Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Конспекты

29 августа 2022

Что такое обочина, определение и требования ПДД

ПДД дает определение обочины дороги как одной из двух основных составляющих последней (второй является проезжая часть). Исходя из того что обочина — это неотъемлемый элемент дороги, существуют определенные правила движения по ней для автомобилей, пешеходов, велосипедов, мопедов и т. д., а также наказания за их нарушения. Обо всем этом и рассказывает статья.

Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, выделенный с помощью разметки или конструктивно(ПДД 1.2).

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Дорога в Калифорнии с обочиной, покрытой гравием

Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

Основные требования ПДД

Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:

Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.

Однако важно помнить: автомобильную пробку нельзя считать препятствием, так как последнее, исходя из п. 1.2 ПДД, — это неподвижный объект на полосе движения. Соответственно, за объезд автозатора по обочине штраф неизбежен.

На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.

Что такое проезжая часть?

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:

  • Асфальт.
  • Бетон.
  • Брусчатка.
  • Щебень.
  • Грунт.

Границами проезжей части являются:

  • Обочина. Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД». Читайте цикл наших материалов о движении по обочине по ссылке.
  • Тротуар. Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». О том, в каких случаях движение ТС по тротуару разрешено, читайте в нашем материале «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям».

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Что такое тротуар

Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Правила обустройства тротуаров оговариваются в различных нормативных документах. Так, пункт 4.5.1.2 ГОСТа Р 52766-2007 содержит отсылку к СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где указывается: «Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов». Пункт 4.5.1.7 ГОСТа Р 52766-2007 гласит: «Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м».

ПДД разграничивают тротуар и пешеходную дорожку, хотя в обоих случаях речь идет о движении пешеходов, а в ряде случаев, оговоренных в главе 24 ПДД, и велосипедистов.

В чем отличие тротуара?

Чем тротуар отличается от обочины:

  • Расположен выше проезжей части, а не на одном уровне с ней.
  • Может не отличаться от проезжей части типом покрытия.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (14 мая 2011)

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Проезжие части отделены от разделительных полос и тротуаров бордюрами.

Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.

Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения. Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки.

Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.

Что такое обочина согласно ПДД?

Разбираясь с вопросом, являются ли тротуары и обочины частью дороги, необходимо понять, что согласно ПДД, понятие «дорога» и «проезжая часть» несколько разнятся. Проезжая часть — это территория, по которой возможно движение автотранспорта. Однако дорога — это целая совокупность, в которую могут входить самые разные элементы.

Согласно п. 1.2 ПДД, обочина является краем дороги, который должен в любом случае быть с ней в единой плоскости. Этот элемент находится непосредственно рядом с проезжей частью, однако отделения при использовании бордюров, газонов, здесь быть не должно. Если говорить о трассах, которые располагаются за городом, могут быть вариации покрытия. Так, речь может идти о траве или песке. Также это может быть грунт или щебень. Отвечая на вопрос, является ли обочина проезжей частью, можно отметить, что здесь можно высадить пассажиров или остановить автомобиль на отдых, если нет запрещающих знаков. Также здесь в рамках определенных условий могут перемещаться пешеходы или проезжать велосипедисты.

Так, если нет тротуара, тогда по ней может идти пешеход Если есть проблемы с движением по правой стороне трассы, на ней может оказаться мопед. А если нет велосипедной дорожки, может проехать и велосипедист. В связи с этим на вопрос, является ли обочина проезжей частью дороги, ответ может показаться сложным. Тем более, что в городе обочины может и не быть — если есть краевая полоса, которая заканчивает проезжую часть. Дальнейшим элементом становится бордюр, который разделяет территории пеших людей и транспорта.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Общие сведения о дорожной обочине

Дорожная обочина — элемент автомобильной дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней (отличающийся типом покрытия и/или выделенный с помощью дорожной разметки), предназначенный для защиты асфальтированной кромки проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.

Ширина, прочность, ровность и сцепные свойства дорожной обочины относятся к группе основных параметров и характеристик, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Именно поэтому устройство обочин предусмотрено на дорогах всех категорий. Согласно «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги» ширина дорожных обочин должна составлять:

На особо сложных участках горной местности или на ценных продуктивных землях, а также участках с переходно-скоростными полосами или с дополнительными полосами на подъём допускается уменьшать ширину обочины до 1,5 м для дорог I и II категорий и до 1 м для дорог других категорий.

Элементы дорожной обочины

Дорожная обочина состоит из трёх элементов, каждый из которых имеет своё назначение:

Устройство дорожной обочины осуществляется вслед за устройством дорожной одежды. Процесс устройства обочин включает устранение деформации земляного полотна по всей пощади обочины, досыпку грунта до установленного проектом уровня, планировку и уплотнение грунта.

Технология укрепления обочин (устройства остановочной полосы) из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, чёрного щебня и других материалов аналогична технологии устройства дорожных оснований и покрытий из соответствующих материалов.

Назначение дорожной обочины

Дорожная обочина выполняет несколько функций наиболее важными из которых являются:

Основные требования к эксплуатационному состоянию обочин

Основные требования к эксплуатационному состоянию дорожных обочин закреплены в «ДСТУ 3587-97 Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию». К наиболее важными из этих требований относятся следующие:

Что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.

Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».

Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.

Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.

Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.

Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.

Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.

Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.

Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.

Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.

Приветствуем тебя, дорогой друг! Давайте мы с вами сегодня рассмотрим определение обочины и все, что с ней непосредственно связано, а именно, остановку и стоянку, движение по ней, какое предусмотрено наказание (штраф) за езду по обочине и некоторые другие важные моменты.

  • Определение
  • Сплошная линия разметки
  • Что означает желтая разметка
  • Ширина обочины
  • Движение (езда)
  • Можно ли ходить
  • Остановка и стоянка
  • Разворот
  • Дорожный знак «Опасная обочина»
  • Штраф

Итак, что же такое обочина согласно Правилам дорожного движения?

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Пункт 1.2 ПДД РФ

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Определение довольно простое и легкое для понимания, но будем разбираться подробнее во всех тонкостях, и для чего нужна обочина.

В первую очередь, она предназначена для использования водителями транспортных средств возможности сделать остановку или стоянку. Также можно использовать обочину и при выполнении маневра разворота, но об этом мы поговорим далее.

Является ли обочина проезжей частью

Нет. Обочина проезжей частью не является. Она является частью дороги, т.е. ее отдельным элементом.

Сплошная линия разметки

Можно ли пересекать эту сплошную линию? Да, конечно, но если вы хотите остановиться. Ведь это линия обозначает лишь то место, где начинается обочина.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Что означает желтая разметка

Бывает, что водители на обочине могут увидеть желтую разметку, которая может быть, как сплошная, так и прерывистая. Поясняем.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

информирует водителей, что в данном месте стоянка транспортных средств запрещена.

Ширина обочины

Ширина обочины должна быть не менее 3.25 метра. Если указать более подробно, то она для обычных дорог должна быть 3.25 м, а для автомагистралей – 3.75 м.

Движение (езда)

Движение по обочине запрещено. Этот запрет установлен пунктом 9.9 ПДД РФ. Есть, конечно, исключения.

К такому можно отнести – разрешение на подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, если нет других возможностей подъехать.

Допускается ли движение водителей мопедов

Да, допускается, если не будет создано помех пешеходам.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Каким транспортным средствам разрешается движение

Да, есть и такие транспортные средства, которым это делать все-таки можно. К таким относятся машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.

Можно ли ходить

Движение по обочине пешеходов также регламентировано ПДД РФ.Ходить им по обочине дороги можно только в том случае, если не имеется тротуаров, пешеходных или велопешеходных дорожек.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Пешеход как участник дорожного движения

Остановка и стоянка

Можно ли останавливаться на обочине? Как мы уже разобрались чуть выше по тексту, обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, но в соответствии с ПДД РФ. Вот для чего она нужна.

Рассмотрим некоторые моменты, когда разрешено и, когда запрещено это делать.

Из ПДД РФ следует, что остановку и стоянку транспортных средств разрешено делать на правой стороне дороги.

Остановка и стоянка на обочине вне населенного пункта должна выполняться только справа по ходу движения транспортного средства.

Остановка и стоянка на обочине в населенном пункте может быть осуществлена и на левой стороне, если дорога имеет по одной полосе движения в каждом направлении (двухполосная дорога). При этом, не должно быть трамвайных путей посередине дороги. Также можно это сделать и на дорогах с односторонним движением.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Где запрещена остановка и стоянка

Разворот

Как все мы знаем, чтобы выполнить разворот на дороге необходимо занять соответствующее крайнее левое положение. Но, иногда не хватает места для выполнения такого маневра.

Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации разворот с правой обочины можно выполнить, если ширина проезжей части недостаточна для его выполнения.

К примеру, вы хотите развернуться вне перекрестка, но если вы займете крайнее левое положение, то не сможете выполнить маневр, т.к. мала ширина проезжей части. В данном случае разворот на обочине можно будет выполнить без нарушения.

Только помните, нужно будет уступить дорогу транспортным средствам, которые двигаются со встречного и попутного направлений.

Дорожный знак «Опасная обочина»

Раз мы сегодня затронули такую тему, то не можем не отметить дорожный знак 1.19 «Опасная обочина».

Данный знак информирует водителей о том, что на этом участке дороги опасно съезжать на обочину.

Какое же наказание предусмотрено за езду по обочине? Все просто.

Штраф за езду или проезд по обочине в соответствии с Кодексом Российской Федерации составляет 1500 рублей. Предупреждения за данный вид правонарушения не имеется.

Не все знают, но и для пешеходов предусмотрен штраф за движение по обочине. Что это значит?

К примеру, в темное время суток пешеход при движении по обочине должен иметь при себе световозвращающие элементы, которые будут светиться, позволяя водителям транспортным средств увидеть пешехода в темноте.

Кроме этого, пешеходы должны двигаться по обочине, если нет тротуаров, пешеходных или велопешеходных дорожек.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Таблица штрафов ГИБДД

Если данные требование пешеход не выполняет, то может получить наказание за это.

Штраф пешеходу за движение по обочине составляет 500 рублей. В данных случаях нарушителю может быть вынесено в виде предупреждения.

Удачи на дорогах!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Навигация по записям

На практике у обочины нет каких-либо составных частей. Если говорить о магистралях, она обычно выполняется из того же материала, что и проезжая часть. Тогда ее отделяет разметка. Это может быть как прерывистая линия, так и сплошная. Также нет никаких указаний по ее ширине.

Как правило, за городом обочина выделяется сразу. Ее видно визуально за счет другого типа покрытия. Это может быть грунт или щебень, смесь стройматериалов.

Обочину нельзя назвать главным элементом дороги, так как в основе всегда лежит сама проезжая часть, по которой движется транспорт. В принципе, обочины может и не быть. В идеале движение пешеходов обеспечивается тротуаром, и обочина идет в ход тогда, когда тротуара нет. Так что порой она возникает стихийно, как и сами дороги. Людям просто нужно где-то проходить.

Если имеется разметка, это большой плюс, так как она обеспечивает определенную безопасность пешеходам. Особенно она важна там, где дорога сильно нагружена. Если разметки нет, водитель должен определять пространство визуально.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Для чего согласно пдд предназначена обочина дороги

ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 24.11.2018 N 1414)

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

(п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Вопросы читателей

В реальной жизни спорные моменты, связанные с обочиной, возникают нечасто. Тем не менее в соц. сетях и на автомобильных форумах водители иногда интересуются конкретными ситуациями, связанными с использованием данных дорожных элементов.

Как быть, если проезд по дороге, пусть даже и с прерывистой разметкой посередине, полностью блокирует, например, опрокинувшийся грузовик? Обогнуть такое препятствие можно, только съехав с проезжей части, а за это штрафуют. Так можно ли остаться безнаказанным за подобный объезд?

Ответ: Да, формально в этой ситуации водитель, пытающийся объехать препятствие по обочине, согласно ПДД, считается нарушителем, его обязаны оштрафовать. Однако сотрудники ГИБДД тоже люди и понимают, что в данном случае объезд вызван необходимостью. Поэтому чаще всего они не просто закрывают глаза на подобное нарушение, но и сами организовывают санкционированный объезд препятствия вокруг заблокированного участка шоссе.

Реально ли «обочечнику» получить более жесткое наказание, чем штраф в 1500 рублей?

Ответ: Да. Если автолюбителя остановят за движение по дальней обочине трассы со сплошной линией посередине, ему могут вменить нарушение части 4 ст. 12.15 КоАП, предусматривающей денежное наказание в 5000 р. или лишение прав на 4–6 месяцев. Обоснованием такого решения является вопрос сотрудника ГИБДД о том, как водитель вообще оказался на этой части дороги, и закономерный ответ: нарушитель пересек сплошную разметку, проехал по всем встречным полосам и только после этого съехал с дороги на ее дальнюю обочину.

Мой знакомый летом добирается до работы на велосипеде. Я тоже собираюсь попробовать, но хотела бы узнать, могут ли меня оштрафовать за езду на велосипеде по тротуару или обочине и когда.

Ответ: Могут, но только если рядом с ними есть специально оборудованная велодорожка. Велосипедист в этой ситуации обязан двигаться исключительно по ней, иначе ему могут выписать штраф в 800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП).

Без сомнения, все водители понимают, что такое обочина, и знают, что она не предназначена для езды. Тем не менее всегда находятся индивиды, нарушающие данное правило, что приводит не только к глупым авариям, но и к серьезным последствиям в виде ранений и гибели людей. Поэтому всем следует запомнить: обычные автомобили могут использовать данный элемент дороги только для остановки, стоянки и разворота. Исключения делаются лишь для спецтранспорта.

Разрешена ли остановка и стоянка на тротуаре?

Пункт 12.1 ПДД разрешает остановку и стоянку на тротуаре ТС в случаях, оговоренных в следующем пункте правил. Что же это за условия? :

  • Место для стоянки на краю тротуара, граничащем с проезжей частью, должно быть обозначено знаком 6.4 («Парковка») обязательно в сочетании с табличками 8.4.7 (относится к велосипедам), 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9, на которых указан способ постановки ТС на стоянку.
  • К ТС, которым разрешена стоянка на тротуаре, относятся: только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды (и приравненные к ним электросамокаты), а также велосипеды.

Всё об асфальтировании / Справочник / Дорожная обочина

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Штрафы за езду, остановку и стоянку на тротуаре

Движение по тротуарам в нарушение ПДД п. 2 ст. 12.15 КоАП карается штрафом в размере 2000 руб.

За нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, согласно п. 3 ст. 12.19 КоАП, грозит административный штраф в размере 1000 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 руб. (п. 6 ст. 12.19 КоАП). Кроме того, оставленное на тротуаре ТС может быть отправлено на штрафстоянку, что повлечет собой расходы на оплату работы эвакуатора и хранение ТС. Подробнее эта тема раскрыта в материале «Штраф за неправильную парковку: когда могут наказать и как оспорить».

Является ли обочина составляющей дороги

Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:

Это статья-заготовка об автомобильной дороге. Помогите Википедии, дополнив эту статью, как и любую другую.

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (7 июня 2019)

Что называется обочиной

В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:

В большинстве случаев край ПЧ и начало обочины определяются разметкой, а если таковой нет — самими водителями.

Элементы проезжей части

Элементами собственно проезжей части являются:

  • Полоса движения. Это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, проезжая часть может включать одну или несколько полос движения.
  • Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Постоянная разметка наносится белым или желтым цветом, временная — оранжевым.
  • Пешеходный переход. Это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:

  • Разделительная полоса. Это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки ТС.
  • Островки безопасности. Это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
  • Велопешеходная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Является ли обочина частью дороги

Итак, основополагающее понятие для Правил дорожного движения — это дорога. И обочина является ее прилегающей, то есть, составной частью. Так что ответить на данный вопрос стоит утвердительно. Однако как все это обстоит в деталях?

Можно ли автомобилю ездить по тротуару?

Пункт 9.9 ПДД запрещает движение ТС по:

  • Разделительным полосам.
  • Обочинам.
  • Тротуарам.
  • Пешеходным дорожкам.
  • Полосам для велосипедистов (кроме мопедов).
  • Отсутствии других возможностей подъезда.
  • Обеспечении безопасности движения.

Оставьте свой голос

Просмотр и управление голосами со страницы профиля участника

Итак, является ли обочина частью дороги или проезжей частью?

В качестве итога нужно сказать, что обочина — это закономерная часть дороги. А п. 12.1 ПДД позволяет использовать ее для стоянки или остановки. Также согласно п. 8.8, она может применяться для разворота, согласно п. 24.2 — для велосипедов или мопедов. А по п. 4.1 по ней разрешается ходить пешеходам. Однако проезжей частью она не является и быть не может. Ведь она не относится к тем участкам, по которым могут ездить транспортные средства. И вообще, она не может считаться обязательным элементом.

Ширина проезжей части

Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:

  • Городские улицы (но не дороги в населенных пунктах другого типа!).
  • Автозимники.
  • Внутрихозяйственные дороги.
  • Временные (сооружаемые на срок до 5 лет) дороги.

Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.

Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.

Штрафник на обочине

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.

Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил «обочечник». И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.

А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.

Что можно и чего нельзя водителям

Все понимают, зачем нужен тротуар. Но что это с точки зрения ПДД, и заказан ли транспортным средствам выезд на территорию пешеходов?

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Многие убеждены, что тротуар находится в «эксклюзивной собственности» пешеходов. На самом деле это не совсем так.

Правила движения по тротуару для других транспортных средств

Велосипед — ТС, которому разрешено движение по тротуару. В каких случаях? :

  • Пункты 24.4 и 24.3 ПДД в обязательном порядке предписывают движение по тротуарам велосипедистам в возрасте до 14 лет.
  • Согласно пункту 24.2 ПДД, допускается движение по тротуарам велосипедистов старше 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствии возможности двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине. Аналогичное допущение действует в случае сопровождения велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозки ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

А что с самокатами?

  • Если вы пользуетесь обычным, приводимым в движение ногой, самокатом, то, согласно пункту 1.2 ПДД, являетесь пешеходом, который обязан передвигаться по тротуарам. Это же относится к владельцам электросамокатов, номинальная максимальная мощность мотора которых в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт.
  • В противном случае, электросамокат переходит в категорию мопедов или мотоциклов (если максимальная скорость выше 50 км/ч), что уже требует получения прав категории М или А и, разумеется, исключает возможность передвижения по тротуару.

ПДД РФ, 1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 28.06.2017 N 761, от 12.07.2017 N 832)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Являются ли тротуары и обочины частью дороги?

Пункт 1.2 ПДД не оставляет сомнений. Элементами дороги являются:

  • Одна или несколько проезжих частей, приспособленных и используемых для движения ТС.
  • Трамвайные пути.
  • Тротуары.
  • Обочины.
  • Разделительные полосы при их наличии.

Дорога и ее элементы.

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Почему обочина дороги называется краем проезжей части?

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.То есть грунтовка, если она предназначалась для движения ТС, тоже является дорогой.

1. Проезжай часть — участок дороги, по которому непосредственно двигаются ТС. На дороге может быть как одна, так и несколько проезжих частей.

2. Разделительная полоса — элемент, который выделен конструктивно (отбойники, газоны по центру дороги), либо с помощью разметки 1.2.1 (рис.2). Именно разделительной полосой дорога делится на две проезжие части. На втором рисунке указаны оба вида разделительной полосы. То есть на каждой из изображенных дорог по две проезжие части.Двойная сплошная (рис.1) — не является разделительной полосой, поэтому на данной дороге одна проезжай часть.

3. Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обычно полосы разделяются разметкой, и их количество легко посчитать. Кстати, считаются все полосы на дороге, а не только в нашем направлении. Например, если мы называем дорогу двухполосной, то обычно на такой дороге по одной полосе в каждом направлении. На рис.1 — 4 полосы движения.Бывает такое, что разметки на дороге нет. Тогда мы определяем количество полос на глаз, с учетом габаритов автомобилей и необходимого интервала между ними. Стандартная ширина полосы — 3,5м. Однако следует отметить, если разметка отсутствует — количество полос всегда четное. Дорогу мы делим пополам.Например, на рис.3 две полосы для движения.

4. Трамвайные пути — бывают попутного и встречного направления. (рис.4) Подробно в этой теме на них останавливаться не будем

5. Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2. То есть обочина бывает грунтовая и с твердым покрытием. На обочину можно съезжать только для остановки и стоянки. Движение по обочине запрещено.

6. Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. (рис.4) Движение ТС по тротуарам запрещено. Исключение — только если Вы обслуживаете торговые или другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров или дорожек при отсутствии других возможностей подъезда

ПредназначениеПравить

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);
  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);
  • на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;
  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);
  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (только в случае невозможности движения по правому краю проезжей части) (ПДД 24.2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *