РИСОВАННЫЕ КОМИКСЫ, КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дмитриева Гюзель Анваровна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 180, г.Самара
Формирование элементарных представлений о дорожной безопасности старшего дошкольного возраста просто жизненная необходимость. Ребенок дошкольного возраста не может осознать опасности. Дети считают вполне естественным в зимнее время прокатиться с горки на ледянке рядом с проезжей дорогой. Объясняется это тем, что дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние, переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на проезжей части необходимо с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве наибольшей степени прочные.
Детский дорожно-транспортный травматизм-серьезная проблема, такую тему как дорожная безопасность, важно донести, не только через игровую форму, но и через современную форму творчества нашего поколения, как «рисованные комиксы». Выросло новое поколение, воспринимающее комиксы очень позитивно В наше время комиксы – это актуально.
comic «смешной») — рисованная история,
Комикс надо уметь читать. Это все равно, как грызть орехи. Комиксами можно засорить мозги, а можно получить от них истинное удовольствие.
В настоящем, классическом комиксе можно выделить два уровня повествования. Первый – это то, что говорит комикс. Второй – что говорится через него, чаще всего неосознанно. Зона комиксового сознания исторична, она психологически мотивирована и представляет собой, как правило, умеренный интерес «глупого» творчества.
«Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями» – говорит нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как , поэтому в них, как правило, все просто и нет полутонов. Есть герой, порой обладающий сверхъестественными способностями. Есть злодей, полная его противоположность. Герой – воплощение всех положительных качеств. Злодей – наоборот. Белое и черное, и никакого серого.
На сегодняшний день в России сложилось негативное отношение к комиксам, во многом именно из-за того, что они в своем большинстве изображают непристойные и неблаговидные сюжеты. Впрочем, это беда всего современного, зачастую бездуховного искусства, и тут комиксы ничем не лучше и не хуже. Все опять же зависит от того, кто, как и зачем создает произведение искусства.
Комикс может быть полезен. Нужно лишь правильно организовать работу с ним.
Дошкольника нельзя «заставить» быть внимательным, организованным. Он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если для этого нужно приложить усилия.
Для познавательной самостоятельности детей дошкольного возраста главное – это умение ребенка самостоятельно анализировать явления, выделять основное, устанавливать причинно-следственные связи, сознательно применять знания, усвоенные способы действия в самостоятельной деятельности, умение самостоятельно решать новые познавательные задачи.
Как показывает практика, дети 5-6-ти лет прекрасно знают, что такое комикс и явно предпочитают его книгам. Решающую роль при этом играют яркие увлекательные картинки. Как правило, детям хорошо знакомы комиксы. Комикс – это обещание приключения, игры, однако часто, чтобы понять суть истории, детям требуются подсказки, разъяснения взрослых.
Комиксы ориентированы именно на дошкольника и помимо ярких картинок содержат обучающий и развивающий материал вместе с подсказками для родителей и воспитателей.
Журналы знакомят детей с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи, новые истории про любимых детьми героев. Так что журнал – большой помощник в формировании у дошкольников литературных вкусов и приучении его к красоте родного слова.
Интересной формой закрепления знаний о элементарных представлениях правилах дорожной безопасности нашей группы № 4 МБДОУ детского сада № 180.г. Самара является журнал рисованных комиксов: «Мистер Безопаскин и его Друзья».
К проведению данной работы проводиться взаимодействие с родителями. На родительском собраний родители ознакомились со значением, важностью и необходимостью формирования элементарных представлений о дорожной безопасности, также ознакомила с самим журналом, с консультацией о истории появления первых комиксов в России. С помощью родителей изготавливаются сюжетные рисунки для альбома комиксов. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисуют путь из детского сада до дома, а также какие можно встретить опасности по пути домой, как можно их избежать. Где опасность применяет роль злодея, а правила дорожной безопасности в лице героя мистера Безопаскина, который предотвращает опасность. В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии рисованных картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий).
Рисунки детей можно по желанию педагога, обработать через сканер, фаилы перевести в формате в PDF и распечатать. Получается очень увлекательно, дети получают великий интерес, когда наблюдают свои творческие работы в напечатанном варианте, опыт оказался очень интересным.
В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Таким образом: комикс – новый образовательный стимул с новыми свойствами и новым воздействием на детей.
Комикс повышает мотивацию к формированию элементарных представлений о дорожной безопасности;
Воспринимать комиксы гораздо легче и интереснее;
Веселые нарисованные картинки обеспечивают визуальную поддержку формированию представлений у летей;
Комикс выполняет не только развлекательную функцию, но и познавательную;
Комикс упрощает и ускоряет процесс познания, поскольку комикс делится на фрагменты.
В перспективе планируется: продолжить пополнять журнал комиксов, каждый год к нам приходят малыши, и наша задача сформировать элементарные представления о дорожной безопасности дошкольников. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.
Из чего состоит история комикса:
Тема — придумайте с детьми главную идею вашей истории.
Место действия -где будут происходить события? Опишите в деталях природу, окружающую обстановку.
Персонажи — кто будут главные и второстепенные герои? Придумайте им имена совместно с детьми.
Сюжет — героям нужно создать сложности, поэтому нужен конфликт и его успешное разрешение!
Рисуем вместе: обсуждаем детали.
Темы для применения сюжетов пополнения журнала по формированию элементарных представлений о дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста:
«Мама, папа,я –знающая ПДД семья», «Школа безопасности в каверзных вопросах»,
«Подружись с зеброй», «Незнайка пробегайка», «Влиятельная палочка» и «Как заяц в школу пошел».
В. Гербова «развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок». Ж-л «дошкольное воспитание», № 8, 1998
Комикс: психолингвистический анализ. А. Г. Сонин. Барнаул, 1999
С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. развитие мышления, воображения и речи дошкольников. м., 2003
С.И. Ожегов «Словарь русского языка:-16 изд.,испр.-М.:Рус.яз,1984.
Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» -М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010
Участие в конкурсе БЕСПЛАТНОЕ
Бесплатно предоставляется возможность:
Участвовать во всероссийском творческом
конкурсе «Правила дорожного движения глазами детей»
Опубликовать работу в электронном СМИ
Получить оценку работы экспертным жюри
Получить доступ к результатам конкурса
Как участвовать в конкурсе?
Подай заявку на конкурс, укажи данные автора и прикрепи к ней файл с работой (рисунки, фотографии, поделки – jpg, png; стихотворения, эссе – doc, docx, rtf, pdf)
По правилам конкурса, возможно индивидуальное или коллективное (указывается название коллектива) участие.
Нельзя публиковать работы, которые уже принимали участие в конкурсах, в том числе и на данном сайте.
Методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе “Обучим Карлсона Правилам дорожного движения” (из опыта работы).
Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:”Знаешь ли ты правила дорожного движения”.
Сценарий праздника по правилам дорожного движения. «Посвящение в инспектора дорожного движения»
Занятие по правилам дорожного движения Тема: «Путешествие Незнайки по правилам дорожного движения» с применением ИКТ
Конспект занятия по изучению дорожного движения в старшей группе «Транспорт» Программнные задачи: закрепить представления о транспорте разного вида. Закреплять элементарные знания о дорожном движении, знакомить детей со знаками.
материал к проведению ООД по правилам дорожного движения:” Знаете ли вы правила дорожного движения?”
Веселые старты по безопасности дорожного движения “Дорожная азбука” с элементами изучения правил дорожного движения
ПРИМИ УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА 3 РАЗА В МЕСЯЦ:
участие с 01 по 10 число — итоги 15 числа текущего месяца;
участие с 11 по 20 число — итоги 25 числа текущего месяца;
участие с 21 по 30 (или 31) число — итоги 5 числа следующего месяца.
НАГРАДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Электронные или бумажные варианты наградных документов приобретаются платно.
Дополнительно прикладывается выписка из приказа об утверждении результатов конкурса.
После оплаты Электронные варианты сертификатов, дипломов и благодарственных писем формируются в Личном кабинете во вкладках
“Дипломы и Сертификаты” и “Письмо руководителю” соответственно.
Галерея творческих работ «Правила дорожного движения глазами детей» Андреева
Дорога не место для игр «Правила дорожного движения глазами детей» | Мальчик светофор «Правила дорожного движения глазами детей» | Умный мышонок «Правила дорожного движения глазами детей» | Знай правила дорожного движения «Правила дорожного движения глазами детей» |
Знай правила дорожного движения «Правила дорожного движения глазами детей» | Безопасный переход «Правила дорожного движения глазами детей» | Правила для пешеходов «Правила дорожного движения глазами детей» | Засветись. Смайлик – слоган «Правила дорожного движения глазами детей» |
Светофор друг детей «Правила дорожного движения глазами детей» | Лихачество-не героизм! «Правила дорожного движения глазами детей» | Знает маленький народ-Пешеходный переход «Правила дорожного движения глазами детей» | Знает маленький народ-Пешеходный переход «Правила дорожного движения глазами детей» |
Ангел хранитель «Правила дорожного движения глазами детей» | Светофор «Правила дорожного движения глазами детей» | Безопасное движение «Правила дорожного движения глазами детей» | ПДД со смешариками «Правила дорожного движения глазами детей» |