Главная | Случайная страница | Трендовая
Главная | Случайная страница | Трендовая
Главная | Случайная страница | Трендовая
Основные элементы автомобильной дороги
Элементами автомобильной дороги являются также мосты, тоннели и эстакады, по которым движутся автомобили.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021 года; проверки требуют 22 правки.
Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения автомобилей и включающий в себя прилегающие земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (насыпь, дорожное полотно и дорожное покрытие) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Термин включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей, автостоянок), специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.
Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону, от 10 декабря 1995 года, № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Автодорога может включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также обочины, разделительные полосы, тротуары и трамвайные пути при их наличии.
В Федеральном законе, от 8 ноября 2007 года, № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых государствах и странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.
Конкуренция других видов транспорта
В XX веке автомобильные дороги стали более скоростными, надёжными и удобными, что привело к жёсткому соперничеству с железными дорогами, из-за чего строительство новых железных дорог существенно замедлилось, а местами началось их закрытие и разрушение.
Длина автодорог по государствам
Длина автодорог по государствам (представлены не все):
- Афанасьев Л. Л. Автомобильные перевозки. — М.: Транспорт, 1965. — С. 37—38. — 347 с. —
- Why In Britain Do We Drive On The Left? . ???. Дата обращения: 14 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
- Peter Kincaid. The Rule of the Road: An International Guide to History and Practice. — 1986. — ISBN 0-31-325249-1. Архивировано 16 января 2016 года.
- Brian Lucas. Which side of the road do they drive on? (2005). Дата обращения: 14 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
- Why do some countries drive on the right and others on the left? . Дата обращения: ???. Архивировано 7 апреля 2012 года.
Правостороннее и левостороннее движение
Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении.
Элементы автомобильных дорог и их характеристика.
Любая дорога имеет план, характеризуется продольным профилем, продольным уклоном и поперечным профилем.
План автомобильной дороги – проекция трассы на горизонтальную плоскость.
Трасса – положение геометрической оси дороги в пространстве.
Угол поворота – изменение направления трассы, который измеряют между продолжением направления трассы и новым ее направлением.
Переходные кривые – кривые переменного радиуса, его устраивают на обоих концах круговой кривой.
В целях обеспечения безопасности движения автомобилей на кривых малого радиуса устраивают односкатный поперечный профиль – вираж, с уклоном проезжей части и обочин к центру кривой.
Продольный профиль дороги – графическое изображение разреза автомобильной дороги вертикальной плоскостью вдоль ее оси.
В местах переломов линий продольного профиля, образующихся при изменении уклона, устраивают вертикальные кривые, которые смягчают профиль.
Дорога состоит из комплекса основных сооружений, элементов благоустройства, линейных зданий, сооружений и различных устройств.
Основными сооружениями дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены.
К элементам обустройства дороги относится комплекс сооружений: автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожная связь, дорожки для пешеходов, велосипедов и т.д.
К дорожным устройствам относятся: ограждения, дорожные знаки, древонасаждения, скамейки, беседки, плакаты и т.д.
Земляное полотно – сооружение, на котором расположена проезжая часть дороги.
Проезжая часть – основной элемент дороги.
Дорожная одежда – многослойная (однослойная) конструкция, воспринимающая нагрузку от автомобилей и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт.
Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения.
Обочины – полосы, которые примыкают с двух сторон к проезжей части.
Кромка проезжей части – линия, разделяющая проезжую часть обочины.
Кюветы – их устраивают для отвода воды с полотна дороги по обеим ее сторонам.
Обрезы – располагают за кюветом, для различного дорожного обустройства, а также для эксплуатационных целей и для устройства запасного грунтового пути.
Разделительные полосы устраивают на дорогах с большой интенсивностью для безопасности движения автомобилей между полосами проезжей части.
Влияние дорожных условий на безопасность движения.
Обочина нужна для того, чтобы случайно сошедший с проезжей части автомобиль остался в пределах земляного полотна, а не съехал в кювет.
Съезжая на обочину при возникновении опасной ситуации на проезжей части, нужно снизить скорость, если она была близка к мах допустимой. Обочина, покрытая жидкой грязью или толстым слоем песка, представляет большую опасность – авто может занести в кювет или выбросить на проезжую часть.
Краевые полосы – на автомагистралях их выкладывают из белых бетонных плит, на других дорогах – из различных каменных материалов и окрашивают в контрастный цвет. В случае их отсутствия, водитель должен внимательно следить за краем проезжей части дороги, не допуская съезда колес на обочину.
Кюветы, у которых наружный откос более пологий, чем внутренний, считаются наиболее безопасными – кюветы с трапециевидного сечения и кюветы лотки. Наиболее опасные – с круглым поперечным профилем, т.к. они имеют наибольшую ширину и крутые стеки.
Опасные участки автомобильных дорог.
На любой дороге некоторые ее элементы и прилегающие к ним участки считаются опасными и требуют от водителя повышенного внимания . К ним относятся:
1) пересечение дорог в одном уровне с прилегающими к ним участками на протяжении 50м в 1 и другую сторону;
2) кривые с радиусом закругления менее 100м и кривые с недостаточной видимостью подходов к ним на расстоянии 100м в каждую сторону;
3) подъемы и спуски, а также участки, простирающиеся на 100м за вершиной подъема и на 150м перед ней;
4) железнодорожные переезды и участки, расположенные на расстоянии 100м до и после них;
5) мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи и прилегающие к ним по 75м в обе стороны.
Для безопасного проезда опасных мест характерна необходимость существенного снижения скорости потока автомобилей из-за неожиданного ухудшения дорожных условий или необходимости перестроений транспортного потока, связанных с изменением ранее сложившегося режима движения.
6) резкие изменения направления дороги и места, где у водителей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги, — поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой вертикальной кривой, скрытый поворот основной дороги в сторону с примыканием по прямому направлению второстепенной дороги; примыкание второстепенных дорог к магистральным дорогам на кривых;
7)зигзагообразные повороты для пересечения малых водотоков или железных дорог под прямым углом;
8) места, где часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение, — участки дороги без переходно-скоростных полос перед съездами с дороги, затяжные крутые подъемы, которые автомобили с малым запасом тяги преодолевают на пониженных передачах с значительно сниженной скоростью, особенно опасные при пересеченном рельефе и недостаточной видимости в продольном профиле, что приводит к столкновениям при обгонах; 9) перекрестки и примыкания в одном уровне и особенно неорганизованные («дикие») съезды, стихийно возникающие при уборочных работах в сельскохозяйственных районах; кривые малых радиусов перед мостами и пересечения с местными дорогами в конце затяжных спусков;
10) места, где дорожные условия и придорожная обстановка способствуют значительному превышению безопасной скорости движения, — затяжные спуски на пересечениях глубоких речных долин, а также длинные прямые участки в открытой степной местности, где однообразный придорожный ландшафт, отсутствие подъемов и спусков приводят к потере водителями контроля за скоростью;
11) места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду условий движения на коротких участках дорог — пересечения дорогой пониженных участков местности, где образуются ночные туманы; подверженные образованию гололедицы около расположенных у дороги градирен промышленных предприятий и на проезжей части мостов, скользкие после дождей свежеуложенные асфальтобетонные покрытия;
12) места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков— пересечения в одном уровне, переходно-скоростные полосы;
13) места, где на дороге могут неожиданно появляться пешеходы, велосипедисты и дикие животные, примыкающие к населенным пунктам участки дорог, автобусные остановки без уширения проезжей части для заезда автобусов, пересечения заповедников.
Опасными участками на дорогах являются не только сами места ухудшения дорожных условий, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортные потоки снижают скорость,
протяженностью до 1—2 км. Они не одинаковы для разных мест. При выявлении опасных участков большую- пользу может принести учет мнений водителей и анализ линейных графиков распределения происшествий по протяжению дороги.
12. Значение разметки в общей системе организации движения. Назначение, цвет и применение каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки. Назначение, цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.
Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по регулируемому и не регулированному перекрестках.
Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях.
Элементы автомобильной дороги
Основные элементы автомобильной дороги представляют собой совокупность прямых, кривых и уклонов, характеризующих дорогу в трех измерениях: в плане, продольном и поперечном профилях.
Элементы автомобильной дороги в плане. Трассой автомобильной дороги называют её продольную ось, проложенную на поверхности земли. Поскольку направление дороги в пространстве изменяется (на поворотах, при повышении и понижении местности), трасса представляет собой пространственную линию. Трасса имеет начало и конец. Кратчайшее расстояние между началом и концом трассы – прямая линия, называемая воздушной линией.
Трассу дороги для лучшей ориентации делят на километры и стометровые участки – пикеты, которые нумеруются последовательно.
Трасса состоит из отрезков прямых линий, соединенных между собой круговыми кривыми, проектируемыми для обеспечения плавного и безопасного перехода автомобиля с одной прямой на другую (рис. 1). Элементами прямого участка трассы являются длина прямой и её направление.
Элементами круговой кривой являются: угол поворота, радиус кривой, тангенс длина кривой, биссектриса, домер. Величины элементов круговой кривой определяют расчетным способом по заданному радиусу и измеренному углу поворота.
Рис. 1. Круговая кривая
Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе, называется планом трассы (рис. 2).
Рис. 2. План участка трассы автомобильной дороги
Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле. Поперечным профилем называют представленное на чертеже сечение дороги вертикальной плоскостью, проведенной перпендикулярно к продольной оси дороги. На поперечном профиле показываются элементы конструкции автомобильной дороги. К основным элементам автомобильной дороги в поперечном профиле относятся: полоса отвода автомобильной дороги, земляное полотно, проезжая часть, обочина.
Полоса местности, на которой размещается автомобильная дорога, как инженерное сооружение называют полосой отвода.
Рис. 3. Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле: а – дорога в насыпи; б – дорога в выемке
Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называется проезжей частью. Проезжую часть укрепляют различными материалами, создавая на всем её протяжении дорожную одежду в виде прочной слоистой конструкции определенной толщины. Ширина проезжей части дороги зависит от количества полос движения автомобилей.
Дорожную одежду устраивают из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию движения транспорта и влиянию климатических факторов.
Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды; их используют для временной стоянки автомобилей, а также дорожных машин при ремонте дороги и для размещения ремонтных дорожно-строительных материалов.
Вдоль дороги располагают неглубокие (до 1, 5 м) выработки – резервы, грунт из которых используют для возведения насыпи.
Излишек грунта, не использованный для возведения насыпи размещают в валы, параллельно дороге, называемые кавальерами.
Не срытые и не засыпанные участки земли в полосе отвода называют обрезами. Их используют для различных эксплуатационных целей или для устройства запасного грунтового пути.
Элементы автомобильной дороги в продольном профиле. Продольный профиль дороги представляет собой чертеж с условным изображением вертикального разреза поверхности земли и полотна дороги вдоль её оси. Профиль является одним из основных документов для строительства дороги. На продольном профиле изображают линию поверхности земли, линию бровки земляного полотна. Разность между этими отметками определяет высоту насыпи или глубину выемки. На продольном профиле показано также, какие участки дороги расположены в насыпи, какие в выемке, отмечены пикеты, даются сведения о величине уклонов.
Рис. 4. Продольный профиль автомобильной дороги
Продольные профиль вычерчивают в двух масштабах: горизонтальный, вертикальный. Верхнюю часть профиля называют графиком, нижнюю – сеткой. На графике показываются:
– Линия поверхности земли (черная линия) и высотные отметки её характерных точек;
– Проектная линия бровки земляного полотна, её уклоны и высотные отметки;
– Виды и расположение искусственных сооружений;
– Грунтовой разрез по оси дороги с указанием мест заложения шурфов и скважин, характера и мощности грунтовых напластований, уровня грунтовых вод;
– Расположение и основные характеристики водоотводных сооружений; данные для постройки водоотводных канав и углубленных кюветов, типы их укреплений.
Сетка продольного профиля состоит из ряда горизонтальных граф, которые заполняются различными данными, например, километры и пикеты; план трассы и ситуация, высоты местности, типы конструкций дорожной одежды и земляного полотна и другие.
Неотъемлемой частью строительства и улучшения дорог являются изыскания или обследования, имеющие целью сбор необходимой информации. Различают два вида изысканий: экономические и технические.
С помощью экономических изысканий устанавливают объем и направление транспортных связей между отдельными грузооборотными пунктами, определяют значение данной дороги или сети дорог, обосновывают целесообразность строительства или улучшения. Такие изыскания позволяют обосновать план и очередность строительства, распределить капитальные вложения по отдельным объектам. Экономические изыскания разделяют на комплексные, проводимые на определенной территории (район), и титульные, проводимые для отдельного дорожного маршрута..
Технические изыскания направлены на установление точного местоположения трассы, закрепление трассы дороги на местности, определение исходных данных для разработки технического проекта строительства дороги и дорожных сооружений. Выделяют рекогносцировочные и подробные изыскания. Рекогносцировочные – первый этап технических изысканий. Здесь изучают природные условия, выбирают направление трассы, определяют примерный объем, стоимость работ, количество материалов, рабочей силы и механизмов. Это необходимо для составления проектного задания, в котором обосновывают техническую возможность строительства дороги. При подробных изысканиях тщательно изучают природные условия, разбивают трассу, собирают материалы для детального проектирования, точного определения объемов и стоимости работ.
Весь комплекс проектно-изыскательских работ должен обеспечивать техническую правильность и экономическую обоснованность принимаемых решений.
Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Дорожная сеть оказывает определенное влияние на результаты сельскохозяйственного производства. Поэтому при проектировании дорожной сети учитывается ряд требований и условий.
К социально-экономическим требованиям относится учет уровня экономического развития территории. На размещение дорожной сети влияет размещение и значение грузооборотных пунктов и интенсивность транспортных связей между ними. К грузооборотным пунктам относятся населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные организации, торговые, культурно-бытовые и другие учреждения. Возникновение новых грузооборотных пунктов (элеватор, животноводческий комплекс) приводит к изменению транспортных связей. Развитие дорожной сети в свою очередь также влияет на развитие грузооборотных пунктов.
Проектирование дорожной сети должно обеспечивать возможность круглогодичных перевозок.
При проектировании сети дорог необходимо учитывать организацию прилегающих территорий, особенно сельскохозяйственных угодий. Дороги не должны занимать ценные сельскохозяйственные угодья, не должны способствовать развитию негативных процессов (подтопление), ухудшать конфигурацию пахотных участков, должны обеспечить наилучшие условия для рациональной организации и использования прилегающих земель.
При размещении сети дорог необходимо учитывать развитие существующей транспортной сети – увязку сети местных дорог с автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения, железными дорогами, речным транспортом, элементами инженерной инфраструктуры (линии электропередачи, каналы, трубопроводы).
Проектирование сети дорог должно сопровождаться меньшими капитальными затратами на строительство новых дорог и улучшение существующих. Этого можно добиться используя местные строительные материалы.
Таким образом, при проектировании сети дорог необходимо возможно полно использовать существующую сеть дорог, учитывать местные природные и социально-экономические условия и правильно сочетать автомобильный и другие виды транспорта.
Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов осуществляется ремонт автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В случаях реконструкции, ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких реконструкции, капитального ремонта и о возможных путях объезда.
Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Лекция 1 Линии электропередачи
Понятие, составные части автомобильной дороги
Лекция 1 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
1 Понятие, составные части автомобильной дороги
2 Классификация автомобильных дорог
3 Элементы автомобильной дороги
4 Дорожные изыскания
5 Дорожная деятельность
6 Особенности использования земель при размещении автомобильной дороги
1. Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г.
2. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 № 767 ” О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации”.
4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13.01.2010 г №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения».
Понятие, составные части автомобильной дороги
Согласно Закона №257-ФЗ автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
В Законе подробно раскрывается содержание входящих в определение автомобильной дороги ее возможных составных частей:
Во-первых – это сама дорога как инженерное сооружение – земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы дороги (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы)
Во-вторых технологические части дороги:
1. Защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения.
2. Искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
3. Производственные объекты – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.
4. Элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Неотъемлемой частью строительства и улучшения дорог являются изыскания или обследования, имеющие целью сбор необходимой информации. Различают два вида изысканий: экономические и технические.
С помощью экономических изысканий устанавливают объем и направление транспортных связей между отдельными грузооборотными пунктами, определяют значение данной дороги или сети дорог, обосновывают целесообразность строительства или улучшения. Такие изыскания позволяют обосновать план и очередность строительства, распределить капитальные вложения по отдельным объектам. Экономические изыскания разделяют на комплексные, проводимые на определенной территории (район), и титульные, проводимые для отдельного дорожного маршрута..
Технические изыскания направлены на установление точного местоположения трассы, закрепление трассы дороги на местности, определение исходных данных для разработки технического проекта строительства дороги и дорожных сооружений. Выделяют рекогносцировочные и подробные изыскания. Рекогносцировочные – первый этап технических изысканий. Здесь изучают природные условия, выбирают направление трассы, определяют примерный объем, стоимость работ, количество материалов, рабочей силы и механизмов. Это необходимо для составления проектного задания, в котором обосновывают техническую возможность строительства дороги. При подробных изысканиях тщательно изучают природные условия, разбивают трассу, собирают материалы для детального проектирования, точного определения объемов и стоимости работ.
Весь комплекс проектно-изыскательских работ должен обеспечивать техническую правильность и экономическую обоснованность принимаемых решений.
Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Дорожная сеть оказывает определенное влияние на результаты сельскохозяйственного производства. Поэтому при проектировании дорожной сети учитывается ряд требований и условий.
К социально-экономическим требованиям относится учет уровня экономического развития территории. На размещение дорожной сети влияет размещение и значение грузооборотных пунктов и интенсивность транспортных связей между ними. К грузооборотным пунктам относятся населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные организации, торговые, культурно-бытовые и другие учреждения. Возникновение новых грузооборотных пунктов (элеватор, животноводческий комплекс) приводит к изменению транспортных связей. Развитие дорожной сети в свою очередь также влияет на развитие грузооборотных пунктов.
Проектирование дорожной сети должно обеспечивать возможность круглогодичных перевозок.
При проектировании сети дорог необходимо учитывать организацию прилегающих территорий, особенно сельскохозяйственных угодий. Дороги не должны занимать ценные сельскохозяйственные угодья, не должны способствовать развитию негативных процессов (подтопление), ухудшать конфигурацию пахотных участков, должны обеспечить наилучшие условия для рациональной организации и использования прилегающих земель.
При размещении сети дорог необходимо учитывать развитие существующей транспортной сети – увязку сети местных дорог с автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения, железными дорогами, речным транспортом, элементами инженерной инфраструктуры (линии электропередачи, каналы, трубопроводы).
Проектирование сети дорог должно сопровождаться меньшими капитальными затратами на строительство новых дорог и улучшение существующих. Этого можно добиться используя местные строительные материалы.
Таким образом, при проектировании сети дорог необходимо возможно полно использовать существующую сеть дорог, учитывать местные природные и социально-экономические условия и правильно сочетать автомобильный и другие виды транспорта.
Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов осуществляется ремонт автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В случаях реконструкции, ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких реконструкции, капитального ремонта и о возможных путях объезда.
Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Лекция 1 Линии электропередачи
1. Трубопровод как инженерное сооружение
2. Классификация трубопроводов
3. Проектирование трассы трубопровода
4. Особенности использования земель при строительстве и эксплуатации трубопровода
1 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»
2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 90 п.6
3 Правилами охраны магистральных трубопроводов
В зависимости от транспортируемой среды, трубопроводы подразделяют:
· Аммиакопровод – предназначается для транспортировки аммиака.
· Водопровод – предназначен для обеспечения водой населения и промышленности.
· Газопровод – предназначается для транспортировки попутного нефтяного и природного газа.
· Канализация — отвод промышленных и бытовых стоков через систему трубопроводов. Имеет важное санитарное значение.
· Нефтепровод – предназначается для транспортировки сырой нефти. Нефть при этом подвергается подогреву, препятствующему затвердеванию входящих в ее состав парафинов.
· Нефтепродуктопровод (нефтепродуктовод) – транспортировка нефтепродуктов – в том числе бензина и керосина, полученных в результате крекинга. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензино-, керосин-, мазутопроводом и т.д.
· Мазутопровод – трубопровод, осуществляющий транспортировку тяжелых нефтепродуктов, отходов крекинга.
· Продуктопровод – в общем смысле, трубопровод, предназначенный для транспортировки искусственно синтезированых веществ (в том числе, перечисленных выше), чаще всего – продуктов нефтяного синтеза.
Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
І – при рабочем давлении свыше 2, 5 до 10, 0 МПа (свыше 25 до100 кгс/см2) включительно;
II – при рабочем давлении свыше 1, 2 до 2, 5 МПа (свыше 12 до 25 кгс/см2) включительно (п.2.1 СНиП 2.05.06 – 85).
По своему назначению нефте- и нефтепродуктопроводы можно разделить на следующие группы:
– промысловые – соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах;
– магистральные – предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1, 2 до 10 МПа;
– технологические – предназначенные для транспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, полуфабрикатов, реагентов, а также промежуточных или конечных продуктов, полученных или используемых в технологическом процессе и др.), необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.
Согласно СНиП 2.05.06-85 магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяются на четыре класса:
І – при условном диаметре свыше 1000 до 1200 мм включительно;
II – выше 500 до 1000 мм включительно;
III – свыше 300 до 500 мм включительно;
IV – 300 мм и менее.
Конструкция лесной полосы
Защитное значение лесных полос проявляется в зависимости от их конструкции. Конструкция лесной полосы – строение продольного профиля в облиственном состоянии, определяющее её аэродинамические свойства. Различают три основные конструкции лесных полос: непродуваемая, ажурная и продуваемая.
Лесная полоса непродуваемой (плотной) конструкции представляет собой густое сверху донизу насаждение, у которого нет сплошных просветов по всему профилю. Через такую полосу ветер почти не проникает, он переваливается через неё, образуя многочисленные завихрения. В лесной полосе и за ней, может наблюдаться затишье, но по мере удаления от полосы скорость ветра быстро нарастает и на расстоянии 25 высот полосы практически не отличается от скорости ветра на открытом участке. Неравномерное распределение скорости ветра ведет к накоплению возле лесной полосы зимой больших сугробов, а во время пыльных бурь – валов песка и пыли. Такие полосы большей частью трехярусные, т.е. состоят из главных, сопутствующих лесных пород и кустарников, количество которых доходит до 50% от общего числа состава полосы.
При ажурной конструкции по всему вертикальному профилю лесной полосы равномерно расположены просветы площадью 15-35%. Состоят такие полосы из древесных пород с небольшой примесью кустарников или только из одних деревьев. Такие полосы частично пропускают воздушный поток через себя и действуют как решетчатые преграды. Воздушный поток, проходя через них дробиться, и вихревые движения в нем ослабевают. Перевалившиеся через такую полосу воздушные массы вступают во взаимодействие с просочившимся воздухом, что ведет к снижению скорости потока за полосой.
Продуваемые лесные полосы по своему строению имеют внизу до высоты 1, 5-2 м просветы между стволами, вверху в кронах просветов нет. Кустарники в этих полосах отсутствуют. Верхняя часть полосы почти или полностью ветронепроницаема. Такие полосы разделяют воздушный поток на две части, одна из которых проходит через полосу, а другая переваливается через неё. На защищенной такими полосами территории более равномерно распределяется снежный покров, уменьшается испарение, изменяется режим температуры и влажности приземных слоев воздуха, ослабляются процессы дефляции.
Лекция 1 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
1 Понятие, составные части автомобильной дороги
2 Классификация автомобильных дорог
3 Элементы автомобильной дороги
4 Дорожные изыскания
5 Дорожная деятельность
6 Особенности использования земель при размещении автомобильной дороги
1. Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г.
2. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 № 767 ” О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации”.
4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13.01.2010 г №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения».
Понятие, составные части автомобильной дороги
Согласно Закона №257-ФЗ автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
В Законе подробно раскрывается содержание входящих в определение автомобильной дороги ее возможных составных частей:
Во-первых – это сама дорога как инженерное сооружение – земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы дороги (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы)
Во-вторых технологические части дороги:
1. Защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения.
2. Искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
3. Производственные объекты – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.
4. Элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
- Шоссе
- Автомагистраль (скоростная автодорога)
- Просёлочная дорога
- Военно-автомобильная дорога