Разница между шоссе и автострадой

«Дорога — не место для игр». Это самое частое, что ты мог слышать о дороге от своих родителей или учителей в школе. А что еще ты знаешь о дороге? Мы расскажем тебе, что такое дорога и из каких элементов она состоит.

Разница между шоссе и автострадой

Элементы дороги и их назначение

Что такое дорога

Дорога — путь сообщения для передвижения людей и транспорта. Довольно скучное определение, не так ли? Можно сказать проще: дорога — это место, по которому можно пройти или проехать. Нельзя сказать, что это всегда асфальтированная полоса, но всегда подготовленная: выровненная, освобождённая от деревьев, кустов, других растений и камней, желательно прямая и широкая.

Первые дороги появились еще в IV тысячелетии до н. э. в городе Ур в древней Месопотамии и использовались для перевозки грузов вьючным или колесным транспортом, передвижения войск и торговых караванов. Уже к 100 году н. э. в Европе и Азии появились первые трансконтинентальные пути, связывающие Запад и Восток целой сетью дорог.

И начнем с улицы — как основного элемента дорожной инфраструктуры, имеющегося в каждом населенном пункте. И условимся, что все вышеперечисленное — это улицы. И разные названия означают разные типы улиц.

Слово это, кстати, русское, происходящее от праславянского «улъ» («ula») — русло, ложбина. Проще говоря, улица — то, по чему направленно двигаются. Есть и четкое определение: улица — мощёная дорога внутри населённого пункта.

Разница между шоссе и автострадой

Самая узкая улица в России — улица Шейха Тажудина в Хасавюрте, в районе примыкания к улице Тотурбиева

А с сельскими грунтовыми улицами как быть? Вот англоязычная Википедия определяет улицу, как общественную магистраль в застроенной среде.

Но мне больше нравится такое определение:

пространство между двумя рядами домов в населенном пункте для прохода и проезда, а также два ряда домов с проходом, проездом между ними.

Правда, тогда улицами являются и проспекты, шоссе, бульвары, переулки и вообще все дороги в населенных пунктах. И даже, возможно, площади. Это, кстати, тоже слово славянского происхождения, от «ploskědь» — «плоский». Хотя есть и версия происхождения от греческого «πλατεῖα» или «платэйа́дэс» — «широкий».

Сути это не меняет, и современная площадь — это большое незастроенное место в пределах населенного пункта.

Рискну высказать личное мнение, что площади в современном городе не очень-то и нужны. А вот раньше они — места проведения ярмарок и народных собраний, центры общественной жизни — были центральными элементами городской дорожной инфраструктуры. Улицы, в общем-то, служили не больше чем путями передвижения от городских ворот к городской площади.

В современной жизни в городе роль улиц неизмеримо возросла. И, в принципе, улицами можно назвать все городские дороги. Но это было бы скучно.

Разница между шоссе и автострадой

Например, чем шоссе не улица? А если улица, то почему называется по-другому? Потому, что, классифицируя и выделяя типы улиц, мы всякий раз акцентируемся на разных признаках. И шоссе, в отличие от улицы, должно соединять крупные населённые пункты.

А в пределах города шоссе становится магистральной улицей, направленной на выезд из города.

Вот, кстати, ещё один термин: магистральная улица — та, что связывает основные районы города между собой и с центром города.

А магистраль в широком смысле — это всего лишь главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.

В более же узком значении, автомагистраль — это многополосная автомобильная дорога с высокой пропускной способностью), не пересекающаяся с другими дорогами или путями, как автомобильными, так и трамвайными, железнодорожными и любыми иными.

Точнее, пересекаться они могут, но не на одном уровне и не чаще, чем через 5 километров. Встречные потоки тут должны быть разграничены разделительной полосой либо ограждением.

Близка к автомагистрали скоростная дорога. Вот к ней могут примыкать другие дороги в одном уровне — но не чаще, чем через каждые 3 километра.

А чем это отличается от шоссе?

Разница между шоссе и автострадой

Шоссе в городе

Возьмем два определения шоссе:

  • Широкая городская дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения автотранспорта.
  • Длинная автомобильная дорога, соединяющая большие населённые пункты.

Объединяем их и получаем дорогу с покрытием (обычно твердым), ведущую за пределы города и соединяющую города или иные крупные населенные пункты.

Тут ничего не сказано ни о разделителях полос, ни об отсутствии пересечений с другими дорогами. Получается, автомагистраль может являться шоссе. Но не всякое шоссе — магистраль.

Предшественниками же шоссе и магистралей в России были тракты.

В чем отличие? Видимо, в названии: тракт — от немецкого trakt (большая дорога), а шоссе — от французского chaussee. И chaussee восходит к латинскому calceata, «обутая дорога», тогда как tract — к tractus (волочение).

А если серьёзно, то тракт, шоссе, автомагистраль — это термины из разных исторических периодов.

Первым российским шоссе стало Петербургско-Московское, частью которого стал и старый Новгородский тракт.

Разница между шоссе и автострадой

Санкт-Петербургское шоссе с аэросанями в XXIII веке на открытке 1914 года из цикла «Москва в XXIII веке»

Принципиальное отличие, видимо, в наличии у шоссе твердого покрытия. Тракты были грунтовыми дорогами. Ту же Большую Московскую дорогу, предшественницу Петербургско-Московского шоссе, мостили бревнами, глиной, фашинами. А шоссе она стала после спрямления, укорочения и сплошного мощения гравием.

И в России шоссе некоторое время существовали параллельно с трактами, постепенно сменяя их. Но хотя тракты эволюционировали в шоссе и магистрали, их все ещё можно увидеть на карте современной России.

  • Во-первых, в память о старых маршрутах трактами называются некоторые улицы и участки современных автотрасс.
  • И во-вторых, некоторые маршруты так и обозначаются как тракты: например, федеральная автодорога Р256 (Чу́йский тракт) и часть трассы А310 (Челябинский тракт).

Но давайте вернёмся к городским дорогам. Помимо улиц и шоссе, здесь есть еще и проспекты.

Вообще-то, отнесение улицы к проспектам достаточно условно. В общих чертах, это длинная, прямая, широкая улица, всегда с проезжей частью. И это именно городская улица: ни в селе, ни за городом проспектов не бывает.

Причем обычно проспект располагается в центральной части города, выделяясь размерами и интенсивностью движения. И зачастую не только автомобильного, но и пешеходного.

Как, например, Ленинградский проспект. В центральной части города это самая широкая улица Москвы.

Разница между шоссе и автострадой

Ленинградский проспект ночью, на заднем плане Стадион Динамо

А приближаясь к периферии, он разделяется на два шоссе: Ленинградское и Волоколамское, «вылетающие» за пределы города и соединяющие столицу с одноименными городами.

Другие распространеннейшие типы городских улиц — переулки и проезды.

Но градостроительство — наука точная. И если некая дорога называется переулком — это должно быть обосновано.

Итак, переулком обычно называют дорогу, соединяющую две соседние улицы. А есть ещё, например, проулки. Хотя не знаю, присваивают ли им названия. Но в речи это название присутствует.

Есть тупики, но им и названия дают, и на карты наносят, и всем очевидно, что это «слепая», то есть не имеющая сквозного проезда, улица.

Самый же интересный тип российских улиц — это проезды. Вот самое, наверное, популярное определение:

Проездом называется переулок, улица, который соединяет две параллельные улицы.

Здесь проезд и переулок практически приравниваются друг к другу. В этом случае основное их отличие — что переулок может не иметь проезжей части, а проезд целево предназначен именно для движения автотранспорта.

Хотя вот, например, переулок. Чем он отличается от проезда и чем — от улицы?

Согласно одному из определений, проезд отличается от улицы меньшей интенсивностью движения, что он вообще уже и меньше улицы: с одной полосой и, возможно, без тротуара.

Ещё есть мнение, что проезд — обычно не самостоятельный объект, а часть улицы. Ну и традиционно проезд, как и переулок, служит для соединения улиц.

Но это было раньше. Сейчас многие улицы реконструируются, так что проезды могут выглядеть по-разному.

Разница между шоссе и автострадой

Бесединское шоссе в северо-восточном направлении

Точнее, сейчас это Бесединское шоссе, раньше бывшее Проектируемым проездом № 5396. Так что словари и классификации не всегда успевают за реальными изменениями.

О каких объектах городской дорожной инфраструктуры мы забыли? Кажется, об аллеях и бульварах.

Иногда эти названия могут быть синонимами, обозначая полосу зеленых насаждений. Но чаще зеленая зона на на аллее располагается по сторонам дороги, а на бульваре — посередине, разделяя две проезжих части и обычно превосходя их по размеру.

И еще в России есть дороги.

Вот определение дороги в словаре Ушакова:

Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

И у Даля:

ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода.

Разница между шоссе и автострадой

Справочник терминов нормативно-технической документации более конкретен:

обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Но есть и такое определение. Между прочим, вошедшее в Википедию:

Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.

Шоссе — это большая дорога общего пользования, которая, скорее всего, используется для интенсивного движения. Шоссе связано также с другими местными дорогами общего пользования. С другой стороны, автострада — это своего рода шоссе, которое полностью предназначено для интенсивного движения и скоростных транспортных средств и не имеет никакого связующего пути для замковых дорог и рельсов. Все автострады — это автострады, но не все автострады сами по себе. Автострада также известна как автострада с контролируемым доступом. Иногда его также называют скоростной автомагистралью. Основное различие между ними заключается в том, что автострада предназначена для высокоскоростных транспортных средств без взаимосвязи и соединения других локальных путей, сливающихся с ней, тогда как шоссе — это путь для интенсивного движения, который имеет путевые связи местных маршрутов и путей.

Что такое шоссе?

Шоссе — это дорога или маршрут, специально разработанный и рассчитанный на интенсивное движение. Автомагистрали построены в основном для того, чтобы избежать пробок и повысить эффективность передвижения и передвижения. Шоссе — это большая дорога, которая считается родительской или главной дорогой по отношению к другим местным дорогам и дорогам. У шоссе могут быть перекрестки. На шоссе также могут быть светофоры и развороты. Высокий — основной путь для интенсивного движения, он также связан с трафиком, который идет с других меньших маршрутов и местных путей. Местные маршруты и тропы связаны с шоссе как пересечения с шоссе. Эти небольшие маршруты и короткие пути через определенные промежутки времени сливаются и выходят на шоссе, так что движение может быть рассредоточено, и путешественник может выбрать свой конкретный путь. Сходным образом, Многие короткие маршруты и небольшие дороги также выходят из автострады. Местные дороги соединены с автомагистралями для удобства путешественников и общественности. Шоссе — это общий термин, используемый для обозначения крупных дорог с интенсивным движением транспорта. В соответствии с их использованием и типом автомагистрали делятся на различные типы и получают разные названия в зависимости от географического региона и района, в котором они находятся. На автомагистралях общего типа установлено определенное ограничение скорости, которое постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от окружающей местности. Автомагистраль может проходить в населенных пунктах и ​​зонах общественного транспорта, на которых может быть пешеходный переход, а также светофоры. Шоссе — это общий термин, используемый для обозначения крупных дорог с интенсивным движением транспорта. В зависимости от их использования и типа автомагистрали делятся на различные типы и получают разные названия в зависимости от географического региона и района, в котором они находятся. На автомагистралях общего типа установлено определенное ограничение скорости, которое постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от окружающей местности. Автомагистраль может проходить в населенных пунктах и ​​зонах общественного транспорта, на которых может быть пешеходный переход, а также светофоры. Шоссе — это общий термин, используемый для обозначения крупных дорог с интенсивным движением транспорта. В зависимости от их использования и типа автомагистрали делятся на различные типы и получают разные названия в зависимости от географического региона и района, в котором они находятся. На автомагистралях общего типа установлено определенное ограничение скорости, которое постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от окружающей местности. Автомагистраль может проходить в населенных пунктах и ​​зонах общественного транспорта, на которых может быть пешеходный переход, а также светофоры.

Что такое автострада?

Все автострады в основном являются автострадами. Автострада — это своего рода шоссе, специально предназначенное для интенсивного движения и предназначенное для высокоскоростных транспортных средств. Автострады также известны как автомагистрали с контролируемым доступом. В некоторых регионах земного шара эти автострады также часто называют скоростной автомагистралью или автомагистралью. Автострада сама по себе предназначена для быстро движущихся транспортных средств и интенсивного движения. Автострада не имеет пересечения. Нет связи с другими местными путями и небольшими маршрутами с автострадой. Само название проясняет его использование, что это маршрут, который предназначен для свободного движения с меньшим количеством движений и путешествий. Автострада не имеет перекрестков, светофоров и пешеходных переходов. Они специально созданы для длинных маршрутов, так что дальние пункты назначения могут быть достигнуты за минимальное время с максимальной скоростью движения. Это своего рода выделенный железнодорожный путь, но по своей природе это дорога. Поскольку на нем нет перекрестков и стыков с другими дорогами, по автостраде гораздо легче путешествовать, и это тоже связано со скоростью. Если между ними необходимо проехать пешеходный переход или другие маршруты, то по ним следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные переходы и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. Поскольку на нем нет перекрестка и соединения с другими дорогами, по автостраде намного проще путешествовать, и это тоже связано со скоростью. Если между ними необходимо проехать пешеходный переход или другие маршруты, то по ним следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные переходы и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. Поскольку на нем нет перекрестка и соединения с другими дорогами, по шоссе намного проще путешествовать, и это тоже связано со скоростью. Если между ними необходимо проехать пешеходный переход или другие маршруты, то по ним следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. за ними следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные переходы и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. за ними следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. век. Италия — первая страна в мире, которая разработала и запустила автомагистраль с контролируемым доступом. Он был начат в 1924 году и соединял Милан с Варезе. Позже в Германии построили первую 30-километровую автостраду без ограничений скорости между Бонном и Кельном. После Второй мировой войны эта тенденция стала вирусной и распространилась по всему миру.

Шоссе против шоссе

  • Шоссе — это специальная дорожка, рассчитанная на интенсивное движение.
  • Автострада — это автомагистраль, не имеющая перехватов и звеньев.
  • На трассе могут быть перекрестки, звенья, светофоры.
  • Автострады не имеют ограничения скорости и специально разработаны для быстрых транспортных средств.
  • Автомагистрали связаны с другими более мелкими маршрутами и местными путями посредством перехвата.
  • Автострада не связана с ними, на ней нет светофоров и перекрестков.
  • Подземные переходы и эстакады используются для пересечения автострады.
  • Общая высота имеет пересекающиеся маршруты, известные как перехваты.

По типу покрытия

Сюда относятся все дороги, о которых мы говорили выше. На них действуют ограничения по скорости и весу транспортных средств или перевозимых грузов, а также другие правила и требования.

Гравийные

Такие дороги не подходят для быстрой езды или перевозки тяжелых грузов. Обычно они строятся для удобного подъезда к предприятиям, частным домам или иным объектам, находящимся вблизи транспортных магистралей и узлов.

Грунтовые

Это такие дороги, которые не строятся специально, а возникают по необходимости, когда нужно проехать из одной точки в другую по кратчайшему маршруту. Они просто накатываются под тяжестью колес, поэтому нередко смываются сильными дождями или пропадают под снегом.

Разница между шоссе и автострадой

1. Асфальтированные и бетонные 2. Гравийные 3. Грунтовые

Мы рассмотрели основные виды и типы дорог, теперь пора разобраться, из чего они состоят.

Городские дороги

Дороги этого типа пролегают внутри городов и населенных пунктов, поэтому имеют ограничение по скорости до 60 км/ч. Две противоположные полосы дорожного полотна обычно не отделены физически, как на шоссе или автомагистралях, но разделены визуально — белой прерывистой линией или сплошной белой линией дорожной разметки.

Разница между шоссе и автострадой

Из чего состоит дорога

Дорога, несмотря на всю простоту своего устройства, состоит из множества элементов, служащих для разных целей и выполняющих разные задачи.

Проезжая часть

Проезжая часть — это основной элемент дороги. По ней ездят легковые автомобили и тяжелые грузовики, а её ширина определяется в зависимости от предполагаемой интенсивности движения. Например, самыми широкими считаются автомагистрали, а узкими — городские дороги с двумя полосами движения. Проезжая часть всегда используется для двухстороннего движения, только если иное не установлено дорожной разметкой или специальными знаками.

Разница между шоссе и автострадой

Тротуар

Тротуар предназначен для передвижения пешеходов, поэтому он обязательно отделен от проезжей части бордюром или немного приподнят над дорогой, чтобы не допустить случайного заезда автомобиля в пешеходную зону.

Разница между шоссе и автострадой

Обочина

На дорогах, где тротуар не нужен, например, на автомагистралях и шоссе, его место занимает обочина, примыкающая к проезжей части, но отделенная от нее сплошной белой линией. Обочина тоже считается пешеходной зоной, а еще по ней могут ездить велосипедисты, а вот автомобилям по ней ездить нельзя, только останавливаться на ней для стоянки.

Разница между шоссе и автострадой

Разделительная полоса

Разделительная полоса создаётся с помощью специальной дорожной разметки или конструкций, предотвращающих выезд автомобилей на проезжую часть со встречным движением.

Разница между шоссе и автострадой

Пешеходный переход

Пешеходный переход нужен для того, чтобы пешеходы могли попасть с одной стороны дороги на другую. Самый узнаваемый пешеходный переход — это «зебра» из белых полос, но сейчас из-за увеличения интенсивности дорожного движения пешеходные переходы делают с жёлто-белыми полосами. Благодаря яркой жёлтой краске, нанесённой на асфальт, водитель лучше замечает то место, где пешеходы будут переходить дорогу. Водитель заранее успевает сбросить скорость своего транспортного средства, остановиться и пропустить пешеходов.

Разница между шоссе и автострадой

Также очень важно знать, что пешеходные переходы обозначаются знаками особых предписаний «Пешеходный переход». Знак «Пешеходный переход» выполнен в виде шагающего по чёрно-белым полоскам человечка. Его запомнить легче всего.

Разница между шоссе и автострадой

Знаки особых предписаний «Пешеходный переход»

О разновидностях пешеходных переходов ты узнаешь немного позже в нашей следующей публикации. Следи на нашими статьями в нашей группе ВК и на сайте юид.рф.

Теперь ты знаешь, что такое дорога и из чего она состоит, поэтому не растеряешься ни на уроке по правилам дорожного движения, ни на настоящей дороге.

Для того, чтобы проверить, насколько ты понял пройденный материал данной темы «Элементы дороги и их назначение», мы опубликуем тестовые задания, которые выйдут на этой неделе.

Какие бывают дороги

Как мы уже сказали, дороги бывают не только асфальтированные и городские. Существует более десятка видов и типов дорожных путей, но мы назовем только самые распространенные, по которым ты, скорее всего, уже проезжал или еще обязательно проедешь.

По скорости и доступности

Автомагистрали — это широкие дороги, предназначенные для быстро движущегося транспорта (максимально разрешенная скорость — 110 км/ч, если не указано другое). Обычно они спроектированы с четырьмя полосами движения, по две полосы в каждом направлении. На автомагистралях движение непрерывное, поэтому на них нет пересечений железных дорог, светофоров или пешеходных переходов.

Разница между шоссе и автострадой

Шоссе — двухполосные асфальтированные дороги, которые соединяют небольшие населенные пункты с городами и города с городами. Они проходят через всю страну вдоль и поперек, а попасть на них можно только через транспортные развязки и регулируемые перекрестки.

Разница между шоссе и автострадой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *