Дорожное сообщение – это важнейшая часть экономики любой страны, ведь оно играет немаловажную роль в уровне развития промышленности и производства государства. И автомобильные дороги России в этом плане не являются исключением. В целях определения уровня качества и потокопроходимости разработан список определенных требований, предъявляемых к автодорогам. Те из них, что максимально полно отвечают предъявленным критериям, способны принимать транспортные потоки любой сложности и полноты и способствовать доставке пассажиров и грузов во всех направлениях и на любые расстояния. Именно поэтому стоит уделить самое пристальное внимание вопросу о том, какие именно категории автомобильных дорог вообще существуют и как проводится их классификация.
– это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Как установили археологи, первые дороги появились в Древнем Египте 5000 лет назад. Это через одно тысячелетие после изобретения человеком колесных повозок. Сначала это были обыкновенные тропинки, протоптанные ногами древних пешеходов и охотников. А с появлением колесных повозок появились и первые рукотворные дороги. Они были без какого нибудь покрытия с утрамбованным грунтом и очищенные от деревьев и камней. Со временем, в зависимости от назначения, дорожное покрытие усовершенствовалось ширина дороги увеличивалась. Дороги стали классифицировать. Какие бывают категории дорог и чем они отличаются друг от друга? Как определить какая категория дорог в населенных пунктах и за их пределами.
Не все дороги одинаковы, они могут различаться по многим параметрам: по ширине, покрытию, функциональности и местоположению. Изучение различий между дорогами позволяет полноценно оценить их перспективность и использование в определенных условиях.
Крупные автомагистрали, которыми мы часто ездим на дальние расстояния, отличаются от городских улиц не только шириной и качеством покрытия, но и функциональным назначением. Городские улицы предназначены для транспортировки граждан по городу, а автомагистрали обеспечивают межгородское и межрегиональное сообщение.
Важным параметром, который различает дороги — их местоположение. Дороги, проходящие по горным участкам и скалистым горным массивам, потребуют большого количества инженерных работ, в то время как дороги, проходящие по плоским равнинам, могут быть достаточно простыми и легко проходимыми.
Изучение и понимание отличий между типами дорог поможет правильно выбрать маршрут следования, подготовиться к поездке и безопасно добраться до места назначения. Будьте внимательны на дорогах, выбирайте наиболее подходящий и безопасный путь!
Страны, регионы, населённые пункты и их районы соединены между собой разного рода транспортными путями. Это дает возможность человечеству поддерживать связи личного и делового характера.
Для того чтобы понимать, сколько времени займет путь, примерно вычислить скорость движения и расход ресурсов, на законодательном уровне было введено такое определение, как категории дорог.
Понятие “дорога”
Дорога – это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной.
Автомобильная дорога – это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.
Железная дорога – это транспортный проезд, состоящий из закрепленных рельсов, по которым передвигаются пассажирские и грузовые поезда.
Категории железных дорог определяются сводом правил 119.13330.2012 (обновленной редакцией СНиП 32-01-95 “Железные дороги колеи 1520 мм”), согласно которому ж/д линии и пути подразделяются на классы в зависимости от характера и размера осуществляемых по ним перевозок.
ФЗ, устанавливающий классификацию автомобильных дорог
Категории автомобильных дорог в Российской Федерации утверждены ФЗ номер 257 от 08.11.2007 года. Целями данного правового источника являются:
Классификация в зависимости от назначения
Автомобильные проезды в зависимости от назначения делятся на следующие категории дорог:
Дороги федерального значения – это важнейшие пути РФ, находящиеся в собственности государства и финансируемые в основном из федеральной казны.
Дороги регионального значения – это транспортные пути, которые находятся в ведении субъектов РФ и финансируемые из их бюджетов.
Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
Исходя из вида разрешенного применения проездов, выделяют категории дорог общего пользования и необщего пользования.
К автодорогам общего назначения относятся пути, предназначенные для движения по ним транспорта неограниченного круга лиц. К проездам же необщего пользования относятся те дороги, которые находятся в собственности, во владении или пользовании органов исполнительной гос.власти, администраций местного уровня, организаций или физических лиц, а также используемые ими только для обеспечения собственных потребностей или государственных нужд.
Автодороги необщего пользования
Список федеральных, региональных и межмуниципальных дорог необщего использования утверждается уполномоченными федеральными исполнительными органами власти и высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ. В перечень региональных и межмуниципальных дорог необщего использования не могут входить федеральные автодороги необщего пользования и их участки.
Список местных дорог может устанавливаться органом местного самоуправления. Всем транспортным путям общего и необщего пользования присваивается номер, состоящий из нескольких букв, ОП и НП соответственно.
Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования
К федеральным автомобильным дорогам относятся:
К транспортным путям федерального значения могут относиться также проезды:
Список федеральных транспортных путей общего пользования установлен Постановлением Правительства номер 928 от 17.11.2010 года “О перечне автодорог ОП федерального значения”.
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
Критерии отнесения к категории дорог общего пользования региональных или межмуниципальных и перечень таких транспортных путей утверждается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта страны. В список региональных или межмуниципальных дорог общего пользования не могут быть включены федеральные дороги общего пользования и их участки.
Региональные дороги обозначаются специальным идентификационным номером РЗ, а межмуниципальные – номером МЗ.
Местные и частные дороги, предназначенные для общего пользования
Категории дорог местного значения общего пользования подразделяются на:
К первым относятся автомобильные пути, расположенные в пределах населенных пунктов поселения, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования и частных автомобильных дорог.
Ко вторым относятся автомобильные пути, расположенные на территории муниципального района, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог ОП, а также дорог ОП местного значения поселений и частных автодорог.
Третий вид – это автомобильные пути, расположенные в пределах городского округа, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования, а также частных транспортных путей.
Категории дорог утверждаются органом местного самоуправления поселения, муниципального района или городского округа соответственно.
Частные автодороги общего пользования – это пути сообщения, которые находятся в собственности физ. и юр. лиц, а также не оборудованные устройствами, которые ограничивают проезд транспорта не очерченного круга лиц.
Классификация в зависимости от скоростного режима
Классификация дорог по категориям в зависимости от условий доступа на них транспорта и условий проезда по ним выглядит следующим образом:
Автомагистрали – это автомобильные дороги, не предназначенные для автообслуживания прилегающих территорий, а также:
Автомагистрали обозначаются специальными знаками.
Скоростные автодороги – это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрестки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.
Обычные автомобильные дороги – это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.
ГОСТ Р 52398-2005
Категории дорог ГОСТ Р 52398-2005 определяет по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам автодорог. Дороги по данным признакам делятся в зависимости от:
В данном источнике есть специальная таблица “Техническая классификация дорог по категориям”, согласно которой автодорогу по тем или иным показателям относят к соответствующему классу и категории.
В таблице присутствует такой параметр, как максимальный уровень загрузки автодороги. Он определяет категории дорог по интенсивности движения и высчитывается путем деления максимально возможной интенсивности движения к ее пропускной способности.
Постановление Правительства РФ от 28. 2009 г. номер 767
Стоит также отметить, что порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог установлен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767 “О классификации автомобильных дорог в РФ”.
В целом для автомагистралей устанавливается 1А категория, для скоростной дороги – 1Б категория, а для обычной автодороги – 1В, II, III, IV и V категории.
Определение категории дорог происходит путем проведения специальной оценки технического состояния транспортного пути. В случае если классифицируется федеральная дорога общего пользования, то оценивающим органом является Федеральное дорожное агентство, при классификации федеральной дороги необщего пользования – федеральное учреждение исполнительной власти, в ведении которого состоит указанная автомобильная дорога, при классификации дорог регионального или межмуниципального значения – орган исполнительной гос.власти субъекта РФ. При определении категории улиц и дорог местного значения оценивающим органом является орган местного самоуправления, при квалификации частной автодороги – ее собственник.
Отнесение федеральной дороги к какой-либо категории производится в течение 30 дней с момента приемки итогов работ по оценке технического состояния автодороги.
Какая дорога может быть
Автомагистраль — это дорога высшего класса, которая имеет не менее двух полос в каждом направлении, отделенных друг от друга разделительной полосой. На автомагистрали запрещено движение пешеходов и велосипедистов. Также на дороге установлены специальные знаки и расположены сервисные объекты: заправки, отдыха и обслуживания.
Магистральная дорога
Магистральная дорога является главной дорогой региона, связывающей крупные города и населенные пункты. Она имеет обычно две полосы в каждом направлении и узкие обочины, на которых можно сохранить аварийную полосу. На магистральной дороге не разрешено остановка и парковка на проезжей части.
Проселочная дорога
Проселочная дорога — это узкая дорога в природной местности, обычно не имеющая разметки и ограничительных знаков. Она может быть безасфальтной и покрытой камнями и гравием. На проселочной дороге ответственность за безопасность движения лежит на водителе, так как могут быть любые препятствия на дороге.
Грунтовая дорога
Грунтовая дорога — это дорога, не имеющая твёрдого покрытия, а имеющая грунтовое основание. Она может пролегать через лесные массивы и поля, ведёт к дачным участкам или к каким-то объектам связи. Грунтовые дороги обычно имеют очень низкую проходимость и могут потребовать специализированного транспорта для прохождения.
Первая категория
К первой категории автодорог в России относятся автомагистрали, скоростные трассы и автострады. Такие путепроводы имеют ширину не менее 15 метров и оснащены разделительной полосой. В каждом направлении предусмотрено не менее двух полос движения, шириной не меньше 3,75 метров. Подобные дороги рассчитаны на высокую интенсивность движения и оснащены качественным бетонным покрытием, способным выдерживать большой наплыв автотранспортных средств. Пропускная способность таких путепроводов превышает 7 000 авто в сутки, при этом транспортные средства передвигаются со скоростью не менее 120 км/ч.
Типы трасс
Автострады — это высокоскоростные трассы, предназначенные для скоростного движения автотранспорта. Они имеют от двух до шести полос, широкие обочины и отсутствие пересечений на одном уровне. Автострады предназначены для быстрого и плавного перемещения транспорта между городами и районами.
Магистральные дороги
Магистральные дороги — это главные магистрали страны, обеспечивающие связь между её городами и крупными населёнными пунктами. Они имеют от двух до четырёх полос, дополнительные полосы для скорой помощи и аварийной остановки, а также разветвляются на различные направления.
Региональные дороги
Региональные дороги — это дороги, связывающие города и населённые пункты одного региона. Они имеют от одной до трёх полос, возможно наличие обочин и необходимо соблюдение скоростного режима. Региональные дороги являются важным элементом транспортной системы области и обеспечивают связь между её жителями.
Окружные дороги
Окружные дороги — это кольцевые трассы, берегущиеся за пределами города. Они созданы для сокращения пробок, скорейшего перемещения транспорта по городу и разгрузки центральных улиц. Окружные дороги обычно имеют от двух до четырёх полос и меньшую скоростной режим, чем автострады.
Чем тракт отличается от дороги?
Тракт — это несколько протоптанных стежек, сформированных естественным путем, без проектных или строительных работ. Он служит для передвижения пешком или на животных. В отличие от дороги, тракт не имеет твердого покрытия, он более узкий и неравномерный.
Дорога — это искусственно созданная трасса с жестким покрытием, предназначенная для движения транспорта. Дорога всегда имеет определенное геометрическое профилирование, обеспечивающее безопасность и комфорт движения. В отличие от тракта, дорога имеет фиксированный маршрут и строго определенные размеры.
Тракт используется преимущественно в сельской местности или горных районах для прохождения местности, связывания деревень или сеновалов. Дороги же играют ключевую роль в городской и междугородней транспортной системе, соединяя города и населенные пункты друг с другом.
Как различаются дороги?
Дороги на одном уровне – это дороги, расположенные на одной плоскости без пересечений или различий в уровне грунта. Такие дороги могут иметь различную ширину, но они всегда являются главными магистралями, которые обеспечивают связь между различными районами города или страны.
Дороги на одном уровне часто имеют разметку и знаки, которые указывают на разрешенную скорость движения, направления движения, перекрестки и пешеходные переходы. Также на таких дорогах могут находиться светофоры и камеры слежения за скоростью и нарушениями правил дорожного движения.
Однако, не смотря на то, что дороги на одном уровне обеспечивают быстрое и удобное передвижение транспорта и пешеходов, они могут также создавать пробки и приводить к дорожным авариям. Поэтому, важно соблюдать правила дорожного движения и быть внимательными на дороге, чтобы избежать опасных ситуаций.
Вторая
Ко второй категории дорог относят автотрассы, оснащенные асфальтовым покрытием и соединяющие между собой промышленные, культурные и административные центры страны. Для таких путепроводов предусмотрена ширина не менее 7,5 метров, а пропускная способность более 3–3,5 тыс. авто в день. Скорость движения при этом также сохраняется на уровне 120 км/ч.
Какие бывают категории дорог и чем они отличаются
Дорожное сообщение играет важную роль в развитии промышленности и и социальной жизни любого государства. Дорога — это важнейшая часть экономики любой страны в том числе и России. От бесперебойного движения транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико значение дорог в развитии внешнеэкономических связей, в обороноспособности страны и в освоении новых экономических районов.
Для определения уровня качества и пропускной способности разработана классификация автомобильных дорог по категориям. Категории автомобильных дорог в разных странах мира различаются.
Но, если обобщить их, можно составить примерно такой перечень:
Как делятся автомобильные дороги по значению
В России, согласно законодательства, в зависимости от значения автомобильные дороги подразделяются на:
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на
Классы дорог. Как определить
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на
К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:
Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.
Для автомобильной дороги класса Автомагистраль установлена категория .
Скоростная автомобильная дорога
К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Для автомобильной дороги класса Скоростная автомобильная дорога установлена категория .
Обычная автомобильная дорога
К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не относящиеся к автомагистралям и скоростным автомобильным дорогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
Для автомобильной дороги класса Обычная автомобильная дорога (нескоростная) установлены категории 1В, II, III, IV и V.
Какие бывают части дороги
Трассы — это основные автомобильные дороги, соединяющие один населенный пункт с другим, а также города и области. Они имеют большую протяженность и объездные пути для обхода населенных пунктов.
Магистрали — это дороги, имеющие значительное значение для транспортной системы государства. Они обычно имеют большую протяженность и могут быть двух-, трех- или четырехполосными.
Кольцевые дороги строятся вокруг населенных пунктов и позволяют разгрузить центральные улицы. Они обычно называются «обходными дорогами», потому что они дают возможность обойти застроенный центр города, поселка или села.
Мосты и туннели — уменьшают время проезда между различными регионами. Большинство мостов и туннелей сегодня представляют собой железобетонные или стальные конструкции различных видов.
Линии остановок и пешеходных переходов также являются важными частями дороги. Они предназначены для безопасного пересечения пешеходов и безопасной остановки транспортных средств.
Круговые развязки — это специальные дороги, обеспечивающие движение транспортных средств в круговом направлении. Они полностью заменяют перекрестки.
Парковки и гаражи — несмотря на то, что они обычно находятся вблизи основных дорог, они также являются важными частями транспортной сети, поскольку позволяют водителям парковаться, оставлять свои автомобили и сохранять их в безопасности.
Насколько важно проводить ремонт дорог
Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.
Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.
Какие дороги относятся к дорогам местного значения
Дороги местного значения представляют собой малотронные дороги, на которых обычно разрешена скорость до 60 км/ч. Эти дороги преимущественно используются для населенных пунктов и их окрестностей, а также для связи между сельскими населенными пунктами.
Дороги местного значения могут иметь различное покрытие: от грунтового до асфальтового, а также смешанный тип покрытия. На них часто отсутствуют разметка и дополнительные устройства безопасности, такие как переходы для пешеходов, что делает их менее безопасными по сравнению с дорогами федерального значения.
Такие дороги являются ответственностью органов местного самоуправления и обычно финансируются из бюджета муниципалитета. Ремонт и содержание дорог местного значения осуществляются в соответствии с установленными нормами и стандартами.
Четвертая и пятая категории дорог
Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.
Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.
В чем отличие дороги от улицы
Понимание того, что отличает дорогу от улицы, может быть полезным для знакомства с элементами городской инфраструктуры и планирования маршрутов. Во-первых, дорога — это обычно более широкий путь для движения транспорта, предназначенный для быстрого передвижения между различными населенными пунктами. Улица, с другой стороны, может быть уже или уже быть более узкой, предназначенной для передвижения по городским районам и оснащена различными элементами обустройства, такими как деревья и скамейки.
Во-вторых, дорога обычно имеет более высокую скорость движения, чем улица, где скорость движения может быть меньше и скорее определяется пешеходами. Дорога также может иметь двухстороннее движение, в то время как на улице могут быть просторы для движения пешеходов и велосипедистов.
Наконец, на дороге часто коммерческие и промышленные объекты, такие как магазины и заводы, и могут отсутствовать элементы досуга и отдыха. В то время как на улице могут быть общественные парки, зеленые зоны и магазины со средней и более низкой ценой.
Итак, понимание отличий между дорогой и улицей может помочь путешественникам и горожанам лучше планировать свой маршрут и выбрать подходящее место для пребывания или покупок.
Разные категории
Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:
Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:
Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.
Какие элементы дороги существуют
Автомобильная дорога — это основной элемент дорожной инфраструктуры, который предназначен для движения автотранспорта. Она может быть однополосной или многоуровневой, со специальными разделителями, мостами и тоннелями. Автомобильные дороги могут быть городскими, междугородними, магистральными, федеральными, областными и другими.
Велодорожки
Велодорожки — это элемент дорожной инфраструктуры, предназначенный для движения велосипедистов. Они могут быть нанесены на асфальт, бетон, грунт или общую тротуарную плитку. Велодорожки должны иметь специальные знаки, обозначающие их начало и конец, а также пространство для поворота и размещения рекламы.
Тротуары
Тротуары — это элемент дорожной инфраструктуры, предназначенный для пешеходов. Они располагаются по обе стороны от дороги и имеют различный уровень комфорта. Тротуары могут быть бетонированными, плиточными, вымощенными камнем, с посадками и лавками, а также иметь различные ограждения и зеленые насаждения.
Трамвайные пути
Трамвайные пути — это особенный элемент дорожной инфраструктуры для движения трамвайных вагонов. Они состоят из нескольких рельсов, которые укладываются в дорожное полотно. Трамвайные пути должны иметь свою сигнализацию и знаки, а также особые перекрестки со светофорами.
Пешеходные переходы
Пешеходные переходы — это элемент дорожной инфраструктуры, который предназначен для безопасного пересечения дороги пешеходами. Они могут быть обозначены специальными разметками на дороге или иметь особую светофорную сигнализацию. Переходы могут быть подключены к тротуарам или пешеходным зонам, а также оборудованы специальными надстройками и дорожными зеркалами для обеспечения безопасности.
Третья
К третьей категории дорог относят трассы с гораздо менее интенсивной нагрузкой движения, не более 3 000 авто/сутки. Такие автодороги могут иметь ширину от 3,5 до 7 метров, а дорожное покрытие на них обустраивается по облегченным требованиям, также оно может быть и булыжным. Скорость движения по таким дорогам обычно не может превышать 100 км/ч, а транспорт, имеющий нагрузку более 6 тонн, и вовсе не допускается к проезду по ним.
Какие существуют типы дорог?
Существует множество различных типов дорог, каждый из которых имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретных условий и требований.
Автострады — это быстрые, широкие и высокопроходимые дороги, обычно предназначенные для скоростного движения. Они часто имеют ограниченный доступ и могут быть разделены на полосы разделительной полосой. Эти дороги предназначены для быстрой доставки людей и грузов на большие расстояния.
Главные дороги, как правило, бывают более медленными и менее проходимыми, чем автострады. Они служат для соединения различных городов и поселков и часто проходят через центры населенных пунктов. Главные дороги имеют широкие разделительные полосы и обычно имеют две или более полосы, направленных в одном направлении.
Магистрали часто используются для соединения перемещения грузов и пассажиров между городами и международным транспортом.
Сельские дороги могут быть грунтовыми или асфальтированными и использоваться для доставки людей и материалов в сельских районах. Их можно часто встретить в крестьянских поселениях или в деревнях, где нет главных или магистральных дорог.
Классификация дорог в зависимости от покрытия
В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:
Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств.
Как все устроено
Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.
Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.
Категория дорог Как определить
Автомобильные дороги по своим эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
Таблица 1. Какие бывают категории дорог и чем они отличаются
Категория дорог Как определить в населенных пунктах
В населенных пунктах дороги так же имеют свою классификацию. Какие бывают категории дорог и чем они отличаются для населенных пунктов отображены в таблицах.
Категория дорог Как определить в населенных пунктах смотрите таблицы по видам городов.
Крупнейшие, крупные и большие города. Категория дорог Как определить в населенных пунктах
Талица 2. Категория дорог Как определить в населенных пунктах. Крупнейшие, крупные и большие города
Классы и категории улиц и дорог для средних и малых городов
Талица 3. Категория дорог Как определить в населенных пунктах. Средние и малые города
Еда на природе. Рецепты
ЧТО ПРИГОТОВИТЬ НА КОСТРЕ КРОМЕ ШАШЛЫКА. Кликните по картинке!
Лесные дороги — классификация
Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России.
Лесные дороги тоже можно разделить на несколько видов в зависимости от их функционального назначения:
В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.
Принципы классификации
В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:
Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:
Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.
Что скрывается за названием дороги?
Каждая дорога имеет свою уникальную нумерацию, которая помогает водителям быстрее ориентироваться на маршруте. Цифры в названии дороги не являются случайными, а скрывают за собой важную информацию.
Первая цифра обычно показывает принадлежность дороги к определенной категории. Например, federal highways в США начинаются с цифры 1, а regional roads в Ирландии — с цифры 3.
Две или три следующие цифры указывают на конкретный маршрут. Например, в Украине трасса М-03 соединяет Киев и Харьков, а М-05 — Киев и Одессу.
Иногда буквы могут использоваться в названии дороги для обозначения региона или города, с которым она связана. Например, трасса Е22 в Европе соединяет Амстердам и Варшаву, а буква Е обозначает, что это европейский маршрут.
В некоторых странах используется другая система нумерации дорог, но в любом случае, цифры в названии дороги помогают быстрее и точнее определить маршрут и не заблудиться на длинной дороге.