У кого заказывать документ
По этому вопросу трудно дать четкие рекомендации, одинаково работающие для всех возникающих ситуаций.
Если есть уверенность в своих знаниях, можно попробовать пройти аттестацию самостоятельно.
При возникновении сомнений разумнее заказать предаттестационную подготовку в учебном центре либо пройти полный курс обучения.
Как уже обсуждалось в статье, иногда требуется действовать быстро для своевременного решения вопроса. Приходится покупать документ. Для сохранения средств предпочтительнее обращаться в реально работающие и проводящие обучение по специальности школы.
В любом случае после подтверждения получения квалификации необходимо проверить наличие отметки об этом в электронном реестре на портале Росавтодора.
Блок
Работника на должность инженера по БДД назначает руководитель организации своим приказом. Сотрудник подчиняется только директору компании или предприятия.
Если сотрудник не имеет квалификации, то обязан пройти обучение и аттестацию комиссией Росавтотранса. Таков закон! При несоблюдении этого требования, организация может быть оштрафована на 100 тысяч рублей, а ее руководитель и ответственный за БДД – на 20 тысяч рублей.
Если ваша организация не имеет на балансе транспортных средств, нанимает для оказания услуг другие автотранспортные компании, имеет собственный транспорт для сдачи в аренду (не тратит средств на содержание), то должность ответственного по БДД не нужна. Также она не нужна, если в компании – только легковые автомобили для внутренних нужд.
Практически ничем: обучение проводится по тем же программам УГАДН, аттестация – те же 20 заданий из 360 вопросов (нужно не менее 18 правильных ответов), в реестре аттестованных специалистов – равные права. Такая форма обучения сложнее для людей, которые не имеют практики самостоятельного обучения, но стоимость существенно дешевле, и есть возможность готовиться к аттестации без отрыва от производства.
В заключении следует отметить, что инженер по БДД в организациях, владеющих собственными транспортными средствами – это ответственная должность, и кандидат на нее должен иметь высшее инженерное или профильное среднеспециальное образование, стаж работы по профессии и обязательную аттестацию УГАДН.
Если образование – непрофильное, то работнику необходимо пройти обязательное обучение (очное в ВУЗе, колледже или на курсах УГАДН), либо заочно-удаленное (онлайн-программы), после чего обязан сдать аттестационный экзамен – 20 вопросов за 30 минут. При успешной сдаче аттестации (не менее 18 правильных ответов), данные работника будут внесены в реестр аттестованных специалистов по БДД, и через 30 дней его можно будет по закону принять на должность.
Ответственность и права специалистов по БДД
К уровню профессионализма и качеству выполнения обязанностей специалистов службы БДД предъявляются достаточно жесткие требования. Ответственные за безопасность дорожного движения в организации несут ответственность за:
- собственные непрофессиональные действия, неграмотное и халатное исполнение обязанностей, обозначенных в законодательстве РФ и должностных инструкциях;
- разглашение коммерческой и служебной информации в рамках своей компетенции;
- некачественную организацию работы по организации БДД на предприятии и небрежное ведение должностных документов;
- нарушение работниками организации трудовой, производственной дисциплины, требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности, а также за отсутствие контроля над их соблюдением;
- несоблюдение требований и неисполнение замечаний контролирующих государственных надзорных органов.
В то же время, высокий уровень ответственности компенсируется и обширными правами сотрудников службы БДД в рамках своих полномочий. Специалисты имеют право:
- контролировать и регулярно проверять другие подразделения предприятия или организации на предмет рационального использования транспорта и создания и безопасных условий работы;
- вносить предложения по организации и улучшению производственной деятельности, охраны труда, трудовой дисциплины, пожарной и экологической безопасности;
- вмешиваться в технические и медицинские осмотры, если там есть нарушения и угроза БДД, разрешать и запрещать автомобилям выезд на линию, а водителям допуски к работе;
- контролировать текущую деятельность предприятия на предмет БДД – соответствие техсостояния транспорта, наличие необходимых документов, рациональный расход топлива, скоростного режима и режима труда и отдыха водителей.
Кроме того, служба БДД имеет право требовать от руководителей других подразделений строго соблюдения своих рекомендаций и устранения выявленных недостатков в работе, если они создают опасность участникам дорожного движения.
Кто может быть контролером технического состояния
Такой человек нужен на каждом предприятии, которое осуществляет перевозки.
У кандидата на должность должен быть диплом об окончании колледжа или института по специальности технического обслуживания транспорта или смежных профессий. Но в последнем случае требуется наличие опыта работы в сфере ТО.
Кроме того, лицо, занимающее роль контролера, должно каждые 5 лет проходить курсы по повышению квалификации и быть в курсе последних новостей и изменений в сфере ПДД.
Программы обучения по БДД
Программы обучения по безопасности дорожного движения составляются специалистами УГАДН и позволяют получить знания и практический опыт в областях:
- специфики эксплуатации и управления транспортом;
- систематизации, учета и профилактики ДТП;
- изучения опасных дорожных ситуаций;
- организации первой медицинской помощи при авариях;
- нормативно-правового регулирования дорожного движения;
- ведения правовой документации;
- условий перевозок грузов и пассажиров;
- правил поведения при ДТП и правильного распределения ответственности.
Каждая из программ требует своих сроков изучения. Кроме того, руководство организации, направившей специалиста на обучение, определяет тот объем и специфику знаний по БДД, который связан с деятельностью самой организации.
Важно! Кандидат в инженеры по БДД может обучаться бесплатно (госзаказ) или платно (оплачивает организация). Стоимость обучения может различаться в разных центрах, разных городах, и при разных формах обучения. В частности, в Москве – самые дорогие курсы обучения (до 20 тысяч рублей), а самое экономичное образование – заочно-дистанционное (5-7 тысяч рублей)
После завершения обучения и прохождения аттестации, комиссия Росавтотранса выдает кандидатам на должность инженеров по БДД – удостоверение и аттестат о повышении квалификации (действуют 5 лет), а также бухгалтерские документы.
Меры безопасности дорожного движения
Законодательство РФ предполагает обширный комплекс мер по обеспечению БДД и разделяет их на:
- Активные – грамотная и профессиональная организация, постоянный контроль, обслуживание и ремонт автодорожных магистралей, тротуаров и парковок, контроль над участниками дорожного движения и меры пресечения нарушений ПДД, контроль и своевременное обслуживание транспортных средств, регулярное обновление регламентирующих безопасность документов.
- Пассивные – совершенствование и обслуживание объектов дорожной инфраструктуры (переходы, знаки, разметка, светофоры), улучшение конструктивных характеристик и систем безопасности автомобилей.
При этом, участники дорожного движения должны знать и соблюдать правила дорожной безопасности, а государственные контролирующие органы (ГИБДД, Росавтотранс) обязаны контролировать надлежащее состояние дорожных коммуникаций и соблюдение участниками дорожного движения правил безопасности.
Все перечисленные требования и меры по безопасности дорожного движения регламентированы ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Согласно статье 3 закона, принимаемые меры безопасности направлены на:
- защиту жизни и здоровья граждан;
- повышение ответственности государства за обеспечение БДД;
- соблюдение интересов граждан и общества в принимаемых мерах.
То есть, БДД предполагает приоритет защиты людей перед экономическим эффектом. И отвечать за безопасность и меры ее обеспечения должно, в первую очередь, государство, а не граждане
Какие меры БДД существуют
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения – это комплекс действий, способствующих минимизации возникновения ДТП, травмирования и наступления иных негативных последствий для участников дорожного движения. По характеру воздействия меры разделяют на активные и пассивные.
Активные
Активные мероприятия – это совокупность действий, направленных на снижение вероятности возникновения травм от опасных ситуаций.
Активные меры по обеспечению БДД.
К ним относят:
- Систематическое техническое обслуживание машин, агрегатов, транспорта, техники, дорожных знаков, иных элементов вспомогательного характера, необходимых для осуществления безаварийного движения.
- Исследование конструктивных элементов дорожного полотна на предмет разрушений, их устранение.
- Разработка, внедрение правил дорожного движения, контроль за исполнением.
- Проектирование, монтаж элементов наблюдения за ситуацией на трассах.
- Анализ и грамотное расположение дорожной развязки и разметки, исключающее заторы и повышенную аварийность.
Пассивные
Пассивные меры безопасности дорожного движения – совокупность мероприятий, снижающих тяжесть последствий после ДТП для участников аварии.
- Монтаж заградительных сооружений на дорогах, звукового сопровождения во время зеленой полосы светофора и другие меры, ориентированные на безопасность пассажиров.
- Проектирование и производство транспортных средств в промышленных масштабах с усиленным кузовом, выделение областей, наиболее подверженных удару при столкновении, повышение ударопрочности.
- Наличие подушек, ремней безопасности, подголовников.
- Установка и контроль за использованием защитных приспособлений, если ребенок в машине: автомобильные кресла, бустеры или адаптеры на ремень.
- Оснащение автомобиля средствами первой помощи и пожаротушения.
Правила ДД
Под правилами дорожного движения (ПДД) понимают свод требований, рекомен-даций для всех участников движения, описывающих действия, необходимые к исполнению в различных ситуациях.
Оформляются правила на бумажных носителях, распространяются среди населения, находятся в свободном доступе в интернет-ресурсах. ПДД распространяются на наземные виды транспорта, кроме воздушного и водного.
К контролируемым транспортным средствам относятся:
- автомототранспорт;
- легковые автомобили;
- рельсовый транспорт (трамваи);
- пассажирские автобусы;
- грузовой транспорт;
- средства оперативных служб.
Справка. Движение железнодорожного путевого транспорта, в том числе поездов, электричек, регламентируется специализированными нормами. Соприкасающимися моментами выступают правила пересечения железнодорожных переездов.
ПДД подлежат изучению, их необходимо соблюдать на дорогах. Четкое следование установленным нормам поведения во время движения – гарантия безопасности всех участников процесса.
Меры обеспечения безопасности дорожного движения
Необходимость соблюдения рассматриваемых требований прописана в законодательстве. В зависимости от роли человека в процессе движения, различают активные и пассивные меры. Между ними есть существенная разница.
Активные меры
К ним относятся:
- Верное проектирование и последующее расположение проезжей полосы, знаков, парковок и других объектов.
- Постоянное наблюдение за дорожной конструкцией и своевременный ее ремонт.
- Периодическое обновление регламентирующих документов, связанных с понятием БДД.
- Контроль за участниками движения, введение штрафов.
- Наблюдение за дорожными объектами, их обновление.
Кроме того, требуется следить за состоянием транспортных средств и своевременно осуществлять ТО (техническое обслуживание).
Пассивные меры
- Совершенствование дорожных объектов, в т.ч. светофоров, переходов.
- Улучшение технического оснащения автомобилей, в т.ч. жесткости корпуса, салона (ремней, подушек безопасности и т.д.).
Требования к объектам, характеристикам ТС и их передвижению указаны в различных актах, в т.ч. и в ПДД, которые можно добавить в ряд вышеназванных сокращений и расшифровать как «правила дорожного движения». Это ключевой документ, на который опираются участники.
Из него следует, что для водителей важны не только техника управления автомобилем, но и знание правил передвижения. Поэтому молодое поколение проходит тщательное тестирование, чтобы получить права на вождение ТС.
Специалист по БДД не нужен только в организациях, где транспортных средств нет на балансе вообще, либо есть только легковой транспорт, используемый для внутренних нужд компании. Если в штате организации числится менее 50 водителей – специалистом по БДД может быть сотрудник-совместитель. При количестве штатных водителей более 50 человек, ответственный по БДД должен быть отдельной единицей, а если водителей более 200, то на каждые 250 работников необходим один специалист по БДД.
Такая ситуация нарушает положения Трудового кодекса и ФЗ №196, то есть, является административным правонарушением и наказывается штрафом для компании в размере 100.000 рублей и 20.000 рублей – для ее директора (12.1.1 КоАП).
Если сотрудник не является штатным водителем, но имеет право управлять штатным автомобилем компании, то инструктаж он обязан проходить, если этот автомобиль – грузовая машина, автобус (микроавтобус), либо выполняет коммерческую автоперевозку. Если авто не стоит на балансе компании – инструктаж не нужен.
Меры по безопасности дорожного движения регламентированы сразу несколькими законодательными документами, в том числе Трудовым и Административным кодексом. Но, в первую очередь, следует ориентироваться на ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения».
В заключении следует отметить, что БДД – широкий комплекс важных профилактических мер, которые должны обеспечивать максимальный уровень безопасности участников дорожного движения. Принимать меры по БДД в обязательном порядке должны практически все юридические лица и ИП, которые владеют транспортными средствами для внутренних нужд или коммерческих перевозок.
Обязательно коммерческие компании обязаны иметь в штате специалиста по БДД с широким кругом обязанностей и полномочий, который должен заниматься всем спектром задач по обеспечению требуемого уровня безопасности автоперевозок. Регламентирует требования по БДД ФЗ №196.
Требования к ответственным по БДД
Важный момент – на любом автопредприятии или в коммерческой компании заниматься вопросами безопасности дорожного движения должен только профессионал – специалист с высшим образованием и профильной специальностью «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00), который обязательно прошел переподготовку и повышение квалификации, внесен в реестр аттестованных специалистов по БДД и имеет сертификаты на выполнение должностных обязанностей.
Прием на должность и требования к квалификации специалиста регламентируются положениями Трудового кодекса и Приказами Минтранса №282 (требования по квалификации специалистов по БДД) и 283 (порядок аттестации ответственных по БДД).
Согласно этим нормативным документам, ответственный за БДД, который не имеет профильной специализации, должен пройти обязательное переобучение (250 часов) и аттестацию в специальной комиссии Росавтотранса (30 минут – 20 вопросов).
Работать на должности инженера по БДД может только тот сотрудник, который прошел аттестацию успешно, и его данные были внесены в реестр аттестованных по БДД специалистов.
Преимущества
Наши специалисты знают все юридические тонкости, отслеживают изменения в законодательстве и знают все юридические тонкости, касающиеся обеспечения БДД.
У нас есть свой собственный автопарк, мы не в теории знаем о том, какие мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо проводить на предприятии.
Мы подберем наиболее выгодный пакет услуг для вашей компании с учетом особенностей её работы.
Наша компания более 15 лет работает в сфере осуществления пассажирских перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения.
Обеспечение БДД
Согласно тому же ФЗ №196 (статья 20), все государственные и коммерческие автоперевозчики, а также компании, владеющие транспортными средствами для решения своих рабочих задач, обязаны уделять безопасности дорожного движения максимум внимания, обеспечивать меры по безопасности и содержать в своем штате специалистов по БДД (инженеров по БДД), которые обеспечивают регулярный комплекс мероприятий по:
- безопасности должностных лиц и персонала;
- охране труда и отдыха, а также обучения водителей;
- контролю над проведением медосмотров водителей и техосмотру транспорта;
- анализу нарушений ПДД и профилактике причин ДТП.
Соблюдение этих законодательных требований контролирует Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор, который находится в ведении Министерства транспорта РФ. Контроль и надзор над соблюдением БДД юридическими лицами осуществляет УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора).
Статья 20 закона четко разделяет две категории юридических лиц, эксплуатирующих автотранспорт и предъявляет разные требования к организации БДД для них:
- организацию службы БДД, укомплектованную аттестованными специалистами;
- безопасную работу водителей в соответствии с допусками;
- исполнение режима труда и отдыха водителей;
- анализ и профилактику нарушений ПДД и ДТП;
- прохождение предрейсовых медосмотров и проведение своевременных ТО транспорта;
- страхование гражданской ответственности;
- проведение техобслуживания и ремонта автомобилей в положенные сроки;
- обучение и переподготовку персонала;
- организацию работы водителей;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- анализ и профилактику нарушений ПДД и ДТП;
- организацию предрейсовых медосмотров водителей;
- организацию предрейсовых техосмотров транспорта;
- страхование гражданской ответственности;
- плановое обслуживание и ремонт автомобилей.
Требования по БДД для первой категории бизнеса (коммерческие автоперевозки + грузовой транспорт для собственных нужд) – более сложные и жесткие, что объясняется большей потенциальной опасностью грузовой категории автомобилей и высоким уровнем ответственности при выполнении грузо- и пассажироперевозок.
Формы обучения по БДД
Согласно положениям Приказа Министерства транспорта РФ №287, кандидаты в инженеры по БДД могут учиться тремя способами:
в высшем учебном заведении или колледже по одной из специальностей группы 23.00.00;
на платных курсах (если нет профильного обучения) – 256 часов лекций (1.5-2 месяца) в центрах, лицензированных Управлением государственного автомобильного надзора;
заочно по программам УГАДН (онлайн-обучение по 360 аттестационным вопросам).
Любой вид обучения предполагает аттестацию Росавтотранса – экзамен из 20 заданий, где кандидат должен правильно ответить не менее, чем на 18 вопросов в течение 30 минут. После этого результаты аттестации передаются в УГАДН и вносятся в реестр аттестованных специалистов по БДД (размещен на сайте Росавтотранса).
Важно! Отсутствие аттестации исключает внесение данных кандидата на должность в реестр аттестованных специалистов по БДД, а значит принимать такого работника на должность запрещено.
Как купить удостоверение
В некоторых случаях возникает необходимость срочного приобретения сертификата. В форс-мажорных ситуациях заказать удостоверение по безопасности дорожного движения можно в интернете. Для этого достаточно сделать запрос в поисковой системе.
Преимущества такого подхода – в отсутствии временны́х и финансовых потерь на обучение ответственного за безопасность дорожного движения. Недостаток заключается в возможном попадании на мошеннический сайт. В результате у вас окажется удостоверение по БДД, срок действия которого и не начинался. Оно, скорее всего, не будет внесено в электронный реестр.
Для соответствия должности мало иметь удостоверение, еще требуется наличие знаний и опыта. Потому что никакой документ не спасет от нестандартных ситуаций, нарушений, которые не были предотвращены по причине недостаточной квалификации.
Требование к заявке
Заявка на аттестацию подается в электронном виде на сайте Росавтотранса. Выбираем округ, в котором удобно пройти процедуру, дату, время. После чего откроется форма заявки.
Для ее заполнения надо указать:
- личные данные;
- место жительства;
- контакты;
- СНИЛС.
Необходимые данные
Для допуска к сдаче экзамена нужно подать следующие данные:
- паспортные;
- об образовании (диплом вуза, свидетельство о полученной квалификации по БДД);
- об оплате госпошлины;
- письменное одобрение обработки перечисленного выше.
Доставка
Когда лично подается заявление на сайте, придется заказывать и получать самостоятельно выписку из протокола, которая подтверждает положительное прохождение аттестации. Доставка при таком раскладе не предусмотрена.
При отправке заявки через учебный центр или при покупке удостоверения документ доставят по указанному адресу курьерской или почтовой службой.
Оплата
При самостоятельном прохождении экзамена важно заранее оплатить государственную пошлину в размере 1 300 рублей.
Если «корочки» покупались через интернет, то придется заплатить службе доставки, сколько оговорено тарифом. Стоимость начинается от 3 000 рублей.
Когда заявка подается через учебный центр, то предусмотрена предоплата за выбранный пакет услуг.
Ответственность за нарушения
При нарушении законодательства РФ по БДД наступает ответственность по 31 статье ранее упоминавшегося 196 ФЗ:
- дисциплинарная – вплоть до увольнения;
- административная – штраф, дисквалификация, арест, обязательные работы;
- уголовная – от возмещения причиненных убытков до 10 лет тюрьмы. Отметим, что уровень ответственности определяется контролируемыми органами и зависит от тяжести последствий происшествия, которое может произойти в результате нарушений или уже произошло.
Правила безопасного поведения на дороге
Требования, которые каждый участник ДД обязан выполнять, следующие:
- У дороги ходить только по тротуару, а при его отсутствии – по обочине (в этом случае требуется быть аккуратным и внимательным).
- Двигаться навстречу машинам.
- Пересекать трассу только в местах, специально для этого приспособленных. Это могут быть светофоры, различные переходы.
- Если поблизости нет подходящих мест для пересечения дороги, идти по кратчайшему пути, убедившись в его безопасности.
- Начинать движение после остановки машин (даже на переходах и светофорах).
- При пересечении трассы убедиться, что водитель транспортного средства видит людей. Не выходить на дорогу из-за кустов, деревьев и любых других препятствий.
- Во время движения оставаться бдительным и смотреть на дорогу в обе стороны.
- В местах с ограждением не перелезать через них.
- Не успев перейти дорогу, остановиться и переждать на островке безопасности. Во всех остальных случаях не задерживаться и не стоять на проезжей части.
- При движении в сумерки при пониженной видимости иметь при себе светоотражающие элементы.
- При ожидании транспорта стоять только в местах, специально для этого предназначенных: на остановках, возле специальных знаков и т.д.
- Соблюдать бдительность, даже если на дорогах практически нет машин. Опасная ситуация может возникнуть неожиданно.
Что касается поведения водителей на дорогах, основные пункты таковы:
- Повторять как минимум каждый год ПДД и ответственно их соблюдать.
- Не садиться за руль в нетрезвом виде или при плохом самочувствии.
- Не использовать телефон с целью разговора при движении на автомобиле.
- При езде соблюдать дистанцию между ТС и внимательно наблюдать за ситуацией на дороге.
- Исключить опасные ситуации на трассе, в т.ч. не соревноваться, не препятствовать обгону, терпеливо относиться к другим участникам ДД.
Кто несет ответственность и осуществляет контроль за БДД
Указами Президента ответственными организациями за БДД назначены структуры:
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ (ГИБДД РФ);
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Работа ГИБДД нацелена на создание условий для бесперебойного и безаварийного движения транспорта внутри страны. Надзорные функции организация выполняет в тесном сотрудничестве с многочисленными службами органов внутренних дел, средствами массовой информации, Министерством Юстиции, общественными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта. Ее задача – контроль передвижений автомобильных средств во время международных сообщений или перевозок. Территориальные представительства, органы исполнительной власти, общественные организации – структурные подразделения на местах для выполнения возложенных функций.
Справка. Личную ответственность за БДД несет каждый участник дорожного движения.
Правила организации службы БДД на предприятии
Практически ни одна организация не обходится без автомобилей. Однако механические ТС представляют опасность для пешеходов. Несмотря на осторожность людей, все чаще происходят ДТП, влекущие за собой материальные потери и приносящие вред здоровью людей, вплоть до летальных исходов. Для обеспечения безопасности подчиненных на предприятии должна быть установлена «транспортная дисциплина».
Чтобы люди могли спокойно работать, не переживая о здоровье и жизни, необходима охрана труда. При большом штате водителей требуется человек, ответственный за БДД на предприятии. Это может быть либо сам руководитель, либо наемный специалист. У ответственного лица должна быть инструкция, позволяющая выполнять порученные обязательства.
Специалист вместе с другими работниками обязаны пройти аттестацию в Управлении государственного автодорожного надзора.
Более точный список сотрудников, подлежащих проверке знаний, представлен ниже:
- Сам руководитель, обеспечивающий БДД (или его заместитель).
- Специалисты, такие как механики, диспетчеры и т.д.
- Начальники различных отделов, например службы техконтроля.
Сертификат об аттестации годен в течение 5 лет. Дополнительно тем, кто занимается перевозками, необходимо пройти курс по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России».
Сам начальник БДД на предприятии обязан:
- Устанавливать порядок разработки и утверждения планов по обеспечению безопасности.
- Учитывать ДТП, выявлять и устранять их причины, чтобы избежать повторения происшествий.
- Следить за поддержанием транспортных средств в исправном состоянии, особенно в зимние дни, когда риск аварий высок.
- Позволять управлять ТС только тем водителям, которые имеют необходимые справки и находятся в трезвом состоянии.
При большом количестве сотрудников, задействованных в обеспечении БДД, необходимо наличие специального класса для проведения занятий, кратких инструктажей, бесед и обучения специалистов.
Задачи службы БДД
Объем решаемых службой безопасности дорожного движения задач на предприятии и в организации – огромен:
- организация комплекса мероприятий по обеспечению безаварийной работы транспорта на предприятии;
- контроль работы всех подразделений предприятии и эффективности использования транспортных средств с точки зрения БДД;
- контроль профессионального уровня водителей, повышение их квалификации и уровня ответственности, профилактический осмотр и допуск сотрудников к работе;
- контроль и регулярные проверки технического состояния автомобилей, стоящих на балансе
- учет, оценка, анализ и профилактика ДТП и нарушений ПДД в организации, внедрение стороннего опыта безаварийной работы;
- контроль и обеспечение безопасных и комфортных условий труда, трудовой и корпоративной дисциплины.
Перечисленные функции невозможно эффективно исполнять без тесного взаимодействия с другими производственными подразделениями предприятия или организации. Поэтому служба БДД активно сотрудничает, обменивается информацией и важными документами с другими отделами.
Законодательная база
Подготовка к аттестации, требования к ее организации, необходимая квалификация работников регламентируются законодательством.
Законодательная база по БДД.
Вот перечень основных документов, действующих на 2021 год:
- Распоряжение «О создании аттестационных комиссий по проведению аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью» № МС-199-р (от 03.11.2017).
- Информационное письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 г. № АК-1879/06 о документах о квалификации.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ (от 10.12.1995, редакция от 26.07.2017).
- Пособие «Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность на автомобильном транспорте».
- Приказ Министерства транспорта РФ «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью» №106 (от 20 марта 2017 г.).
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
В связи с важностью для государства этого вида деятельности часто вносятся изменения в законодательную базу. Поэтому специалисту, отвечающему на предприятии за безопасность движения, необходим постоянный мониторинг законодательной базы.
К примеру, статья 20 ФЗ 196 “О безопасности дорожного движения” регламентирует прохождение мед. осмотра и после внесения изменений отменена необходимость печати в путевом листе.
Штрафы
Невыполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения грозит административной ответственностью, регламентированной Кодексом об Административных правонарушениях РФ. Сумма штрафа зависит от нарушения и того, кто именно нарушил законодательство.
Так, назначение специалиста БДД, не соответствующего определенным требованиям , обойдется:
20 000 рублей
Юридическому лицу и ИП
100 000 рублей
Отсутствие проведения предрейсовых осмотров грозит штрафом в размере:
5 000 рублей
Эксплуатация автомобиля без тахографа (если он должен быть) или с тахографом, не соответствующим определенным требованиям, может привести к штрафу:
До 25 000 рублей
- Ведение электронного журнала учета путевых листов;
- проведение инструктажей водителям по БДД;
- снятие отчетов с водительских карт для категорий C, D;
- сверка сведений о ДТП в ГИБДД один раз в году;
- подача уведомления в Ространснадзор об оказании услуг по перевозке грузов (при необходимости);
- ежегодный аудит предприятия по БДД;
- консультации по вопросам безопасности дорожного движения;
- помощь в подготовке к проверке с предоставлением шаблонов документов.
Какие нормативные документы нужны для обеспечения безопасности дорожного движения
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Итак, для того, чтобы все документы имели юридическую силу, они должны быть утверждены приказом руководителя. Руководитель – генеральный директор, либо лицо исполняющее его обязанности на законных основаниях, например по доверенности. Индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый) так же имеют статус руководителя.
НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?
В рамках мероприятий по организации работы должностных лиц, руководитель должен назначить специалистов и в связи с этим издает следующие приказы:
- приказ о назначении специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
- приказ о назначении контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
- приказ о назначении диспетчера автотранспорта
- приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
Должностные лица должны исполнять свои обязанности в соответствии с их должностными инструкциями. Поэтому, за приказами о назначении, руководитель утверждает следующие документы:
- должностная инструкция специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
- должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
- должностная инструкция диспетчера автотранспорта
После того как основные специалисты назначены, переходим к следующему блоку мероприятий, непосредственно связанных с водительским составом.
Подготовка документов по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению
Это самый объемный перечень нормативных документов и проводимых мер, необходимых для обеспечения безопасной работы с транспортом. Здесь потребуются инструкции по охране труда водителя при эксплуатации автомобиля в различных условиях. Дополнительно необходимо стажировать, обучать и проверять знания водителей по безопасному вождению и бережному отношению к техническому состоянию транспортного средства.
В зависимости от категории транспорта, который используется в организации, руководитель утверждает обязанности водителей и издает следующие документы:
- должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем
- должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем
- должностная инструкция лица, управляющего автобусом
Далее руководитель утверждает перечень таких инструкций по охране труда для водителей:
В этап обучения и проверки знаний водителей входят: стадия испытаний, процесс инструктажа и стажировки, проверка знаний.
В этих целях руководителем издаются следующие приказы:
- приказ о проведении инструктажей по безопасности перевозок, с Положением
- приказ о прохождении стажировки водителем
- приказ о назначении водителя-наставника
- приказ о допуске к самостоятельной работе водителя
- приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения
и стажировок должны быть разработаны , утвержденные руководителем:
- программа стажировки водителей
- программа проведения вводного инструктажа по безопасности перевозок
- программа проведения предрейсового инструктажа по безопасности перевозок
- программа проведения сезонных инструктажей по безопасности перевозок
- программа проведения специального инструктажа
- учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями (20ч)
Результаты выполненных программ по стажировке, инструктажу и занятиям должны быть зарегистрированы в журналах:
- журнал учета инструктажей водителей
- журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа)
После успешного прохождения испытаний, стажировок и проверки знаний БДД, на водителей оформляются:
- лист испытаний водителя
- листок стажировки водителя
- график рабочего времени водителя на месяц
- личная карточка водителя
Итак, мы назначили специалистов и возложили на них должностные обязанности. Провели испытания и стажировку водителей, обучили их и проинструктировали. Назначили водителей и возложили на них должностные обязанности.
Следующим шагом будет исполнение мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров.
Подготовка документов для проведения медицинских осмотров водителей
Для проведения медицинских осмотров, в организации должно быть введено “Положение о проведении обязательных медицинских осмотров”. Как и все предыдущие нормативные документы, которые действуют внутри организации, руководитель утверждает следующие локальные акты:
- приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей
- план-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей
- направление работника на психиатрическое освидетельствование
Медицинские осмотры должны быть оформлены и зафиксированы в журнале.
- журнал учета обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей
- журнал учета предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водителей
- журнал учета послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей
- журнал учета выданных направлений на психиатрическое освидетельствование
Теперь у нас назначены специалисты с должностными обязанностями, определен комплект документов для работы с водительским составом, решен вопрос организации обязательных и периодических медосмотров. Переходим к следующему этапу, мероприятиям по предотвращению и избежанию чрезвычайных ситуаций. При эксплуатации автомобилей, такие ситуации называют дорожно-транспортные происшествия.
Подготовка документов по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД
В процессе эксплуатации транспортных средств, должностным лицам следует проводить мероприятия по профилактике соблюдения правил дорожного движения, чтобы не допускать дорожно-транспортных происшествий с участием эксплуатируемых ими автомобилей. В этих целях руководитель приказом утверждает положение о служебном расследовании ДТП и положение о комиссии по проведению расследования. Должны быть утверждены следующие приказы:
- приказ об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. положение о порядке проведения служебного расследования ДТП
- приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
- акт служебного расследования ДТП
- план мероприятий по предупреждению ДТП
Произошедшие ДТП и допущенные нарушения ПДД оформляются и фиксируются в журналах:
- журнал учета дорожно-транспортных происшествий
- журнал учета нарушений правил дорожного движения
- журнал учета проверок органами контроля
Подготовка документов по обеспечению контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств
Контролировать технического состояние и техническое обслуживание в организации должен контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Руководитель издает приказ о введении порядка организации и проведения контроля техсостояния транспорта. На контролера возлагаются должностные обязанности по исполнению приказа, согласно его должностной
- приказ о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств
- должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС
Субъект транспортной деятельности обязан вести учет прохождения технического предрейсового и предсменного контроля. Результаты контроля должны быть зарегистрированы в журнале.
Контролером должен быть разработан распланированный график технического обслуживания автомобилей:
- положение о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС
- план-график технического обслуживания транспортных средств
Наряду с обязанностями проведения предрейсового и предсменного контроля, в целях исключения выпуска на линию технически неисправных автомобилей, контролер оформляет путевые листы. При выпуске транспортного средства на линию, в путевых листах ставится отметка о прохождении контроля. Если при проведении контроля неисправностей в техническом состоянии ТС не выявлено, в путевом листе ставится отметка “Выпуск на линию разрешен”. Отметка подтверждается подписью с ФИО контролера , проводившего контроль, датой и временем его проведения.
Обязанности по оформлению путевой документации должны быть возложены на ответственного за обеспечение БДД, в соответствии с его должностной инструкцией.
В организации, эксплуатирующей автомобильный транспорт, должна быть утверждена форма путевого листа согласно
“Порядку оформления или формирования путевого листа”, утвержденного Приказом Минтранса России № 390 от 28.09.2022.
Оформлять движение и вести учет путевого листа в журнале не требуется.
Вышеуказанный алгоритм оформления документов соответствует поэтапной последовательности введения всех мероприятий, необходимых для обеспечения БДД на предприятии. Придерживаясь краткого изложения, осталось кратко перечислить законодательные акты, на основании которых каждый из вышеперечисленных нормативных документов должен применяться в организации.
Основные федеральные законы, регулирующие сферу эксплуатации транспорта:
- Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 (ред. 02.07.2021) «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Федеральный закон №294 от 26.12.2008 (ред. 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к специалистам по безопасности дорожного движения:
- Трудовой Кодекс № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021)
- Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 (ред.31.07.2020) “О лицензировании отдельных видов деятельности”
- Постановление Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 (ред. 31.12.2020) “О Правилах дорожного движения” (вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
- Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.
- Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020 “Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”
- Приказ Минтранса № 283 от 31.07.2020 “Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью”
- Приказ Минтранса №264 от 29.07.2020 “Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”
Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к соблюдению охраны труда и отдыха водителей, требования к их обучению:
- Постановление Правительства РФ №1586 от 01.10.2020 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ №2200 от 21.10.2020 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации”
- Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.
- Приказ Минтранса № 424 от 16.10.2020 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
- Приказ Минтранса № 438 от 26.10.2020 “Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами”
- Приказ Минтранса №440 от 28.10.2020 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”
- Приказ Минтруда № 871Н от 09.12.2020 “Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте”
- Приказ Минтруда России № 772н от 29.10.2021 “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем”
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда” (вместе с “Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда”)
- Приказ Росстандарта № 600-ст от 09.06.2016 ( ГОСТ 12.0.004-2015) “О введении в действие межгосударственного стандарта»
- Приказ Минтранса №РД-26127100-1070-01 от 02.10.2001 “Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций”
Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к проведению медицинских осмотров:
- Трудовой Кодекс №197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021), ст. 213 “Медицинские осмотры некоторых категорий работников”, ст. 328 “Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств”
- Федеральный Закон N323 “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” от 21.11.2011 (ред. 22.12.2020)
- Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.
- Приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н “Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование”
- Приказ Минздрава № 835н от 15.12.2014 “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”
- Письмо Минздрава №2510/9468-03-32 от 21.08.2003 “О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств” “Методические рекомендации. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)”
Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования по проведению профилактических мер к устранению причин ДТП и нарушений ПДД:
- Постановление Правительства РФ №1502 от 19.09.2020 “Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”
- Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.
- Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 “О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств”
- Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР №49 от 26.04.1990 “Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий”
Законы и нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств:
- 15 января 2021 года “Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”
- Приказ Минтранса России №390 от 28.09.2022 “Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, и порядка оформления или формирования путевого листа”
- Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.
- Постановление Правительства РФ №1616 от 07.10.2020 “О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами” (вместе с “Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами”)
- Постановление Правительства РФ №1527 от 23.09.2020 “Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами”
Безопасность дорожного движения
Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 предъявляются требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом к следующим субъектам транспортной деятельности:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляю
перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования перевозки грузов автомобильным транспортом на основании договора перевозки перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоровфизические лица, осуществляющие:эксплуатацию грузовых автомобилей, с разрешенной максимальной массой которых превышает 3500 кг и автобусов
Как самостоятельно начать процесс обеспечения БДД при эксплуатации транспорта
Начиная организацию обеспечения безопасности дорожного движения у себя в организации, начинающие специалисты задаются одними и теми же вопросами: с чего начать работу при создании соблюдения БДД? Какие документы нужны и как заполучить пошаговую инструкцию по подготовке необходимой документации?
Сегодня многие организации и индивидуальные предприниматели используют в своей коммерческой деятельности транспорт. В этой статье хотелось бы как можно кратко рассказать о минимальных требованиях законодательства в области применения безопасности дорожного движения для лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность с использованием автомобильного транспорта. Законодательство о БДД состоит из объемной структуры законодательных и нормативных правовых актов: Федеральных законов, Приказов Минтранса, Минтруда, Минобразования и Минздрава, постановлений Правительства, положений, стандартов и рекомендаций, изданных этими ведомствами. Законы периодически меняются, и те лица, которые не занимаются именно транспортной деятельностью, не перевозят пассажиров и грузов на регулярной основе, тем сложно разобраться во всех этих нюансах и правилах. Большая часть юридических лиц и ИП эксплуатируют автомобили для обеспечения своей индивидуальной хозяйственной деятельности, имея в собственности, или на иных правах владения, от одного автомобиля. Это может быть и автомобиль курьера, и просто сотрудника организации (сам ИП) и прочие нужды для использования транспортных средств. Но поскольку закон обязывает организовывать, соблюдать и обеспечивать безопасность дорожного движения всеми участниками предпринимательской деятельности при эксплуатации ими автотранспортных средств, то, как говорится, “Закон-есть закон!” – нужно исполнять.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД – ЭТО РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- Мероприятия по организации работы должностных лиц
- Мероприятия по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению
- Мероприятия по проведению обязательных медицинских осмотров
- Мероприятия по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД
- Мероприятия по контролю технического состояния и своевременного технического обслуживания транспортных средств
Всего пять основных шагов, каждый из которых требует собственной и специфичной организации. Чтобы все вышеперечисленные мероприятия были подтверждены и зафиксированы, их необходимо документально оформить.
Обеспечение БДД – это и нормативные документы об исполнении проведенных мероприятий по безопасности дорожного движения в организации или у ИП.
Для многих мер по обеспечению БДД закон не предлагает типовых форм и каких-либо образцов, оставляя на выбор самим участникам транспортной деятельности разрабатывать их форму и утверждать собственными локальными внутренними документами организации. Эти же документы необходимы при проверках надзорных органов, которые их проверяют на предмет соответствия требованиям закона, но не требовательны к их оформлению и текстовому наполнению.