ПДД РФ, 1. Общие положения

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

(часть десятая в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 1416 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения <*> устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

<*> В дальнейшем – Правила.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

“Автомагистраль” – дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.

“Автопоезд” – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

“Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Велосипедист” – лицо, управляющее велосипедом.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

“Велосипедная дорожка” – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знаки: “Велосипедная зона” и “Конец велосипедной зоны” имеют номера 5.39 и 5.40 соответственно.

“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Водитель” – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

“Вынужденная остановка” – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

“Гибридный автомобиль” – транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

“Главная дорога” – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.12.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

“Дорожное движение” – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Железнодорожный переезд” – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Механическое транспортное средство” – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Мотоцикл” – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Населенный пункт” – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.15.26.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

“Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.06.2017 N 761, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Обучающий вождению” – педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

“Обучающийся вождению” – лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

“Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

“Опасность для движения” – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

“Опасный груз” – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Опережение” – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

“Организованная перевозка группы детей” – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Организованная транспортная колонна” – группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Организованная пешая колонна” – обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

“Островок безопасности” – элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Островок направляющий” – элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

“Парковка (парковочное место)” – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)

“Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

“Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

“Перестроение” – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Пешеходная дорожка” – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

“Пешеходная зона” – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.24.5.7.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.11.14.3 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2.

“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

“Полоса для велосипедистов” – полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Прицеп” – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

“Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Разрешенная максимальная масса” – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

“Регулировщик” – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 “Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации”.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Средство индивидуальной мобильности” – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

“Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

“Темное время суток” – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

“Транспортное средство” – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

“Школьный автобус” – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)

“Электромобиль” – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5(1). Утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Общие сведения об автомобильной дороге

Автомобильная дорога — линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств (осуществляющих перевозку пассажиров и/или грузов), с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Развитая автодорожная сеть (совокупность всех автомобильных дорог на определенной территории) позволяет государству успешно решать две принципиально важных задачи:

  • социально-политическую, суть которой заключается в том, чтобы связать воедино все населенные пункты страны и обеспечить таким образом конституционные права граждан на свободу передвижения;
  • экономическую, суть которой заключается в том, чтобы объединить надежными автотранспортными связями все грузо- и пассажирообразующие пункты, создав таким образом развитую сеть автомобильных дорог, которая позволит выбирать наиболее оптимальные маршруты для грузовых и пассажирских перевозок.

Современная автомобильная дорога представляет собой сложную инженерную конструкцию, включающую в себя большой комплекс различных элементов и частей. Основными составными частями автомобильной дороги общего пользования являются: земляное полотно, проезжая часть, дорожное покрытие (в зависимости от категории дороги, может быть асфальтированным, цементобетонным, щебеночным и др.), дорожная обочина, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения (мосты, тоннели), защитные сооружения (лесонасаждения, заборы и т. п.), объекты дорожного сервиса, технические средства организации дорожного движения (элементы принудительного снижения скорости, светофоры и др.).

Классификация автомобильных дорог

ПДД РФ, 1. Общие положения
ПДД РФ, 1. Общие положения
ПДД РФ, 1. Общие положения
ПДД РФ, 1. Общие положения
ПДД РФ, 1. Общие положения

В зависимости от срока службы

  • Постоянные дороги — автомобильные дороги, сооружаемые с расчетным сроком службы более 5 лет.
  • Временные дороги — автомобильные дороги, сооружаемые на срок службы менее 5 лет и обеспечивающие движение автомобилей и/или спецтехники в период строительства новой автомобильной дороги, реконструкции или капитального ремонта старой дороги, а также выполнения работ связанных с асфальтированием и текущим ремонтом отдельных участков дороги.

В зависимости от принадлежности (формы собственности)

  • Автомобильные дороги общего пользования — находящиеся в государственной собственности внегородские автомобильные дороги, являющиеся составной частью Единой транспортной системы Украины. Автомобильные дороги общего пользования обеспечивают потребность граждан в автомобильных и грузовых перевозках.
  • Улицы и дороги городов и других населенных пунктов — автомобильные дороги, являющиеся коммунальной собственностью и находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся.
  • Ведомственные (технологические) автомобильные дороги — находящиеся в собственности юридических или физических лиц, внутрихозяйственные технологические дороги. К внутрихозяйственным также относятся:
    • лесовозные дороги — автомобильные дороги лесозаготовительных предприятий;
    • сельскохозяйственные дороги — автомобильные дороги сельскохозяйственных предприятий;
    • служебные и патрульные дороги — автомобильные дороги проходящие вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций, а также служебные подъезды к гидротехническим сооружениям.
  • Частные автомобильные дороги — автомобильные дороги, находящиеся на территориях, собственниками которых являются юридические (негосударственные) или физические лица.

В зависимости от народнохозяйственного и административного значения

  • Автомобильные дороги государственного значения
    • Международные дороги — автомобильные дороги, которые совмещаются с международными транспортными коридорами и/или входят в Европейскую сеть основных, промежуточных, объединяющих дорог и ответвлений, имеют соответствующую международную индексацию и обеспечивают международные автоперевозки.
    • Национальные дороги — автомобильные дороги, совмещенные с национальными транспортными коридорами и не относящиеся к международным автомобильным дорогам, а также автомобильные дороги, соединяющие столицу Украины — город Киев, административные центры областей между собой, большие промышленные и культурные центры с международными автомобильными дорогами.
    • Региональные дороги — автомобильные дороги, которые объединяют две или больше областей между собой, а также автомобильные дороги, соединяющие основные международные автомобильные пункты пропуска через государственную границу, морские и авиационные порты международного значения, важнейшие объекты национального культурного наследия, курортные зоны с международными и национальными автодорогами.
    • Территориальные дороги — автомобильные дороги, которые соединяют административные центры областей с административными центрами районов, городами областного значения, города областного значения между собой, административные центры районов между собой, а также автомобильные дороги, которые соединяют с дорогами государственного значения основные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы, объекты национально-культурного достояния, а также курортного и заповедного фонда, автомобильные пункты пропуска международного и межгосударственного значения через государственную границу.
  • Автомобильные дороги местного значения
    • Областные дороги — автомобильные дороги, соединяющие административные центры областей с другими населенными пунктами и с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пунктами пропуска через государственную границу, местами отдыха и не относящиеся к дорогам государственного значения.
    • Районные дороги — автомобильные дороги, соединяющие административные районные центры с другими населенными пунктами, другие населенные пункты между собой, с предприятиями, объектами культурного значения, другими дорогами общего пользования в границах района.

В зависимости от расчетной интенсивности движения

  • Дорога I категории (I-а и I-б) — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения свыше 10 000 ТЕ (транспортных единиц) в сутки или свыше 14 000 ТЕ (при условии, что число легковых транспортных средств составляет 30 % и более от общего транспортного потока).
  • Дорога II категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения от 3000 до 10 000 ТЕ в сутки или от 5000 до 14 000 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).
  • Дорога III категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения от 1000 до 3000 ТЕ в сутки или от 2500 до 5000 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).
  • Дорога IV категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения от 150 до 1000 ТЕ в сутки или от 300 до 2500 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).
  • Дорога V категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения до 150 ТЕ в сутки или до 300 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).

При определении расчетной интенсивности движения (РИД) важную роль играет такой параметр как «коэффициент приведения транспортных средств к легковому автомобилю». Так, мотоцикл без коляски имеет коэффициент приведения 0,5 (т.е. определяется как половина легкового автомобиля). Грузовой автомобиль с грузоподъемностью от 2 до 6 т имеет коэффициент 2,0 (т.е. определяется как 2 легковых автомобиля), а автопоезд грузоподъемностью свыше 30 тонн имеет коэффициент 6,0 (определяется как шесть легковых автомобилей). При проектировании дорог в пересеченной и горной местности, коэффициент приведения для грузовых автомобилей увеличивается.

Основные элементы автомобильной дороги общего пользования

ПДД РФ, 1. Общие положения
ПДД РФ, 1. Общие положения

Составными частями автомобильной дороги общего пользования являются все дорожные сооружения, входящие в ее состав в границах полосы отвода (а также некоторые сооружения и конструкции за границами полосы отвода):

  • Земляное полотно — конструктивный элемент автомобильной дороги, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства дороги.
  • Дорожная одежда — конструктивный элемент автомобильной дороги, представляющий собой многослойную строительную конструкцию, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно. Дорожная одежда состоит из покрытия (верхнего слоя или пакета слоев дорожной одежды) и основания (нижнего слоя или пакета слоев дорожной одежды). Дорожная одежда может быть жесткого или нежесткого типа.
  • Проезжая часть — элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.
  • Дорожная обочина — элемент дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней, предназначенный для защиты края проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.
  • Искусственные сооружения — мосты, путепроводы, эстакады, тоннели и др.
  • Технические средства организации дорожного движения — светофоры, информационные таблицы, дорожные знаки, элементы принудительного снижения скорости (т. н. «лежачие полицейские»), шумовые полосы и др.
  • Защитные сооружения — снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные элементы, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.
  • Объекты дорожного сервиса, дорожных и автотранспортных служб — остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки для отдыха, площадки для стоянки автомобилей, автопавильоны, автовокзалы, автостанции, автобусные остановки, АЗС, станции технического обслуживания и др.
  • Элементы санитарного обустройства — туалеты, урны, контейнеры для мусора, а также другое оборудование, предназначенное для санитарных нужд.
  • Архитектурное обустройство — архитектурные сооружения и декоративные насаждения, предназначенные для обеспечения эстетичного вида автомобильной дороги.
  • Сооружения дорожного водоотвода — дренажные системы, канавы, накопительные колодцы, испарительные бассейны, водоотводные лотки и др.

Основные характеристики и показатели качества автомобильной дороги

Основные характеристики автомобильной дороги

К основным транспортно-эксплуатационным характеристикам автомобильной дороги общего пользования относятся: параметры поперечного профиля дороги, расчетная скорость движения транспорта, а также параметры, зависящие от расчетной скорости движения.

К параметрам поперечного профиля автомобильной дороги относятся:

  • Количество полос движения — 4/6/8 полос для дорог I-a категории; 4 или 6 полос для I-б категории; 2 полосы для II–IV категории и одна полоса для автомобильных дорог V категории.
  • Ширина полосы движения, м — 3,75 для дорог I–II категории; 3,50 для III категории; 3,00 — для IV категории и 4,50 для автомобильных дорог V категории.
  • Ширина проезжей части, м — 2×7,5 или 2×11,25 или 2×15 для автомагистралей (дорог I-a категории); 2×7,5 или 2×11,25 для I-б категории; 7,5 для II категории; 7 для III категории; 6 для IV категории и 4,5 для V категории.
  • Ширина обочины, м — 3,75 для I–II категории; 2,5 для III категории; 2 для IV категории и 1,75 для V категории.
  • Минимальная ширина разделительной полосы, м — 6,0 для дорог категории I-а и 3,0 для дорог категории I-б.
  • Ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м — 0,75 для дорог I-a категории и 0,5 для I-б.
  • Минимальная ширина земляного полотна, м — 28,5 или 36 или 43,5 для дорог I-а категории; 27,5 или 35,0 для дорог I-б категории; 14,5 для дорог II категории; 12 для III категории; 10 для IV категории и 8 для V категории.

К параметрам автомобильной дороги, которые зависят от расчетной скорости движения относятся:

  • Максимальный продольный уклон, ‰ (чем выше расчетная скорость, тем меньше должен быть уклон).
  • Минимальное расстояние видимости (чем выше расчетная скорость, тем лучше должна быть видимость).
  • Минимальные радиусы кривых в плане и в продольном профиле (чем выше расчетная скорость движения, тем больше должен быть минимальный радиус).
  • Длина прямой в плане (чем выше расчетная скорость движения, тем больше может быть длина прямой).

Основные показатели качества автомобильной дороги

Под качеством автомобильной дороги понимается степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильной дороги, а также уровня содержания дороги нормативным требованиям. Основными показателями качества автомобильной дороги являются ее технический уровень и эксплуатационное состояние.

Технический уровень автомобильной дороги — степень соответствия постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции или капитальном ремонте) геометрических параметров, характеристик дороги и ее сооружений нормативным требованиям. К геометрическим параметрам дороги относятся: ширина проезжей части и земляного полотна, длины прямых и кривых, протяженность и крутизна подъемов/спусков, высота насыпи и глубина выемки, габариты и грузоподъемность мостов и др.

Эксплуатационное состояние дороги — степень соответствия переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования, организации и условий движения, меняющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспорта и погодно-климатических факторов. К переменным параметрам и характеристикам дороги относятся: прочность дорожной одежды, состояние покрытия, фактически используемая ширина проезжей части и обочин, сцепные качества (шероховатость) и ровность дорожного покрытия, состояние инженерного оборудования, состояние дорожной разметки, состояние въездов и переездов.

Общие принципы проектирования и строительства автомобильных дорог

Проектирование автомобильной дороги

До начала проектирования дороги выполняются экономические изыскания, целью которых является установление мест приема грузов, определение направлений их перевозок между населенными пунктами (транспортных связей) и установка планируемых объемов перевозимых в будущем грузов по проектируемой автомобильной дороге. Такие изыскания позволяют наметить направление дороги с минимальной ее протяженностью.

Кратчайшим направлением автомобильной дороги, соединяющим на карте местности начальные и конечные пункты, является прямая линия. Однако, строительство дорог по прямым линиям практически не ведется, в виду того, что на пути прокладки дороги по прямым линиям почти всегда встречаются такие препятствия, преодоление которых оказывается более сложным и дорогостоящим чем их обход с некоторым отклонением от кратчайшей прямой линии. Препятствия могут быть контурными (населенные пункты, реки, озера, заболоченные участки и др.) и высотными (горные хребты, возвышенности, овраги, ущелья и др.). Прокладка автомобильной дороги по высокоплодородным землям, ценным для сельского хозяйства, также является нецелесообразной.

При проектировании дорог государственного значения их трассы прокладывают, как правило, в обход населенных пунктов. Если технико-экономическими расчетами подтверждена целесообразность прокладки дороги I–III категории через населенный пункт, то она проектируется как магистральная улица населенного пункта.

Расположение дороги на местности основывается на решениях соответствующей градостроительной документации — Генеральной схемы планирования территории страны, а также схем планирования областей, районов и их частей, которые имеют региональное значение, генеральных планов населенных пунктов и т. п. Выбор лучших решений относительно расположения автомобильной дороги проводится на основе сравнения их вариантов по показателям стоимости строительства, затрат на ремонт и обслуживание дороги, себестоимости перевозок, безопасности движения, а также убытков, связанных с отрицательным влиянием автомобильной дороги на окружающую среду (как на этапе ее строительства, так и в процессе эксплуатации).

В Украине автомобильные дороги проектируются для движения транспортных средств со следующими размерами: ширина транспортного средства — 2,6 м; высота — 4,35 м; длина единичного транспортного средства — 12 м; длина автопоезда — 22 м; длинна маршрутного транспортного средства — 25 м.

Конструкция дорожной одежды (дорожного основания и дорожного покрытия) рассчитывается под нагрузку на ось:

  • 11,5 тонн на ось на дорогах I–II категории;
  • 10 тонн на ось — на дорогах III–IV категории;
  • 6 тонн на ось — на дорогах V категории.

Строительство автомобильной дороги

Процесс строительства автомобильной дороги начинается с земляных работ, которые включают следующие этапы:

  1. Сооружение земляного полотна.
  2. Подготовка основания земляного полотна (разбивка земляного полотна и снятие слоя плодородного грунта).
  3. Разработка выемок и возведение насыпей.
  4. Отделка и укрепление земляного полотна (окончательная планировка поверхности земляного полотна с обеспечением требуемых поперечных уклонов, дополнительное уплотнение поверхностного слоя).

По окончании земляных работ следует этап устройства дорожной одежды, который включает:

  1. Устройство основных и дополнительных слоев дорожного основания.
  2. Устройство слоев дорожного покрытия (асфальтированных или цементобетонных).
  3. Устройство слоя износа и/или защитного слоя дорожного покрытия (путем традиционного асфальтирования или с помощью технологии тонкослойной защитной обработки).

Содержание и ремонт автомобильных дорог

Для обеспечения нормативной скорости и безопасности движения автомобильная дорога должна сохранять определенный минимум транспортно-эксплуатационных качеств в любых условиях ее эксплуатации. Основной задачей содержания дороги является сохранение и поддержание транспортно-эксплуатационных качеств путем систематического ухода за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, ликвидации возникающих в процессе эксплуатации мелких повреждений дорожной одежды и дорожных сооружений.

Содержание дороги — осуществляемый на протяжении всего года комплекс профилактических работ по уходу за дорогой, устранению и мелкому ремонту деформаций и повреждений конструктивных элементов дороги, а также по организации и регулированию движения, в результате которых сохраняются или улучшаются транспортно-эксплуатационные качества дороги и дорожных сооружений.

Под ремонтом дороги обычно понимают комплекс работ по восстановлению проектных параметров и повышению первоначальных транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги и дорожных сооружений, то есть работы по восстановлению слоя износа (верхнего тонкого асфальтированного слоя покрытия), улучшению ровности, сцепных качеств и шероховатости дорожного покрытия, усилению и уширению дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений; восстановлению изношенных конструкций или их замене на более прочные и экономичные, а также работы по инженерному оборудованию и обустройству автомобильных дорог, в результате которых улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики дороги и дорожных сооружений.

Информация взята с сайта ДСП “Юнидорстрой”

Дорожное полотно

Дорожное полотно

   Полоса земли, предназначенная для проезда.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь Архитектурных терминов..
.
.

Смотреть что такое “Дорожное полотно” в других словарях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *