Урок №1. Что такое дорога
Все знают, что машины, точнее сказать, автомобили, а если еще точнее – транспортные средства (ТС), ездят (осуществляют движение) по дорогам. Но, давайте разберемся, что является дорогой по нормам ПДД, а что таковой не является.
“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Вот такое определение дороги дают ПДД.
Что из этого определения можно выделить?
Первое – дорога – это “полоса земли либо поверхность искусственного сооружения”. Поэтому, дорогой является не только асфальтовое покрытие, но и грунтовая полевая дорога, которая “накатана” колесами автомобилей.
Второе – любая дорога состоит из одной или нескольких проезжих частей.
Третье – некоторые дороги (не все), могут включать:
На изображении стрелками обозначено:
Как видим, все части дороги выделены специальной дорожной разметкой в виде полос различного цвета (чаще белых) и различной конфигурации (чаще сплошная или прерывистая линия). Дорожную разметку, как и дорожные знаки, водитель должен уметь правильно читать.
Есть такая глава в ПДД, на которую обычно не обращают внимание, и зря. О разделительной полосе
На фига козе баян?
Есть такая глава в ПДД, самая первая, на которую обычно не обращают внимание, и ЗРЯ! Основные понятия, которых мы зачастую не знаем, могут сыграть на дороге с нами злую шутку.
Вот, например, вроде бы все мы знаем с какой скоростью нужно ехать по загородним дорогам. Но встреча с радаром инспектора иногда заканчивается непониманием: вроде ж не превышал, а протокол выписал.
В новых ПДД есть один нюанс: вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям и мотоциклам на дорогах, имеющих разделительную полосу, – не более 110 км/час, на остальных дорогах – не более 100 км/час (не забываем, конечно, что на автомагистралях – не более 140 км/ч).
Так что такое разделительная полоса? И вот здесь нам на помощь приходит глава 1 ПДД “Общие положения”, в которой написано:
разделительная полоса – это конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части дороги и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов, за исключением вынужденной остановки пешеходов при пересечении дороги вне населенного пункта.
Будет ли являться двойная сплошная разделительной?
Обратите внимание на рисунки, на которых обозначена разделительная полоса. Когда она есть на дороге вне населенного пункта, тогда можно ехать со скоростью 110 км/ч, если ее нет и(или) смежные проезжие части разделены двойной сплошной линией разметки (не путать с разделительной полосой!), тогда ограничение скоростного режима – 100 км/ч.
Кстати, информация для автопутешественников: в России понятие разделительной полосы более широкое, там при необходимости обозначают границы разделительной полосы двумя сплошными линиями, разнесенными друг от друга на ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Чтобы не забывать о ПДД, приглашаю в свою группу “Правила дорожного движения РК”
Удачи на дорогах!
Что такое “дорога”
. Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:
Что такое “проезжая часть”
. Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3)
, то дорога состоит из одной проезжей части.
Что такое “разделительная полоса”
. Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1
, которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.
Пример дороги с разделительной полосой:
У новичков может возникнуть законный вопрос – как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).
Тем, кому изложение материала показалось сложным, рекомендуем заглянуть на страницу с примерами, посвященную теме “Дорога”.
Что такое “полоса движения”
. Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.
Пример дороги с двумя полосами движения:
Пример дороги с четырьмя полосами движения:
Что такое “тротуар”
. Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.
Что называют “обочиной”
. Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1
Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.
Что такое “пешеходный переход”
. Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2
и/или горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2
. Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пример пешеходного перехода:
Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 – слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть – пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Что такое “прилегающая территория”
. Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.
Что такое “железнодоржный переезд”
. Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.
Какая дорога является автомагистралью
. Дорога,обозначенная знаком 5.1
, на которой имеются проезжие части для движения в каждом направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.
Определение населенного пункта
. Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.
Что называют препятствием
. Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.
Парковка
. Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.
Пройти онлайн экзамен по данной теме.
В начало страницы
Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.
Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.
И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.
Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных родственными признаками.
Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.
Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).
А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).
Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.
Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.
Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.
А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:
Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.
Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).
Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.
Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.
Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.
Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.
И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.
Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.
Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.
Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.
Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.
Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.
В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.
Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.
Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.
Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.
Подведем еще один предварительный итог.
Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.
Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).
В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.
Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.
Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.
Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.
Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.
Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.
Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.
Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.
Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.
Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.
Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.
Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.
На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.
Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.
Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.
А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.
Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.
Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?
И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:
Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).
А сейчас давайте зададимся конкретным примером.
Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).
Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).
ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.
Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.
Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.
Пдд онлайн от команды autoass!
Общие положения. Дорога и ее элементы
“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Обычно тротуары выполняются на другом уровне от проезжей части (несколько выше), и отделяются от нее бордюром. По тротуарам ходят пешеходы. Ездить по тротуарам транспортным средствам нельзя. В некоторых случаях допускается на тротуарах парковка ТС.
Разметка 1
Наряду с разметкой 1.2.1, обозначающей край проезжей части, Правила предусматривают еще один вид разметки со сходными регулирующими принципами. Это вариант горизонтальной дорожной разметки 1.2.2 – «одинарная прерывистая», наносимая «СНАРУЖИ» проезжей части и обозначающая, как уже говорилось, ее край.
Возникает резонный вопрос: А для чего существует разметка 1.2.2? Есть ли в ней необходимость, если уже существует вариант краевой линии 1.2.1 – «одинарная прерывистая»?
Отчасти в этих словах есть резон. Дело в том, что, даже несмотря на «прерывистость» разметки 1.2.2, пересекать ее в процессе движения категорически запрещается, ибо двигаться по обочине (в соответствии с требованиями раздела 9 ПДД) запрещено.
Во-первых, разметка 1.2.2 выполняет серьезную информационную функцию. Сведущий водитель должен знать, что «одинарная прерывистая» краевая линия применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на двухполосных дорогах с двухсторонним движением, на которых имеются барьерные ограждения.
Кроме того, эта дорога с отнюдь не интенсивным движением и на ней нет регулярного движения, осуществляемого маршрутными транспортными средствами. Наконец, на участках дорог, обозначенных разметкой 1.2.2, не запрещен обгон.
Иными словами, видя «одинарную прерывистую» линию разметки 1.2.2, водитель становиться обладателем достаточно обширной информации о том участке дороги, по которому осуществляет движение. Это первый момент.
Звучит парадоксом? Отнюдь. Попробуем разобраться.
Да, Правила регламентируют выполнение разворота из крайнего левого положения на проезжей части.
Однако, согласно пункту 8.8 ПДД, если в силу каких–то причин (недостаточной ширины проезжей части, габаритов транспортного средства и пр.) разворот невозможно выполнить из крайнего левого положения, допускается выполнение указанного маневра ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА и от правого края проезжей части и даже с правой обочины.
Именно поэтому маневр, представленный на рисунке, возможен и не противоправен.
Подведем итог. «Одинарная прерывистая» линия разметки (1.2.2) используется для обозначения края проезжей части на двухполосной дороге (по одной полосе в каждом направлении). И в этом смысле, она является частным случаем разметки 1.2.1. Пожалуй, это главное, о чем в данном случае должен помнить водитель.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.
- РАЗМЕТКА 1 2 2
- дорожная разметка 1 2 2
21 «Двустороннее движение»
Дорожный знак 1.21 «Двустороннее движение» предупреждает о начале участка дороги со встречным движением. Давайте рассмотрим две ситуации, когда этот знак может применяться.
Первая ситуация, когда водитель едет по дороге с односторонним движением с переходом в дорогу с двусторонним движением. Мы знаем, что на дорогах с односторонним движением, можно занимать крайние левые полосы. И если вдруг одностороннее движение заканчивается, то левые полосы автоматически превращаются во встречные полосы.
Соответственно водителя нужно заранее предупредить, что нужно перестроиться на правые полосы перед участком дороги, где организовано встречное движение.
Во втором случае режим двустороннего движения может вводиться временно, в связи с ремонтными работами. Обратите внимание на картинку.
Здесь заканчивается одностороннее движение и водители обязаны перестроиться на встречную проезжую часть, где начинается двустороннее движение. На изображении знак 1.21 «Двустороннее движение» употребляется несколько раз, еще пару знаков остались за кадром.
Все это делается для того, чтобы человек мог сориентироваться даже в самый последний момент, некоторым бывает сложно понять такие участки и маневры на них. Поэтому лучше вникнуть сейчас на картинках, чтобы потом понять что происходит на дороге. Кстати, я пару раз был невольным свидетелем того, как водители, несмотря на все предупреждения и сооружения, не меняли своего курса и не сбрасывали скорость, последствия были печальные.
Так что, увидев издалека знак 1.21 «Двустороннее движение» — сосредоточьтесь! При необходимости сбросьте скорость. Везде, где начинается встречка, риск многократно возрастает.
Предупреждающий знак 1.21 вне населенных пунктов устанавливается на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1.
Пример дороги с обочиной
“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 (сплошная белая линия) используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.
Основное отличие обочины от тротуара заключается в том, что: а) обочина всегда располагатся на одном уровне с проезжей частью, и б) по обочине разрешено движение (не постоянное движение ТС), остановка и стоянка ТС. Когда и как это можно делать – будет рассказано позже.
Подводим итог
Смотреть урок №2: Горизонтальная дорожная разметка в виде сплошных линий.
Пример дороги с разделительной полосой
“Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 (сплошная белая линия), разделяющей смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса – это участок земли (заасфальтированной или нет), который разделяет полосы движения на которых осуществляется движение во встречных направлениях.
Проще говоря, разделительная полоса разделяет идущие навстречу друг другу транспортные потоки. В некоторых случаях попасть на полосу встречного движения физически невозможно, поскольку они отделены друг от друга железными отбойниками. В других случаях, это просто две белые линии, нарисованные на асфальте. Их пересечь не представляет никакого труда, но делать это ПДД категорически запрещают.
23 «Дети»
Дорожный знак 1.23 «Дети» предупреждает о возможном появлении детей на проезжей части.
Дети проводят большую часть своего времени в беззаботных играх, в которых они не думают об осторожности. Поэтому ответственность за безопасность детишек на дорогах возлагается на плечи водителя.
Знак 1.23 «Дети» устанавливается вблизи детских садов, школ, детских лагерей, школ искусств и т.д. Так что, непременно сбросьте скорость перед этим знаком! Вы, как опытный водитель, должны принять все меры для того, чтобы избежать ДТП.
Кстати, не забывайте, что некоторые знаки могут наноситься на проезжую часть, конечно, это уже к разметке относится, но все же.
Предупреждающий знак 1.23 вне населенных пунктов устанавливается на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1.
Кроме этого, знак обязательно повторяется вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, а в населенном пункте второй знак устанавливается непосредственно в начале опасного участка.
Проезжая часть и полоса движения, в чем отличие
Вопрос. Сколько проезжих частей и полос движения имеет данная дорога?
Комментарий
Достаточно сложный вопрос для новичков, требующий четкого понимания терминов “проезжая часть”, “разделительная полоса” и “полоса движения”.
Проезжая часть – элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3)
Разделительная полоса – элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1
Пример дороги с раздельительной полосой:
Полосой движения называют любую из продольных полос проезжей части, которая обозначена (или не обозначена) соответствующей разметкой.
Суммируя все вышесказанное, применительно к нашему вопросу можно сделать вывод, что, изображенная на рисунке дорога, имеет две проезжие части и 4 полосы движения (по 2 полосы движения в каждой из проезжих частей).
Правильный ответ №4 – Две проезжие части и 4 полосы движения.
Вернуться на страницу “Дорога и перекресток. Ответы с комментариями на билеты экзамена ПДД”.
Из чего состоит дорога
Наверняка, многие знают, что такое “дорога”. Но, скорее всего, мало кто скажет из каких элементов состоит дорога. Ниже об этом рассказано.
Далее излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.
Смотреть ответы с комментариями на вопросы билетов экзамена по ПДД на тему “Дорога”.
Трудно спорить с тем, что сегодня полоса для маршрутных транспортных средств – это уже нормальное и – главное! – необходимое явление в деле эффективной организации дорожного движения.
Мы уже комментировали факт выделения подобной полосы, когда анализировали знаки «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (5.11) и «Полоса для маршрутных транспортных средств» (5.14).
Достаточно часто зона действия данных знаков дополняется специальной горизонтальной разметкой 1.23, представляющей собой большую (даже – огромную!) букву «А».
По аналогии с указанными знаками, разметка «А» указывает на полосу, специально выделенную для движения маршрутных транспортных средств и легковых такси.
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ! Вот он — пресловутый стереотип! Видя букву «А» на полосе движения, неопытные или несведущие водители полагают, что эта полоса предназначена для «А»-втобусов. Это неверно! Для маршрутных транспортных средств и легковых такси. И никак иначе! Не ошибайтесь, пожалуйста!
Разметку «А» наносят в начале и в конце указанной полосы, а также периодически повторяют в процессе движения (как правило, через 200 метров, а при необходимости — и чаще).
Рядовой водитель (то есть тот, который не относится к категории управляющих указанными выше транспортными средствами) должен помнить о том, какие ограничения налагают на него Правила в отношении полосы для маршрутных транспортных средств и легковых такси. И причем, неважно, обозначена она знаком, разметкой или их сочетанием.
Главное из этих ограничений – «простым смертным» категорически запрещается использовать данную полосу для движения, остановки и стоянки.
Однако водитель может выехать на эту полосу для осуществления остановки с целью посадки и высадки пассажира, но при условии, что своими действиями он не создаст помех движению маршрутных транспортных средств и легковых такси. Естественно, что подобные действия не могут противоречить и требованиям «одинарной сплошной» линии разметки 1.1 (при ее наличии).
Таким образом, разметка 1.23 (большая буква «А»), нанесенная на полосе движения, позиционирует ее в качестве специально выделенной полосы для движения маршрутных транспортных средств и легковых такси (со всеми вытекающими отсюда последствиями для уже упомянутых нами «простых смертных» водителей).
Пример дороги с трамвайными путями
В некоторых случаях движение транспортных средств по трамвайным путям допускается, а в некоторых – нет. Когда это можно делать, а когда – нет, будет рассказно позже.