«Мертвая зона» — достаточно зловещий термин, но такое название вполне справедливо. Именно эта зона становится причиной многих ДТП, причем наиболее часто она вызывает проблемы у начинающих водителей. В этой статье мы постараемся разобраться с тем, что такое мертвая зона автомобиля, какие проблемы могут возникнуть из-за нее и как с ними справляться.
Что такое мертвая зона авто
Мертвую зону нередко называют слепой, подразумевая одно и то же понятие. Слепая зона автомобиля — это пространство, которое не просматривается в зеркала заднего вида, лобовое или боковое стекло. Проще говоря, это та часть вокруг автомобиля, которую водитель не видит. Независимо от того, насколько хорошо настроены ваши зеркала заднего вида, слепая зона все равно будет. Она расположена по бокам и сзади автомобиля.
Если машина сзади начинает обгон, то на какое-то время она пропадает из зоны видимости. В этот момент водитель может сделать неосторожное движение (просто слегка сдвинуться влево или вправо), которое приведет к ДТП.
В слепой или мертвой зоне опаснее всего для водителя мотоциклисты. Они меньше машины, поэтому заметить их сложно. Да и ездят они зачастую довольно стремительно, совершая резкие и непредсказуемые маневры. Если заметили мотоциклиста поблизости — будьте осторожны, не совершайте резких движений и внимательно смотрите по сторонам!
Другая мертвая зона расположена за передней стойкой, так что водитель не видит, что находится спереди слева (или справа в праворульных автомобилях). Обычно стойка прикрывает пешехода, но за ней может «спрятаться» и мотоцикл, и даже небольшой автомобиль.
Кстати, иногда под «мертвой зоной» подразумевают люфт руля. У каждого автомобиля руль не реагирует на малейший поворот, а начинает работать лишь при достижении определенного угла поворота, как правило, около 5 градусов. Это нужно для того, чтобы на большой скорости автомобиль не бросало в стороны, если человек некрепко держит руль. Проверить мертвую зону своего руля очень просто: на пустой площадке начните ехать на маленькой скорости, медленно и плавно поворачивая руль. На определенном уровне сигнал начнет передаваться колесам, и машина повернет.
Опытных водителей термином «слепая» или «мертвая» зона в тупик не поставишь, а вот новичкам может оказаться незнакомым это понятие. Хотелось бы, чтобы они узнавали о подобных тонкостях из теории, а не из собственного горького опыта. Однако зачастую последний вариант гораздо распространеннее первого. И, к сожалению, водительские навыки и умения эквивалентны сумме денег, затраченной на ремонт автомобиля.
Непосредственно связаны с понятием «слепая» или «мертвая» зона так называемые аварии попутного направления или попросту подрезание. Дело обстоит следующим образом. Водитель решает перестроиться в соседний ряд, взгляд в зеркало заднего вида брошен — опасности нет, начинает перестроение, и тут задевает неизвестно откуда взявшийся автомобиль. Водитель в недоумении: откуда появилась помеха — в зеркалах ведь никого не было?
А на самом деле автомобиль, ставший неожиданностью, ехал чуть сзади, на уровне заднего ряда сидений за боковой стойкой вашего автомобиля. В этой ситуации его уже не видно в зеркала заднего вида и еще не видно боковым зрением. Именно этот промежуток и называется «мертвой» зоной. Если вы не заметили автомобиль, то можно отделаться незначительными повреждениями, все зависит, конечно, от скорости и габаритов транспорта. А вот среди мотоциклистов эту зону именуют «смертельной» в буквальном смысле. Так что следует быть внимательным, чтобы избежать подобных жертв.
Как обнаружить «слепую» зону?
Для того чтобы определить, где у вашего автомобиля находится эта зона, есть два несложных способа. В первом случае можно попросить помощника обойти вокруг машины, и те участки, когда вы потеряли его из виду, и будут являться этой зоной. Можно оценить зону, находясь в пробке. Заметим, что в этом случае ваш автомобиль должен стоять, а соседние ряды — ехать. Наблюдая в зеркала, заметьте, где исчезнет рядом идущий автомобиль. Там и начинается «мертвая» зона, а заканчивается тогда, когда этот же автомобиль покажется из-за боковой стойки, и вы увидите его периферическим боковым зрением. В целях безопасности можно этот эксперимент проводить, находясь в припаркованном у обочины автомобиле.
Обратите внимание, что с увеличением скорости движения мертвая зона увеличивается. Это происходит в первую очередь из-за того, что сужается зона периферического зрения. Еще одной «мертвой» зоной является зона за багажником автомобиля. Она представляет опасность, когда автомобиль начинает движение задним ходом.
Берем под контроль «слепую» зону
Бороться с этим явлением можно и нужно. Контроль «слепых» зон должен осуществляться так же тщательно, как и другие аспекты управления автомобилем. В первую очередь важно правильно настроить штатные зеркала автомобиля. Их неправильная настройка, а также неправильное положение водителя при езде обусловливают плохой обзор и увеличивает «мертвую» зону автомобиля. В правильно настроенном зеркале отражается ручка передних дверей машины. Остальное пространство зеркала занимает дорога.
Еще одна важная рекомендация!
При планировании маневра слегка поменяйте свое положение, посмотрите по сторонам, для того чтобы убедиться в его безопасности от начала и до конца.
Обратите внимание на так называемый оптический эффект зеркал заднего вида. Дело в том, что современное производство предлагает широкий выбор аксессуаров для автомобиля. Среди них есть огромное разнообразие зеркал. Существуют и такие, которые не превышают размеров штатных зеркал автомобиля, зато дают обзор куда более обширный и качественный. И если имеется подобная возможность, тогда не помешает поменять «родные» зеркала машины на более практичные в плане обзорности.
Материал подготовил Т. Баятов
Слепые (мёртвые) зоны автомобиля
Хороший обзор во время управления транспортным средством — важный фактор, влияющий на безопасность дорожного движения. Многие слышали понятие «слепая зона автомобиля». Разберём, что это такое, а также способы обнаружения мёртвых зон и приёмы, позволяющие максимально снизить опасность на дороге.
Что такое мёртвая зона автомобиля
Слепые зоны легкового автомобиля (СЗ) — часть пространства около транспортного средства, невидимая с позиции водителя. Находящийся за рулём человек не может контролировать, что происходит в СЗ. Такая ситуация возникает из-за особенностей конструкции транспорта. Зеркала не позволяют полностью просматривать дорогу сзади и по бокам авто. К примеру, мы видим машину через зеркало заднего вида, пока она едет позади. Начиная делать перестроение левее при обгоне, мы перестаём её видеть в заднем отражении, но при этом она ещё не появилась в боковом. Слепые зоны автомобиля, схема которых представлена ниже, включают в себя:
Самая обширная слепая зона автомобиля находится с правой стороны, поскольку расположена максимально далеко от водителя. Опасное пространство существует и слева, сзади, спереди машины.
Чем опасны слепые зоны
Автошкола 177 – это 11 филиалов в Москве, расположенных рядом с домом и предлагающих обучение в удобное для вас время.
Есть утренние и вечерние группы, доступно обучение только в выходные дни.
Как обнаружить мёртвую зону
Мониторинг слепых зон помогает найти опасное пространство. Попросите помощника обойти вокруг машины, визуально фиксируя места, где он пропадает из видимости. Второй вариант — контролировать положение соседних машин через отражение во время движения. Особенно удобно это делать, стоя в пробках. Так вы сможете установить границы опасных мест, чтобы понимать, какую часть пространства вокруг транспортного средства вы не видите.
Как контролировать слепые зоны транспорта и настроить зеркала
Для контроля мёртвых зон автомобиля есть разные способы:
Случайные публикации в блоге
Симуляторы вождения для новичков: польза и вред
Управление автомобилем в дождь
C 1 апреля начинают действовать новые правила сдачи практического экзамена
Назад к блогу
Что такое «слепая зона» автомобиля
13 августа 2021
Одним из немаловажных факторов для обеспечения вашей безопасности во управления автомобилем является хороший обзор дорожной ситуации с водительского места. Знание «слепых зон» авто помогает избежать возможных аварийных ситуаций и чувствовать себя увереннее во время движения. В нашем новом материале — вместе с автошколой «Профи Центр» разбираемся с терминологией и выясняем, что нужно делать, чтобы лучше контролировать «слепые зоны».
Итак, что такое «слепая зона» авто?
Слепая зона автомобиля — это пространство, плохо просматриваемое и контролируемое вами с водительского места.
Как правило, мы обозреваем дорожную обстановку так:
Но часть пространства позади вашего авто не отражается в зеркалах, и держать над ним постоянный контроль довольно сложно. Также, конструктивные особенности кузовов отдельных автомобилей могут оставлять вне пределов вашего зрительного контроля пространство, закрываемое стойками. Эти плохо контролируемые пространства и будут вашими «слепыми зонами».
К «слепым зонам» авто относятся:
Добавим, что в зависимости от конструктивных особенностей вашего авто, слепые зоны могут быть разными.
У система зеркал построена так, чтобы плохо обозреваемое пространство минимизировалось, однако хуже всего водитель может контролировать пространство с правой задней стороны (для праворульных машин — с левой задней стороны). Обзор могут ухудшать, как мы уже упомянули выше, и широкие передние стойки у отдельных моделей легковых автомобилей.Использовано изображение ресурса: autolex.net
грузового автомобиля «слепые зоны» будут еще шире ввиду очевидных конструктивных особенностей. Заднее пространство водитель практически не контролирует, поскольку его закрывает кузов; также плохо обозреваются зоны, прилегающие к кузову с правой и левой стороны. Это одна из причин, по которым ни в коем случае не стоит нарушать безопасную дистанцию с грузовыми авто.
Еще хуже дела обстоят с . Слепая зона у водителя фуры увеличивается еще серьезнее из-за длины прицепа и габаритов перевозимого контейнера. С водительского места через зеркала обозревается только часть пространства, ограниченная началом кузова.
Как обнаружить слепую зону у вашего авто?
Конечно, опытным путем. Можно сделать это во время движения, контролируя через зеркала движение автомобилей по соседним рядам в процессе приближения и обгона, или на любой удобной площадке, сидя в неподвижном авто. Во втором случае просто попросите помощника обойти ваш автомобиль и зафиксируйте момент, когда человек исчезнет из зеркал и вновь в них появится.
Для минимизации слепых зон важна и правильная настройка и регулировка боковых зеркал и салонного зеркала заднего вида — о том, как настроить зеркала в машине, мы пишем .
Также существуют специальные зеркала, увеличивающие угол обзора: сферические, которые крепятся прямо на боковое зеркало авто в верхнем внешнем углу; параболические, которые также устанавливаются на основные зеркала.
Но у дополнительной оптики есть и минусы. К примеру, она занимает часть полезной площади вашего зеркала и может искажать действительное расстояние до объектов в зеркале. Так что каждый водитель должен принимать решение, пользоваться дополнительными зеркалами или нет — исходя из собственного опыта.
Чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций в «слепой зоне», рекомендуется придерживаться следующих общих правил:
Как правильно отрегулировать зеркала в машинеСоветы для начинающих водителей
Как же бороться со слепой зоной в машине? К сожалению, пока нет таких зеркал, которые позволяли бы получить стопроцентный обзор вокруг автомобиля. Но есть несколько приемов, которые помогут вам лучше контролировать все происходящее на дороге.
Узнайте свои мертвые зоны
Выше приведены лишь общие указания о том, где у большинства машин расположена слепая зона. Чтобы уточнить ее, сядьте на водительское место и попросите приятеля неспешно обойти машину, приближаясь и отдаляясь. Запоминайте места, в которых человек пропадает из вида.
После этой простой проверки можно приступить к более сложной практике. Лучше всего проводить ее, стоя в пробке: медленное движение потока машин позволит вам распознать слепую зону без угрозы для здоровья. Следите за автомобилями в соседних рядах — когда они появляются на зеркалах, а когда пропадают. Зная мертвые зоны своей машины, вы сможете лучше ориентироваться на дороге.
Контроль мертвых зон невозможен, если вы не знаете точно, где они начинаются и заканчиваются. Четко запомните, где именно расположены слепые зоны вашего автомобиля.
Сбавьте скорость
Банальный, но самый действенный совет — ездите по возможности медленно. Огромное количество аварий со смертельным исходом происходят именно потому, что водители ездят на предельно допустимых скоростях, а порой даже превышают скоростной режим. Ничего страшного не случится, если сбросить скорость в городе с 80 до 50–60 км/ч. Даже наоборот, так и водитель, и окружающие будут в большей безопасности.
Небольшая скорость движения даст больше времени на реакцию — и вам, и окружающим водителям. А даже если столкновение из-за мертвой зоны и случится, его последствия будут значительно мягче.
Настройте свои зеркала
Зеркала заднего вида могут быть настроены неэффективно, и это лишь увеличит мертвую зону. Убедитесь, что ваши зеркала настроены так, чтобы давать вам как можно больший обзор.
Используйте поворотники
Между прочим, перестраивание и поворот без включенных поворотников — это правонарушение. Но почему-то многие водители упорно отказываются от этого удобного изобретения. Включайте поворотник хотя бы за пару секунд перед тем, как начать перестраиваться в другую полосу — так водитель, который может находиться в мертвой зоне, увидит ваше намерение и успеет притормозить.
Мертвая зона особенно опасна при перестроении. На всякий случай стоит повернуть голову в сторону соседней полосы, куда вы собираетесь перестроиться. Достаточно повернуться на уровень плеча — так вы будете боковым зрением видеть, что происходит спереди и сзади.
Установите зеркала с электроприводом
Электропривод зеркал может частично решить проблему мертвой зоны при медленных маневрах, например, при парковке «впритирку» или при въезде в бокс. Конечно, в ситуациях, когда требуется быстрая реакция (при обгоне на скоростном шоссе, например) от них будет мало толку. Но купить зеркало с приводом и провода для его подключения все-таки стоит.
Купите датчики слепой зоны
Для некоторых автомобилей выпускают датчики слепой зоны — специальные приборы, которые сигнализируют водителю, если какой-нибудь объект попадает в слепую зону.
Мертвая зона доставляет массу хлопот водителям. Вам придется уделить ей внимание и научиться ее контролировать, чтобы вождение было безопасным.
Вернуться к списку публикаций