Проектная работа мое имя

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 3 города Похвистнево г.о. Похвистнево Самарской области

Что в имени моем?

Выполнила: Гунина Анастасия

ученица 5 класса

Я предполагаю, что имя “Анастасия” имеет интересную историю и является самым распространенным в нашей стране.

Объектом исследования явились антропонимические системы русского языка.

Исследовались словари имён; архивные и научно-публицистические материалы; исторические очерки; собственные наблюдения.

1. Найти чёткое определение понятия «имя»;

2. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение моего имени и историю его происхождения;

3. Узнать официальные и неофициальные, полные и сокращённые формы имени, узнать есть ли «тёзки» моего имени в других языках.

4. Изучить списки учащихся школы с целью определения частоты употребления имени «Анастасия».

6. Узнать знаменитостей, носящих моё имя.

изучение специальной литературы;

изучение материалов Интернет-сайтов;

1.Тебе дано, а люди им пользуются.

3.Покровители и святые имени.

4.Характер, определяемый именем.

6.Стихи, пословицы, поговорки, песни об Анастасии.

7. Анастасия в литературных произведениях.

8. Имя Анастасия в разных странах.

9. Исследование популярности имени Анастасия.

Разнообразие имён очень велико, какие-то из них встречаются часто, какие-то редко, какие-то даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. У каждого человека на земле есть имя. Имя – не просто набор звуков, на которые человек откликается. Имя несёт в себе определённый смысл, значение. У каждого имени есть своя история, и она продолжается пока его носят люди. Я решила разобраться, в чём состоит тайна моего имени, каково его значение и как оно влияет на судьбу человека. Сбор информации я начала с изучения литературы и Интернет-сайтов, затем мы побеседовали с мамой о том, как выбирали мне имя. Заканчивая работу, я осознала, что моё имя уникально, как любое другое, но его смысл вполне может стать даже девизом.

Вопросы, направляющие проект

Что в имени моём?

Почему меня так назвали?

Что означает моё имя?

Кто из великих людей носил такое же имя?

Есть ли мода на имена?

Что такое имя?

Какие традиции есть в семье, связанные с выбором имени для ребенка?

Почему в разных семьях детям дают одинаковые имена?

Чем прославились носящие одно с тобой имя? Связаны ли эти люди с историей России?

Осознание человека своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Сегодня имена изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Тайна имени – это закодированное значение всего жизненного пути его носителя.

анализ накопленных материалов.

Историю возникновения, различные преобразования, распространение собственных имён – имён существительных, которые обозначают имена людей, названия рек, морей изучает наука – ономастика. Буквально этот термин означает «искусство давать имена». А наука, изучающая собственные имена, относящиеся к людям, называется антропонимикой.

Имя – личное название человека, даваемое при рождении. (по словарю С.И. Ожегова)

Проектная работа мое имя

Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может и в той,

Под земною звездою небесной

Охраняет любого святой,

Не для каждого, впрочем, известный.

Александр Бобров. «Имена».

1. Тебе дано, а люди им пользуются. О чём эта загадка? О том, что даётся человеку при рождении на всю жизнь – об имени. Причин, по которым родители выбирают имя своему ребёнку много. Кого-то называют в честь родственника или друга, для кого-то важно значение имени, а может и просто нравится звучание имени. Бывает и так, что имя выбирают по Святцам – в день какого святого родился, в честь того и называют. В основном так делали в старину крестьяне, поэтому у нас в России так много Иванов и Марий, ведь в православных Святцах они встречаются часто.

У каждого народа имена связаны с его культурой, бытом. Оказывается, в древности любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя. Значит, любое слово могло стать именем. В те времена имя, данное при рождении, держали в тайне или давали двойные имена, одно из которых знали только близкие люди, потому что считали, что оно несёт судьбу.

Сегодня чаще всего человек имеет одно имя. Личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки становятся известны благодаря имени. Даже говорят: «не позорь моего имени», «прославить своё имя».

Имя Анастасия происходит от древнегреческого слова „анастасис” – „воскресший”. Но первоначально это слово означало „переселение”. Так что в имени Анастасии скрыто указание на вечное возобновление жизни, на взаимопроникновение и переселение душ. В этом имени гармонично сочетаются нежность и надёжность, простота и легкость.

Проектная работа мое имя

Производные имени: Анастасиюшка, Анастаска, Настася, Настя, Нася, Ната, Ная, Наюся, Нюся, Настёна, Тёна, Настёха, Настуся, Туся, Настюля, Настюня, Настюра, Стюра, Настюха, Настюша, Настяха, Стася, Тася, Тая, Ася, Асюша, Сюша, Асюта, Сюта, Настасьюшка.

В данной работе нельзя не сказать о таком празднике, как именины. Человек отмечает именины в день святого, носившего такое же имя. Этот святой считается небесным заступником для этого человека.

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков – на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от тёмных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову – списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам.

В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днём памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат – в эти дни человек, наречённый в честь святого, празднует свои именины.

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребёнка, однако допустим выбор имени среди имён святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имён, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

Для носящих имя “Анастасия” дней-именин в году несколько. Чтобы правильно определить, кто твоя святая, надо выбрать ту, чей день памяти следует первым после дня рождения.

4 января 23 марта 28 апреля 28 мая 1 июня 9 июня 11 ноября

12 ноября 26 декабря

Святые с именем Анастасия

В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробую немного рассказать о самых знаменитых подвижницах.

Проектная работа мое имя

Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных – святая великомученица Анастасия Узозрешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно.

Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. . Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

Анастасия бесстрашно посещала римские тюрьмы и помогала страдальцам. После смерти своего учителя она путешествовала по провинциям Римской империи, где бушевали гонения. Побывала в Греции и Македонии, облегчала страдания узников –братьев по вере. Вскоре ее схватили и как христианку приговорили к сожжению на костре.

Великомученицу широко почитали на Западе уже в IV веке. Ее честная глава находилась в монастыре святой Анастасии неподалеку от греческого города Салоники, но в ночь с 22 на 23 апреля 2012 года неизвестные украли мощи этой подвижницы.

2.Анастасия Римлянка или Римляныня

Проектная работа мое имя

Анастасия Римляныня Солунская (Фессалоникийская), преподобная мученица, 11, 12 ноября (29, 30 октября). Сиротой воспитана в монастыре близ Рима. Обезглавлена в возрасте 20 лет (III в.).

В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой,   но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима.

Проектная работа мое имя

Видимо Рим обладал особой притягательностью для мучениц с именем Анастасия. После проповеди святых апостолов Петра и Павла одна жительница вечного града приняла новую веру. Во время гонений Нерона Анастасия со своей подругой Василисой погребала тела умерших христиан. После пыток ее, как римскую гражданку, обезглавили  — в 68 году. (Римские граждане, о чем мы можем узнать, например, из Деяний Апостолов, обладали рядом привилегий: они могли требовать суда императора, поэтому апостола Павла везли в Рим, а сам он провел несколько лет в темнице в ожидании суда. К римским гражданам не могли применяться позорные казни (распятие или съедение дикими зверями на арене), поэтому их казнили мечом.

О причинах гонений Нерона на христиан кратко сообщают античные историки Светоний и Тацит. Текст последнего в XV книге «Анналов» связывает преследования последователей новой веры с великим пожаром Рима и желанием императора свалить вину на христиан: «Вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

Мощи святой мученицы Анастасии находятся в Риме.

4. Анастасия Романова

Проектная работа мое имя

Младшая дочь последнего русского императора Николая II родилась 18 июня 1901 года. Она была четвертым ребенком в семье, с 8-летнего возраста получала домашнее образование. В программу обучения входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Анастасия Николаевна не любила грамматику, писала со множеством ошибок, а арифметику называла «свинством». При этом у Анастасии был очень добрый характер – она любила домашних животных, обожала конфеты и сладости и охотно делилась ими с окружающими.

Воспитатели Анастасии говорили, что у девочки легкий характер. Она любила играть в прятки, лапту, серсо (игра, в которой необходимо забросить кольца на колышек). Охотно лазила по деревьям, любила вплетать в волосы цветы и была нежно привязана к своему братуАлексею, проводя с ним целые дни во время приступов его болезни.

Повзрослев, во время Первой мировой войны в госпитале она давала концерты для раненных и помогала сестрам и матери в их служении сестер милосердия.

Вместе с остальными царственными страстотерпцами расстреляна в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

День памяти святой Анастасии отмечается 17 июля вместе с другими членами царской семьи.

Легенда о спасении Анастасии Романовой

После расстрела царской семьи большое распространение получила история о чудесном спасении младших детей Николая II – Анастасии и Алексея. Самой известной лжеАнастасией была Анна Андерсон, которая утверждала, что ее спас солдат с музыкальной фамилией Чайковский. Самозванку быстро разоблачили, а окончательную точку в этом вопросе поставили две генетические экспертизы, проведенные в 1995 и 2011 годах

На иконах святых часто можно найти предметы, связанные с их подвигом.

Проектная работа мое имя

Проектная работа мое имя

Анастасия Римлянка часто облачена в иноческие одежды как символ целомудрия.

Проектная работа мое имя

Проектная работа мое имя

Иконография святой Анастасии Романовой отличается некоторым портретным сходством. В руках святая держит крест, как символ страданий. На самой распространенной иконе царственных страстотерпцев на голове у Анастасии можно видеть корону или диадему как символ царской власти.

4. Характер, определяемый именем

Настенька (уменьшительное имя от Анастасии) — самое распространённое имя героинь русских сказок. Девочке с таким именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Она всеобщая любимица и никогда не обманет хороших ожиданий.

Анастасия растёт мечтательной, у нее хорошо развито воображение. Она беззащитна перед злыми и хитрыми людьми, ее можно обмануть и обидеть, поэтому Настеньке необходимы защита и поддержка. Родителям надо приложить определённые усилия, чтобы Настя с раннего детства приучалась убирать за собой игрушки, складывать книги, помогать старшим в работах по дому. Воспитанное в детстве трудолюбие сохраняется на всю жизнь.

Способна пророчествовать, предсказывать грядущее, предвидеть события. Здоровье не очень хорошее. Характерны недомогания на нервной почве. Нужно обращать внимание на поджелудочную железу и почки. Следует также заботиться о позвоночнике и кишечнике.

Анастасия может стать хорошей артисткой, воспитателем в детском саду, врачом. Ее тонкое душевное устройство располагает людей к доверию, помогает быстро устанавливать откровенные отношения. Замуж выходит рано. Завоевать сердце Анастасии нетрудно, так как она чувствительна, ее легко растрогать, у нее развито чувство жалости. Выбирает сильного, уверенного в своих силах мужчину.

Анастасия — преданная и заботливая жена. Она хорошая хозяйка, любит украшать дом цветами и изящными вещами. Отдаёт всю себя детям, ладит со всеми родственниками мужа.

ЗОДИАК ИМЕНИ. Скорпион.

ЦВЕТ ИМЕНИ. Темно-зеленый, зеленый, пронзительная синяя полоса на красном фоне, сочетание розово-красного с блестяще-охристым.

РАСТЕНИЕ. Жасмин,орхидея и табак.

ЖИВОТНОЕ. Почтовый голубь, сиамская кошка.

СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. Вторник.

СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ ГОДА. Осень.

5. Мои известные тёзки – Анастасии

В основном это люди творческих профессий. Возможно, имя действительно откладывает отпечаток на характер, ведь считается, что Анастасии – люди творческие, с хорошо развитым вкусом и богатой фантазией.

Анастасия Ярославна (род. ок. 1023), дочь киевского князя Ярослава Мудрого, жена венгерского короля Андрея (Андраша) I

Анастасия Романовна Анастасия Захарьина-Юрьева (ум. 1560), русская царица, первая жена Ивана Грозного

Анастасия Николаевна Романова (1901-1918), великая княжна, дочь императора Николая II

Анастасия Черногорская (Анастасия Николаевна, Анастасија Стана Николајевна, 1868-1935), дочь черногорского князя Николы I Негоша, жена герцога Георгия Лейхтенбергского и великого князя Николая Николаевича Романова

Анастасия, герцогиня Мекленбург-Шверинская (полное имя и титул – Anastasia Alexandrine Cecile Marie Luise Wilhelmine Herzogin zu Mecklenburg-Schwerin, 1923-1979)

Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871-1913), русская певица, исполнительница романсов

Анастасия Ивановна Цветаева, русская писательница, дочь профессора Ивана Цветаева, младшая сестра Марины Цветаевой.

Анастасия Александровна Вертинская (род. 1944), советская и российская актриса театра и кино

Анастасия Волочкова (род. 1976), российская балерина

Анастасия Стоцкая (род. 1982), российская эстрадная певица

Анастасия Приходько (Анастасія Приходько, род. 1987), украинская эстрадная певица

Анастасия Димитрова-Мозер (Анастасия Димитрова-Мозер, род. 1937), болгарский политик

Анастасия Костаки (Αναστασία Κωστάκη, род. 1978), греческая баскетболистка

Анастасия Перраки (Αναστασία Περράκη, род. 1985), греческая фотомодель

Энестейша (Anastacia, настоящее имя – Anastacia Lyn Newkirk, род. 1968), американская эстрадная певица

Стэйси Кинан (Staci Keanan, настоящее имя – Anastasia Sagorsky, род. 1975), американская киноактриса

Настасья Новикова (Настасся Новікава, род. 1981), белорусская штангистка

Настасья Кински (Nastassja Kinski, настоящее имя – Nastassja Aglaia Nakszyński, род. 1961), немецкая киноактриса

Анастасия Заворотнюк , актриса и телеведущая

6. Стихи об Анастасии

Настя, Настенька, Настёна,

Ты красива и смышлёна.

Твой удачен в жизни путь,

Потому что видишь суть

И в поступках, и в решеньях.

Тайны нет в чужих стремленьях.

Интуиция не раз

Выручала в горький час.

Ангел твой хранит тебя,

И, по правде говоря,

Мы бы Настями все стали,

Чтобы нас оберегали.

Анастасия — скромность, красота

Весенний свет над чистыми лугами.

Души прекрасной, нежной высота,

И имя царское украшено цветами.

В себя вобрало твое имя.

И как лекарство от напасти

Оно для нас звучит отныне.

Твои глаза, твой голос нежный,

Улыбка милого лица.

И доброта души безбрежной

Пленит без устали сердца.

Приносит радость встреч с тобой.

И как шалаш в часы ненастья

Ты даришь радость и покой.

Проектная работа мое имя

Настя-Настенька — шубейка красненька, сама черноброва, опушка боброва.

Хватились Насти, когда ворота настежь.

Пришли на Настю горе и напасти.

Не хвастай, Настя: немного напряла , да и то потеряла.

Пошла Настя по напастям.

В доме у Насти пироги да сласти.

Настя-Настёна – мамина сластёна.

Сидит дома Настя – на дворе ненастье.

Не дай бог Насте быть у власти.

Настенька – падчерица в русской народной сказке «Морозко».

Настенька – младшая дочь купца в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек».

Настасья Филипповна Барашкова в романе Ф.М.Достоевского «Идиот».

Анастасия Ягужинская – героиня романа Н. Соротокиной “Трое из Навигацкой школы”.

Анастасия Павловна Каменская – главная героиня детективных романов А.Марининой.

Анастасия – главная героиня полнометражного мультфильма “Анастасия”, в котором рассказывается история о пропавшей русской царевне и ее удивительных приключениях.

8.Имя Анастасия в разных странах

Имя Анастасия на разных языках

Благозвучное звонкое имя давно полюбили не только в России, но и за ее пределами. В Британии мы встретим Stacy( Стейси), в Германии – Nastja, Anastasija (Анастазию), во Франции – Anastasi, Naste (Анастаси и Насте), в славянских языках вариации нашей Анастасии. В общем «Настю» полюбили во всей Европе – от теплой Греции до холодной России. Анастасию можно найти даже в Китае или в Корее.

Настя, Настенька и другие сокращенные и уменьшительные формы имени Анастасия

Редкое русское личное имя может соперничать с Настей по разнообразию уменьшительно-ласкательных форм. Тася, Стася и даже Ася – все эти формы в современном словаре личных имен связаны с привычной нам Настенькой, а еще есть Анастасиюшка, Анастаска, Настася, Настя (Наста), Нася (Наса), Ната, Ная, Наюся, Нюся, Настёна, Тёна, Настёха, Настуся, Туся, Настюля (Настуля), Настюня (Настуня), Настюра, Стюра, Настюха, Настюша, Настяха, Стася, Тася, Тая, Ася, Асюша, Сюша, Асюта, Сюта. Если же человеку нужно обратиться к какой-нибудь «Анастасии Ивановне», то стоит помнить, что у этого имени совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей.

ж. Anastasia, Anastacia (Энестейша), уменьшительные – Stacia (Стэйша), Stacy, Stacie, Stacey, Staci (Стэйси)

м. Anastasius (Анастазиус)

ж. Anastasia (Анастазия), уменьшительное – Stasi (Штази), баварск./австр. Staserl (Штазерль), Stase (Штазе)

м. Anastase (Анастаз)

ж. Anastasie (Анастази), уменьшительное – Nasie (Нази)

м. Anastasio (Анастасио), уменьшительное – Tacho (Тачо)

ж. Anastasia (Анастасия), уменьшительное – Tacha (Тача)

м. Anastácio (порт. Анаштасью, браз. Анастасиу), уменьшительные – Anastácinho (Анаштасинью, Анастасинью), Nastacinho (Наштасинью, Настасинью)

ж. Anastácia (порт. Анаштасия, браз. Анастасия), уменьшительные – Anastacinha (Анаштасинья, Анастасинья), Nastacinha (Наштасинья, Настасинья), Naná (Нана)

м. Anastasio (Анастазио)

м. Nastasgiu (Настасджу), Anastasiu (Анастазиу)

ж. Nastasgia (Настасджа), Anastasia (Анастазия)

м. Anastasi (Анастази, валенс. Анастаси)

ж. Anastàsia (Анастазия, валенс. Анастасия, майоркск. Анастази), уменьшительные – Tàsia (Тазия, валенс. Тасия, майоркск. Тази)

ж. Anastasia (Анастасия), уменьшительные – Nasta (Наста), Nastea (Настя), Tăsia (Тэсия), Tasea (Тася), Nastasica (Настасика), Sica (Сика), Nastasiţa (Настасица), Siţa (Сица)

м. Anasztáz (Анастаз)

ж. Anasztázia (Анастазия)

Греческий (новогреческий) (Ελληνικά)

м. Αναστάσιος (Анастасиос), Αναστάσης (Анастасис), уменьшительные и краткие формы – Τάσος (Тасос), Σάκης (Сакис)

ж. Αναστασία (Анастасия), уменьшительные и краткие формы – Τασία (Тасия), Τασούλα (Тасула), Σούλα (Сула)

м. Анастас, Анастасій, народная форма: Настас, уменьшительные – Анастасик, Анастасьо, Стасько, Стасьо, Стасуньо, Стасик

ж. Анастасія, народные формы: Настасія, Настя, уменьшительные – Настя, Настася, Настаска, Наста, Настка, Насточка, Настечка, Настуня, Настуненька, Настунечка, Настунька, Настуся, Настусенька, Настусечка, Настуська, Настушка, Ната, Натонька, Наточка, Наця, Нацька, Стася, Стасенька, Стасечка, Стасуня, Стасунька, Стаська, Туся, Тусенька, Тусечка, Ася

м. Анастас, Анастась, Настась, Настас, церк. Анастасій, уменьшительные – Астась, Асташ, Насьцік, Настук, Насташ

ж. Анастасія, народные формы: Настасся, Анастасся, Анастасься, уменьшительные – Наста, Насьцюха, Настуля, Настася, Насьця, Настyся, Наська, Настка, Стася

м. Anastazy (Анастазы, Анастазий), уменьшительные – Staś (Стащ, Стась), Nastek (Настек), Nastuś (Настущ, Настусь)

ж. Anastazja (Анастазия), уменьшительные – Nastka (Настка), Nastusia (Настушя, Настуся)

м. Anastáz (Анастаз), уменьшительные – Stázek (Стазек), Nasťa (Настя), Anastázek (Анастазек)

ж. Anastázie, Anastazie (Анастазие, Анастазия), уменьшительные – Stázka (Стазка), Stáza (Стаза), Anastázka (Анастазка), Stáňa (Станя), Nasťa (Настя)

м. Анастас, Анастаси, Анастасий, Настас, уменьшительные – Таско, Тачо

ж. Анастасия, уменьшительные – Анастасийка, Сийка, Таска, Шина, Шинка

м. Анастас, Anastas (Анастас), Анастасиј, Anastasij (Анастасий), Анастасије, Anastasije (Анастасие), Настас, Nastas (Настас), Настасиjе, Nastasije (Настасие), уменьшительные – Насто, Nasto (Насто), Стасо, Staso (Стасо)

ж. Анастасија, Anastasija (Анастасия), Настасија, Nastasija (Настасия), уменьшительные – Наста, Nasta (Наста), Нака, Naka (Нака), Нана, Nana (Нана), Стана, Stana (Стана), Стаса, Stasa (Стаса), Наца, Naca (Наца)

ж. Annstas (Аннстас), уменьшительное – Steise (Стэши)

ж. Anstice (Аннстис)

9.Исследование популярности имени Анастасия

В процессе своей работы я выяснила, что имя Анастасия встречается часто, и задалась вопросом: А как часто?

По статистике, в таких страна, как: Россия, Беларусь, Украина и Эстония, имя Анастасия считается самым популярным. В Москве имя Анастасия является самым популярным в течение последних 15 лет.

Статистические данные Управления ЗАГС Москвы (http://zags.mos.ru/stat/imena/imena_devochek.php)

Самые популярные имена девочек в Москве

3.Я подсчитала количество девочек с именем Анастасия в ГБОУ СОШ № 3 г.Похвистнево

Всего девочек с именем Анастасия в ГБОУ СОШ № 3 – 35 человек

Я провела социологический опрос в школе по улице Кооперативная 45, опросив 5 девочек по имени Анастасия. Вот данные опроса:

Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности.

Роль имени в жизни человека:

1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Информация, которую несёт в себе имя:

1. Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имён, и из-за того, что такие сведения мало кто воспринимает всерьёз.

2. Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.

Работая над этим проектом, я узнала происхождение имени “Анастасия”, его широкое распространение и использование.

Изучив свое имя, я сделала вывод:

1. Имя Анастасия – одно из самых древних имён.

2. Существуют аналоги за рубежом и в России.

3. Имя Настя – одно из самых распространённых в нашей стране и в моей школе.

Я сделала ещё один вывод, что в современном мире выбор имени зависит:

1. наиболее распространёнными являются случаи выбора имени в честь родственников;

2. благозвучие имени и соотнесенность его с отчеством, фамилией;

3. случаи употребления редких и своеобразных имён.

Реже выбор имени зависит от случая.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы ни одно слово не слышим так часто, как собственное имя. Большинство людей хотят знать о его происхождении, о людях носивших это имя, ведь оно не просто слово для окликания. Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые дела. Данная работа раскрыла мне значимость каждого имени. Думаю, можно сказать, что как имя – часть человека, так и человек – часть имени. Работа будет полезна всем, кто интересуется значением имён.

1. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М.: Просвещение, 1975.

2. Успенский Л. В. Ты и твоё имя. М: АСТ, 2008.

3. Хигир Б. Ю. Тайна имени. М.: АСТ, 2009.

Фото с сайта управления ЗАГС Самарской области. Раздел об управлении, аналитическая и статистическая информация. Данные за 2015 год.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Чойская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: Сундеева Марина Владимировна,

учитель начальных классов

с. Чоя – 2013-2014 учебный год

1.2.Роль имени в жизни человека

Значение и происхождение имени Виктория.

2.2. Знаменитые люди, которые имеют такое же имя.

Заключительный этап

2. Имена – трансформеры

3. Наука Ономастика

4. Происхождение русских мужских и женских имён

5. Результаты анкетирования

6. Классная стенгазета «Что в имени моём»

7. Значение имён обучающихся нашего класса

8. Результаты социологического исследования

10. Сочинение «Моё имя»

11. Святые из «Полного месяцеслова Востока»

13.Самые знаменитые Виктории

14. Виктория Амазонская

Имена, имена, имена – в нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –Так и имя – загадка и тайна.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. Действительно, имя – это первое, что получает человек, имя – это первое, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. Другими словами, нет ничего, чтобы человек слышал чаще, чем своё имя, ничего, чтобы было столь привычным и знакомым. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, связывает нас с малой и большой Родиной. Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА. Этот термин связан с греческим словом «онома», что означает «имя». Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

У каждого человека на земле есть имя. Имя – не просто набор звуков, на которые человек откликается. Имя несёт в себе определённый смысл, значение. У каждого имени есть своя история, и она продолжается пока его носят люди. Мне стало интересно, а какая история моего имени. Сбор информации я начала с изучения литературы, затем побеседовала с мамой о том, как выбирали мне имя, воспользовалась также ресурсами Интернета. Заканчивая работу, я осознала, что моё имя уникально, как любое другое, но его смысл вполне может стать даже девизом.

Цель: определение происхождения, значения и использования имени Виктория в мире.

Объектом исследования: имена

ГипотезаБыть может, в каждом имени человека есть своя тайна, быть может, имя – повод для великого призвания.

1.1.Происхождение имён (Приложение 1, 2, 3, 4)

Живут на свете имена, большая сила им дана.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое. Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – настоящее и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним.

По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки и Индии существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. Свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день своего совершеннолетия. Эти люди верили, в то, что чем дольше имя сохраниться нетронутым, тем дольше будет жить человек, верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались, не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу.

Таким образом,  имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси использовались самобытные имена. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей:

Шло время, и постепенно появлялись новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант. В это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное . Огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие или древнеримские корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Силой слова можно заставить человека что-либо сделать и даже привить ему определенные качества. Не зря говориться “называй человека свинья, свинья, свинья, он и захрюкает”. Вера в реальную возможность предать через слово те качества, свойства, которые выражены в его значении, постепенно породила желание называть человека так, чего ты ему желаешь в жизни. Было мнение, что через имя человека можно передать новорожденному качества этого человека, его характер, его судьбу. И люди были убеждены, если ребенку дать имя известного вора или убийцы, пьяницы, то он таким и будет. Значит надо давать имена только хороших людей. Так постепенно возникла традиция наречения “в честь кого-нибудь”.

«Существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни.  Имя – тончайшая плоть, духовная сущность человека».П. Флоренский.

Любое имя таинственно и священно, значимость его проверена веками человеческой истории. Имя даётся человеку при рождении и идёт с ним по жизни. С именем человек приходит в этот мир, с именем он шагает по жизни. Огромную роль играет в жизни человека значение и тайна имени, то, что в него заложено веками. Учёные утверждают, что от имени зависит дальнейшая судьба человека, а также его характер и поведение.

Любое имя – официальное или уменьшительное, несёт в себе определённый запас энергии и информацию о своём носителе. В имени изначально закладывается вся наша жизненная программа. Нас назовут громким и властным именем – мы станем сильными и уверенными в себе людьми, нам дадут безликое и ничего не означающее имя – мы так и никем  в жизни не станем. Именно поэтому, выбирая имя своему ребёнку, необходимо быть очень внимательными. И, прежде чем, назвать своего малыша нужно поинтересоваться значением этого имени. Ведь, выбирая имя – вы выбираете судьбу. Есть незримая связь между именем и судьбой человека. Имя, несомненно, играет роль в жизни человека, в становлении его характера и удачного продвижения по жизни.

С самых незапамятных времен люди связывали имя человека с его внутренней сутью. Причем детишек никогда не называли просто так. С присвоением того или иного имени у наших предков было связано множество ритуалов. Ведь не зря родилась поговорка – «Как Вы лодку  назовете – так она и поплывет».

Вывод: Имя человека во многом  определяет его характер и судьбу.

1.3. Анкетирование (Приложение 5)

Цель: выявление осведомленности обучающихся о

После того, как я узнала значение и происхождение своего имени и изучила всю литературу по теме, я решила провести анкетирование среди обучающихся нашего класса. На анкету ответило 20 человека. Возраст от 7 до 10 лет.

Обучающимся нашего класса было предложено ответить на следующие вопросы:

Данные анкетирования показали, что большинство обучающихся не знают, что означает слово имя, не знают происхождение и значение собственного имени. Результаты анкетирования ещё больше укрепили моё желание продолжить исследовательскую работу. Сделав вывод о том, что знакомство с тайной имён – дело увлекательное я предложила ребятам из нашего класса исследовать значение и происхождение своих имен. Собрав всю информацию, мы сделали классную газету «Что в имени моём»

( Приложение 6, 7)

1.4. Социологическое исследование

Цель: Определение самых распространенных имен среди обучающихся начальных классов МОУ «Чойская СОШ».

Я провела социологическое исследование имён начальной школы. По частоте употребления имена распределились следующим образом:

В ходе социологического исследования я выяснила, что из 106 опрашиваемых в большинстве случаев родители дали имя, руководствуясь лишь собственным желанием.

Вывод: В большинстве случаях имя дают ребенку при рождении родители, исходя из собственных убеждений и желаний.

  • Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д.Бондалетов. – М., Просвещение, 1983;
  • Хигир, Б.Ю.Имя, характер, судьба. Сборник / Б.Ю. Хигир. – М., Яуза, Омега, 1995;

Руководитель: Сундеева Марина Владимировна Страница 8

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров

Адресован: учащимся начальной школы.

Участники проекта: педагоги, дети.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Цели проекта:

Задачи проекта:

Работа над проектом: Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Роль имени в жизни человека

Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.

Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»

Редкими оказались следующие имена

А что же обозначают эти редкие женские имена?

А что же обозначают эти редкие мужские имена?

Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»

Вопросы анкеты

Результаты анкетирования в моем классе

Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

«Имя в жизни человека» – Приложение.

Выполнил
ученик 6 класса
ГБОУ СОШ 172»
Голубев Владислав

Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а также привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.

Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье. Изучение личных имен носит социальный характер.

Краткое содержание проекта: Проект был реализован на уроках литературы, внеурочной деятельности (классный час) в 6 классе.

Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы в течение 4 недель по двум направлениям:

Вопросы, направляющие проект
 
Основополагающий вопрос: Что в имени моем?

Имена обучающихся нашего класса в большинстве греческого происхождения. Ситуация именования в класса не отличается от общей ситуации по России. Свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Большинство родителей класса дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.

С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуща одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Исследование происхождения и значения имен, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю своей семьи, историю происхождения и значения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.

Имена произошли из древних языков (др.греческий, латинский, славянский и т.д.) по ассоциациям, связанным с человеком. Их несколько переделывали, чтоб было более благозвучно. В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца Х в., в среде восточных славян использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. Как и повсюду в славянском мире, большинство имен представляло собой, так называемые двухосновные, или сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным (Вячеслав, Всеволод, Ростислав, Станислав, Ярослав).

Ономастика (от греч. νομαστική искусство давать имена) раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. Антропонимика (от греч. antropos – человек и onyma – имя) – раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей.

О том, что между именем человека, его судьбой и характером существует связь, знали еще наши предки. Они свято верили, что судьба государства, города и человека определено именем. В Древнем Риме мудрецы, владеющие секретами черной магии, всерьез полагали, что судьбу того или иного человека можно перевернуть, написав его имя вверх тормашками. Считалось, что изменив имя, можно ввести переворот в судьбу. С надеждой на большое везение подбирают себе псевдонимы люди творческого труда.

А – стремление к силе и власти.
Б – большие чувства.
В – непостоянство и отсутствие систематического подхода к делу.
Г – таинственный характер.
Д – тяга к обществу.
Е – собранность.
Ж – отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
З – неуверенность в себе.
И – неумение расслабиться.
К – требовательность.
Л – внимательный подход к мелочам.
М – упорство в труде.
Н – напористость.
О – чувствительность.
П – одиночество.
Р – страсть, агрессия.
С – чувствительность.
Т – поиск прекрасного.
У – таинственность.
Ф – прилежность.
Х – проблема в сексуальных отношениях.
Ц – несдержанность чувств.
Ч – преданность.
Ш – ревнивое отношение.
Щ – развитый интеллект.
Э – равновесие.
Ю – амбиции.
Я – творческое развитие.

Таким образом, среди имен обучающихся 6 «А» класса большую часть составляют греческие (64%) и латинские имена (11%), славянские (11%), еврейские (3,5%), древнегерманские (3,5%), арабские (3,5%), скандинавские (3,5%).

Самые распространенные имена в классе: женское – Елена ( 3 из 28 имен – 11 % ), мужское Александр ( 2 из 28 имен – 7 %) и Андрей (2 из 28 имён – 7%).

Настоящий словарик представляет собой учебное справочное пособие по антропонимике. В нем описывается происхождение и значение некоторых имен. Основная задача словарика – систематизировать имена обучающихся 6 класса «А», отразить в словарной статье их происхождение и значение. Словарик адресован обучающимся 6 класса « А », их родителям и всем, кто проявляет интерес к антропологии. Антропология разнообразна. Она насчитывает большое количество антропонимов. Настоящий словарик включает лишь имена 6 «А» класса ГОУ СОШ 172 г.Москвы. Словарик содержит 24 антропонимов имен. Антропонимы располагаются в словарике в алфавитном порядке.

Свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Причины называния детей различны, и все-таки большинство жителей дает имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: ситуация именования в 6 классе «А» соответствует общероссийской.

Благодаря данному анализу можно сделать вывод, что общая популярность того или иного имени определяется примерно десятью годами, после чего широкую распространенность обретают совсем другие имена, но есть и имена с устойчивой популярностью, это самые распространенные в России имена, популярность которых не изменяется уже более пятидесяти лет: Александр, Андрей, Елена. Большинство имен нашего класса – греческого происхождения. Изучение имен ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Имена – своего рода живая история. Обнаружение новых имен и их изучение дает почву для новых открытий в науке ономастике.

1. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» – АСТ, 2005 г.

2. С.И. Ожегов «Словарь» – М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3. Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *