ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

В предшествующих статья серии “Новые ПДД с 1 марта 2023 года” были рассмотрены правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности и для велосипедистов.

Сегодня речь пойдет об очередной группе участников дорожного движения, для которой с 1 марта 2023 года также будут введены новые правила – о пешеходах.

Сигналы светофоров для пешеходов

Рассмотрим обновленный пункт 6.5 ПДД:

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В данном пункте законодатели разделили светофоры для пешеходов и для велосипедистов. До 1 марта 2023 года дословное прочтение этого пункта позволяет понять, что пешеходные светофоры относятся и к велосипедистам, и к пешеходам. И то же самое можно сказать про велосипедные светофоры.

С 1 марта 2023 года светофоры будут четко разделены на 2 группы. Велосипедные предназначены для велосипедистов, а пешеходные – для пешеходов. Для средств индивидуальной мобильности предназначены и те, и другие светофоры. В зависимости от того, где именно движется СИМ. Данный вопрос более подробно рассмотрен в статье “Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года”.

Приоритет пешеходов в жилой зоне

Рассмотрим изменение, внесенное в пункт 17.1 ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Сам по себе пункт 17.1 предоставляет пешеходам приоритет перед транспортными средствами в жилых зонах и на дворовых территориях. Кроме того, он требует, чтобы пешеходы не создавали необоснованные помехи транспорту. А изменение от 1 марта 2023 года заключается в том, что необоснованные помехи запрещается создавать только на проезжей части жилых зон и дворовых территорий.

Соответственно, если пешеход стоит на тротуаре во дворе, а по этому же тротуару движется автомобиль, то пешеход имеет право создавать необоснованные помехи для его движения. Такой вот получился пункт.

Также обратите внимание, что в пункте 17.1 транспортные средства и средства индивидуальной мобильности перечислены через запятую. И это подразумевает, что СИМ транспортными средствами не являются. Однако пункт 1.2 ПДД говорит об обратном (что такое СИМ). И возникает явное противоречие.

Тем не менее, подобное перечисление СИМ и ТС через запятую встречается в тексте ПДД несколько раз. Можно предположить, что составители правил просто скопировали формулировку пункта из старого законопроекта, в котором СИМ не считались транспортными средствами.

Также хочу напомнить, что на pddmaster.ru опубликована серия статей, в которой актуальные правила дорожного движения для пешеходов разобраны довольно подробно:

Что касается изменений правил дорожного движения от 1 марта 2023 года, то они рассматриваются в рамках серии статей “Новые ПДД с 1 марта 2023 года”. Содержание данной серии доступно на следующей странице:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах дорожного движения для инвалидов. Не пропустите!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Как переходить дорогу?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Пешеход, знай место! Где правильно переходить дорогу, разумеется. А Вы что подумали? То же самое касается и автовладельцев. Покинув свое водительское место, они также становятся пешеходами.

Сколько раз мне доводилось наблюдать одну и ту же картину: стоит себе пешеход посреди дороги в двадцати метрах от перехода и ждет, пока ему уступят дорогу. Мимо проезжают машины. Никто не останавливается. А пешеход думает про себя: “Вот черти, никто дорогу бедному человеку не уступит!”

И ведь правда, никто не уступит, не положено по правилам. И это не водители правил не знают, а пешеходы. Переходят дорогу в неположенном месте, под колеса бросаются, ругают ни в чем не повинных водителей.

В общем, уважаемый пешеход, эта статья для Вас. Надеюсь, что после ее прочтения Вы будете переходить дорогу там, где надо. Кроме того, Вы получите несколько полезных советов, которые позволят обезопасить свое пешеходное движение по дороге.

Начнем с того, что пешеходы в большинстве своем не виноваты, что нарушают правила дорожного движения. Они их просто не знают и даже не знают, где их прочитать, и что их передвижение по дороге как-то регулируется законом. В школах правилам не учат, многие родители также не объясняют детям правила поведения на дороге. В результате имеем сотни людей, которые просто лезут под колеса.

Существует много мест, где можно переходить дорогу. Но обо всем по порядку:

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

“Темное время суток” – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 – 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Обязанности пешеходов

Согласно Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
Материал подготовлен помощником Ногинского городского прокурора Полтевой А.А.

Движение пешеходов на проезжей части

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).

Напомню, что правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности более подробно рассмотрены в предшествующих статьях:

В тонкостях перехода дороги пешеходами разобрался Верховный суд

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Где хочешь, дорогу переходить нельзя, это запрещают Правила дорожного движения. Но даже в таком, казалось бы, незыблемом правиле есть исключения. Лишь в одной ситуации пешеход может перейти дорогу и не быть оштрафованным, а именно если в зоне видимости нет пешеходного перехода. Об этом говорит абзац 3 пункта 4.3 Правил дорожного движения:

«При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».

Но в трактовке такого простого и понятного правила также попытались найти неточности. В итоге Верховному суду пришлось рассмотреть иск, в котором пешеход просил признать частично не действующим этот самый абзац 3 пункта 4.3 ПДД.

По данным заявителя, термин «зона видимости» не раскрыт и является двусмысленным и оценочным. Вот с чего началось судебное разбирательство по административному делу и чем оно в итоге закончилось. Если подводить краткие итоги, суд не согласился с доводами истца. Почему? Сейчас расскажем.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

За то, что переход проезжей части был совершен в зоне видимости пешеходного перехода вне самой «зебры».

Истец посчитал, что легальное определение понятие «зоны видимости» пешеходного перехода в законодательстве отсутствует, что вносит двусмысленную трактовку закона сотрудниками Госавтоинспекции, которые начинают при определении видимости или невидимости пешеходного перехода руководствоваться своим субъективным мнением.

Также, продолжает подавший жалобу пешеход-нарушитель, полномочия по определению «зоны видимости» пешеходного перехода действующими нормативно-правовыми актами сотрудникам ГИБДД не предоставлены.

«Представитель правительства сочла иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах его полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав истца. Генпрокуратура также просила отклонить заявленные требования», – пишет сайт auto.mail.ru.

Перекресток – при отсутствии пешеходного перехода

Пешеходного перехода на дороге может и не быть. Не беда. Вам поможет пункт 4.3 правил дорожного движения:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

У пешеходов возникает вопрос, что такое перекресток и эти таинственные линии тротуаров и обочин. Посмотрите на рисунок ниже, там указаны границы перекрестка и места, где надо переходить дорогу (отмечены желтым).

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

В данном случае есть несколько нюансов. Если пешеход переходит дорогу на перекрестке, то ему обязаны уступить дорогу только те водители, которые поворачивают налево или направо.

Еще раз посмотрите на рисунок. Пешеходы переходят дорогу. Оранжевый автомобиль поворачивает налево, синий – направо. Они должны уступить дорогу. А вот белый автомобиль едет прямо и имеет преимущество перед пешеходами. Надеюсь, все понятно.

Разберемся с тем, почему надо переходить дорогу именно на перекрестке. При повороте машина всегда снижает скорость, иначе она просто не впишется. При небольшой скорости водителю гораздо проще заметить пешехода и вовремя остановиться. После поворота машина заново набирает скорость, и ее тормозной путь увеличивается. Вот такая нехитрая арифметика.

Пешеходные переходы

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

В первую очередь, необходимо пересекать дорогу по пешеходным переходам. Причем, если Вам приходится выбирать между внеуличным и обыкновенным (по проезжей части) переходами, то лучше воспользоваться подземным или надземным вариантом. Это значительно безопаснее, надежнее, а в большинстве случаев и быстрее.

Подземный и надземный переходы

На практике можно встретить пешеходов, которые принципиально не желают пользоваться внеуличными переходами и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте:

  • Во-первых, они нарушают правила дорожного движения и рискуют получить штраф.
  • Во-вторых, они тратят гораздо больше времени на пересечение дороги, т.к. им приходится пропускать автомобили, остановившись в середине проезжей части.
  • В-третьих, они рискуют собственными жизнью и здоровьем.

Внеуличные пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и перепутать их с чем-то другим довольно трудно:

Внеуличные переходы позволяют безопасно пересечь дорогу, т.к. траектории движения человека и транспортных средств не пересекаются.

Обычный (наземный) переход

С переходом дороги по проезжей части дело обстоит несколько сложнее.

Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой. Если есть только разметка, а знаков нет, то границы перехода совпадают с границами разметки. Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если пройти рядом с ней, то это будет нарушением правил.

Что касается знаков “Пешеходный переход”, то они нужны на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например, зимой). Если есть только знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы перехода.

Если же на дороге присутствуют и знаки, и разметка, то границы перехода определяются разметкой.

Важно понимать, что если еще вчера разметка была, а сегодня положили новый асфальт и разметки больше нет, то и пешеходного перехода больше нет.

Диагональный пешеходный переход

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Особый случай наземного пешеходного перехода – диагональный вариант:

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

Диагональный пешеходный переход может существовать только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, нанесенной по диагонали:

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Диагональный переход может быть только на регулируемом перекрестке.

Если диагональной разметки нет или она стерлась, переход по диагонали запрещается.

Где можно пересекать проезжую часть?

Рассмотрим пункт 4.3 правил дорожного движения:

Таким образом, дорогу следует переходить:

  • По пешеходному переходу (обычному, надземному или подземному).
  • На перекрестке.
  • На других участках дороги.

Рассмотрим каждый из случаев поподробнее.

Безопасность пешеходов на регулируемых переходах

Рассмотрим обновленный пункт 4.5 ПДД:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.5. На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Из пункта 4.5 исключено слово “нерегулируемых”, так что с 1 марта 2023 года пешеходы должны самостоятельно позаботиться о своей безопасности на всех пешеходных переходах. То есть, даже на регулируемом переходе после включения зеленого сигнала нужно убедиться, что через переход не продолжают движение автомобили.

Однажды мне довелось наблюдать на практике ситуацию, связанную с новым пунктом 4.5. На светофоре перед регулируемым пешеходным переходом несколько пешеходов ожидали включения зеленого сигнала светофора. А сразу же после его включения два пешехода, которые стояли у самого края тротуара, сделали шаг на проезжую часть.

При этом по дороге из-за их спин на довольно высокой скорости на запрещающий сигнал светофора выехал автомобиль:

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Для предотвращения ДТП достаточным оказалось просто крикнуть “стой”. Пешеходы остановились, а автомобиль проехал в считанных сантиметрах от них.

Однако, к сожалению, таких торопливых пешеходов на дорогах довольно много. И, будем надеяться, обновленный пункт 4.5 заставит их переосмыслить свои действия на дороге.

Расположение пешеходов на дороге

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге:

Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):

  • Тротуар, пешеходную дорожку, велопешеходную дорожку.
  • Обочину.
  • Велосипедную дорожку или край проезжей части.

На приведенных ниже рисунках обозначены все элементы дороги, по которым возможно движение пешеходов:

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Рассмотрим, что означает каждый из перечисленных выше терминов.

Тротуар

“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Обочина

“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

При этом на одной стороне дороги не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой.

Например, если сбоку от проезжей части начинается углубление (канава), то обочины на такой дороге нет.

Пешеходная дорожка

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Велопешеходная дорожка

“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.

Велопешеходная дорожка обозначается знаками 4.5.2 – 4.5.7:

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

В первую очередь правила предписывают пешеходам выбрать движение либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке.

А что же выбрать, если есть все перечисленные элементы одновременно? В данном случае можно выбрать дорогу по собственному усмотрению.

Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, то ПДД разрешают идти по обочине. Если же нет даже обочины, либо по ней невозможно двигаться, то можно продолжить движение по проезжей части или велосипедной дорожке.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также находящихся в инвалидных колясках.

Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.

Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.

Приоритет пешеходов на велосипедных дорожках

Рассмотрим обновленный пункт 4.1 ПДД:

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В приведенном выше абзаце речь идет о том, что в некоторых случаях (при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек и обочин) пешеходы могут двигаться по велосипедным дорожкам. При этом пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и СИМ, то есть не имеют преимущества.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Данный пункт выглядит вполне логично. Однако, вспомним пункт 24.6 ПДД, подробно рассмотренный в предшествующей статье:

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Получается, что на велосипедной дорожке пешеходы, с одной стороны, уступают дорогу велосипедистам (пункт 4.1 ПДД), а с другой стороны – имеют приоритет (пункт 24.6 ПДД). Как действовать в такой ситуации на пракитке – не понятно.

Переход проезжей части в велосипедной зоне

Особого внимания заслуживают правила движения пешеходов в велосипедной зоне, обозначенной следующими дорожными знаками:

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

То есть в велосипедной зоне пешеходы могут переходить дорогу абсолютно в любом месте. Однако при этом пешеход не имеет преимущества перед велосипедами и автомобилями, движущимися со скоростью 20 км/ч. То есть сначала нужно уступить дорогу транспортным средствам, а лишь затем переходить.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В качестве пешехода может выступать:

  • Человек вне транспортного средства.
  • Велосипедист, мопедист, мотоциклист.
  • Человек на роликовых коньках, самокате, скейтборде.

1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.

Например, если Вы сели на велосипед, то Вы – водитель, если слезли с велосипеда – пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.

Если Вы хотите воспользоваться пешеходным переходом, то следует спешиться. Если Вы хотите продолжить движение по проезжей части, то сядьте на велосипед.

2. Лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах в любом случае являются пешеходами.

3. Дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов соблюдать не обязаны. Однако если рабочий не выполняет работу на проезжей части, то он автоматически становится пешеходом.

Правила перехода перекрестков

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Если рядом нет ни одного пешеходного перехода, то можно пересечь проезжую часть на перекрестке. Причем правила говорят о том, что двигаться нужно по линиям тротуаров и обочин. Это означает, что двигаться по перекрестку нужно не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.

На рисунке выше правильные траектории движения отмечены желтым цветом.

Могут ли пешехода оштрафовать на зебре?

– За что могут наказать пешехода на переходе

За что могут наказать пешехода на переходе

Многие представители власти предлагают такую инициативу, как штраф пешехода за разговор по мобильному телефону при переходе зебры. Пешеходы во время разговора не смотрят по сторонам, именно поэтому они могут не обращать внимания на цвет светофора и идти по зебре на красный цвет. Депутаты предлагают ввести штрафные санкции за подобное пренебрежительное поведение: если уполномоченным лицом будет замечен пешеход, который разговаривает по телефону во время движения по зебре, его будут штрафовать на сумму от 500 до 800 рублей. Но эта инициатива пока не принята, а только неоднократно выдвигалась для утверждения.

Использование мобильного телефона на зебре и в ходе движения по проезжей части снижает внимание и ухудшает координацию, поэтому в результате этого могут происходить дорожно-транспортные происшествия, в том числе со смертельным исходом. Поэтому также представители власти предлагают ужесточить наказание за разговор по мобильному телефону и для водителей: если телефонный разговор стал причиной ДТП, то водитель получит штраф на сумму до 5000 рублей или будет лишен водительских прав — опять же, это только предложение, которое пока не утвердили. По факту, сейчас штрафуют только за переход в неположенном месте, а за движение по зебре, даже если человек говорит по мобильнику, пешехода не штрафуют.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Где пешеход может переходить дорогу и за что его могут оштрафовать

Не всегда пешеходный переход или перекресток расположен рядом с тем местом, где вам нужно перейти дорогу, поэтому вы можете перейти на противоположную сторону при их отсутствии в нескольких случаях.

Дорога не имеет разделительной линии (сплошной) и ограждений. Вам нужно двигаться под углом 90 градусов, чтобы меньше времени уходило на пересечение.

Трасса на расстоянии 200-300 метров хорошо видна справа и слева. Если перекрестков и перекрестков нет, но дорога рядом с вами имеет поворот, не рекомендуется переходить на параллельную сторону.

Если вы видите знак «Пешеходный переход», даже в 500 метрах от вас, вам нужно дойти до него и перейти дорогу по всем правилам. Некоторые пешеходы могут переходить дорогу в 1-2 метрах от пешеходного перехода, например, когда вам нужно быстрее добежать до автобуса или другого общественного транспорта, который остановился для высадки пассажиров. На самом деле, если произойдет дорожно-транспортное происшествие, то тот факт, что пассажир пересек пешеходный переход в метре от него, будет ему не на руку, так как это считается нарушением на самом деле.

Если в зоне видимости нет знака, переходить дорогу можно только убедившись, что машин нет. При переходе не выходите за пределы разметки «Зебра», а если ее там нет, но есть знаки «Пешеходный переход», двигайтесь в их пределах. Если пешеходный переход не регулируется, вы можете пересечь его, только оценив скорость движущихся автомобилей и расстояние до них. Вмешательство в работу транспортного средства запрещено и опасно для здоровья. Водитель может не успеть остановиться, особенно если вы сразу выскочите на шоссе и пройдете по нему с гордым видом, не оглядываясь по сторонам. Проверить штрафы и долги для бизнеса массово лучше всего через “Простые платежи”

Бывают регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Регулируемый переход можно узнать по наличию специального пешеходного светофора. Все прекрасно знают, как он выглядит. Переходить такой переход надо только на зеленый сигнал. Не на красный, не когда машин нет, не когда Вы торопитесь. Только на зеленый! Лучше несколько секунд подождать, чем быть сбитым неожиданно выехавшей машиной.

На нерегулируемом переходе светофора нет. Пункт 4.5 правил дорожного движения гласит:

Обратите внимание на то, как переходить улицу. Не надо выскакивать на дорогу, считая, что Вам все должны тут же уступить.

Бывает, что движение регулирует регулировщик. Не надо выходить на дорогу до тех пор, пока регулировщик не подаст Вам специальный сигнал.

Существуют еще надземные и подземные переходы. Но в них ДТП случаются крайне редко, переходить их все умеют. Главное, при наличии такого перехода нужно воспользоваться именно им, а не выбегать на дорогу.

Направление движения пешехода на проезжей части

Обратите внимание, пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части). Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе (по правому краю проезжей части).

Штрафы за переход в неположенном месте

Нарушение ПДД (переход дороги в неположенном месте или на красный) – 500 рублей.

Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее создание помех в движении ТС, – 1 000 рублей.

Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – 1 000 – 1 500 рублей.

Кроме того, согласно статье 268 уголовного кодекса:

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Например, пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Перед ним резко останавливается легковая машина, в которую сзади врезается грузовик. Водитель легковушки погибает, а пешехода сажают в тюрьму за грубое нарушение ПДД.

Будьте бдительны! Не нарушайте правил дорожного движения!

Теперь у Вас есть вся необходимая информация, чтобы правильно переходить дорогу. Обязательно применяйте свои знания, и Вы никогда не попадете в ДТП.

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • подземный пешеходный переход.

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Примечание. Данное изменение понять не так-то и просто, ведь первое словосочетание “пешеходный переход” является частью словосочетаний “подземный пешеходный переход” и “надземный пешеходный переход”.

Нет ни перехода, ни перекрестка

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Понятно почти все.

Ограждение – это забор посреди дороги и тому подобное. Посмотрите на рисунок слева. Через такие ограждения перелазить не надо.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Разделительную полосу также можете увидеть на рисунке слева, ее пересекать запрещено.

Если на дороге нет ни разделительной полосы, ни ограждения, то ее можно перейти. Однако при этом следует уступить дорогу автомобилям, т.е. дождаться, когда все машины проедут.

Штрафы ГИБДД для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов:

По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.

Ну а в следующей статье серии “Правила пешехода на дороге” речь пойдет об организованной пешей колонне.

Новая разметка для диагональных пешеходных переходов

Изменения, связанные с разметкой для диагональных пешеходных переходов, внесены сразу в несколько пунктов правил:

“Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

“Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 – 1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

В пункте 1.2 добавлен новый номер разметки 1.14.3, который наряду с традиционной “зеброй” может обозначать пешеходные переходы.

1.14.3 – обозначает диагональный пешеходный переход;

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

В приложение 2 к ПДД добавлено описание разметки 1.14.3.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.

А в пункте 4.3 ПДД с 1 марта 2023 года будет указано, что диагональные пешеходные переходы должны обозначаться именно новой разметкой 1.14.3 (а не традиционной “зеброй”, нанесенной диагонально).

Примечание. Напомню, что разметка 1.14.3 появилась в ГОСТ уже несколько лет назад (с 1 июня 2018 года). Однако, поскольку в правилах дорожного движения она не упоминалась, было не понятно, для чего именно она должна использоваться.

На практике же разметку 1.14.3 на некоторых перекрестках можно встретить и до внесения изменений в ПДД. Например, на фотографии ниже приведен один из перекрестков Москвы, сфотографированный в 2021 году:

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Обратите внимание, на фотографии видны следы традиционной “зебры”, которую стерли перед нанесением новой диагональной разметки.

В 2023 году, в соответствии со статьей 12.29 КоАП, все нарушения пешеходами правил дорожного движения наказываются предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Если же пешеход создает помехи движению транспортных средств, то он может быть наказан по статье 12.30 КоАП и получить штраф в размере 1 000 рублей.

Подчеркну, что в отличие от водителя транспортного средства, пешеход не может проверить штрафы ГИБДД онлайн. Так что в случае необходимости придется собственноручно обзванивать все подразделения ГИБДД, на территории которых мог быть наложен штраф.

В заключение предлагаю Вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором рассказывается про современные пешеходные переходы. Рекомендую показать его детям, чтобы они лучше понимали правила поведения на дороге:

Ну а в следующей статье речь пойдет о том, как правильно переходить проезжую часть.

Информация о нормативном документе

2022.11.08 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.

Где можно переходить дорогу?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

В третьей статье серии “Правила пешехода на дороге” речь пойдет о том, где можно переходить проезжую часть.

Обратите внимание, правильно говорить именно “переходить проезжую часть”, а не “переходить дорогу”, т.к. тротуары и обочины также входят в состав дороги.

Основная цель данной статьи – научить пешехода правильно выбирать место для пересечения проезжей части:

  • Где можно пересекать проезжую часть?
  • Пешеходные переходы:
  • Правила перехода перекрестков.
  • Переход проезжей части вне перехода и перекрестка.
  • Переход проезжей части в велосипедной зоне.
  • Штрафы ГИБДД для пешеходов.

Переход проезжей части – процедура очень ответственная, а главное – достаточно опасная для самого пешехода. Поэтому сегодня будут рассмотрены различные варианты пересечения дороги, а также административные штрафы, которые могут быть наложены на пешехода за нарушение правил.

Если Вы еще не читали статьи “Где можно двигаться по дороге?” и “Организованная пешая колонна”, то обязательно ознакомьтесь с ними. В них Вы найдете полезную информацию для пешеходов.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Данная статья является первой частью серии, посвященной правилам дорожного движения для пешеходов.

Начнем с того, что каждый участник дорожного движения в той или иной мере является пешеходом. И даже самые закоренелые водители, которые день и ночь проводят за рулем, все же иногда покидают уютные транспортные средства и становятся пешеходами. А значит, правила для пешеходов необходимо знать абсолютно всем.

  • Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?
  • Расположение пешеходов на дороге:
  • Направление движения на проезжей части.
  • Особенности движения в темное время суток.
  • Штрафы ГИБДД для пешеходов.

Переход проезжей части вне перехода и перекрестка

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Вновь обратимся к правилам дорожного движения:

Дорогу можно переходить и вне перехода или перекрестка. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • В зоне видимости нет ни перехода, ни перекрестка. Если зрение у Вас хорошее, то придется прогуляться до перехода, расположенного в нескольких сотнях метров.
  • Проезжая часть должна хорошо просматриваться в обе стороны. Это означает, что Вы переходите дорогу на свой страх и риск. Не увидели автомобиль – сами виноваты.
  • На дороге не должно быть разделительной полосы или забора.
  • Пешеход не должен создавать помех движению транспортных средств.

На рисунке выше пешеходы создают помехи движению автомобилей, а следовательно нарушают правила.

Какое решение вынес Верховный суд?

1. Верховный суд не усмотрел разночтений между правовым регулированием и действующим законодательством.

2. По мнению суда, оспариваемый третий абзац пункта 4.3 не содержит неопределенности и соответствует нормам международного права.

3. Также ВС дал ссылку в своем решении на позицию Конституционного суда, который отмечал, что использование оценочных понятий в законах не свидетельствует о неопределенности содержания норм.

4. Не было найдено судом и каких-либо возможностей для коррупционной составляющей (на это также делал акцент истец). «Никаких обременительных или трудновыполнимых требований для пешеходов закон не содержит, равно как и не создает необоснованно широкие пределы привлечения к ответственности», – пояснили в ВС.

По итогу высшая инстанция отказала в удовлетворении административного искового заявления.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

О чем вновь напоминает нам этот разбор чужих «полетов»? Есть один способ перейти дорогу не по «зебре» и не получить штрафа.  Но помните, что ваш пеший маневр должен быть обдуман, логичен и не нести опасности для вас и окружающих. Ну а если видите в поле зрения пешеходный переход, дойдите до него и не нарушайте правил. Не из-за 500 рублей штрафа, а из-за безопасности. Вашей безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *