Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что значит быть природе другом, и какие правила соблюдать.
1) Вспомни, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Нельзя рвать цветы, так как растение без них не сможет вырастить семена. А значит на следующий год не появятся новые растения.
Бабочек нельзя ловить, потому что многие из них очень редкие и внесены в Красную книгу.
В лесу необходимо соблюдать тишину, чтобы не пугать его обитателей, птиц и зверей, их детёнышей.
2) Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже.
Из-за деятельности человека многие растения и животные встречаются всё реже.
Браконьеры убивают редких животных, и их численность ещё больше сокращается.
Они же ловят рыбу сетями, в которые попадают не только взрослые особи, но и мальки.
Вырубка лесов приводит к уменьшению их площади, а значит у животных не остаётся места для обитания.
Ловля насекомых приводит к сокращению их численности, особенно редких, но очень красивых видов.
Люди рвут красивые лесные цветы, и не дают вызреть их семенам. А значит эти цветы могут исчезнуть.
Промышленные предприятия загрязняют воду, землю и воздух, и многие животные и растения погибают.
3) Какие ещё Правила друзей природы ты можешь предложить? Придумай и нарисуй в рабочей тетради знаки к этим правилам.
Основные причины, ведущие к сокращению численности животных и растений:
2) Какие Правила мы договорились соблюдать, чтобы быть природе другом?
Мы не будем рвать цветы, ломать деревья и кустарники, ловить бабочек и других насекомых, обижать лягушек и жаб, уносить домой диких животных.
3) Как можно изобразить эти Правила с помощью условных знаков?
Нам следует в круге показать неправильный поступок человека и перечеркнуть его. Это будет означать, что так поступать нельзя.
Почему нельзя рвать цветы?
Потому что цветок не даст семян и растение погибнет.
Потому что за это могут оштрафовать.
Потому что сорванные цветы быстро засыхают.
Правильно!
Почему нельзя ловить бабочек?
Ловя бабочек, мы сокращаем их численность и они могут исчезнуть.
Почему в лесу нельзя шуметь?
Чтобы не пугать животных.
Чтобы тебя не нашли хищники.
Проверка знаний по теме «Будь природе другом»
Мой результат %%score%% из %%total%% правильно!
Наша безопасность в природе подвергается различным угрозам. Опасной может оказаться как живая, так и неживая природа. Например, есть опасные природные явления — грозы, смерчи, сильный ветер, землетрясение, наводнение и прочие. Эти явления напрямую угрожают жизни человека.
В живой природе опасность могут представлять животные и ядовитые растения.
Животное может напасть, укусить, а употребление несъедобного растения в пищу способно привести к отравлению.
2) Опасные растения и грибы
Внимательно рассмотрите рисунки. По каким признакам можно узнать эти растения и грибы?
Признаки ядовитых растений и грибов
Белена. Имеет изрезанные листья, кремовые цветочки, семена собраны в плоды – в форме кувшинчика.
Вороний глаз. Имеет четыре больших листа, в центре которых на тонком стебельке растёт одна-единственная крупная чёрная ягодка.
Ландыш. Весенний цветок, с мелкими белыми цветочками, собранными в кисточки.
Плоды ландыша — мелкие красные ягодки очень ядовиты.
Дурман. Имеет крупные белые цветы и изрезанные края листьев.
Плод напоминает покрытый волосками орех.
Волчье лыко. Усыпано мелкими розовыми цветками, плоды также некрупные и красные.
Мухомор. Крупный гриб со шляпкой красного цвета.
Шляпка усыпана белыми точечками.
Ложнодождевик. Похож на обычный дождевик, но внутри чёрный.
Ложноопенок кирпично-красный. Имеет тонкие ножки без перепонок, шляпка кирпичного цвета.
Пластинки под шляпкой почти чёрные.
Мухомор пантерный. В отличие от красного мухомора имеет шляпку серого, коричневого цвета, но также усыпан белыми точками.
Бледная поганка. Гриб белого или грязно-белого цвета. Перепонки снизу шляпки белые, на ножке белая юбочка.
Ложноопенок серо-жёлтый. Также имеет тонкие ножки без перепонки, и шляпки ядовитого жёлтого или зелёного цвета.
В атласе-определителе найдите информацию о них.
3) Животные и наша безопасность
Что ты знаешь о правилах безопасности при общении с животными?
Краткое сообщение «Правила безопасности при общении с животными» для 3 класса
При общении с животными важно не проявлять страха и не бежать.
Например, собака может накинуться на человека, если тот показывает, что боится её и убегает от неё.
Нельзя гладить и приманивать диких или бродячих животных.
А после игры с животными нужно обязательно мыть руки.
Нельзя подходить к животным с детёнышами.
Обсудим!
Приближение грозы можно узнать по чёрным, тяжёлым тучам, которые появляются на краю небосвода и быстро приближаются, заволакивая всё небо.
Грозу можно услышать по отдалённому грому и заметить по вспышкам далёких молний.
Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
В моей жизни было несколько встреч с бродячими собаками, которых я очень боялась, но всё закончилось благополучно.
А также я несколько раз замечала в лесу змей и благоразумно отходила в сторону.
Есть животные, которых многие люди считают опасными. На самом же деле они безобидны. О каких животных идёт речь? Как нужно к ним относиться?
Некоторые животные похожи на опасных, но на самом деле угрозы для человека не представляют.
Например, ужи похожи на смертельно опасную гадюку, но сами неядовитые.
К таким животным нужно относиться так же, как и ко всем остальным — ни обижать, ни убивать, не преследовать.
Проверь себя
Если гроза застала вас на открытом месте, то нельзя прятаться от молний под высокими деревьями, прижиматься к металлическим предметам или пытаться закрыться ими от дождя. Не следует купаться во время грозы и находиться на берегу водоёма.
Как избежать отравления растениями и грибами?
Чтобы не отравиться незнакомыми грибами и ягодами, не следует брать их в руки и тем более в рот, особенно если вы сомневаетесь в их неядовитости.
Как избежать укуса змеи? Что делать, если она укусила?
Чтобы змея не укусила, следует внимательно смотреть под ноги, особенно в высокой траве.
Заметив змею лучше сразу уйти в другую сторону.
Не следует дразнить змею или пытаться поймать её.
Если змея всё-таки вас ужалила, следует немедленно обратиться к врачу.
Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?
После игр с кошкой или собакой следует тщательно вымыть руки.
Нельзя дразнить животных, отнимать у них еду, нападать на них.
Если собака бродячая играть с ней нельзя, равно как и с незнакомой кошкой.
Такие животные могут быть переносчиками разных заболеваний.
При встрече с бродячей собакой не следует убегать, лучше остановиться и пропустить её.
Задания для домашней работы
1. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о ядовитых растениях и грибах.
Сообщение «Опасные растения» для 3 класса
Многие опасные растения мы можем встретить буквально на заднем дворе, за ними даже не нужно ходить в лес.
Например, часто возле строений, на пустырях мы можем увидеть высокие стебли дурмана.
Это сильно ядовитое растение, которое может вырастать до одного метра в высоту. Дурман сразу бросается в глаза, ведь у него крупные белые цветки, которые пахнут очень неприятно. Прикасаться к этому растению нельзя, ведь у него ядовитыми оказываются все части.
Другое ядовитое растение, всем также хорошо знакомое, белена.
Это растение можно найти возле домов, дорог, на лугах и пастбищах. Её семена находятся в коробочках, по форме напоминающих плоды мака. Из-за этого их иногда поедают дети. Но белена очень ядовита и прикасаться к ней так же не следует.
А этот мелкий и жёлтый цветок по незнанию может показаться красивым. Но он также очень ядовит и потому называется лютик едкий. Растёт он во дворах, в лесу, в поле. Если сок лютика попадёт на руки, ничего страшного не будет, но окажись он в глазах, как человек сразу чувствует сильную резь и дело может закончиться даже временной потерей зрения.
И ещё одно ядовитое, но и полезное растение — чистотел.
Его можно встретить в садах и огородах, потому что он растёт только на мягкой почве. Кусты чистотела пышные, могут разрастаться. У чистотела красивые жёлтые цветки, и очень ломкий стебель. Если сломать это растение, то на изломе покажется капля жёлтого сока. Этот сок жгучий и ядовитый. Но люди приучились использовать его для того, чтобы сводить бородавки.
В Атласе-определителе можно найти описание и других ядовитых растений.
Сообщение «Опасные грибы» для 3 класса
Самыми обычными ядовитыми грибами наших лесов оказываются различные мухоморы и поганки. Существует много видом как мухоморов, так и поганок. Но конечно всем нам лучше прочих знакомы мухомор красный и поганка бледная.
Мухомор красный кажется красивым, словно нарисованным грибом. У него длинная и стройная белая ножка с перепонкой, и красная шляпка, по которой рассыпаны бесцветные точки. Но этот красивый гриб очень ядовит. Растёт он в еловых, сосновых и лиственных лесах практически по всей территории России. Встретить его легче всего с июля по октябрь.
Бледная поганка необязательно должна быть белой. Напротив, чаще она имеет зеленоватую шляпку. Но главное её отличие — белая ножка, такого же цвета пластинки под шляпкой, мешочек у корня и перепонка-юбочка.
Растёт белая поганка в тех же лесах, что и мухомор, но появляется она позже — в августе.
Ещё один очень опасный гриб — говоркушка восковатая. Этот белый гриб формой похож на груздь, но в отличие от него не имеет внутри млечного сока. Иногда он блестит, словно натёртый воском, отсюда и пошло его название.
Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.
В рассказе «Коварные двойники» написано, что у многих съедобных грибов есть двойники ядовитые.
И это действительно так.
Я много раз видела желчный гриб, который похож на боровик, но у него розовая нижняя часть шляпки.
А также бледные поганки могут напоминать шампиньоны, но у тех нет юбочки на ножке, зато часто есть плёнка снизу шляпки, да и сами пластинки тёмного цвета.
В любом случае незнакомые или сомнительные грибы собирать нельзя.
Можно нарваться на коварного двойника и вместо удовольствия заработать отравление.
На следующем уроке
Экология занимается изучением окружающей среды и её защитой от деятельности человека.
Окружающая среда — это всё что нас окружает.
Загрязняется окружающая среда в результате безответственных действий человека.
Люди стараются беречь воздух и воду, устанавливая фильтры, конструируя очистные сооружения, ограничивая вредные выбросы.