Первый дорожный знак на Руси и откуда он взялся? История создания

Историю создания дорожных знаков знают далеко не все. Она началась с установки камней или столбов, которые использовались для указания расстояния до конкретного места. Изначально мильные столбы изготавливались из камня или дерева. При этом настоящий дорожный знак впервые был установлен в Римской империи. С того момента эти условные обозначения претерпели много изменений и усовершенствований.

Когда появились дорожные знаки?

В самом начале XX века

Первые дорожные знаки (если не считать таковыми верстовые столбы или камни с высеченными предсказаниями вроде «налево пойдешь — коня потеряешь») появились на улицах Парижа в 1900 году. Они представляли собой синие или черные квадраты, на которых были нарисованы символы, означавшие железнодорожный переезд, опасный поворот и неровную дорогу.

В 1909 году во французской столице прошла конференция по автомобильному движению, разработавшая «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конференция приняла в качестве международных четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекресток» и «Пересечение с железной дорогой». Знаки предписывалось устанавливать за 250 метров до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

В 1926 году четыре дорожных знака дополнили еще двумя: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», а в 1931-м их число увеличилось до 26. Тогда же знаки разделили на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

В США символы на дорожных указателях дополняют надписями. Некоторые государства вводят собственные, характерные только для них дорожные знаки, но не забывают при этом, что последние должны быть понятны любому водителю. Так, изображение крокодила в Австралии, может, и вызовет усмешку путешественника, но наглядно предупредит его о том, чего можно ожидать на этом участке дороги.

Где и когда появились первые в мире дорожные знаки

Дорожный знак, говоря канцелярским языком, это техническое средство безопасности дорожного движения — символ, устанавливаемый для сообщения определённой информации участникам движения. А как давно они появились на дорогах?

Четыре привычных нам знака используются на дорогах уже более сотни лет

Хотя общие принципы дорожных знаков в целом совпадают во многих странах, сами знаки могут достаточно сильно различаться от страны к стране. Фактически большинство систем дорожных знаков мира можно свести к двум системам — европейской и англосаксонской. В Европе, России и многих других странах мира действует Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Великобритания, к примеру, не присоединялась к Венской конвенции, однако её знаки достаточно близки по своему внешнему виду.

В англоязычных странах (кроме самой Великобритании) и ряде бывших британских колоний нет общепринятого стандарта, но действуют общие принципы дорожных знаков, делающие их узнаваемыми от страны к стране. В частности, предупреждающие знаки — обычно жёлтые, ромбовидной формы с чёрными изображениями. Запрещающие знаки похожи на европейские, однако имеют меньший размер по сравнению с сопровождающим их пояснительным текстом.

Система дорожных знаков США наиболее консервативна из всех перечисленных выше. На американских знаках довольно часто используются текстовые сообщения вместо символов, что изрядно затрудняет их узнавание не только иностранцами, но и водителями, едущими на высокой скорости. В Японии система знаков является гибридной: запрещающие близки к «венским», предупреждающие — к англосаксонским. В Мексике, Южной и Центральной Америке знаки по стилю напоминают англосаксонскую систему, но с местными вариациями.

В Китае и Юго-Восточной Азии, кроме Филиппин, используются собственные системы дорожных знаков. А первые в мире дорожные знаки, не считая верстовых столбов, появились на улицах Парижа в 1900 году. Они представляли собой синие или черные квадраты, на которых были нарисованы символы, означавшие железнодорожный переезд, опасный поворот и неровную дорогу. В 1909 году во Франции приняли в качестве международных четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой».

Знаки предписывалось устанавливать за 250 метров до соответствующего участка под прямым углом к направлению движения. В 1926 году четыре дорожных знака дополнили еще двумя: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Обязательная остановка», а в 1931 году их число увеличилось до 26. Как раз тогда же их заодно разделили на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

Можно считать, что подобия первых дорожных знаков появились задолго до появления автомобилей. Чтобы путники могли добраться до пункта назначения, на дороге устанавливали камни с отметками, делали засечки на дереве, мастерили кресты, строили часовни. Зная толкование обозначений, путнику было легко не сбиться с пути и идти в верном направлении.

Но настоящие дорожные знаки впервые появились в Римской Империи. Существовало всего два вида знаков. Один обозначал «Уступи дорогу», а второй нес значение «Опасное место». Благодаря им водителям колесниц стало легче справляться с хаотичным движением.

Позже жители древнего Рима стали устанавливать вдоль дорог столбы. Благодаря этим столбам можно было просчитать расстояние до Римского форума. Такие столбы стояли только вдоль дорог, ведущих к площади. А около самой площади стояли столбы с указанием длины дороги и направления. Два знака и столбы – единственная дорожная разметка, существовавшая в Великой Империи.

Можно считать, что первым дорожным знаком являлся столб, отмеряющий расстояние. В России первые столбы появились в 16 веке. Царь Алексей Михайлович приказал установить такую дорожную разметку от Москвы к селу Коломенское. Через каждую версту вдоль дороги стоял столб. Но широкое распространение столбы получили во времена правления Петра 1. Именно в эти года проводилось массовое строение дорог – по всем направлениям было приказано установить верстовые столбы, окрашенные в цвета национального флага.

Позже на столбах, установленных на границах сел, уездов, городов стали вешать таблички с названием населенного пункта. А на перекрестках были установлены указатели, обозначающие в какой населенный пункт ведет дорога.

С появлением автомобилей стало ясно, что продолжать дорожное движение без строгого свода правил и подробной дорожной разметки больше не выйдет. В каждой стране стали появляться свои собственные правила дорожного движения и дорожные знаки. Это улучшило ситуацию на дорогах, снизило количество аварий.

Первый дорожный знак на Руси и откуда он взялся? История создания

Но тут возникла еще одна проблема. Покидая границы своего государства водитель не мог справиться с движением. Другая страна – другие правила. И тогда, немного более 100 лет назад на туристическом конгрессе было принято решение ввести единую систему дорожных знаков. Первый конгресс по вопросу урегулирования системы дорожных знаков состоялся в 1900 году. На нем было принято решение, что на знаках должны быть простые символы, понятные даже самому безграмотному человеку.

В 1903 году в столице Франции появились первые прототипы современных дорожных знаков. Стало ясно, что такая система дорожной разметки работает, и ее стали внедрять в других странах и городах.

А в 1909 году был созван еще один международный конгресс. На нем впервые были приняты международные дорожные знаки. Первых международных знаков было всего 4. Они предупреждали о том, что дорога неровная, что следует крутой поворот, железная дорога и перекресток. Современные дорожные знаки с этим значением имеют такой же рисунок.

В том же году новая система дорожных знаков появилась в России. В 70-х годах прошлого века на туристических международных конференциях было установлено 126 дорожных знаков, разделенных на 7 разных групп.

В Советское время дорожные знаки имели выпуклую форму, светились в темноте. С периодичностью в 5-7 лет в системе ПДД устанавливались новые правила, которые дополнялись дорожными знаками. В 60-х годах 20 века во всех республиках СССР начали действовать единые правила дорожные знаки и единая разметка.

В 70-х годах был введен ГОСТ по дорожным знакам. Нововведение установило группы дорожных знаков. А в 1973 были введены дорожные знаки, актуальные до сих пор. Внешний вид знаков 1973 года – привычные каждому автолюбителю дорожные указатели.

Какие дорожные знаки используют в разных странах мира и почему

За примерно полтора века существования автомобиля общие дорожные знаки человечество создать так и не смогло

Оказаться в чужой стране, не зная местного языка, — неприятно, но пережить можно. Гораздо хуже, если вы на шоссе за рулем автомобиля, а с обочин и столбов на вас глядят непонятные таблички с таинственными символами и надписями. Жители Земли пытаются свести возможность возникновения такой ситуации к минимуму. Получается с переменным успехом.

Дорожные знаки, вне зависимости от того, как они выглядят и в какой стране установлены, призваны облегчать участникам дорожного движения взаимодействие между собой, помогать ориентироваться в пространстве и сводить к минимуму вероятность возникновения конфликтов и аварийных ситуаций. В общем, все знаки можно разделить на:

— предупреждающие,  — запрещающие или ограничивающие,  — предписывающие,  — информирующие (в том числе о направлении движения).

Вынуждены вас огорчить: за примерно полтора века существования автомобиля общие дорожные знаки человечество создать так и не сподобилось. Чуть ли не единственный знак, который имеет одну и ту же форму во всех странах мира — красный восьмиугольник с надписью STOP, придуманный в 1915 году в США. Впрочем, и он может не иметь английской надписи STOP (а выражать тот же призыв к водителю на отличном от английского языке или даже на нескольких языках сразу) и вообще быть круглым.

Классический восьмиугольник — не единственная возможная форма знака STOP.

еще встречаются такие

Тем не менее в мире сегодня существует три основных широко принятых системы дорожных знаков, условно назовем их «европейской», «американской» и «южноафриканской». Первая описывается Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах, вторая — разработанным в США Руководством по стандартным дорожным знакам, разметке и сигналам, а третья — Руководством по дорожным знакам Сообщества развития Юга Африки, основанным на одноименном документе ЮАР.

При этом даже в странах, которые приняли ту или иную систему полностью или в общих чертах, сохраняются национальные особенности, а во многих крупных государствах (например, в Японии или Китае) существуют собственные системы, похожие на одну из трех выше перечисленных — или непохожие.

Когда появились первые дорожные знаки

Строго говоря, тогда же, когда и дороги. Так, еще древние римляне устанавливали вдоль путей колонны с указанием расстояния до Рима.

Табличка 1686 года на стене дома в Лиссабоне именем короля регулирует продвижение карет, повозок и носилок на узкой улице

В 1686 году португальский король Педру II издал первый в Европе указ, регулирующий движение на улицах Лиссабона с помощью специальных табличек. Первые дорожные знаки, близкие по виду, идеологии и содержанию к современным, появились в 80-е годы позапрошлого века во Франции, а договариваться о единообразии страны стали на рубеже XIX и XX веков.

Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах

Этот документ был разработан в 1968 году, а принят под эгидой ООН и вступил в действие в 1978-м. На сегодняшний день его подписали 69 стран во всем мире, включая все европейские государства, за вычетом Исландии, Ирландии, Андорры, Мальты и Лихтенштейна. Помимо этого, Испания, Великобритания и Ватикан подписали, но не ратифицировали конвенцию, а значит, не привели свои дорожные знаки в полное соответствие с нею.

Знаки, согласно Венской конвенции, могут быть разноцветными — при разметке используются белый, красный, черный, синий, а также желтый, зеленый и оранжевый цвета

Плюс этой системы заключается в том, что знаки универсальны и не требуют владения национальным языком — достаточно запомнить пиктограммы, и вот житель, скажем, Бразилии, сможет, случайно оказавшись на российской федеральной трассе «Амур», двигаться по ней за рулем, не нарушая правил. Еще такие знаки быстрее считываются при движении на высокой скорости и/или в условиях ограниченной видимости — достаточно распознать форму и цвета, чтобы представить себе, о чем оповещает знак. Но тут же кроется и сложность: толкование знаков в большинстве случаев приходится запоминать. Некоторые страны учли это и пошли другим путем.

Руководство по стандартным дорожным знакам, разметке и сигналам

В начале XX века загородные шоссе в США оборудовались и поддерживались автоклубами, объединявшими частных автовладельцев. За установку знаков, их форму и содержание отвечали те же автоклубы. Понятно, что договариваться между собой они даже не пытались — наоборот, еще и конкурировали за трафик, а потому уделяли больше внимания рекламе шоссе, чем удобству навигации. Но такая ситуация не могла сохранятся с ростом числа автомобилей, и уже в начале 1920-х федеральное правительство предприняло первые шаги по унификации знаков и разметки, а в 1935-м выпустило первое издание Руководства (Manual on Uniform Traffic Control Devices) и с тех пор регулярно (раз в несколько лет) его обновляет.

Впрочем, в каждом штате США все равно действуют собственные ПДД и свой набор знаков. Где-то знаки и разметка полностью соответствуют Руководству, а где-то есть отличия, хотя сегодня они не препятствуют безопасному передвижению людей.

Главный символ «американской» системы — ромбовидные предупреждающие знаки

Главное отличие системы знаков «американского» типа — предпочтение текстовым, а не пиктографическим сообщениям и меньшее количество цветов. Красный цвет почти всегда маркирует запрет, бóльшая часть знаков черно-белая, знаки предупреждения об опасности — желтые с черными обозначениями. В основном используются прямоугольные, квадратные и ромбовидные таблички и много, очень много текста — до пяти строчек на знак. Вообще-то, это довольно удобно: не нужно запоминать, что какой знак обозначает, но только если вы неплохо владеете английским и способны быстро прочитать и понять текст, на мгновение промелькнувший в поле зрения. В противном случае, двигаясь на высокой скорости по хайвею, осознать смысл предупреждения на знаке вы рискуете слишком поздно.

Еще один признак «американской» системы — желтая осевая линия

Тем не менее система, похожая на американскую, также применяется в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Ирландии, хотя в каждой из этих стран имеются и различия. Больше того, некоторое влияние Руководства вы обнаружите в большинстве стран Южной и Центральной Америки, включая те, которые официально подписали Венскую конвенцию, а также в Японии, Малайзии и Индонезии.

Руководством по дорожным знакам Сообщества развития Юга Африки

Эта система, известная также под аббревиатурой SADC-RTSM (от англ. The Southern African Development Community — Road Traffic Signs Manual ), попала в наш обзор в первую очередь потому, что она применяется с небольшими вариациями сразу в 11 странах Юга Африки. Внешне дорожные знаки и разметка в этом регионе ближе к европейским, чем к американским: об опасностях тут предупреждают равносторонним треугольником с красной рамкой и черными пиктограммами, ограничение скорости устанавливают круги с красной рамкой и черными цифрами на белом фоне и так далее.

Этот знак с табличками в

парке Исимангалисо на востоке ЮАР предупреждает, что по ночам на дорогу могут выходить бегемоты

Есть и отличия, большинство из которых, впрочем, не помешают водителю из стран Венской конвенции добраться из точки А в точку Б, не нарушая правил. Главное, что все почти одинаково на большой территории. Правда, стоить помнить, что на юге Африки ездят по левой стороне .

Все остальные

Все остальные страны используют дорожные знаки, напоминающие одну из двух главных систем, но не связывают себя какими-либо обязательствами по унификации национального набора и внешнего вида знаков и разметки.

Предупреждающие дорожные знаки в КНР выглядят так

Один из примеров такого рода — Великобритания: там в общих чертах следуют европейским нормам, но имеют большой набор собственных. Другой пример — Китайская Народная Республика, а заодно Макао и Гонконг, где, помимо прочего, предупреждающие знаки хоть и треугольные, но не с красной рамкой и черными пиктограммами на белом фоне — все рисунки тут черные, а фон желтый. Получается гибрид американской и европейской систем.

Первый дорожный знак на Руси и откуда он взялся? История создания

История ПДД началась очень давно, еще задолго до появления первых транспортных средств, практически с появлением первых дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н. э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

ПОЯВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ

При французском министре Зулли и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку. В России повсеместное распространение дорожных указателей началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства. Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

СОВРЕМЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.

Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога». Дорожный знак с изображением символа -“Впереди крутой спуск” впервые появился в середине XIX столетия на горных дорогах Швейцарии и Австрии. Знак изображали на придорожных скалах и изображали на нем колесо или тормозной башмак, используемый на каретах. Знаки стали распространяться вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали. Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Первые попытки упорядочить дорожное движение предпринимались в Древнем Риме, где на некоторых улицах вводилось одностороннее движение для колесниц. За выполнением этого правила следили специально отведенные надзиратели. В нашей стране Петр Первый издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. С 1718 года за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские. Первые правила дорожного движения звучали достаточно забавно. Например, в России было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью чудовища. Также, правила предписывали водителям сбавлять скорость и останавливаться, если их приближение будет вызывать беспокойство у лошадей. В Англии впереди кaждогo пaровогo дилижaнcа на раccтоянии 55 мeтров дoлжeн идти человeк с красным флагoм. При встречe с карeтами или всадниками oн должeн предупрeждать о тoм, что за ним следуeт парoвик. Также, мaшинистам стрoго воспрeщaется пугать лошaдей свисткaми. Выпускaть пар из мaшин допускaeтся тoлько в случae отсутствия на дорогe лошaдей.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Первые правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 г. В 1908 году было придумано выдавать полиции белые трости, которыми полицейские регулировали движение, показывали направление для водителей и пешеходов. В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО СВЕТОФОРА.

Первый светофор появился в конце 1868 года в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он представлял собой две газовые лампы с красными и зелеными стеклами. Устройство дублировало сигналы регулировщика в темное время суток и тем самым помогало членам парламента спокойно переходить проезжую часть улицы. Автором изобретения был инженер Дж. П. Найт. К сожалению, его детище просуществовало всего четыре недели. Газовый фонарь взорвался, ранив дежурившего около него полицейского. Только через полвека – 5 августа 1914 года – в американском городе Кливленде были установлены новые светофоры. Они переключали красный и зеленый цвет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. С тех пор и началось триумфальное шествие светофора по всему миру, 5 августа отмечается как Международный день светофоров. Первый трехцветный светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке. Спустя еще какое то время их авторитет признали автомобилисты Детройта и Мичигана. Авторами «трехглазого» выступили Уильям Поттс и Джон Харрис. За океан, в Европу светофор вновь вернулся лишь к 1922 году. Но не сразу в город, где о нем впервые заговорили – в Лондон. Светофоры сначала появились во Франции, в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара. А затем в Германии, в городе Гамбург на площади Стефанплатц. В Соединенном Королевстве электрический регулировщик появился лишь в 1927 году в городе Вулвергемптон. А вот первый светофор в нашей стране заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве.

С правилами дорожного движения и знаками связано много курьезных случаев и интересных фактов. Остановимся только на двух из них: Например, интересно происхождение слова «шофер»: первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их стали называть шоферами, что в переводе с французского означаете «кочегар». Еще одна история связана с дорожными знаками. На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

Источник – https://pkmegapolis.ru

Первые знаки в Риме

Когда же появились настоящие дорожные знаки? Это произошло в Римской империи. В общей сложности существовало 2 вида таких обозначений. Один из них значил «Уступи дорогу», а второй – «Опасное место». Применение таких изделий облегчало управление колесницами и помогало справляться с хаотичностью движения.

Первый дорожный знак на Руси и откуда он взялся? История создания

Впоследствии древние римляне начали ставить вдоль дорог столбы. Благодаря этим конструкциям удавалось оценить расстояние до Римского форума. Такие изделия устанавливали вдоль дорог, которые вели к площади. При этом возле нее ставили столбы, на которых указывали длину дороги и направление. По сути, единственной разметкой в Римской империи были столбы и 2 вида знаков.

Появление во Франции

Дорожные знаки, напоминающие современные, появились во Франции. В конце 1900 года в Париже установили самые первые указатели на дорогах. Вначале они были выполнены в черной и синей гаммах и не имели ярких деталей. Такие знаки отличались круглой или квадратной формой. При этом в центре находилось небольшое изображение.

Знаки устанавливались приблизительно за 300 метров до зоны с высоким уровнем опасности. К 1927 году общее число таких указателей достигло 6, а к 1931 году их количество увеличилось до 26.

В тот же период все дорожные знаки были разделены на несколько ключевых категорий. Они были указательными, предписывающими и предупреждающими. Спустя некоторое время добавилась еще одна группа запрещающих знаков.

Первый дорожный знак на Руси и откуда он взялся? История создания

В 1932 году в Женеве предприняли попытку принять закон о создании единой международной системы дорожных указателей. Ее целью было облегчение жизни многим автомобилистам, которые совершали поездки в других страны. Однако участники конференции не смогли достичь договоренностей, потому эта попытка не увенчалась успехом. В результате каждое государство стало дополнять имеющиеся указатели своими собственными.

Ориентиры каменного века

Потребность в возникновении знаков у людей появилась еще в древние времена. Это произошло в тот период, когда они начали ходить по четко обозначенным дорогам, которые указывали на конкретный маршрут. Для создания указателей люди применяли различные подручные приспособления – камни, ветки и доски. Однако готовые изделия получались не слишком прочными и сливались с общим фоном.

Не удивительно, что многие не обращали внимания на указатели и терялись в новой обстановке. Тогда и появилась потребность в создании более заметных знаков. Найти выход из ситуации не составило труда. Вместо деревянных столбов люди начали устанавливать колонны из глины. Нередко им придавали идеальную четырехгранную форму, а сверху украшали слепком головы Гермеса. Потому такие колонны часто называли гермами.

В пятом веке указатели стали дополнять высеченными изображениями известных людей. Это были писатели и государственные деятели. После появления письменности на указателях стали появляться и всевозможные надписи. В большинстве случаев их использовали для обозначения населенных пунктов.

Переход на единую систему знаков

Первая попытка создать унифицированную международную систему знаков была предпринята в 1909 году. Именно тогда была проведена всемирная конференция, которая утвердила внешний вид и места установки ряда дорожных указателей. К ним относились «Перекресток», «Поворот» и «Пересечение с железнодорожным полотном».

Первый дорожный знак на Руси и откуда он взялся? История создания

При этом было принято решение ставить указатели перпендикулярно относительно дороги. Они должны были располагаться в 250 метрах до начала опасного участка пути. Изначально все указатели отличались круглой формой. При этом их цвет не имел значения.

Тем не менее, вопрос относительно внешнего вида указателей длительное время оставался открытым. В 1926, 1931 и 1964 годах был проведен еще ряд конференций, регламентирующих внешний вид таких изделий. При этом количество утвержденных указателей значительно увеличилось. К тому же их разделили на группы и утвердили конкретные цвета.

Несмотря на создание унифицированной системы, некоторые страны и сегодня используют свои собственные уникальные указатели, которые актуальны только для конкретного места. Так, в Австралии можно увидеть много знаков о зонах скопления лосей, а в США – есть надписи для начинающих водителей.

Первые прототипы дорожных указателей появились еще в древности. С того момента они претерпели много изменений, которые затронули внешний вид и особенности применения указателей. Наиболее активно система таких знаков стала развиваться с появлением и распространением автомобильного транспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *