Основные части дороги

Автомобильная
дорога состоит из основных элементов:
земляного полотна, дорожной одежды,
искусственных сооружений и обстановки
дороги.

Земляное полотно
– дорожное сооружение, служащее
основанием для размещения слоев дорожной
одежды и других элементов дороги. В
зависимости от рельефа местности
земляное полотно проектируют в виде
насыпи
– искусственно отсыпанного из грунта
земляного массива выше поверхности
земли, имеющего форму трапеции (рис.
1а), и в виде выемки
– земляного сооружения ниже поверхности
земли, имеющего заданную форму и очертание
(рис. 1б). На косогорных участках местности
земляное полотно проектируют в виде
полунасыпи-полувыемки
путем срезки уступом части естественного
грунта с использованием его в полунасыпь.

Независимо от
погодных условий и времени года земляное
полотно должно сохранять свою
геометрическую форму.

Основные части дороги

Рис 1.1 Основные
элементы дороги:

а – в насыпи; б –
в выемке;

1 – земляное
полотно; 2 – основание насыпи; 3 – тело
насыпи; 4 – верхняя часть земляного
полотна (рабочий слой); 5 – дорожная
одежда; 6 – проезжая часть; 7 – обочина;
8 – откосная часть насыпи; 9 – боковая
водоотводная канава; 10 – откосная часть
выемки; 11 – дренаж; 12 – уровень грунтовой
воды.

Земляное полотно
состоит: из верхней части земляного
полотна (рабочего слоя); тела насыпи (с
откосными частями); откосных частей
выемки и основания выемки; устройства
для понижения или отвода грунтовых вод
(дренажа); поддерживающих и защитных
геотехнических устройств и конструкций,
предназначенных для защиты земляного
полотна от опасных геологических
процессов (селей, лавин, оползней,
эрозий).

Верхняя часть
земляного полотна (рабочий слой)
представляет собой часть полотна, ее
располагают на участке от низа дорожной
одежды на 2/3 глубины промерзания, но не
менее 1,5 от поверхности покрытия проезжей
части. Рабочий слой проектируют вместе
с конструкцией дорожной одежды.

Тело насыпи
земляного полотна располагают ниже
рабочего слоя и чаще отсыпают на участках
высоких насыпей, применяя местный или
привозной грунт.

Основание насыпи
– естественный грунт с ненарушенной
структурой, на котором сооружают земляное
полотно, или массив грунта ниже насыпного
слоя; основание
выемки –
массив грунта ниже границы рабочего
слоя.

Откосные части
насыпи или
выемки
представляют собой боковые наклонные
поверхности, которые ограничивают
искусственно отсыпанное земляное
сооружение.

К земляному полотну
относятся связанные с ним водоотводные
сооружения, необходимые для отвода
поверхностных вод; канавы, боковые
резервы, быстротоки, испарительные
бассейны.

Грунтовые воды
оказывают влияние на прочность и
устойчивость земляного полотна. Поэтому
необходимо понижать или перехватывать
воду при помощи проектирования дренажа.

Дорожная одежда
– многослойная конструкция, воспринимающая
нагрузку от транспортных средств и
передающая ее на грунтовое основание.
Дорожная одежда состоит из верхнего
слоя (покрытия), нижнего слоя (основания)
и дополнительных слоев.

На дорожные
сооружения постоянно воздействуют
природные условия данной местности.
Изменение влажности воздуха, суточные
колебания температуры, господствующее
направление ветра, высота снегового
покрова и многое другое значительно
влияют на выбор отметок земляного
полотна и конструкции дорожной одежды.
Срок службы дорожной одежды зависит от
прочности материалов конструкции.

Соседние файлы в папке ТЭК

Основные элементы автомобильной дороги

К элементам автомобильной дороги
относятся: земляное полотно, дорожная
одежда, дорожные сооружения и обрезы.

Земляное полотно (рис. 28) является
грунтовым основанием для дорожной
одежды и должно обеспечивать ее надежность
независимо от меняющегося водного и
температурного режимов. Оно включает
дорожную одежду и кюветы.

Дорожная одежда – основная часть дороги,
обеспечивающая круглогодичное движение.
Ее устраивают на ширину проезжей части
или на всю ширину дорожного полотна.

Для войсковых путей назначают следующие
величины радиусов кривых: 200 м
-рекомендуемый, 50 м – наименьший, 20 м –
исключительный (применяется в крайне
стесненных условиях).

Продольным профилем дороги называют
ее начертание в разрезе по оси. На нем
показывают величину продольных уклонов,
а также места расположения, тип и основные
размеры водопропускных сооружений.

Везде, где это вызывает большого объема
земляных работ, необходимо стремиться
к его снижению. Обычно принимают: для
грунтовых дорог

– 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым покрытием
– 0,3 – 0,5 %.

Поперечный профиль дороги. В зависимости
от условий местности поперечный профиль
дороги может устраиваться: в нулевых
отметках, насыпи, выемке и в
полунасыпи-полувыемке.

Земляное полотно в нулевых отметках –
наиболее выгодный и распространенный
профиль дороги. Земляные работы в этом
случае сводятся к созданию двухскатного
дорожного полотна за счет грунта,
вынутого из кюветов (рис. 30).

В насыпи земляное полотно на военных
путях устраивают на подходах к мостам,
трубам и на заболоченной местности.
Насыпи делают: малые – высотой до 1 м,
средние – от 1 до 2 м, большие – более 2 м.

Земляное полотно в выемке обычно
устраивают на спусках к мостам и
переправам и тогда, когда надо придать
дороге требуемый продольный уклон.
Глубина выемки зависит от рельефа
местности и принятого продольного
уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают
в насыпь или отсыпают в кавальеры –
насыпи, располагаемые на обрезах дороги.

Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке
устраивают, как правило, на косогорах.

Водоотводные сооружения. Для отвода
воды от дороги, осушения земляного
полотна и дорожного покрытия устраивают
водоотводные сооружения: кюветы, нагорные
и отводные канавы и испарительные
бассейны.

Для отвода дождевых и талых вод в кюветы
или боковые резервы проезжей части и
обочинам придают поперечные уклоны:
проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.

Кюветы предназначаются для сбора воды
с дорожного полотна, отвода ее и сброса
в пониженные места или водотоки,
пересекающие дорогу.

Нагорные канавы устраивают для перехвата
дождевых и талых вод на косогорах и
сброса их в пониженные места. Их отрывают
в удалении от бровки выемки не менее
чем на 5 м.

Дорожные кюветы устраивают треугольного
сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным
-1:1,5. Глубину их обычно принимают равной
0,4 м. Отводные и нагорные канавы
устраивают трапецеидального сечения,
их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по
дну – 0,4-0,5 м.

Водопропускные сооружения. К ним
относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие
насыпи. Их строят на водотоках, а также
на суходолах, где может скапливаться
вода при сильных дождях и таянии снега.

Водопропускные трубы собирают из
готовых бетонных (железобетонных),
металлических элементов. Войскового
изготовления делают из камня (рис. 4) или
дерева (рис. 5). Их строят следующих типов:
из стандартных щитов с отверстием 0,4 х
0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м
и 0,4х1 м (при малых расходах воды);
треугольного сечения из бревен с
отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами
или продольными рамными опорами с
отверстиями не более 4 м; мост-труба со
свайными опорами или опорами из продольных
рам с распорками и верхним строением
по типу моста, отверстие трубы делают
не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис.
31) обычно устраивают при перекрытии
небольших водотоков и суходолов с малым
расходом воды и при наличии местных
каменных материалов.

Площадь поперечного сечения дренирующего
слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей
площади трубы или моста. Высоту фильтрующей
насыпи с верховой стороны назначают на
0,5 м выше подпертого горизонта воды.

Соседние файлы в предмете Национальная безопасность

Автомобильная дорога включает:

Элементы автомобильной дороги показаны
на рисунке 1.

Основные части дороги

Рисунок 1 – Элементы автомобильной дороги

Полоса местности, выделяемая для
расположения на ней до­роги и всех ее
сооружений, называется полосой отвода.

Земляное полотно
служит основанием для дорожной одежды
и должно обеспечивать ее необходимую
прочность в
течение всего периода эксплуатации
дороги.

Проезжая часть
предназначена для движения боевых
и транспортных машин. На ВАД может быть
однополосная
(для движения одного ряда машин) или
двухполосная (для
движения двух рядов машин) проезжая
часть. В пределах
проезжей части устраивают дорожную
одежду.

Дорожная одежда
непосредственно воспринимает воздействие
проходящих по дороге боевых и транспортных
машин и состоит
из различных по материалу и толщине
кон­структивных
слоев.

Верхние слои
многослойных дорожных одежд, а также
однослойные дорожные одежды называютдорожными покры­тиями.
Конструкцию
дорожной одежды определяют с учетом
ме­стных
условий, интенсивности и состава
движения, сезона года и срока
эксплуатации дороги. Преимущественно
приме­няют типовые конструкции. В
необходимыхслучаях
толщину дорожных одежд (покрытий)
рассчитывают.

Обочины
служат боковыми упорами дорожной одежды,
обеспечивают безопасность движения и
используются для стоянки
боевых и транспортных машин при
кратковременных остановках.
Обочины по возможности укрепляют
гравием, щебнем
и другими дорожно-строительными
материалами.

Для отвода воды с
поверхности дороги проезжей части
придают поперечный уклон 20– 30
%о, обочинам 30 –40 %о.

Части дорожной полосы, находящиеся за
пределами земляного полотна, называют
обрезами. Они используются для
движения гу­сеничных машин, складирования
материалов, размещения зданий
эксплуатационной службы, снегозащитных
устройств, линий связи и устройства
объездов.

Путепроводы, мосты,
трубы, фильтрующие насыпи и
другие водопропускные сооружения
служат для обеспечения
движения в местах пересечения дороги
с железнодорожными
и автомобильными дорогами, водотоками,
оврагами и ущельями.

Водоотводные и
осушительные устройства
автомобильной
дороги

Водоотводные и осушительные устройства(боковые, на­горные
и водоотводные канавы, дренажи, лотки,
испаритель­ные
бассейны)
предназначены для осушения земляного
по­лотна, сбора
и отвода воды от дороги. На
автомобильных дорогах в горной местности,
кроме того, устраиваютподпорные
и одевающие стенки, селепроводы,
противоосыпные, противолавинные,
противооползневые и
другие защитные сооружения.

Обстановка и обустройство дороги
предназначены для
обеспечения безопасности движения,
ориентирования во­дителей и начальников
автомобильных колонн о направлении
движения и
дорожных условиях, а также для быстрого
съез­да
автомобилей с дороги. К обстановке
дороги относятся дорожные
знаки и указатели, разметка проезжей
части, све­тофоры и огражденияв опасных для движения местах. На
военно-автомобильных дорогах
предусматриваютсяотстойни­ки
и площадки для стоянки автомобилей,
разъезды, съезды, подъезды
к укрытиям,
инженерное оборудование по за­щите,
охране и обороне дороги, а также комплекс
зданий и со­оружений автотранспортной
и дорожной служб.

Общие положения. Дорога и ее элементы

Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.

Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.

И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.

Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных родственными признаками.

Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.

Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).

Основные части дороги

А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).

Основные части дороги

Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.

Основные части дороги

Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.

Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.

Основные части дороги

А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:

Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.

Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).

Основные части дороги

Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.

Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

Основные части дороги

Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.

Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.

Основные части дороги

И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.

Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.

Основные части дороги

Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.

Основные части дороги

Основные части дороги

Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.

Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.

Основные части дороги

Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.

Основные части дороги

В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.

Основные части дороги

Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.

Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.

Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.

Подведем еще один предварительный итог.

Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.

Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Основные части дороги

Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).

В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.

Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

Основные части дороги

Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.

Основные части дороги

Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.

Основные части дороги

Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.

Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Основные части дороги

Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.

Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.

Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.

Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.

Основные части дороги

Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.

Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.

Основные части дороги

Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.

На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.

Основные части дороги

Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.

Основные части дороги

А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.

Основные части дороги

Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.

Основные части дороги

Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?

И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:

Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).

А сейчас давайте зададимся конкретным примером.

Основные части дороги

Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).

Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).

ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.

Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.

Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *