По направлениям внеурочной деятельности РПД и вспомогательной рабочей программы;

Пояснительная записка

Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.

В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» военно-патриотической направленности для обучающихся 1-2 классов. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  • Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
  • Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
  • Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
  • Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.

Программа рассчитана на 67 часов, 1час в неделю

Срок реализации – 2 года.

Возраст обучающихся – 7-9 лет (1-2 класс)

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип актуальности;
  • принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
  • принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
  • принцип доступности и наглядности;
  • принцип практической направленности;
  • принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
  • беседа-диалог,
  • игры, экскурсии,
  • практические занятия,
  • встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
  • просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

  • понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  • развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  • формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
  • ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
  • знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
  • знать основные дорожные знаки;
  • наблюдать, делать выводы;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное;
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  • выполнять требования и условия ролевых игр;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
  • осуществлять взаимопомощь.
  • Мы – пешеходы (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
  • Мы – пассажиры (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
  • Азбука дорожных знаков (1 класс – 5 ч.; 2 класс – 6 ч.)
  • Азбука безопасности (1 класс – 14 ч.; 2 класс – 14 ч.).

(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Для проведения занятий необходимо

  • просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
  • специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.

Из материалов потребуются

диски с учебными фильмами и мультфильмами:

  • «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
  • «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа по правилам дорожного движения составлена на основании

следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
  • Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
  • Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
  • Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
  • Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

Проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность 1классе.

Основанием является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:

  • формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • формирование культуры поведения в общественном транспорте;
  • формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части, связанную с изображением освоенного материала.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.

Практическая часть – включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности и изображением в рисунке полученных знаний.

Учащиеся имеют альбом, в котором они работают: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.

К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.

Достигнутый уровень усвоения информации определяется по реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

– установка на здоровый образ жизни;

– способность к самооценке

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать оценку учителя;

– устанавливать причинно-следственные связи

– осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

– ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

– отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

– наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

– оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих жизненных речевых ситуаций;

– выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

– не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
  • условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания

Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

– общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними)

– изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио

1.3 Перечень учебно-методических средств обучения

  • «Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).
  • Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  • Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
  • «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).

1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся

Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью: 1 раз в неделю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *