Общие сведения об автомобильных дорогах
Поиск запроса “классификация автомобильных дорог в россии” по информационным материалам и форуму
«Дорога — не место для игр». Это самое частое, что ты мог слышать о дороге от своих родителей или учителей в школе. А что еще ты знаешь о дороге? Мы расскажем тебе, что такое дорога и из каких элементов она состоит.
Элементы дороги и их назначение
Основные элементы автомобильной дороги также входят трамвайные пути, обочина и тротуарная часть. Ниже рассмотрим особенности, структуру и назначение каждого их элементов
Что такое дорога
Дорога — путь сообщения для передвижения людей и транспорта. Довольно скучное определение, не так ли? Можно сказать проще: дорога — это место, по которому можно пройти или проехать. Нельзя сказать, что это всегда асфальтированная полоса, но всегда подготовленная: выровненная, освобождённая от деревьев, кустов, других растений и камней, желательно прямая и широкая.
Первые дороги появились еще в IV тысячелетии до н. э. в городе Ур в древней Месопотамии и использовались для перевозки грузов вьючным или колесным транспортом, передвижения войск и торговых караванов. Уже к 100 году н. э. в Европе и Азии появились первые трансконтинентальные пути, связывающие Запад и Восток целой сетью дорог.
Автомобильные дороги— группа линейных сооружений, созданных для движения транспорта, перемещения людей и грузов с определенной скоростью и нагрузкой. Ниже рассмотрим особенности термина, законодательную базу по ФЗ №257, классификацию по назначению, допустимому применению, скорости, транспортным и эксплуатационным параметрам.
Урок №1. Что такое дорога
Все знают, что машины, точнее сказать, автомобили, а если еще точнее – транспортные средства (ТС), ездят (осуществляют движение) по дорогам. Но, давайте разберемся, что является дорогой по нормам ПДД, а что таковой не является.
“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Вот такое определение дороги дают ПДД.
Что из этого определения можно выделить?
Первое – дорога – это “полоса земли либо поверхность искусственного сооружения”. Поэтому, дорогой является не только асфальтовое покрытие, но и грунтовая полевая дорога, которая “накатана” колесами автомобилей.
Второе – любая дорога состоит из одной или нескольких проезжих частей.
Третье – некоторые дороги (не все), могут включать:
- трамвайные пути;
- тротуары;
- обочины;
- разделительные полосы.
На изображении стрелками обозначено:
- Дорога – красная стрелка;
- Проезжая часть – зеленая стрелка;
- Полосы движения – синяя стрелка;
- Обочины – оранжевая стрелка;
- Разделительные полосы – черная стрелка.
Как видим, все части дороги выделены специальной дорожной разметкой в виде полос различного цвета (чаще белых) и различной конфигурации (чаще сплошная или прерывистая линия). Дорожную разметку, как и дорожные знаки, водитель должен уметь правильно читать.
Автомобильная
дорога состоит из основных элементов:
земляного полотна, дорожной одежды,
искусственных сооружений и обстановки
дороги.
Земляное полотно
– дорожное сооружение, служащее
основанием для размещения слоев дорожной
одежды и других элементов дороги. В
зависимости от рельефа местности
земляное полотно проектируют в виде
насыпи
– искусственно отсыпанного из грунта
земляного массива выше поверхности
земли, имеющего форму трапеции (рис.
1а), и в виде выемки
– земляного сооружения ниже поверхности
земли, имеющего заданную форму и очертание
(рис. 1б). На косогорных участках местности
земляное полотно проектируют в виде
полунасыпи-полувыемки
путем срезки уступом части естественного
грунта с использованием его в полунасыпь.
Независимо от
погодных условий и времени года земляное
полотно должно сохранять свою
геометрическую форму.
Рис 1.1 Основные
элементы дороги:
а – в насыпи; б –
в выемке;
1 – земляное
полотно; 2 – основание насыпи; 3 – тело
насыпи; 4 – верхняя часть земляного
полотна (рабочий слой); 5 – дорожная
одежда; 6 – проезжая часть; 7 – обочина;
8 – откосная часть насыпи; 9 – боковая
водоотводная канава; 10 – откосная часть
выемки; 11 – дренаж; 12 – уровень грунтовой
воды.
Земляное полотно
состоит: из верхней части земляного
полотна (рабочего слоя); тела насыпи (с
откосными частями); откосных частей
выемки и основания выемки; устройства
для понижения или отвода грунтовых вод
(дренажа); поддерживающих и защитных
геотехнических устройств и конструкций,
предназначенных для защиты земляного
полотна от опасных геологических
процессов (селей, лавин, оползней,
эрозий).
Верхняя часть
земляного полотна (рабочий слой)
представляет собой часть полотна, ее
располагают на участке от низа дорожной
одежды на 2/3 глубины промерзания, но не
менее 1,5 от поверхности покрытия проезжей
части. Рабочий слой проектируют вместе
с конструкцией дорожной одежды.
Тело насыпи
земляного полотна располагают ниже
рабочего слоя и чаще отсыпают на участках
высоких насыпей, применяя местный или
привозной грунт.
Основание насыпи
– естественный грунт с ненарушенной
структурой, на котором сооружают земляное
полотно, или массив грунта ниже насыпного
слоя; основание
выемки –
массив грунта ниже границы рабочего
слоя.
Откосные части
насыпи или
выемки
представляют собой боковые наклонные
поверхности, которые ограничивают
искусственно отсыпанное земляное
сооружение.
К земляному полотну
относятся связанные с ним водоотводные
сооружения, необходимые для отвода
поверхностных вод; канавы, боковые
резервы, быстротоки, испарительные
бассейны.
Грунтовые воды
оказывают влияние на прочность и
устойчивость земляного полотна. Поэтому
необходимо понижать или перехватывать
воду при помощи проектирования дренажа.
Дорожная одежда
– многослойная конструкция, воспринимающая
нагрузку от транспортных средств и
передающая ее на грунтовое основание.
Дорожная одежда состоит из верхнего
слоя (покрытия), нижнего слоя (основания)
и дополнительных слоев.
На дорожные
сооружения постоянно воздействуют
природные условия данной местности.
Изменение влажности воздуха, суточные
колебания температуры, господствующее
направление ветра, высота снегового
покрова и многое другое значительно
влияют на выбор отметок земляного
полотна и конструкции дорожной одежды.
Срок службы дорожной одежды зависит от
прочности материалов конструкции.
Соседние файлы в папке ТЭК
Автомобильная дорога включает:
- конструктивные
части (земляное
полотно, дорожную одежду, обочины), - различные
сооружения (мосты, путепроводы,
водопропускные и защитные
сооружения), - водоотводные и
осушительные устройства,
Рисунок 1 – Элементы автомобильной дороги
Полоса местности, выделяемая для
расположения на ней дороги и всех ее
сооружений, называется полосой отвода.
Земляное полотно
служит основанием для дорожной одежды
и должно обеспечивать ее необходимую
прочность в
течение всего периода эксплуатации
дороги.
Проезжая часть
предназначена для движения боевых
и транспортных машин. На ВАД может быть
однополосная
(для движения одного ряда машин) или
двухполосная (для
движения двух рядов машин) проезжая
часть. В пределах
проезжей части устраивают дорожную
одежду.
Дорожная одежда
непосредственно воспринимает воздействие
проходящих по дороге боевых и транспортных
машин и состоит
из различных по материалу и толщине
конструктивных
слоев.
Верхние слои
многослойных дорожных одежд, а также
однослойные дорожные одежды называютдорожными покрытиями.
Конструкцию
дорожной одежды определяют с учетом
местных
условий, интенсивности и состава
движения, сезона года и срока
эксплуатации дороги. Преимущественно
применяют типовые конструкции. В
необходимыхслучаях
толщину дорожных одежд (покрытий)
рассчитывают.
Обочины
служат боковыми упорами дорожной одежды,
обеспечивают безопасность движения и
используются для стоянки
боевых и транспортных машин при
кратковременных остановках.
Обочины по возможности укрепляют
гравием, щебнем
и другими дорожно-строительными
материалами.
Для отвода воды с
поверхности дороги проезжей части
придают поперечный уклон 20– 30
%о, обочинам 30 –40 %о.
Части дорожной полосы, находящиеся за
пределами земляного полотна, называют
обрезами. Они используются для
движения гусеничных машин, складирования
материалов, размещения зданий
эксплуатационной службы, снегозащитных
устройств, линий связи и устройства
объездов.
Путепроводы, мосты,
трубы, фильтрующие насыпи и
другие водопропускные сооружения
служат для обеспечения
движения в местах пересечения дороги
с железнодорожными
и автомобильными дорогами, водотоками,
оврагами и ущельями.
Водоотводные и
осушительные устройства
автомобильной
дороги
Водоотводные и осушительные устройства(боковые, нагорные
и водоотводные канавы, дренажи, лотки,
испарительные
бассейны)
предназначены для осушения земляного
полотна, сбора
и отвода воды от дороги. На
автомобильных дорогах в горной местности,
кроме того, устраиваютподпорные
и одевающие стенки, селепроводы,
противоосыпные, противолавинные,
противооползневые и
другие защитные сооружения.
Обстановка и обустройство дороги
предназначены для
обеспечения безопасности движения,
ориентирования водителей и начальников
автомобильных колонн о направлении
движения и
дорожных условиях, а также для быстрого
съезда
автомобилей с дороги. К обстановке
дороги относятся дорожные
знаки и указатели, разметка проезжей
части, светофоры и огражденияв опасных для движения местах. На
военно-автомобильных дорогах
предусматриваютсяотстойники
и площадки для стоянки автомобилей,
разъезды, съезды, подъезды
к укрытиям,
инженерное оборудование по защите,
охране и обороне дороги, а также комплекс
зданий и сооружений автотранспортной
и дорожной служб.
Основные элементы автомобильной дороги
К элементам автомобильной дороги
относятся: земляное полотно, дорожная
одежда, дорожные сооружения и обрезы.
Земляное полотно (рис. 28) является
грунтовым основанием для дорожной
одежды и должно обеспечивать ее надежность
независимо от меняющегося водного и
температурного режимов. Оно включает
дорожную одежду и кюветы.
Дорожная одежда – основная часть дороги,
обеспечивающая круглогодичное движение.
Ее устраивают на ширину проезжей части
или на всю ширину дорожного полотна.
Для войсковых путей назначают следующие
величины радиусов кривых: 200 м
-рекомендуемый, 50 м – наименьший, 20 м –
исключительный (применяется в крайне
стесненных условиях).
Продольным профилем дороги называют
ее начертание в разрезе по оси. На нем
показывают величину продольных уклонов,
а также места расположения, тип и основные
размеры водопропускных сооружений.
Везде, где это вызывает большого объема
земляных работ, необходимо стремиться
к его снижению. Обычно принимают: для
грунтовых дорог
– 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым покрытием
– 0,3 – 0,5 %.
Поперечный профиль дороги. В зависимости
от условий местности поперечный профиль
дороги может устраиваться: в нулевых
отметках, насыпи, выемке и в
полунасыпи-полувыемке.
Земляное полотно в нулевых отметках –
наиболее выгодный и распространенный
профиль дороги. Земляные работы в этом
случае сводятся к созданию двухскатного
дорожного полотна за счет грунта,
вынутого из кюветов (рис. 30).
В насыпи земляное полотно на военных
путях устраивают на подходах к мостам,
трубам и на заболоченной местности.
Насыпи делают: малые – высотой до 1 м,
средние – от 1 до 2 м, большие – более 2 м.
Земляное полотно в выемке обычно
устраивают на спусках к мостам и
переправам и тогда, когда надо придать
дороге требуемый продольный уклон.
Глубина выемки зависит от рельефа
местности и принятого продольного
уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают
в насыпь или отсыпают в кавальеры –
насыпи, располагаемые на обрезах дороги.
Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке
устраивают, как правило, на косогорах.
Водоотводные сооружения. Для отвода
воды от дороги, осушения земляного
полотна и дорожного покрытия устраивают
водоотводные сооружения: кюветы, нагорные
и отводные канавы и испарительные
бассейны.
Для отвода дождевых и талых вод в кюветы
или боковые резервы проезжей части и
обочинам придают поперечные уклоны:
проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.
Кюветы предназначаются для сбора воды
с дорожного полотна, отвода ее и сброса
в пониженные места или водотоки,
пересекающие дорогу.
Нагорные канавы устраивают для перехвата
дождевых и талых вод на косогорах и
сброса их в пониженные места. Их отрывают
в удалении от бровки выемки не менее
чем на 5 м.
Дорожные кюветы устраивают треугольного
сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным
-1:1,5. Глубину их обычно принимают равной
0,4 м. Отводные и нагорные канавы
устраивают трапецеидального сечения,
их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по
дну – 0,4-0,5 м.
Водопропускные сооружения. К ним
относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие
насыпи. Их строят на водотоках, а также
на суходолах, где может скапливаться
вода при сильных дождях и таянии снега.
Водопропускные трубы собирают из
готовых бетонных (железобетонных),
металлических элементов. Войскового
изготовления делают из камня (рис. 4) или
дерева (рис. 5). Их строят следующих типов:
из стандартных щитов с отверстием 0,4 х
0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м
и 0,4х1 м (при малых расходах воды);
треугольного сечения из бревен с
отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами
или продольными рамными опорами с
отверстиями не более 4 м; мост-труба со
свайными опорами или опорами из продольных
рам с распорками и верхним строением
по типу моста, отверстие трубы делают
не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис.
31) обычно устраивают при перекрытии
небольших водотоков и суходолов с малым
расходом воды и при наличии местных
каменных материалов.
Площадь поперечного сечения дренирующего
слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей
площади трубы или моста. Высоту фильтрующей
насыпи с верховой стороны назначают на
0,5 м выше подпертого горизонта воды.
Соседние файлы в предмете Национальная безопасность
Что такое “дорога”
. Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:
- проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
- трамвайные пути;
- обочины (оранжевая стрелка);
- тротуары;
- разделительные полосы (черная стрелка).
Что такое “проезжая часть”
. Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3)
, то дорога состоит из одной проезжей части.
Что такое “разделительная полоса”
, которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.
Пример дороги с разделительной полосой:
У новичков может возникнуть законный вопрос – как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).
Тем, кому изложение материала показалось сложным, рекомендуем заглянуть на страницу с примерами, посвященную теме “Дорога”.
Что такое “полоса движения”
. Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.
Пример дороги с двумя полосами движения:
Пример дороги с четырьмя полосами движения:
Что такое “тротуар”
. Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.
Что называют “обочиной”
Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.
Что такое “пешеходный переход”
. Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2
и/или горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2
. Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пример пешеходного перехода:
Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 – слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть – пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Что такое “прилегающая территория”
. Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.
Что такое “железнодоржный переезд”
. Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.
Какая дорога является автомагистралью
, на которой имеются проезжие части для движения в каждом направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.
Определение населенного пункта
. Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.
Что называют препятствием
. Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.
Парковка
. Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.
Пройти онлайн экзамен по данной теме.
В начало страницы
Классификация дорог по назначению
Автодороги по назначению подразделяются на несколько категорий:
- Федеральная автомобильная дорога — важнейшие трассы России. В эту категорию входят направления, которые соединяют Москву со столицами других государств, включенные в международные автодорожные сети, соединяющие административные центры. В эту же группу входят подъездные и соединительные трассы с А-префиксом, подъезды от админцентров субъектов к портам, аэропортам и ж/д станциям, а также соединяющие пути федерального значения.
- Автодороги регионального / межмуниципального уровня — сооружения, находящиеся во владении субъектов РФ и финансируемые из бюджетных средств. Обозначаются префиксами Р, А, К и Н. Критерии отнесения таких дорог к региональному и межмуниципальному устанавливаются высшими органами госвласти РФ. В названии объектов всегда указывается префикс, номер и код объекта 1-го уровня (первые две цифры).
- Автомобильные дороги местного значения — трассы, находящиеся в пределах населенных пунктов и финансируемые за счет их бюджетов. Список таких сооружений определяется на уровне местного органа власти.
- Частные автодороги — элементы дорожной инфраструктуры, расположенные на объектах, принадлежащих компаниям или физлицам. Используются юрлицами или обычными гражданами для собственных нужд или ведения коммерческой деятельности.
Трамвайные пути
Часть дороги, которая находится на самостоятельном полотне, расположенном отдельно, а также в профиле дорожной сети на обособленном или совмещенном полотне. Рассмотрим варианты трамвайных путей:
- Обособленные. Не применяются для перемещения безрельсовых средств, находятся в профиле сети.
- Самостоятельные. Не включены в структуру дороги.
- Совмещенные. Размещены на одном уровне с дорожным полотном, по которому разрешается движение безрельсовых ТС.
Предпочтительным считается 1-йи 2-й вариант исполнения, отличающийся наибольшей безопасностью. Допускается совмещенная версия при организации мероприятий, предотвращающих создание заторов, парковки и иных проблем. Для безопасности требуется разделение трамвайного участка полосками или специальными конструкциями.
Боковые канавы
Используются для защиты дорожного полотна от чрезмерного увлажнения и разрушения. Конструктивно позволяет перехватывать и отводить влагу. При подготовке кюветов по бокам дороги убираются лишние элементы: пни, камни, корневые систем. Для удаления влаги используются разные системы: боковые, нагорные, осушительные и водоотводные.
Боковые канавы — наиболее распространенная конструкция, устанавливаемая на 0-м профиле. Предназначена для отвода воды, появляющейся при дожде и таянии снега.
При плохой водонепроницаемости конструкция имеет трапециевидное исполнение и следующие размеры:
- ширина — 40-50 см;
- глубина — 70-120 см.
При определении глубины необходимо учитывать действующие правила.
По ним расстояния от нижней части боковой канавы до основания дорожной одежды не должно быть меньше 20 см. Откос имеет заложение от 1 к 1.5 до 1 к 3, а при низких насыпях — от 1 к 3 до 1 к 4. В сухих участках с быстрым стоком воды боковые канавы имеют вид треугольника.
Дорожное полотно
Относится к основным элементам автомобильной дороги, играет роль базы для дорожной одежды. Представляет собой участок земли, расположенный на определенной длине, состоит из проезжей частии обочины. Отделен от остальных элементов откосами или боковыми каналами, используемыми для удаления воды и осушения поверхности.
Законодательная база по классификации автомобильных дорог (ФЗ № 257 от 08. 2007 год)
Федеральный закон №257 определяет взаимоотношения касательно автомобильных дорог России, в том числе с позиции дорожной деятельности. Работа ФЗ касается всех автодорог стран, а его цели состоят в следующем:
- помощь по внедрению новых технологий и применения новых нацстандартов РФ;
- определение базы работы автодорог, их применения, ведение деятельности для соблюдения интересов людей;
- интеграция дорожной инфраструктуры в международную сеть;
- оптимизация госуправления в секторе дорожной деятельности;
- восстановление инвестиционного климата в секторе применения автодорог;
- сохранение и развитие дорожной инфраструктуры, улучшение технического состояния.
- В документе рассмотрены главные понятия, законодательство об автодорогах и дорожной деятельности, классификация. Оговариваются вопросы собственности, особенности покрытий оборонного значения, названия и идентификационные номера. Закон рассматривает правила расчета протяженности, тонкости формирования единственного государственного реестра, требования к применению и т. д.
Геометрический элемент автомобильной дороги, по которому движутся безрельсовые ТС: автомобили, мотоциклы, грузовики, велосипеды и т. д. При отсутствии обочины или тротуарной части по нейвозможно перемещение людей. Проезжая часть часто совмещается с трамвайными или ж/д рельсами. Если на ней не предусмотрено обочины, она применяется для остановки или стоянки ТС.
Дорога может иметь одну, две и больше проезжих частей, разделяемых полосами. Как правило, их две, каждая из которых используется для перемещения ТС в определенном направлении. Подобная конструкция позволяет машинам разъехаться или совершить обгон при необходимости.В некоторых случаях их четыре: две главные и две боковые.
Поверхность проезжей части, как правило, асфальтированная. Но возможны и другие варианты:
- щебенка;
- бутовый камень;
- брусчатка;
- грунтовка.
Пример дороги с трамвайными путями
В некоторых случаях движение транспортных средств по трамвайным путям допускается, а в некоторых – нет. Когда это можно делать, а когда – нет, будет рассказно позже.
Порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 28. 2009 г. № 767)
Правила отнесения автодорог к определенной категории происходит с учетом двух факторов:
- транспортно-эксплуатационные параметры;
- потребительские качества.
В случае с автодорогами необщего применения разного уровня могут использоваться иные параметры. Последние определяются государственными исполнительными органами, отвечающими за автомобильную дорогу.
Выбор класса и отнесение трассы к определенной категории выполняется после оценки ее техсостояния и проводится по правилам, которые устанавливаются Минтранспортом РФ. Для каждой дороги решение принимает определенный орган:
- федеральные общего / необщего пользования — государственное дорожное агентство / орган исполнительной власти, контролирующий дорогу;
- региональные / муниципальные автодороги — исполнительный орган госвласти субъекта РФ;
- местные дороги — органы управления городов / поселений;
- частные автодороги — владельцы (юрлица или физлица).
Отнесение трассы к категории федеральной происходит в срок до месяца с момента приема стандартов работ по оценке техсостояния.
Автомобильная дорога как инженерное сооружение
Автодорога представляет собой группу объектов, предназначенных для безопасного движения транспорта с максимально установленной скоростью в течение всей длины и при любой погоде.
Дорога и ее элементы находится в границах одной отводной полосы и условно делятся на несколько категорий по интенсивности движения:
- Общегосударственные, магистральные, подъезд к аэропортам и другим ключевым объектам, активность свыше 14000 машин в день;
- Аналогичная суть, но с меньшей интенсивностью движения — 6000-14000 авто в сутки;
- Республиканские, подъезды к городам, ж/д узлам, морским портам, крупным заводам, активность — 2000-6000 машин в день;
- Областные, районные, входят в общую сеть, ведут к строительным объектам, промпредприятиям, имеют нагрузку 200-2000 авто в сутки;
- Местные, служебные и патрульные трассы, интенсивность — до 200 машин в день.
Конструктивно автодорога состоит из земельного полотна, проезжей части, дорожной одежды, обочины, элементов обустройства, откосов, водоотводных канав и других частей. Каждый из них выполняет определенную функцию и обеспечивает безопасность движения.
Элементы дороги
Поиск запроса “основные элементы автомобильной дороги” по информационным материалам и форуму
Из чего состоит дорога
Дорога, несмотря на всю простоту своего устройства, состоит из множества элементов, служащих для разных целей и выполняющих разные задачи.
Проезжая часть — это основной элемент дороги. По ней ездят легковые автомобили и тяжелые грузовики, а её ширина определяется в зависимости от предполагаемой интенсивности движения. Например, самыми широкими считаются автомагистрали, а узкими — городские дороги с двумя полосами движения. Проезжая часть всегда используется для двухстороннего движения, только если иное не установлено дорожной разметкой или специальными знаками.
Тротуар предназначен для передвижения пешеходов, поэтому он обязательно отделен от проезжей части бордюром или немного приподнят над дорогой, чтобы не допустить случайного заезда автомобиля в пешеходную зону.
Обочина
На дорогах, где тротуар не нужен, например, на автомагистралях и шоссе, его место занимает обочина, примыкающая к проезжей части, но отделенная от нее сплошной белой линией. Обочина тоже считается пешеходной зоной, а еще по ней могут ездить велосипедисты, а вот автомобилям по ней ездить нельзя, только останавливаться на ней для стоянки.
Разделительная полоса создаётся с помощью специальной дорожной разметки или конструкций, предотвращающих выезд автомобилей на проезжую часть со встречным движением.
Пешеходный переход нужен для того, чтобы пешеходы могли попасть с одной стороны дороги на другую. Самый узнаваемый пешеходный переход — это «зебра» из белых полос, но сейчас из-за увеличения интенсивности дорожного движения пешеходные переходы делают с жёлто-белыми полосами. Благодаря яркой жёлтой краске, нанесённой на асфальт, водитель лучше замечает то место, где пешеходы будут переходить дорогу. Водитель заранее успевает сбросить скорость своего транспортного средства, остановиться и пропустить пешеходов.
Также очень важно знать, что пешеходные переходы обозначаются знаками особых предписаний «Пешеходный переход». Знак «Пешеходный переход» выполнен в виде шагающего по чёрно-белым полоскам человечка. Его запомнить легче всего.
Знаки особых предписаний «Пешеходный переход»
О разновидностях пешеходных переходов ты узнаешь немного позже в нашей следующей публикации. Следи на нашими статьями в нашей группе ВК и на сайте юид.рф.
Теперь ты знаешь, что такое дорога и из чего она состоит, поэтому не растеряешься ни на уроке по правилам дорожного движения, ни на настоящей дороге.
Для того, чтобы проверить, насколько ты понял пройденный материал данной темы «Элементы дороги и их назначение», мы опубликуем тестовые задания, которые выйдут на этой неделе.
В ПДД указано, что это продольная полоса проезжей части с разметкой или без нее. Размер полосы движения должен быть достаточным для однорядного движения ТС. Используется в качестве ориентира для водителя и дает ощущение безопасности.
В зимнее время, когда разметка не видна, водитель сам определяет полосу и собственное положение на дороге. Для этого проезжая часть условно делится пополам, где справа находится полоса для движения, а слева — встречная часть. Количество элементов может различаться и зависит от ширины. К примеру, если на дороге может разъехаться четыре автомобиля, то и полос движения столько же.
Рассматриваемый элемент бывает нескольких видов по назначению:
- перемещение в одном направлении;
- реверсивное перемещение с возможностью изменения пути движения;
- перемещение ТС в обоих направлениях.
Выделяются также полосы движения специального назначения — для разгона, снижения скорости, подъема, аварийной остановки, автобусов / троллейбусов и т. д.
Пример дороги с тротуаром
“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Обычно тротуары выполняются на другом уровне от проезжей части (несколько выше), и отделяются от нее бордюром. По тротуарам ходят пешеходы. Ездить по тротуарам транспортным средствам нельзя. В некоторых случаях допускается на тротуарах парковка ТС.
Какие бывают дороги
Как мы уже сказали, дороги бывают не только асфальтированные и городские. Существует более десятка видов и типов дорожных путей, но мы назовем только самые распространенные, по которым ты, скорее всего, уже проезжал или еще обязательно проедешь.
Дорожная одежда
Многослойная конструкция, которая находится в границах проезжей части и принимает на себя нагрузку от двигающихся по ней ТС. Конструктивно состоит из ряда слоев:
- земляное полотно;
- нижнее основание песка — 0,2-0,5 м;
- верхний слой щебенки — 0,1-0,2 м;
- нижний и верхний асфальтобетонный слой — от 4 до 6 см.
Каждая из частей несет определенную нагрузку. К примеру, нижний слой обеспечивает отвод лишней влаги, защищает покрытие от вспучивания, гарантирует прочность грунта. Верхняя секция предусматривает применение щебня и материалов, обеспечивающих равномерность давления на расположенные ниже элементы.
На поверхности предусматривается наиболее плотный слой, защищающий от влаги и обеспечивающий высокую прочность. Это конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку. Как результат, эта часть подвержена разным разрушениям: трещины, выбоины, появление колеи, деформации и т. д.
Дорожные одежды различаются по типам с учетом капитальности и имеют индивидуальную структуру. Основная классификация:
- по капитальности — капитальные, облегченные, переходные, низшие;
- по жесткости — жесткие и нежесткие.
Пример дороги с разделительной полосой
“Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 (сплошная белая линия), разделяющей смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса – это участок земли (заасфальтированной или нет), который разделяет полосы движения на которых осуществляется движение во встречных направлениях.
Проще говоря, разделительная полоса разделяет идущие навстречу друг другу транспортные потоки. В некоторых случаях попасть на полосу встречного движения физически невозможно, поскольку они отделены друг от друга железными отбойниками. В других случаях, это просто две белые линии, нарисованные на асфальте. Их пересечь не представляет никакого труда, но делать это ПДД категорически запрещают.
Наверняка, многие знают, что такое “дорога”. Но, скорее всего, мало кто скажет из каких элементов состоит дорога. Ниже об этом рассказано.
Далее излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.
Смотреть ответы с комментариями на вопросы билетов экзамена по ПДД на тему “Дорога”.
По типу покрытия
Сюда относятся все дороги, о которых мы говорили выше. На них действуют ограничения по скорости и весу транспортных средств или перевозимых грузов, а также другие правила и требования.
Гравийные
Такие дороги не подходят для быстрой езды или перевозки тяжелых грузов. Обычно они строятся для удобного подъезда к предприятиям, частным домам или иным объектам, находящимся вблизи транспортных магистралей и узлов.
Грунтовые
Это такие дороги, которые не строятся специально, а возникают по необходимости, когда нужно проехать из одной точки в другую по кратчайшему маршруту. Они просто накатываются под тяжестью колес, поэтому нередко смываются сильными дождями или пропадают под снегом.
1. Асфальтированные и бетонные 2. Гравийные 3. Грунтовые
Мы рассмотрели основные виды и типы дорог, теперь пора разобраться, из чего они состоят.
Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
При изучении вопроса автодорог стоит учесть классификацию по тонкостям разрешенного применения. Условно они делятся на несколько типов: общего и необщего пользования применительно для государственных, региональных / межмуниципальных, местных и частных трасс. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Дороги необщего пользования
В эту категорию входят автодороги, которыми владеют или пользуются отдельные органы государственной и местной власти, а также физлиц или юрлиц. Элементы дорожной инфраструктуры применяются только для обеспечения собственных потребностей или запросов государства на федеральном или местном уровне.
Перечень дорог необщего значения составляется и утверждается органами госвласти субъектов РФ. В список могут входить трассы федерального уровня полностью или частично, а также другие классы объектов — регионального, местного, межмуниципального и частного значения.
Федеральные автомобильные дороги общего пользования
К группеавтомобильных дорог общего пользования на госуровне относятся:
- объединяющие столицу РФ с админцентрами России и столицами других стран;
- включенные в перечень автодорог с учетом международных договоров;
- объединяющие главные города субъектов РФ;
- выполняющие функции подъездных дорог, соединяющих трассы федерального значения и крупные узлы: морские / речные порты, аэровокзалы, ж/д, спецобъекты.
Список федеральных трасс, относящихся к категории общего пользования, утверждается правительством РФ.
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
Параметры автодорог, относящихся к трассам межмуниципального / регионального значения, определяются высшим органом госвласти субъекта РФ. Такие элементы дорожной инфраструктуры находятся в пределах муниципального района. В список не входят участки автомобильных дорог федерального уровня.
Местные и частные дороги общего пользования
В эту группу включаются автодороги, находящиеся в пределах одного города или поселения, доступные для пользования всем желающим без ограничений. В их состав не входят трассы государственного, регионального и межмуниципального уровня. Перечень элементов дорожной сети составляется и утверждается на уровне городских / поселковых органов власти. Функция может возлагаться и на муниципальные органы при наличии таких указаний со стороны законодательства.
К категории частных автодорог общего применения относятся объекты дорожной инфраструктуры, которыми владеют юрлица и физлица. В них не предусмотрено элементов, ограничивающих движение автомобилей или запрещающих перемещение определенного круга лиц.
Городские дороги
Дороги этого типа пролегают внутри городов и населенных пунктов, поэтому имеют ограничение по скорости до 60 км/ч. Две противоположные полосы дорожного полотна обычно не отделены физически, как на шоссе или автомагистралях, но разделены визуально — белой прерывистой линией или сплошной белой линией дорожной разметки.
Элемент автодороги, предназначенный для пешеходов. Находится вплотную к проезжей части или отделен от нее. Является частью дороги, ведь люди также считаются участниками движения. В редких случаях допускается перемещение, остановка и стоянка ТС на этих участках. За пределами городов тротуары почти не используются, ведь пешеходы движутся непосредственно по обочине.
При строительстве этого элемента автодороги учитываются нормы ГОСТа 33150-2014 и СНИП II К.3-62. В идеале должна предусматриваться дренажная система, обеспечивающая отвод воды. Контроль состояния тротуаров возложен на территориальные органы ГИБДД.
Категории дорог по транспортно-эксплуатационным характеристикам (ГОСТ Р 52398-2005)
В отношении автомобильных дорог действует ГОСТ Р 52398-2005. В нем указано, что все трассы по потребительским, транспортным и эксплуатационным параметрам делятся на несколько категорий. Они классифицируются по следующим признакам:
- число и ширина полос движения;
- наличие главной разделительной полосы;
- вид пересечений с другими дорогами: для пешеходов, велосипедов, трамваев, автомобилей и поездов;
- особенности получения доступа к трассе.
ГОСТ разработан МАДИ (ГТУ), Росакадемией транспорта или ООО «Инжинирингинвест». В нем рассматриваются классы дорог (автомагистрали, скоростная дорога и обычного типа), а также категорийность, о которой упоминалось выше. Отдельно указываются технические требования для имеющихся дорог:
- Автомагистрали имеют категорию 1А, количество полос от 4-х и более с шириной 3,75 м. Имеют разделительную полосу, отсутствие примыканий и других пересечений.
- Скоростная дорога. Относится к категории 1Б. Имеет от 4-х и более полос шириной 3,75 м. Обязательно центральное разделение, нет непосредственного пересечения с другими дорогами.
- Трассы обычного тип. Имеют категорию IB, II, III, IV и V. Могут иметь ширину от 3 м и число полос от 1 в зависимости от категории. Допускается пересечения в одном уровне и доступ на дорогу с примыканиями.
Конструктивный элемент, находящийся на стыке с автомобильной дорогой и примыкающий к ней. Используется для защиты асфальтированного покрытия от деформации и продлевает срок службы земляного полотна. Может иметь ширину от 1,75 до 3,75 м в зависимости от категории трассы.
Состоит из следующих полос:
- укрепительная — защищает асфальт от разрушений, имеет аналогичную прочность;
- остановочная — используется для остановки транспорта, бывает асфальтированной, может иметь щебеночную, гравийную или иную структуру;
- прибровочная — грунтовая часть шириной 50 или 75 см.
- повышение устойчивости дорожного полотна;
- защита краев асфальта от деформаций;
- удобство движения;
- организация перемещения пешеходов.
К обочине предъявляется ряд требований. В ней не должно быть деформаций и повреждений, углублений или дефектов. Зимой поверхность обязательно очищается от снега в течение 24 часов после окончания снегопада. Летом с обочины должны удаляться мусор и посторонние предметы.
Структура может быть различной: глиняной, песчаной, травянистой и т. д. На федеральных трассах делается такой же, как и основная дорога, для безопасности движения. Отделяется от основной проезжей части с помощью сплошной линии.
По скорости и доступности
Автомагистрали — это широкие дороги, предназначенные для быстро движущегося транспорта (максимально разрешенная скорость — 110 км/ч, если не указано другое). Обычно они спроектированы с четырьмя полосами движения, по две полосы в каждом направлении. На автомагистралях движение непрерывное, поэтому на них нет пересечений железных дорог, светофоров или пешеходных переходов.
Шоссе
Шоссе — двухполосные асфальтированные дороги, которые соединяют небольшие населенные пункты с городами и города с городами. Они проходят через всю страну вдоль и поперек, а попасть на них можно только через транспортные развязки и регулируемые перекрестки.
Классификация автомобильных дорог по разрешенной скорости
Вне зависимости от типа все дороги делятся на классы с позиции разрешенной скорости. Условно выделяется три вида:
- Автомагистрали. Максимальная скорость автомобилей весом до 3,5 т и мотоциклов – до 110 км/ч, а остального транспорта (грузовых машин, автобусов, автомобилей с прицепом) — 90 км/ч. На некоторых автомагистралях действует ограничение 130 км/ч. К этой категории относятся трассы, состоящие из нескольких полос и имеющие разделительную полосу. На автомагистралях нет пересечений с другими путями: ж/д, трамвайными, пешеходными, автомобильными и т. д. На таких дорогах запрещена учебная езда, движение задним ходом, разворот через технологические полосы и перемещение транспортных средств со скоростью до 40 км/ч.
- Скоростные дороги. Ограничение скорости — до 90 км/ч вне населенных пунктов и 60 км/ч в городах / деревнях. Такие трассы имеют по всей длине многополосную проезжую часть и разделительную полосу. Не допускается пересечение с ж/д, автомобильными или иными путями. Здесь нельзя останавливаться и долго стоять. Для отдыха предусмотрены специальные места со съездами.
- Обычные дороги. В эту группу входят трассы, не относящиеся к первому и второму типу. Они представляют собой общую проезжую часть, могут иметь разделительную полосу по центру. Здесь уже имеются перекрестки, съезды, пересечения с другими объектами и т. д. Ограничения по скорости составляют 90 км/ч за городом и 60 км/ч в населенных пунктах.
Понятие “автомобильная дорога”
Автодорога— инфраструктурный элемент, используемый для движения автомобилей. В его состав входят земельные наделы в пределах полосы отвода и находящиеся на них узлы: дорожные сооружения / полотно, производственные сооружения, участки обустройства и т. д.
В состав автомобильных дорог входит комплекс связанных между собой конструкций и искусственных объектов, обеспечивающих безопасность перемещения.
При создании конструкций учитываются допустимые скорости, размеры, нагрузка и активность движения. Собственниками автодорог могут выступать исполнительные и муниципальные органы власти, физлица и компании.
Разметка или конструкция, нанесенная или установленная на поверхности дороги. Область, находящаяся за разделительной полосой, используется для движения автомобилей. По полоске нельзя двигаться и останавливать машину. В некоторых случаях такой элемент отделяет зону с трамвайными путями и запрещает движение.
Разделительные полосы бывают двух видов:
- Разметка. Закрывает доступ к определенной части дороги с помощью нанесения краски на поверхность. Такой вариант наиболее бюджетный, но не исключает нарушений со стороны автовладельцев.
- Конструкции. Представляют собой элементы автомобильной дороги, имеющие каменную, металлическую, бордюрную или иную структуру.
За рассматриваемой полосой могут находиться насаждения, трамвайные пути, асфальт, участки для разгрузки / погрузки ТС и т. д. Цель создания — гарантия безопасности движения и разделение потоков. Разделительные полосы считаются неизменной частью скоростных магистралей.
Пример дороги с обочиной
“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 (сплошная белая линия) используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.
Основное отличие обочины от тротуара заключается в том, что: а) обочина всегда располагатся на одном уровне с проезжей частью, и б) по обочине разрешено движение (не постоянное движение ТС), остановка и стоянка ТС. Когда и как это можно делать – будет рассказано позже.
Подводим итог
Смотреть урок №2: Горизонтальная дорожная разметка в виде сплошных линий.
Заключение
Классификация автомобильных дорог является обязательной для распределения полномочий по обслуживанию и правил эксплуатации. Государственные, муниципальные и местные органы всегда ориентируются на единые ФЗ, ГОСТы и Постановления правительства, касающиеся элементов дорожной инфраструктуры.
Автодорога — искусственное сооружение, имеющее множество элементов и созданное с соблюдением действующих норм / правил. Используется для безопасного движения рельсовых и безрельсовых транспортных средств, а в комплексе с тротуарами и пешеходов.