Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

В предшествующих статья серии “Новые ПДД с 1 марта 2023 года” были рассмотрены правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности и для велосипедистов.

Сегодня речь пойдет об очередной группе участников дорожного движения, для которой с 1 марта 2023 года также будут введены новые правила – о пешеходах.

Информация о нормативном документе

2022.11.08 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.

Приоритет пешеходов на велосипедных дорожках

Рассмотрим обновленный пункт 4.1 ПДД:

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В приведенном выше абзаце речь идет о том, что в некоторых случаях (при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек и обочин) пешеходы могут двигаться по велосипедным дорожкам. При этом пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и СИМ, то есть не имеют преимущества.

Пешеходные движения в городах

Данный пункт выглядит вполне логично. Однако, вспомним пункт 24.6 ПДД, подробно рассмотренный в предшествующей статье:

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Получается, что на велосипедной дорожке пешеходы, с одной стороны, уступают дорогу велосипедистам (пункт 4.1 ПДД), а с другой стороны – имеют приоритет (пункт 24.6 ПДД). Как действовать в такой ситуации на пракитке – не понятно.

Движение пешеходов на проезжей части

Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).

Напомню, что правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности более подробно рассмотрены в предшествующих статьях:

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Примечание. Данное изменение понять не так-то и просто, ведь первое словосочетание “пешеходный переход” является частью словосочетаний “подземный пешеходный переход” и “надземный пешеходный переход”.

Новая разметка для диагональных пешеходных переходов

Изменения, связанные с разметкой для диагональных пешеходных переходов, внесены сразу в несколько пунктов правил:

“Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

“Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 – 1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

В пункте 1.2 добавлен новый номер разметки 1.14.3, который наряду с традиционной “зеброй” может обозначать пешеходные переходы.

1.14.3 – обозначает диагональный пешеходный переход;

Пешеходные движения в городах

В приложение 2 к ПДД добавлено описание разметки 1.14.3.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.

А в пункте 4.3 ПДД с 1 марта 2023 года будет указано, что диагональные пешеходные переходы должны обозначаться именно новой разметкой 1.14.3 (а не традиционной “зеброй”, нанесенной диагонально).

Примечание. Напомню, что разметка 1.14.3 появилась в ГОСТ уже несколько лет назад (с 1 июня 2018 года). Однако, поскольку в правилах дорожного движения она не упоминалась, было не понятно, для чего именно она должна использоваться.

На практике же разметку 1.14.3 на некоторых перекрестках можно встретить и до внесения изменений в ПДД. Например, на фотографии ниже приведен один из перекрестков Москвы, сфотографированный в 2021 году:

Пешеходные движения в городах

Обратите внимание, на фотографии видны следы традиционной “зебры”, которую стерли перед нанесением новой диагональной разметки.

Безопасность пешеходов на регулируемых переходах

Рассмотрим обновленный пункт 4.5 ПДД:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.5. На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Из пункта 4.5 исключено слово “нерегулируемых”, так что с 1 марта 2023 года пешеходы должны самостоятельно позаботиться о своей безопасности на всех пешеходных переходах. То есть, даже на регулируемом переходе после включения зеленого сигнала нужно убедиться, что через переход не продолжают движение автомобили.

Однажды мне довелось наблюдать на практике ситуацию, связанную с новым пунктом 4.5. На светофоре перед регулируемым пешеходным переходом несколько пешеходов ожидали включения зеленого сигнала светофора. А сразу же после его включения два пешехода, которые стояли у самого края тротуара, сделали шаг на проезжую часть.

При этом по дороге из-за их спин на довольно высокой скорости на запрещающий сигнал светофора выехал автомобиль:

Пешеходные движения в городах

Для предотвращения ДТП достаточным оказалось просто крикнуть “стой”. Пешеходы остановились, а автомобиль проехал в считанных сантиметрах от них.

Однако, к сожалению, таких торопливых пешеходов на дорогах довольно много. И, будем надеяться, обновленный пункт 4.5 заставит их переосмыслить свои действия на дороге.

Сигналы светофоров для пешеходов

Рассмотрим обновленный пункт 6.5 ПДД:

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В данном пункте законодатели разделили светофоры для пешеходов и для велосипедистов. До 1 марта 2023 года дословное прочтение этого пункта позволяет понять, что пешеходные светофоры относятся и к велосипедистам, и к пешеходам. И то же самое можно сказать про велосипедные светофоры.

С 1 марта 2023 года светофоры будут четко разделены на 2 группы. Велосипедные предназначены для велосипедистов, а пешеходные – для пешеходов. Для средств индивидуальной мобильности предназначены и те, и другие светофоры. В зависимости от того, где именно движется СИМ. Данный вопрос более подробно рассмотрен в статье “Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года”.

Приоритет пешеходов в жилой зоне

Рассмотрим изменение, внесенное в пункт 17.1 ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Сам по себе пункт 17.1 предоставляет пешеходам приоритет перед транспортными средствами в жилых зонах и на дворовых территориях. Кроме того, он требует, чтобы пешеходы не создавали необоснованные помехи транспорту. А изменение от 1 марта 2023 года заключается в том, что необоснованные помехи запрещается создавать только на проезжей части жилых зон и дворовых территорий.

Соответственно, если пешеход стоит на тротуаре во дворе, а по этому же тротуару движется автомобиль, то пешеход имеет право создавать необоснованные помехи для его движения. Такой вот получился пункт.

Также обратите внимание, что в пункте 17.1 транспортные средства и средства индивидуальной мобильности перечислены через запятую. И это подразумевает, что СИМ транспортными средствами не являются. Однако пункт 1.2 ПДД говорит об обратном (что такое СИМ). И возникает явное противоречие.

Тем не менее, подобное перечисление СИМ и ТС через запятую встречается в тексте ПДД несколько раз. Можно предположить, что составители правил просто скопировали формулировку пункта из старого законопроекта, в котором СИМ не считались транспортными средствами.

Также хочу напомнить, что на pddmaster.ru опубликована серия статей, в которой актуальные правила дорожного движения для пешеходов разобраны довольно подробно:

Что касается изменений правил дорожного движения от 1 марта 2023 года, то они рассматриваются в рамках серии статей “Новые ПДД с 1 марта 2023 года”. Содержание данной серии доступно на следующей странице:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах дорожного движения для инвалидов. Не пропустите!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Пешеходные движения в городах

Данная статья является первой частью серии, посвященной правилам дорожного движения для пешеходов.

Начнем с того, что каждый участник дорожного движения в той или иной мере является пешеходом. И даже самые закоренелые водители, которые день и ночь проводят за рулем, все же иногда покидают уютные транспортные средства и становятся пешеходами. А значит, правила для пешеходов необходимо знать абсолютно всем.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В качестве пешехода может выступать:

1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист и водитель СИМ могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.

Например, если Вы сели на велосипед, то Вы – водитель, если слезли с велосипеда – пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.

Если Вы хотите воспользоваться пешеходным переходом, то следует спешиться. Если Вы хотите продолжить движение по проезжей части, то сядьте на велосипед.

2. Лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах в любом случае являются пешеходами.

3. Дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов соблюдать не обязаны. Однако если рабочий не выполняет работу на проезжей части, то он автоматически становится пешеходом.

Расположение пешеходов на дороге

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге:

Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):

На приведенных ниже рисунках обозначены все элементы дороги, по которым возможно движение пешеходов:

Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

Рассмотрим, что означает каждый из перечисленных выше терминов.

Тротуар

“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Обочина

“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

При этом на одной стороне дороги не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает непосредственно к дороге.

Пешеходная дорожка

“Пешеходная дорожка” – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:

Пешеходные движения в городах

Велопешеходная дорожка

“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.

Велопешеходная дорожка обозначается знаками 4.5.2 – 4.5.7:

Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

Пешеходные движения в городах

В первую очередь правила предписывают пешеходам выбрать движение либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке.

А что же выбрать, если есть все перечисленные элементы одновременно? В данном случае можно выбрать место для движения по собственному усмотрению.

Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, то ПДД разрешают идти по обочине. Если же нет даже обочины, либо по ней невозможно двигаться, то можно продолжить движение по проезжей части или велосипедной дорожке.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также для лиц, находящихся в инвалидных колясках.

Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.

Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.

Направление движения пешехода на проезжей части

Обратите внимание, пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части). Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, средство индивидуальной мобильности или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе (по правому краю проезжей части).

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

“Темное время суток” – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 – 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Штрафы ГИБДД для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов:

По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.

Ну а в следующей статье серии “Правила пешехода на дороге” речь пойдет об организованной пешей колонне.

Назад к блогу

ПДД для пешеходов с 1 марта 2023 года

13 апреля 2023

Мартовские изменения в ПДД затронули все без исключения группы участников дорожного движения. Мы уже подготовили материалы про 10 важных изменений в ПДД для водителей и , а сегодня поговорим о новых ПДД для пешеходов. Выясняем: уступать ли велосипедисту, если вы двигаетесь по велосипедной дорожке, как передвигаться по проезжей части, переходить дорогу и двигаться по жилой зоне по новым ПДД.

Можно ли пешеходу двигаться по велосипедной дорожке и уступать ли велосипедисту?

Получается, что пешеход может двигаться по велосипедной дорожке (в указанных в правиле случаях), но при этом не имеет преимущества, а значит обязан уступать дорогу велосипедистам и СИМ.

Однако есть и разночтение, ведь пункт утверждает, что пешеходы имеют приоритет во всех случаях совмещенного движения с велосипедистами и лицами на СИМ. Каким из правил стоит руководствоваться, пока ясно не до конца.

Как пешеходу двигаться по проезжей части?

Правило не изменилось — при движении по краю проезжей части пешеходы должны двигаться потоку ТС. Дополнили только последующий абзац, уточнив правила движения для лиц, ведущих СИМ — они, как и те, кто передвигается на инвалидной коляске, а также ведет мотоцикл, мопед или велосипед, должны следовать движения ТС.

О других правилах для тех, кто передвигается на средствах индивидуальной мобильности, можно больше узнать здесь

Как пешеходу переходить дорогу по новым ПДД?

пункт 4.3«Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин».

Казалось бы, правило звучит практически аналогично старому, и смысл не изменился, но есть некоторая тонкость: с 1 марта 2023 подземные и надземные переходы больше не считаются частными случаями обычных пешеходных переходов, а превращаются в 3 разных объекта, для каждого из которых подразумеваются отдельные правила. То есть, если в формулировке ПДД вы видите фразу «пешеходный переход», данное правило теперь относится только к обычным переходам, а не надземным и подземным.

Как пешеходу заботиться о своей безопасности на пешеходном переходе?

C 1 марта, согласно обновленному пункту ПДД 4.5, на всех пешеходных переходах — раньше правило касалось только нерегулируемых — пешеходы обязаны выходить на проезжую часть (или трамвайные пути), оценив расстояние до приближающихся ТС и убедившись, что переход будет безопасен.

Важно: ответственность за безопасность перехода возлагается в первую очередь на пешехода, а необходимость убедиться в отсутствии приближающихся ТС действует и на регулируемых переходах после включения зеленого сигнала светофора.

При этом необходимо помнить, что при переходе дороги вне пешеходного перехода, пешеход не должен создавать помехи для движения ТС, а также выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзор.

Каким светофором руководствоваться пешеходу?

С 1 марта 2023 года сигналы светофора для пешеходов и велосипедистов были разделены на 2 группы (ранее пешеходам можно было руководствоваться светофорами для велосипедистов и наоборот): теперь для пешеходов действует только светофор с сигналом в виде силуэта пешехода.

Как пешеходу передвигаться в жилой зоне по ПДД?

Правила движения пешеходов в жилой зоне определяет пункт ПДД 17.1, который с 1 марта 2023 звучит так: «В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности».Знак 5.21 — «Жилая зона»

То есть, в жилых зонах и на дворовых территориях пешеход получает приоритет перед транспортными средствами, но при этом не должен создавать необоснованных помех для ТС на проезжей части. Получается, если вы находитесь на тротуаре в жилой зоне, то не обязаны уступать транспортным средствам, включая СИМ.

Еще больше обзоров мартовских изменений ПДД можно найти в блоге автошколы «Профи Центр»

Проезд перекрестков с круговым движением с 1 мартаБелый сигнал светофора с 1 марта

Утвержден и введен в действие

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 5 августа 2021 г. N 688-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ

Automobile roads of general use. Pedestrian crossings

at various levels. General requirements. Rules for posting

ГОСТ Р 59610-2021

1 сентября 2021 года

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “СПбГАСУ-Дорсервис” (ООО “СПбГАСУ-Дорсервис”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 “Дорожное хозяйство”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2021 г. N 688-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила размещения и общие требования к пешеходным переходам в разных уровнях (надземным и подземным), проектируемым и вновь устраиваемым на автомобильных дорогах общего пользования (далее – дороги), в том числе на участках дорог, проходящих по территории населенных пунктов (включая магистральные дороги и улицы по ).

Настоящий стандарт предназначен для применения органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, осуществляющими мероприятия по проектированию, строительству и эксплуатации пешеходных переходов в разных уровнях.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Требования настоящего стандарта не распространяются на надземные пешеходные переходы из модульных конструкций, в том числе временных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования

Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

(EN 81-70:2018) Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

(EN 81-40:2010) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 1. Платформы лестничные и с наклонным перемещением

(EN 81-41:2010) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52766 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 55556 (ИСО 9386-2:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 58653-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

ГОСТ Р 59200 Дороги автомобильные общего пользования. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания мостовых сооружений и водопропускных труб

ГОСТ Р 59202 Дороги автомобильные общего пользования. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания автодорожных тоннелей

ГОСТ Р 59205 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

ГОСТ Р 59432 Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования

“СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”

“СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

“СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха”

“СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства”

Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 интенсивность пешеходного движения на пешеходном переходе, чел./ч: Количество пешеходов, проходящих через поперечное сечение пешеходного перехода (суммарное в двух направлениях) за единицу времени.

пешеходный переход в разных уровнях; ППРУ: Искусственное сооружение, обеспечивающее возможность пешеходам попасть на противоположную сторону дороги без движения по проезжей части.

пешеходный тоннель (подземный пешеходный переход): Подземное инженерное сооружение для прохода пешеходов под автомобильной дорогой.

3.4 надземный пешеходный переход (пешеходный мост): Искусственное надземное дорожное мостовое сооружение, предназначенное для движения пешеходов, возведенное над проезжей частью дороги и путями рельсового транспорта.

3.5 расчетная интенсивность пешеходного движения на пешеходном переходе, чел./ч: Интенсивность пешеходного движения на пешеходном переходе, максимальная по результатам сравнения фактической и прогнозируемой интенсивности пешеходного движения.

остановочные пункты маршрутных транспортных средств; ОПМТС: Комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров.

пешеход: Физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

4 Общие положения

4.1 Классификация пешеходных переходов в разных уровнях – по .

4.2 Надземные пешеходные переходы проектируют в виде пешеходных мостов над проезжей частью дорог. Они могут быть открытого, полузакрытого (с боковыми стенами) и закрытого типа (с боковыми стенами и крышей) в зависимости от местных и климатических условий.

Этот тип пешеходных переходов может быть применен со встройкой входов в прилегающие здания или в специальные павильоны с оборудованием их лифтами или эскалаторами, с учетом требований , , , и .

4.3 Для связи пешеходного тоннеля с поверхностью земли необходимо предусмотреть спуски, подразделяемые, в зависимости от глубины заложения тоннеля, рельефа местности, градостроительных решений и интенсивности пешеходных потоков, на: лестничные, пандусные, эскалаторные, лифтовые и комбинированные.

4.4 При проектировании длину ППРУ следует назначать исходя из условия минимальной протяженности пути пешехода от входа до выхода по переходу.

4.5 Подземные пешеходные переходы в виде закрытого или частично раскрытого зала устраивают для связи нескольких улиц друг с другом и с входами в различные здания и сооружения (станции метрополитена и другие виды общественного транспорта, торговые и зрелищные предприятия, автомобильные стоянки и др.).

4.6 При невозможности ограничить заглубление пешеходного тоннеля по 6.5.1 все входы и выходы в подземный пешеходный переход оборудуют лифтами или лифтовыми подъемниками по , и .

4.7 Пропуск газопроводов, водопроводов, теплопроводов, водосточных и канализационных коллекторов и сетей высокого напряжения в основаниях, опорах и конструкциях ППРУ запрещен.

4.8 ППРУ устраивают в случаях, предусмотренных ГОСТ 32944-2014 (, – ), а также при соответствующем экономическом обосновании в следующих случаях:

– на площадях и перекрестках с круговым движением транспортных средств, если интенсивность движения конфликтующих потоков транспорта и пешеходов вызывает необходимость введения светофорного регулирования по ;

– при пересечении высотных (горные хребты, водоразделы и др. возвышенности) или контурных препятствий (области на земной поверхности, по которым невозможно провести открытую транспортную линию без использования искусственных сооружений);

– в составе транспортных пересечений в разных уровнях;

– на пересечениях с линиями скоростного трамвая и другими видами рельсового транспорта (городская электричка, монорельс и др.);

– при устройстве пешеходных переходов в разных уровнях, предусмотренных .

4.9 Требования к покрытиям полов ППРУ, лестничных маршей и пандусов – по ГОСТ Р 59432.

4.11 На надземных пешеходных переходах открытого типа, проходящих через трамвайные и троллейбусные контактные сети, над контактной сетью, высота пешеходных удерживающих ограждений по должна составлять 2,0 м.

4.12 Капитальный ремонт и эксплуатацию ППРУ следует выполнять по ГОСТ Р 59200, ГОСТ Р 59202. Требования к эксплуатационному состоянию ППРУ – по , ГОСТ Р 50597, .

4.13 Входы в надземные пешеходные переходы должны быть оборудованы навесами по .

4.14 В пешеходных переходах закрытого типа необходимо обеспечивать вентиляцию согласно .

5 Правила размещения пешеходных переходов в разных уровнях

5.1 ППРУ следует располагать в соответствии с требованиями , ГОСТ Р 52766, ГОСТ Р 59432.

Подходы к ППРУ должны быть оборудованы тротуарами и пешеходными дорожками по и ГОСТ Р 52766.

При размещении надземных пешеходных переходов на примыканиях со второстепенными дорогами должно быть обеспечено требуемое расстояние видимости на пересечении по ГОСТ Р 58653-2019 ( – ).

5.2 ППРУ, оборудованные лестницами, пандусами и подъемниками, следует предусматривать с интервалом по СП 42.13330.2016 .

5.3 Входы в ППРУ следует располагать относительно ОПМТС таким образом, чтобы ожидающие пассажиры не мешали входу и выходу пешеходов, проходящих через переход.

5.4 Входы и выходы в ППРУ допускается располагать по концам пешеходных тоннелей и в промежуточных сечениях, как по направлению надземного или подземного пешеходного перехода, так и перпендикулярно или под углом к его продольной оси. Допускается устройство входов в ППРУ непосредственно на тротуарах с учетом 5.1, 5.3 и 6.5.2, в первых этажах и подвалах зданий или совмещенными с другими подземными сооружениями.

5.5 При размещении ППРУ у существующего ОПМТС ширину посадочной площадки остановочного пункта следует принимать по ГОСТ Р 52766.

5.6 В плане подземные пешеходные переходы рекомендуется располагать перпендикулярно к оси дороги или улицы. Если вблизи от проектируемого перехода находятся ОПМТС и/или пересадочные узлы, то подземный пешеходный переход совмещают со входом в вестибюль станции или располагают на расстоянии не более 100 м от этого входа.

5.7 Подземные пешеходные переходы на магистральных дорогах при наличии местных проездов рекомендуется устраивать только под магистральной дорогой, а при наличии боковых проездов – и под ними. При этом в переходах устраивают дополнительные входы и выходы к ОПМТС на центральных и боковых проездах.

При расположении подземных пешеходных переходов на улицах с трамвайными путями или бульварами, отделенными от застройки боковыми проездами, следует устраивать дополнительные лестнично-пандусные входы – выходы на бульвар и к остановочным площадкам трамвая.

5.8 Подземные пешеходные переходы без лестничных сходов или с неполными сходами устраивают, когда проезжая часть улицы или дороги проходит в насыпи по отношению к застройке и основным тротуарам. Допускается устройство пешеходного тоннеля в насыпи без лестничных сходов при высоте насыпи более 3 м. Для ОПМТС, расположенных вдоль проезжей части на откосе насыпи, должны быть предусмотрены самостоятельные лестничные сходы к такому пешеходному переходу.

6 Основные нормируемые геометрические параметры пешеходных переходов в разных уровнях при проектировании

6.1 Габарит прохода по высоте надземных пешеходных переходов закрытого типа (от пола до низа выступающих конструкций) и высоту пешеходного тоннеля в свету (от пола до низа выступающих конструкций) следует принимать не менее 2,3 м.

6.2 Ширину пешеходной части ППРУ следует принимать из максимальной пропускной способности одной полосы, равной 2000 чел./ч. Минимальная ширина пешеходной части подземных пешеходных переходов – 3,00 м, надземных – 2,25 м. Вне населенных пунктов минимальная ширина пешеходной части ППРУ – 3,0 м. Ширина одной полосы – 1,0 м.

6.3 Полу пешеходного перехода следует придавать продольный уклон, не более

Пешеходные движения в городах

при поперечном уклоне

Пешеходные движения в городах

. Пол пешеходного тоннеля может быть горизонтальным, при этом отвод воды следует обеспечивать за счет продольного водоотводного лотка по с уклоном от 2 до

Пешеходные движения в городах

, с размещенными в нем водоприемными решетками.

6.4 Подмостовой габарит для пешеходного моста должен быть не менее 5 м по .

6.5 Основные геометрические параметры подземных пешеходных переходов

6.5.1 Глубину заложения пешеходных тоннелей назначают минимально возможной с учетом расположения подземных коммуникаций и особенностей рельефа местности.

Заглубление подземных пешеходных тоннелей (расстояние от проезжей части дороги до верха перекрытия тоннеля) с лестничными спусками должно быть минимальным и не превышать без специального обоснования 3,2 м.

6.5.2 При расположении входа у края проезжей части между внешней гранью парапета и внешней гранью бортового ограждения проезжей части (краем проезжей части) должна быть оставлена полоса безопасности шириной 0,75 м.

В стесненных условиях при соответствующем обосновании в проекте эта ширина может быть уменьшена до 0,5 м.

Во всех случаях, когда это оказывается возможным, вход в подземный пешеходный переход рекомендуется размещать с отступом от края проезжей части на расстоянии от 3,5 до 4,0 м включительно.

При размещении входа в подземный пешеходный переход следует обеспечивать сохранение оставшейся свободной ширины тротуара для пешеходов, не направляющихся в переход, по расчетной интенсивности этого движения, но не менее 3,0 м. Пропускную способность этого участка тротуара (от входа до края проезжей части), с учетом стесненных условий, следует принимать 600 чел./ч на полосу шириной 0,75 м.

В стесненных условиях при реконструкции снижение оставшейся свободной ширины тротуара может быть уменьшено с соответствующим обоснованием исходя из пропускной способности этого участка не более 1000 чел./ч.

7 Правила размещения лестничных сходов и пандусов

7.1 Лестничные, пандусные, а также эскалаторные, лифтовые и комбинированные типы входов в ППРУ должны соответствовать требованиям , ГОСТ Р 59432, и .

7.2 В надземных и подземных пешеходных переходах расположение лестничных сходов, ведущих к остановочной площадке транспорта общего пользования, должно обеспечивать минимальную величину пути пешехода к остановочной площадке.

7.3 Ширину лестниц пешеходных переходов определяют путем деления расчетной интенсивности пешеходного движения для каждого направления на пропускную способность одной полосы, равную 1500 чел./ч. Когда с одной стороны пешеходного перехода проектируют два лестничных схода, для расчета каждой лестницы принимают половину интенсивности пешеходного потока.

7.4 Минимальную ширину двусторонних лестниц (при условии устройства двух лестниц в каждом торце перехода) следует принимать по 2,25 м каждая, лестницы перехода должны иметь уклон не более 1:3. Ширина ступеней – от 0,35 до 0,40 м или кратно этим значениям, шаг подъема – от 0,12 до 0,15 м.

7.5 При необходимости устройства лестниц для подъема и спуска пешеходов из двух и менее ступеней, лестницы для подъема и спуска пешеходов в пешеходных переходах в разных уровнях должны быть заменены пешеходными пандусами.

Минимальная ширина пешеходных пандусов в этом случае аналогична минимальной ширине лестниц.

7.6 Максимальную пропускную способность одной полосы пандусных сходов для определения их ширины в тех случаях, когда они не дублируются лестницами, принимают равной 1750 чел./ч. Ширина пандуса должна быть не менее 2,25 м.

7.7 В подземных пешеходных переходах верхнюю площадку лестничного марша для преграждения поверхностного стока воды с тротуара в переход следует проектировать на 0,06 м выше прилегающего тротуара.

8 Требования безопасности и охрана окружающей среды

8.1 Место проведения работ по устройству, содержанию и ремонту ППРУ должно быть ограждено в соответствии с требованиями национальных, межгосударственных стандартов и схем, согласованных в установленном порядке, и оборудовано необходимыми техническими средствами организации дорожного движения по и ГОСТ Р 58350.

8.2 Лица, связанные с установкой, содержанием и ремонтом ППРУ, должны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила поведения и выполнения работ на дорогах, применять средства индивидуальной защиты, обеспечивающие их повышенную видимость в условиях проведения работ на дорогах.

8.3 При выполнении работ по устройству, содержанию и ремонту ППРУ необходимо соблюдать требования по защите окружающей среды по ГОСТ Р 59205.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *