Переход трамвайных путей

Продолжаем серию статей Проезд перекрестков. В этой статье будет рассмотрен проезд перекрестков с трамвайными путями.

Организация движения трамваев на дорогах общего пользования, в т.ч. на перекрестках, может быть самой различной.

Трамвайные пути могут проходить сбоку или посередине проезжей части, трамвайные пути могут пересекать только одну из дорог перекрестка, могут изменять свое направление на перекрестке.

К тому же, перекрестки, по которым или рядом с которыми проходят трамвайные пути, могут быть самой различной конфигурации.

Далее в статье:

Приоритет трамвая Регулируемый перекресток с трамвайными путями Нерегулируемый перекресток с трамвайными путями Разворот на трамвайных путях на перекрестке

  • Выполнение разворота. Часть 1
  • Выполнение разворота. Часть 2

Пешеходные переходы через проезжую часть дороги организовывают как на перекрестках, так и вне оных, но это касается непосредственно месторасположения перехода.

Правила проезда через них между собой не отличаются. Есть нюансы, но об этом чуть позднее.

Материал данной статьи посвящен проезду пешеходных переходов, расположенных на перекрестках.

Проезд пешеходных переходов, расположенных вне перекрестков, рассмотрен в одноименной статье Пешеходные переходы вне перекрестков.

Но в предисловие — сначала несколько слов о том, что такое пешеходный переход.

Пешеходы и переход дороги Что запрещено на пешеходном переходе Пешеходный переход на перекрестке Пешеходный переход на регулируемом перекрестке Пешеходный переход на нерегулируемом перекрестке

Магнитогорск. Некоторые пассажиры магнитогорских трамваев демонстрируют чудеса беспечности. Они бегут с тротуара к подходящему транспорту прямо перед носом у машин, когда вагон ещё не остановился.

Если при переходе зебры жители в большинстве своём ждут зелёный, стараются перейти в положенном месте, то, спеша с тротуара к замощённым трамвайным путям, многие вдруг меняют приоритеты. И не в пользу дорожной безопасности.

Действительно, чтобы идти на замощённую остановку трамвая, которая практически не отделена от проезжей части, приходится двигаться не по переходу. И порой непонятно как. Если не знать правило. А может, его забыли или предпочли забыть. Тем не менее, правило есть – и железное. Это пункт 4.8 ПДД РФ. Он гласит: в ожидании трамвая на замощённых путях находиться запрещено!

«Ожидать общественный транспорт разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки», – напоминают сотрудники госавтоинспекции.

То есть, двигаться можно к уже открытым дверям остановившегося транспорта. Об этом, как мы часто можем наблюдать, многие не слышали. Трамвай, кстати, обязательно вас подождёт, и никто никуда не опоздает.

А вот
когда трамвай остановился и пешеход получает преимущество на дороге, в силу
вступает пункт 14.6 Правил дорожного движения. Водитель обязан затормозить
перед трамвайной остановкой и пропустить пешехода. А ещё перед такими участками
дороги следует сбавить скорость.

Аварий с
участием спешащих на трамвай сравнительно мало по Магнитогорску. Но это, надо
полагать, заслуга водителей.

«Я не люблю проезжать по Карла Маркса, – признался обеспокоенный водитель Магнитки. – Потому что знаю: обязательно найдётся пешеход, который побежит к путям, когда трамвай ещё не подошёл. Все водители знают об этом, и заранее останавливаются возле таких остановок, даже если трамвай ещё только на подходе. Ведь даже при низкой скорости тормозной путь всё равно составляет несколько метров. Одна несознательная бабушка ударила мою машину клюкой: я поворачивал с Карла Маркса по замощённым трамвайным путям, а она резко выскочила на то место, где обычно стоит трамвай. Я ей посигналил, а она ещё и рассердилась, хотя сама создала угрозу аварии».

Нарушая
правило, учитывайте: везёт не всем. Всё же были жертвы, понадеявшиеся на «авось».

«В текущем году на территории Магнитогорска зарегистрирован факт ДТП при подобных обстоятельствах. 29 октября 2019 года в 10.00 водитель 1941 года рождения управляя автомобилем Рено Меган следовал по улице Московская со стороны ул. Бехтерева в сторону Н. Шишки и напротив дома №21 по улице Московская совершил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть к подъезжающему к остановке трамваю. В результате ДТП женщина-пешеход 1960 года рождения получила множественные ушибы тканей головы, туловища, конечностей. Пострадавшей назначено амбулаторное лечение», – сообщили в ГИБДД.

В прошлом году пострадал ребёнок – 10 сентября напротив дома №22 по улице Комсомольская. Восьмиклассник высаживался из транспорта. Мальчик получил закрытый перелом голени со смещением и был госпитализирован.

Добавим, что, к посадочной площадке, если трамвайная остановка таковой оборудована (в Магнитогорске подобная есть на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Грязнова) – можно подходить по пешеходному переходу по разрешающему сигналу светофора. И даже если вы не нарушаете никаких правил, то, выходя к своему транспорту, всё же оглянитесь по сторонам, особенно, если выдвигаетесь из-за какой-нибудь машины. Убедитесь в своей безопасности.

Фото  Динара ВОРОНЦОВА (архив)

Пункт 14. 3 и требование уступить пешеходу

Последнее обновление: 26.03.2023 Комментариев нет

Материал данной публикации является комментарием к пункту 14.3 раздела Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств ПДД.

Когда речь идет о проезде нерегулируемого пешеходного перехода, то вопрос пропуска пешеходов более или менее понятен (пункт 14.1 ПДД однозначно требует уступить дорогу пешеходам).

А, вот, с проездом регулируемого пешеходного перехода формулировка пункта 14.3 может ввести в заблуждение в плане того, сколько времени вы должны ждать, чтобы требование «уступить пешеходу» было выполнено.

Из за двусмысленности в трактовке возникает возможность вынесения необоснованного штрафа водителю за невыполнение требования пункта 14.3 с формулировкой «не уступил пешеходу».

Разберемся с этим вопросом: что означает требование «уступить пешеходу на регулируемом переходе».

На регулируемом участке дороги процесс движения осуществляется по зеленому сигналу светофора (регулировщика не рассматриваем).

Когда для транспортных средств включен зеленый, то для пешеходов, соответственно, включен красный сигнал, и наоборот.

«На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления».

Суть этого пункта в следующем.

Пешеход переходит, предположим, широкую дорогу на свой зеленый сигнал, и примерно на середине его пути у светофоров происходит смена сигналов: для водителя включается зеленый, а для пешехода — красный.

В этом случае пешеход имеет право закончить переход проезжей части, а вы не должны ему препятствовать. После того, как пешеход закончит переход, вам разрешается начать движение.

Требование пункта 14.3 ПДД интуитивно понятно, более того, большинство исправно выполняет его требования, но будучи остановленным инспектирующим лицом, не каждый может возразить на предъявление ему о нарушении требования п.14.3 «дать пешеходу закончить переход».

В результате, на водителя «вешается» штраф за то, что он якобы не уступил пешеходу.

Просьба обратить внимание: предъявляют факт, что пешеход не закончил переход проезжей части, т.е. не вышел на тротуар, а водитель, чей путь пешеход уже пересек, после этого начал движение! (на свой разрешающий сигнал светофора).

При этом, оформляется штраф за то, что водитель, якобы, не уступил пешеходу (ст.12.18 КоАП).

Все это действо не поддается логике. Тем не менее, проблема существует (не станем разбирать ее моральную сторону), и лучший способ ее избежать — это разобраться в терминологии. Начнем.

Когда речь идет о «данном» направлении, то имеется в виду то направление, в котором водитель движется, т.е. не встречное. Это, в общем, понятно и без официального толкования.

Однако, требование «должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части» (данного направления) на регулируемом пешеходном переходе, в «заинтересованном» случае толкуется двояко.

Ведь, судя по тексту пункта 14.3, при включении для вас зеленого сигнала, возможно два варианта действий.

Первый: пешеход прошел мимо автомобиля — вы можете трогаться, и второй: стоять и ждать, пока тот закончит переход проезжей части, т.е. пока тот не выйдет на тротуар.

В этом месте возникает вопрос — какой из этих вариантов верный? и что означает дать возможность «закончить переход проезжей части»?

Ведь, если дорога широкая, то ждать придется долго, что нецелесообразно. Рассмотрим пример.

Предположим, есть широкая дорога с трамвайными путями посередине. Проезжая часть данного (вашего) направления, т.е. не встречного, имеет две полосы.

Для транспортных средств включен красный сигнал, для пешеходов, соответственно, зеленый, и пешеход топает по зебре с противоположной стороны дороги.

Все полосы, включая трамвайные пути, заняты машинами. Два автомобиля стоят перед стоп-линией на проезжей части, и на трамвайных путях тоже стоит автомобиль (либо трамвай) в ожидании разрешающего сигнала светофора.

Пешеход быстро доходит до трамвайных путей, и в это время на пешеходном светофоре включается красный сигнал, а для водителей, соответственно, включается сначала желтый, затем, зеленый сигнал.

Все готовы к старту. Но! посередине дороги по переходу движется пешеход, и пункт 14.3 обязывает дать ему возможность закончить переход проезжей части и трамвайных путей.

Первым автомобилем, чей путь пересечет данный пешеход, будет тот авто, который стоит на трамвайных путях. Как только пешеход прошел мимо него, этот автомобиль имеет право начать движение.

Затем пешеход проходит мимо следующего автомобиля и тот, после его прохода имеет право начать движение, и так далее, пока пешеход не пройдет мимо последнего, стоящего ближе всех к тротуару.

Переход трамвайных путей

Так вот, ПДД не обязывают водителей ждать, пока пешеход закончит переход и выйдет на тротуар. Ни один пункт на это НЕ указывает.

После того, как пешеход, завершающий переход дороги, пересечет путь автомобиля, его водитель может начинать движение, потому что с этого момента пешеход и водитель больше не взаимодействуют.

В КоАП есть санкции только за невыполнение требования уступить пешеходам (ст.12.18). В КоАП НЕТ санкций за то, что водитель не дал возможность пешеходу закончить переход проезжей части (выйти на тротуар).

Уступить дорогу — это не создавать помех. Пропустив пешехода мимо своей машины, вы со своей стороны уже дали ему возможность закончить переход, и по факту уступил этому пешеходу. Состав нарушения отсутствует. Штрафовать не за что.

Когда для вас включился зеленый сигнал, и пешеход, идущий по переходу УЖЕ пересек путь вашего автомобиля, то фактически требование уступить пешеходу дорогу вами выполнено.

Водители других соседних машин, стоящих перед стоп-линией ближе к тротуару, чей путь этот пешеход еще НЕ пересек, должны дать ему возможность закончить переход проезжей части, т.е. должны выполнить требование «уступить дорогу».

Участок трамвайных путей относится либо к водителю трамвая, либо к водителю автомобиля, который едет по трамвайным путям. Вот, собственно, и весь расклад.

Все, что изложено выше по тексту, это, по большому счету, разъяснение требований пункта 14.3 ПДД «уступить пешеходу».

В реальных же дорожных обстоятельствах всегда существует вероятность не заметить пешехода либо за габаритами другого транспортного средства, либо внезапно появившегося на проезжей части.

Есть смысл об этом помнить, и лишний раз проявить бдительность.

Кроме вышеописанного требования уступить пешеходу, пункт 13.1 ПДД обязывает при повороте налево или направо уступать пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.

Причем, следует уступить независимо от наличия светофора перед поворотом, т.е. при любом повороте налево или направо.

Время проезда через регулируемый участок ограничено «длиной» разрешающего сигнала, т.е. его продолжительностью. Отсюда следует, что каждый водитель стремится успеть проехать участок за время разрешающего сигнала.

В спешке также повышается вероятность не заметить пешехода, переходящего дорогу, тем более, если что-то или кто-то отвлекает от дороги.

Поэтому, перед началом движения на разрешающий сигнал светофора, есть смысл всегда убеждаться в том, что путь для движения свободен и не представляет опасности.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Серия статей Дорожные ситуации. Проезд пешеходных переходов; Выезд с перекрестка и требование уступить дорогу пешеходам; Разрешается ли остановиться на пешеходном переходе?; Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД; Проезд пешеходных переходов на перекрестках; Пешеходные переходы вне перекрестков; Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Думаю, каждый из вас знает, что трамвай почти всегда имеет преимущество по отношению к автомобилям. Но выезжать на дорогу с мыслью «почти всегда» — не годится. Давайте окончательно определимся с теми случаями, когда трамвай едет первым и когда он должен ждать.

После тщательного изучения всех пунктов ПДД, где говорится о трамваях, можно сделать следующие выводы:

• Трамвай всегда едет первым, кроме трех конкретных случаев.

• Водитель трамвая обязан уступить вам дорогу, когда:

1. Он выезжает из депо, а вы движетесь по дороге (рис. 109).

Переход трамвайных путей

Рис. 109. Трамвай выезжает из депо

2. Он находится на второстепенной дороге, а вы на главной (рис. 110).

Переход трамвайных путей

Рис. 110. Трамвай на второстепенной дороге

3. Он движется в направлении, указанном зеленой стрелкой, включенной в дополнительной секции светофора одновременно с желтым или красным сигналом, а вы движетесь на обычный зеленый сигнал (рис. 111).

Переход трамвайных путей

Рис. 111. Трамвай движется «на стрелку»

Если все эти ситуации вам понятны, то при встрече с трамваями на дороге проблем у вас быть не должно.

А сейчас предлагаю полистать страницы этой книги и, в каждый перекресток, который будет вам попадаться, мысленно добавить один-два трамвая, посмотреть, подумать и самому себе ответить на вопрос: «Надо ли уступать этому трамваю в данной ситуации?».

На реальной дороге то же самое. Когда вы приближаетесь к перекрестку, на котором вам предстоит пересечь трамвайные пути, необходимо заранее проиграть в уме возможную встречу с трамваем. Причем планировать свои действия надо с учетом выводов, сделанных в этой главе, а не с мыслью: «Он большой и железный».

Движение по дороге с трамвайными путями

На дорогах с трамвайными путями посередине проезжей части вас ждут целых три неприятности — остановки трамвая, перекрестки и сами трамвайные пути, вернее, проблемы, связанные с их использованием для движения.

Начнем с остановок (рис. 112 и 113). Прежде чем вы вплотную подъедете к остановившемуся на своей остановке трамваю, вам надо решить для себя один важный вопрос: «Должен ли я уступать дорогу пешеходам-пассажирам, переходящим проезжую часть от тротуара к трамваю и обратно?» Решение же этого вопроса зависит от наличия посадочной площадки (рис. 112 и 113).

В первом случае (рис. 112) из-за отсутствия посадочной площадки пассажиры вынуждены ожидать трамвай на тротуаре. Далее, когда трамвай приедет и остановится, пешеходы имеют право переходить проезжую часть, и вы обязаны уступить им дорогу.

Переход трамвайных путей

Рис. 112. Уступите пешеходам

Во втором случае (рис. 113) преимущество на вашей стороне! Пешеходы-пассажиры обязаны ожидать трамвай на посадочной площадке, причем, переходя дорогу, они не должны создавать помех движению транспорта.

Переход трамвайных путей

Рис. 113. Уступать не надо

Все вышеизложенное относится также и к пассажирам, которые выходят из трамвая. В первом случае они могут сразу же переходить проезжую часть дороги, а во втором – должны остаться на посадочной площадке.

Вот только знают ли все это пешеходы? Поэтому вы должны быть готовы к плавной заранее спланированной остановке в любой из рассмотренных ситуаций!

В то же время нельзя останавливаться просто из-за того, что трамвай стоит на своей остановке посередине дороги. Как правило, неоправданное торможение и необдуманная остановка провоцируют пешеходов на нарушение ПДД, а также приводят к закономерной аварии с ударом сзади.

И еще об одном. Не создавайте заторов на дорогах!

Это я о том, что некоторые из водителей, остановившись в ситуации, изображенной на рисунке 112, стоят до тех пор, пока трамвай не начнет движение.

Такое требование было записано в «Правилах уличного движения», которые закончили свое существование в 1973 году!!!

В ныне действующих ПДД требование одно — уступите дорогу пешеходам!

Поэтому ориентироваться надо не на «бездушную железяку», а на людей! Если трамвай стоит на своей остановке, но при этом нет ни одного пешехода-пассажира, которому вы могли бы создать помеху — можете спокойно (но осмотрительно) начинать движение!

Теперь об использовании трамвайных путей. Можно ли по ним двигаться, если вся дорога забита машинами? А как делать разворот, заезжать на рельсы или не надо?

Ответы на эти вопросы есть. Если открыть ПДД и внимательно изучить все пункты, в которых содержится информация на данную тему (п. 9.6, 8.5 и др.), то для участка дороги между перекрестками можно будет сделать интересный вывод.

В том случае, когда слева от вас, в одном уровне с проезжей частью расположены трамвайные пути, к существующим на проезжей части дороги полосам движения как бы добавляется еще одна — трамвайные пути попутного направления (рис. 114).

Переход трамвайных путей

Рис. 114. Маневрирование на дороге с трамвайными путями

Давайте суммируем извлеченную из ПДД информацию на эту тему.

На участке дороги между перекрестками (при отсутствии знаков 5.15.1, 5.15.2) водителю:

1. Разрешено двигаться по трамвайным путям попутного направления:

• при обгоне и объезде (траектория «А» — рис. 114),

• при интенсивном движении, когда все полосы проезжей части дороги заняты (траектория «Б»),

2. Предписано выезжать на трамвайные пути попутного направления:

• при подготовке к повороту налево и развороту (траектория «В»),

• выезжать на трамвайные пути встречного направления (траектория «Г»),

• создавать помехи движению трамваев попутного направления (см. рис. 118-119).

В то же время, если на дороге установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 «Направления движения по полосам (полосе)» или, например, композиция знаков 3.1 «Въезд запрещен» вместе с табличкой 8.14 «Полоса движения» (рис. 115), то, конечно же, вы должны подчиняться знакам и двигаться только по указанным полосам. Будем считать, что с теорией этого вопроса мы разобрались. Только зачем все это, где здесь практика?

Переход трамвайных путей

Рис. 115. Маневрирование на дороге с трамвайными путями и знаками

Поверьте, это и была практика! Все, что изображено на этих рисунках, вы должны увидеть и понять на реальной дороге, соответственно планировать свои действия и поступать согласно действующим Правилам.

К сожалению, есть еще одна проблема. Несмотря на то что п. 8.5 ПДД претерпел изменения аж в 1994 году, многие водители «со стажем» об этом не знают до сих пор! Значит, кроме планирования своих действий в соответствии с информацией, изложенной в этой главе, вам надо еще постараться спрогнозировать возможное поведение водителей соседних автомобилей!

Трамвайные пути на перекрестке

И опять здесь проблемы с информацией. Это все тот же пункт 8.5 ПДД, об изменениях в котором знают не все водители «со стажем». А ведь на перекрестках (при отсутствии знаков 5.15.1, 5.15.2) поворот налево и разворот по ныне действующим ПДД разрешается выполнять только с трамвайных путей попутного направления! (рис. 116 и 117).

На рисунке 116 проезжая часть в нашем направлении официально имеет только две полосы движения — правую и левую. Но непосредственно перед перекрестком левая полоса перемещается на трамвайную линию попутного направления. Это означает, что к двум полосам добавляется еще одна, и теперь у вас — три официальных полосы. Причем бывшая левая полоса превратилась в среднюю! А со средней полосы движение разрешено только прямо! Поэтому, собираясь повернуть налево (или сделать разворот) на этом перекрестке, вы должны перестроиться на трамвайную линию попутного направления! Кстати, из этого же положения, как и с обычной левой полосы, разрешается продолжить движение прямо.

Переход трамвайных путей

Рис. 116. Левая полоса переместилась на трамвайные пути!

Во втором случае (рис. 117) перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 (или 5.15.2) «Направления движения по полосам (полосе)». Значит, вы обязаны следовать указаниям знаков и выезжать на трамвайные пути сейчас запрещено!

Думаю, что у тех из вас, кто все-таки заглянул в указанные пункты ПДД, касающиеся правил использования трамвайных путей, возник один вопрос. А как же быть с трамваем попутного направления?

Переход трамвайных путей

Рис. 117. Выезд на трамвайные пути — запрещен!

С одной стороны, при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 «Направления движения по полосам (полосе)», перед поворотом налево или разворотом Правила обязывают нас выехать на трамвайные пути (рис. 116). И вместе с тем эти же Правила требуют от нас «не создавать помех движению трамваев»! А если как раз в это время сзади приближается трамвай? Что делать?

Ответ, конечно, есть. Чтобы не нарушать правила, вам придется стать ясновидящим и немного заглянуть в будущее (рис. 118 и 119).

Переход трамвайных путей

Рис. 118. Перестроение на трамвайные пути перед трамваем

Если вы уверены в том, что успеете повернуть до того, как трамвай упрется в багажник вашей машины, то можете выезжать на трамвайные пути перед ним (рис. 118). А если вы в этом не уверены, то надо плавно снизить скорость, пропустить трамвай вперед и затем уже перестраиваться на рельсы (рис. 119). Какой же вывод можно сделать о дорогах с трамвайными путями посередине?

Правильно, первое время лучше избегать поездок по таким дорогам. А уж если так случилось, что судьба занесла вас на одну их них, то, по крайней мере, воздержитесь от поворотов налево и разворотов. Вполне достаточно и оставшихся двух направлений — прямо и направо.

Переход трамвайных путей

Рис. 119. Перестроение на трамвайные пути после проезда трамвая

Разворот на трамвайных путях на перекрестке

При выполнении разворота на перекрестке с трамвайными путями, расположенными посередине дороги, важно выбрать правильную траекторию разворота, чтобы не оказаться на участке встречного движения.

К тому же в месте выполнения маневра разворот не должен быть запрещен ПДД.

Трамвайные пути являются элементом дороги, и в тех случаях, когда они выделены конструктивно, то бордюр, который отделяем их от проезжей части, условно может выполнять роль разделительной полосы.

Такая конструкция не является разделительной полосой по факту, только условно. На перекрестке бордюр прерывается, и переходит в одну плоскость с проезжей частью.

В других случаях трамвайные пути располагаются на одном уровне с проезжей частью, посередине дороги, таким образом тянутся до перекрестка и проходят через него (как на фотографиях выше, по тексту).

Траектория разворота на перекрестке с трамвайными путями зависит от конструктивной особенности перекрестка и общей организацией проезда через него.

Если поворот налево и разворот разрешено выполнять непосредственно с трамвайных путей попутного направления, т.е. заехать на попутные рельсы разрешают пункты 8.5 и 9.6 ПДД, то развернуться можно сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей.

Если же, следуя вдоль трамвайных путей, на них заехать нет возможности или запрещено (когда до перекрестка они отделены от проезжей части сплошной линией разметки или приподняты над дорогой), то на самом перекрестке рельсы переходят с проезжей частью в одну плоскость, чтобы по ним можно было проехать.

В случае, если до перекрестка на трамвайные пути заехать запрещено, то на подъезде к перекрестку смотрите на организацию проезда через него, в частности, на условия проезда пересечений.

В большинстве случаев разрешается развернуться сразу после въезда на перекресток (по короткой, или по длинной дуге).

Но самый нейтральный и безопасный вариант — это развернуться за условным центром перекрестка, также как в процессе разворота на перекрестке с разделительной полосой без трамвайных путей.

В случае, если трамвайные пути лежат на пересекаемой дороге перекрестка, то линия разворота должна пройти ЗА трамвайными путями (почему ЗА — ответ в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД), в этой статье есть схема разворота.

В общих случаях, если нужно развернуться на перекрестке вдоль трамвайных путей, но вы не уверены в правильности выбранной траектории, разворачивайтесь ЗА условным центром перекрестка (по длинной дуге).

При этом, в целях безопасности нужно контролировать ситуацию слева-сзади вашего автомобиля, чтобы вас во время разворота не подрезали с левой стороны.

О дистанции, скорости и приемах вождения; Количество полос и боковой интервал; Как автомобиль поворачивает; Подача сигнала поворота; Преимущество трамвая.

Что запрещено на пешеходном переходе

На пешеходных переходах запрещается:

  • обгон (с 29 ноября 2014г. обгон запрещен вне зависимости от наличия пешеходов на переходе) – пункт 11.4;
  • разворот – пункт 8.11;
  • движение задним ходом – пункт 8.12;

Теперь рассмотрим, как ПДД предписывают водителям проезжать пешеходные переходы на перекрестках.

Приоритет трамвая

Необходимо учесть, что трамвай всегда имеет приоритет перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:

Первый случай относится к проезду регулируемых перекрестков, второй случай – к проезду нерегулируемых перекрестков, третий говорит сам за себя – когда трамвай выезжает из депо, он обязан уступить дорогу всем транспортным средствам.

Как определить, какой перед вами перекресток – регулируемый или нет, обсуждалось в статье Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток.

Пешеходы и переход дороги

В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу. Он обозначается знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, именуемой в народе «зебра».

С 29 ноября 2014 года под определение «Пешеходный переход» еще попал обозначенный этими знаками участок трамвайных путей.

Места на дороге, в которых Правила разрешают движение пешеходам через проезжую часть, подробно рассмотрены в статье Уступить дорогу пешеходу.

Если кратко: пункт 4.3 ПДД обязывает пешеходов переходить дорогу по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин (об этом — в статье Переход перекрестка без пешеходного перехода).

В случае, если необходимо перейти дорогу, но поблизости нет обозначенного перехода, а также если в зоне видимости нет перекрестка, пункт 4.3 ПДД разрешает пересечь проезжую часть по самому короткому пути (под прямым углом к ее краю).

Но при этом должны выполняться следующие условия:

А) на дороге не должно быть разделительной полосы и ограждений;

Б) в месте перехода дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны и для пешеходов, и для автомобилистов.

Выполнение этих условий необходимо в целях безопасности для всех участников движения, как переходящих через дорогу, так и едущих по ней.

Реальность такова, что пешеходы не всегда осознают, где и как можно переходить проезжую часть. Либо осознают, но требования ПДД не соблюдают.

Среди пешеходов немало и таких, кто вообще ни разу не открывал ПДД. Многие из них понятия не имеют, что для полной остановки в разных погодных условиях автомобилю требуется разное время.

Вам, в свою очередь, как водителю, необходимо понимать, что пешеход может появиться на дороге в любом месте!

Далее, прежде чем приступить к теме проезда пешеходных переходов на перекрестках, кратко коснемся того, какие маневры запрещено делать водителям на пешеходных переходах.

О том, что считать маневром, дано в статьях Что такое «маневр» в ПДД и Что такое безопасный маневр.

Пешеходный переход на перекрестке

Практически на любом перекрестке, расположенном в населенном пункте, точнее, по сторонам перекрестка, организованы участки для перехода дороги.

Встречаются и, так сказать, «чистые» перекрестки, на которых нет и никогда не было обозначенных переходов.

Информация для пешеходов о таких участках дороги — в статье Переход перекрестка без пешеходного перехода.

Проезд по перекрестку с пешеходными переходами (относится к разряду проезда перекрестков вообще) регламентирован разделом 13 ПДД.

Необходимо учесть, что перекрестки бывают регулируемые (со светофорами) и нерегулируемые (без светофоров, порядок их проезда определяется знаками приоритета).

Порядок проезда пешеходных переходов на перекрестках этих двух типов отличается (об этом — ниже). Но есть одно общее правило, оно отражено в пункте 13.1 ПДД:

«При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».

Это правило относится к любым перекресткам (и регулируемым, и нерегулируемым), несмотря на присутствие или отсутствие обозначенного перехода через проезжую часть, на которую совершается поворот.

Это же правило применимо, в том числе, и к круговым перекресткам, когда осуществляется выезд из круга.

Далее — порядок проезда пешеходного перехода на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

Переход трамвайных путей

Пешеходный переход на регулируемом перекрестке

Когда перекресток регулируется светофором, то чаще всего зеленый сигнал одного направления разрешает движение одновременно и водителям и пешеходам.

При работающем пешеходном или транспортном (если отсутствует пешеходный) светофоре пешеходам все предельно ясно: красный сигнал — стой, зеленый сигнал — иди.

Если ваш автомобиль на данном перекрестке поворачивает (направо или налево), и пересекает траекторию движения пешехода, то в этом случае вы обязаны уступить дорогу пешеходу (пункт 13.1 ПДД, рассмотрен выше).

Если ваш автомобиль на данном перекрестке продолжает движение в прямом направлении, то при включении разрешающего сигнала светофора, вы, как водитель, обязаны дать пешеходам возможность закончить переход проезжей части, по которой вы движетесь (пункт 13.8 ПДД).

Переход трамвайных путей

Допускаю, что эту статью читают люди, участвующие в движении только в роли пешеходов, тогда несколько слов для них:

Когда для вас включился разрешающий сигнал для перехода дороги, не нужно сломя голову бросаться на проезжую часть, вынуждая водителей, которые заканчивают проезд перекрестка, останавливаться на пешеходном переходе.

Дайте им возможность проехать, и это позволит избежать необдуманного «столпотворения».

Бывает так, что чей-то автомобиль буквально протискивается через идущую толпу – это уже грубое нарушение со стороны водителя.

Данное нарушение может быть зафиксировано, а может быть проигнорировано, кому как «повезет», но суть не в этом.

В такие минуты легко стать и как жертвой развода, и виновником ДТП с пешеходом.

В подобной ситуации, если не успели выехать с перекрестка, а пешеходы уже пошли по переходу, целесообразно остановить автомобиль непосредственно перед переходом (перед «зеброй») и пропустить идущих.

Пешеходный переход на нерегулируемом перекрестке

На нерегулируемом перекрестке обозначенный пешеходный переход носит статус нерегулируемого.

В этом случае вы, как водитель, обязаны уступать дорогу пешеходам не только, когда вы поворачиваете направо или налево в соответствии с пунктом 13.1 ПДД, но и когда движетесь через перекресток в прямом направлении (пункт 14.1 ПДД).

Требование «уступить пешеходу» на нерегулируемом переходе действует независимо от того, по какой дороге вы подъехали к перекрестку: по главной или второстепенной.

Если впереди вас по движению перед пешеходным переходом (перед зеброй) уже остановился какой-то автомобиль, то есть смысл не спешить.

Прежде чем проехать дальше, целесообразно сбавить ход, и остановиться или рядом со стоящим авто (пункт 14.2 ПДД), или за ним.

Не следует в таких условиях спешить проехать через переход — вполне возможно, что водитель того автомобиля пропускает пешехода, которого вы просто не видите.

Переход трамвайных путей

За невыполнение требования «уступить дорогу пешеходу» статьей 12.18 КоАП РФ предусмотрены санкции в виде штрафа на водителя в размере от 1500 до 2500 рублей (на момент последней редакции данной статьи).

О том, как проехать пешеходный переход, расположенный вне перекрестка, и выполнить требование «уступить дорогу пешеходу», рассмотрено в следующей части данной темы — Пешеходные переходы вне перекрестков.

На самом деле правила проезда пешеходных переходов особых трудностей не представляют. Важно своевременно заметить пешехода и, если того требуют Правила, пропустить его через дорогу.

Но нужно понимать, что в случае ДТП «автомобиль-пешеход» человек страдает намного сильнее, чем железо, из которого сделан автомобиль.

Еще предлагаю ознакомиться с содержанием статьи Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам, и Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД.

В них дается разъяснение, в т.ч. на официальном уровне, что означает требование «уступить пешеходу».

Нерегулируемый перекресток и регулируемый пешеходный переход; Разрешается ли остановиться на пешеходном переходе?; Как правильно садиться в машину и выходить из машины; Переход через дорогу на перекрестке; О слепой (мертвой) зоне автомобиля; Пропусти пешехода!

Регулируемый перекресток с трамвайными путями

Когда сигнал светофора на перекрестке разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, а траектории их движения пересекаются, то трамвай имеет преимущество, независимо от направления своего движения (пункт 13.6 ПДД).

Например, при попутном с вами направлении, трамвай движется прямо, а вам на перекрестке нужно повернуть налево, через трамвайные пути – у трамвая преимущество.

Или же, если трамвай рядом с вами поворачивает на перекрестке направо, а вам нужно прямо, через трамвайные пути – в этой ситуации преимущество также у трамвая.

Переход трамвайных путей

Трамвай на регулируемом перекрестке всегда едет первым, кроме случая его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с красным или желтым сигналом.

Разъезжаясь с трамваями, следует обратить внимание на один момент.

Когда вы движетесь попутно с трамваем, вы можете видеть, на какой сигнал трамвай начал движение — на основной или на стрелку, и легко сможете расставить приоритеты, т.е. кто из вас может проехать перекресток первым.

А как быть, если трамвай движется со встречного вам направления, а вам нужно пересечь трамвайный путь?

В таком случае вы не сможете сразу определить – он едет на стрелку или на основной сигнал. К тому же, на это не будет времени. Выход из такой ситуации читайте ниже.

В статье Движение в потоке была затронута тема преимущества проезда. Так вот: преимущество проезда определяется не только формальным приоритетом (разрешающий сигнал и пр.), а еще гарантией отсутствия ДТП.

Это высказывание касается абсолютно всех дорожных ситуаций, в том числе и с участием трамвая.

Представьте, если столкнутся трамвай и автомобиль, то кто из них будет в выигрыше?

Правильный ответ – никто не выиграет, но автомобиль пострадает больше, это общеизвестный факт.

Переход трамвайных путей

Поэтому, в подобных случаях, на регулируемом перекрестке, когда трамвай движется вам навстречу и ваши пути пересекаются, рекомендуется всегда уступать дорогу трамваю.

Если у вас преимущество в движении, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете Правила, но действуете по-ситуации.

В свою очередь, если увидите, что трамвай вам уступает, когда у вас приоритет, то можете смело воспользоваться своим приоритетом.

Нерегулируемый перекресток с трамвайными путями

Всякий раз, когда вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку необходимо точно определить на какой дороге вы находитесь: на главной или второстепенной. От этого зависит очередность проезда.

Даже если перекресток регулируется светофором, всегда важно знать, где проходит главная дорога, а где второстепенная.

Это нужно для того, чтобы расставить приоритеты между участниками движения в том случае, если светофор вдруг неожиданно отключится – перекресток станет нерегулируемым, и очередность проезда уже будет определяться знаками приоритета.

Переход трамвайных путей

Ранее, в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков, были рассмотрены общие правила, определяющие первоочередность проезда нерегулируемых перекрестков.

В данной статье более подробно рассмотрим 2-й пункт: преимущество трамвая на нерегулируемом перекрестке.

Когда вам предстоит разъехаться с трамваем на нерегулируемом перекрестке и ваши траектории движения пересекаются, трамвай уступает вам дорогу только лишь в одном случае — когда приближается к перекрестку по второстепенной дороге.

В таком случае у него по движению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу». Во всех остальных случаях, в том числе на равнозначных перекрестках, трамвай имеет преимущество — он едет первым.

Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами. Подробности — в статье Помеха справа в ПДД.

Трамвай может оказаться на равнозначном перекрестке с любой стороны, и в любом случае вы обязаны уступить ему дорогу.

Теперь, так сказать, о рабочих моментах проезда перекрестка с трамвайными путями, а именно: когда можно (разрешено) заезжать на трамвайные пути (на рельсы), а когда этого делать нельзя (запрещено).

Предположим, вы едете по дороге, посередине которой проходят трамвайные пути, и подъезжаете к перекрестку, на котором вам нужно повернуть налево. На что следует обратить внимание в первую очередь?

Переход трамвайных путей

В первую очередь нужно убедиться, что поворот налево в данном месте не запрещен ПДД. Какие знаки запрещают поворот налево?

Например, перед перекрестком может быть установлен знак 4.1.1 «Движение только прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо».

Над проезжей частью могут быть установлены знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе» или дублирующая их разметка 1.18, которая запрещает поворот налево, а разрешает двигаться, например, только прямо.

В том числе может быть установлен знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен».

Когда на перекрестке запрещен только разворот, то выставляется соответствующий знак 3.19 «Разворот запрещен».

Переход трамвайных путей

Если ничто не запрещает повернуть налево или развернуться, готовитесь к выполнению маневра – занимаете крайнее левое положение на проезжей части. Далее нужно быть внимательным.

Согласно пунктам 8.5 и 9.6 ПДД, левый поворот и разворот на перекрестке должны выполняться с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью.

Для того чтобы повернуть налево или развернуться на перекрестке, сначала нужно заехать на попутные трамвайные рельсы и уже с них выполнить маневр. При этом нельзя создавать помех трамваю.

Переход трамвайных путей

Переход трамвайных путей

Но заехать на попутные рельсы можно и нужно только в том случае, если перед перекрестком нет знаков 5.15.1 или 5.15.2.

Если движение по полосам на перекрестке определено этими знаками (они могут располагаться или над проезжей частью, или сбоку дороги), то заезжать на трамвайные пути запрещается.

В таком случае поворот налево (или разворот) нужно выполнять непосредственно с проезжей части дороги, т.е. с крайней левой полосы проезжей части вашего направления.

Переход трамвайных путей

Подводим итог. Когда вы подъезжаете к перекрестку вдоль трамвайных путей, расположенных посередине, и собираетесь повернуть налево или развернуться, в первую очередь смотрите на организацию движения по полосам на проезжей части.

Т.е. сначала убеждаетесь в том, что поворот налево (или разворот) на этом перекрестке не запрещен ПДД.

Если перед перекрестком имеются вышеупомянутые знаки 5.15.1 или 5.15.2, которые разрешают с крайней левой полосы повернуть налево, то поворот налево или разворот должны выполняться с крайнего левого положения проезжей части, не заезжая на попутные рельсы.

Если же этих знаков перед перекрестком нет (отсутствуют), тогда заезжаете на попутные трамвайные пути, и уже с них выполняете поворот налево или разворот, не создавая при этом помех трамваю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *