Пояснительная записка
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» военно-патриотической направленности для обучающихся 1-2 классов. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
- Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
- Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
- Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
Программа рассчитана на 67 часов, 1час в неделю
Срок реализации – 2 года.
Возраст обучающихся – 7-9 лет (1-2 класс)
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
- беседа-диалог,
- игры, экскурсии,
- практические занятия,
- встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
- просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
- знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать, делать выводы;
- задавать вопросы, уточняя непонятное;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимопомощь.
- Мы – пешеходы (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
- Мы – пассажиры (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
- Азбука дорожных знаков (1 класс – 5 ч.; 2 класс – 6 ч.)
- Азбука безопасности (1 класс – 14 ч.; 2 класс – 14 ч.).
(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Для проведения занятий необходимо
- просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
- специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
- «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
- «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по правилам дорожного движения составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
- Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
- Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
- Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность 1классе.
Основанием является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- формирование культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части, связанную с изображением освоенного материала.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть – включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности и изображением в рисунке полученных знаний.
Учащиеся имеют альбом, в котором они работают: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Достигнутый уровень усвоения информации определяется по реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
– установка на здоровый образ жизни;
– способность к самооценке
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– устанавливать причинно-следственные связи
– осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
– ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
– отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
– наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
– оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих жизненных речевых ситуаций;
– выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
– не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
– общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними)
– изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
- «Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).
- Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
- Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
- «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).
1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся
Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью: 1 раз в неделю.