« Школа движений» также является «Кинезиологической двигательной игрой» материалом для коррекционной педагогики

Обучение на основе движения:

кинезиологические двигательные игры и упражнения

Воспитатель высшей категории

Попова Оксана Петровна

Заставка: Тема выступления, автор доклада.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня на нашем семинаре не раз уже озвучивались цели и задачи реализации национального проекта «Образование» в ДОУ. Поэтому, чтобы не повторяться, я упущу эту часть своего выступления и скажу лишь, что одной из ключевых задач национального проекта «Образование» я считаю, является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться.

Сегодня мне хотелось бы с вами немного погрузиться в тему новую для российского образования, она достаточно давно уже развивается в странах Европы, в Америке. Но к нам не так давно пришла, как интеграция разных образовательных практик.

И звучит она так: «Обучение на основе движения» — это подход, который позволяет построить образовательный процесс, в котором мы в целом можем сказать, что дети и взрослые, потому что взрослые это тоже участники образовательного процесса, это родители, педагоги могут учиться радостнее, эффективнее и легче.   Объединяет эта технология специалистов совершенно разных направлений. Это логопеды, психологи, специалисты образования, которые занимаются физкультурой, ритмикой, танцами, но и конечно те педагоги, которые хотят, чтобы ребёнок учился легче, эффективнее и радостнее.

Нейрофизиологами доказано, что человеку для закрепления мысли нужно движение. Неподвижный ребёнок – плохо обучаем и поэтому необходимо создавать специальные условия в обучении для движения.

Главные составляющие данного подхода, как я уже сказала — это обучение удовольствие и движение

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». То есть это наука о движении человека.

Кинезиология изучает развитие мозга с помощью специальных движений. Она основана на улучшении связи и взаимодействия полушарий мозга, что ведёт к повышению гармонии всего организма в целом.

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогают нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечивают стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добивается значительных улучшений в обучении и учится управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширяются способности мозга и повышается продуктивность его работы.

Не так давно появилась даже такая новая профессия – –   и это возможно та будущая специальность, которая придет скоро в образование и кроме воспитателей, психологов, музыкальных руководителей, физинструкторов и логопедов у нас появятся специалисты в обучении на основе движения.

Методы образовательной кинезиологии пришли к нам в Россию, как я уже сказала недавно. Это направление достаточно новое, родилось оно в 60-е годы 20 века в Калифорнии.

В нашей стране этой технологией «Обучение на основе движения» эффективно занимается Институт изучения детства семьи и воспитания Российской Академии образования.

В России эта технология существует официально вот уже 4 года, а неофициально, как говорят сами сотрудники 8 лет.

В России существует сеть научных федеральных инновационных площадок.

Одна из них, и, наверное, такая главная на сегодня находится в городе Череповец. В городе 14 детских садов, которые объединились в такую инновационную площадку, где педагоги апробируют, пробуют, и внедряют эту технологию в работу с детьми.

С этой технологией я познакомилась сравнительно недавно, в прошлом году. Прослушав  очень интересные вебинары кандидата педагогических наук , психолога, кинезиолога, ведущего научного сотрудника  РАО и руководителя сетевой педагогической лаборатории «Обучение на основе движения» Бояринцевой  Анны Викторовны, я заинтересовалась этой технологией,  начала её изучать подробнее и делать небольшие первые шаги по её применению в своей работе.

Начну я вот с таких интересных слов, которые написала Мария Монтессори по поводу отношения к движению. (вы их видите на слайде)

Все мы знаем, что у нас, к сожалению, современное образование настроено и направлено на голову, если можно так сказать. То есть в обучении мы обращаемся к зрению, у слуху, к речи, у нас учится голова ребёнка и весь образовательный процесс строится вокруг тех органов чувств, которые находятся в области головы. К сожалению, всё тело и области движения отданы на откуп таким занятиям как физкультура, либо какие-то спортивные занятия, ритмика и т.д.

Но мы, как педагоги, понимаем, что для ребёнка,  особенно  маленького, движение – это не специальная форма существования, а это суть его развития и формирования его личности, его способностей, и особенно!!! Мы знаем, что мозг его развивается через движение.

Поэтому движение является важным и характерным свойством существования жизни, как писала Монтессори ещё 100 лет назад.  Посредством движения осуществляются все другие функции и в этом его превосходство. И мы, педагоги, понимаем, насколько это важно современным детям, детям, которые приходят сегодня к нам в дошкольные учреждения.  И поэтому нельзя судить о движении, только как о функции тела. Духовное воздействие движения не менее значительно, чем физическое.

Поэтому наша задача с вами обеспечить ребёнку не просто двигательную активность, но обучать ребёнка на основе движения.

И тут хочется отметить, что обучение на основе движения, это не про физкультуру, хотя понятно, что занятия физкультурой важно само по себе. Но когда мы говорим про обучение на основе движения, мы говорим о роли движения в развитии ребенка и становлении его, как и физического и духовного существа.

Ну и ещё очень важная мысль, которую   нам подарила Карла Ханнафорд – исследователь из Америки. Её книги сейчас есть в доступе в Интернете. Она говорит о том, что мы с вами учимся не только головой, но и руки, ноги, тело, спина и живот и всё наше тело в обучении участвует, об этом не надо забывать. И нужно обязательно давать малышам, особенно в первые три года осваивать мир через разные каналы, которые у нас с вами есть, это и глаза, и уши, и вкус и запах и тактильность должны участвовать в обучении.  Кстати, хорошо с этим справляются ТРИЗ технологии.

Ну и конечно в группах в детских садах  должны появляться специальные зоны, материалы для движения, которые  Институт изучения семьи сейчас активно разрабатывает, они собирают лучшие практики, собирают идеи и запаковывают их  в дидактические пособия, которые будут помогать и дома и в детском саду создавать среду, в которой бы мы интересно и эффективно учились. И, надеюсь, скоро мы их увидим. А пока дидактические пособия разрабатываются, педагоги, которые заинтересовались этой технологией придумывают и разрабатывают свои пособия и игры для обучения на основе движения.

Существует очень много различных практик, где обучение выстраивается на основе движений.  И наверняка вы о многих слышали, и кто-то из вас, несомненно, их применяет. Это такие практики как:

– йога для детей;

– музыкальная кинезиология (синтез музыки и движения);

– ритмические практики и двигательные игры;

– синтез сенсорной интеграции и двигательных практик;

– игры «Вэй-Той» «Форма, цвет, размер». Игра эта создана в России.   Создатель этой подвижной развивающей игры Марк Вайнапель.  На это игровое пособие был получен патент в России и еще в 35 странах, а сама игра была признана «Лучшим учебным пособием».

– «Гимнастика мозга» и т.д.

Сегодня мы с вами попробуем стать кинезиологами, погрузившись немного в тему, которая связана с познанием того, как помочь детям легче, радостнее и эффективнее учиться. И я хочу кого-то из вас может познакомить, а  кого-то расширишь представление о такой интересной практике как  и как можно использовать эту гимнастику, а также упражнения и игры на основе гимнастики мозга в работе с детьми дошкольного возраста. Эта практика так же широко и эффективно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

И так, как я уже сказала, что это международная практика, которая появилась в Калифорнии и сейчас распространена уже по всему миру. Благодаря работе и сотрудничеству педагога, учителя младших классов Пола Деннисона и его жены Гейл Деннисон, которая была Монтессори педагогом. И вот такое семейное научное сотрудничество этой замечательной пары Деннисонов с физиологами, нейропсихологами, с представителями науки из разных сфер привело к созданию очень интересной программы, которая называется

Это уникальный материал, который состоит из 26    эффективных координационных упражнений, которые легко и свободно могут осваивать и дети, и взрослые.

После того, как  супруги Деннисоны получили великолепные результаты и эти результаты по работе с неуспевающими детьми, и направляющимися с программой   увидели  коллеги,    что оказывается можно легко и быстро выводить ребёнка в ситуацию легкости в обучении, они поняли, что можно эту практику использовать и для студентов, и для бизнесменов и для дошкольников и стали эту гимнастику мозга использовать в разных ситуациях, для того, чтобы эффективно осваивать информацию , снимать стресс и т.д.

Эти упражнения имеют положительный эффект, сейчас вы на себе это попробуете.   При этом эти упражнения имеют эффект накапливания. То есть если 21 день, а сколько формируется позитивная привычка, выполнять эти упражнения, то вы увидите, что эффект сбалансированности будет нарастать.

Итак, я вам предлагаю сейчас переключится в режим практики.

И мы попробуем проделать сегодня вместе с вами, у кого есть такая возможность, маленький комплекс упражнений «Гимнастика мозга»

Нам нужно сесть поудобнее, в помещении, где много воздуха, где есть водичка для того, чтобы мы свами поиграли, расслабились и позанимались.

1.Цели и задачи ЕШДД .                                       стр.3-4

2.Ступени ЕШДД .                                                 стр.4-10

Этапы подготовки и проведения

Запланированные проекты ЕШДД

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Детское движение представляет собой деятельность различных объединений и организаций, направленную на изменение самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Детское движение – это рождение, становление и отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети или дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений.

Детское явление помогает (создает условия) самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своем волеизъявлении. Детское движение – одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.

Особая значимость детской организации определяется тем, что она помогает каждому из участников осознавать себя как личность. В школе учителя и ученики, в семье родители и дети, т.е. руководители и руководимые. В детской организации ребенок выступает как равный среди равных. Здесь он находит сверстников, увлеченных тем же, что и он, делом. Это способствует формированию объективных представлений о своих качествах, способностях, общественной значимости. Воспитание, которое лежит в основе такой клубной деятельности, является “единством социализации и индивидуализации”.

II.ЕШДД-Единое школьное детское движение

1.Цели и задачи ЕШДД.

С целью повышения эффективности воспитательного процесса  можно предложить ЕШДД(единое школьное детское движение), так как именно системный подход способствует интеграции усилий субъектов воспитательной  деятельности. Целостное развитие личности учащегося может обеспечить лишь целостный, комплексный подход.

:  Создание  единого школьного детского движения

Формирование единства  и взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса

Создание условий для саморазвития личности учащихся, обладающих высоким уровнем гражданственности

Создание демократического уклада школьной жизни

Создание единой воспитательной системы школы способствует возрождению традиций общественной системы воспитания, формированию гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения

Эффективность воспитательного процесса можно  значительно повысить, если обеспечить:

§         Создание единой воспитательной системы школы;

§         Создание детской организации;

§         Обеспечить направленность всей системы работы на конечный результат: создание условий для формирования нового гражданина России, патриота своей Родины.

Единое школьное детское движение включает в себя 3 основные ступени. Рассматривая эти ступени можно примерно описать модели личности выпускников каждой ступени.

1.Модель личности выпускника первой ступени – 1-4 классы:

-ребенок физически и духовно здоровый, любящий природу,свое село, край, Родину,Россию

–  ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;

–  ребенок, приученный в жизни в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

2.Модель личности выпускника второй ступени – 5-8 классы:

–  подросток, осознающий цели жизни;

–  подросток с устойчивой потребностью в самореализации самовоспитании;

–  подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как:порядочность, честность, сострадание и толерантность

3.Модель личности выпускника третей ступени – 9-11 классы:

–  это свободная личность,  с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

–  физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;

–   знающий свою родословную, традиции и обычаи, любящий малую и большую Родину

Работе председателя и его помощников на улице Добра помогают Мэр города Добра и его министерства.

Слова присяги для принятия на улицу Добра

Живя на этой улице, я слово вам даю-

С добром,с учёбой слаженной пройти весь школьный путь.

Быть честным, справедливым, друзей не предавать.

Стараться быть ответственным и школу улучшать!

А главное, про слово своё не забывать!

Дружу и и во благо тружусь.

Добром наполняю сердца

Хорошим делам нет конца!

Слова присяги для принятия в город Добра.

Чтоб город наш стал лучше и краше,

Давайте мы сами будем стараться.

Дам слово быть честным, трудолюбивым,

Воспитанным быть и справедливым,

Стараться учиться -за знаньями в путь

Друзья мне помогут с пути не свернуть!

Я слово даю и его я сдержу

От добра наш школьный дом!

И детской жизнью наслаждаться!

Всегда вперёд не зная бед

И в жизни ждёт нас всех успех!

Работе в городе Добра помогают Президент планеты Добра и его министерства.

Жить на планете Добра совсем нелёгкое дело,

Сделать планету лучше нужно хотеть всем сердцем.

Нужно учиться быть гражданином.

Быть гражданином умным и смелым,

Добрым, отзывчивым и справедливым,

Верным, весёлым, трудолюбивым.

Иметь своё мнение, уважать чужое,

Быть честным с другими и честным с собою.

Я всем обещаю стараться  отныне

Планеты Добра быть гражданином!

Добиваться успеха не мешая другим,

Постигать высоту, изучая наш мир.

Верность, правду и ум брать на вооруженье

Добром наполнить каждое мгновенье,

С Россией вместе расти и процветать

И гражданином лучшим стать!

Работе руководству Планеты Добра помогают и направляют учителя:

Министерству Внутренних дел –Завуч, Министерству культуры-руководители кружков музыки, театрального и танцевального кружков, Краеведам – учитель истории, Экологам – учитель биологии, Министерству физкультуры и спорта – учитель физкультуры, СМИ – учителя литературы и русского языка, учитель информатики.

3.Этапы подготовки и проведения эксперимента.

I.                   ЭТАП                         2012-2013г.г.

Разработка развернутой программы эксперимента: постановка  цели, задач эксперимента; разработка концепции ЕШДД; модели ЕШДД; формулирования гипотезы; прогнозирование ожидаемых результатов, а также возможность негативных последствий; продумывание компенсационных механизмов; создание нормативно-правового обеспечения, регулирующего организационную деятельность участников эксперимента,создание системы управления и взаимодействия между ступенями ЕШДД, создание системы информационного обеспечения( создание сайта,разработка электронной школьной газеты); Начальное внедрение ЕШДД на базе МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»

II.                 ЭТАП                           20013-2014г.г.

Создание мониторинга по отслеживанию эффективности созданной системы. Отслеживание промежуточных результатов путем проведения текущих и контрольных срезов. Корректировка ЕШДД. Разработка  методических рекомендаций по внедрению ЕШДД. Разработка документационного обеспечения детской организации.

III.                 ЭТАП                         2014-2015г.г.

Распространение опыта создания ЕШДД в школы района. Обработка данных экспериментальной работы соотношений результатов эксперимента с планируемыми. Определение качества полученных результатов путем сопоставления с целевыми. Выработка предложений по корректировке созданной ЕШДД. Оформление и описание хода и результата эксперимента.

Проведение цикла семинаров и практических консультаций по формированию воспитательной системы в школе  и созданию детской организации.

4.План работы на I этапе эксперимента.

1.Создание группы в составе учителей и учеников для разработки проекта

2.Разработка развернутой программы эксперимента(разработка концепции ЕШДД; модели ЕШДД; формулирования гипотезы; прогнозирование ожидаемых результатов, а также возможность негативных последствий; продумывание компенсационных механизмов).

1.По результатам проведённого конкурса закрепить названия за каждой ступенью ЕШДД.

2.Создание нормативно-правового обеспечения, регулирующего организационную деятельность участников эксперимента(правила вступления в ЕШДД,устав ЕШДД,эмблему девиз,гимн.)

3.Создание системы управления и взаимодействия между ступенями ЕШДД

1.Начальное внедрение ЕШДД на базе МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»

2.Создание системы информационного обеспечения(создание сайта,разработка электронной школьной газеты);

1.Создание мониторинга по отслеживанию эффективности созданной системы.

2.Разработка документационного обеспечения детской организации.

III.Запланированные проекты ЕШДД.

Совместная работа ступеней по организации школьного музея.

Совместная работа по организации и выпуску школьной газеты в рамках проекта «Электронный дневник».

Совместная работа над исследовательской работой «История детских движений в моей школе и наш вклад в неё.».

IV.   ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Подход к детскому коллективу, как своеобразному инструменту, который надо создать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности

Подход к детской организации не как моноколлективу, а как дифференцируемому единству разнотипных коллективов, возникающих под влиянием процессов дифференциации и интеграции

Подход к управлению детской организации, как трехаспектному процессу (социально-педагогический, педагогический, психолого-педагогический)

Подход к детским школьным кружкам как к Единой гармоничной системе развивающей детей во взаимодействии между собой.

Детское движение, как мне кажется, является одним из приоритетных направлений развития молодежной политики Российского государства. Связано – это прежде всего с тем, что именно клубно-профильная форма организации детей выполняет несколько социально значимых задач: осуществление социализации школьников, творческого развития молодежи, создание положительной альтернативы так называемому “уличному воспитанию”, решение проблем наркомании, токсикомании, алкоголизма в молодежной среде и т.д. Несомненно, существует ряд взрослых проблем детского движения, которые главным образом заключаются в отсутствии должного внимания со стороны государства. Какие изменения возможны и необходимы?

Созданный и действующий на правительственном уровне Координационный или национальный комитет по вопросам гражданских прав и свобод детей. Подобный комитет на уровне самих общественных образований.

песня «Дорога добра»

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Министерство физкультуры и спорта

Председатель улицы Добра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *