По дороге впереди. Информационный материал к экзамену

Марш – основной способ передвижения взвода.

Колонна
(военная)
– строй, в котором военнослужащие
расположены в затылок друг к другу, а
подразделения (машины) одно за другим.
Применяется для передвижения (марша).

Дорога
(военная)
– наземные коммуникации, подготовленные
для передвижения войск (подразделений)
своим ходом, подвоза материальных
средств и эвакуации. Дороги по направлению
бывают фронтальные и рокадные.

Фронтальная
дорога
– военная дорога, идущая от тыла к фронту.
Рокадная дорога – дорога в районе военных
действий, проходящая параллельно линии
фронта.

Колонный
путь
– маршрут, выбранный вне дорог и
оборудованный для движения войск.
Прокладывается обычно для колесных и
гусеничных машин.

получают данные об откосах (материал крепления, крутизна), поперечном профиле канала, а также выявляют состояние и характеристику гидротехнических сооружений.

Озера и водохранилища характеризуются размерами водной поверхности, характером берегов, глубиной и

ширину, глубину, площадь и полезный объем, а также

теризуется рельефом побережья, расчлененностью, заливами и бухтами, глубинами в прибрежной зоне и наличием в ней подводных и надводных препятствий. Указанные характеристики отображаются на топографических картах. С наибольшей подробностью их можно изучить по морским картам (см. п. 1, 2).

Береговая линия моря на карте соответствует линии уреза воды при наиболее высоком уровне ее во время

густотой, основным направлением дорог и их техническим совершенством.

военная дорога, идущая от тыла к фронту. Используется для передвижения войск, подвоза материальных средств, эвакуации в тыл из района боевых действий раненых и больных, повреждённой военной техники н др.

Лексическое значение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов?
    Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.

    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.

  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Фронт

1) оперативно-стратегическое объединение ВС, создаваемое обычно с началом войны. Предназначается для решения оперативно-стратегических задач на одном стратегическом или нескольких операционных направлениях континентального ТВД;

2) линия, иа которой развёрнуты передовые подразделения (линия их соприкосновения с противником иа ТВД);

3) район (полоса, зона) территории, иа которой ведутся боевые действия (в понятиях «фронт» и «тыл»);

4) сторона боевого порядка (оперативного построения) войск, обращенная к противнику (Ф. наступления, Ф. обороны и т. д.);

5) сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины – передней частью).

Флагманский командный пункт

Флагманский командный пункт – специально оборудованное помещение, откуда командующий (командир) и его штаб управляют подчинёнными силами флота в операции (бою). Размещается иа флагманском корабле или на берегу.

Фельдъегерско-почтовая связь (ФПС)

Фельдъегерско-почтовая связь (ФПС) – предназначена для приёма, обработки, пересылки и доставки всех видов корреспонденции, поступающей в адрес штабов и исходящей от них. Осуществляется частями и подразделениями фельдъегерской связи и органами воеиио-почтовой связи, объединёнными в единую систему ФПС. Курьеры, осуществляющие доставку особо важных документов, называются фельдъегерями.

Фиксация минного поля

Фиксация минного поля – привязка границ минного поля к имеющимся иа местности и топографической карте ориентирам для точного определения местоположения минного поля и отдельных-мии с целью быстрого и безопасного их отыскания при проделывании проходов, снятии минных полей или сплошном разминировании.

Флегматизаторы

Флегматизаторы – вещества в метательных зарядах для предохранения канала ствола артиллерийского орудия от разгара, а также в ВВ и ракетных топливах для снижения их чувствительности к внешним воздействиям и увеличения химической стабильности. В качестве Ф. обычно применяются иизкоплавкие углеводородные соединения: парафин, вазелин, воск и др.

Форсирование водной преграды

Форсирование водной преграды – преодоление наступающими войсками водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником. Для Ф. в. п. применяются плавающие танки, БМП, БТР, а также различные переправочно-десантные средства. Осуществляется, как правило, с ходу (что обеспечивает высокие темпы наступления) или с подготовкой в короткие сроки из положения непосредственного соприкосновения с противником или с выдвижением войск из глубины.

Густота дорожной сети оценивается протяженностью дорог, проходящих. на площади 100 км2. Сеть шоссей-

20 км на 100 кмсреднее расстояние между дорогами составляет примерно 10 км. Густота дорожной сети на карте определяется глазомерной оценкой протяженности дорог, расположенных в квадрате со стороной

По расположению (действию) войск различают

служат основными путями для маневра и перегруппировки войск.

вило), уклоны не более 4%, пересечения с другими дорогами на разных уровнях.

Усовершенствованные шоссе имеют твердое основание с покрытием из асфальта, цементобетона, брусчатки, клинкера, а также щебня или гравия, пропитанных вяжущими веществами; ширина покрытой части не менее 6 м.

Шоссе (в военной практике так называемое шоссе обыкновенное) имеет менее капитальное основание и покрытие, меньшую ширину и более крутые повороты, подъемы и спуски, чем усовершенствованное шоссе.

Основные элементы шоссейных дорог показаны на рис. 54. При изображении шоссейных дорог на картах приводятся их технические характеристики: ширина покрытой части, ширина всей дороги (от канавы до канавы), материал покрытия (для автострады — число полос). Ширина дороги указывается в целых метрах. Материал покрытия обозначается условными сокращенными подписями.

Улучшенные грунтовые дороги—профилированные дороги, не имеющие прочного основания и покрытия; грунт проезжей части может быть улучшен добавками

Рис. 54. Основные элементы шоссейной дороги

щебня, других материалов. Улучшенные грунтовые дороги допускают автотранспорта в течение большей части года.

Грунтовые (проселочные) и полевые (лесные) дороги проходят по естественному грунту и по своим до- рожным качествам не отличаются друг от друга. Проходимость их зависит от характера грунта, степени его увлажненности и

Допускаемая средняя скорость движения машин в колоннах в зависимости от типа дорог, материала покрытия и его состояния приведена в табл. 31.

На картах малообжитых, пустынных и труднопроходимых районов показывают караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, а также дороги с деревянным покрытием, проходящие через труднопроходимые,

обычно заболоченные земли. Временные пути для проезда зимой через замерзшие болота, озера, реки, проливы и заливы показывают условным знаком зимних дорог. Зимние дороги, используемые автотранспортом, выделяются подписью «Автозимник».

оценивают на глаз; крутые повороты (радиусом закругления менее 25 м) — по условному знаку.

I — длина машины, м;

— дистанция между машинами, м.

дорог обычно выражаются процентах (1% обозначает подъем или спуск в 1 на каждые 100 м дороги; 5% составляют около 3°). Наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах по принятым в СССР стандартам не превышают 6—7% на равнинной и холмистой местности 9—10% в горах. Уклоны на дорогах по карте определяют по горизонталям и условным знакам (уклоны свыше 8%).

Характеристику мостов на карте определяют по буквенно-цифровым обозначениям: буквами указывает-

Фильтровентиляционная установка (ФВУ)

Фильтровентиляционная установка (ФВУ) – агрегат для очистки от вредных примесей наружного воздуха и подачн его в помещения объекта. Применяется на кораблях, самолётах, боевых, инженерных и транспортных машинах и в закрытых фортификационных сооружениях для защиты личного состава от поражения радиоактивной пылью, отравляющими веществами и биологическими средствами.

Флотское учение

Флотское учение – высшая форма подготовки соединений, частей, подразделений, командиров н органов управления флота. По масштабу может быть оперативным или оперативно-тактическим. По назначению, составу обучаемых и количеству участвующих сторон Ф. у. классифицируется аналогично общевойсковым учениям.

1) общее наименование различных кораблей, судов и плавсредств. По принадлежности различают военно-морской, морской (транспортный, промысловый, экспедиционный), речной Ф.; по энергетическим установкам и техническому оснащению-атомный, паровой, парусный, гребной Ф.;

2) оперативно-стратегическое объединение в ВМФ СССР и ряде других стран. Предназначено для выполнения оперативных и стратегических задач иа определённом океанском (морском) ТВД. Проводит морские операции и боевые действия самостоятельно и во взаимодействии с другими Ф., а также с объединениями и соединениями видов ВС. Организационно Ф. состоит из объединений, соединений (частей) различных родов сил – надводных кораблей, ПЛ. авиации, морской пехоты, а в ВМФ СССР – и береговых ракетно-артиллерий-ских войск. Некоторые Ф. могут иметь в своём составе флотилии, эскадры и другие формирования. Ф. возглавляется командующим (главнокомандующим), имеет штаб и другие органы управления, береговые учреждения и службы (тыла, связи, вооружения, судоремонта, поисково-спасательную и т. п.). Для всестороннего обеспечения деятельности сил Ф. создаётся система ВМБ, пунктов базирования, аэродромов, в состав Ф. включаются суда обеспечения. ВМФ (ВМС) крупных государств состоят из нескольких Ф. В ВМФ СССР: дважды Краснознамённый Балтийский, Краснознамённые Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты.

Фронтальный удар

Фронтальный удар – удар войск по фронту оперативного построения (боевого порядка) группировки войск противника с последующим развитием наступления в глубину н в стороны флангов.

Флаг – официальный отличительный знак государства, его ВС, различных учреждении, международных организаций и союзов, спортивных обществ и др. Представляет собой полотнище установленного цвета, формы и размера, обычно с гербом, эмблемой или надписями. Особую категорию составляют военные Ф. В настоящее время в ВС СССР кроме Боевых Знамён воинских частей официально установленными Ф. являются: Ф. ВВС, Военно-морской Ф., Гвардейский военно-морской Ф., Краснознамённый военно-морской Ф., Гвардейский Краснознамённый военно-морской Ф., Орденский военно-морской Ф. крейсера «Аврора», гюйс, Ф. судов обеспечения ВМФ, а также Военно-морской Ф. и Краснознамённый военно-морской Ф. кораблей и судов морских частей пограничных войск. Кроме того, на кораблях ВМФ установлены флаги должностных лиц.

Фугас

Фугас – заряд ВВ, заложенный в грунт, внутрь какого-либо объекта или установленный под водой и взрываемый в целях нанесения урона противнику или создания различных препятствий. Кроме ВВ некоторые виды Ф. могут содержать зажигательные вещества (огневой Ф.) и др.; ие исключена также возможность применения армиями капиталистических государств ОВ (химический Ф.) или ядерных зарядов (ядерная мииа-Ф).

Фланговый удар

Фланговый удар – удар по флангу оперативного построения (боевого порядка) противника с последующим выходом в тыл его главных сил. Применяется при наличии открытых флангов или разрывов в оперативном построении (боевом порядке) противника. Наносится обычно силами, осуществляющими охват или обход.

Фронтовая авиация

Фронтовая авиация – составная часть ВВС СССР и некоторых других государств; предназначена для нанесения авиационных ударов по противнику в оперативной глубине, авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота, прикрытия войск (сил) и различных объектов от ударов авиации противника и решения других специальных задач. Состоит иа родов авиации) бомбардировочной, истребитель-но-бомбардировочиой, истребительной, разведывательной, транспортной, специальной.

Форт

Форт – отдельное укрепление, состоящее из одного или нескольких фортификационных сооружений открытого или закрытого типа. Ф. создавались как часть крепости или полевой укреплённой позиции.

Флаттер

Флаттер – самовозбуждающиеся колебания частей ЛА (крыла, хвостового оперения, обшивки и др.), приводящие, как правило, к разрушению конструкции. Проектирование ЛА предусматривает, чтобы Ф. ие возникал во всём диапазоне скоростей его полёта.

Фрегат

Фрегат – в парусном флоте – трёхмачтовый корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначавшийся для действий на морских коммуникациях. Современные Ф. водоизмещением до 4000 т и скоростью свыше 30 узлов (55,5 км/ч) кроме обычного вооружения (универсальные пушки, торпедные аппараты, бомбомёты) имеют противолодочные и зенитные ракетные комплексы. Служат для поиска и уничтожения ПЛ, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей (судов).

Фортификационные сооружения

Фортификационные сооружения – инженерные сооружения, предназначенные для повышения эффективности применения оружия и военной техники, обеспечения устойчивого управления войсками, защиты войск и населения от средств поражения. Ф. с. подразделяются на сооружения для ведения огня (окопы, траншеи, долговременные огневые сооружения и др.); наблюдения и управления (НП и КП); защиты личного состава (щели, блиндажи, убежища), военной техники и материальных средств (котлованные укрытия); укрытого сообщения (ходы сообщения). Ф. с. бывают открытого и закрытого типа, долговременные и полевые.

Фронт ударной волны

Фронт ударной волны – движущаяся от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью поверхность раздела между сжатой и невозмущёнпой средой. По мере удаления от центра взрыва скорость Ф. у. в. непрерывно уменьшается и постепенно приближается к скорости звука, после чего прекращается её поражающее действие.

Физические поля корабля

Физические поля корабля – пространство, в котором проявляются физические свойства, присущие кораблю как материальному объекту или возникающие в результате его взаимодействия с окружающей средой. Основными Ф. п. корабля являются: акустическое, гидроакустическое, электромагнитное, магнитное, электрическое, тепловое, гидродинамическое и гравитационное. Различные Ф. п. используются для поиска и обнаружения кораблей, наведения на них боевых средств (мни, торпед, ракет) и срабатывания их неконтактных взрывателей.

Фланговый маневр

Фланговый маневр – организованное перемещение сил и средств в сторону фланга (вдоль фронта) в целях занятия выгодного положения для удара по флангу или тылу группировки противника или противодействия его удару.

Фланг – правая (левая) оконечность строя (при поворотах строя название флангов не изменяется); правая (левая) сторона боевого порядка (оперативного построения) войск (сил). Ф, как правило, является наиболее уязвимой частью боевого порядка (оперативного построения). Особенно опасен охват противником открытого Ф.

Получив задачу на действие в качестве дозорного отделения (танка), командир отделения (танка)

  • маршрут
    движения охраняемого подразделения,
  • места
    вероятной встречи с противником,
  • определяет
    порядок движения и действий отделения
    (танка) при встрече с ним,
  • возможные
    места устройства засад.

Флагшток

Флагшток – вертикальный шест, установленный на кормовой оконечности корабля для подъёма военно-морского флага при стоянке на якоре (бочке) или у стеики.

Формирование

Формирование – вновь организованная (сформированная) или существующая воинская часть (соединение, объединение); могут быть также временные Ф. (сборные команды, маршевые подразделения и др.).

Фильтр – устройство (аппарат, сооружение) для очистки жидкости и воздуха от примесей, избирательной очистки растворов от некоторых минеральных солей, задерживания светового излучения, звуковых, электрических, электромагнитных колебаний определённых частот и др. Различные Ф. широко используются в войсках (фильтровентиляцнонные установки, Ф. для очистки воды и др.), а также во многих образцах военной техники.

Фарватер

Фарватер – безопасный в навигационном отношении проход кораблей (судов) среди препятствий (между островами, подводными опасностями, в минных заграждениях и т. п.), обозначенный средствами навигационного ограждения. В военное время плавание кораблей (судов) в районах, опасных из-за мин, осуществляется по сети военных Ф., которые делятся на действующие (основные), запасные и обходные. ФАС, в фортификации – прямолинейный участок траншеи, хода сообщения, иевзрывных противотанковых и противопехотных заграждений.

Фортификация

Фортификация – отрасль военно-инженерного искусства, охватывающая теорию и практику укрепления (фортификационного оборудования) местности как при заблаговременной воеиио-инже-иерной подготовке ТВД и территории страны, так и в ходе войны с целью повышения боеспособности ВС, увеличения их боевой эффективности, зашиты войск, органов управления, населения и объектов народного хозяйства от средств поражения противника. Ф. подразделяется иа войсковую (полевую) и долговременную.

Форсирование минных заграждений

Форсирование минных заграждений – прорыв через морские минные заграждения групп (одиночных) ПЛ или отрядов надводных кораблей (судов) с преодолением противодействия противника. Осуществляется, когда невозможен обход заграждений или нет времени иа проделывание в них проходов. Заключается в подавлении огневых средств противника, следовании кораблей в кильватерной колонне за тральщиками или за кораблями, прокладывающими фарватер с помощью взрывных средств.

Флотский тыл

Флотский тыл – соединения, части и учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении органов управления тылом флота и предназначенные для тылового и других видов обеспечения сил флота по службам, подчинённым заместителю командующего флотом по тылу. Относится к оперативному тылу.

Флаги расцвечивания

Флаги расцвечивания – флаги Военно-морского свода сигналов СССР, поднимаемые на кораблях и судах ВМФ в торжественных случаях. На судах морского флота СССР в качестве Ф. р. используются флаги Международного свода сигналов.

Факсимильная связь

Факсимильная связь – передача по каналам связи неподвижных изображений (документов, чертежей, графиков, карт и др.) с воспроизведением их в пункте приёма.

Условия совершения марша.

Марш
в предвидении вступления в бой
совершается в том случае, когда
непосредственно с марша подразделениям
предстоит выполнять боевую задачу:
наступать, обороняться, вести встречный
бой. Такие марши, как правило, совершаются
в районе боевых действий.

Марш
вне угрозы столкновения с противником
осуществляется обычно в тылу своих
войск. В этих условиях исключается
возможность ведения боя с наземным
противником, однако, подразделения
должны быть готовы к отражению ударов
с воздуха, действовать против воздушных
десантов и диверсионно-разведывательных
групп, в условиях воздействия высокоточного
оружия, применения средств дистанционного
минирования.

Походное
охранение  –
комплекс мероприятий,проводимых при
передвижении с целью не допустить
внезапного нападения противника,
проникновения его разведки к главным
силам и создать выгодные условия для
их организованного вступления в бой.

Назначение военно-автомобильных дорог. Эксплуатационные требования к военно-автомобильным дорогам.

В транспортной системе автомобильному
транспорту предназначается важная
роль. Автомобильный транспорт обеспечивает
более высокие ско­рости доставки
грузов, чем железнодорожный и водный
транспорт, причем наибольший выигрыш
во времени достигается при пере­возках
на короткие расстояния. Свои задачи
автомобильный транс­порт может
выполнить только при наличии хорошо
подготовлен­ной сети автомобильных
дорог.

Автомобильной дорогойназывается
комплекс сооружений, обо­рудовании
и устройств, предназначенных для
удобного, безопас­ного и круглосуточного
движения автомобилей с расчетными
ско­ростями и нагрузками.

Наличие хорошо развитой сети автомобильных
дорог делает автомобильный транспорт
маневренным, обеспечивает движение с
высокими скоростями, позволяет
использовать полностью грузо­подъемность
автомобилей, сохраняет материальную
часть автомо­билей и, в конечном счете,
способствует их производительной
ра­боте.

Строительство автомобильных дорог
тесно связано с интере­сами укрепления
обороноспособности страны. Развитая
сеть авто­мобильных дорог в значительной
степени содействует обеспечению высоких
темпов наступления войск, быстрому
сосредоточению сил, различных видов
маневра войск, обеспечивает непрерывный
подвоз войскам материальных средств и
эвакуацию. Бесперебойная работа
автомобильного транспорта войск может
быть обеспечена только путем
заблаговременной и всесторонней
подготовка сети дорог и дорожного
хозяйства страны еще в мирное время.

Сеть автомобильных дорог развивается
в соответствии с направлением грузовых
и пассажирских потоков. Государство
постоянно уделяет большое внимание
созданию хорошо развитой сети автомобильных
дорог с твердым покрытием.

Для обеспечения маневра войск, подвоза
и эвакуации подготавливаются военные
дороги и колонные пути.

Колонный путьпредставляет
собой полосу местности, выбранную вне
дорог и подготовленную для кратковременного
движения войск.

Военной дорогой называется
существующая или вновь построенная
дорога, подготовленная для движения
войск.

К военным дорогам относятся:

Войсковые дороги, как и колонные пути,
подготавливаются и содержатся инженер­ными
войсками преимущественно в районе
действия войск, а военно-ав­томобильные
дороги – силами дорожных частей и
соединений транспортных войск в
оперативном тылу. Кроме того, дорожные
и инженерные части и соединения
подготавлива­ют дороги для перегруппировки
и маневра войск в оперативной глубине.

Военные дороги разделяются:

для колесных машин,

для гусенич­ных машин,

для смешанного движения.

2. По направлению:

Дороги фрон­тального направления
проходят по направлению к линии
соприкосновения войск, рокад­ные идут
вдоль линии соприкосновения войск.

  • объезды узких мест,
  • дуб­лирующие мостовые переходы,
  • подъезды к важным объектам,
  • маршруты для гусеничных машин.

4. По ширине проезда:

  • дороги, допускающие односторонний
    проезд,
  • дороги, допускающие двухсторонний
    проезд.

Значение военных автодорог при подготовке
и в ходе проведе­ния боевых действий
войсками объясняется следующими
положе­ниями.

В современных условиях в деятельности
войск значительное место занимают
передвижения и марши. Войскам приходится
совершать перегруппировки своим ходом
на большие расстояния. Успех действий
войск в условиях высокоманевренных
операций в значительной степени зависит
от наличия и состояния автомобиль­ных
дорог и от бесперебойности движения на
них.

По военным автомобильным дорогам
прибывает личный состав, транспорт,
техника и материальные средства для
формирова­ния и пополнения частей и
соединений, выдвигаются войска из
пунктов сосредо­точения в районы
боевых действий или на станции погрузки
для последующей перевозки по железной
дороге.

Автомобильным транспортом осуществляется
подвоз боеприпа­сов, ГСМ, продовольствия,
инженерного и химического имущества,
а также производится эвакуация раненых,
больных и перевозка эвакуационных
грузов.

Особенно велика роль автомобильных
дорог там, где сеть железных дорог
незначительна или разрушена и на
отдельных направле­ниях автомобильные
дороги могут явиться почти единственными
путями сообщения.

Только при наличии достаточно развитой
сети хороших авто­мобильных дорог
можно обеспечить высокие темпы наступления
войск, быстрое сосредоточение сил для
нанесения ударов и раз­личных видов
маневра войск.

Так, как военно-автомобильные дороги
подготавливаются и содержатся силами
дорожных частей и соединений транспортных
войск, то рассмотрим основные положения
по их подготовке и эксплуатации.

Военно-автомобильная дорога (ВАД)
– это дорога, под­готовленная
для воинского движения, с развернутыми
для ее эксплуатации, технического
прикрытия и восстановления си­лами
и средствами дорожных войск.

ВАД обычно включает:

  • дублирующие мосто­вые переходы,
  • подъезды к наиболее важным тыловым
    объ­ектам, расположенным на данном
    коммуникационном на­правлении.

ВАД должна, соответствовать своему
пред­назначению и предъявляемым к
ней требованиям по экс­плуатационным
показателям, надежности и живучести.

Основными эксплуатационными показателями
ВАД явля­ются:

  • допускаемая по дорожным условиям
    средняя скорость движения автомобильных
    колонн;
  • срок службы дорожной одежды (покрытия);

Надежность ВАД -способность
ее обеспечивать сред­нюю скорость
движения автомобильных колонн не ниже
тре­буемой в течение заданного срока
службы дороги.

Живучесть ВАД -способность
ее обеспечивать воинское движение в
условиях воздействия противника.

Футшток

Футшток – рейка с делениями, установленная иа водомерном посту для наблюдения за уровнем воды в океане, море, реке, озере. В СССР от нулевого деления Кронштадтского Ф. ведётся отсчёт абсолютных высот точек земной поверхности и глубин акваторий.

Физическая подготовка

Физическая подготовка – комплекс мероприятий, проводимых в целях развития физических качеств и формирования во-еино-прикладиых навыков военнослужащих: предмет боевой подготовки. Организуется и проводится с учётом предназначения вида ВС н требований, обусловленных военной службой. В Советских ВС формами проведения Ф. п. являются: утренняя фнзическая зарядка, учебные занятия (2-3 раза в неделю по i часу), физические тренировки в процессе учебио-боевой деятельности, а также спортивно-массовая работа.

Словарь военных терминов Статьи на букву “Ф”

Статьи на букву “Ф”

Фюзеляж

Фюзеляж – корпус авиационного ЛА, несущий крыло и оперение, служащий для размещения кабин лётного состава и пассажиров, топливных баков, оборудования, отсеков для груза, вооружения. В Ф. могут также размещаться двигатели и шасси.

Фланговый огонь

Фланговый огонь – см. Виды огня стрелкового оружия.

Флотилия

Флотилия – оперативное объединение или крупное соединение в ВМФ (ВМС) ряда государств. Может быть морской, озёрной, речной, по организации – отдельной или входить в состав флота. Морская Ф. в ВМФ СССР предназначена для выполнения оперативных задач ва одном операционном направлении океанского (морского) ТВД, а также в закрытом море как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями (объединениями) ВМФ и других видов ВС. Может состоять из надводных кораблей, ПЛ, авиации, частей морской пехоты, береговой артиллерии (ракетио-артиллерийских войск) и различных служб.

1) ускорение, усиление напряжённости или темпа в какой-либо деятельности (например, Ф. боевых действии или передвижения войск);

2) преодоление войсками с боем естественного препятствия, чаще всего водной преграды; надводными кораблями и ПЛ – минных заграждений или противолодочного рубежа противника.

Получив задачу на марш в составе взвода командир отделения

  • проверяет
    знание личным составом полученной
    задачи, сигналов оповещения, управления
    и взаимодействия, порядка действий по
    ним и назначает наблюдателя за сигналами,
    подаваемыми командиром взвода;
  • доводит
    радиоданные и определяет порядок работы
    на средствах связи;
  • определяет
    личному составу секторы наблюдения,
    кому и в каком секторе вести наблюдение
    в ходе движения;
  • указывает
    порядок действий в движении и на
    привалах, при нападении противника,
    преодолении зон (районов) заражения,
    разрушения, затопления;
  • ставит
    задачу подчиненным по личной подготовке,
    подготовке вооружения и военной техники
    к маршу;
  • руководит
    выполнением отданных распоряжений.

(25) Доложите особенности совершения марша на сильно пересеченной местности, зимой.

Зимой
перед
маршем командир взвода (отделения,
танка) обязан: принять меры по предупреждению
обморожений у личного состава; убедиться
в наличии зимнего дизельного топлива
и специальных жидкостей в машинах и
принять меры к их дозаправке. Кроме
того, он должен проверить готовность
вооружения к применению в условиях
низких температур, натяжение гусениц,
оснащение машин средствами повышения
проходимости, исправность средств
подогрева, а также дать указания
механикам-водителям (водителям) о порядке
прогрева и пуска двигателей машин.
Организуется просушивание обмундирования
и обуви личного состава. Принимаются
дополнительные меры маскировки,
обеспечивающие скрытность действий, в
том числе и окраску техники под фон
окружающей местности.

На
привалах машины следует ставить по
возможности на горизонтальных площадках,
защищенных от ветра, закрывать люки и
жалюзи и накрывать их утеплительными
ковриками, принимать меры по обогреву
личного состава. В районах дневного
(ночного) отдыха машины целесообразно
укрывать брезентом. Следует постоянно
за показаниями температуры охлаждающей
жидкости и принимать меры к прогреву
двигателей, а также предусматривать
мероприятия, исключающие примерзание
гусениц к грунту.

При
движении по глубокому снегу гусеничной
технике следует идти с перекрытием
следов, что облегчит проходимость
маршрута для идущих сзади колесных
машин. При возникновении снежной пыли
дистанции между машинами увеличиваются.
При большой толщине снежного покрова
давление в шинах следует снижать и
уменьшать натяжение гусениц.

32.(26)
Доложите порядок управления действиями
личного состава отделения в ходе
совершения марша (по сигналам оповещения
о воздушном противнике, радиоактивном,
химическом и биологическом заражении,
при преодолении минного поля, установленного
средствами дистанционного минирования,
применении противником зажигательного
оружия нападении противника из засады).

По
сигналам оповещения о воздушном
противнике отделение продолжает движение
увеличив скорость и дистанции между
машинами. Огневые средства изготавливаться
для ведения гоня, люки боевых машин
пехоты, кроме тех люков из которых будет
вести огонь остаются открытыми. Личный
состав переводит противогазы в положение
наготове. Нападение воздушного противника
отражается огнём по команде командира
взвода или самостоятельно.

При
нападении противни ка из засады экипажи
боевых машин открывают огонь, устанавливают
дымовую завесу, обеспечиваю выход из
зоны поражения вооружения, военной
техники. Командир отделения немедленно
докладывает командиру взвода о месте
устройства засады и о ситуации в целом.
Личный состав занимает позиции вокруг
боевой машины и открывает огонь по
обнаруженным целям.

По
сигналам радиоактивном, химическом и
биологическом заражении отделение
продолжает движение, в боевых машинах
закрывают все люки и двери и жалюзи,
включают систему коллективной защиты.
Личный состав следующий в пешем порядке,
надевают СИЗ.

В
случае применения противником
зажигательного оружия а также при
вынужденном преодолении пожаров
закрывают все люки и двери и жалюзи.
После выхода из района пожаров командир
организует тушение, спасение личного
состава и оказание первой мед.помощи.

Фотокинопулемёт

Фотокинопулемёт – специальный киносъёмочный аппарат, применяемый в авиации для контроля за качеством прицеливания, условиями выполнения и результатами атак при стрельбе, пусках ракет и бомбометании; обеспечивает непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений – цели и сетки прицела.

Фашина

Фашина – пучок хвороста, перевязанный прутьями, верёвками или проволокой. Применяются в военно-инженерном деле для дренажных работ и устройства покрытий при возведении полевых фортификационных сооружений, для выстилок при строительстве дорог иа заболоченной местности, вязки плотов при переправах войск.

Форма одежды военная

ознакомление с общим характером местности направлении маршрута;

выбор маршрута (если он не задан старшим начальником);

детальное изучение маршрута и выводы по результатам изучения.

изводят на всю глубину перехода; при этом определяют тип местности, характерные особенности рельефа, развитость дорожной сети и общее направление дорог, густоту населенных пунктов и выявляют защитные и маскирующие свойства местности.

производят, если он не указан старшим начальником. При выборе маршрута следует по возможности стремиться к тому, чтобы он проходил по дорогам с наиболее хорошим полотном, минуя крупные населенные пункты, железнодорожные станции, узлы дорог, узости и другие естественные препятствия. Выбранный маршрут должен обеспечивать наиболее высокую скорость движения машин, быстрое рассредоточение колонны и иметь поблизости удобные участки для расположения на привалы и дневной отдых.

Детальное изучение маршрута. По карте определяют тип (класс) дорог, их характеристики (ширину, материал покрытия, извилистость, продольные уклоны подъемов и спусков), изучают водные преграды и другие препятствия, вызывающие замедление или возможную остановку движения колонны. Особое внимание уделяют изучению мостов, бродов, железнодорожных переездов, теснин, заболоченных участков. Определяют также возможности съезда с дорог и движения вне дорог, защитные и маскирующие свойства мест*

ности вдоль маршрута, условия ориентирования и водоснабжения (в районах привалов), возможности маневра при столкновении с противником или обхода

ведку) маршрута. В результате рекогносцировки уточняют данные, полученные по карте, и дополнительно определяют:

— состояние дорог;

— состояние и грузоподъемность мостов, наличие

размеры труб и других дорожных сооружений;

наличие узких мест (узостей), снижающих скорость движения (дефиле, крутые повороты, подъемы, спуски);

— возможность движения параллельно дорогам;

наличие съездов с дорог и укрытий вблизи дорог;

необходимый объем работ для ремонта дорог и мостов и наличие вблизи дорог местных ремонтных материалов;

наличие и вид заграждений, разрушений и труднопроходимых мест и возможность устройства объездов.

В результате изучения маршрута устанавливают средние скорости движения по участкам, намечают

предвидении встречного боя и некоторые другие дан-

фицированные), числу путей (однопутные, двухпутные, трехпутные и т. д., а также однопутные с полот-

дорог в СССР 750, 900 и 1000 мм. Переезды через

Флаги должностных лиц

Флаги должностных лиц – специальные флаги, поднимаемые и опускаемые по приказанию командиров (начальников), которым они присвоены, на корабле, где эти лица имеют постоянное или временное местопребывание. В советском ВМФ к Ф. д. л. относятся флаги: Верховного Главнокомандующего ВС СССР, министра обороны СССР, начальника Генерального штаба ВС, главнокомандующего ВМФ, начальника Главного штаба ВМФ, командующего флотом, командующего флотилией, командиров эскадр и других соединений кораблей; на кораблях морских частей пограничных войск – председателя КГБ СССР, начальника пограничных войск КГБ СССР, началь-кика войск пограничного округа, командира соединения кораблей пограничных войск. Кроме этих флагов имеются брейд-вымпелы соответству ющих должностных лиц.

Флотоводец

Флотоводец – военно-морской деятель, военачальник, умело осуществляющий руководство ВМФ (ВМС) государства или их значительной частью во время войны, владеющий искусством подготовки и ведения военных действий на море в стратегическом или оперативно-стратегическом масштабе. Основные качества, роль и значение Ф. в руководстве военными действиями и в развитии военного дела сходны с теми, которые относятся к полководцам.

Форсирование противолодочного рубежа

Форсирование противолодочного рубежа – прорыв ПЛ через противолодочный рубеж в случаях, когда нет возможности обойти его. Достигается скрытным движением ПЛ, нанесением ударов по противолодочным силам и стационарным гидроакустическим средствам противника, проведением маскировки и демонстративных действий.

Фал

1) трос из растительных (синтетических) волокон для подъёма парусов и управления ими, подъёма флагов и сигналов па кораблях (судах);

2) специальный трос для раскрытия парашюта без участия человека, для чего один конец Ф. крепится к вытяжному кольцу парашюта, а другой – внутри ЛА.

Форсаж

Форсаж – увеличение тяги реактивного двигателя сверх максимальной для быстрого увеличения скорости и высоты полёта ЛЛ, сокращения длины разбега при взлёте. Обычно достигается за счёт сжигания топлива в специальной (форсажной) камере сгорания.

Флагманский специалист

Флагманский специалист – должностное лицо офицерского состава в ВМФ (ВМС) ряда стран, возглавляющее службу по определённой специальности (штурманскую, артиллерийскую, связи и др.). Входит в состав штаба соединения кораблей (объединения сил флота и др.), руководит деятельностью соответствующих специалистов кораблей и выполняет другие обязанности в пределах своей компетенции.

1) в ВМФ (ВМС) лицо высшего (старшего) офицерского состава, осуществляющее управление соединением кораблей (объединением сил флота);

2) сокращённое название флагманского корабля, с которого флагман (командующий, командир) управляет подчинёнными силами.

Фронтальная дорога

Фронтальная дорога – военная дорога, идущая от тыла к фронту. Используется для передвижения войск, подвоза материальных средств, эвакуации в тыл из района боевых действий раненых и больных, повреждённой военной техники н др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *