Публикация «Рабочая программа ЮИД по правилам дорожного движения „Весёлый светофорчик“» размещена в разделах
человека, семьи, общества и государства. Являя собой первую ступень
образования, детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам
качественное универсальное образование, обеспечить высокий уровень
общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Таким образом
дошкольное образование ставит перед собой задачу подготовить ребенка-
дошкольника к переходу к новой ступени самостоятельности, подготовить
его к взаимодействию с социумом, где он будет на ровне со взрослыми
участником жизни города, общества и дорожного движения. И то, на сколько
ребенок будет подготовлен на прямую зависит сохранность его жизни и
значительная роль в организации работы по формированию у
дошкольников навыков безопасного поведения на улицах принадлежит
психологическим аспектам воспитания и обучения.
Содержание, методы и приемы обучения дошкольников основам
безопасного поведения на улицах и дорогах должны быть ориентированы на
их возрастные психологические особенности. При организации работы с
дошкольниками важно учитывать следующие их характеристики: неумение
быстро принимать решения, формировать пространственные программы
движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем
расстоянием, на котором этот автомобиль от них находится, сразу
предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Находясь на
улице, ребенок получает много новых впечатлений, он переполняется
эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не
обращает внимания на опасности дорожной среды.
В подготовительной группе знания детей о правилах дорожного
движения уже систематизируются. На занятиях знакомят детей с новыми для
них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу
только по пешеходному или подземному переходу, идти шагом, быть
внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на
посадочных площадках; уступать места пожилым и малышам и т. д.). Дети не
только готовы воспринимать и классифицировать информацию, они готовы
применять ее на практике и делится своим опытом с другими детьми и
Таким образов педагоги и родители привлекая детей старшего
дошкольного возраста к пропаганде правил ПДД, не только ориентируют их
на усвоение практических знаний и навыков поведения на дороге, но и
прививают чувство ответственности за свои поступки, на которые, в свою
очередь, опираются более младшие дошкольники. Деятельность отряда старших дошкольников в первую очередь ориентирована на повышение компетенции самих детей в правилах поведения на дороге, а также в оказании информационной помощи младшим дошкольникам своего детского сада, принимая участия в различных образовательных мероприятиях (выступления на утренниках, беседы и игры с малышами в группе).
Выходя из детского сада в школу, ребенок не только открывает для
себя новую ступень образования, он делает большой шаг в самостоятельную
жизнь, где роль взрослого постепенно переходит на второй план, уступая
место детской самостоятельности. Поэтому так важно подготовить ребенка к
встречи с окружающем социумом, развивая в нем умения самостоятельно
принимать решения, от которых зависит его жизнь и здоровье.
1.2. Цели и задачи реализации программы ЮИД
Программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к взаимодействию с различными социальными ситуациями, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», формирование волонтерских навыков.
Цель программы : формирование ответственного и сознательного
отношения дошкольников и их родителей к дорожной безопасности, путем
создания дошкольного отряда ЮИДД.
– Формирование ответственного и сознательного отношения дошкольников и
– Активизировать старших дошкольников к пропаганде безопасности дорожного движения среди младших воспитанников, а также среди родителей, и социума;
– Привлечение внимания общественности к важности формирования основ
безопасности и жизнедеятельности еще в старшем дошкольном возрасте
– Создание постоянно действующего отряд дошкольников ЮИД на базе
– Развивать патриотические навыки дошкольников через просветительскую
работу в вопросах безопасности дорожного движения.
Программа направлена на развитие детского волонтерского движения в
форме отряда ЮИД. Особенностью построения работы по программе
является ее реализация с детьми старшего дошкольного возраста, опираясь
на взаимодействие с педагогами ДОУ, и семьями воспитанников, а также
включение пропагандистской работы сотрудников ГИБДД.
Основными задачами программы является подготовить ребенка к
самостоятельному школьному этапу взросления, где он будет осознавать
свою ответственность не только за собственную жизнь, или жизнь и
здоровье младших членов семьи, но и принимать решения для избежание
опасных ситуаций, как на дорогах, так и в общественном транспорте.
Программа поможет воспитать в ребенке способность в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения опираясь на собственные знания и четкую жизненную позицию.
Разработанные ранее программы по обучению детей дорожной безопасности, направленны в основном на пассивное получение дошкольниками знаний (в виде досугов, занятий, конкурсов рисунков и т. д.).Дети не вовлечены в процесс передачи информации другим. В основе же данной программы лежит формирование у дошкольников волонтерских навыков, желания нести ответственность за свои действия перед другими детьми, активизации личной позиции ребенка в вопросах дорожной безопасности. В итоге работы по программе воспитанники отряда «Веселый светофорчик» – полноправные субъекты просветительской работы по вопросам безопасности дорожного движения своего ДОУ.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
детей, занимающихся в объединении, позволила выстроить подходы в
работе, опираясь на их возрастные особенности и имеющиеся социальные
К завершению этапа дошкольного возраста
ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс
развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка
способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности
определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в
• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают
основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но
нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
• дети шести- семилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и
по ней выполнять задание, но даже если поставлена цель и четкая задача
действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично,
методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного
действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по
инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или
изменение вида деятельности,
• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом
ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам
безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить
рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы,
задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова,
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации
и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным
объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире,
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные интересы;
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка
становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести – семи
лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной
секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые
сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к
поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и
даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая
настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться
в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой,
выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы ЮИД.
Дошкольники на всех этапах реализации образовательной программы
дошкольного учреждения знакомятся с правилами безопасного поведения на
дороге, в транспорте, на площадке, таким образом, степень предварительной
подготовки в вопросах безопасности нельзя считать нулевым. Дошкольники
легко ориентируются в световых сигналах светофора, знают правила перехода проезжей части, ориентируются в некоторых дорожных
обозначениях. Одной из эффективных форм участия самих детей в работе по
обеспечению безопасности движения является деятельность отрядов ЮИД.
Но в виду важность привлечения внимания общественности к обеспечению
сохранности жизни и здоровья детей дошкольников, необходимо привлекать
их и родителей к пропагандисткой работе уже со старшего дошкольного
возраста, т. к. именно родители и социум лежат в основе отношения
собственной безопасности ребенка на дороге. Отряд юных инспекторов движения «Веселый светофорчик», кружковое объединение дошкольников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста дошкольного возраста, а также активизации гражданской позиции семей воспитанников.
Отряд формируется из воспитанников старшего дошкольного возраста не младше 6-7 лет, с письменного согласия родителей (законных представителей) на вступления воспитанника в отряд. Занятия проводится на территории учреждения, в установленное программой время и внутренним расписанием ДОУ. Программа кружка утверждается на педагогическом совете дошкольной организации. Программа и план учебных занятий и мероприятий проводимых отрядов помещается на сайте учреждения. Составляется положение о деятельности группы в ДОУ. По окончании обучения юные инспекторы сдают отчет в форме открытого мероприятия, и им вручаются дипломы. Срок реализации программы 1 год. Занятия проходят 1 раза в месяц по 30 минут.
В работу отряда включены три общих сбора отряда с агитационным выступлением (согласно разделам программы). Ответственной организатор выбирает двух капитанов отряда (мальчик и девочка, из числа активных воспитанников, обладающих лидерскими качествами, умеющими четко отдавать команды.
Основными задачами дошкольного отряда ЮИД являются:
– изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах,
-установление у дошкольников твердой жизненной позиций, как непосредственного участника дорожного движения;
– овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного
движения и организации этой работы среди детей младшего возраста;
– активное взаимодействие с детским садом, школьным ЮИД, и инспекторами ГОСАВТО инспекции в организации мероприятий направленных на пропаганду ПДД среди населения.
Администрация образовательной организации, подбирает ответственного организатора работы с отрядом ЮИД из числа педагогов
детского сада (ответственного за безопасность, а также сотрудников ГИБДД,
закрепленных за учреждением, для организации работа с детьми. Руководитель отряда, утвержденный заведующим ДОУ, должен обладать
твердой жизненной позицией, быть примеров для подрастающего поколения
в организации пропагандисткой работы по соблюдению правил безопасности
на дорогах, перевозке детей, активно сотрудничать с местными органами.
Основные направления работы отряда «Дошкольник – ЮИД» :
– углубленное изучение правил дорожного движения,
– проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в детском саду на открытых мероприятиях, родительских собраниях, акциях;
– участие в творческих конкурсах по изучению и пропаганде правил
безопасности на дороге;
– организация работы по привлечению родители и семей воспитанников к
добровольным акциям отряда.
2.2. Ожидаемые образовательные результаты освоения программы ЮИД.
Результат освоения программы направлен на :
– приобретение детьми практических навыков поведения на дороге, как участников дорожного движения, для успешного перехода в школу;
-активизировано ответственное отношение родителей к безопасности своих
детей на дороге;
– активизировано желание старших дошкольников к пропаганде важности
безопасности дорожного движения среди младших воспитанников;
– налажено социальное взаимодействие с инспекторами местного отделения
дорожной инспекции и социальными институтами по работе с
общественностью, направленной на пропаганду ПДД;
2.3. Формы, методы и средства реализации программы ЮИД
Подбор эффективных форм взаимодействия членов отряда ЮИД с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях осуществляется на основе деятельностного подхода, который определяется изменением направленности
на организацию разных видов деятельности (игровой, коммуникативной,
двигательной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения). Интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающей состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, целостность образовательного процесса по реализации задач
формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно- транспортных ситуация. Совместная деятельность
детей и взрослых характеризуется общей мотивацией, общей целью, единым
пространством взаимодействия участников.
Возможные формы работы :
– выпуск стенгазет и листков «ЮИД сообщает»,
– распространение листовок, памяток, плакатов и другой наглядной
– выступления агитбригад, участие в целевых профилактических
мероприятиях «Внимание – дети», «Каникулы»,
– акциях «Ребенок в машине», «Светлячок»;
– участие в детских творческих конкурсах поделок и рисунков с тематикой безопасности движения;
– пропаганда правил дорожного движения среди младших воспитанников.
– демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей,
– просмотр видеоматериалов, презентаций,
-решение задач, кроссвордов,
Формы организации занятия:
– игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; спортивные игры;
– открытые мероприятия
– волонтерские акции
– технология проектной деятельности (поиск проблемы и пути ее решения,
анализ конкретной ситуации, подбор материалов и т. п. ,
– ИКТ технологии (просмотр презентаций, выпусков телепередач, участие в
интернет акциях по ПДД,
– технологии здоровьесберегающие (организация двигательной активности
воспитанников о время занятия, физминутки, спортивные мероприятия по
– личностно-ориентированные технологии (их применение позволяет
выделить личностные особенности каждого участника команды в
организации совместной деятельности).
Отчетная документация отряда:
– Паспорт отряда ЮИД
– Методические разработки (игры, кроссворды, шаблоны листовок, сценарии
мероприятий и т. д.)
– Информационный стенд.
Программа состоит из 3 разделов:
– Что мы знаем о дорожной безопасности.
– Ребенок и дорога.
– Правила безопасности для всех.
3. Организационный раздел.
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и материально-техническое оснащение
– конспекты занятий и мероприятий;
– комплект выносного оборудования «Автоплощадка»;
– комплект для организации сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение»;
– наборы дидактических и настольных игр;
Особенностью организации образовательного процесса можно выделить
возраст обучающихся в кружковом объединении. Т. к., программа
предназначена для работы с дошкольниками, то и работа строится для детей
6-7 лет. Это определяет характерные формы организации занятий (описаны
выше) ориентированные на дошкольный возраст. Также неотъемлемой
частью организации работы с дошкольниками является взаимосвязь с
родителями и вовлечение их в образовательный процесс, в форме совместных мероприятий (спортивные праздники, акции). Кадровое обеспечение программы подразумевает тесное взаимодействие в работе ответственного организатора по работе с отрядом (руководителя кружка) с ответственным за дорожную безопасность учреждения, музыкального руководителя, родительского комитета.
– наличие музыкального зала;
– помещение для занятий кружка (столы и стулья для практических занятий
воспитанников, шкаф педагога для дидактических пособий, магнитная
– уличная и выносная площадки по дорожной безопасности (дорожные знаки
напольные, игрушечный автотранспорт, зебра выносная, светофор)
– оборудование для работы с аудио и видео материалами;
3.2. Календарно-тематическое планирование
Период Тема Цель
Сентябрь Вводное. Для чего нужны правила дорожного движения? Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Октябрь «Улицы на нашем города».Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Ноябрь «Берегись автомобиля» Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Декабрь «Улица полна неожиданностей» Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.
2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
5. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
6. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
Январь Светофор повторить правила дорожного движения; научить пользоваться «Светофором» для выражения своего согласия или несогласия; развивать речь, внимание; развивать мелкие движения руки, координацию движений.
Оборудование: карточка «Светофор» (воспитатель); и тетрадь, ручка, карточка «Светофор» (ученики). Сигнальные карточки «Светофор» по образцу воспитателя (с одной стороны — красная, с другой — зеленая).
Февраль Правила поведения на проезжей части. Что такое тротуар? Расширить знания детей об улице: дорога делиться на две части – проезжую и тротуар. Закрепить знания о ПДД на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу идущему транспорту.
Март «Машины на улице». Учить изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину.
Апрель «Пешеход на улице» Организовать развлечения при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения
Май «Дорожные знаки помни всегда!» Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках. Воспитывать умение использовать свои знания в повседневной жизни.
3.3. Итоговые мероприятия
Январь Стенгазета «Безопасность на дороге»
Февраль Викторина «Азбука Знаков»
Публикация «Программа по безопасности дорожного движения с учетом ФГОС дошкольного образования для детей старших дошкольников „Пешеходик“» размещена в разделах
Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 85-99 % из них происходит по вине человека – пешехода или водителя. Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения, получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение.
ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их.
Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10 % необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
К большому сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведение, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними, предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной дополнительной образовательной программы построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.
Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога с родителями, с детьми, а также сотрудниками ГИБДД в рамках работы ДОУ, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей и инспекторов ГИБДД в изучении правил дорожного движения выигрывают все.
Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем ДОУ, накоплен определённый опыт профилактики детско-дорожно транспортного травматизма. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме планирую не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Поэтому было решено создать кружок юного инспектора движения «Пешеходик», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.
Цель программы – формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Основная идея: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы :
– обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
– формировать у детей потребностей в соблюдении ПДД;
– обучение безопасному поведению детей на улицах и дорогах;
– развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса ДОУ.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе не более 10 человек.
Количество и продолжительность занятий:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия проводит воспитатель в помещении детского сада, оснащённом соответствующим оборудованием. Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Структура программы : вводная (знакомство с понятиями «улица, пешеход, водитель, пассажир, светофор, перекресток, дорожные знаки», с их особенностями и спецификой, основная (чтение и заучивание произведений, выбор ролей для представления, обыгрывание, показ представления) и заключительная часть (проведение праздника, создание фотоальбома и выступление на конкурсах).
Структура занятия: вводная (проводится беседа, основная (игры, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов картин, обсуждение) и заключительная (подводится итог).
Основные методы работы с детьми включают в себя: беседы, викторины, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта и пешеходов, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения, показ слайдов (видеороликов, изучение правил на макетах, демонстрация дорожных знаков, технических средств.
Все занятия проходят с использованием широкого спектра наглядных пособий. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться детям в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дополнительной формой работы является самостоятельная и коллективная деятельность на заданную тему, где дети рисуют, составляют аппликации, конструируют. Вначале и конце учебного года проводится диагностика уровня знаний детей по данной проблеме.
• Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
• Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
• Развитие творческих способностей;
• Формирование устойчивого познавательного интереса.
• Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебный план программы по безопасности дорожного движения «Пешеходик».
Цель программы : формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Категория обучающихся: дети старшей группы.
Срок обучения: 36 занятий
Режим занятия: 1 раз в неделю по 30 минут.
Календарно-тематический план программы по безопасности дорожного движения «Пешеходик».
Сентябрь 1-я «Знакомство с правилами дорожного движения». Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.
2-я «Как избежать опасностей на улице» Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
3-я «Безопасность на дорогах»
Углубление и расширение знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.
4-я «Безопасность на дороге» (просмотр фильмов)
Закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.
Октябрь 1-я «Кто есть кто на дороге».
Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
2-я «Улицы города»
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть»; познакомить дошкольником с дорожным знаком «Пешеходный переход»;
3-я «Что должен знать пешеход?» Познакомить детей с правилами пешехода.
4-я «Петрушка на улице».
Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.
1-я «Как устроен светофор».
Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
2-я «Знаки дорожные помни всегда» Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении.
3-я Подготовка к празднику ««Посвящение в юные пешеходы». Формирование культуры безопасного поведения на дороге, потребности не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.
4-я Праздник «Посвящение в юные пешеходы».
Воспитание чувства ответственности и дисциплинированности.
1-я Знакомство с сюжетом театрализованной постановки «Дорога к теремку» Уточнить знания о дорожных знаках.
2-я Заучивание ролей к постановке Способствовать развитию творческих способностей.
3-я Репетиция показа кукольного спектакля Способствовать развитию творческих способностей.
4-я Показ кукольного спектакля «Уважайте светофор» Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке.
Январь 1-я Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» Познакомить детей с уже знакомым произведением со смыслом правил дорожного движения.
2-я Заучивание ролей для сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности.
4-я Показ сказки «Волк и семеро козлят» Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке.
1-я Знакомство со сказкой «Веселые гуси» Познакомить детей с новой для них сказкой по безопасности дорожного движения.
2-я Заучивание ролей для сказки Закрепить умение детей четко произносить слова и согласовывать их с действиями.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать желание детей участвовать в совместных мероприятиях.
4-я Инсценирование сказки «Веселые гуси» Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественном транспорте.
Март 1-я Знакомство с представлением «Правила дорожного движения» Закрепить в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения.
2-я Распределение ролей, заучивание песен, подготовка костюмов к представлению Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
3-я Репетиция песен, сценки, стихов. Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
4-я Показ представления
«Правила дорожного движения» Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.
Апрель 1-я Знакомство со сказкой «Вовка в Тридевятом царстве – дорожном государстве»
Активизация познавательного интереса детей дошкольного возраста к теме безопасности дорожного движения с использованием совместных с детьми собственных стихотворных текстов.
2-я Заучивание ролей к сказке Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.
3-я Репетиция инсценировки сказки Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
4-я Инсценирование сказки «Вовка в Тридевятом царстве – дорожном государстве» Закрепить знания детей по правилам дорожного движения
Май 1-я Подготовка к викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Формирование дошкольниками первоначальных знаний о правилах дорожного движения.
2-я Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Активизация знаний детей по правилам безопасного поведения на улицах.
3-я Подготовка к празднику «Знать правила дорожные – каждому положено» Воспитать грамотного пешехода.
4-я Праздник «Знать правила дорожные – каждому положено» Обобщить и закрепить знания о правилах дорожного движения.
Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний.
Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице. С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.
Примерные вопросы для бесед с ребенком
Для чего предназначена улица?
На какие части делится улица?
Как называют людей, идущих по улице?
Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
Где люди могут переходить проезжую часть?
Что означают цвета светофора?
Кто следит за порядком на дороге?
Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?
Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?
Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?
Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?
Ты умеешь плавать? С кем ты купался?
Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?
Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?
Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?
Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?
Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?
Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?
При анализе ответов необходимо обратить внимание на полноту, глубину и обобщенность знаний об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе и в транспорте.
Можно изучить представления детей, предложив им закончить следующие ситуации.
Буратино торопиться в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?
Буратино и Мальвина едут в театр на автобусе. Перед ними освобождается место. Кто должен его занять? Почему?
Буратино оказался в сказочной стране, где очень много машин и совсем нет светофоров. Где и как ему переходить дорогу?
Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли поиграть на улицу в мяч. Где они могут играть?
Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил милиционер. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т. п.
С таких ситуаций можно также начинать занятия или беседы с детьми в свободное время.
Методика для детей старшего дошкольного возраста “Продолжи
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей : продолжить предложение.
Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни. В ходе реализации программы детей развили способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Нами была проведена диагностика детей по безопасности дорожного движения. Диагностика делилась на знания детей по трем разделам : знания о улице, поведения на улице и умения и навыки детей. Сравнительный анализ данных диагностики доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний по правилам дорожного движения.
Надеемся, что данный программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, учителей начальных классов, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Я считаю, что результатом моей работы является отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками нашего ДОУ.
1. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 1973 г.
2. Старцева О. «Школа дорожных наук». М. «Сфера» 2012
3. Шаламова Е. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2013
4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
5. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.
6. Шорыгина Т. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» .М. «Сфера» 2013
7. Черепанова С. «Правила дорожного движения дошкольникам». М. «Скрипторий» 2012
8. Саулина Т. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». М. «Мозаика-Синтез» 2013
9. Чермашенцева О. «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград «Учитель» 2008
10. Жатин С. «Правила дорожного движения». Волгоград «Учитель» 2012
11. Скоролупова О. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2005