Понятие автомобильная дорога

Общие понятия о дорогах

Автомобильные
дороги представляют собой комплекс
инженерных сооружений для непрерывного,
удобного и безопасного движения
автомобилей с расчетной нагрузкой и
установленными скоростями. В этот
комплекс входят: земляное полотно,
дорожная одежда, мосты, защитные
сооружения, здания и сооружения
автосервиса, дорожных и автотранспортных
служб.

Параметры элементов
дороги подразделяют на 2 вида:

К постоянным
параметрам относят ширину проезжей
части, длину прямых и кривых участков,
крутизну подъемов и спусков, высоту
насыпей и др.

Степень
соответствия постоянных параметров
автомобильной дороги нормативным
требованиям называют техническим
уровнем дороги.

К переменным
параметрам относят характеристики
дороги, изменяющиеся под воздействием
транспортных средств и метеорологических
условий, таких как: прочность дорожной
одежды, состояние поверхности дорог,
сцепные качества, ровность покрытия,
состояние разметки.

Степень
соответствия переменных параметров
дороги нормативным требованиям называют
эксплуатационным состоянием дороги.

Потребительскими
свойствами дороги называются
транспортно-эксплуатационные качества
(ТЭК АД), которые непосредственно отвечают
интересам пользователей и оцениваются
транспортно-эксплуатационными
показателями. К потребительским свойствам
АД относят:

– обеспеченная
скорость движения по АД;

– пропускная
способность АД;

– допустимая осевая
нагрузка и грузоподъемность (или общая
масса) автомобилей и автопоездов и др.

От
транспортно-эксплуатационных качеств
дороги зависят технико-экономические
показатели работы автомобильного
транспорта на данной дороге (ТЭП АД). К
ТЭП АД относятся:

– расход топлива
и др.

Автомобильная
дорога –
это комплекс инженерных сооружений и
устройств, предназначенный для движения
транспортных средств при любых погодных
условиях. В этот комплекс входят:

искусственные
сооружения (мосты, трубы, эстакады,
тоннели и т.д.)

обстановка пути
(знаки, тумбы);

обустройство пути
(автостанции, мотели, кемпинги,
автозаправочные станции, пункты
технического обслуживания).

Общие
требования, предъявляемые к дорогам,
заключаются в обеспечении комфортности
и безопасности движения при движении
с расчетной скоростью на всем протяжении
(подъемы, спуски), независимо от погодных
условий и времени года.

Расчетной
скоростью считается
наибольшая возможная (по условиям
устойчивости и безопасности) скорость
движения одиночных автомобилей при
нормальных условиях погоды и сцепления
шин автомобилей с поверхностью проезжей
части, которой на наиболее неблагоприятных
участках трассы соответствуют предельно
допустимые значения элементов дороги.

Безопасность
движения обеспечивается
соблюдением нормативных требований к
проектированию геометрических элементов
дороги (ширины земляного полотна,
проезжей части и обочин, уклонов, радиусов
углов поворота в плане и продольном
профиле, от которых зависит видимость
дороги), обустройством придорожной
полосы, устройством в нужных местах
тумб, столбиков, ограждений, дорожных
знаков.

Одним из важнейших
показателей, характеризующих работу
дорог, является интенсивность движения.

Интенсивность
движения –
показатель, характеризующий количество
автомобилей, проходящих по дороге или
перегону в обоих направлениях, за единицу
времени (сут., ч).

Количество
грузов или пассажиров, перевезенных по
дороге в единицу времени в обоих
направлениях, называют
грузо- или
пассажиронапряженностью
(Q).

Произведение
объема грузовых перевозок на среднюю
дальность перевозки, называют грузооборотом
(Г).

Экономическим
перегоном называют
участок дороги, в пределах которого
грузонапряженность не меняется.

На пикабу много полезного, но информации по категориям дорог, почему то нет. Необходимо срочно исправить данную оплошность. Разобраться в данном вопросе нам поможет ГОСТ Р 52398-2005.

Все дороги можно сгруппировать по различным признакам.

По условиям доступа транспортных средств на дорогу и по условиям движения дороги разделяются на три класса:

3. Дорога обычного типа (нескоростная дорога).

По потребительским свойствам и транспортно-эксплуатационным качествам дороги разделяются на категории (I, II, III, IV и V) в зависимости от:

– примыканий в одном уровне и условий доступа на автомобильную дорогу

– ширины полос для движения и их количества

– наличия центральной разделительной полосы

– типа пересечений с железными, автомобильными дорогами, пешеходными, велосипедными дорожками и трамвайными путями.

Категории дорог устанавливаются в зависимости от интенсивности движения. Также категория дороги помимо вышеописанных факторов влияет на геометрические параметры дороги (максимальный продольный уклон и радиус кривой в повороте). Ну и самое главное в зависимости от категории дороги и других (неизвестных мне) факторов Госавтоинспекция устанавливает разрешенную скорость движения.

Сводная таблица из ГОСТ Р 52398-2005.

Важно, что различным участкам одной дороги могут быть присвоены различные классы. Это вполне логично, ведь интенсивности движения на разных участках отличаются.

Из ФЗ 257 от 08.11.2007 можно узнать о классификация дорог в зависимости от значения. Дороги могут быть: федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные дороги. Также в зависимости от значения дороги определяется из какого бюджета выделяются средства на ее содержание.

С 1 января 2018 г. изменились учетные номера некоторых дорог (подробнее тут).

Теперь номера присваиваться трассам следующим образом:

M — для федеральных трасс, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов.

Р — для региональных дорог и федеральных трасс, соединяющих административные центры Российской Федерации;

А — федеральных трасс и региональных дорог, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств. А также – для автодорог, соединяющих федеральные трассы между собой.

Вообще у Росавтодора очень живая группа в ВК. Если есть какие либо вопросы, можно задать их в комментариях к какой либо записи. Главное определится, что трасса по которой вы задаете вопрос федеральная и указать километраж, по остальным трассам надо задалбывать местных властей. Если есть вопросы по платным дорогам вам сюда.

P.S. Бонусом ссылка на сайт Росавтодора, где выложены документы касательно планируемых к передаче в федеральную собственность дорог и план развития дорог федерального значения. Почему то начерчена средствами рисования в Excel 🙂 Обязательно посмотрите, что планируется сделать в вашем регионе. Если в чем то ошибся, просьба сильно не пинать, я не сотрудник Росавтодора.

Понятие автомобильная дорога

Поперечный профиль автомобильной дороги: а – ширина земляного полотна; б – проезжая часть; в – бровки дороги; г – обочины; д – кюветы; е – обрезы дорожной полосы.

ком­плекс ин­же­нер­ных со­ору­же­ний, пред­на­зна­чен­ный для обес­пе­че­ния удоб­но­го, не­пре­рыв­но­го и безо­пас­но­го дви­же­ния ав­то­мо­би­лей, а так­же др. ви­дов ко­лёс­но­го транс­пор­та. Для дви­же­ния ав­то­мо­би­лей пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­ва­лись су­ще­ст­во­вав­шие гуже­вые до­ро­ги; с ро­стом ин­тен­сив­но­сти дви­же­ния с 1920-х гг. на­ча­лось строи­тель­ст­во А. д. с ас­фаль­то­вым по­кры­ти­ем. С рос­том ско­ро­стей и гру­зо­подъ­ём­но­сти ав­то­мо­би­лей уве­ли­чи­лись тре­бо­ва­ния к проч­но­сти до­рож­ных кон­ст­рук­ций, их ров­но­сти для обес­пе­че­ния плав­но­сти хо­да. При строи­тель­ст­ве до­рог на­ча­ли со­блю­дать прин­ци­пы ланд­шафт­ной архитектуры – гар­мо­нич­ное со­че­та­ние до­ро­ги с ок­ру­жаю­щим ланд­шаф­том, впи­сы­ва­ние до­ро­ги в рель­еф ме­ст­но­сти, а так­же де­кора­тив­ное озе­ле­не­ние. По мере увеличения ин­тен­сив­но­сти дви­же­ния эле­мен­ты трас­сы А. д. ста­ли про­ек­ти­ро­вать с та­ким рас­чё­том, что­бы не толь­ко обес­пе­чить ус­той­чи­вость ав­то­мо­би­лей, но и соз­дать у во­ди­те­лей оп­ти­маль­ную нерв­но-эмо­цио­наль­ную на­пря­жён­ность, обес­пе­чи­ваю­щую их вни­ма­тель­ность и дли­тель­ную ра­бо­то­спо­соб­ность.

А. д. раз­де­ля­ют по адм. при­над­леж­но­сти (фе­де­раль­ные, тер­ри­то­ри­аль­ные, ве­дом­ст­вен­ные, ча­ст­ные); по дос­ту­пу на них (об­ще­го поль­зо­ва­ния, плат­ные); по функ­цио­наль­но­му на­зна­че­нию (ме­ж­ду­на­род­ные, меж­го­су­дар­ст­вен­ные, ма­ги­ст­раль­ные, ре­гио­наль­ные, ме­ст­ные) и др. На А. д. об­ще­го поль­зо­ва­ния дос­туп ав­то­мо­би­лей не ог­ра­ни­чен, на плат­ных – ус­та­нов­ле­на пла­та, взи­мае­мая с ка­ж­до­го ав­то­мо­би­ля. А. д., со­еди­няю­щие от­но­си­тель­но уда­лён­ные друг от дру­га важ­ные в эко­но­мич. и стра­тегич. от­но­ше­нии рай­оны и пунк­ты и обес­пе­чи­ваю­щие ско­ро­ст­ное дви­же­ние, на­зы­ва­ют­ся ма­ги­ст­раль­ны­ми (см. ).

При­ме­ня­е­мая в разл. стра­нах клас­си­фи­ка­ция А. д. оп­ре­де­ля­ет­ся нац. тра­ди­ци­я­ми, по­ли­тич. и со­ци­аль­но-куль­тур­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, а так­же уров­нем эко­но­мич. раз­ви­тия и тех­нич. прог­рес­са. В боль­шин­ст­ве стран А. д. под­раз­деля­ют на 5 ка­те­го­рий в со­от­ве­т­ст­вии с рас­чёт­ной ин­тен­сив­но­стью дви­же­ния. Чем она вы­ше, тем вы­ше ка­те­го­рия до­ро­ги и её тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки, в пер­вую оче­редь рас­чёт­ная ско­рость дви­же­ния (ско­рость оди­ноч­но­го ав­то­мо­би­ля при бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях по­го­ды, су­хой и чис­той про­ез­жей час­ти). Напр., в РФ для А. д. 1-й ка­те­го­рии рас­чёт­ная ско­рость дви­же­ния со­став­ля­ет 150 км/ч, для 5-й ка­те­го­рии – 60 км/ч. В конце 20 в. поя­ви­лась тен­ден­ция к умень­ше­нию макс. рас­чёт­ной ско­ро­сти, ко­то­рая свя­за­на с дви­же­ни­ем плот­ных транс­порт­ных по­то­ков, ко­гда во­ди­те­ли не в со­стоя­нии реа­ли­зо­вать вы­со­кие ско­ро­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки ав­то­мо­би­лей.

Осн. эле­мен­ты, оп­ре­де­ляю­щие по­пе­реч­ный про­филь двух­по­лос­ной А. д. без раз­де­лит. по­ло­сы на про­ез­жей час­ти: зем­ля­ное по­лот­но (слу­жит для раз­ме­ще­ния про­ез­жей час­ти А. д. и яв­ля­ет­ся грун­то­вым ос­но­ва­ни­ем для до­рож­ной оде­ж­ды), про­ез­жая часть, обо­чи­ны для вре­мен­ной ос­та­нов­ки ав­томо­би­лей; бо­ко­вые ка­на­вы (кю­ве­ты) для от­во­да по­верх­но­ст­ной во­ды от зем­ля­но­го по­лот­на; об­ре­зы до­рож­ной по­ло­сы для раз­ме­щения зем­ля­но­го по­лот­на, пе­ше­ход­ных и ве­ло­си­пед­ных до­ро­жек, зе­лё­ных на­са­ж­де­ний, шу­мо­защит­ных со­ору­же­ний, ли­ний свя­зи, ли­ней­ных зда­ний экс­плуа­тац. служб и т. д. Рас­стоя­ние ме­ж­ду бров­ка­ми ус­лов­но на­зы­ва­ют ши­ри­ной зем­ля­но­го по­лотна. В пре­де­лах про­ез­жей час­ти уст­раи­ва­ют до­рож­ную оде­ж­ду с верх­ним сло­ем, на­зы­вае­мым по­кры­ти­ем. Для бы­ст­ро­го от­во­да во­ды с про­ез­жей час­ти по­кры­тию при­да­ют по­пе­реч­ный ук­лон в сто­ро­ну от оси А. д. На по­во­ро­тах с ма­лы­ми ра­диу­са­ми со­ору­жа­ют ви­ра­жи (од­но­скат­ные ук­ло­ны по­кры­тия к цен­тру кри­вой). Для луч­шей ви­ди­мо­сти гра­ниц про­ез­жей час­ти и ук­ре­п­ле­ния кра­ёв по­кры­тия уст­раи­ва­ют крае­вые по­ло­сы, ко­то­рые име­ют ту же кон­ст­рук­цию до­рож­ной оде­ж­ды, что и про­ез­жая часть, и вы­де­ля­ют­ся ли­ни­ей раз­мет­ки. В мес­тах про­хо­да А. д. че­рез во­до­то­ки, ов­ра­ги, до­ли­ны, уще­лья, а так­же в мес­тах пе­ре­се­че­ния её с др. пу­тя­ми со­об­щения стро­ят ис­кусств. сооружения – мос­ты, во­до­про­пу­ск­ные тру­бы, пу­те­про­во­ды, виа­ду­ки, эс­та­ка­ды, тон­не­ли и др.

Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти дви­же­ния на А. д. при­ме­ня­ют до­рож­ные зна­ки и ука­за­те­ли, све­то­фо­ры, ог­ра­ж­де­ния, раз­мет­ку, на А. д. с вы­со­кой ин­тен­сив­но­стью дви­же­ния ус­та­на­в­ли­ва­ют­ся ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры и др.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния тех­нич. про­грес­са в строи­тель­ст­ве А. д.: по­вы­ше­ние транс­порт­но-экс­плуа­тац. ка­честв до­рож­ных по­кры­тий, вне­дре­ние бо­лее со­вер­шен­ных тех­но­ло­гий строи­тель­ст­ва, по­вы­ше­ние безо­пас­но­сти дви­же­ния и за­щи­та ок­ру­жаю­щей сре­ды, по­вы­ше­ние на­дёж­но­сти со­ору­же­ний на А. д., по­выше­ние уров­ня об­слу­жи­ва­ния про­ез­жающих.

В данном посте хочу провести небольшой ликбез по вопросу что из себя представляет конструкция автомобильной дороги и как оно работает.

Начну с того, что определимся с самим термином «автомобильная дорога». Для этого обратимся к федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.к. именно в нем есть четкое определение.

Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Разберем теперь по полочкам.

Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств. С этим вроде как и так понятно, поэтому пойдем дальше.

Включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. Поясню. Сейчас не будем рассматривать городские улицы, будем говорить о загородных автодорогах. Загородные трассы имеют разную классификацию и делятся на следующие категории:

Автомобильные дороги федерального значения. Список этих дорог утверждается Правительством РФ. Находятся в собственности Российской Федерации. Строительство и ремонт этих дорог финансируется из средств федерального бюджета. Поэтому их состояние как правило лучше остальных категорий.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения. Критерии отнесения дорог к этой категории утверждаются субъектом РФ. Находятся в собственности субъектов РФ. Строительство и ремонт этих дорог осуществляется за счет регионального бюджета. Поэтому если регион достаточно богатый, то может себе позволить выделять больше средств на дорожную сеть.

Автомобильные дороги местного значения. Дороги в границах поселений (муниципального района, городского округа), не попадающие в другие категории. Находятся в собственности поселений. Тут все совсем печально. Ну откуда у маленьких городков и поселков деньги на дорогостоящие ремонты и строительство дорог?

Частные автодороги. Дороги, находящиеся в собственности физических и юридических лиц. А вот тут наоборот широкое поле для деятельности. Как пример – платные автодороги при хорошей нагрузке не только окупают свое содержание, но и приносят прибыль. Но если я решил построить частную дорогу не для заработка, то я могу запретить по ней ездить остальным и самостоятельно отвечать и за эксплуатацию, и за содержание.

Вернемся к полосе отвода. По сути это обычный земельный участок, оформленный как любой другой (за малыми отличиями), только вытянутый на всю длину дороги. Этот участок выделяется таким образом чтобы на нем разместились все элементы автодороги. В зависимости от того, что это за дорога (федеральная, региональная и т.д.) определяется в чьей собственности земля по которой она проходит. Как правило граница такого участка проходит в 1-2 метрах от низа откоса насыпи или внешней кромки кювета (придорожной канавы).

Расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения.

Вот тут начинается более интересное.

В плане автодорога состоит из следующих элементов:

1. Полосы движения. Из них состоит проезжая часть. Для дорог III-й и выше категории (что такое категория поясню дальше) ширина полос движения составляет 3.75 метра. Это закон. Полос движения может быть 2 (по одной в каждом направлении движения) и более. Полосы движения в разных направлениях можно разделять специальными конструкциями (металлическим барьерным ограждением, разделительной полосой, отбойными бетонными ограждениями и т.д.)

2. Обочина. обочина также делится на 2 части.

– Укрепленная часть обочины. Внешне ничем не отличается от полосы движения. Выполнена из того же материала что и полоса движения (асфальтобетон). Служит для обеспечения безопасности в случае съезда колеса автомобиля с полосы, нормативная ширина от 0.75метра и более, в зависимости от ситуации. По сути все что за краевой полосой разметки уже обочина.

– Насыпная часть обочины. Выполняется из сыпучих материалов. Опять же обеспечивает безопасность, но на этот раз уже от непроизвольного съезда в кювет.

3. Остальные элементы. Откосы насыпи, откосы выемки (ведь дорога может проходить как по насыпи так и в глубокой выемке). Крутизна откосов принимается согласно требованиям безопасности. Не буду углубляться в пояснения, но уточню, что крутизна откоса должна обеспечивать безопасный съезд автомобиля в кювет. В противном случае необходимо устанавливать барьерное ограждение либо бортовой камень (бордюр vs поребрик).

Это если в кратце.

Ах да, и надо сказать, что все дороги делятся на категории. В соответствии с СП 34.13330.2012 деление выглядит примерно так:

Дороги I категории (автомагистрали и автострады) имеют ширину проезжей части 15 м и более с разделительной полосой, разделяющей ветреные потоки транспортных средств. Для каждого направления предусматриваются две полосы движения или более (ширина полосы 3,75 м). Эти дороги с усовершенствованным бетонным покрытием предназначены для массового движения автотранспортных средств. Продольный уклон проезжей части не превышает 3% (т. е. на расстоянии 100 м полотно дороги может подниматься или опускаться не более чем на 3 м). Пропускная способность такой дороги — более 7000 автомобилей в cyтки при скорости движения до 120 км/ч на пересеченной местности и 150 км/ч — на равнинной.

Автомобильные дороги II категории с асфальтированным покрытием строят для соединения промышленных, административных и культурных центров. Ширина проезжей части у них не менее 7,5 м, продольный уклон не превышает 4%, пропускная способность — 3000— 7000 машин в сутки при скорости движения до 120 км/ч.

Дороги III категории с шириной проезжей части не менее 7 м строят по облегченным техническим требова­ниям. Они могут иметь и булыжное покрытие. Продольный уклон — не более 5%. Эти дороги способны про­пустить до 3000 автомобилей в сутки при скорости дви­жения до 100 км/ч.

Дороги IV категории с простейшим покрытием пре­дусмотрены для мало-интенсивного движения транспор­та. Автомобильное движение по таким дорогам в весенне-осенний период затруднено. Ширина проезжей части 6 м. Продольный уклон может достигать 6%. Пропуск­ная способность 200—1000 автомобилей в сутки при скорости движения до 80 км/ч.

Дороги V категории имеют покрытие низшего типа или не имеют его совсем. Ширина проезжей части 4,5 м, а продольный уклон может быть 7%. Такие дороги спо­собны в сутки пропустить не более 200 транспортных единиц со скоростью до 60 км/ч.

Основные понятия

Приступая к разработке технического задания на проектирование дороги, необходимо пользоваться принятыми в данной отрасли понятиями и определениями. Причем некоторые понятия и определения со временем морально и физически устаревают. Предлагаемые в некоторых документах понятия не соответствуют действительному поло-

Об ря 2007 г. № 257-ФЗ« автомо ильных дорогах и о дорожной дея-

Автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытиеи подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Обращаем внимание, что первой составляющей являются земельные участки. Чтобы приступить к проектированию автомобильной дороги, необходимо выполнять различные виды изысканий и др.). Эти изыскания можно проводить только на территории, которая принадлежит застройщику (владельцу территории), поэтому в первую очередь оформляется землеотвод с выкупом

земли. На практике перед изысканиями можно оформить и согласовать разрешение собственника земельного участка на выполнение изыскательских работ или участок передать в аренду. Вопросы землеотвода решает заказчик проектной документации.

По ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» «автомобильная дорога» – комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки

носятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лав н, шумозащитные и ветрозащитные устройства и подобные сооружен я.

Защ тныедорожные сооружения сооружения, к которым от-

ченные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такогодвижения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Производственные объекты сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.

Элементы обустройства автомобильныхдорог

которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения; места отдыха, остановочные пункты; объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог; пешеходные дорожки; пункты весового и габаритного контроля транспортных средств; пункты взимания платы; стоянки транспортных средств; сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений; тротуары; другие сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса.

деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Владельцы автомобильных дорог исполнительные органы госу-

дарственной власти, местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

автомоб мобильной дороги, дорожныхсооружений и (или) их частей, выпол-

нение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории авто-

нию транспортно-эксплуатационныххарактеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

мобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги комплекс работ по восстановле-

Содержание автомобильной дороги комплекс работ по под-

держанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Объекты дорожного сервиса здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты обще-

ственного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Платная автомобильная дорога автомобильная дорога, исполь-

зование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Полоса отвода автомобильной дороги земельные участки (не-

зависимо от категор земель), которые предназначены для размещения конструкт вных элементов автомобильной дороги, дорожных со-

оружен й на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного серв са.

Пр дорожные полосы автомобильной дороги

торые пр легают с о е х сторон к полосе отвода автомобильной до-

роги вгран цах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обес-

й езопасности дорожного движения, а также нормальных услов й реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержан я автомо льной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомо ильнойдороги.

Приведенные выше определения установлены законодательством и должны использоваться в технической и проектной документации.

транспортной системы страны

Принятая целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 гг.» с изменениями на 2 ноября 2013 г, предусматривает развитие современной и эффективнойтранспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

В настоящее время около 10% населения страны проживает в регионах, где отсутствует выход на сеть круглогодично эксплуатируемых дорог. Программа предусматривает обеспечить 2,7 тыс. сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью ав-

томобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

За время реализации Программы будут устранены ограничения по пропускной способности на 6,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, построены и реконструированы почти 8,5 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая

строительство 1,9 тыс. км автомагистралей и скоростных дорог.

Протяжённость дорог США составляет 6,5 млн км, в том числе

77 тыс. км – автомаг страли). Общая протяжённость российской сети автодорог общего поль-

зования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1 396 000 км, в том числе 987 тыс. км с твёрдым покрыт ем. Протяженность автомобильных дорог федерального зна-

– 85,3 тыс. км железных дорог общего пользования, 43,5 тыс. км

путей промышленного железнодорожного транспорта;

– 102 тыс. км внутренних водных путей;

– 2,8 тыс. км трамвайных путей;

– 439 км путей метрополитена;

– 4,9 тыс. км троллей усных линий;

– 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км яв-

Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми вида-

составляет50 800 км. Другие транспортные коммуникации со-

ния составило лишь 15,7%. Доляпротяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла 29% (14 тыс. км).

ми транспорта перевозилось 69,1 млн пассажиров и 33,1 млн т груза.

За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85%

увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользова-

Количество дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте в последние годы увеличилось в среднем на 10%

Подпрограмма по автомобильным дорогам предусматривает мероприятия по научно-техническому и инновационному обеспечению, реализуемые по следующим направлениям:

– совершенствование теоретических основ и расчетных методов эксплуатации автомобильных дорог, экономики дорожного хозяйства, проектирования автомобильных дорог;

– повышение надежности и долговечности дорожных конструкций и конструкций искусственных сооружений, проведение исследований в области создания принципиально новых материалов, конструкций и технологий;

– разработка нового оборудования для диагностики транспортно- эксплуатационного состояния автомобильных дорог и приборов для

осуществления лабораторного контроля качества работ по строительству, ремонту содержанию дорог и мостов, создание наблюдательных пол гонов (стац онарных пунктов наблюдения) с целью иссле- дования качества сроков службы дорожных одежд.

Железнодорожный транспорт выполняет основную массу грузовых пассаж рск х перевозок на дальние расстояния. Однако поступление грузов на железные дороги и доставка их потребителям связаны с погрузочно-разгрузочными станциями. Поэтому железнодорожный транспорт не з ежно должен работать в сочетании с другими

При хорошемсостоянии дорожной сети грузы на расстояния до 400 – 1000 км автомоильным транспортом доставляются быстрее, чем железнодорожным. ильный транспорт успешно используется также для перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния по магистральным автомобильным дорогам.

транспорта, о служивающими его подъездные пути. В подъ-

ездных путях нуждаются также пристани и аэропорты.

роне от железных дорог, и выполняетбольшой объём самостоятельных перевозок по автомобильным дорогам в пределах населённых пунктов. На его долю приходится более 40% работы по пассажирским перевозкам в пассажиро-километрах.

Особенно значительна роль автомобильного транспорта в ряде горных районов, а также на севере страны, где отсутствуют железные

дороги, а водные пути в течение большей части года покрыты льдом.

Автомобильный транспорт выполняет пассажирские перевозки,

осуществляя связь с населёнными пунктами, расположенными в сто-

Большое значение имеет автомобильный транспорт для освоения

малонаселённых районов, позволяя обеспечить перевозки грузов при меньших затратах на постройку автомобильных дорог, чем на строительство железных дорог. Дорожное строительство, являясь инфраструктурой страны, сопутствует всем работам по освоению сельскохозяйственных территорий, по разработке месторождений полезных ископаемых, по строительству новых промышленных районов.

Потребительскими качествами дорог являются:безопасность движения;комфортабельность;удобства движения;

уровень загрузки дороги движением;разрешенная нагрузка на дорогу и габариты транспортных

ных дорог, мостов, транспортных развязок и других сооружений должны обеспеч ваться требуемые транспортно-эксплуатационные

эколог ческая безопасность.

При проект рован и, строительстве и эксплуатации автомобиль-

учитываться современные методы проектирования, новые конструкции сооружен й, новые эффективные материалы и технологии, долж-

. Следует помнить истину скупой хозяин платит дважды, иногда тр жды. При разра отке проектной документации должны

ны выполняться тщательные технико-экономические обоснования

грунтовым покрытием) в настоящее время составляет около 1,4 млн км.

Уровень моторизации территории (авт./ км) в России составляет

2,32, в Италии – 126, в США – 22,6, в Великобритании – 82,6.

Для государств с низкой плотностью населения (Россия, Исландия, Австралия) транспортные средства очень неравномерно распределяются по территории, концентрируясь на относительно небольших по площади участках. Например, плотность транспортных средств в Москве в 1135 раз выше, чем в целом по стране. Причем по числу легковых автотранспортных средств (АТС) на единицу площади территории Москва опережает крупнейшие города Европы, уступая лишь Нью-Йорку.

Виды изысканий и порядок разработки проекта

Автомобильные
дороги, как и другие объекты строительства,
строят и реконструируют в соответствии
с разработанной проектно-сметной
документацией. Для составления проекта
строительства проводят соответствующие
изыскания.
Изыскания подразделяют на два вида –
экономические и технические.

Работы
по установлению направлений и мощности
транспортных связей с учетом их развития
в перспективе называют экономическими
изысканиями.
Для проведения изысканий формируют
отдельные группы, в которые включают
инженеров-экономистов, дорожников,
мостовиков, геологов и других специалистов.
Задачей экономических изысканий являются
сбор, обработка, систематизация и анализ
исходных данных для обоснования
народнохозяйственных предпосылок
развития сети автомобильных дорог, для
установления экономической целесообразности
и последовательности строительства и
реконструкции отдельных объектов.

Экономические
изыскания разделяют на комплексные и
титульные. Комплексные
изыскания
необходимы для изучения транспортной
работы, рационального размещения сети
дорог, установления очередности
капитальных вложений в отдельные
маршруты в пределах определенной
территории. Титульные
изыскания
проводят для определения объемов грузо-
и пассажироперевозок при постройке или
реконструкции отдельного дорожного
маршрута – титула.

Экономические
изыскания имеют два периода работы –
подготовительный и полевой.

В
подготовительный
период осуществляют
изучение задания по разработке схемы
развития сети дорог региона, составлению
сметы на производство работ, разработке
программы изысканий, изучение карты
района предстоящих изысканий, изучение
материалов научно-исследовательских
и проектных институтов, сбор в органах
статистических управлений показателей,
характеризующих современное состояние
производительных сил, транспорта и сети
автомобильных дорог и т.д.

В
полевой
период
выполняют следующие работы: составление
списка грузо- и пассажирообразующих
точек (в том числе строящихся и
проектируемых предприятий); составление
перечня автомобильных дорог и подъездов
с характеристикой их технического
состояния; сбор сведений о размещении
и развитии производительных сил, объемах
и направлении перевозок грузов и
пассажиров автомобильным транспортом;
изучение работы автотранспортных
предприятий и сбор показателей,
характеризующих технико-эксплуатационные
аспекты работы автомобильного транспорта;
изучение данных непосредственного
учета движения автомобилей на дорогах;
сбор данных в органах ГИБДД о
дорожно-транспортных происшествиях;
получение материалов для определения
хозяйственных потерь в условиях
существующего состояния сети автомобильных
дорог.

При
составлении схемы транспортных связей
района населенные пункты, колхозы,
совхозы, акционерные общества и другие
предприятия рассматриваются как
отдельные грузообразующие
пункты, а
при составлении схемы транспортных
связей отдельных хозяйств грузообразующими
пунктами являются центральные усадьбы,
фермы, отделения, бригады и т.д.

При
проектировании сети дорог для одного
колхоза или акционерного общества
необходимо учитывать размещение дорог
соседних хозяйств и целесообразность
совмещения дорог, расположенных рядом,
для экономии отводимых под них земель,
а также на их строительство и содержание.

Итогом
экономических изысканий являются
разработка схемы транспортных связей,
а на ее основании – принципиальной
схемы размещения дорог с последующей
корректировкой этой схемы с учетом
местных условий (существующей дорожной
сети, рельефа местности, границ полей
севооборотов, размещения лесных полос,
почвенно-грунтовых, гидрогеологических
и других условий); установление
среднесуточной интенсивности движения,
сравнение вариантов проектируемых
дорог.

Объем
перевозок Q
(грузонапряженность) по отдельным
грузообразующим пунктам устанавливают
по годовым отчетам сельскохозяйственных
предприятий, заготовительных и
торгово-снабженческих организаций. При
этом необходимо учитывать объем
перевозок, связанных с обслуживанием
сельского населения, перевозки пассажиров,
движение личных автомобилей, другие
перевозки, не поддающиеся учету. Поэтому
грузонапряженность рекомендуется
увеличивать на 30%.

Среднесуточную
интенсивность
движения устанавливают на основе данных
о размерах грузонапряженности и структуре
автомобильного парка, выявленных в
результате проведения экономических
изысканий по формуле

где
Q
– грузонапряженность;

К
– коэффициент, учитывающий наличие в
составе движения легковых и грузовых
автомобилей, не перевозящих грузы и
пассажиров (1,15 – 1,25);

q
– средневзвешенная грузоподъемность
автомобиля;

Д – число дней
работы дороги в году;

 –
коэффициент использования пробега
(около 0,6);

 –
коэффициент использования грузоподъемности
(
= 0,8 – 0,9).

Среднегодовую
суточную интенсивность движения
автомобилей используют для экономических
расчетов при сравнении вариантов.

Показателями
экономической эффективности капитальных
вложений при строительстве для обоснования
различных вариантов или решений служат
коэффициент сравнительной эффективности
Е и срок окупаемости вкладываемых в
строительство средств Т, которые
определяют по формулам

где
Э1
и Э2 –
годовые дорожно-транспортные расходы
по вариантам;

К1
и К2 –
капитальные вложения в сравниваемые
варианты.

Можно
сравнивать варианты по минимуму
приведенных сопоставимых затрат.

Pпр
=
EH(Kg
+ Ka)
+ Tp

min,

где
Pпр
– приведенные сопоставимые затраты;

EH
– нормативный
коэффициент экономической эффективности
(ЕH
= 0,12);

Kg,
Ka
– соответственно капитальные вложения
в строительство дороги и подвижной
состав;

Тp
– текущие затраты расчетного года.

Для назначения
категории дороги, определения
геометрических элементов дороги и
назначения дорожной одежды используют
показатель расчетной интенсивности
движения.

Расчетная
интенсивность (Np)
движения
связана со среднесуточной зависимостью

где
Kобобщ.
– обобщенный коэффициент, учитывающий
среднюю грузоподъемность автомобилей,
неравномерность движения по месяцам
года и часам суток, протяженность
экономических перегонов (Kобобщ.
= 1,5 – 1,6).

Вторым
видом изысканий являются инженерно-технические
изыскания. Они состоят из
топографо-геодези-ческих,
инженерно-геологических и
инженерно-гидрометеоро-логических
изысканий. В процессе технических
изысканий
выполняют
следующие виды работ:

1. Детально изучают
на местности трассу, намеченную на карте
в подготовительный период; изучают и
оценивают конкурирующие варианты;
согласовывают положение трассы с
заинтересованными организациями
(землепользователями, эксплуатационниками
инженерных сетей, экологами и т.д.).

2. Закрепляют трассу
на местности путем провешивания линий,
измерения углов поворота, разбивки
пикетажа и съемки плана.

3. Нивелируют трассу
и поперечные профили дорог, проводят
съемку отдельных сложных мест.

4. Собирают данные
для проектирования водоотводных,
дренажных и других искусственных
сооружений.

5. Обследуют грунты
в пределах дорожной полосы и в местах
закладки резервов для возведения высоких
насыпей, обследуют имеющиеся месторождения
природных каменных материалов.

6. Проводят детальные
геологические и гидрологические
обследования участков, опасных для
устойчивости земляного полотна.

7. Собирают данные
для разработки плана организации
строительства и составления сметных
расчетов.

8. Проводят
камеральную обработку данных, полученных
в процессе технических изысканий.

На
основании проведенных экономических
и технических изысканий проектные
организации разрабатывают проектно-сметную
документацию.

2.1.4. Классификация
автомобильных дорог

Автомобильные
дороги классифицируются по двум принципам
– экономическому и техническому.

В
целях разграничения между собственниками
автомобильных дорог полномочий в
вопросах строительства, эксплуатации
и развития сети автомобильных дорог,
упорядочения использования средств,
направляемых на их содержание, ремонт
и реконструкцию, все автомобильные
дороги по экономическому
принципу
классифицируются следующим образом:

1. Дороги общего
пользования, которые находятся на
балансе государственных организаций.
К автомобильным дорогам общего пользования
относятся:

федеральные
дороги, являющиеся федеральной
собственностью;

дороги областного
(краевого) значения;

дороги местного
значения, находящиеся в муниципальной
собственности;

2. Ведомственные
дороги, находящиеся на балансе предприятий
и организаций. Они включают:

дороги промышленных
предприятий, учреждений, организаций
и подъезды к ним;

внутрихозяйственные
дороги колхозов, акционерных обществ
и других сельскохозяйственных предприятий,
соединяющие центральные усадьбы с их
отделениями, животноводческими
комплексами, фермами, полевыми станами
и т.д., а также дороги, соединяющие их с
дорогами общего пользования;

служебные и
патрульные дороги вдоль каналов,
трубопроводов, подъезды к гидротехническим
сооружениям и т.д.;

внутриплощадочные
дороги, расположенные в пределах
производственной зоны (животноводческих
ферм, птицефабрик и т.д);

внутрипоселковые
дороги, расположенные в пределах
селитебной территории населенных
пунктов.

3. Частные дороги,
построенные за счет средств предпринимателей
и владельцев фермерских хозяйств.

Дороги
областного, районного значения, а также
ведомственные (внутрихозяйственные)
образуют сеть местных
дорог.
По
своей
протяженности они составляют до 95% всей
дорожной сети.

Внутрихозяйственные
дороги колхозов, акционерных обществ
(включая подъездные пути к ним, используемые
хозяйствами), по которым перевозят в
основном сельскохозяйственные грузы,
называют сельскохозяйственными
дорогами.

По
техническому признаку дороги общего
пользования подразделяются на 5
технических категорий в зависимости
от расчетной
интенсивности движения
и значимости
дорог согласно СНиП 2.05.02-85 (табл. 45).
Коэффициенты приведения интенсивности
движения транспортных средств к легковому
автомобилю следует принимать по таблице
46.

При
назначении категории дороги расчетную
интенсивность движения определяют на
20-й год, считая с момента завершения
разработки проекта автомобильной
дороги. Каждая категория дороги имеет
различные технические параметры (ширину
земляного полотна, проезжей части,
уклоны, минимальные радиусы кривых в
плане и т.д.)

Основные параметры
дорог общего пользования приведены в
таблице 47.

Сельскохозяйственные
дороги, соединяющие центральные усадьбы
с бригадами, отделениями, животноводческими
комплексами и фермами, полевыми станами,
пунктами заготовок, хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции, с
дорогами общего пользования и между
собой, за исключением полевых
вспомогательных и внутриплощадочных
дорог, подразделяются на три категории
(СНиП 2.05.11-83).

Таблица 45.
Классификация автомобильных дорог по
значимости и расчетной интенсивности
движения

П
р и м е ч а н и я. 1. Расчетная интенсивность
в транспортных единицах принимается в
случаях, когда легковые автомобили
будут составлять менее 30% общего
транспортного потока. 2. Категория
подъездных дорог к промышленным
предприятиям назначается в соответствии
с расчетной интенсивностью движения
для дорог I-б
– V
категорий.

Таблица 46.
Коэффициенты приведения

Таблица 47.
Технические параметры автомобильных
дорог

Классификация автомобильных дорог

Европейские
маршруты — часть единой европейской
транспортной системы, имеют префикс E
и номер, частично совпадают с участками
федеральных автомагистралей.

Автомобильные
дороги федерального значения — имеют
префикс M и номер, финансируются из
федерального бюджета.

Автомобильные
дороги регионального значения — имеют
префикс A и номер, финансируются из
бюджетов субъектов федерации.

Автомобильные
дороги межмуниципального значения —
имеют префикс P и номер, финансируются
из муниципальных бюджетов.

Прочие дороги
местного значения — имеют префикс H и
номер.

Перечень автомобильных
дорог общего пользования федерального
значения, а также перечень автомобильных
дорог, необходимых для обеспечения
обороны и безопасности Российской
Федерации (имеющих оборонное либо
специальное значение), утверждается
Правительством Российской Федерации.

В настоящее время,
с 28 сентября 2009, года действуют «Правила
классификации автомобильных дорог в
Российской Федерации и их отнесения к
категориям автомобильных дорог»,
утверждённые постановлением Правительства
России от 28 сентября 2009 г. № 767.

В этом стандарте
применены следующие термины с
соответствующими определениями:

Техническая
классификация автомобильных дорог —
разделение множества автомобильных
дорог по классификационным признакам
на классы и категории:

Класс автомобильной
дороги — характеристика автомобильной
дороги по условиям доступа на неё.

Категория
автомобильной дороги — характеристика,
отражающая принадлежность автомобильной
дороги соответствующему классу и
определяющая технические параметры
автомобильной дороги.

Доступ на
автомобильную дорогу — возможность
въезда на автомобильную дорогу и съезда
с неё транспортных средств, определяемая
типом пересечения или примыкания.

Автомобильные
дороги по условиям движения и доступа
на них транспортных средств разделяют
на три класса:

К
классу «автомагистраль» относят
автомобильные дороги: имеющие на всем
протяжении многополосную проезжую
часть с центральной разделительной
полосой; не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными
дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками; доступ на
которые возможен только через пересечения
в разных уровнях, устроенных не чаще,
чем через 5 км друг от друга.

К
классу «скоростная дорога» относят
автомобильные дороги: имеющие на всем
протяжении многополосную проезжую
часть с центральной разделительной
полосой; не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными
дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками; доступ на
которые возможен через пересечения в
разных уровнях и примыкания в одном
уровне (без пересечения потоков прямого
направления), устроенных не чаще, чем
через 3 км друг от друга.

К
классу «дороги обычного типа» относят
автомобильные дороги, не отнесённые к
классам «автомагистраль» и «скоростная
дорога»: имеющие единую проезжую часть
или с центральной разделительной
полосой; доступ на которые возможен
через пересечения и примыкания в разных
и одном уровне, расположенные для дорог
категорий IB, II, III не чаще, чем через 600
м, для дорог категории IV не чаще, чем
через 100 м, категории V — 50 м друг от
друга.

Автомобильные
дороги по транспортно-эксплуатационным
качествам и потребительским свойствам
разделяют на категории в зависимости
от: количества и ширины полос движения;
наличия центральной разделительной
полосы; типа пересечений с автомобильными,
железными дорогами, трамвайными путями,
велосипедными и пешеходными дорожками;
условий доступа на автомобильную дорогу
с примыканий в одном уровне.

Кроме
того, АД подразделяют по народнохозяйственному
значению и административному подчинению:
магистральные общегосударственного
значения, в том числе для международного
сообщения; магистральные республиканского
значения для сообщения между областями
и центрами республиканского значения;
областного значения, обеспечивающие
связь районов и крупны предприятий с
областными центрами, станциями ж/д,
пристанями; районного значения,
связывающие районные центры, населенные
пункты и крупные местные промышленные
станции и пристани; городские дороги и
дороги населенных пунктов; дороги
промышленных предприятий и дороги
предназначенные для внутрихозяйственных
перевозок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *