«Дорога — не место для игр». Это самое частое, что ты мог слышать о дороге от своих родителей или учителей в школе. А что еще ты знаешь о дороге? Мы расскажем тебе, что такое дорога и из каких элементов она состоит.
Элементы дороги и их назначение
Что такое дорога
Дорога — путь сообщения для передвижения людей и транспорта. Довольно скучное определение, не так ли? Можно сказать проще: дорога — это место, по которому можно пройти или проехать. Нельзя сказать, что это всегда асфальтированная полоса, но всегда подготовленная: выровненная, освобождённая от деревьев, кустов, других растений и камней, желательно прямая и широкая.
Первые дороги появились еще в IV тысячелетии до н. э. в городе Ур в древней Месопотамии и использовались для перевозки грузов вьючным или колесным транспортом, передвижения войск и торговых караванов. Уже к 100 году н. э. в Европе и Азии появились первые трансконтинентальные пути, связывающие Запад и Восток целой сетью дорог.
И начнем с улицы — как основного элемента дорожной инфраструктуры, имеющегося в каждом населенном пункте. И условимся, что все вышеперечисленное — это улицы. И разные названия означают разные типы улиц.
Слово это, кстати, русское, происходящее от праславянского «улъ» («ula») — русло, ложбина. Проще говоря, улица — то, по чему направленно двигаются. Есть и четкое определение: улица — мощёная дорога внутри населённого пункта.
Самая узкая улица в России — улица Шейха Тажудина в Хасавюрте, в районе примыкания к улице Тотурбиева
А с сельскими грунтовыми улицами как быть? Вот англоязычная Википедия определяет улицу, как общественную магистраль в застроенной среде.
Но мне больше нравится такое определение:
пространство между двумя рядами домов в населенном пункте для прохода и проезда, а также два ряда домов с проходом, проездом между ними.
Правда, тогда улицами являются и проспекты, шоссе, бульвары, переулки и вообще все дороги в населенных пунктах. И даже, возможно, площади. Это, кстати, тоже слово славянского происхождения, от «ploskědь» — «плоский». Хотя есть и версия происхождения от греческого «πλατεῖα» или «платэйа́дэс» — «широкий».
Сути это не меняет, и современная площадь — это большое незастроенное место в пределах населенного пункта.
Рискну высказать личное мнение, что площади в современном городе не очень-то и нужны. А вот раньше они — места проведения ярмарок и народных собраний, центры общественной жизни — были центральными элементами городской дорожной инфраструктуры. Улицы, в общем-то, служили не больше чем путями передвижения от городских ворот к городской площади.
В современной жизни в городе роль улиц неизмеримо возросла. И, в принципе, улицами можно назвать все городские дороги. Но это было бы скучно.
Например, чем шоссе не улица? А если улица, то почему называется по-другому? Потому, что, классифицируя и выделяя типы улиц, мы всякий раз акцентируемся на разных признаках. И шоссе, в отличие от улицы, должно соединять крупные населённые пункты.
А в пределах города шоссе становится магистральной улицей, направленной на выезд из города.
Вот, кстати, ещё один термин: магистральная улица — та, что связывает основные районы города между собой и с центром города.
А магистраль в широком смысле — это всего лишь главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.
В более же узком значении, автомагистраль — это многополосная автомобильная дорога с высокой пропускной способностью), не пересекающаяся с другими дорогами или путями, как автомобильными, так и трамвайными, железнодорожными и любыми иными.
Точнее, пересекаться они могут, но не на одном уровне и не чаще, чем через 5 километров. Встречные потоки тут должны быть разграничены разделительной полосой либо ограждением.
Близка к автомагистрали скоростная дорога. Вот к ней могут примыкать другие дороги в одном уровне — но не чаще, чем через каждые 3 километра.
А чем это отличается от шоссе?
Шоссе в городе
Возьмем два определения шоссе:
- Широкая городская дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения автотранспорта.
- Длинная автомобильная дорога, соединяющая большие населённые пункты.
Объединяем их и получаем дорогу с покрытием (обычно твердым), ведущую за пределы города и соединяющую города или иные крупные населенные пункты.
Тут ничего не сказано ни о разделителях полос, ни об отсутствии пересечений с другими дорогами. Получается, автомагистраль может являться шоссе. Но не всякое шоссе — магистраль.
Предшественниками же шоссе и магистралей в России были тракты.
В чем отличие? Видимо, в названии: тракт — от немецкого trakt (большая дорога), а шоссе — от французского chaussee. И chaussee восходит к латинскому calceata, «обутая дорога», тогда как tract — к tractus (волочение).
А если серьёзно, то тракт, шоссе, автомагистраль — это термины из разных исторических периодов.
Первым российским шоссе стало Петербургско-Московское, частью которого стал и старый Новгородский тракт.
Санкт-Петербургское шоссе с аэросанями в XXIII веке на открытке 1914 года из цикла «Москва в XXIII веке»
Принципиальное отличие, видимо, в наличии у шоссе твердого покрытия. Тракты были грунтовыми дорогами. Ту же Большую Московскую дорогу, предшественницу Петербургско-Московского шоссе, мостили бревнами, глиной, фашинами. А шоссе она стала после спрямления, укорочения и сплошного мощения гравием.
И в России шоссе некоторое время существовали параллельно с трактами, постепенно сменяя их. Но хотя тракты эволюционировали в шоссе и магистрали, их все ещё можно увидеть на карте современной России.
- Во-первых, в память о старых маршрутах трактами называются некоторые улицы и участки современных автотрасс.
- И во-вторых, некоторые маршруты так и обозначаются как тракты: например, федеральная автодорога Р256 (Чу́йский тракт) и часть трассы А310 (Челябинский тракт).
Но давайте вернёмся к городским дорогам. Помимо улиц и шоссе, здесь есть еще и проспекты.
Вообще-то, отнесение улицы к проспектам достаточно условно. В общих чертах, это длинная, прямая, широкая улица, всегда с проезжей частью. И это именно городская улица: ни в селе, ни за городом проспектов не бывает.
Причем обычно проспект располагается в центральной части города, выделяясь размерами и интенсивностью движения. И зачастую не только автомобильного, но и пешеходного.
Как, например, Ленинградский проспект. В центральной части города это самая широкая улица Москвы.
Ленинградский проспект ночью, на заднем плане Стадион Динамо
А приближаясь к периферии, он разделяется на два шоссе: Ленинградское и Волоколамское, «вылетающие» за пределы города и соединяющие столицу с одноименными городами.
Другие распространеннейшие типы городских улиц — переулки и проезды.
Но градостроительство — наука точная. И если некая дорога называется переулком — это должно быть обосновано.
Итак, переулком обычно называют дорогу, соединяющую две соседние улицы. А есть ещё, например, проулки. Хотя не знаю, присваивают ли им названия. Но в речи это название присутствует.
Есть тупики, но им и названия дают, и на карты наносят, и всем очевидно, что это «слепая», то есть не имеющая сквозного проезда, улица.
Самый же интересный тип российских улиц — это проезды. Вот самое, наверное, популярное определение:
Проездом называется переулок, улица, который соединяет две параллельные улицы.
Здесь проезд и переулок практически приравниваются друг к другу. В этом случае основное их отличие — что переулок может не иметь проезжей части, а проезд целево предназначен именно для движения автотранспорта.
Хотя вот, например, переулок. Чем он отличается от проезда и чем — от улицы?
Согласно одному из определений, проезд отличается от улицы меньшей интенсивностью движения, что он вообще уже и меньше улицы: с одной полосой и, возможно, без тротуара.
Ещё есть мнение, что проезд — обычно не самостоятельный объект, а часть улицы. Ну и традиционно проезд, как и переулок, служит для соединения улиц.
Но это было раньше. Сейчас многие улицы реконструируются, так что проезды могут выглядеть по-разному.
Бесединское шоссе в северо-восточном направлении
Точнее, сейчас это Бесединское шоссе, раньше бывшее Проектируемым проездом № 5396. Так что словари и классификации не всегда успевают за реальными изменениями.
О каких объектах городской дорожной инфраструктуры мы забыли? Кажется, об аллеях и бульварах.
Иногда эти названия могут быть синонимами, обозначая полосу зеленых насаждений. Но чаще зеленая зона на на аллее располагается по сторонам дороги, а на бульваре — посередине, разделяя две проезжих части и обычно превосходя их по размеру.
И еще в России есть дороги.
Вот определение дороги в словаре Ушакова:
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
И у Даля:
ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода.
Справочник терминов нормативно-технической документации более конкретен:
обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Но есть и такое определение. Между прочим, вошедшее в Википедию:
Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.
Шоссе — это большая дорога общего пользования, которая, скорее всего, используется для интенсивного движения. Шоссе связано также с другими местными дорогами общего пользования. С другой стороны, автострада — это своего рода шоссе, которое полностью предназначено для интенсивного движения и скоростных транспортных средств и не имеет никакого связующего пути для замковых дорог и рельсов. Все автострады — это автострады, но не все автострады сами по себе. Автострада также известна как автострада с контролируемым доступом. Иногда его также называют скоростной автомагистралью. Основное различие между ними заключается в том, что автострада предназначена для высокоскоростных транспортных средств без взаимосвязи и соединения других локальных путей, сливающихся с ней, тогда как шоссе — это путь для интенсивного движения, который имеет путевые связи местных маршрутов и путей.
Что такое шоссе?
Шоссе — это дорога или маршрут, специально разработанный и рассчитанный на интенсивное движение. Автомагистрали построены в основном для того, чтобы избежать пробок и повысить эффективность передвижения и передвижения. Шоссе — это большая дорога, которая считается родительской или главной дорогой по отношению к другим местным дорогам и дорогам. У шоссе могут быть перекрестки. На шоссе также могут быть светофоры и развороты. Высокий — основной путь для интенсивного движения, он также связан с трафиком, который идет с других меньших маршрутов и местных путей. Местные маршруты и тропы связаны с шоссе как пересечения с шоссе. Эти небольшие маршруты и короткие пути через определенные промежутки времени сливаются и выходят на шоссе, так что движение может быть рассредоточено, и путешественник может выбрать свой конкретный путь. Сходным образом, Многие короткие маршруты и небольшие дороги также выходят из автострады. Местные дороги соединены с автомагистралями для удобства путешественников и общественности. Шоссе — это общий термин, используемый для обозначения крупных дорог с интенсивным движением транспорта. В соответствии с их использованием и типом автомагистрали делятся на различные типы и получают разные названия в зависимости от географического региона и района, в котором они находятся. На автомагистралях общего типа установлено определенное ограничение скорости, которое постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от окружающей местности. Автомагистраль может проходить в населенных пунктах и зонах общественного транспорта, на которых может быть пешеходный переход, а также светофоры. Шоссе — это общий термин, используемый для обозначения крупных дорог с интенсивным движением транспорта. В зависимости от их использования и типа автомагистрали делятся на различные типы и получают разные названия в зависимости от географического региона и района, в котором они находятся. На автомагистралях общего типа установлено определенное ограничение скорости, которое постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от окружающей местности. Автомагистраль может проходить в населенных пунктах и зонах общественного транспорта, на которых может быть пешеходный переход, а также светофоры. Шоссе — это общий термин, используемый для обозначения крупных дорог с интенсивным движением транспорта. В зависимости от их использования и типа автомагистрали делятся на различные типы и получают разные названия в зависимости от географического региона и района, в котором они находятся. На автомагистралях общего типа установлено определенное ограничение скорости, которое постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от окружающей местности. Автомагистраль может проходить в населенных пунктах и зонах общественного транспорта, на которых может быть пешеходный переход, а также светофоры.
Что такое автострада?
Все автострады в основном являются автострадами. Автострада — это своего рода шоссе, специально предназначенное для интенсивного движения и предназначенное для высокоскоростных транспортных средств. Автострады также известны как автомагистрали с контролируемым доступом. В некоторых регионах земного шара эти автострады также часто называют скоростной автомагистралью или автомагистралью. Автострада сама по себе предназначена для быстро движущихся транспортных средств и интенсивного движения. Автострада не имеет пересечения. Нет связи с другими местными путями и небольшими маршрутами с автострадой. Само название проясняет его использование, что это маршрут, который предназначен для свободного движения с меньшим количеством движений и путешествий. Автострада не имеет перекрестков, светофоров и пешеходных переходов. Они специально созданы для длинных маршрутов, так что дальние пункты назначения могут быть достигнуты за минимальное время с максимальной скоростью движения. Это своего рода выделенный железнодорожный путь, но по своей природе это дорога. Поскольку на нем нет перекрестков и стыков с другими дорогами, по автостраде гораздо легче путешествовать, и это тоже связано со скоростью. Если между ними необходимо проехать пешеходный переход или другие маршруты, то по ним следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные переходы и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. Поскольку на нем нет перекрестка и соединения с другими дорогами, по автостраде намного проще путешествовать, и это тоже связано со скоростью. Если между ними необходимо проехать пешеходный переход или другие маршруты, то по ним следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные переходы и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. Поскольку на нем нет перекрестка и соединения с другими дорогами, по шоссе намного проще путешествовать, и это тоже связано со скоростью. Если между ними необходимо проехать пешеходный переход или другие маршруты, то по ним следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. за ними следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные переходы и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. за ними следуют подземные переходы и путепроводы. Подземные и путепроводы — это маршруты, которые проходят либо под маршрутом автострады, либо над маршрутом автострады, не вызывая каких-либо прерываний на пути автострады. Общая автомагистраль в конкретном географическом регионе может превратиться в автостраду, оставляя позади все перекрестки и звенья местных маршрутов. Автострады были впервые разработаны в середине 20-х гг. век. Италия — первая страна в мире, которая разработала и запустила автомагистраль с контролируемым доступом. Он был начат в 1924 году и соединял Милан с Варезе. Позже в Германии построили первую 30-километровую автостраду без ограничений скорости между Бонном и Кельном. После Второй мировой войны эта тенденция стала вирусной и распространилась по всему миру.
Шоссе против шоссе
- Шоссе — это специальная дорожка, рассчитанная на интенсивное движение.
- Автострада — это автомагистраль, не имеющая перехватов и звеньев.
- На трассе могут быть перекрестки, звенья, светофоры.
- Автострады не имеют ограничения скорости и специально разработаны для быстрых транспортных средств.
- Автомагистрали связаны с другими более мелкими маршрутами и местными путями посредством перехвата.
- Автострада не связана с ними, на ней нет светофоров и перекрестков.
- Подземные переходы и эстакады используются для пересечения автострады.
- Общая высота имеет пересекающиеся маршруты, известные как перехваты.
По типу покрытия
Сюда относятся все дороги, о которых мы говорили выше. На них действуют ограничения по скорости и весу транспортных средств или перевозимых грузов, а также другие правила и требования.
Гравийные
Такие дороги не подходят для быстрой езды или перевозки тяжелых грузов. Обычно они строятся для удобного подъезда к предприятиям, частным домам или иным объектам, находящимся вблизи транспортных магистралей и узлов.
Грунтовые
Это такие дороги, которые не строятся специально, а возникают по необходимости, когда нужно проехать из одной точки в другую по кратчайшему маршруту. Они просто накатываются под тяжестью колес, поэтому нередко смываются сильными дождями или пропадают под снегом.
1. Асфальтированные и бетонные 2. Гравийные 3. Грунтовые
Мы рассмотрели основные виды и типы дорог, теперь пора разобраться, из чего они состоят.
Городские дороги
Дороги этого типа пролегают внутри городов и населенных пунктов, поэтому имеют ограничение по скорости до 60 км/ч. Две противоположные полосы дорожного полотна обычно не отделены физически, как на шоссе или автомагистралях, но разделены визуально — белой прерывистой линией или сплошной белой линией дорожной разметки.
Из чего состоит дорога
Дорога, несмотря на всю простоту своего устройства, состоит из множества элементов, служащих для разных целей и выполняющих разные задачи.
Проезжая часть
Проезжая часть — это основной элемент дороги. По ней ездят легковые автомобили и тяжелые грузовики, а её ширина определяется в зависимости от предполагаемой интенсивности движения. Например, самыми широкими считаются автомагистрали, а узкими — городские дороги с двумя полосами движения. Проезжая часть всегда используется для двухстороннего движения, только если иное не установлено дорожной разметкой или специальными знаками.
Тротуар
Тротуар предназначен для передвижения пешеходов, поэтому он обязательно отделен от проезжей части бордюром или немного приподнят над дорогой, чтобы не допустить случайного заезда автомобиля в пешеходную зону.
Обочина
На дорогах, где тротуар не нужен, например, на автомагистралях и шоссе, его место занимает обочина, примыкающая к проезжей части, но отделенная от нее сплошной белой линией. Обочина тоже считается пешеходной зоной, а еще по ней могут ездить велосипедисты, а вот автомобилям по ней ездить нельзя, только останавливаться на ней для стоянки.
Разделительная полоса
Разделительная полоса создаётся с помощью специальной дорожной разметки или конструкций, предотвращающих выезд автомобилей на проезжую часть со встречным движением.
Пешеходный переход
Пешеходный переход нужен для того, чтобы пешеходы могли попасть с одной стороны дороги на другую. Самый узнаваемый пешеходный переход — это «зебра» из белых полос, но сейчас из-за увеличения интенсивности дорожного движения пешеходные переходы делают с жёлто-белыми полосами. Благодаря яркой жёлтой краске, нанесённой на асфальт, водитель лучше замечает то место, где пешеходы будут переходить дорогу. Водитель заранее успевает сбросить скорость своего транспортного средства, остановиться и пропустить пешеходов.
Также очень важно знать, что пешеходные переходы обозначаются знаками особых предписаний «Пешеходный переход». Знак «Пешеходный переход» выполнен в виде шагающего по чёрно-белым полоскам человечка. Его запомнить легче всего.
Знаки особых предписаний «Пешеходный переход»
О разновидностях пешеходных переходов ты узнаешь немного позже в нашей следующей публикации. Следи на нашими статьями в нашей группе ВК и на сайте юид.рф.
Теперь ты знаешь, что такое дорога и из чего она состоит, поэтому не растеряешься ни на уроке по правилам дорожного движения, ни на настоящей дороге.
Для того, чтобы проверить, насколько ты понял пройденный материал данной темы «Элементы дороги и их назначение», мы опубликуем тестовые задания, которые выйдут на этой неделе.
Какие бывают дороги
Как мы уже сказали, дороги бывают не только асфальтированные и городские. Существует более десятка видов и типов дорожных путей, но мы назовем только самые распространенные, по которым ты, скорее всего, уже проезжал или еще обязательно проедешь.
По скорости и доступности
Автомагистрали — это широкие дороги, предназначенные для быстро движущегося транспорта (максимально разрешенная скорость — 110 км/ч, если не указано другое). Обычно они спроектированы с четырьмя полосами движения, по две полосы в каждом направлении. На автомагистралях движение непрерывное, поэтому на них нет пересечений железных дорог, светофоров или пешеходных переходов.
Шоссе — двухполосные асфальтированные дороги, которые соединяют небольшие населенные пункты с городами и города с городами. Они проходят через всю страну вдоль и поперек, а попасть на них можно только через транспортные развязки и регулируемые перекрестки.