны за счет
обочины. При этом ширина обочины должна
быть не менее 1,5 м для дорог I—III
категорий и не менее 1 м для дорог
остальных категорий. В горной местности
при радиусах 20—30 м в виде исключения
допускается уширять проезжую часть с
внешней стороны кривой. Уширение в
пределах круговой кривой имеет постоянную
величину, а затем в пределах переходных
кривых (отгона виража) сводится на нет.
Величины полного уширения для двухполосных
автомобильных дорог назначают в
зависимости от радиусов круговых кривых
по СНиП 2.05.02-85.

Важнейшим
условием безопасности движения на
автомобильных дорогах является
обеспечение
видимости
в плане, т. е. когда водитель видит
встречный автомобиль или препятствие
на расстоянии, достаточном для
своевременной остановки своего автомобиля
во избежание дорожно-транспортного
происшествия. При этом учитывается, что
луч зрения водителя при движении
автомобиля по крайней правой полосе
движения в 1,5 м от кромки проезжей
части расположен на высоте 1,2 м над
поверхностью проезжей части дороги.
Наи­меньшие расстояния видимости
установлены в зависимости  от
категории  автомобильной дороги.

В
целях обеспечения безопасности движения
периодически необходимо оценивать
состояние видимости на отдельных
элементах улиц и дорог.(табл.5)

Состав автодорог

Состав автодорог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *