Проведение социальных кампаний по пропаганде безопасности дорожного движения, оснащение подразделений Госавтоинспекции новым оборудованием, организация работы по привитию детям навыков безопасного поведения на дороге и пр. Эти и другие мероприятия планируется выполнить в 2022 году в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Благодаря аналогичной работе в прошлом году удалось снизить количество погибших на дорогах. Эксперты ожидают, что в этом году позитивный тренд сохранится. Мероприятия, запланированные в рамках федерального проекта БДД на 2022 год, можно разделить на несколько направлений.
Социальные кампании, контроль дорог и техники
В первую очередь, это проведение кампаний по пропаганде безопасности дорожного движения и привлечению внимания населения к основным факторам риска. Если в прошлом году, напомним, проходила федеральная кампания «Твой ход, пешеход!», посвященная профилактике аварийности с участием пешеходов, то в этом году кампания направлена на снижение аварийности и количества столкновений при проезде перекрестков.
Необходимость проведения кампании подтверждается данными Госавтоинспекции: одним из основных видов нарушений является несоблюдение очередности проезда (17% от всех аварий, на них приходится 6% всех погибших). 30% всех ДТП (или более 40 тыс. происшествий) в 2021 году произошло на перекрестках. Чаще водители неверно определяют приоритет проезда, проезжают по ошибке на красный сигнал светофора, обгоняют на перекрестках, не предоставляют преимущества пешеходам и не соблюдают безопасную дистанцию.
В ходе кампании планируется разъяснить водителям, пешеходам и детям основные правила, напомнить про принципы и приоритеты проезда и перехода дороги на перекрестках. Этому, напомним, посвящена отдельная 13-ая глава Правил дорожного движения. Провести подобное мероприятие важно и с учетом того, что население крупных городских агломераций в последние годы растет, а именно в них и сосредоточена большая часть перекрестков. Кроме того, в последние годы в городах появились новые виды разметок (например, «вафельница») и знаков, значение которых нужно пояснить тем, кто не следит за изменениями в законодательстве.
Еще одно направление – дооснащение подразделений различным техническим оборудованием, используемым в повседневной работе автоинспекторов. Это устройства для контроля за техническим состоянием транспортных средств – дымомеры, измерители люфта рулевого управления и светопропускания стекол. Конкурсы на выбор поставщиков уже проведены, контракты в стадии заключения. Подобные приборы и ранее использовались Госавтоинспекцией.
В рамках федерального проекта продолжится обновление «софта» необходимого для работы Госавтоинспекции. В феврале был заключен контракт на доработку программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М). В рамках данной работы будет налажен автоматический информационный обмен с Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой судебных приставов, Федеральным казначейством, Рособрнадзором и Росздравнадзором. Это будет способствовать более оперативному получению данных, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня оказания государственных услуг для граждан.
Традиционное направление в рамках федерального проекта – привитие детям навыков безопасного поведения на дорогах. Как и в прошлые годы подростки и дети в 2022 году будут вовлекаться в деятельность отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). В этом году планируется реализовать проект «Волонтер ЮИД», в рамках которого школьники разных возрастов будут участвовать в интерактивных мероприятиях на тему безопасности дорожного движения. Профильные смены ЮИД проведут во всероссийских детских центрах «Океан» и «Орленок». В октябре в ВДЦ «Смена» пройдет межгосударственный слет ЮИД. Общая цель этих мероприятий – сформировать у детей культуру поведения на дорогах, гражданскую ответственность и правовое самосознание, адаптироваться к процессу автомобилизации страны. Помимо этого в дистанционном формате пройдут всероссийские мероприятия: форум ЮИД, конкурсы «Безопасное колесо», «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах», «Безопасная дорога – детям!» и педагогический фестиваль межпредметных проектов по БДД.
Одно из новых направлений в рамках федерального проекта – изучение мнения населения об удовлетворенности безопасностью дорожного движения (УБДД). Напомним, что показатель УБДД был впервые введен в прошлом году, и теперь стоит задача повысить уровень удовлетворенности с 43% до 58% к 2030 году. Социологическое исследования на эту тему, в декабре 2021 года, проводил ВЦИОМ. Сейчас объявлен конкурс на проведение серии таких работ в течение всего года. Замерять новый показатель будут ежемесячно, начиная с мая. А в декабре выведут годовой показатель.
Стоит также отметить, что управление всем федеральным проектом теперь происходит централизовано – из ФКУ «Дирекция программы ПБДД». Данное учреждение в 2006–2020 гг. управляло федеральной целевой программой по повышению безопасности дорожного движения, и успело накопить серьезный менеджерский опыт. Дирекцию сегодня возглавляет Игорь Королев, ранее работавший в УГИБДД Москвы, правительстве Москвы, Московской области и курировавший, в том числе, тематику безопасности дорожного движения.
Что такое федеральный проект «Безопасность дорожного движения»
Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» является частью национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), реализуемого с 2019 года. Основной его показатель – это уровень транспортного риска (число погибших на 10 тыс. транспортных средств) и дополнительный – уровень социального риска в ДТП (число погибших на 100 тыс. населения). К 2030 году запланировано снизить уровень социального риска с 10,2 до 4, а транспортного – с 2,58 до 1,01.
Чем закончился прошлый год
В 2021 году в рамках федерального проекта была проведена масштабная работа, которая привела в итоге к снижению показателей аварийности. Значительно обновился парк патрульного автотранспорта. Автоинспекторы получали приборы для контроля состояния дорог и автомобилей, медицинские укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Была модернизирована информационная система учета и анализа сведений о безопасности дорожного движения, перезапущена Единая автоматизированная информационная система технического осмотра, на базе перинатальных центров и родильных домов проводились тренинги для молодых мам по безопасной перевозке детей.
Школьники и подростки вовлекались в деятельность отрядов юных инспекторов движения и участвовали во всероссийской онлайн-олимпиаде «Безопасные дороги» на знание основ ПДД.
Нельзя забывать и про работу дорожников: в 2021 году в рамках нацпроекта БКД комплексно было обновлено порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны, что также позитивно сказалось на обеспечении безопасности дорожного движения. В результате по итогам года количество ДТП сократилось на 8,1%, число погибших в них – на 7,9%, раненых – на 8,3%.
Если проанализировать данные, начиная с 90-х годов, то на фоне общего тренда по снижению числа ДТП можно увидеть всплески аварийности, которые происходили, как правило, после различных финансовых и экономических кризисов, говорит глава общественного совета при Минтрансе России Михаил Блинкин. Однако признаков такого всплеска в 2022 году пока не наблюдается, считает он. Во-первых, говорит эксперт, выполнение нацпроекта БКД (и входящих в него федеральных проектов) продолжается, финансирование не сокращено, а, значит, состояние и безопасность дорожной сети с каждым годом улучшается.
Улучшается и медицина катастроф – все меньше времени требуется врачам на прибытие на место ДТП и оказания помощи пострадавшим. И это тоже позволяет сократить смертность на дорогах. Кроме того, говорит Михаил Блинкин, в связи с уходом многих иностранных компаний из России и приостановкой ряда промышленных предприятий есть вероятность общего снижения транспортной работы, что автоматически приведет к уменьшению числа поездок и аварийности.
Многие мероприятия, входящие в федеральный проект, ведутся десятилетиями, отмечает руководитель ФКУ «Дирекция программы ПБДД» Игорь Королев. «Мы уже видим, что эффективно, что нет, и можем гибко реагировать», – говорит он. – Так что, думаю, в этом году тренд на снижение аварийности и смертности сохранится и мы достигнем намеченных показателей. Для этого у нас есть весь необходимый инструментарий».
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта “Безопасность дорожного движения” национального проекта “Безопасные качественные дороги”.
“Паспорт национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15)
при Президенте Российской Федерации
(протокол от 24 декабря 2018 г. N 15)
1. Основные положения
2. Цели, целевые и дополнительные показатели
3. Структура национального проекта
4. Задачи и результаты национального проекта
4.1. Федеральный проект “Дорожная сеть”
4.2. Федеральный проект “Общесистемные меры развития
4.3. Федеральный проект “Безопасность дорожного движения”
4.4. Федеральный проект “Автомобильные дороги
5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта
6. Дополнительная информация
Реализация предлагаемых федеральных проектов будет способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” в целом, обеспечению достижения целевых показателей и решению задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в рамках национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”.
Отражение вклада национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” в достижение целей, заданных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” содержится в разделе “Оценка вклада федеральных проектов национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года”.
Национальный проект “Безопасные и качественные автомобильные дороги” предусматривает реализацию 4 федеральных проектов: “Дорожная сеть”, “Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства”, “Безопасность дорожного движения” и “Автомобильные дороги Минобороны России”.
В указанных федеральных проектах выделены наиболее значимые и заметные для общества укрупненные цели и задачи, предусмотрено их приоритетное финансирование и концентрация иных ресурсов для достижения указанных целей и задач, в том числе информационное сопровождение в рамках национального проекта, направленное на освещение в средствах массовой информации результатов, достигнутых в рамках национального проекта “Безопасные и качественные дороги”.
Мероприятия, предусмотренные федеральными проектами, согласно результатам коллективной экспертной оценки, являются эффективными и достаточными для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в рамках национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”, необходимость данных мероприятий также подтверждена методом коллективной экспертной оценки, проводившейся с учетом необходимости оптимизации финансирования указанных мероприятий.
За счет реализации национального проекта, в том числе, снизится смертность в результате ДТП, что будет способствовать достижению предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 национальных целей, включая:
– естественный рост населения;
– повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году;
– вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых.
Приведение автомобильных дорог в нормативное состояние способствуют повышению качества жизни населения, экономическому и социальному развитию субъектов Российской Федерации, улучшению экономических связей между субъектами Российской Федерации и качества предоставляемых автотранспортных услуг. Реализация данных мероприятий национального проекта обеспечит позитивные демографические тренды, а также социально-экономическое развитие регионов.
Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, профилактике риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, профилактике детского травматизма, снижению смертности при дорожно-транспортных происшествиях позволят снизить количество возникающих дорожно-транспортных происшествий и уменьшить их негативные последствия на здоровье человека.
Уровень контроля за реализацией мероприятий проектов определяется в зависимости от положения в общей структуре национального проекта.
С целью выстраивания эффективной системы управления реализацией национального проекта, выполнения мероприятий в установленные сроки при высоком качестве работ в рамках проекта необходимо создание системы стимулирования и мотивирования участников проектной деятельности.
6.1. Федеральный проект “Дорожная сеть”
В рамках федерального проекта “Дорожная сеть” национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” предусматривается реализация программ дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:
сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки;
ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Реализация указанных программ дорожной деятельности должна обеспечить достижение следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204:
увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50% (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.);
снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом;
снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;
доведение в городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85%.
Финансовое обеспечение реализации указанных программ дорожной деятельности в части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций осуществляется с использованием средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов, (далее – ИМБТ), а также дополнительных средств, получаемых субъектами в рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, предусматривающих доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100% (далее – дополнительные средства).
Объем ИМБТ и дополнительных доходов, направляемых бюджету i-го субъекта Российской Федерации определяется исходя из:
– объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций;
– объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций.
Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций, осуществляется с учетом численности населения города (городов), образующих городскую агломерацию.
Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций, осуществляется с учетом состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на основании данных федерального статистического наблюдения (форма федеральной статистической отчетности N 1-ДГ Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения”, утверждена приказом Росстата от 18 августа 2015 г. N 380).
Данный подход согласуется с положениями проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации, предусматривающими необходимость повышения устойчивости пространственного развития Российской Федерации, в том числе за счет увеличения количества точек экономического роста.
Под термином “городская агломерация” понимается образуемая крупнейшим городским округом – “ядром агломерации” и муниципальными образованиями – “спутниками” многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием “маятниковой” трудовой миграции населения.
– магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;
– магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;
– наиболее загруженные улицы и дороги местного значения.
ИМБТ предоставляются при условии принятия субъектами Российской Федерации обязательств:
– по решению всех задач, необходимых для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” в соответствии с утвержденными паспортами национального и федерального проектов;
– по достижению необходимых значений целевых показателей в соответствии с утвержденными паспортами национального и федерального проектов;
– по направлению на цели реализации национального и федерального проектов средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
– по соблюдению регламента взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании “Автодор”, ФАУ “Росдорнии”, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта;
– по утверждению в целях реализации национального проекта программ дорожной деятельности (включающих программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций) по согласованию с Росавтодором, ГУОБДД МВД России, ФАУ “Росдорнии”, по итогам проведения общественных обсуждений данных программ;
– по включению в программы дорожной деятельности положений, предусматривающих:
применение новых технологий и материалов;
применение при реализации капиталоемких мероприятий новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая контракты жизненного цикла;
соблюдение подрядными организациями гарантийных обязательств;
организацию системы контроля качества проводимых работ согласно рекомендациям Минтранса России;
синхронизацию проводимых работ с работами жилищно-коммунальных служб, иными национальными и федеральными проектами;
– по организации работы по актуализации информации в развернутых в рамках реализации национального проекта информационных системах.
Программы дорожной деятельности, разрабатываемые и реализуемые в целях настоящего федерального проекта, в том числе должны предусматривать:
– формирование пообъектных планов работ по годам;
– проведение дорожных работ в целях достижения всех целевых показателей;
– плановые значения всех целевых показателей по годам;
– проведение работ по инструментальной диагностике;
обеспечение безопасности пешеходов, в том числе за счет совмещения всех расположенных в населенных пунктах наземных пешеходных переходов с искусственными неровностями; строительства внеуличных пешеходных переходов либо обустройства регулируемых пешеходных переходов на многополосных автомобильных дорогах; обеспечения дублирования дорожных знаков “Пешеходный переход” над проезжей частью автомобильных дорог вне населенных пунктов и магистральных дорог в населенных пунктах; применения удерживающих пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, расположений образовательных организаций и мест массового притяжения граждан;
обеспечение видимости транспортных средств и пешеходов в ночное время, в том числе за счет устройства наружного освещения в населенных пунктах, в пределах транспортных развязок, пешеходных переходов, в местах расположения остановок общественного транспорта и на аварийно-опасных участках;
обустройство кривых малого радиуса, участков с неуположенными откосами соответствующими дорожными знаками, направляющими устройствами и (или) сигнальными столбиками;
обеспечение круглогодичного наличия дорожной разметки, и использование желтой разметки на двух и трехполосных дорогах для обозначения линий, разделяющих встречные направления движения;
обеспечение условий для отдыха водителей в пути за счет строительства площадок отдыха на автомобильных дорогах вне населенных пунктов с их обустройством объектами сервиса (в том числе за счет использования механизмов ГЧП);
разделение встречных (на многополосных дорогах) и пересекающихся потоков транспортных средств путем применения дорожных ограждений (в том числе троссовых) и направляющих устройств, строительство разноуровневых транспортных развязок и железнодорожных переездов, введение светофорного регулирования в сложных транспортных узлах и пересечений с круговым движением;
отдаления рекламных конструкций за пределы полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог вне населенных пунктов.
Приведение автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние будет осуществляться с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза “Безопасность автомобильных дорог”.
Рисками реализации проекта являются:
1. Возникновение бюджетного дефицита, сокращение необходимых для достижения целевых показателей объемов финансирования мероприятий федерального проекта в том числе в связи с получением объема доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в размере ниже прогнозируемого при разработке федерального проекта.
2. Изменение объемов доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в результате внесения изменений в налоговое законодательство.
3. Повышение цен на дорожно-строительные материалы.
4. Нарушение сроков разработки программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для реализации федерального проекта.
5. Повышение стоимости дорожной техники, закупаемой за пределами Российской Федерации и не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в связи с возможными колебаниями на рынке валют.
6. Снижение качества выполняемых работ в связи с сокращением положительных эффектов от масштабов выполняемых работ в результате исполнения требований антимонопольных органов о разукрупнении лотов при проведении торгов.
В целях управления указанными рисками будет разработана комплексная ресурсная модель управления реализации проекта. Также нивелирование рисков будет обеспечиваться за счет реализации Плана мероприятий (“дорожной карты”) по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
Принимаемые в рамках федерального проекта меры достаточны для решения поставленных задач. Мероприятия в рамках дорожной деятельности также будут осуществляться владельцами автомобильных дорог в рамках их текущей деятельности.
Показатели федерального проекта соответствуют поставленным задачам.
Мероприятия федерального проекта носят системный характер.
6.2. Федеральный проект “Общесистемные меры развития
Для целей настоящего федерального проекта применяются следующие основные понятия:
Аварийно-опасный участок дороги – участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди (статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).
Автоматический пункт весогабаритного контроля транспортных средств – пункт весогабаритного контроля транспортных средств, контроль на котором осуществляется при помощи работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, а также соответствующего оборудования, позволяющего проводить измерения параметров транспортного средства в движении.
Автоматическая система весогабаритного контроля транспортных средств – объединенные в одной системе автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств (единый, централизованный центр обработки данных).
Система “Свободный поток” – набор технических и интеллектуальных решений, позволяющих осуществлять оплату проезда по платным дорогам в режиме “онлайн” и обеспечивать контроль за внесением такой платы.
Аудит безопасности дорожного движения – независимый детальный систематический анализ и оценка характеристик безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, и подготовка предложений по повышению безопасности дорожного движения.
Контракт жизненного цикла – контракт на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих проведение различных видов дорожных работ и имеющий срок действия свыше 3 лет.
Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (далее – Реестр) – база данных с веб-интерфейсом, включающая в себя полный перечень информации, необходимой для включения в проектно-сметную документацию конкретной конструкции (технологии, материала), в том числе краткое описание; техническое описание, спецификация; чертежи; сметные нормы; вид работ; нормативно-техническую документацию; документы по сертификации; информацию об опытно-экспериментальном внедрении и др. Формирование реестра предполагается осуществлять специалистами ФАУ “Росдорнии”, Росавтодора, Государственной компании “Автодор” и отраслевыми специалистами органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации с учетом его наполнения апробированными инновационными технологиями, технологическими решениями, прошедшими государственную экспертизу, а также процедуру оценки рисков. После введения в действие Реестра проектные и строительные организации будут иметь возможность оперативно использовать данный ресурс посредством интегрирования в разрабатываемую проектную или рабочую документацию уже готовых технологических решений с соответствующими геометрическими параметрами, необходимым расходом материалов, физико-механическими характеристиками, качественными показателями, данными мониторинга эксплуатации и многими иными характеристиками позволяющими существенно оптимизировать применение новых технологий, техники, конструкций и материалов на всех этапах проектирования и строительства автомобильных дорог.
1. Риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности.
2. Нарушение сроков разработки нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для реализации федерального проекта.
3. Для проектов по созданию системы автоматизированного весогабаритного контроля и систем взимания платы за проезд по автомобильным дорогам значимыми являются риски негативного изменения внешнего окружения проектов, в том числе социально-экономической ситуации, налогового законодательства.
Принимаемые в рамках федерального проекта меры достаточны для решения поставленных задач. Совершенствование дорожного хозяйства также будет осуществляться в рамках текущей деятельности Минтранса России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Мероприятия федерального проекта носят общесистемный характер, за исключением мероприятий, связанных с внедрением интеллектуальных транспортных систем, носящих экспериментальный характер.
Мониторинг достижения показателя “Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла” будет осуществляться в рамках анализа реализации программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации.
6.3. Федеральный проект “Безопасность дорожного движения”
Федеральный проект направлен на достижение к 2024 году целевого показателя сокращения смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности).
В настоящее время наблюдается позитивная тенденция сокращения смертности. Так, с 2012 года количество погибших на дорогах снизилось на треть (с 27991 в 2012 году до 19088 в 2017 году). Показатели федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах” были выполнены ранее намеченного срока. Эти результаты подтвердили верность выбранного подхода, основанного на комплексном системном воздействии на все субъекты правоотношений в области дорожного движения.
Решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, потребует активизации усилий всех заинтересованных органов власти. При этом целесообразно сохранение подходов к организации этой работы, положительно зарекомендовавших себя в предыдущие годы. В то же время при сохранении существующей динамики сокращения смертности в дорожном движении достичь поставленных целей, очевидно, не удастся. Необходимы выработка и применение новых подходов к повышению безопасности дорожного движения.
Достижение указанных целей будет осуществляться за счет материально-технического перевооружения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, развития информационных технологий, оснащения организаций здравоохранения санитарным транспортом, пропагандистско-воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников движения и их родителей. Планируется решать задачи по повышению ответственности участников дорожного движения за наиболее грубые нарушения правил дорожного движения, совершенствованию квалификации водителей транспортных средств, обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств установленным требованиям, созданию правовой основы для развития беспилотных технологий управления автомобилями. В соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации (поручение от 11 июля 2018 г. N ДМ-П9-4145) планируемые мероприятия определены с учетом основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. N 1-р).
Показателями федерального проекта являются социальный риск (количество погибших на 100 тыс. населения).
Методика расчета показателя социального риска основана на данных о количестве погибших в дорожно-транспортных происшествиях, определяемых в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, а также прогнозных значениях численности населения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 годы, формируемых Росстатом. В то же время задачей 3.1 федерального проекта (“Приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование учета дорожно-транспортных происшествий”) является пересмотр данной методики в целях учета всех источников данных, включая медицинские организации и организации записи актов гражданского состояния.
Планируемая динамика сокращения социального риска определена с учетом результатов анализа опыта, накопленного в процессе реализации федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах”. Так, в период с 2018 по 2021 годы прогнозируется замедление динамики сокращения социального риска (по сравнению с периодом 2014 – 2017 годов), что обусловлено следующими причинами:
– исчерпание ресурсов организационно-правовых механизмов воздействия на поведение участников дорожного движения (прежде всего водителей), в том числе созданных в процессе реализации федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах”;
– завершение острой фазы экономического кризиса и переход к росту экономических показателей, что влечет за собой увеличение объемов грузо- и пассажироперевозок, повышение мобильности населения за счет ускорения темпов прироста парка автотранспортных средств (до 2 – 2,5 млн. ед. в год против 0,5 – 0,8 млн. ед. в “кризисных” 2015 – 2016 годах), а также вследствие интенсификации бизнес-процессов, развития туризма, перемещения рабочей силы и пр.
В период с 2022 по 2024 годы ожидается существенное ускорение динамики снижения социального риска, что связано, главным образом, с использованием потенциала, накопленного в процессе реализации первого этапа (2018 – 2020 годы) Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы, включая:
– изменение поведения участников дорожного движения путем оптимального сочетания методов убеждения и принуждения, связанных с разработкой и реализацией единой информационной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также совершенствованием организационно-правовых механизмов надзорной деятельности;
– развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения как участниками дорожного движения, так и субъектами этой деятельности (развитие мобильных приложений, позволяющих привлекать граждан к надзору за соблюдением правил дорожного движения);
– реализация комплекса мер по повышению безопасности уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов, детей и пр.);
– использование потенциала институтов страхования гражданского и имущественного страхования;
– применение телематических и иных инновационных технологий в целях контроля за дисциплиной водителей, режимом труда и отдыха профессиональных водителей;
– повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении профессиональных участников рынка перевозок пассажиров и грузов, а также в отношении владельцев автомобильных дорог и улиц;
– совершенствование системы автоматической фиксации правонарушений в области дорожного движения, повышением ее мобильности и функциональности;
– установление правового статуса и ответственности диспетчерских служб (агрегаторов) каршеринга и такси;
– адресная ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
– качественное совершенствование улично-дорожной сети регионального и местного значения за счет расширения адресности и географии реализации национального проекта “Безопасные и качественные дороги”;
– внедрение инновационных мер и технологий организации дорожного движения, развитие интеллектуальных транспортных систем, цифровизация процессов управления дорожным движением и дорожным хозяйством;
– дальнейшее развитие систем общественного транспорта, а также реализация крупных инфраструктурных проектов развития железнодорожных и водных транспортных путей, повышение доли перемещаемых посредством них пассажиров и грузов;
– дальнейшее развитие системы подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении;
– совершенствование системы обеспечения удовлетворительного технического состояния транспортных средств на всех этапах жизненного цикла;
– дальнейшее омоложение парка транспортных средств, повышение уровня их пассивной и активной безопасности, а также внедрение новых автоматических систем помощи вождению (экстренной остановки перед препятствием, удержания в полосе и пр.);
– повышение оперативности вызова экстренной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия (в том числе с применением системы “ЭРА-ГЛОНАСС”);
– обучение широких слоев населения методам оказания первом помощи пострадавшим;
– снижение уровня потребления алкоголя населением, системной деятельностью по предупреждению случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения;
– модернизация системы формирования и расходования дорожных фондов, включая введение ограничений на нецелевое использование субъектами Российской Федерации средств этих фондов;
– систематизация и приведение к единым стандартам систем управления безопасностью дорожного движения регионального и местного уровней.
Реализация федерального проекта окажет непосредственное влияние на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:
– обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
– повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);
Рисками реализации федерального проекта являются:
1. Рост автомобилизации населения;
2. Разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;
3. Снижение среднего возраста водительского состава;
4. Приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
5. Недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения;
6. Применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере.
6.4. Федеральный проект “Автомобильные дороги
Протяженность ведомственной дорожной сети Минобороны России составляет порядка 5 тыс. км.
Для решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи Минобороны России в период 2019 – 2024 годов планируется осуществить достижение следующих целевых показателей:
– довести уровень ежегодного содержания имеющейся сети автомобильных дорог до 100% (4,8 тыс. км) от ее протяженности с одновременным увеличением с 34% до 50% (2,4 тыс. км) доли ведомственных дорог, соответствующих нормативным требованиям;
– осуществлять ежегодно не менее 150 км ремонта автомобильных дорог.
Увеличение доли автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, позволит:
1. Организовать движение регионального пассажирского транспорта по маршрутам, охватывающим военные городки.
Это в свою очередь позволит жителям военных городков более полно и широко использовать социально-экономические объекты регионов (школы, сады, больницы, рабочие места), а, следовательно, усилит интеграцию военнослужащих и членов их семей в социально-экономическое пространство регионов.
2. Обеспечить для жителей регионов доступность рабочих мест в воинских частях, значительно удаленных от населенных пунктов.
Это в свою очередь повысит привлекательность данных рабочих мест, а, следовательно, и внутрирегиональный уровень мобильности рабочей силы.
3. Снизить расходы на транспортировку грузов в воинские части (двукратное снижение расхода топлива при изменении типа дорожного покрытия с переходного (грунт/щебень/гравий) на твердый (цемент, асфальтобетон).
Это в свою очередь снизит издержки, связанные с эксплуатацией техники, используемой в транспортных связях мест компактного проживания военнослужащих и членов их семей с объектами социальной и экономической инфраструктур регионов.
Таким образом, повышение уровня транспортной доступности объектов Вооруженных Сил окажет положительное воздействие как на качество жизни военнослужащих и членов их семей, так и отразится на уровне социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Фактическая реализация федерального проекта будет осуществляться путем формирования пообъектных планов дорожных работ военных округов по годам.
С учетом отсутствия нормативно установленных размеров расходов по перечисленным направлениям для определения размера потребности использовался ресурсный метод, основанный на пообъектном расчете в натуральных показателях стоимости требуемых дорожных работ в планируемом периоде (2019 год) и фактических показателях технического состояния сети дорог в текущем периоде (2018 год).
7. Методика расчета целей, целевых и дополнительных
показателей национального проекта “Безопасные
8. Оценка вклада федеральных проектов национального
Для проведения оценки вклада федеральных проектов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года используется экспертный метод оценки, с учетом эффекта от результатов, запланированных для реализации мероприятий в рамках национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”.