Муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н,К Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
Согласовано: Рассмотрено на педсовете: Утверждаю Зам директора по УВР Директор школы:
МОУ Степановская СОШ
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД).
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения – в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД , медицинским работником Степановского ФАПА, страховым агентом РОСГОСТРАХА в практической деятельности.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к : создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных
– Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
– Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
– Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
– Встречи и беседы со страховым агентом;
– Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
– Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
– Проведение игр, конкурсов, олимпиад, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, игры (интерактивные, интеллектуальные и др..).
В работе кружка участвуют учащиеся 5-6 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Самостоятельности в принятии правильного решения;
Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам (Профилактика дорожно-транспортного травматизма в школе В.В Шумилова);
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
34 часов – 1 час в неделю.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление
мини-плаката «Дорога, транспорт, пешеход».
Оформление мини-плаката «Дорога, транспорт, пешеход».
История правил дорожного движения.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Изучение правил дорожного движения.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.
Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Фигурное вождение велосипеда.
Езда на велосипеде.. Изучение препятствий .
– перестановка предмета
– рельсы «Желоб»;
– ворота с подвижными стойками;
– коридор из коротких досок.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».
Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.
Решение билетов для закрепления полученных знаний. Встреча с агентом РОСГОСТраха
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение олимпиады по ПДД в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.
. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
– компьютер с экраном и проектором;
– плакаты по ПДД;
– спортивный зал
– билеты по ПДД, страхованию, медицине.
– рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
– разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
– программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.
– методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
– методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
– видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
– видео игра «Не игра» по ПДД.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети – дорога – дети», Ставрополь, 1995г.
21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.
22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
Учебно – тематический план.
Итог: Все участники, успешно справившиеся с контрольными заданиями по ПДД, в конце курса получают «Удостоверение Юного пешехода»
Итого 34 занятия
Программа кружка ЮИД «Друзья дороги»
Миронова В.А., учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 20
Актуальность и новизна программы:
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Из года в год развиваются сети дорог и увеличивается поток автомобилей на них, что приводит к ряду проблем. Травматизм на дорогах беспокоит людей всех стран мира. Плата за невнимательность или незнание ПДД очень дорогая и ничем не оправданная. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребёнка и горе родителей. Поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной ДТП бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в них потребность в соблюдении ПДД для самосохранения – в этом и состоит задача педагога кружка ЮИД «Друзья дороги»
Общение с сотрудниками ГИБДД, театрализованные представления, беседы и игры на данную тему в непринуждённой обстановке производят на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, викторины, агитбригады, инсценировки, дорожные практикумы и соревнования. Конкурсы, шоу-программы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию в творческой форме – не такое уж лёгкое дело, зато интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на прозжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. А знание основ медицины и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В начале учебного года детям предоставляется возможность представить свою агитбригаду ЮИД на городском конкурсе, а в конце года испытать свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо», что и будет хорошей проверкой усвоенного курса.
Практическая направленность и значимость программы:
В целях формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах, повышения качества обучения школьников безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей в МБОУ ООШ № 20 создана модель организации внеурочной деятельности социального направления – программа кружка ЮИД «Друзья дороги». Она направлена на создание условий для социальной практики ребёнка в его реальной жизни и пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни и жизни окружающих.
Программа кружка ЮИД «Друзья дороги» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения» Москва «ВАКО» 2011, В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., а также с использованием учебно-методической литературы по ПДД: Правил дорожного движения, а также Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – VIII классов 2005 г., Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения 1992г. Программа является модифицированной.
является создание условий для выработки навыков безопасного поведения на дороге, формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности, предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, воспитание убежденных, образцовых участников дорожного движения.
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДД.
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
сплотить детский коллектив через совместные творческие дела.
Развитие личностных качеств обучающихся:
1) Самостоятельность в принятии правильного решения;
2) Убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
3) Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
4) Здоровый образ жизни и навык самостоятельного физического совершенствования.
Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей будет проводиться по пяти направлениям:
– обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на дорогах и улицах. Создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет, «Молний» и другой информационной работы, ведение документации отряда: планово-отчетная «Протоколы заседаний отряда ЮИД», «Дневник отряда ЮИД».
– формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Участие в организации разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематические утренников, праздников, постановка спектаклей, создание агитбригад.
Более опытные юные инспектора дорожного движения могут принять участие в патрульной деятельности:
– участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей Правил дорожного движения, выпуск молний по результатам патруля и рейдов, информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения, дежурство у перекресков в микрорайоне школы.
– формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере
– методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
– система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Педагогические принципы программы:
-деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы;
-добровольность участия в данном виде деятельности;
-доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка; – ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность) – природосообразности (учёт возрастных особенностей учащихся 9 – 12 лет); – креативности (воспитание в творческой обстановке); – доступности; – наглядности. – отдельное помещение; – музыкальная аппаратура; – комплекты дорожных знаков; – схема движения транспорта и пешеходов микрорайона школы; – уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП; – периодическая печать — газета «Добрая дорога детства»;
-компьютер и выход в Интернет;
– банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки внеклассных мероприятий)
Методы и средства обучения:
рассказ, объяснение, беседа.
показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсий по городу с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
· тестирование и контрольные опросы по ПДД;
· викторины, смотры знаний по ПДД;
-решение задач по ПДД на компьютере;
· анализ результатов деятельности.
Методы и формы занятий в кружке:
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. С первого и до последнего этапа работы в кружке его участникам, независимо от возраста, необходимо прививать серьёзное отношение к делу. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей, то с этой целью рекомендуется использовать:
Формы обучения младших школьников ПДД: * Тематические занятия, просмотр видеофильмов, спектаклей по предупреждению ДДТТ. * Игровые уроки и тренинги, решение задач по ПДД на компьютере, проекты по ПДД. * Конкурсы, соревнования, КВН, викторины на лучшее знание ПДД, акции, экскурсии. * Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы. * Оформление маршрутных листов «Школа – дом». * Конкурсы рисунков и стенгазет, оформление уголка ЮИД, изготовление наглядных пособий и макетов для занятий по ПДД. * Конкурсы агитбригад по ПДД. * Игра «Безопасное колесо». * Посвящение первоклассников в пешеходы. * Проведение уроков по ПДД.Совместная работа с отделом ГИБДД * Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах. * Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся. * Совместное планирование деятельности с ГИБДД.
*Организация работы отряда ЮИД
Работа с родителями: * Проведение родительских собраний по тематике ПДД
*Составление и распространение памяток ребенок и дорога *Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера *Совместные праздники, конкурсы.
Сроки реализации программы 2 года (3–4 классы).
Кружок ЮИД «Друзья дороги» относится к части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, является внеурочной деятельностью социального направления.
Количество часов в год в 3 классе – 70 часов, (в соответствии с календарно-тематическим планированием и расписанием школы на 2017-2018 учебный год – 70 часов). Количество часов в год в 4 классе – 68 часов (из расчёта 34 учебных недель). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Итого весь курс программы ЮИД «Друзья дороги» составляет 138 часов.
Возрастной диапазон обучаемых: 8 – 12 лет.
За весь период обучения школьники должны освоить
– правила поведения пешеходов на дороге;
– назначение дорожных знаков, их использование в дорожных ситуациях;
– пропагандировать знания ПДД среди учащихся;
– историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
– историю развития Правил дорожного движения;
– о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте;
– серии дорожных знаков и их представителей;
– новые формы агитации и пропаганды ПДД;
– работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
– читать информацию по дорожным знакам;
– оценить дорожную ситуацию,
– участвовать в конкурсах;
– дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха;
– взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
Универсальные учебные действия для учащихся 3 класса:
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Универсальные учебные действия для учащихся 4 класса:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Модули программы для 3 класса
Календарно-тематическое планирование занятий в кружке ЮИД «Друзья дороги» (3 класс) 2017-2018 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» г. Михайловска
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено на заседании МО
Директор МБОУ «Лицей №2 Зам. директора по УВР протокол №____________
_________ Н.Б.Дементьева Григорьева Н.В. ______ от «____»_________20____г.
«___»____________20___ г. «___»________20___ г. руководитель МО_________
учитель начальных классов,
Поескова Анна Георгиевна
Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 4-ых классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
и осознанное к ним отношения ;
Основные направления работы ЮИД
Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
Юный инспектор движения имеет право:
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Научно – методическое обеспечение:
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• правила для водителей;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
• транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.
Формы подведения итогов реализации программы:
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
– Создание уголка безопасности дорожного движения;
– Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
В работе кружка участвуют учащиеся 4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 2раза в неделю (68 часов в год).
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
– препятствия из автогородка.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения конкурса «Законы дорог уважай».
68 часов (2 часа в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
работы кружка ЮИД
2 раза в неделю (68 занятий в год)
на 2019– 2020 учебный год
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
- Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.