Отряд юный инспектор дорожного движения

50 лет назад в СССР появились первые отряды юных инспекторов движения (ЮИД). За это время они стали одним из самых массовых и популярных детско-юношеских объединений не только в России, но и в других странах. Именно поэтому ЮИД отводится одна из ключевых задач по повышению безопасности дорожного движения. Об истории и перспективах движения — в материале «Известий».

Начало пути

Днем рождения ЮИД считается 6 марта 1973 года. Именно в этот день было принято совместное постановление секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР и коллегии Министерства просвещения СССР, которое утвердило положение «О создании отрядов юных инспекторов движения».

Отряды рекомендовалось организовывать в школах, домах пионеров, клубах и даже в ЖЭКах. Главная задача, или, как сказали бы теперь, миссия, — активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков и обучение навыкам безопасного поведения на дороге.

Впрочем, работа с детьми, касающаяся безопасного поведения на улице, началась гораздо раньше. Еще в 1960-е годы в парках и скверах по всей стране стали появляться оборудованные детские площадки, имитирующие уличное движение. А школьники самостоятельно объединялись в группы «юных дружинников», «юных друзей милиции», «юных друзей ГАИ». Движение уже наметилось, но пока существовало в статусе социального тренда. Поддержка МВД и Минпросвещения СССР позволила систематизировать и объединить эти группы и дала мощный импульс развитию движения. Именно с этого момента работа с детьми стала одним из важнейших направлений деятельности отделов пропаганды во всех подразделениях ГАИ. И тут самое время вспомнить основательницу движения ЮИД — подполковника милиции в отставке Ларису Николаевну Овчаренко. Активность, с которой набирало обороты новое движение, его популярность среди ребят, та атмосфера братства, осознания собственной значимости, которую они получали, становясь членами отрядов, — это во многом личная заслуга Ларисы Николаевны, признание ее педагогического таланта.

Когда деревья были большими.

Свободная от учебного процесса жизнь советского подростка протекала главным образом в границах дворовой территории и не баловала разнообразием впечатлений. А в ЮИД перед тобой открываются захватывающие перспективы — возможность поучаствовать в настоящем автопробеге или поехать на слет в лучший детский лагерь страны. Прибавьте сюда атмосферу братства, защищенности и ощущение собственной значимости, в котором так нуждается любой подросток, переживающий классический кризис идентичности. Ну и, конечно, романтическая атрибутика: свой флаг, своя символика, нарядная форма с аксельбантами и шевронами. Неудивительно, что движение быстро завоевывало популярность у школьников, ширилось, набирало обороты.

Уже осенью 1975 года в пионерском лагере «Орленок» прошел первый Всероссийский слет юидовцев, в котором приняли участие 870 школьников, ставших победителями игры «Светофор», областных и районных слетов. А в 1978 году в Ростове-на-Дону состоялся уже Всесоюзный слет отрядов, в котором приняли участие дети из всех республик СССР. Союза уже нет, а традиция жива. И сегодня такие слеты ежегодно проводятся во всероссийских детских центрах «Орленок», «Смена», «Океан» и в других детских оздоровительных лагерях.

Эпоха возрождения

Непростая ситуация, переживаемая страной в 1990-е, разумеется, повлияла и на деятельность ЮИД. Слеты и конкурсы стали проводиться реже, многие детские досуговые учреждения, в которых работали отряды, и вовсе закрылись. Однако движение юных инспекторов продолжало жить. Держались главным образом на энтузиазме педагогов и автоинспекторов, которые сквозь дым эпохи ясно видели цель и перспективу своей работы. Автопарк страны активно прирастал, одновременно росло и количество аварий на дорогах. Дети нуждались в защите. Прежде всего их надо было уберечь от гибели под колесами какого-нибудь лихача. Ну и, конечно, воспитать из них новых участников дорожного движения — грамотных, ответственных, уважающих закон.

Эпоха возрождения для ЮИД началась уже на излете 1990-х. Инициатором снова выступила Госавтоинспекция. В 1998 году в честь 25-летия образования движения в «Орленке» провели всероссийский финал соревнования юных велосипедистов. А в 2002-м отряд ЮИД представлял нашу страну на XVII Европейском образовательном конкурсе для детей по ПДД. В том же году более 300 участников из 80 регионов страны и команда из Белоруссии приняли участие в финале всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», который прошел в Санкт-Петербурге.

Вместе — сила

Сегодня движение ЮИД насчитывает более 465 тыс. детей, которые объединены в 35 тыс. отрядов, работающих в школах и детских досуговых учреждениях по всей стране. Это самое массовое детское движение. Территория его деятельности давно вышла за пределы России: отряды юных инспекторов движения действуют в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и ряде других стран.

Не прекращается работа отрядов ЮИД и в новых регионах, вошедших в состав России в прошлом году, — Луганской и Донецкой народных республиках (ЛНР и ДНР), а также Херсонской и Запорожской областях. Например, в ЛНР действуют девять отрядов юных инспекторов движения.

— Они принимают активное участие в проведении различных мероприятий по профилактике аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде ПДД среди жителей республики, своих сверстников, а также воспитанников дошкольных учреждений, — отметили в Госавтоинспекции региона.

В соседней Донецкой Народной Республике ситуация пока не позволяет проводить работу в привычном формате. Однако это не означает, что она не ведется.

— Работа отрядов ЮИД пока проходит в дистанционном формате. Ребята продолжают изучать ПДД, педагоги-руководители совместно с автоинспекторами проводят в этом направлении последовательную работу, — сообщили «Известиям» в Госавтоинспекции ДНР.

Несмотря на определенные сложности, юидовцы из ЛНР и ДНР уже трижды приняли участие в общероссийских слетах и конкурсах.

Узнал сам — расскажи другим

Главные задачи движения ЮИД — это профилактика детского травматизма на дорогах и воспитание ответственных и законопослушных участников дорожного движения, пешеходов и будущих водителей.

Конечный результат во многом зависит от того, будут ли занятия доступными и интересными. Для каждой возрастной группы существуют различные методики преподавания. Если для детей занятия проходят в игровой форме, то для подростков предусмотрены более серьезные формы обучения, включающие в себя разбор задач на знание ПДД, а также практические упражнения. Именно подростки становятся главными помощниками преподавателей и наставниками для младших товарищей.

Вообще, наставничеству в ЮИД отводится особая роль. По словам члена координационного совета детских и молодежных общественных объединений при Министерстве просвещения России, председателя движения «Юные инспекторы движения» Валентины Кульбицкой, в этом году большое внимание будет уделяться развитию многоуровневой системы наставничества.

— Ребята обучаются основам безопасности дорожного движения под руководством взрослых наставников, своих старших товарищей. В то же время отряды взаимодействуют, перенимают лучший опыт, учатся друг у друга. Через определенное время ребята становятся авторитетными экспертами в области безопасности дорожного движения и уже сами могут быть наставниками для младших. Таким образом, выстраивается многоуровневая система наставничества и обеспечивается непрерывность образования в области безопасности дорожного движения, — считает Валентина Кульбицкая.

— Юидовцы обучаются основам безопасности дорожного движения у своих старших товарищей, перенимая их лучший опыт. В то же время наши ребята и сами являются авторитетными экспертами в этой сфере. Мы запланировали мероприятия по поддержке самых юных участников дорожного движения силами отрядов ЮИД. Таким образом, будет выстроена многоуровневая система наставничества и обеспечена непрерывность образования в области безопасности дорожного движения, — говорит Валентина Кульбицкая.

Внимание к кадрам

Опыт и навыки педагогов, направляющих движение, безусловно, имеют огромное значение. Подготовка кадров является одним из направлений работы Минпросвещения России. По данным ведомства, в 2022 году для 5 тыс. преподавателей проведены курсы повышения квалификации по безопасности дорожного движения.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлии Костыряченко, ведомством разработаны рабочие тетради для различных возрастных групп участников отрядов ЮИД: от 7 до 9 лет, от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет. Это даст педагогам дополнительный алгоритм для проведения занятий с детьми с учетом таких современных реалий, как средства индивидуальной мобильности, использование световозвращающих элементов и т.д.

На страже безопасности

В Госавтоинспекции признают огромную роль отрядов ЮИД в повышении безопасности на дорогах. Юные инспекторы активно участвуют в проведении социальных кампаний и акций, касающихся правил перевозки детей, безопасности пешеходов и т.д. Бывает, и улицы патрулируют совместно со старшими товарищами — экипажами ДПС. Зачастую напоминания о необходимости соблюдения ПДД от юных инспекторов действуют на участников дорожного движения эффективнее, чем беседы с сотрудниками полиции.

— Деятельность отрядов ЮИД позволяет воспитать подрастающее поколение на основе уважения к правилам дорожного движения и безусловного соблюдения их требований во время участия в дорожном движении, — считает заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин.

Работа по поддержке отрядов ЮИД будет продолжена, отмечают в ГУОБДД МВД России. В этом году по всей стране пройдут различные конкурсы и социальные кампании, посвященные 50-летию образования отрядов юных инспекторов движения.

Что это? Отряд ЮИД в школе – это объединение, в которое входят школьники. Они занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют безопасное дорожное движение и помогают сотрудникам ГАИ в организации просветительской работы.

Для чего? Создание и руководство отрядом ЮИД в школе являются важными направлениями воспитательной работы. Руководитель не только ведет документацию, но и направляет деятельность отряда, обучает детей и вместе с ними принимает участие в различных Всероссийских конкурсах.

Деятельность отряда ЮИД в школе

Вот уже более 40 лет в нашей стране ведут активную деятельность отряды Юных инспекторов движения (ЮИД). В начале своего существования в отряды вступали ученики школ, Домов пионеров и других образовательных организаций. Главное предназначение отрядов ЮИД заключается в воспитании высококультурного человека, соблюдающего закон и этические нормы, уважающего старшее поколение и любую другую, пусть и отличающуюся от него личность.

Отряд юный инспектор дорожного движения

В наше время отряд ЮИД представляет собой группы учащихся, объединённые с целью создания условий для развития у них гражданской сознательности, навыков правомерного поведения на дорогах и улицах населенного пункта, согласованности в общей деятельности и интереса к профессиям.

Благодаря отрядам ЮИД дети дошкольного возраста и школьники получают информацию практического характера о правилах безопасного поведения на дороге в доступной для них форме.

Содержание деятельности юных инспекторов движения регулируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который гласит: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст. 29).

Отряды ЮИД ставят перед собой следующие задачи:

Система деятельности отряда ЮИД включает в себя разные направления работы: просветительская, агитационная, наставническая и другие.

Агитационное направление реализует консультативно-разъяснительную работу среди дошкольников и учащихся школ по теме безопасного поведения на дороге и улице путём организации экскурсий, игр, бесед, викторин, состязаний, КВН, праздников и утренников, и театральных постановок.

Также для этой цели разрабатываются и применяются средства визуальной пропаганды безопасного поведения и организуются окружные профилактические мероприятия.

Отряд юный инспектор дорожного движения

Просветительское направление создаёт доступную информационную среду для всех участников образовательного процесса и сообщества, которая освещает проблемы детского травматизма на дорогах и возможности снижения риска, путём освоения правил безопасного поведения.

Ее функция реализуется путём трансляций школьных радиорепортажей, рассказывающих о результатах деятельности отряда ЮИД, проектирования стендов и стенгазет по направлениям работы юных инспекторов движения, листовок с практическими рекомендациями «За безопасное движение», ведение раздела на сайте школы, наполняемого важной тематической информацией.

Отряд ЮИД ведёт свою документацию, в которую обычно входят: журнал фиксации патрулирования, планирование деятельности и отчетная папка «Что запланировано, то выполнено», карта границ, охватываемых отрядом ЮИД, паспорт и другие.

Отряд юный инспектор дорожного движения

Наставническая деятельность включает в себя пропаганду безопасного поведения на улице и правил дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях, школах и внешкольных организациях. Проводится она путём, например, организации выставки рисунков детей дошкольного и школьного возраста, демонстрации лэпбуков по теме безопасности участников дорожного движения, разучивания литературных произведений и песен.

Также это реализуется через поддержку в организации тематических экскурсий, обустройстве простой автоплощадки на территории дошкольного учреждения или в создании студии «На все руки» для изготовления обучающих иллюстративных пособий по нормам и требованиям дорожного движения для детей.

Патрульное направление подразумевает рейды и обход улиц с участием взрослых для профилактики неправомерного поведения на дороге со стороны детей и старших школьников.

Сюда же входит создание «молний», рассказывающих об итогах патрульной деятельности и рейдов, донесение до законных представителей информации о нарушениях ПДД, разъяснительная деятельность с юными любителями велосипедных прогулок, вахты на перекрёстках рядом со школами, организация отрядом ЮИД мероприятий с практическими играми и упражнениями на базе автогородков безопасности дорожного движения и автоплощадок в школах.

Особенности организации работы отряда ЮИД

Все направления деятельности отряда ЮИД можно рассматривать как внеклассную работу в рамках воспитательно-образовательного процесса внутри школы. Его характер и формы имеет значительное отличие от обычного урока. При реализации внеклассной деятельности отряда ЮИД в школе необходимо соблюдать основные требования по ее организации, прописанные в ФГОС начального общего образования.

Отряд юный инспектор дорожного движения

Ниже перечислены некоторые особенности дополнительного образования детей в условиях работы отряда ЮИД:

Отряд юный инспектор дорожного движения

Для того чтобы обеспечить эффективную деятельность отрядов ЮИД, необходимо принимать во внимание образовательные потребности детей и возможности самого учебного учреждения. Так, деятельность отряда ЮИД может проводиться на базе других образовательных учреждений, например, в детском саду, в доме культуры или творчества, в спортивном учреждении.

Возможно чередование учебной программы и внеклассной деятельности отрядов ЮИД в процессе реализации основной образовательной программы начального общего образования. В таком случае уроки в младшей школе могут проводить участники отряда. А во внеурочное время могут быть организованы викторины, состязания и другие мероприятия.

Особенно востребована работа отрядов ЮИД в каникулярный период, когда растет количество ДТП с травмами у детей по причине частого отсутствия присмотра со стороны взрослых.

При разработке программы деятельности отрядов ЮИД, подразумевающей под собой описание содержания и форм реализации, важно в первую очередь продумать предположительные образовательные достижения:

Отряд юный инспектор дорожного движения

К критериям качества социальной деятельности отрядов ЮИД относятся:

Модели организации отрядов ЮИД

Основывается на территории начальной школы или в рамках одного класса. Роль руководителя отряда ЮИД может взять на себя педагог начальной школы или преподаватель отделения дополнительного образования.

К достоинствам одноступенчатой модели можно отнести раннее освоение детьми правил дорожного движения.

Недостатком можно считать сложности с организацией непрерывного обучения детей.

Отряд юный инспектор дорожного движения

Многоступенчатая модель

Эта модель лучше всего подходит для организации непрерывности и последовательности при усвоении детьми норм и правил поведения на улице и дорогах. Основываются отряды ЮИД на разных ступенях обучения (с 1 по 11 класс) либо массово, либо поэтапно (если действующий отряд переходит на старшую ступень обучения, то на предыдущем этапе создается новое подразделение ЮИД).

В условиях данной модели руководителем отряда назначается учитель общеобразовательного учреждения.

Достоинства модели: разновозрастные отряды ЮИД, обширный выбор вопросов для освещения на занятиях и мероприятиях.

Недостатки: требуется больше педагогов для реализации и регулярной актуализации учебной программы.

Разновозрастная модель

Эта форма идеально подходит для небольших общеобразовательных учреждений. В отряд входят ученики разных возрастных категорий. Могут быть объединены учащиеся с 1 по 5 класс и с 6 по 11. Руководителем может быть назначен любой педагог школы.

Отряд юный инспектор дорожного движения

К достоинствам этой модели можно отнести осуществимость этого проекта, независимо от малого количества учащихся одного возраста, возможность диссеминации опыта и шефства.

Отрицательной стороной этой модели является то, что не существует единой образовательной программы для каждой возрастной группы. Программа корректируется, учитывая преобладающий возрастной состав отряда ЮИД и не включает в себя специфические темы, которые необходимо изучать на других возрастных этапах.

Интегрированная модель

Представленная модель удобна для реализации в поселениях с малым количеством образовательных учреждений. Может быть задействована несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность по разным уровням учебной программы.

К примеру, могут объединиться 1-3 ступени отряда школы и 4-5 ступени отряда на базе среднего профессионального учреждения. В роли руководителя может быть педагог школы или преподаватель учреждения среднего профессионального образования.

Достоинства: сотрудничество с учреждением, реализующим среднее специальное образование, развитие деятельности подразделений ЮИД.

Недостатки: сложность в разработке локальных актов, регулирующих работу отряда ЮИД.

Клубная (комплексная) модель

Отряды ЮИД создаются на базе отделений дополнительного образования для детей разного возраста. Руководителем, как правило, является педагог учреждения дополнительного образования.

Достоинства модели в том, что она создает возможность создания единого информационно-образовательного пространства, в котором на равных участвуют педагоги, родители и дети.

Недостатки: разный график занятости членов отряда затрудняет организацию их совместной деятельности, сложность в создании локальных актов, регламентирующих деятельность отрядов ЮИД.

Документация отряда ЮИД в школе

Для того чтобы организовать отряд ЮИД, важно разработать локальные нормативные акты, которые будут регулировать его деятельность на уровне образовательного учреждения. Первым административным документом, обосновывающим и поддерживающим организацию подразделения, является Распоряжение или Приказ о создании отряда ЮИД. В нем, как правило, содержатся:

Главный законодательным документом, регулирующим нормы создания, прав и обязанностей, добросовестность в организации деятельности отряда (руководителя или другого лица, отвечающего за выполнение установленного круга обязанностей) и сотрудничестве с другими подразделениями и руководителями, является Положение об организации и регламенте деятельности отряда ЮИД в образовательном учреждении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *