Описание автодороги

к Правилам классификации

в Российской Федерации

и их отнесения к категориям

Общие понятия о дорогах

Автомобильные
дороги представляют собой комплекс
инженерных сооружений для непрерывного,
удобного и безопасного движения
автомобилей с расчетной нагрузкой и
установленными скоростями. В этот
комплекс входят: земляное полотно,
дорожная одежда, мосты, защитные
сооружения, здания и сооружения
автосервиса, дорожных и автотранспортных
служб.

Параметры элементов
дороги подразделяют на 2 вида:

К постоянным
параметрам относят ширину проезжей
части, длину прямых и кривых участков,
крутизну подъемов и спусков, высоту
насыпей и др.

Степень
соответствия постоянных параметров
автомобильной дороги нормативным
требованиям называют техническим
уровнем дороги.

К переменным
параметрам относят характеристики
дороги, изменяющиеся под воздействием
транспортных средств и метеорологических
условий, таких как: прочность дорожной
одежды, состояние поверхности дорог,
сцепные качества, ровность покрытия,
состояние разметки.

Степень
соответствия переменных параметров
дороги нормативным требованиям называют
эксплуатационным состоянием дороги.

Потребительскими
свойствами дороги называются
транспортно-эксплуатационные качества
(ТЭК АД), которые непосредственно отвечают
интересам пользователей и оцениваются
транспортно-эксплуатационными
показателями. К потребительским свойствам
АД относят:

– обеспеченная
скорость движения по АД;

– пропускная
способность АД;

– допустимая осевая
нагрузка и грузоподъемность (или общая
масса) автомобилей и автопоездов и др.

От
транспортно-эксплуатационных качеств
дороги зависят технико-экономические
показатели работы автомобильного
транспорта на данной дороге (ТЭП АД). К
ТЭП АД относятся:

– расход топлива
и др.

Автомобильная
дорога –
это комплекс инженерных сооружений и
устройств, предназначенный для движения
транспортных средств при любых погодных
условиях. В этот комплекс входят:

искусственные
сооружения (мосты, трубы, эстакады,
тоннели и т.д.)

обстановка пути
(знаки, тумбы);

обустройство пути
(автостанции, мотели, кемпинги,
автозаправочные станции, пункты
технического обслуживания).

Общие
требования, предъявляемые к дорогам,
заключаются в обеспечении комфортности
и безопасности движения при движении
с расчетной скоростью на всем протяжении
(подъемы, спуски), независимо от погодных
условий и времени года.

Расчетной
скоростью считается
наибольшая возможная (по условиям
устойчивости и безопасности) скорость
движения одиночных автомобилей при
нормальных условиях погоды и сцепления
шин автомобилей с поверхностью проезжей
части, которой на наиболее неблагоприятных
участках трассы соответствуют предельно
допустимые значения элементов дороги.

Безопасность
движения обеспечивается
соблюдением нормативных требований к
проектированию геометрических элементов
дороги (ширины земляного полотна,
проезжей части и обочин, уклонов, радиусов
углов поворота в плане и продольном
профиле, от которых зависит видимость
дороги), обустройством придорожной
полосы, устройством в нужных местах
тумб, столбиков, ограждений, дорожных
знаков.

Одним из важнейших
показателей, характеризующих работу
дорог, является интенсивность движения.

Интенсивность
движения –
показатель, характеризующий количество
автомобилей, проходящих по дороге или
перегону в обоих направлениях, за единицу
времени (сут., ч).

Количество
грузов или пассажиров, перевезенных по
дороге в единицу времени в обоих
направлениях, называют
грузо- или
пассажиронапряженностью
(Q).

Произведение
объема грузовых перевозок на среднюю
дальность перевозки, называют грузооборотом
(Г).

Экономическим
перегоном называют
участок дороги, в пределах которого
грузонапряженность не меняется.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2021 N 899)

Параметры элементов │ Класс автомобильной дороги

автомобильной дороги ├──────────────┬─────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────

│автомагистраль│ скоростная │ обычная автомобильная дорога

│ │автомобильная│ (нескоростная автомобильная дорога)

│ │ дорога │

│ Категории автомобильной дороги

│ IА │ IБ │ IВ │ II │ III │ IV │ V

1. Общее число полос 4 и более 4 и более 4 и более 4 2 2 2 1

2. Ширина полосы 3,75 3,75 3,5 – 3,75 3,5 – 3,75 3,5 – 3,75 3,25 – 3,5 3 – 3,25 3,5 – 4,5

3. Ширина обочины 3,75 3,75 3,25 – 3,75 2,5 – 3 2,5 – 3 2 – 2,5 1,5 – 2 1 – 1,75

(не менее), м

4. Ширина 6 5 5 2 (без – – – –

разделительной учета

полосы, м ширины

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2021 N 899)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Пересечение с в разных в разных допускается в одном в одном в одном в одном в одном

автомобильными уровнях уровнях пересечение уровне уровне уровне уровне уровне

дорогами в одном уровне

не чаще чем

через 5 км

6. Пересечение с в разных в разных в разных в разных в разных в разных в одном в одном

железными уровнях уровнях уровнях уровнях уровнях уровнях уровне уровне

7. Доступ к дороге не допускается допускается допускается допуска- допуска- допуска- допуска- допуска-

с примыкающей не чаще чем не чаще чем ется ется ется ется ется

дороги в одном через 5 км через 5 км

8. Максимальный 0,6 0,65 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Примечания: 1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра – для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра – для дорог III, IV и V категорий.

2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).

3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.

4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.

5. На автомобильных дорогах категории II с четырьмя полосами движения при устройстве тросовых ограждений или барьерных ограждений с отделяющейся балкой без консоли допускается уменьшение ширины разделительной полосы до 1 метра (без учета ширины ограждения по оси дороги).

(п. 5 введен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2021 N 899)

6. На эксплуатируемых автомобильных дорогах категории II с четырьмя полосами движения (участках таких автомобильных дорог) допускается отсутствие разделительной полосы на период до капитального ремонта, реконструкции указанной автомобильной дороги (участка такой автомобильной дороги) в случае невозможности ее устройства в рамках работ по ремонту или содержанию такой автомобильной дороги (участка такой автомобильной дороги) и при условии реализации компенсационных мероприятий, предусмотренных проектом организации дорожного движения.

(п. 6 введен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2021 N 899)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

(часть десятая в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 246-ФЗ)

10.1. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 – 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пассажирские автотранспортные средства классифицируются по назначению и вместимости. I. По назначению автобусы подразделяют на: – пригородные, – междугородние, – местного сообщения, – экскурсионные или туристические. II. По вместимости автобусов: – особо малые – до 10 пассажиров; – малые – до 30 пассажиров; – средние – до 60 пассажиров; – большие – до 100 пассажиров; – особо большие – до 150 пассажиров. В городах широко используют сочлененные автобусы, которые имеют постоянную сцепку между автобусом и автобусным прицепом или полуприцепом. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта представлена на рис.2.4.

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Как известно, одной из вечных проблем России являются дороги. Недостаток и низкое качество дорог существенно сдерживает не только развитие автомобильного транспорта, но и социально-экономический прогресс в стране. Общая длина автомобильных дорог в России составляет 945 тыс.км, из них с твердым покрытием 750 тыс.км. Дороги общего пользования составляют всего лишь 580 тыс.км., из них твердое покрытие имеют 525 тыс.км. (90%). Протяженность федеральных дорог составляет 46,4 тыс.км. (менее 10% от сети общего пользования).

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

1. относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

2. относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

3. относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера включая относящиеся к собственности:

Подвижной состав автомобильного транспорта

Рисунок 2.4 – Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

– поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);

-муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов); Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов.

– городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами).

– относящиеся к частной и иным формам собственности.

б) на автомобильные дороги необщего пользования – автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд. Значительная часть ведомственных и частных дорог в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, около четверти из них брошены владельцами из-за отсутствия средств на ремонт и содержание. Наиболее явно эта проблема имеет место в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где ведомственные дороги нередко являются единственным способом сообщения между удаленными населенными пунктами

Автодороги группируют по техническим параметрам, а также по народно-хозяйственному значению.

I. По народно-хозяйственному значению дороги делят на:

1. магистральные автодороги общегосударственного значения (1а,1б,2 класс);

2. автодороги общегосударственного и республиканского значения (2,3 класс);

3. автодороги республиканского и областного значения (3,4 класс);

4. местные автодороги (4,5 класс).

II. По техническим характеристикам. Автодороги по техническим и качественным характеристикам делят на 5 категорий или классов. Основными критериями для назначения параметров автодорог является среднесуточная интенсивность дороги в расчетный год, расчетная скорость, пропускная способность одной полосы движения и обеспечение безопасности движения. Классификация автодорог по категориям представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Классификация автодорог по категориям

Дорога самой низкой категории (5) – это однополосная, шириной 4,5 м, с фактической пропускной способностью менее 200 а/м в сутки, с расчетной скоростью движения 60 км/час.

III. По условиям движения и доступа к ним автомобильные дороги разделяются на следующие классы:

· скоростная автомобильная дорога;

· обычная автомобильная дорога.

Для автомобильной дороги класса “автомагистраль” устанавливается IА категория. Для автомобильной дороги класса “скоростная автомобильная дорога” устанавливается IБ категория. Для автомобильной дороги класса “обычная автомобильная дорога» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

К классу «автомагистраль» или «автобан», относятся автомобильные дороги:

– имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой,

– не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными путями;

– доступ на автобан возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км. друг от друга. На автобанах отсутствуют перекрёстки и, соответственно, светофоры. Пересечения автобанов выполнены исключительно многоуровневыми развязками. Все съезды и выезды на автобаны оборудованы полосами замедления и ускорения. Выезд на автобаны для транспортных средств, максимальная разрешённая скорость которых ниже 60 км/ч (например, мопеды или трактора), а также для велосипедного и гужевого транспорта запрещён. Также на автобанах запрещёно пешеходное движение. К отличительным особенностям автобанов относятся запрещения движения задним ходом и остановки вне специально отведённых для этого мест. На автобанах запрещён и обгон (опережение) справа. Большая часть автобанов огорожена специальными заборами, предотвращающими появление диких животных на проезжей части. В Австрии и Швейцарии на автобанах приняты ограничения скорости в 130 км/час и 120 км/час соответственно. В Германии общее ограничение скорости отсутствует, вместо него есть «рекомендуемая скорость», которая составляет 130 км/час. Проезд тяжёлого грузового автотранспорта (общая разрешённая масса более 12 т.) по автобанам Германии платный. Размер сбора за пользование автобанами высчитывается специальной системой Toll Collect, отслеживающей расстояние, которое конкретный автомобиль проехал по автобанам страны. Средняя стоимость постройки одного километра автобана в Германии составляет 26,8 миллиона евро. К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги: – имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой; – не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными путями; – доступ на автобан возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 3 км. друг от друга. К классу “дороги обычного типа” относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам “автомагистраль” и “скоростная дорога”: – имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой; – доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V – 50 м друг от друга. Классификация автодорог по условиям движения представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Классификация автодорог по категориям

Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.

Основными показателями автодорог являются:

– расчетная скорость – наибольшая безопасная скорость, т.е. при безаварийном движении. Устанавливается в зависимости от категории дороги и рельефа местности;

– расчетная нагрузка – нагрузка на ось, устанавливается для определения прочности дорожных одежд, инженерных сооружений;

– пропускная способность – наибольшее число автомобилей, которые могут пройти по дороге с определенной скоростью. При этом должно соблюдаться безопасное расстояние между автомобилями.

Пропускная способность многополосной дороги определяется по формуле:

, авт/час. (2.1)

где N – пропускная способность одной полосы;

n – количество полос;

kп – коэффициент плотности, зависящий от числа полос (kп < 1).

Пропускная способность одной полосы определяется по формуле:

где 1000 – коэффициент приведение к одной размерности (км в м);

V – скорость, км/ч;

l а – длина автомобиля, м;

Sт – наименьшее расчетное расстояние между автомобилями, м.

Для эффективного использования автотранспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-ой и 2-ой категории с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками и т.п.

Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30-50%, расход топлива повышается в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля возрастает в 2-3 раза, а срок службы уменьшается на 30 %.

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

2) защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

4) производственные объекты – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

С 01.09.2024 в п. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 29.05.2023 N 197-ФЗ).

5) элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 257-ФЗ)

6) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания “Российские автомобильные дороги” в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

8) пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

13) объекты дорожного сервиса – здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

14) платная автомобильная дорога – автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

14.1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, – автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также – платный участок автомобильной дороги);

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

15) полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

17) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, установленные Правительством Российской Федерации, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

(п. 17 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 172-ФЗ)

18) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

(п. 18 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 172-ФЗ)

19) неделимый груз – груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;

(п. 19 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ)

20) сохранность автомобильной дороги – состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;

(п. 20 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 257-ФЗ)

21) – 22) утратили силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

23) специальный груз – груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации;

(п. 23 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 39-ФЗ)

24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств – участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;

(п. 24 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 239-ФЗ)

25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств – расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи;

(п. 25 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 239-ФЗ)

П. 26 ст. 3 вступает в силу с 01.03.2024.

26) проект организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства – документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, предусмотренном частью 15 статьи 31 настоящего Федерального закона;

(п. 26 введен Федеральным законом от 28.04.2023 N 172-ФЗ)

27) габарит приближения – предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной продольной оси проезжей части автомобильной дороги, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы сооружений или расположенных на них устройств.

(п. 27 введен Федеральным законом от 28.04.2023 N 172-ФЗ)

Виды изысканий и порядок разработки проекта

Автомобильные
дороги, как и другие объекты строительства,
строят и реконструируют в соответствии
с разработанной проектно-сметной
документацией. Для составления проекта
строительства проводят соответствующие
изыскания.
Изыскания подразделяют на два вида –
экономические и технические.

Работы
по установлению направлений и мощности
транспортных связей с учетом их развития
в перспективе называют экономическими
изысканиями.
Для проведения изысканий формируют
отдельные группы, в которые включают
инженеров-экономистов, дорожников,
мостовиков, геологов и других специалистов.
Задачей экономических изысканий являются
сбор, обработка, систематизация и анализ
исходных данных для обоснования
народнохозяйственных предпосылок
развития сети автомобильных дорог, для
установления экономической целесообразности
и последовательности строительства и
реконструкции отдельных объектов.

Экономические
изыскания разделяют на комплексные и
титульные. Комплексные
изыскания
необходимы для изучения транспортной
работы, рационального размещения сети
дорог, установления очередности
капитальных вложений в отдельные
маршруты в пределах определенной
территории. Титульные
изыскания
проводят для определения объемов грузо-
и пассажироперевозок при постройке или
реконструкции отдельного дорожного
маршрута – титула.

Экономические
изыскания имеют два периода работы –
подготовительный и полевой.

В
подготовительный
период осуществляют
изучение задания по разработке схемы
развития сети дорог региона, составлению
сметы на производство работ, разработке
программы изысканий, изучение карты
района предстоящих изысканий, изучение
материалов научно-исследовательских
и проектных институтов, сбор в органах
статистических управлений показателей,
характеризующих современное состояние
производительных сил, транспорта и сети
автомобильных дорог и т.д.

В
полевой
период
выполняют следующие работы: составление
списка грузо- и пассажирообразующих
точек (в том числе строящихся и
проектируемых предприятий); составление
перечня автомобильных дорог и подъездов
с характеристикой их технического
состояния; сбор сведений о размещении
и развитии производительных сил, объемах
и направлении перевозок грузов и
пассажиров автомобильным транспортом;
изучение работы автотранспортных
предприятий и сбор показателей,
характеризующих технико-эксплуатационные
аспекты работы автомобильного транспорта;
изучение данных непосредственного
учета движения автомобилей на дорогах;
сбор данных в органах ГИБДД о
дорожно-транспортных происшествиях;
получение материалов для определения
хозяйственных потерь в условиях
существующего состояния сети автомобильных
дорог.

При
составлении схемы транспортных связей
района населенные пункты, колхозы,
совхозы, акционерные общества и другие
предприятия рассматриваются как
отдельные грузообразующие
пункты, а
при составлении схемы транспортных
связей отдельных хозяйств грузообразующими
пунктами являются центральные усадьбы,
фермы, отделения, бригады и т.д.

При
проектировании сети дорог для одного
колхоза или акционерного общества
необходимо учитывать размещение дорог
соседних хозяйств и целесообразность
совмещения дорог, расположенных рядом,
для экономии отводимых под них земель,
а также на их строительство и содержание.

Итогом
экономических изысканий являются
разработка схемы транспортных связей,
а на ее основании – принципиальной
схемы размещения дорог с последующей
корректировкой этой схемы с учетом
местных условий (существующей дорожной
сети, рельефа местности, границ полей
севооборотов, размещения лесных полос,
почвенно-грунтовых, гидрогеологических
и других условий); установление
среднесуточной интенсивности движения,
сравнение вариантов проектируемых
дорог.

Объем
перевозок Q
(грузонапряженность) по отдельным
грузообразующим пунктам устанавливают
по годовым отчетам сельскохозяйственных
предприятий, заготовительных и
торгово-снабженческих организаций. При
этом необходимо учитывать объем
перевозок, связанных с обслуживанием
сельского населения, перевозки пассажиров,
движение личных автомобилей, другие
перевозки, не поддающиеся учету. Поэтому
грузонапряженность рекомендуется
увеличивать на 30%.

Среднесуточную
интенсивность
движения устанавливают на основе данных
о размерах грузонапряженности и структуре
автомобильного парка, выявленных в
результате проведения экономических
изысканий по формуле

где
Q
– грузонапряженность;

К
– коэффициент, учитывающий наличие в
составе движения легковых и грузовых
автомобилей, не перевозящих грузы и
пассажиров (1,15 – 1,25);

q
– средневзвешенная грузоподъемность
автомобиля;

Д – число дней
работы дороги в году;

 –
коэффициент использования пробега
(около 0,6);

 –
коэффициент использования грузоподъемности
(
= 0,8 – 0,9).

Среднегодовую
суточную интенсивность движения
автомобилей используют для экономических
расчетов при сравнении вариантов.

Показателями
экономической эффективности капитальных
вложений при строительстве для обоснования
различных вариантов или решений служат
коэффициент сравнительной эффективности
Е и срок окупаемости вкладываемых в
строительство средств Т, которые
определяют по формулам

где
Э1
и Э2 –
годовые дорожно-транспортные расходы
по вариантам;

К1
и К2 –
капитальные вложения в сравниваемые
варианты.

Можно
сравнивать варианты по минимуму
приведенных сопоставимых затрат.

Pпр
=
EH(Kg
+ Ka)
+ Tp

min,

где
Pпр
– приведенные сопоставимые затраты;

EH
– нормативный
коэффициент экономической эффективности
(ЕH
= 0,12);

Kg,
Ka
– соответственно капитальные вложения
в строительство дороги и подвижной
состав;

Тp
– текущие затраты расчетного года.

Для назначения
категории дороги, определения
геометрических элементов дороги и
назначения дорожной одежды используют
показатель расчетной интенсивности
движения.

Расчетная
интенсивность (Np)
движения
связана со среднесуточной зависимостью

где
Kобобщ.
– обобщенный коэффициент, учитывающий
среднюю грузоподъемность автомобилей,
неравномерность движения по месяцам
года и часам суток, протяженность
экономических перегонов (Kобобщ.
= 1,5 – 1,6).

Вторым
видом изысканий являются инженерно-технические
изыскания. Они состоят из
топографо-геодези-ческих,
инженерно-геологических и
инженерно-гидрометеоро-логических
изысканий. В процессе технических
изысканий
выполняют
следующие виды работ:

1. Детально изучают
на местности трассу, намеченную на карте
в подготовительный период; изучают и
оценивают конкурирующие варианты;
согласовывают положение трассы с
заинтересованными организациями
(землепользователями, эксплуатационниками
инженерных сетей, экологами и т.д.).

2. Закрепляют трассу
на местности путем провешивания линий,
измерения углов поворота, разбивки
пикетажа и съемки плана.

3. Нивелируют трассу
и поперечные профили дорог, проводят
съемку отдельных сложных мест.

4. Собирают данные
для проектирования водоотводных,
дренажных и других искусственных
сооружений.

5. Обследуют грунты
в пределах дорожной полосы и в местах
закладки резервов для возведения высоких
насыпей, обследуют имеющиеся месторождения
природных каменных материалов.

6. Проводят детальные
геологические и гидрологические
обследования участков, опасных для
устойчивости земляного полотна.

7. Собирают данные
для разработки плана организации
строительства и составления сметных
расчетов.

8. Проводят
камеральную обработку данных, полученных
в процессе технических изысканий.

На
основании проведенных экономических
и технических изысканий проектные
организации разрабатывают проектно-сметную
документацию.

2.1.4. Классификация
автомобильных дорог

Автомобильные
дороги классифицируются по двум принципам
– экономическому и техническому.

В
целях разграничения между собственниками
автомобильных дорог полномочий в
вопросах строительства, эксплуатации
и развития сети автомобильных дорог,
упорядочения использования средств,
направляемых на их содержание, ремонт
и реконструкцию, все автомобильные
дороги по экономическому
принципу
классифицируются следующим образом:

1. Дороги общего
пользования, которые находятся на
балансе государственных организаций.
К автомобильным дорогам общего пользования
относятся:

федеральные
дороги, являющиеся федеральной
собственностью;

дороги областного
(краевого) значения;

дороги местного
значения, находящиеся в муниципальной
собственности;

2. Ведомственные
дороги, находящиеся на балансе предприятий
и организаций. Они включают:

дороги промышленных
предприятий, учреждений, организаций
и подъезды к ним;

внутрихозяйственные
дороги колхозов, акционерных обществ
и других сельскохозяйственных предприятий,
соединяющие центральные усадьбы с их
отделениями, животноводческими
комплексами, фермами, полевыми станами
и т.д., а также дороги, соединяющие их с
дорогами общего пользования;

служебные и
патрульные дороги вдоль каналов,
трубопроводов, подъезды к гидротехническим
сооружениям и т.д.;

внутриплощадочные
дороги, расположенные в пределах
производственной зоны (животноводческих
ферм, птицефабрик и т.д);

внутрипоселковые
дороги, расположенные в пределах
селитебной территории населенных
пунктов.

3. Частные дороги,
построенные за счет средств предпринимателей
и владельцев фермерских хозяйств.

Дороги
областного, районного значения, а также
ведомственные (внутрихозяйственные)
образуют сеть местных
дорог.
По
своей
протяженности они составляют до 95% всей
дорожной сети.

Внутрихозяйственные
дороги колхозов, акционерных обществ
(включая подъездные пути к ним, используемые
хозяйствами), по которым перевозят в
основном сельскохозяйственные грузы,
называют сельскохозяйственными
дорогами.

По
техническому признаку дороги общего
пользования подразделяются на 5
технических категорий в зависимости
от расчетной
интенсивности движения
и значимости
дорог согласно СНиП 2.05.02-85 (табл. 45).
Коэффициенты приведения интенсивности
движения транспортных средств к легковому
автомобилю следует принимать по таблице
46.

При
назначении категории дороги расчетную
интенсивность движения определяют на
20-й год, считая с момента завершения
разработки проекта автомобильной
дороги. Каждая категория дороги имеет
различные технические параметры (ширину
земляного полотна, проезжей части,
уклоны, минимальные радиусы кривых в
плане и т.д.)

Основные параметры
дорог общего пользования приведены в
таблице 47.

Сельскохозяйственные
дороги, соединяющие центральные усадьбы
с бригадами, отделениями, животноводческими
комплексами и фермами, полевыми станами,
пунктами заготовок, хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции, с
дорогами общего пользования и между
собой, за исключением полевых
вспомогательных и внутриплощадочных
дорог, подразделяются на три категории
(СНиП 2.05.11-83).

Таблица 45.
Классификация автомобильных дорог по
значимости и расчетной интенсивности
движения

П
р и м е ч а н и я. 1. Расчетная интенсивность
в транспортных единицах принимается в
случаях, когда легковые автомобили
будут составлять менее 30% общего
транспортного потока. 2. Категория
подъездных дорог к промышленным
предприятиям назначается в соответствии
с расчетной интенсивностью движения
для дорог I-б
– V
категорий.

Таблица 46.
Коэффициенты приведения

Таблица 47.
Технические параметры автомобильных
дорог

Классификация автомобильных дорог

Европейские
маршруты — часть единой европейской
транспортной системы, имеют префикс E
и номер, частично совпадают с участками
федеральных автомагистралей.

Автомобильные
дороги федерального значения — имеют
префикс M и номер, финансируются из
федерального бюджета.

Автомобильные
дороги регионального значения — имеют
префикс A и номер, финансируются из
бюджетов субъектов федерации.

Автомобильные
дороги межмуниципального значения —
имеют префикс P и номер, финансируются
из муниципальных бюджетов.

Прочие дороги
местного значения — имеют префикс H и
номер.

Перечень автомобильных
дорог общего пользования федерального
значения, а также перечень автомобильных
дорог, необходимых для обеспечения
обороны и безопасности Российской
Федерации (имеющих оборонное либо
специальное значение), утверждается
Правительством Российской Федерации.

В настоящее время,
с 28 сентября 2009, года действуют «Правила
классификации автомобильных дорог в
Российской Федерации и их отнесения к
категориям автомобильных дорог»,
утверждённые постановлением Правительства
России от 28 сентября 2009 г. № 767.

В этом стандарте
применены следующие термины с
соответствующими определениями:

Техническая
классификация автомобильных дорог —
разделение множества автомобильных
дорог по классификационным признакам
на классы и категории:

Класс автомобильной
дороги — характеристика автомобильной
дороги по условиям доступа на неё.

Категория
автомобильной дороги — характеристика,
отражающая принадлежность автомобильной
дороги соответствующему классу и
определяющая технические параметры
автомобильной дороги.

Доступ на
автомобильную дорогу — возможность
въезда на автомобильную дорогу и съезда
с неё транспортных средств, определяемая
типом пересечения или примыкания.

Автомобильные
дороги по условиям движения и доступа
на них транспортных средств разделяют
на три класса:

К
классу «автомагистраль» относят
автомобильные дороги: имеющие на всем
протяжении многополосную проезжую
часть с центральной разделительной
полосой; не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными
дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками; доступ на
которые возможен только через пересечения
в разных уровнях, устроенных не чаще,
чем через 5 км друг от друга.

К
классу «скоростная дорога» относят
автомобильные дороги: имеющие на всем
протяжении многополосную проезжую
часть с центральной разделительной
полосой; не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными
дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками; доступ на
которые возможен через пересечения в
разных уровнях и примыкания в одном
уровне (без пересечения потоков прямого
направления), устроенных не чаще, чем
через 3 км друг от друга.

К
классу «дороги обычного типа» относят
автомобильные дороги, не отнесённые к
классам «автомагистраль» и «скоростная
дорога»: имеющие единую проезжую часть
или с центральной разделительной
полосой; доступ на которые возможен
через пересечения и примыкания в разных
и одном уровне, расположенные для дорог
категорий IB, II, III не чаще, чем через 600
м, для дорог категории IV не чаще, чем
через 100 м, категории V — 50 м друг от
друга.

Автомобильные
дороги по транспортно-эксплуатационным
качествам и потребительским свойствам
разделяют на категории в зависимости
от: количества и ширины полос движения;
наличия центральной разделительной
полосы; типа пересечений с автомобильными,
железными дорогами, трамвайными путями,
велосипедными и пешеходными дорожками;
условий доступа на автомобильную дорогу
с примыканий в одном уровне.

Кроме
того, АД подразделяют по народнохозяйственному
значению и административному подчинению:
магистральные общегосударственного
значения, в том числе для международного
сообщения; магистральные республиканского
значения для сообщения между областями
и центрами республиканского значения;
областного значения, обеспечивающие
связь районов и крупны предприятий с
областными центрами, станциями ж/д,
пристанями; районного значения,
связывающие районные центры, населенные
пункты и крупные местные промышленные
станции и пристани; городские дороги и
дороги населенных пунктов; дороги
промышленных предприятий и дороги
предназначенные для внутрихозяйственных
перевозок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *