II Всероссийский слет мобильных отрядов “Школа безопасности”
Новости регионов
Конкурсы
Олимпиады
Соревнования
Полевые лагеря
Семинары
Цель: обсудить с учащимися опасные
ситуации, в которых может оказаться ребенок;
научить правильно действовать в опасной
ситуации.
Оборудование: Презентация,
памятки, телефон.
Форма проведения: групповая работа.
1. Постановка цели.
– Сегодня наш классный час (Слайд 1) мы проведем
в «Школе безопасности» и узнаем (Слайд 2), как
нужно вести себя в опасных ситуациях.
– А что такое опасность? (Слайд 3)
Опасность – это ситуация, когда человеку что-то
или кто-то угрожает.
2. Введение в тему
– В старые времена, когда еще не было никаких
учебников, дети узнавали о том, как вести себя в
опасной ситуации из сказок. Давайте вспомним
некоторые из них:
«Волк и семеро козлят» (Слайд 4)
– Почему козлята попали в беду?
– Что нужно было сделать?
«Три поросенка» (Слайд 5)
– Какой урок можно извлечь из этой сказки?
Шла девочка по лесу милая. (Слайд 6)
Славная, добрая, смелая.
А навстречу ей личность темная,
Во всех отношениях серая.
– Кто эта девочка? С кем она повстречалась?
– Почему Красная Шапочка попала в беду?
Вот тут как раз урок возьмите: (Слайд 7)
И с незнакомой личностью совсем не говорите.
3. Работа по теме
– Давайте вспомним правила поведения с
незнакомыми людьми: Какие вы знаете? (Слайд 8)
Никогда не разговаривай с незнакомцем.
Никогда не садись в машину к незнакомцу.
Не играй по дороге из школы домой.
Не играй с наступлением темноты.
– Что может случиться, если не соблюдать эти
правила? (Слайд 9)
– А вот теперь представьте, что вы будете делать,
если незнакомец позвонит в дверь вашей квартиры?
– Даже взрослый должен убедиться, что это не
злоумышленник.
– Что для этого нужно сделать? (Посмотреть в
глазок или спросить «Кто там?»)
Некоторые люди почему-то стесняются спросить:
«Кто там?» и даже посмотреть в дверной глазок. И
очень жаль. Потому что нет никакого смысла
ставить запоры и железные двери, если сам
открываешь их, кому попало.
Поэтому запомните правила: (Слайд 10)
1. Открывать дверь можно только хорошо
знакомому человеку.
Но бывают случаи, когда незнакомец
представляется и говорит, что он по поручению
мамы. Запомни! Незнакомых людей не впускать ни
под каким предлогом.
Ну а чтобы не облегчать ворам совершать их темные
делишки –
2. Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте»
(где-нибудь под ковриком или в другом укромном
месте).
3. А если ты потерял ключ – немедленно скажи об
этом родителям.
4. Никогда не хвастайся новыми вещами и достатком
семьи ни во дворе, ни в школе.
– Как вы думаете, почему этого не следует делать?
4. Обсуждение ситуаций в группах (Слайд
11)
Цель: сейчас мы проверим на практике,
как вы будете действовать в той или иной
ситуации.
Каждой группе предлагается ситуация. Вы ее
читаете, обсуждаете. Пусть свое мнение выскажет
каждый. Но прежде, чем принимать решения в
опасной ситуации, выполните следующие шаги:
(Слайд 12)
1. Остановись
2. Подумай
3. Выбери
4. Похвали себя
Ситуация 1. (Слайд 13)
К тебе домой пришел друг или подруга, и вы
вместе смотрите телевизор. Кроме вас в квартире
никого нет. Но вот к вам позвонили в дверь.
Опишите, что вы будете делать?
Ты играешь на улице. Неожиданно к тебе подошел
хорошо одетый мужчина и предложил покататься на
его машине. Что вы ему ответите?
Ты спрятал ключ от квартиры в «надежном месте»
– и скорей на улицу, играть. Вернувшись, ключа на
месте не обнаружил. Как ты будешь действовать и
что должны сделать взрослые после этого?
Мама с папой на работе, а ты в доме один. Звонок в
дверь. Ты посмотрел в глазок и спросил: «Кто там?».
Человек представился другом семьи и сказал, что
забыл у вас в доме зонтик, попросив вернуть его.
Ваши действия?
Вывод (слайд 14)
1. Открывать дверь можно только хорошо
знакомому человеку.
2. Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте»
3. А если ты потерял ключ – немедленно скажи об
этом родителям.
4. Никогда не хвастайся новыми вещами и достатком
семьи ни во дворе, ни в школе.
5. Ты и телефон. (Слайд 15)
– Поговорим о том, умеете ли вы говорить по
телефону, если взрослых нет дома. По телефону
говорить очень просто, это каждый знает. Но и тут
есть важное правило: разговаривать надо только
со знакомым. А кого не знаешь – извиняться,
прощаться и вешать трубку. Кем бы ни назвался тот,
кто звонит, помни: (Слайд 16)
1. Не называй адрес или номер квартиры.
2. Никогда не называй номер своего телефона.
3. Не вступай в разговоры с незнакомцами.
– А сейчас мы проведем мастер-класс, как
правильно разговаривать по телефону (двое
учеников разыгрывают разговор по телефону).
(Приложение, слайд 17)
– Алло.
– Кто говорит?
– А кто вам нужен?
– Это какая квартира?
– Это моя квартира. А вам какая нужна?
– Это какой номер?
– Назовите, какой вам нужен. Я скажу этот или нет.
– А взрослые дома есть?
– Сейчас никто не может подойти. Перезвоните
позже.
– Сейчас придет сотрудник милиции, открой ему
дверь.
– Я не могу открыть. Обратитесь к соседям.
Телефон (слайд 18) – хорошая вещь, если умеешь
им пользоваться. И если ты остаешься в доме один,
телефон просто необходим. Ты всегда можешь
позвонить и спросить о чем-то бабушку, маму, папу,
позвать на помощь соседей или милицию. А может
быть, даже вызвать пожарных. Но для этого надо
знать номера:
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Дома я один остался.
Кто-то дверь открыть пытался
Я тогда «02» набрал
И милицию позвал.
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Если ты пришел с прогулки,
Шапку снял и вдруг в квартире
Обнаружил запах газа,
Набирай ты 04 –
И тебе помогут сразу.
– Наш урок в «Школе безопасности» закончился.
Мы узнали о некоторых правилах поведения,
которые помогут вам избежать опасных ситуаций.
(Слайд 23). Опасные ситуации можно предупредить!
Надеюсь, что этот урок пойдет вам на пользу. А
итог вы сейчас подведете сами, продолжив рифмой
мои фразы:
Югорск, 2018 г.
Цель: Формирование у обучающихся 1А кл. навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма
Актуальность: Сегодня обеспечение безопасности жизни ребенка становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что проект способствует формированию у обучающихся первого 1А класса навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
1)Создание условий для ознакомления учащихся с причинами возникновения ЧС разного происхождения;
2)Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнение правил безопасного поведения в ЧС;
3)Активизация работы по пропаганде правил безопасного образа жизни среди учащихся;
4)Практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся
Методы: Проведение анкетирования, внедрение комплекса внеурочных мероприятий
Проектный продукт Буклет
На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях – одна из самых гуманных и самых важных задач. Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них — ребёнок. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения и воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей несомненна.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение трёх задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
2. Разработка превентивных или предупредительных мер;
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.
Для детей она зарифмована в стихах:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаками, определяющими опасность, являются:
– угроза для жизни;
– возможность нанесения ущерба здоровью;
– нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека
Проблема: С каждым годом проблема детского травматизма становится все острее. Ребенок, оказавшись на улице, автоматически попадает в зону опасности. Одна из главных проблем — формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в чрезвычайных ситуациях и угрожающих жизни условиях
Цель работы в рамках реализации проекта по профилактике ПДД: Формирование безопасного поведения у школьников через ознакомление с правилами дорожного движения, способствующими снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД.
– Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
– Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
– Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
-Применять современные формы и методы обучения и воспитания направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;
-Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Цель работы в рамках реализации проекта по противопожарной безопасности:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях
-обучение правилам пожарной безопасности;
– привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара;
– формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
– овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Тип проекта:Социально-профилактический проект
Этапы реализации проекта
Подготовительный (I этап) – ноябрь–декабрь 2018-2019 учебный год.1. Определение участников проекта.
2. Диагностика исходного уровня сформированности знаний безопасного поведения в ЧС.
3. По итогам диагностики разработка плана реализации проекта.
Практический (II этап) – январь-февраль 2019 г. Работа по реализации плана действий: разработка комплекса мероприятий в рамках данного проекта, промежуточная диагностика.
Аналитический (III этап) – февраль 2019 год.
Мониторинг, цель которого – установить, способствует ли реализация проекта достижению поставленных перед ним целей. Оформление результатов проекта, его презентация, оценка результата.
В результате работы над проектом у детей сформировались познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. По результатам анкетирования 100% учащихся кл. владеют элементарными знаниями по ПДД и пожарной безопасности. Активная и творческая работа учащихся в инициативной группе, способствовала созданию условий для расширения и углубления знаний, правил личной безопасности (профилактика безопасного поведения на дороге, правил пожарной безопасности).
Литература Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора». Авторская анкета Мухаметовой Алсу Загидулловна «Пожарная безопасность».«»
Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
Эмерсон
Жизнь современного школьника должна быть интересной, содержательной, полной событий и действий. Во время учебного процесса дети находятся в стенах нашего учебного заведения, где большое внимание уделяется созданию их безопасного пребывания. Работая по всем направлениям комплексной безопасности, мы уделяем особое внимание воспитанию у школьников культуры безопасного поведения. Комплексная безопасность школы – это состояние защищенности учебного заведения от реальных угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Естественно, основные задачи по вопросам безопасности нахождения в здании школы решают специалисты: директор школы, заместитель директора школы по безопасности, охрана, педагоги. Но очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей. Именно через это чувство ответственности и происходит формирование культуры безопасного поведения школьников, то есть обучение такому образу жизни и поведению, при котором невозможно было бы нанести вред или опасность себе и окружающим.
Наши ребята неплохо учатся, участвуют в олимпиадах, конкурсах, поступают в ВУЗы, что свидетельствует об их глубоких знаниях и высокой мотивации. Но приобретение учащимися теоретических знаний, умений и навыков (ЗУН) должно быть в постоянной возможности их применения на практике, что сделает процесс обучения действенно-полезным.
Теоретические знания, бесспорно, развивают личность, но школьнику трудно ощутить их ценность, если эти знания не используются в жизни. Придать теоретическим знаниям практическую направленность можно посредством широкого применения современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Данная педагогическая технология давно и активно применяется в нашей школе.
Очень успешно и результативно применение метода проектов и исследований вошло в комплекс мероприятий по обеспечению безопасности нашего образовательного учреждения.
Общешкольный проект получил название «Школа – МОЯ территория». Работа над данным проектом дала возможность:
Основная цель проекта: пропаганда и воспитание культуры безопасного поведения школьников через участие в проектно-исследовательской деятельности.
Новизна: личный пример взрослых – параллельная работа директора школы, заместителя директора по безопасности, руководителя школьного научного общества и учителя ОБЖ в качестве авторов собственного проекта «Школа – территория БЕЗ опасности» для участия в конкурсе проектных работ учителей.
Актуальность: возможность вести работу по безопасности жизнедеятельности и воспитывать культуру безопасного поведения школьника не только в рамках учебной дисциплины и некоторых внеклассных мероприятий, но и в непрерывной работе над проектами в системе работы школьного научного общества.
Воспитание культуры безопасного поведения происходит путем решения очень важных задач, таких как: формирование правильных поведенческих норм; выработка морально-психологической устойчивости в опасных и чрезвычайных ситуациях; умение принимать безопасные решения в быту. Решать подобные задачи будет по силам учащимся, умеющим успешно применять свои теоретические знания на практике.
Участие в проектной и исследовательской деятельности предоставляет школьникам такие возможности, и дети справляются с работой с удовольствием.
Работа над проектом осуществлялась (и продолжается в настоящее время) поэтапно.
Для младших классов проектная деятельность в основном носила коллективный характер. Старшие ребята ставили перед собой более серьезные задачи исследовательского характера.
На первом этапе работы учащимся с 1 по 11 класс было предложено перечислить и описать возможные ситуации, угрожающие жизнедеятельности учащихся и сотрудников школы.
На втором этапе работы самые младшие школьники создавали галерею своих рисунков, разыгрывали возможные затруднительные ситуации и правильный выход из них, формулировали коллективно свои советы по безопасному поведению, иллюстрируя их собственными рисунками. Многие ребята вносили свой индивидуальный вклад в проект по собственной инициативе.
Учащиеся 5-7 классов делали фотосъемку некоторых совсем обычных в школе мест, где по неосторожности можно получить бытовую травму. На фотографиях ребята инсценировали ситуации, когда обычные лестничные перила, мокрый пол или просто дверь в кабинет могут стать опасными и травмировать, если не быть осторожным. Ребята провели исследование на тему случайного бытового травматизма.
Учащиеся 8-9 классов провели социологический опрос, провели наблюдения, а затем выработали свод правил по безопасному поведению школьников и оформили Энциклопедию «Школьная жизнь БЕЗ опасности».
Старшеклассники, учащиеся 10-11 классов, создали группу социально активных школьников «Крылья» для просветительской работы и оказания помощи в разных возможных сложных ситуациях в школе. Группа «Крылья» успешно участвует в социальных конкурсах и проектах окружного и городского уровня.
Ребятами создана «Школа первой помощи», в которую может прийти каждый желающий.
«Школа первой помощи» оказывает экстренную помощь в сложных ситуациях в течение учебного дня.
На третьем этапе каждая возрастная группа описывала весь процесс своей работы над проектом/исследованием, начиная от постановки цели, определения задач, актуальности своих работ, заканчивая выводами.
Поэтому каждый проект имел свой продукт: стенд «Будь осторожен!», энциклопедия «Школьная жизнь без опасности», стенд и видеофильм «Школа – моя территория!», «Школа первой помощи».
Исследовательские работы содержали интересные анкеты, разработанные самими учащимися; профессиональные социологические анкеты; сравнительные таблицы, демонстрирующие снижение уровня травматизма в нашей школе за последние годы.
Администрация школы и учителя-руководители ученических проектов параллельно с учащимися создавали свою проектную работу, описывающую мероприятия комплексной безопасности. Работа взрослого коллектива тоже содержит итоговые продукты: видеофильм, фото-галерею, рисунки, плакаты. (Данная работа продолжается, и по завершению будет демонстрироваться на конкурсе учительских проектов).
Работая над проектом параллельно с учителями, проектанты-учащиеся имели возможность понять принципы проекта/ исследования, научились выстраивать индивидуальный план работы, четко формулировать цель работы и ее задачи, делать выводы и использовать полученные знания в своих работах. Пока нашим проектантам сложнее всего удается правильное использование информационных источников. Широкие возможности интернета как основного источника информации побуждают наших учеников ограничиться только этим. Мы же обращаем внимание на важность использования «бумажных» источников информации, очень полезных для создания «местных» проектов: медицинские картотеки, школьные архивы, журналы, газеты и т.д.
В проектных и исследовательских работах учащихся нашла отражение проводящаяся работа по созданию условий безопасного нахождения учащихся и сотрудников в школе: учебные эвакуации по «тревоге», классные часы, инструктажи, разъяснительная внеурочная (и урочная) работа учителей, организация охранного поста, создание противопожарной базы и многое другое. Мероприятия по созданию безопасности охватывают как коллектив учащихся, так и коллектив сотрудников и зачастую бывают совместными. Очень интересно прошли экспериментально-тренировочные мероприятия под рабочим названием «Чужой/ Чужие», после проведения которых, учащиеся, их родители и сотрудники сделали вывод о том, что чужим людям проникнуть в стены нашей школы не так-то просто. Система контроля, оповещения, реакция сотрудников – все работает на должном уровне. Это говорит о том, что сотрудники нашего образовательного учреждения являются гарантами безопасности учащихся во время учебного процесса.
Итак, описание и анализ мероприятий по безопасности является прекрасным источником проектной/исследовательской деятельности, а работая над проектом и исследованием, дети глубже усваивают проектный информационный материал и непосредственно навыки культуры безопасного поведения, что и являлось нашей задачей.
А главное, что вся деятельность учащихся-авторов проектов в сотрудничестве с педагогами-авторами своих проектов принесла всем много радости, позитивного отношения к жизни, послужила примером для других учащихся.
Список использованных источников:
- Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе./Москва, 2010.
- Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей./Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков./ Москва, МИОО, 2010.
Актуальность разработки и внедрения образовательного проекта
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности и здоровья учеников стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности РФ отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующие новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.
Обоснование выбора темы образовательного проекта
Безопасность жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформировать культуру безопасного поведения.
Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учащихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Помощь в решении этих задач оказывают не только уроки физической культуры в среднем и старшем звене, но и уроки по предмету «ОБЖ», необходимые человеку в экстремальной ситуации. В настоящее время тенденцией становится проблема отсутствия у учащихся интереса к этим предметам и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся не проявляют познавательный интерес к собственной безопасности. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, понимание важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности подтолкнула к выбору темы педагогического проекта.
В данной разработке представлен образовательный проект «Школа безопасности и здоровья» как направление внеурочной деятельности в рамках преподавания учебных предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель образовательного проекта: Формирование интереса у учащихся к учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» через различные виды внеурочной деятельности.
Задачи образовательного проекта:
Сроки реализации образовательного проекта: сентябрь 2018 г. – июнь 2021 г.
Основные педагогические понятия, используемые в образовательном проекте:
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету.
Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании можно выделить два основных направления:
1). Углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2). Формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.
Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:
Использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура». На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
На этом уровне главное – развить и поддержать интерес учащихся к предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура». При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.
Курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» в школе относятся к числу тех предметов, где всегда активно проводится внеклассная работа. Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию у учащихся:
Основу внеурочных занятий по курсам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» составляет подготовка и участие учащихся во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», а также работа в различных кружках, секциях, клубах по программам, которые разрабатываются в регионах проживания и учитывают специфику и особенности региона в вопросах безопасности и организации защиты населения.
В рамках внеурочной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуры» в ГБОУ СОШ №6 могут быть внедрены следующие формы работы:
Мероприятия в рамках месячника по обучению населения в области ГО и ЧС: штабная тренировка, экскурсии в ПЧ-92, практические занятия по оказанию первой помощи, инструктажи по правилам безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера, тематические классные часы, учебная эвакуация.
Мероприятия в рамках месячника военно-патриотического воспитания: митинги памяти, посвященные россиянам, исполнявшим интернациональный долг за пределами Отечества, классные часы, посвященные Дням воинской славы, спортивно – массовое мероприятие «Армейский призыв», соревнования по стрельбе «Абсолютная точность», уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, конкурс социальных проектов «Я – гражданин России». В комплекс мероприятий включаются систематические выставки плакатов, буклетов, рисунков, тематические родительские собрания, Дни здоровья («Снежные забавы», «Здоровье в наших руках», «Здоровые дети – счастливые дети», «Здоровым быть здорово»), недели безопасности («Мое здоровье – здоровье нации», месячник безопасности на транспорте, «Внимание дети!», «Безопасность в сети Интернет», «Безопасность детей – забота родителей».
Кроме этого, при реализации проекта возможны к использованию эпизодические формы работы – олимпиады по «Основам безопасности жизнедеятельности» и предметные недели, тематические походы и экскурсии, участие в акциях безопасности, экскурсионные поездки.
Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Формы внеурочной деятельности в рамках проекта «Школы безопасности и здоровья» находятся в тесной взаимосвязи. Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.
Материально-технические и кадровые требования к реализации образовательного долгосрочного проекта «Школа безопасности и здоровья»
План реализации образовательного проекта «Школа безопасности и здоровья»
Направление деятельности в рамках проекта (2017-2018 уч.год.)
Патриотический центр “Пламя”.
1. Выступление на ШМО.
2. Доклад: «Социально-психологический климат участников проекта по созданию безопасной среды для занятий спортом», «Внедрению ФВСК ГТО в школе».
1. Анкетирование
2. Классные часы «Психологическое обеспечение спортивной деятельности в образовательной среде».
3. Элективный курс «Культура здоровья»
4.Создание страницы и форума по формированию здорового образа жизни на веб-сайте школы
5. Проведение профилактической работы по здоровьесбережению среди учителей, сотрудников школы, обучающихся и их родителей.
6.Участие в соревнованиях педагогов в свободное от работы время.
Система отбора, подготовки, сопровождения лидеров (общественных инструкторов).
Консультирование для общественных инструкторов
Спортивные секции – желающим углубленно заниматься спортом, уроки физкультуры – для всех.
Консультации, конференции – для желающих получать спортивную информацию из мира спорта, о комплексе ГТО.
Проведение рекламно-социальных акций перед проведением физкультурно-спортивных мероприятий, с целью привлечения общественного внимания и информирования обучающихся о преимуществах здорового образа жизни, о комплексе ГТО.
Акции сопровождаются раздачей наглядного материала с краткой информацией.
Направление деятельности в рамках проекта (2018-2019 уч. год.)
1. Мониторинг спортивных секций – сентябрь.
2. Анкетирование:
А) «Изучение удовлетворенности обучающихся физкультурно-спортивной деятельностью в школе».
Б) «Что ты знаешь о ГТО!» – изучение знаний обучающихся о ФВСК ГТО – сентябрь.
В) «Психическая надежность», «Мотивация к одобрению» – определение эффекта общения» (для общественных инструкторов) сентябрь – ноябрь.
3. Подготовка к олимпиаде по ОБЖ и физической культуре.
4. Конкурс рисунков «Все на ГТО!»
5. Акция «Меняем сигаретку на конфетку» – сентябрь – ноябрь.
6. Секции, урок физкультуры «Профилактика употребления психоактивных веществ, предупреждение распространения ВИЧ-инфекции» – в течение года.
7. Участие в спартакиаде обучающихся «Самый спортивный класс!» – сентябрь – май.
8. Акция «На зарядку, становись!» – ноябрь.
9. Акция «Этого могло не случиться (профилактика СПИДа)» .
10. Участие в физкультурно-спортивных праздниках – в течение года.
11. Сотрудничество со спортивной школой СП ДОД ДЮСШ.
12. Проведение классных часов – в течение года.
Приняло участие (2-11 классы):
Направление деятельности в рамках проекта (2019-2020г.)
2. Анкетирование:
А) «Изучение удовлетворенности обучающихся физкультурной – спортивной деятельностью в колледже».
Б) «Изучение знаний обучающихся о ФВСК ГТО».
В) «Психическая надежность», «Мотивация к одобрению» – определение эффекта общения» (для общественных инструкторов) – сентябрь – ноябрь.
3. Общественные акции «Твои спортивные секции» – в течение года.
4. Акция «Красная лента (профилактика СПИДа)» – февраль.
5. Подготовка детей к олимпиаде по ОБЖ и физической культуре.
6. Акция « Играйте на здоровье» – в течение года.
7. Акция «Дети – детям» – декабрь.
8. Участие в спартакиаде обучающихся школы «Самый спортивный класс!» – сентябрь – май.
9. Акция «Спасибо, НЕТ!» – июнь.
10. Участие в физкультурно-спортивных мероприятиях – в течение года.
11. Встреча с интересными людьми – в течение года.
12. Сотрудничество со спортивной школой СП ДОД ДЮСШ – в течение года.
13. Проведение родительских собраний – в течение года (для повышения педагогической культуры, просвещения родителей в школе реализуется программа родительского всеобуча).
Направление деятельности в рамках проекта (2020-2021г.) Многие направления в онлайн формате.
Планируемые результаты проекта:
- Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука. 2020.
- Дик, Н.Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте». / Под ред. Н.П.Майоровой. – СПб., 2019.