Поворот направо в большинстве дорожных ситуаций считается самым простым и легким маневром в плане его исполнения.
Несложным он считается потому, что в подавляющем большинстве случаев поворот направо происходит с крайней правой полосы, и легко контролировать ситуацию впереди по движению и слева от машины.
При осуществлении поворота направо в рамках ПДД во многих случаях пути движения с другими транспортными средствами не пересекаются.
Тем не менее, бывают ситуации, когда даже этот вполне безобидный маневр в определенных случаях может привести к ДТП.
Некоторые из них будут приведены ниже. Но сначала несколько слов о правилах поворота направо и причинах возникновения ДТП.
Далее, в статье:
Поворот направо в ПДД Поворот направо во дворы Поворот направо на перекрестке Поворот на круговое движение
Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- «направо», где слово пишется слитно,
- «на право», где слово пишется раздельно.
«направо» или «на право»?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Почему пишем слитно?
Мы руководствуемся следующим правилом:
«Слитно пишутся наречия, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффикса».
Так, наречие образовано от прилагательного «правый» с помощью приставки «на-» и суффикса «-о».
правый — прав
В данном случае наречие будет отвечать на вопрос «куда?».
Однако, если слово «право» употребляется в значении «совокупность законодательных норм, возможность делать что-либо», то выражение пишется раздельно.
В данном случае слово «право» играет роль существительного.
Как мы знаем, существительные с предлогами пишутся раздельно.
- Я уповаю лишь и на закон.
- Я надеюсь провожать тебя до дома.
Примеры для закрепления:
- Мы повернули и заехали в тупик.
- Они поехали , затем налево и прибыли к месту.
- Он увидел что-то странное на перекрестке и повернул .
Обновлено на
31 авг. 2022
В чем разница между ?Пожалуйста, приведите примеры.
When you “disagree” with an answer
Направо = вправо – направление.Свернуть вправо / направо.
Направо = справа – местоположение.Направо стоит школа.
Направо = вправо – синонимы.
Но есть маленькое различие.
Направо (если для направлений) – конкретная смена направления в эту сторону. Пример: Поверните направо.
Вправо (для направлений) – чуть-чуть сдвинуться в эту сторону, но продолжать движение в исходном направлении (например, прямо) . Пример: возьми чуть-чуть вправо. То есть необходимо немного сдвинуться в правую сторону(держаться правой стороны) , но продолжать при этом двигаться в текущем направлении. Ситуация: водитель едет прямо и ему нужно “взять чуть-чуть вправо “, чтобы объехать яму или не задеть другую машину, но при этом водитель продолжает исходное движение Прямо, хотя и сместился немного вправо.
Хотя, часто используются, как синонимы.
Previous question/ Next question
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
- Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
- Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
- Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
- Понимаю ответы любой длины и сложности.
Что такое “подарки”?
Show your appreciation in a way that likes and stamps can’t.
By sending a gift to someone, they will be more likely to answer your questions again!
If you post a question after sending a gift to someone, your question will be displayed in a special section on that person’s feed.
У вас есть вопрос, на который нет ответа в словаре или электронном переводчике? Спросите у носителя языка!
Обновлено на
28 июля 2021
В чем разница между ?Пожалуйста, приведите примеры.
“справа” отвечает на вопрос “где?”. Ты где припарковался? – Справа / справа от входа. Я сижу справа от Лены.На общем фото я третий справа.
“направо” и “вправо” отвечают на вопрос “куда?” Куда поворачивать? – Поворачивай направо / вправо.Посмотри вправо / направо.
Справа- (Где? ИЛИ с какой стороны?)-с правой стороныНаправо-повернуть/ пойти направоВправо- куда?-Вправо
- Поворот направо из третьей полосы
- Поворот направо со второй полосы
- Съезд с многополосной дороги
- Рисковый поворот на широком перекрестке
- Поворачиваю, как хочу
- Поворот направо через выделенную полосу
В этой статье речь пойдет о ситуации, когда Правилами разрешается выполнять поворот направо со второй полосы.
Сначала немного теории относительно поворота направо.
Пункты 8.5 и 8.6 ПДД указывают на то, что в общих случаях перед поворотом направо вы должны занять крайнее правое положение на проезжей части.
При осуществлении поворота направо необходимо вести свой автомобиль по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Но нередко на дорогах знаками и дорожной разметкой в направлении направо разрешается повернуть и со второй полосы.
Например, с крайней правой полосы движение разрешается только «направо», а со второй полосы – «прямо или направо».
Т.е. проезд в прямом направлении по второй полосе — это не единственный вариант для движения. Еще есть возможность осуществить поворот направо со второй полосы.
Не важно, где организован такой проезд. Это может быть на перекрестке или же на въезде к какой-либо прилегающей территории.
Важно то, что схема движения по полосам несколько отличается от «привычной» схемы, и свое внимание на этот факт многие обращают поздно.
Посмотрите короткий видеоролик. В нем специально задержан кадр, на котором видно и знаки 5.15.2 «Направления движения по полосе» , и разметку 1.18 на каждой из полос.
Водитель автомобиля, с которого ведется съемка («регистратор»), намеревается повернуть направо со второй полосы (второго ряда), вслед за едущей впереди легковой машиной.
Но как только «регистратор» приступил к повороту, в его правый борт тут же врезается автомобиль Ваз «классика», водитель которого решил по правой полосе проехать прямо.
То ли он знаков и разметки не видел, то ли надеялся успеть проехать, это его личные мотивы, и они не важны. Но он нарушил требования знаков и дорожной разметки, в результате чего произошло ДТП.
Нарушитель ПДД автоматически становится виновником ДТП, произошедшего по причине данного нарушения. Поэтому, юридическим виновником этого происшествия является водитель «Жигулей».
Юридический язык — он «сухой», текст протокола излагает сухую информацию, необходимую для установления виновника/невиновника и адресата последующих санкций.
Но транспортными средствами управляют люди, им свойственно как ошибаться, так и находить выход из затруднительных положений.
ДТП является следствием того, что выхода из данной критической ситуации водителями найдено не было.
Какие ошибочные действия допустили водители обоих автомобилей? Чтобы это понять, можно мысленно поставить себя на их место.
Начнем с водителя «Жигулей». До столкновения автомобиль «Ваз» не был виден в кадре, но логика подсказывает, что он ехал по правой полосе.
Если его движение планировалось в прямом направлении, то нужно было выбирать другую полосу — вторую или третью. И знаки 5.15.2 и разметка 1.18 напоминали об этом.
Ну а если водитель не увидел знаков направлений движения по полосе (возможно, слепило солнце), то разметку 1.18 нельзя было не заметить — она на дороге перед глазами.
Скорее всего, причина была в чем-то другом, что могло отвлечь внимание или позволило игнорировать ПДД, и пусть она останется на совести водителя «Классики».
Теперь, о действиях «регистратора». Его юридической вины в этом ДТП нет, он действовал в соответствии с ПДД, но недооценил ситуацию справа сзади своего автомобиля.
Возможно, водитель видел в зеркалах едущий по правой полосе «Ваз», и поскольку движение с правой полосы разрешено только направо, то он мог предположить, что водитель «Ваза» повернет.
Предположил, но не убедился в этом. И дистанция между машинами была очень небольшая. Очень похоже на то, что виновник ДТП неожиданно появился из «слепой» зоны зеркал «регистратора».
О том, что такое «слепая» зона можно прочесть в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Если на дороге что-то происходит неожиданно для вас, тем самым вмешиваясь в ваш процесс движения, это говорит о том, что вы не были к этому готовы, не предположили такую возможность.
Чтобы этого избежать, необходимо наблюдать обстановку и прогнозировать изменение дорожной ситуации. Как это сделать — в статье Прогнозирование дорожных ситуаций.
Для контроля над ситуацией сзади и с боков автомобиля есть смысл не только смотреть в зеркала заднего вида, но еще крутить головой по сторонам, если кузов позволяет.
Зеркала не всегда дают полную картину происходящего позади машины, а поворот головы и взгляд в мертвую зону непосредственно перед маневром, может внести ясность в эту картину.
Так целесообразно делать не только когда совершаете поворот со второй полосы, но и в обычных ситуациях, даже когда поворачиваете с крайней правой полосы.
Пункт 8.5 ПДД не зря требует, что перед поворотом направо необходимо занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. принять как можно правее. Для чего это нужно?
Предположим, другой автомобиль не может поместиться между вашей машиной и тротуаром или обочиной, а вот мотоцикл – запросто!
И, поскольку, по дорогам общего пользования с апреля 2014 года разрешено ездить еще и велосипедистам, то появление последнего в слепой зоне зеркал вашего авто, более чем вероятно.
Если сравнить столкновение транспортных средств, то в случае, как на видеоролике, пострадало только «железо».
В случае столкновения с двухколесным транспортным средством, последствия ДТП были бы гораздо серьезнее. А причина ДТП в таких случаях дело уже вторичное.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Поворачиваю, как хочу; Поворот направо и пункт 8.6 ПДД; Поворот направо. Опасные ситуации; Поворот направо через выделенную полосу.
Будьте внимательны за рулем.
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Правила проезда регулируемых перекрестков
- Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток
- Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
- Правила проезда регулируемых перекрестков
- Правила проезда нерегулируемых перекрестков
- Проезд нерегулируемых перекрестков
- Проезд т-образных перекрестков
- Проезд перекрестков с круговым движением
- Проезд перекрестков с трамвайными путями
Материал данной публикации посвящен правилам проезда регулируемых перекрестков.
Здесь будут рассмотрены общие правила движения через регулируемый перекресток в прямом направлении, а также правила поворотов направо или налево на перекрестке со светофором.
Признаки регулируемого перекрестка Правила проезда регулируемых перекрестков Перекресток со светофором. Движение прямо на перекрестке Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке Перекресток со светофором. Поворот налево на перекрестке Движение на перекрестке с регулировщиком
Что необходимо сделать в первую очередь на подъезде к любому перекрестку?
Приближаясь к любому перекрестку, в первую очередь необходимо определить его тип: регулируемый или нерегулируемый (алгоритм проезда через перекресток, пункт 2).
От типа перекрестка зависит последовательность дальнейших действий на въезде и выезде с перекрестка.
Ответ на вопрос как это сделать, или по каким характеристикам определить тип перекрестка, дает пункт 13.3 ПДД. И поскольку в данной статье речь идет о проезде регулируемых перекрестков, то самое время повторить их признаки.
Признаки регулируемого перекрестка
- Движение регулируется светофором;
- Движение регулируется регулировщиком.
Признаки нерегулируемого перекрестка, а также порядок движения в соответствии с ними, подробно рассмотрены в следующих статьях данной серии: Правила проезда нерегулируемых перекрестков и Проезд нерегулируемых перекрестков.
Переходим к правилам проезда через регулируемый перекресток.
Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора, в том числе с одной или двумя дополнительными секциями можно посмотреть в разделе 6 ПДД.
Другими словами, регулировщик на перекрестке главнее светофора, знаков и дорожной разметки.
Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика (в виде картинки) можно посмотреть в пункте 6.10 ПДД.
Эти шесть правил применимы только к проезду регулируемых перекрестков.
Есть еще два требования: уступить дорогу пешеходам или велосипедам при поворотах направо или налево, и не выезжать на перекресток в случае затора (пункты 13.1 и 13.2 ПДД), но они относятся, скорее, к соблюдению приоритета.
Соблюдение приоритета во время разъезда с трамваем на перекрестке заслуживает отдельного внимания. При равных правах на проезд трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС.
Этот вопрос рассмотрен в статье из этой же серии Проезд перекрестков с трамвайными путями.
Теперь несколько «бытовых» правил для благополучного (безаварийного) проезда перекрестка со светофором.
Поскольку работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор подразумевает регулируемый участок дороги, перечисленные ниже правила справедливы для движения на любых светофорах, кроме реверсивных и железнодорожных.
Переезд через ж/д пути, в т.ч. оборудованных светофорами, рассмотрен в статье Как проехать жд переезд.
Когда транспортный светофор работает в режиме «красный-желтый-зеленый», ПДД разрешают движение на зеленый сигнал и зеленый мигающий сигнал (пункт 6.2 ПДД).
Красный сигнал запрещает движение. Желтый сигнал запрещает движение, но допускает его, если для остановки потребуется применить экстренное торможение (пункт 6.14 ПДД).
В связи с этой возможностью (допуском), почти всегда появляется желание успеть проехать на желтый сигнал, включившийся после зеленого мигающего сигнала.
Если вы подъезжаете к светофору на зеленый мигающий сигнал (сигнал мигает 3 секунды), то в зависимости от расстояния до светофора, вашей скорости и прочих обстоятельств сразу же определитесь, будете ли вы пересекать перекресток или остановитесь.
Ваши намерения должны быть понятны другим водителям, едущим за вами:
Это необходимо для того, чтобы избежать наезда на вас движущегося сзади автомобиля. Лучше заехать за стоп-линию, и получить штраф, чем получить удар сзади. Но такую ситуацию лучше не допускать.
Подъезжая к перекрестку со светофором, на котором только что загорелся зеленый сигнал, всегда снижайте скорость, даже если дорога для движения свободна.
В таких обстоятельствах всегда существует вероятность столкновения с автомобилем завершающим проезд перекрестка с других направлений, особенно на «закрытых», плохо просматривающихся перекрестках.
Очень наглядный пример такой ситуации рассмотрен в статье Проезд на только что включившийся зеленый.
Если подъезжаете к светофору с «горящим» красным сигналом, то заранее снижайте скорость и старайтесь ехать так, чтобы при подъезде к нему уже включился зеленый сигнал, и вы могли проехать перекресток без остановки.
Если ваш автомобиль стоит на светофоре первым, и вы собираетесь продолжить движение в прямом направлении, то следует стартовать с разумным ускорением, чтобы не задерживать водителей, который едут сзади вас.
Если стоите на светофоре вторым (третьим, четвертым и т.д.), старайтесь трогаться одновременно или с минимальным отрывом от едущего перед вами автомобиля.
Теперь несколько слов о том, как не попасть в аварию на перекрестке.
Перекресток со светофором. Движение прямо на перекрестке
При встречном движении автомобилей на разрешающий сигнал светофора или регулировщика в направлении прямо или направо траектории движения машин взаимно не пересекаются, поэтому трудностей в проезде перекрестка обычно не возникает.
Но существуют несколько видов перекрестков, на которых даже при движении «прямо» требуется активно смотреть по сторонам.
Например, на некоторых перекрестках движение организовано таким образом, что для выполнения поворотов организуются дополнительные полосы.
Другими словами, одна широкая полоса до перекрестка раздваивается перед пересечением проезжей части, а после перекрестка опять переходит в одну полосу.
На таких перекрестках дорожной разметкой 1.18 и знаками 5.15.2 указывается направление движения по полосе. Но бывает, что разметка стирается или ее не видно, а знаков 5.15.2 можно сразу не заметить.
В результате, автомобили с дополнительных полос, предназначенных для поворота, начинают тесниться к смежной полосе, чтобы поехать в прямом направлении. В подобной «тесноте» есть вероятность соприкоснуться бортами.
Две похожие ситуации подобного вытеснения с проезжей части рассмотрены в статьях Опережение по «новой» полосе и Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо.
Вариант выхода из подобных ситуаций будет следующий. Если вы оказались не на той полосе, что вам нужно, или спохватились поздно, то следуйте указаниям знаков и дорожной разметки.
Если знаки требуют повернуть – поворачивайте. После этого ищите место, чтобы развернуться и возвращайтесь на этот перекресток, чтобы далее поехать в нужном вам направлении. А если хорошо знаете местность, можете проложить себе другой маршрут.
Проезжая любой перекресток, еще необходимо понимать следующее: соблюдение ПДД, безусловно, упорядочивает движение, но НЕ гарантирует безопасность. Безаварийный проезд можете себе обеспечить только вы сами.
В серии статей Дорожные ситуации. Проезд перекрестка прямо рассмотрены несколько типичных дорожных ситуаций, подтверждающих это высказывание.
В похожих ситуациях может оказаться любой автомобилист, есть смысл их просмотреть и запомнить. Там же есть варианты действий как избежать ДТП в похожих обстоятельствах.
Следующий вид перекрестков, которые необходимо проезжать с повышенным вниманием, когда одна из дорог, образующих перекресток, имеет широкую разделительную полосу.
Обычно, это газон с насаждениями, имеющий в поперечном сечении прямой срез. Ширина таких газонов может быть разной.
Соответственно, на перекрестке, образованном такой дорогой, образуется два пересечения проезжих частей. Не станем вникать в юридическое обоснование того факта, почему пересечений образуется два, а не одно, это не имеет значения.
Особенность таких перекрестков состоит в том, что на участке в разрыве разделительной полосы часто наносят сплошную (двойную сплошную) линию разметки, разделяющую встречные направления, и перед въездом на второе пересечение наносят стоп-линию (разметка 1.12 или ставят знак 6.16).
Так вот, на одних перекрестках все эти атрибуты в разрыве разделительной полосы имеются, а на других перекрестках их нет, либо есть что-то одно (как на рисунках ниже). Здесь и кроется опасность (по ситуации).
Предположим, вы на зеленый сигнал светофора проехали первое пересечение, и собираетесь продолжить движение прямо. В этот момент зеленый сигнал светофора меняется на желтый или красный.
Как вам поступить в этом случае: остановиться или продолжить движение через второе пересечение?
Официальное решение на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если на перекрестке есть Стоп-линия (разметка 1.12 или знак 6.16), то обязательно нужно остановиться перед ней.
Если же Стоп-линия отсутствует (стерлась разметка 1.12, не установлен знак 6.16), значит можно двигаться дальше и проехать следующее пересечение.
А теперь представьте следующую жизненную ситуацию. Перед вторым пересечением стоп-линии нет (отсутствует), значит, согласно пункту 13.7 вы имеете право закончить проезд перекрестка независимо от сигнала светофора на выходе.
В это же время, по пересекаемой дороге на включившийся зеленый сигнал начинает движение другой автомобиль и, нарушая пункт 13.8 ПДД (возможно, он вас не видит), резко ускоряется вперед.
В этой ситуации ваш автомобиль завершает выезд с перекрестка, а другой авто стартует на свой законный зеленый сигнал. Вероятность столкновения почти 100%-ая.
В подобной ситуации было бы целесообразно поступить следующим образом. Выезжая на перекресток, есть смысл прорабатывать в голове возможное развитие событий. Это называется прогнозирование дорожной ситуации.
Необходимо рассмотреть возможные варианты с учетом «мертвых» или «слепых» зон, т.е. с учетом того пространства, которое вы не можете видеть по каким-то причинам (закрыт обзор).
Проезжая один и тот же перекресток в разное время, нужно учитывать, что каждый раз ситуация изменяется: другая техника, другие погодные условия, возможен гололед, час «пик» и пр.
Если на пересекаемой дороге справа от себя вы видите, например, большой автобус, или больших размеров грузовик, то есть смысл предположить, что за ним, в «слепой» для вас зоне может находиться автомобиль меньших размеров, водитель которого также, в свою очередь, вас не видит.
Поэтому в ситуации с нашим перекрестком, даже если Стоп-линии нет, то после смены сигналов светофора целесообразно будет остановиться перед выездом на второе пересечение.
О выполнении разворота на перекрестках дорог, имеющих разделительные полосы, можно прочесть в одноименных статьях: Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой Часть1, Часть 2 и Часть 3.
Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке
Когда вы стоите на перекрестке со светофором в первом ряду (перед стоп-линией), и намереваетесь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду.
Бывают случаи, когда автомобилист, стоящий слева, при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами.
Это нарушение, и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее. В статье Поворот направо. Опасные ситуации похожие «нюансы» рассмотрены более подробно.
Поворачивая на перекрестке направо, пункт 13.1 ПДД требует уступить дорогу велосипедистам (если таковые имеются), которые движутся прямо либо по проезжей части, либо по отдельной велодорожке, и пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую вы поворачиваете.
Потенциально опасной является ситуация, когда велосипедист передвигается в потоке машин по краю проезжей части. Ему требуется мало места, и когда машин в потоке много, велосипед становится малозаметен. То же самое и с мопедом.
В таких случаях немаловажно своевременно их увидеть! Для этого есть смысл предполагать об их присутствии, или о возможном их появлении. Также придется крутить головой по сторонам.
Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным ТС.
Такую особенность необходимо учитывать, тем более, если у вас есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правой полосы.
Подробнее о приоритете в этих ситуациях — в статьях Поворот направо и пункт 8.6 ПДД и Приоритет на повороте на стрелку светофора.
Перекресток со светофором. Поворот налево на перекрестке
Технология поворота налево, а так же одновременного поворота налево вместе с встречным автомобилем описана в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила.
Возвращаясь к теме безопасности в процессе поворота налево (не только на перекрестке), есть смысл обратить внимание вот на что.
Поворачивая налево, вы обязаны пропустить ТС, которые движутся навстречу вам в направлении «прямо» или «направо», а также пешеходов, переходящих проезжую часть, на которую вы поворачиваете.
Остановившись в середине перекрестка, и пропуская встречный автотранспорт, держите передние колеса своего автомобиля в положение «прямо».
В случае наезда на ваш автомобиль сзади или даже легкого удара в автомобиль сзади, на повернутых колесах он обязательно выкатится на встречную полосу, где в это время навстречу вам едут другие машины.
Ну, а встречный удар окажется намного сильнее предыдущего, который пришелся сзади.
Таким образом, порядок действий при повороте налево на регулируемом перекрестке будет следующий:
Исходное положение — вы стоите в крайнем левом ряду в ожидании разрешающего сигнала, указатель левого поворота должен быть включен.
- На разрешающий сигнал выезжаете примерно на середину перекрестка. Останавливаетесь, колеса держите прямо;
- Пропускаете встречные автомобили, а также встречных велосипедистов, которые движутся по правому краю своей проезжей части. Затем начинаете движение, быстро поворачиваете руль влево и проезжаете пересечение проезжих частей;
- Останавливаетесь перед пешеходным переходом. Пропускаете пешеходов и продолжаете движение. Выключаете левый «поворотник».
Что касается техники поворота налево, то особых сложностей она не представляет. Техника выполнения любого поворота всегда одинаковая, изменяется только скорость и ситуационные обстоятельства.
Техника поворота изложена в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота. Еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.
А с безопасностью на левых поворотах дело обстоит серьезнее. В статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Поворот налево на перекрестке. Часть 2 рассмотрены несколько вариантов взаимодействия участников, при которых с большой долей вероятности может произойти столкновение.
Движение на перекрестке с регулировщиком
Если движением на перекрестке руководит регулировщик, то все внимание на него. По статусу, указания регулировщика главнее сигналов светофора, дорожных знаков и разметки (пункт 6.15 ПДД).
В силу того, что регулировщик на дорогах встречается не часто, при его виде некоторые автомобилисты теряются, и общий порядок движения входит в ступор. В такие моменты не следует терять бдительность.
Как легко запомнить сигналы регулировщика
Жесты (сигналы) регулировщика с описанием их значений приведены на сайте в пункте 6.10 ПДД. Там же есть рисунок с изображением разрешенных направлений движения при различных сигналах регулировщика.
Легко запомнить сигналы регулировщика поможет их формулировка, приведенная ниже:
- Вытянутыми руками регулировщик указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешается;
- Безрельсовый транспорт движется из «рукава в рукав» регулировщика, при этом разрешается повернуть направо;
- Повернуть налево и развернуться разрешено только в случае, когда траектория из «рукава в рукав» по ходу движения «поворачивает» налево;
- Трамваи движутся только из «рукава в рукав» регулировщика;
- Движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика и со стороны правого бока, когда его правая рука вытянута вперед, как бы перекрывая движение.
Ждете «свой» разрешающий сигнал, и начинаете либо продолжаете движение.
А вообще, регулировщики тоже люди, они способны понять чужую забывчивость, и чтобы не задерживать весь поток, часто «объясняют» другими понятными жестами кому и куда в данном случае можно продолжить движение.
Тема следующей статьи из этой серии — правила проезда через нерегулируемые перекрестки.
Въезд на перекресток на смене сигналов светофора; Поворот под стрелку в доп. секции светофора; Приоритет на повороте на стрелку светофора; Проезд на только что включившийся зеленый; Проезд перекрестка на красный; Не дал выехать с перекрестка; Как избежать ДТП.
Поворот направо в ПДД
В первую очередь следует обратиться к ПДД и вспомнить, как этот маневр (имеется в виду, поворот направо) должен выполняться правильно, т.е. в соответствии с ПДД.
Пункт 8.5 ПДД обязывает водителей перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части кроме случаев, когда совершается въезд (поворот) на круговое движение.
Это значит, что на круговой перекресток (обозначенный знаком 4.3 «Круговое движение») можно заехать с любой полосы, а во всех остальных случаях перед поворотом направо, нужно «прижаться» как можно правее к краю проезжей части дороги, с которой совершается поворот.
Что значит «прижаться» — ответ в статье Крайнее положение на проезжей части.
«При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».
Объединяем оба пункта и получаем следующий вывод. Правильная (т.е. в соответствии с ПДД) траектория поворота направо должна проходить из крайнего правого положения на проезжей части дороги, с которой выполняется поворот, на правую полосу проезжей части пересекаемой дороги.
Так должно происходить во всех случаях, кроме въезда на перекресток с круговым движением и кроме случаев, когда Правила знаками 5.15.2 «Направления движения по полосе» разрешают повернуть направо еще и со второй полосы.
Правило поворота направо, как таковое, не сложно для понимания и совсем не трудно для выполнения. Тем не менее, во время осуществления этого, казалось бы, простого маневра нередко случаются столкновения различной степени тяжести.
Само по себе столкновение — это результат того, что кто-то один из участвующих что-то нарушил, а другой по разным причинам не предусмотрел этого нарушения или не заметил его, но оказался во взаимодействии с первым.
Обычно, столкновение происходит по разным причинам, часто в ДТП попадает тот, который не нарушал Правила. Это лишний раз подтверждает высказывание, что формальное соблюдение ПДД недостаточно для того, чтобы не попасть ДТП.
ДТП любого рода происходят чаще всего по причине неверного восприятия дорожной ситуации и несвоевременной реакции на ее изменение.
Затем, после ДТП, следует недоумение и вопрос – откуда он взялся?! Причина ДТП простая – не заметил, не учел, не предусмотрел.
Более подробно о причинах ДТП можно прочесть в статьях Что такое ДТП и как его избежать и Как избежать ДТП.
Соблюдение ПДД повышает безопасность движения и дает водителю юридическую защищенность в случае дтп, но не защищает от самой аварии. Поэтому, важно эту самую опасную ситуацию предусмотреть.
Для этого не лишним будет «проигрывать» в голове типичные случаи на перекрестках, когда возникновение опасности наиболее вероятно.
Ранее, были рассмотрены несколько ситуаций, представляющих опасность на левом повороте и развороте. Материал статей:
Здесь же рассмотрим опасные случаи, связанные с поворотом направо.
Возможно, в этом контексте слово «опасный» не совсем уместно, но его значение в данном случае – это высокая вероятность ДТП.
Поворот на круговое движение. Опасность при перестроении
ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы (пункт 8.5 ПДД). В какой-то степени въезд на круговой перекресток – это поворот на круговое движение направо.
В качестве подсказки, дорожной разметкой 1.18 обозначается направление въезда на круг по каждой из полос движения.
В подавляющем большинстве случаев, когда нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заезжать на круг с крайнего правого ряда.
Если планируется движение по кругу и выезд из него во второй и следующие съезды, то есть смысл въезжать на круговой перекресток со второй полосы и далее, а не с крайней правой.
Это нужно для того, чтобы избежать лишних перестроений на круговом движении, особенно в местах въезда на круговой перекресток.
Опасность последствий перестроения на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности.
Пространство слева-сзади автомобиля просматривается лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой зоне зеркал.
Поэтому, кроме обзора дороги сзади посредством зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда.
В статье Подлез под грузовичок рассмотрена одна из похожих дорожных ситуаций на круговом перекрестке.
Перечисленные случаи поворота направо во дворы, поворота на перекрестке или поворота на круговое движение – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости.
Нужно понимать, что опасная ситуация может возникнуть в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности.
Для этого есть смысл постоянно следить за дорогой и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Поворот направо и левый «поворотник»; Крайнее положение на проезжей части; Поворот направо на главную дорогу; Что такое безопасный маневр; Как автомобиль поворачивает; Как избежать ДТП.
Поворот направо во дворы или прилегающую территорию
В общих случаях, когда поворот направо во дворы с правой полосы свободен, то последовательность действий, обычно, следующая:
Двигаетесь по крайней правой полосе, заблаговременно включаете указатель правого поворота, снижаете скорость, и поворачиваете направо с учетом пункта 13.1 ПДД (по необходимости пропускаете пешеходов и т.д.).
Когда въезд-выезд узкий, и в этот момент с территории выезжает другой автомобиль, то целесообразно сначала выпустить того, затем, заехать самому.
Иногда бывает так, что перед въездом во двор припаркован другой автомобиль. Он может стоять с нарушением ПДД или без нарушения, это не важно, но он расположен именно перед тем въездом, куда требуется повернуть.
Так вот, когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие» объехать с его левой стороны.
Для того, чтобы объехать стоящий автомобиль, необходимо по всем правилам перестроиться левее.
Поэтому, включаете указатель левого поворота (контролируя ситуацию слева-сзади автомобиля), затем, перестраиваетесь левее, и выключаете «поворотник». Далее, плавно снижаете скорость.
После того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник» и, завершив объезд, повернуть направо во дворы или на территорию, в общем, туда, куда вы намеревались заехать.
Описанный алгоритм поворота направо во дворы с объездом припаркованного автомобиля таит в себе три опасных момента.
Первый – у стоящего автомобиля может внезапно открыться левая дверь, поэтому, объезжая его, не следует прижиматься близко к нему.
Но и сильно далеко от него отстраняться тоже не следует, иначе, едущий за вами водитель, может неправильно растолковать ваш маневр и попробует «вклиниться» между вашим и припаркованным авто.
В этом, как раз, и таится вторая опасность. Вместо автомобиля сзади может ехать мотоциклист, а ему для того, чтобы проехать между машин, нужно совсем мало места.
Не следует долго задерживаться на левой полосе (в левом ряду) – как только будет завершен объезд, нужно тут же уходить вправо.
И третий опасный момент – стоящий автомобиль может начать движение, причем, без включения указателей поворота.
Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли водитель в машине, работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес).
Если есть сомнения в том, что припаркованный автомобиль вас пропустит вперед, подъезжая, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения о возможном столкновении.
Опасные ситуации, возникающие когда осуществляется поворот направо на перекрестке (на обычном, не круговом перекрестке).
При повороте направо на перекрестке, вы обязаны (как требует пункт 13.1 ПДД) уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.
С участниками движения данных групп (пешеходы и велосипедисты) обычно вопросов не возникает.
Проблемы наступают тогда, когда правая сторона проезжей части дороги, на которую выполняется поворот, по разным причинам заставлена другим транспортом.
Там, например, может располагаться остановка общественного транспорта, и в часы пик вся правая полоса сразу после перекрестка будет занята (заставлена).
Придется эту «пробку» каким-то образом объезжать, но тогда поворот направо будет совершен не в правую полосу, как указывает пункт 8.6 ПДД, а в ту, что располагается левее.
В такие моменты нужно обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас.
Дело в том, что нередко, особенно в часы пик, находится немало желающих повернуть направо с левого ряда. Они, не церемонясь, вырываются вперед, и круто поворачивают, подрезая путь тем, кто поворачивает с правой полосы.
Такое действо является нарушением ПДД (расположение ТС на проезжей части) и оно имеет место, но причины в данном случае не важны.
Когда нарушителя «поймают» — то он, скорее всего, будет оштрафован. Пусть этим занимаются те, кому положено, а сейчас задача другая — как не попасть в ДТП.
Поэтому, выполняя поворот направо на перекрестке, есть смысл обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас, учитывая, что вы находитесь на дуге поворота (не все видно в зеркалах).
Еще необходимо обращать внимание вот на что. Если светофор на перекрестке оборудован доп. секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным ТС.
Такую особенность нужно учитывать. Подробности об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
Несколько по-другому ситуация развивается в случае, когда на многополосных дорогах поворот направо разрешен со второй полосы.
В подобных обстоятельствах, когда поворачиваете направо именно со второй полосы, нужно внимательно следить за обстановкой справа и справа-сзади вашей машины. Всегда есть риск, что оттуда кто-нибудь «приедет».
Один такой случай был подробно рассмотрен в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, и немного другой случай – въезд на прилегающую территорию в разрешенном случае со второй полосы – в одноименной статье Поворот направо со второй полосы.